Научная статья на тему 'Субсидирование как инструмент государственной поддержки малого и среднего предпринимательства'

Субсидирование как инструмент государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2756
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НОРМАТИВЫ / КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ЕДИНЫЙ РЕЕСТР / ФОРМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ / УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ / SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS / STANDARDS / CRITERIA FOR ASSIGNING / STATE FINANCIAL SUPPORT / SINGLE REGISTER / FORMS OF SUBSIDIZATION / KRASNODAR REGION / REGIONAL PROGRAMS / FINANCING / AUTHORIZED MANAGEMENT / AVAILABILITY OF SUBSIDIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелинская Мария Владимировна, Медведева Ольга Владимировна

Субсидирование части затрат, связанных с реализацией отдельных направлений деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, является частью государственной финансовой поддержки, оказываемой малым и средним рыночным структурам России на федеральном и региональном уровнях. Формы и условия субсидирования малого и среднего бизнеса в значительной степени зависят от механизма формирования и распределения субсидиарных средств, функционирующего в конкретном регионе. В статье рассмотрены ключевые аспекты механизма субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства в экономической системе Краснодарского края. В ней представлены субъекты, осуществляющие прием заявок и выдачу субсидий, описаны основные виды и характеристики условий предоставления субсидий в данном регионе. В ходе исследования выяснено, что большая часть субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляется вновь зарегистрированным фирмам на первоначальных этапах их деятельности. Авторы приходят к выводу, что в современных сложных экономических условиях прямое субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства должно выступать основной мерой государственной финансовой поддержки предпринимателей. В статье предложены мероприятия, направленные на совершенствование действующего механизма субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, в состав которых входит расширение перечня субсидий, в том числе по разным отраслям, упрощение документального порядка оформления заявок на получение субсидий, создание информационно-консультационных центров для оказания помощи предпринимателям в оформлении документации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зелинская Мария Владимировна, Медведева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSIDIES AS AN INSTRUMENT OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Subsidizing part of the costs associated with the implementation of individual activities of small and medium-sized enterprises, it is part of the public financial support to small and medium-sized Russian market structures at the federal and regional levels. Forms and conditions of subsidizing small and medium-sized businesses are largely dependent on the mechanism of formation and distribution of subsidiary assets, operating in a particular region. The article examines the key aspects of the mechanism of subsidizing small and medium-sized businesses in the economic system of the Krasnodar Territory. It presents the entities involved in accepting applications and granting subsidies, describes the main types and characteristics of the conditions for granting subsidies in that region. The study found that most of the subsidies for small and medium-sized businesses provide newly registered firms in the initial stages of their work. The authors conclude that in today's difficult economic conditions, direct subsidies to small and medium-sized businesses should act as the primary measure of government financial support for entrepreneurs. The article proposed measures aimed at improving the existing mechanism of subsidizing small and medium-sized businesses in the region, which include the extension of the list of subsidies, including on different branches, the simplification of documentary about registration of applications for subsidies, the establishment of information and advisory centers for the provision of assistance to entrepreneurs in the design documentation

Текст научной работы на тему «Субсидирование как инструмент государственной поддержки малого и среднего предпринимательства»

УДК 339.13

08.00.00 Экономические науки

СУБСИДИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Зелинская Мария Владимировна д. э. н., профессор

профессор кафедры государственного и муниципального управления БРШ-код: 5696-3487 ЛиШогГО: 326596

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар, Россия

Медведева Ольга Владимировна

старший преподаватель кафедры бухгалтерского

учета, анализа и аудита

БРШ-код: 5808-6442

ЛиШогГО: 719063

Южный институт менеджмента, Краснодар, Россия

Субсидирование части затрат, связанных с реализацией отдельных направлений деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, является частью государственной финансовой поддержки, оказываемой малым и средним рыночным структурам России на федеральном и региональном уровнях. Формы и условия субсидирования малого и среднего бизнеса в значительной степени зависят от механизма формирования и распределения субсидиарных средств, функционирующего в конкретном регионе. В статье рассмотрены ключевые аспекты механизма субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства в экономической системе Краснодарского края. В ней представлены субъекты, осуществляющие прием заявок и выдачу субсидий, описаны основные виды и характеристики условий предоставления субсидий в данном регионе. В ходе исследования выяснено, что большая часть субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляется вновь зарегистрированным фирмам на первоначальных этапах их деятельности. Авторы приходят к выводу, что в современных сложных экономических условиях прямое субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства должно выступать основной мерой государственной финансовой поддержки предпринимателей. В статье предложены мероприятия, направленные на совершенствование действующего механизма субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства

