ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
УДК: 338.242
АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*
В.В. КАРПОВ, доктор экономических наук, профессор, директор Омского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
А.А. КОРАБЛЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Н.Т. МОЗЖЕРИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и статистики
E-mail: [email protected] Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Статья посвящена совершенствованию механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
* Авторы выражают глубокую признательность за ценные советы и замечания зав. кафедрой предпринимательского и корпоративного права Финансового университета при Правительстве РФ, доктору юридических наук, профессору Г.Ф. Ручкиной; зав. кафедрой микроэкономики Финансового университета при Правительстве РФ, доктору экономических наук, профессору Н.Н. Думной; а также референту Департамента экономики и финансов Правительства РФ А.А. Огрызову. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета в рамках выполнения заказа № 01201463785 (2014) Правительства РФ по теме «Совершенствование механизма государственной поддержки предпринимательских структур».
Цель исследования - разработка предложений по совершенствованию механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Проанализирована нормативная правовая база, выявлены проблемы в действующем механизме государственной поддержки малого и среднего бизнеса, предложены направления его совершенствования и оптимального сбалансированного развития.
Использованы функционально-структурный анализ, а также абстрактно-логический метод и метод моделирования.
В ходе исследования выявлены ключевые проблемы в механизме господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства (асимметрия выделения субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, поздние сроки получения субсидий на региональном уровне и проблема их ре-
ализации, несовершенство методики распределения субсидий и оценки результативности реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства).
Предложены наиболее оптимальные методы распределения государственных финансовых ресурсов для развития малого и среднего предпринимательства в регионах. Усовершенствованы подходы к формированию направлений развития малого и среднего предпринимательства путем повышения роли субъектов РФ. Даны рекомендации по смещению времени получения федеральных субсидий субъектами РФ на первую половину года для улучшения процесса управления этими средствами и их освоения.
Предложенные рекомендации могут быть использованы на разных уровнях государственного управления. Кроме этого, авторские предложения могут быть полезны в разработке направлений государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и его оптимального сбалансированного развития, а также в совершенствовании методики распределения федеральных субсидий по регионам.
Ключевые слова: государственная поддержка предпринимательства в регионах, региональный механизм государственной поддержки, государственная программа, малое и среднее предпринимательство, механизм, моделирование, бизнес-процесс, анализ
Одним из приоритетных направлений долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП). В международной практике этому сектору экономики уделяется особое внимание, в развитых странах доля МСП в ВВП составляет от 70 до 90% [4, с. 45]. В России эта доля гораздо ниже, в пределах 20% при слабом росте [17, с. 84]. Каким образом совершенствовать действующий механизм государственной поддержки на федеральном и региональном уровне, как достичь требуемого роста доли МСП в российской экономике - это вопросы, обусловливающие актуальность исследуемой темы. К ней проявляют интерес многие авторы, каждый из которых пытается раскрыть один из аспектов данной проблематики.
Под механизмом государственной поддержки МСП понимается совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов, методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы государственной поддержки МСП. Этот механизм требует постоянного мониторинга на
соответствие современным условиям функционирования и развития предпринимательских структур.
Совершенствованию механизма государственной поддержки МСП на федеральном и региональном уровнях в России и за рубежом посвящено много экономической литературы [3, 5, 6, 14, 18, 20]. По мнению многих авторов, наиболее значимой является финансовая поддержка субъектов МСП [9, с. 795; 11, с. 97]. В настоящем исследовании рассмотрен процесс предоставления субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам.
В ходе исследования разработаны модель действующего механизма государственной финансовой поддержки МСП (модель «как есть») и усовершенствованная модель этого процесса (модель «как будет»). Моделирование механизма государственной поддержки МСП осуществлялось с помощью методологии IDEF0 - наиболее известной методологии моделирования бизнес-процессов, позволяющей отобразить иерархию и взаимосвязь между функциями системы. Ее широкое распространение позволяет не рассматривать в рамках статьи методические аспекты ее использования [2, с. 33; 19, с. 15].
Ключевое значение в механизме государственной поддержки МСП имеют государственные программы. На них приходится около 96% расходов федерального бюджета. Государственные программы направлены на достижение целей и приоритетов, установленных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.1. Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы (ФЦП) и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы (ВЦП) и отдельные мероприятия органов государственной власти2. Моделирование механизма господдержки было осложнено тем, что «допускаются случаи, когда федеральная целевая программа (ФЦП), входящая в состав государственной программы, может обеспечивать реализацию одной или нескольких подпрограмм данной государственной программы, а также случаи, когда подпрограмма государственной программы обеспечивает реализацию ФЦП,
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
2 Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (ред. от 28.03.2014).
Источник: авторская разработка.
Рис. 1. Контекстная диаграмма модели «Механизм государственной поддержки МСП в России (как есть)»
входящих в состав государственной программы, и иных подпрограмм»3. Ведомственные целевые программы могут как входить в государственные программы, так и не входить в них [12, с. 118]. Этот пример поясняет, что в модели сложно отразить всю многовариантность механизма государственной поддержки МСП, поэтому на модель были наложены ограничения. При этом важным моментом в механизме господдержки МСП является его эффективность (результативность) [15, с. 8]. Отправной точкой моделирования послужили указанные на федеральном портале малого и среднего предпринимательства программы господдержки МСП4. Модель механизма государственной поддержки МСП была создана путем анализа нормативно-правовой базы и интервьюирования экспертов.
На контекстной диаграмме модели отражена основная функция механизма - государственная поддержка МСП (рис. 1).
Управляющее воздействие на процесс господдержки МСП оказывает ряд законодательных и нормативно-правовых документов, среди которых:
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (ред. от 28.12.2013);
- Бюджетный кодекс РФ (ст. 78);
3 Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690.
4 Государственная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства. URL: http://www.smb.gov. ru/measuresupport/programs.
- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» и пр.
Нормативные документы устанавливают критерии МСП, порядок и условия предоставления юридическим и физическим лицам субсидий на поддержку предпринимательской деятельности, антимонопольные мероприятия и т.д. «Входом» модели обозначены средства (субсидии) федерального и региональных бюджетов. «Выходом» модели является развитие МСП, получивших государственную поддержку, а также информация о достижении показателей результативности программ господдержки, которая определяет обратную связь по управлению моделью. Органы исполнительной власти должны реагировать на эту информацию и при необходимости вносить изменения в механизм государственной поддержки МСП.
Далее контекстная диаграмма модели была декомпозирована. Диаграммы декомпозиции отражают функциональные блоки согласно уровням управления или процессов. На диаграмме декомпозиции первого уровня А0 находятся следующие функциональные блоки:
- государственная поддержка МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
- содействие самозанятости безработных граждан;
- поддержка субъектов МСП в сельской местности;
- поддержка МСП в научно-технической сфере;
- разработка или внесение изменений в целевые программы.
Таблица 1
Анализ государственных программ
Ответственный исполнитель Цель программы Целевые индикаторы
Программа «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Минэкономразвития России Увеличение доли субъектов МСП Количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. чел. населения РФ. Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП
Программа «Содействие занятости населения». Подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»
Минтруда и соцразви-тия России Предотвращение роста напряженности на рынке труда 8 целевых индикаторов, среди них отсутствуют индикаторы, касающиеся непосредственно МСП
Программа «Поддержка малых форм хозяйствования» государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Минсельхоз России Развитие деятельности сельскохозяйственных субъектов МСП, увеличение доходов и снижение издержек МСП за счет участия в сельскохозяйственных потребительских кооперативах Один из ключевых факторов — это количество крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров и потребительских кооперативов, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки
Программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.». Подпрограмма «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг.
Минобрнауки России Содействие развитию малых предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации
Источники: Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316); Государственная программа РФ «Содействие занятости населения» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 298);'Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 315); Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» (утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 № 426); Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 301).
В целях анализа действующего механизма господдержки МСП указанные функциональные блоки также были декомпозированы, что позволило сопоставить цели и задачи программ, ответственных, целевые индикаторы и пр.
В результате проведенного моделирования и анализа действующего механизма государственной поддержки МСП были раскрыты взаимосвязи между органами государственной власти по реализации господдержки МСП.