UDC 339.13 Economical sciences

SUBSIDIES AS AN INSTRUMENT OF STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Zielinskaya Maria Vladimirovna Dr.Sci.Econ., Professor of the Department of state and municipal management SPIN-ID: 5696-3487 AuthorID: 326596

Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar, Russia

Medvedeva Olga Vladimirovna

senior lecturer, Department of accounting, analysis

and audit

SPIN-ID: 5808-6442 AuthorID: 719063

Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia

Subsidizing part of the costs associated with the implementation of individual activities of small and medium-sized enterprises, it is part of the public financial support to small and medium-sized Russian market structures at the federal and regional levels. Forms and conditions of subsidizing small and medium-sized businesses are largely dependent on the mechanism of formation and distribution of subsidiary assets, operating in a particular region. The article examines the key aspects of the mechanism of subsidizing small and medium-sized businesses in the economic system of the Krasnodar Territory. It presents the entities involved in accepting applications and granting subsidies, describes the main types and characteristics of the conditions for granting subsidies in that region. The study found that most of the subsidies for small and medium-sized businesses provide newly registered firms in the initial stages of their work. The authors conclude that in today's difficult economic conditions, direct subsidies to small and medium-sized businesses should act as the primary measure of government financial support for entrepreneurs. The article proposed measures aimed at improving the existing mechanism of subsidizing small and medium-sized businesses in the region, which include the extension of the list of subsidies, including on different branches, the simplification of documentary about registration of applications for subsidies, the establishment of information and advisory centers for the provision of assistance to entrepreneurs in the design documentation

в регионе, в состав которых входит расширение перечня субсидий, в том числе по разным отраслям, упрощение документального порядка оформления заявок на получение субсидий, создание информационно -консультационных центров для оказания помощи предпринимателям в оформлении документации

Ключевые слова: СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, НОРМАТИВЫ, КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА, ЕДИНЫЙ РЕЕСТР, ФОРМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ФИНАНСИРОВАНИЕ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ, УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

Бок 10.21515/1990-4665-123-088

Keywords: SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS, STANDARDS, CRITERIA FOR ASSIGNING, STATE FINANCIAL SUPPORT, SINGLE REGISTER, FORMS OF SUBSIDIZATION, KRASNODAR REGION, REGIONAL PROGRAMS, FINANCING, AUTHORIZED MANAGEMENT, AVAILABILITY OF SUBSIDIES

Субъекты малого и среднего предпринимательства обременены высокими рисками и не обладают необходимыми финансово-инвестиционными ресурсами для защиты от них. В кризисных условиях данное обстоятельство обусловливает острую потребность сферы малого и среднего бизнеса в государственной финансовой поддержке в том числе за счет субсидирования, предоставлении льготных кредитов, государственных гарантий и др.

Принадлежность российских хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего бизнеса определяется нормами федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Напомним, что согласно статье 3 ФЗ № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся «... хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям» [1].

С 1 августа 2016 г. изменились критерии, с помощью которых можно решить, относится ли определенный хозяйствующий субъект к категории малого и среднего предпринимательства: подверглись корректировке требования к структуре уставного (складочного) капитала, существенно увеличился максимально возможный предпринимательский доход, определяющий принадлежность хозяйствующих субъектов к сфере малого и среднего бизнеса:

- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не может превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% [1];

- доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения [2]: для микропредприятий это 120 млн. рублей; для малых предприятий это доход составляет 800 млн. рублей; для средних - 2 млрд. рублей.

Причем идентификация категорий (микро-, малое или среднее предприятие) осуществляется в соответствии с наибольшим значением. То есть в расчет принимается или размер дохода, который суммируется по всем осуществляемым видам деятельности, или среднесписочная численность работников за прошлый календарный год.