Методическим центром по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования развития МСП выступает Минэкономразвития России5. Действующие государственные программы отводят малому и среднему предпринимательству различные роли, что отражается в важнейших целевых показателях программ (табл. 1).
5 О Министерстве экономического развития Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437.
На практике субъект МСП может подавать заявки на участие во всех перечисленных программах. Это ведет к необходимости согласования заявок между уполномоченным органом субъекта РФ и ведомствами для устранения возможной «двойной» субсидии на один проект, дублирования функций, роста межведомственных согласований и увеличения и без того коротких сроков освоения бюджетных средств на местах. В основном такая ситуация касается получения субсидий по лизингу.
Можно выделить целый ряд факторов развития МСП [7, с. 132; 8, с. 44; 13, с. 3811; 16, с. 810]. Однако из разнообразных отчетов и публикаций о проблемах развития субъектов МСП следует, что уровень информированности предпринимателей о возможностях получения субсидий не достигает 100%. В настоящее время Минэкономразвития РФ определяет требования к информации о государственной поддержке субъектов МСП, размещенной в Интернете. Однако доведение такой информации до субъектов МСП должно быть важнейшей функцией
ответственных исполнителей государственных программ (подпрограмм) не только через Интернет. Для совершенствования механизма государственной поддержки субъектов МСП предлагается усилить процесс их информирования о конкретных мерах государственной поддержки.
Несмотря на то, что в нормативно-правовой документации прописаны правила предоставления субсидий субъектам РФ на господдержку МСП, регионы не имеют четкого представления о сумме субсидий. Планирование средств на господдержку МСП на уровне субъектов РФ происходит в условиях неопределенности. Решения о конкретных суммах принимаются на федеральном уровне по результатам конкурсных отборов, проходящих в первой половине года. В результате сдвинутые к концу года сроки получения средств вызывают сложности в их освоении.
По мнению региональных экспертов, подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» по линии Минэкономразвития России играет основную роль в государственной поддержке МСП на уровне регионов [10, с. 105]. Поэтому механизм ее реализации был исследован более подробно.
Несмотря на то, что подготовительные мероприятия по реализации программ государственной поддержки МСП приходятся на декабрь предыдущего года и январь текущего года, процессы документооборота, проведения конкурса и выделения субсидий занимают практически полгода. Региональные бюджеты получают субсидии лишь в октябре-ноябре текущего года, и до конца года субъект РФ должен использовать эти средства. Допускается их освоение в будущем периоде, однако это расценивается как неэффективное использование федеральных средств. Следует отметить, что перечень направлений господдержки субъектов МСП ограничен. В настоящее время из 25 возможных направлений субъект РФ может использовать не более 12, что искусственно снижает его возможности. Данная проблема поднимается в работе А. Исакова [11, с. 7] и других авторов. Регионы, объединяясь, ведут работу по включению в список программ государственной поддержки более актуальных и перспективных направлений развития МСП. Например, два года назад перечень был дополнен мероприятием по открытию частных детских садов. Другая проблема заключается в том, что по установленным критериям отбора конкурсных заявок производится оценка результативности и уровня развития МСП
в регионе за прошлые периоды. Однако критерии учитывают состояние прошлого периода, в то время как для планирования выделения средств было бы правильно оценивать и перспективы развития МСП в каждом субъекте РФ.
Известны случаи, когда условия предоставления субсидий оказывались невыполнимыми для субъектов РФ. В некоторых источниках приводят пример, когда в регионах было освоено менее половины выделенных денег из-за того, что ссуду нельзя было использовать ни на зарплаты, ни на рекламу, ни на закупку товаров [5, с. 33]. Из-за длительности процессов распределения, перераспределения и получения субсидий часть регионов отказывается от средств федерального бюджета на государственную поддержку МСП, используя региональные ресурсы. Это еще раз подтверждает необходимость смещения сроков получения субсидий регионами к началу финансового года. Высвобожденные средства федерального бюджета перераспределяются в другие регионы, что увеличивает асимметрию в субсидировании субъектов РФ и уровне развития МСП в России [1, с. 136].
Таким образом, моделирование и анализ действующего механизма государственной поддержки МСП в России позволяют сделать вывод о том, что этот механизм достаточно логичен. Он включает этапы разработки, согласования и утверждения государственных программ (в том числе объемов средств на программы и конкретные мероприятия), этапы реализации программ и мониторинга их эффективности. Тем не менее с точки зрения получателей средств (субъектов РФ) существуют определенные проблемы в действующем механизме господдержки МСП. В частности, он недостаточно прозрачен как для субъектов РФ, так и для субъектов МСП. На региональном уровне проблематика развития МСП в министерствах зачастую «теряется», а на первый план выходит решение отраслевых (ведомственных) задач. Крайне непродуктивным для регионального уровня оказывается выделение федеральных средств в конце года. Субъекты РФ ограничены в направлениях и мероприятиях государственной поддержки МСП. В итоге можно сделать вывод о том, что субъекты РФ нуждаются в большей самостоятельности по выбору направлений и условий использования федеральных субсидий на поддержку МСП.
Выявленные недостатки существующего программно-целевого механизма государственной поддержки субъектов МСП в России позволили
сформулировать ряд предложений по его совершенствованию.
Несомненно, существуют и должны существовать общее видение и политика федерального уровня развития МСП в России. Однако результат деятельности любой системы или ее элементов должен быть ориентирован на потребителя, т.е. механизм государственной поддержки МСП должен ориентироваться на интересы субъектов РФ и субъектов МСП как конечных получателей федеральных средств. Он должен учитывать приоритеты субъектов РФ в собственном развитии. Чтобы эти приоритеты не шли вразрез с целями государственной политики, на федеральном уровне могут быть установлены общие правила и задано небольшое число «широких» направлений развития МСП, как это и происходит в настоящее время. Для реализации такого подхода в рамках проведенного исследования была предложена единая для всех министерств и ведомств методика определения лимитов федеральных субсидий для субъектов РФ исходя из комплексного анализа потенциала развития предпринимательства в регионах по ключевым направлениям (рис. 2). Усиление взаимодействия региональных исполнительных органов власти с субъектами РФ видится прежде всего в повышении информированности предпринимателей о мерах государственной поддержки.
Анализ действующей схемы механизма господдержки МСП (см. рис. 2) позволяет выделить место
нового инструментария в схеме работы федеральных министерств, где Минэкономразвития России, являясь методическим центром, взаимодействует с другими министерствами и ведомствами по поводу распределения федеральных субсидий. Речь идет об использовании более совершенной методики расчетов в определении объемов федеральных субсидий для субъектов РФ, раскрыть которую подробно в рамках данной статьи не представляется возможным. Предложенная методика заключается в том, что Минэкономразвития России совместно с федеральными министерствами разрабатывает показатели мониторинга уровня развития МСП по ключевым направлениям господдержки (сводные индексы оценки уровня развития МСП и интегральный индекс). Все это позволит построить рейтинг регионов, сформировать лимиты федеральных субсидий для каждого субъекта РФ по направлениям поддержки МСП, включая регионы, в которых имеется отставание в развитии МСП, но есть рост индексов развития МСП и определенный потенциал.
В условиях нарастающей асимметрии финансирования и уровня развития МСП в субъектах РФ, а также с учетом ключевой роли регионов в непосредственном развитии предпринимательства предлагается принципиально изменить схему формирования направлений этого развития (рис. 3).
Как было отмечено, при действующем механизме субъекты РФ могут получить федеральные субсидии только по направлениям и мероприятиям,
Правительство РФ ^
Источник: авторская разработка.
Рис. 2. Действующая разработанная схема механизма господдержки МСП
Правительство РФ
-► Информационный поток
-----► Финансовый поток
Источник: авторская разработка.