Показатель среднесписочной численности работников, используемый в качестве критерия, остался неизменным (для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно; для малых предприятий - до 100

человек включительно; для микропредприятий - до 15 человек включительно) [4].

Таким образом, повышение максимально возможного предпринимательского дохода в текущих условиях позволяет большему количеству экономических субъектов претендовать на статус субъекта малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, на средства государственной финансовой поддержки этих субъектов в рамках федеральных и региональных программ [7].

Отметим и еще одно важное нововведение 2016 года, касающееся сферы функционирования малого и среднего предпринимательства (МСП). Впервые в России сформирован Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства представляющий размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах малого и среднего бизнеса. Согласно данным Единого реестра (информация сформирована Федеральной налоговой службой России) по состоянию на 1 августа 2016 г. в нашей стране зарегистрировано 5,5 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства, из них:

- малые предприятия (юридические лица) - 2 млн 600 тыс. единиц;

- индивидуальные предприниматели - 2 млн 900 тыс.

Доля вклада этих субъектов в ВВП России в 2016 г. составляет около 20 %.

Полученные сведения о численности субъектов малого и среднего предпринимательства впервые приближены к реальным значениям (напомним, что до формирования данных Единого реестра субъектов МСП информация о численности малых и средних рыночных структур формировалась Федеральной государственной службой статистики РФ на основе данных мониторингов субъектов МСП, проводимых 1 раз в 5 лет). Однако информацию об общей численности субъектов малого и среднего

предпринимательства пока нельзя отнести к категории точных по следующим причинам:

1) при формировании данных Единого реестра не была учтена информация о субъектах малого и среднего предпринимательства, не представляющих в ФНС России налоговую и бухгалтерскую отчетность (эти субъекты отнесены к категории «прекративших деятельность»);

2) часть субъектов малого и среднего бизнеса работает «в тени», без официальной регистрации.

Используя информацию Единого реестра, хозяйствующий субъект может подтвердить свою принадлежность к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, лица, зарегистрированные в Едином реестре в качестве субъектов МСП до 31 декабря 2016 г, могут претендовать на получение государственной поддержки (финансовой, информационной, консультационной и пр.). А те субъекты, сведения о которых не поступили в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 января 2017 г. не смогут воспользоваться мерами государственной поддержки, предусмотренными федеральной и региональными программами.

Следовательно, для того, чтобы стать пользователем государственной финансовой поддержки по программам поддержки малого и среднего предпринимательства, экономический субъект должен подтвердить свой статус в качестве субъекта малого и среднего бизнеса. Для этого ему необходимо:

1) соответствовать критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным по состоянию на 1 августа 2016 г.;

2) проверить правильность и полноту занесения информации о собственном статусе в Едином реестре малого и среднего предпринимательства - до 31 декабря 2016 г.;

3) своевременно и в полном объеме представлять налоговую отчетность, подтверждающую данные о среднесписочной численности и предпринимательском доходе. Данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства формируются Федеральной налоговой службой автоматически. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не представили в установленные законодательством РФ сроки налоговую или бухгалтерскую отчетность, то Федеральная налоговая служба не внесет сведения об этих субъектах в Единый реестр в текущем году.

Субсидирование малого и среднего предпринимательства как вид государственной финансовой поддержки осуществляется с 2005 года государственными уполномоченными структурами. Главным распорядителем бюджетных субсидиарных средств выступает Министерство экономического развития РФ, которое производит прямое и косвенное субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства из средств федерального, регионального и местных бюджетов. Правовой основой субсидирования малых и средних предприятий являются следующие нормативные акты:

- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

- Бюджетный Кодекс РФ;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

- ежегодно издаваемые приказы Минэкономразвития России.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ, субсидия - это бюджетные

средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы

Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [3]. Выделим отличительные свойства субсидий:

1) целевой характер бюджетных средств;

2) исключительно бюджетные ассигнования, предоставляемые одним уровнем бюджета другому на условиях «софинансирования» каких-либо расходов в рамках определенной программы;

3) предоставляется получателям на безвозвратной основе (при условии соблюдения целевого характера расходования этих средств);

Федеральный бюджет осуществляет поддержку МСП с использованием двух форм субсидирования: прямой и косвенной.