Примечание: стрелками обозначены: 1 — утвержденные Правительством РФ объемы федеральных средств на госпрограммы (подпрограммы) развития МСП в России; 2 — информация о направлениях развития МСП в России; 3 — информация об уровне развития МСП в субъектах РФ по ключевым направлениям государственной поддержки; 4 — информация о лимитах субсидий для субъектов РФ на следующий год, уровне софинансирования расходных обязательств, о прогнозе развития МСП в субъектах РФ; 5 — заявки субъектов МСП на получение субсидий по направлениям развития МСП; 6 — заявки субъектов РФ на предоставление федеральных субсидий по направлениям развития МСП; 7 — информация об итогах рассмотрения заявок; 8 — предоставление федеральных субсидий субъектам РФ; 9 — предоставление федеральных субсидий субъектам МСП; 10 — отчеты субъектов МСП о расходовании субсидий; 11 — отчеты субъектов РФ о результативности использования субсидий; 12 — проекты государственных программ (или изменений в программы) государственной поддержки субъектов МСП в России.
Рис. 3. Предлагаемый порядок формирования направлений и предоставления государственной поддержки субъектов МСП в России
утвержденным на федеральном уровне, что ограничивает регионы в развитии МСП. В связи с этим рекомендуется повысить роль и ответственность субъектов РФ в формировании направлений развития МСП в России. Это будет способствовать развитию уникального экономического потенциала каждого из них, стимулировать регионы к активной деятельности по развитию сектора МСП в экономике страны. Результатами могут быть более высокие темпы роста ключевых показателей развития МСП в России. При такой последовательности этапов планирования и распределения федеральных субсидий, а также с помощью экономико-математических методов лимиты субсидий для субъектов РФ определяются по единой методике с учетом уровня и потенциала развития МСП на их территориях. В то же время регионы получают большую самостоятельность в выборе мероприятий государственной поддержки МСП в рамках определенных на федеральном уровне направлений.
В настоящее время на освоение федеральных средств отводится в лучшем случае 2,5-3 мес., что
негативно сказывается на процессе управления развития МСП на уровне регионов.
Субъекты МСП не имеют возможности спланировать деятельность с использованием средств от государственной поддержки, так как не имеют точной информации о предстоящем финансировании. Поэтому авторами предложено смещение сроков оформления заявок на конкурс, их рассмотрения, принятия решений о предоставлении субсидий из федерального бюджета (табл. 2). Для изменения действующего порядка необходимо:
- применение методов обеспечения эффективного распределения государственных финансовых ресурсов;
- изменение подхода к формированию направлений развития МСП в России путем повышения роли субъектов РФ в этом процессе.
Распределение функций по времени необходимо для того, чтобы организационные процессы (как на федеральном, так и на региональном уровне) могли быть четко спланированы и своевременно и эффективно реализованы. Так, доводить до субъ-
Таблица 2
Действующий и предлагаемый порядок освоения федеральных субсидий на развитие МСП субъектами РФ
Период Действующий порядок Предлагаемый порядок
Ноябрь Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2013 № 1 (ред. от 06.06.2014) «Об утверждении Порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации». Информация о направлениях развития МСП
Декабрь Доведение предварительной информации о лимитах федеральных субсидий для субъектов РФ -
Январь Приказ Минэкономразвития России от 09.01.2013 № 1 (ред. от 06.06.2014) «Об утверждении Порядка конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» Расчет федеральными министерствами сводных и интегральных индексов уровня развития МСП в субъектах РФ, составление прогноза развития МСП субъектов РФ, определение пропорций субсидий субъектам РФ
Март - Проведение конкурсных отборов на уровне реги-
Апрель Приказ Минэкономразвития России от 01.07.2014 № 411 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» Приказы федеральных министерств о проведении конкурсных отборов, передача заявок в федеральные министерства
Май Подача субъектами РФ заявок и документации на конкурс Результаты конкурса
Июнь Проведение конкурсного отбора заявок субъектов РФ Информация об объемах федеральных средств для субъектов РФ
Август - Заключение соглашений между министерствами и субъектами РФ
Сентябрь Заключение соглашения между Минэкономразвития и субъектами РФ -
Октябрь Предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ Предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ
Ноябрь Предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ Предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ
Декабрь Предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам РФ. Предоставление отчета в министерства об использовании федеральных средств Предоставление отчета в министерства об использовании федеральных средств
Источник: авторская разработка.
ектов РФ информацию о широких направлениях государственной поддержки МСП предлагается в конце года. Эту информацию следует брать из действующих государственных программ, т.е. на уровне субъектов РФ ответственные органы могут в конце прошлого - начале будущего года проинформировать субъекты МСП о предстоящем конкурсе и конкурсных направлениях. В свою очередь субъекты МСП могут начинать собирать необходимые данные для формирования заявок на конкурс.
В государственных программах и Федеральном законе от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» также есть информация о суммах на развитие МСП на следующий год. В конце года уже имеется статистическая информация об экономическом состоянии субъектов РФ по различным видам деятельности. Это позволяет Минэкономразвития России в январе рассчитать сводные и интегральные индексы уровня развития МСП и, следовательно,
определить лимиты федеральных субсидий для всех регионов и составить прогноз развития МСП в них с учетом имеющихся тенденций.
В результате в конце года министерства будут знать пока что не сумму, но пропорцию распределения субсидий. Также и субъекты РФ будут знать свою долю в общей сумме федеральных субсидий на следующий год и в феврале-марте проводить конкурсные отборы на региональном уровне.
После издания приказов о проведении конкурсных отборов федеральных министерств регионы подают на конкурсы заранее подготовленные по направлениям господдержки заявки на предоставление субсидий. Однако следует оставить министерствам возможность отказа или корректировки по предоставленным заявкам. Результаты рассмотрения заявок доводятся до субъектов РФ. Таким образом, к маю-июню субъекты МСП будут иметь информацию о том, на какую долю федеральных средств они могут претендовать (при выполнении субъектами МСП условий их получения). После того как будет известна конкретная сумма субсидирования региона, по имеющейся пропорции будет несложно подсчитать объем субсидий, приходящихся на каждый субъект МСП данного региона.
Затем заключаются соглашения между министерствами (Минэкономразвития России, Мин-сельхозом России, Минобрнауки России и т.д.) и субъектами РФ. Время предоставления субсидий должно соответствовать периоду, установленному в бюджетном процессе. Благодаря этому субъекты МСП при разработанном порядке получают уверенность в том, что принятые планы их финансово-хозяйственной деятельности (бизнес-планы) будут профинансированы за счет федеральных субсидий.
Итак, исследование позволяет сделать ряд выводов. Действующий механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства содержит определенные недостатки и проблемы как в процессах, так и в функциях органов государственной власти. В результате анализа процессов и функций с использованием информационных технологий, а также нормативно-правовых документов и материалов практики реализации данного механизма разработаны предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, среди которых:
- использование федеральными министерствами усовершенствованных методов обеспечения
эффективного распределения государственных финансовых ресурсов;
- изменение подхода к формированию направлений развития МСП в России путем повышения в этом процессе роли субъектов РФ;
- смещение времени проведения конкурсных отборов на региональном уровне на начало года для повышения уровня государственного управления.
Также необходима активизация работы с субъектами МСП по их информированию о мерах государственной поддержки. Есть основания полагать, что такие изменения механизма государственной поддержки МСП позволят реализовать единый и понятный всем участникам принцип распределения субсидий по субъектам РФ и повысить заинтересованность и активность субъектов РФ в более эффективном управлении полученными федеральными средствами.
Список литературы
1. Алещенко В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики // ЭКО. 2014. № 11. С. 132-141.
2. Бабкин Э.А., Князькин В.П., ШишковаМ.С. Сравнительный анализ языковых средств, применяемых в методологиях бизнес-моделирования // Бизнес-информатика. 2011. № 2. С. 31-42.
3. БрюхановаН.В. Концептуально-методические основы формирования региональной политики развития и поддержки малого предпринимательства // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. № 4. С. 117-124.
4. Бухвальд Е.М. Модернизация экономики и новые подходы к политике поддержки малого и среднего предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. 2014. № 1. С. 45-52.
5. Виленский А.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 95-106.
6. Дегтярев А., Маликов Р., Гришин К.Е. Институциональная конфигурация региональной деловой среды: параметры проектирования // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 83-94.