Прямые субсидии направлены на поддержку развития и повышение эффективности деятельности сферы малого и среднего бизнеса в региональных экономических системах России. Современная практика показывает, что среди получателей прямых субсидий приоритет имеют такие виды малого и среднего предпринимательства как инновационные виды деятельности, социальное предпринимательство,

сельскохозяйственная деятельность и др.

Цель косвенного субсидирования заключается в поддержке развития всей сферы малого и среднего бизнеса, создании благоприятного предпринимательского климата в стране и в регионах. В текущих экономических условиях преобладают следующие направления косвенного субсидирования сферы малого и среднего бизнеса:

1) налоговые льготы («налоговые каникулы» для определенных отраслей, льготные налоговые режимы для субъектов малого и среднего бизнеса, возврат прямых налогов, налоговая оптимизация);

2) мероприятия в рамках денежно-кредитной политики (пониженные банковские ставки по кредитам, целевое кредитование субъектов малого и среднего бизнеса, выдача банковских гарантий банковскими

учреждениями и гарантийными фондами, микрозаймы, льготные условия страхования отдельных видов деятельности).

В соответствии с нормами действующего законодательства субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется при выполнении ряда условий, перечень и характеристика которых представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Условия предоставления федеральных субсидий бюджетам субъектов РФ по программам поддержки малого и среднего предпринимательства

Показатель Условия предоставления субсидий

Главный распорядитель федеральных субсидий Министерство экономического развития Российской Федерации

Получатели федеральных субсидиарных средств Региональные уровни бюджетов (участвуют все бюджеты регионов РФ)

Порядок соответствия 1. Целевой характер (в рамках утвержденных федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства). 2. Конкурсная основа (в первую очередь средства предоставляются тем региональным бюджетам, где достигнуты наиболее высокие показатели эффективности развития субъектов МСП и созданы объекты инфраструктуры поддержки субъектов МСП). 3. Софинансирование расходов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (в региональных бюджетах должны быть предусмотрены расходы на поддержку субъектов МСП). 4. Наличие в региональном бюджете достаточного объема средств для софинансирования расходов по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Адресная финансовая помощь (субсидии предоставляются субъектам МСП, функционирующим в рамках «приоритетных» отраслей в регионе). 6. Строгое выполнение порядка документального оформления выдачи субсидий и др.

Целевой характер расходования субсидиарных средств, определенных в региональных программах, должен соответствовать целям поддержки, предусмотренным в федеральных нормативных актах (например, начинающие предприниматели, молодежное предпринимательство и др.) [5].

Краснодарский край входит в пятерку ведущих регионов России, занимающих лидирующие позиции по уровню развития сферы малого и среднего предпринимательства и созданию благоприятного предпринимательского климата [6]. Правовые основы и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства законодательно закреплены в региональных программах:

- «Государственная программа Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» со сроком реализации 2016 - 2021 годы»;

- «Государственная программа Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2018 годы»;

- «Долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2013 - 2017 годы»».

В рамках данных программ в крае действует подпрограмма «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы». Ее структура финансирования представлена в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, плановый объем финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы» (далее - Программа) предусмотрен в размере 1274589,9 тыс. руб., из них средства федерального бюджета -703 738,5

тыс. руб. или 55,2%, средства краевого и муниципального бюджетов -570851,4 тыс. руб. или 44,8% в общем объеме финансирования за 20142018 гг. При этом объемы федерального финансирования расходов Программы в 2016-2018 гг. не предусмотрены. В связи с этим реализация основных направлений Программы может быть проведена исключительно за счет средств бюджета края (в 2016 году 79813,4 тыс. руб. или 97,2% в общем объеме финансирования) и бюджетов муниципалитетов (2016 год -2272,1 тыс. руб. (2,8%)).

Таблица 2 - Плановые объемы и структура финансирования подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего

предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 гг.»

Плановые объемы финансирования, тыс. руб.