7. Дуброва Т.А., Агекян Э.А., Клочко Ю.С. Эконометрическое исследование факторов развития малого предпринимательства в регионах России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 5. С. 130-136.
8. Жураковский А.С. Организационное ядро обеспечения согласованности элементов инфра-
структуры государственной поддержки малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 10. С. 42-46.
9. Иванов А.В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. №5-2. С. 795-798.
10. Ильина Е.А. Результаты поддержки и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России // Инновации и инвестиции. 2011. № 3. С. 105-109.
11. Исоков А. Направления развития финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция.2013.№ 4. С. 96-99.
12. Киреенко А.П., Санина Л.В. Применение программно-целевого метода для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 4. С. 117-132.
13. Корнева Ж.В., Исмайлова Т.Ю. Поддержка предпринимательства: анализ, критерии, решения // Концепт. 2014. № 20. С. 3811-3815.
14. Логунцова И.В. Механизмы государственной поддержки малого предпринимательства в
РФ // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2009. № 4. С. 69-77.
15. МакарчукИ.Н. Формирование эффективного механизма государственной финансовой поддержки малого предпринимательства // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-2. С. 8.
16. Назарова У.А., СтепановаК.К. Предпринимательский потенциал региона как фактор диспропорций территориального развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 810-813.
17. НурмухаметовА.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3. С. 83-89.
18. Ручкина Г. Ф. Совершенствование правовых условий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Юрист. 2014. № 9. С. 29-32.
19. Сапожкова Т.Е. Сравнительный анализ подходов к моделированию бизнес-процессов // Прикладная информатика. 2012. № 1. С. 14-19.
20. Чистякова О.В. Современные аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 4. С. 65-69.
Regional economics: theory and practice The State and business
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
ANALYSIS AND IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF STATE SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
Valerii V. KARPOV, Anna A. KORABLEVA, Nadezhda T. MOZZHERINA
Abstract
Importance The article deals with the improvement of the mechanism of the State support of small and medium-sized businesses.
Objectives The purpose of the study is the development of proposals for the improvement of the mechanism of the State support of small and medium-sized businesses.
Methods For the study, we used a functional-structural analysis, abstract-logical method and a modeling method.
Results The study identified the key issues in the State support of small and medium business: asymmetry of grants to budgets of the constituent entities of the Russian Federation of the federal budget; the later stages of the grant at the regional level and their implementation; the method of distribution of grants and evaluation of programs of State support of small and medium-sized businesses. We are suggesting the best practices for the distribution of government financial resources for the development of small and medium-sized enterprises in the regions. We have improved approaches to the
formation of small and medium-sized businesses by improving the role of subjects of the Russian Federation. We submit recommendations for shifting Federal subsidies to subjects of the Russian Federation for the first half of the year to improve the management of these funds and their utilization. Relevance The recommendations proposed can be used at different levels of Government. In addition, our suggestions may be useful in the development of the State support of small and medium-sized enterprises and its optimal balanced development, as well as to improve the methods of allocating federal grants by region.
Keywords: State support, State program, small and medium-sized businesses, mechanism, modeling, business processes, analysis
References
1. Aleshchenko V.V. Malyi biznes: prostranst-vennoe razvitie i prioritety gosudarstvennoi politiki [Small business: territorial development and priorities of the State policy]. EKO = ECO, 2014, no. 11, pp. 132-141.
2. Babkin E.A., Knyaz'kin V.P., Shitkova M.S. Sravnitel'nyi analiz yazykovykh sredstv, primenyae-mykh v metodologiyakh biznes-modelirovaniya [A comparative analysis of the language used in business modeling methodologies]. Biznes-informatika = Business informatics, 2011, no. 2, pp. 31-42.
3. Bryukhanova N.V. Kontseptual'no-metodi-cheskie osnovy formirovaniya regional'noi politiki razvitiya i podderzhki malogo predprinimatel'stva [Conceptual-methodological bases of formation of a regional policy of development and support of small business]. Izvestiya Yuzhnogo federal 'nogo universiteta. Tekhnicheskie nauki = News of Southern Federal University. Engineering sciences, 2010, no. 4, pp. 117-124.