Год Всего в том числе:

реализ финансирования федерал ьный бюджет края бюджеты

ации бюджет муниципа

госуда литетов

рствен тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

ной

програ

ммы

1 2 3 4 5 6 7

2014 377 980,9 100,0 172 000,0 45,5 205 980,9 54,5 0,0 0,0

2015 649 769,2 100,0 531 738,5 81,8 102 516,7 15,8 15 514,0 2,4

5 181,8* 100,0 0,0 0,0 5 181,8* 100,0 0,0 0,0

2016 82 085,5 100,0 0,0 0,0 79 813,4 97,2 2 272,1 2,8

2017 82 085,5 100,0 0,0 0,0 79 813,4 97,2 2 272,1 2,8

2018 82 668,8 100,0 0,0 0,0 79 813,4 96,5 2 855,4 3,5

Всего 1 274 589,9 100,0 703 738,5 55,2 547 937,8 43,0 22 913,6 1,8

* Денежные обязательства получателей средств краевого бюджета, не исполненные в 2014 году в связи с отсутствием возможности их финансового обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: п 5.1.1. Государственной программы Краснодарского края «Экономическое развитие и инновационная экономика». Режим свободного доступа // http://www.cbr.ru, дата обращения 02.03.2015 г.

Необходимо отметить, что, несмотря на текущие экономические сложности и отсутствие софинансирования расходов Программы из федерального бюджета, органами власти Краснодарского края по-прежнему проводится реализация мероприятий по приоритетным направлениям поддержки малого и среднего предпринимательства региона. Так, в 2015 году фактические кассовые расходы всех уровней бюджетов на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса Краснодарского края составили 600581,6 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 527677,4 тыс. руб., за счет средств краевого бюджета - 72904,2 тыс. руб.

10 октября 2016 года губернатором края В. Кондратьевым принято решение направить дополнительные средства на реализацию мероприятий по поддержке сферы малого и среднего предпринимательства в размере 345 млн руб. Всего на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства предусмотрено финансирование в сумме 459,3 млн руб. [6].

Главными распорядителями бюджетных средств по программе «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 гг.» выступают Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и Министерство экономики Краснодарского края.

Уполномоченные органы Краснодарского края, осуществляющие прием заявок и выдачу субсидий субъектам малого и среднего бизнеса:

1. Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.

2. Департамент промышленной политики Краснодарского края.

3. Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.

4. Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края.

5. Служба труда и занятости населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края.

Основные виды и характеристика условий предоставления субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляемых Департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, представлены в табл.3.

Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края предусматривает возможность следующих виды субсидирования:

1) На ранней стадии деятельности;

2) По уплате процентов по кредитам;

3) По договорам лизинга;

4) При осуществлении предпринимательской деятельности в области народных художественных промыслов и ремесленной деятельности;

5) На создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества.

Данные таблицы 3 показывают, что большая часть субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляется вновь зарегистрированным экономическим субъектам на первоначальных этапах деятельности. Меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность более 1 года, предусматриваются или только для определенных направлений деятельности или на достаточно «жестких» условиях (например, субсидии по уплате процентов по кредитам).

Таблица 3 - Виды и условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Краснодарского края

Условия субсидирования Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края

Виды субсидирования

На ранней стадии деятельности По уплате процентов по кредитам По договорам лизинга При осуществлении предпринимательской деятельности в области народных художественных промыслов и ремесленной деятельности На создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества

Максимальная сумма субсидии 500 тыс. руб. 10 млн руб. 10 млн руб. 500 тыс. руб. 7 млн 700 тыс. руб.

Размер компенсации по возмещению затрат 70% от фактически произведенных затрат не более 70% от фактически уплаченных процентов по кредиту 70 % авансового платежа по договорам лизинга 50 % от фактически произведенных затрат -

Получатели субсидиарных средств Субъекты МСП (ИП и юридические лица) Субъекты МСП (ИП и юридические лица) Субъекты МСП (ИП и юридические лица) Субъекты МСП (ИП и юридические лица) и ремесленники Субъекты МСП (ИП и юридические лица)

Срок регистрации в качестве субъекта МСП Не более 12 месяцев Не более 12 месяцев Более 12 месяцев - -

Дата получения и сумма кредита - Не ранее 13.09.2013 г. и не менее 1 млн 500 тыс. руб. - - -

http://ej.kubagro.ru/2016/09/pdf/88.pdf

Подводя итог, отметим, что в современных сложных экономических условиях прямое субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства должно являться основной мерой государственной финансовой поддержки предпринимателей. «Перекладывание» ответственности за судьбу сферы малого бизнеса на региональные бюджеты несправедливо, даже с учетом кризисных условий хозяйствования. Федеральным и региональным органам власти необходимо разработать и согласовать перечень мероприятий, направленных на совершенствование механизма субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства. По нашему мнению, в данный перечень могут быть включены:

1) пересмотр и согласование условий софинансирования расходов из средств федерального бюджета на реализацию мер поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах;

2) увеличение федерального финансирования;

3) расширение перечня субсидий, в том числе по разным отраслям;

4) упрощение документального порядка оформления заявок на получение субсидий для субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) создание в рамках инфраструктуры информационно-консультационных центров для оказания информационной и консультационной работы по субсидированию и помощи предпринимателям в оформлении документации по субсидиям;

6) формирование в открытом доступе Единого реестра получателей субсидий (субъектов малого предпринимательства) по видам субсидий и отраслям;

7) проведение информационной работы с привлечением средств массовой информации, оповещении о начале и сроках приема заявок для предпринимателей и пр.

Литература:

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 29.12.201 г. № 408-ФЗ, от 23.06.2016 г. № 222-ФЗ, от 03.07.2016 г. № 265-ФЗ).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. (ред. от 03.07.2016).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

4. Медведева О.В. Бизнес-климат малых и средних рыночных структур: факторы 2015 года. Научный вестник Южного института менеджмента, 2015. - № 4. - С.21-26.

5. Зелинская М.В. Государственная поддержка предпринимательства Краснодарского края // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015. - № 107. - С. 521-533.

6. Медведева О.В. Роль инфраструктуры малого и среднего бизнеса в развитии региональных экономических систем (по материалам Краснодарского края). Приоритеты социально-экономического развития Юга России // Материалы девятой региональной научно-практической конференции молодых ученых. Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2012. - С. 104-111.

7. Zelinskaya M.V., Plotnikova E.V., Zayceva M.V., Chueva T.I., Osmolovskaya M.S. The problem of development of farm enterprises in the Krasnodar region. // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. - Т. 6. - № 5 S3. - P. 164-175.

References

1. Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 2007 g. № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» (v redakcii federal'nyh zakonov ot 29.12.201 g. № 408-FZ, ot 23.06.2016 g. № 222-FZ, ot 03.07.2016 g. № 265-FZ).

2. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 N 145-FZ. (red. ot 03.07.2016).

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 janvarja 2014 goda № 1605 «O predostavlenii i raspredelenii subsidij iz federal'nogo bjudzheta bjudzhetam sub#ektov Rossijskoj Federacii na gosudarstvennuju podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva, vkljuchaja krest'janskie (fermerskie) hozjajstva».

4. Medvedeva O.V. Biznes-klimat malyh i srednih rynochnyh struktur: faktory 2015 goda. Nauchnyj vestnik Juzhnogo instituta menedzhmenta, 2015. - № 4. - S.21-26.

5. Zelinskaja M.V. Gosudarstvennaja podderzhka predprinimatel'stva Krasnodarskogo kraja // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2015. - № 107. - S. 521-533.

6. Medvedeva O.V. Rol' infrastruktury malogo i srednego biznesa v razvitii regional'nyh jekonomicheskih sistem (po materialam Krasnodarskogo kraja). Prioritety social'no-jekonomicheskogo razvitija Juga Rossii // Materialy devjatoj regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh. Krasnodar: Izd-vo Juzhnogo instituta menedzhmenta, 2012. - S.104-111.

7. Zelinskaya M.V., Plotnikova E.V., Zayceva M.V., Chueva T.I., Osmolovskaya M.S. The problem of development of farm enterprises in the Krasnodar region. // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. - T. 6. - № 5 S3. - P. 164-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.