4. Bukhval'd E.M. Modernizatsiya ekonomiki i novye podkhody k politike podderzhki malogo i sred-nego predprinimatel'stva [The economy modernization and new approaches to small and medium-sized businesses support]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo = Society: politics, economics, law, 2014, no. 1, pp.45-52.
5. Vilenskii A.V. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v sovremennoi Rossii na vtoroi volne gryunderstva [State support for small and medium-sized businesses in modern Russia in the second period of speculative promotion]. Voprosy Economiki, 2014, no. 11, pp. 95-106.
6. Degtyarev A., Malikov R., Grishin K. Institutsional'naya konfiguratsiya regional'noi delovoi sredy: parametry proektirovaniya [Institutional configuration of regional business environment: design parameters]. Voprosy Economiki, 2014, no. 11, pp. 83-94.
7. Dubrova T.A., Agekyan E.A., Klochko Yu.S. Ekonometricheskoe issledovanie faktorov razvitiya malogo predprinimatel'stva v regionakh Rossii [An econometric study of factors of the small business development in the regions of Russia]. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO = Economics, statistics and informatics. UMO bulletin, 2014, no. 5, pp.130-136.
8. Zhurakovskii A.S. Organizatsionnoe yadro obespecheniya soglasovannosti elementov infra-struktury gosudarstvennoi podderzhki malogo predprinimatel'stva [An organizational core of ensuring the coherence of the elements of infrastructure of State support of small business]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social and economic phenomena and processes, 2014, vol. 9, no. 10, pp. 42-46.
9. Ivanov A.V. O vozmozhnostyakh formirovaniya pokazatelei otsenki effektivnosti regional'noi pod-derzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [The possibilities of the formation of indicators to measure the effectiveness of the regional support small and medium businesses]. Ekonomika i predprinimatel'-stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014, no. 5-2, pp. 795-798.
10. Il'ina E.A. Rezul'taty podderzhki i perspektivy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii [Results of support and prospect of the development of small and medium-sized business in Russia]. Inno-vatsii i investitsii = Innovation and investment, 2011, no. 3, pp. 105-109.
11. Isokov A. Napravleniya razvitiya finansovoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [Directions of the development of financial support to small and medium-sized businesses]. RISK: resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya = RISC: resources, information, supply, competition, 2013, no. 4, pp. 96-99.
12. Kireenko A.P., Sanina L.V. Primenenie pro-grammno-tselevogo metoda dlya gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v regionakh Sibirskogo federal'nogo okruga [Application of a program-targeted method for small and medium-sized businesses State support in regions of the Siberian Federal District]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = News of Irkutsk State Economic Academy, 2014, no. 4, pp. 117-132.
13. Komeva Zh.V., Ismailova T.Yu. Podderzhka predprinimatel'stva: analiz, kriterii, resheniya [Support to business: analysis, criteria and decisions]. Kontsept = Concept, 2014, no. 20, pp. 3811-3815.
14. Loguntsova I.V. Mekhanizmy gosudarstvennoi podderzhki malogo predprinimatel'stva v RF [The current methods of State support to small business in the Russian Federation]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) = Bulletin of Moscow University. Ser. 21. Management (State and society), 2009, no. 4, pp. 69-77.
15. Makarchuk I.N. Formirovanie effektivnogo mekhanizma gosudarstvennoi finansovoi podderzhki malogo predprinimatel'stva [Formation of the effective mechanism of State financial support of small business]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i in-novatsii = Modern scientific research and innovation, 2014, no. 6-2, p. 8.
16. Nazarova U.A., Stepanova K.K. Predpri-nimatel'skii potentsial regiona kak faktor disproportsii territorial'nogo razvitiya [Entrepreneurial potential of the region as a factor of the disproportion of territorial development]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2014, no. 11-2, pp.810-813.
17. Nurmukhametov A.V. Teoriya i praktika go-sudarstvennogo regulirovaniya i podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [Theory and practice of State regulation and support of small and medium-sized businesses]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual problems of economics and law, 2014, no. 3, pp. 83-89.
18. Ruchkina G.F. Sovershenstvovanie pravovykh uslovii finansovoi podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [The improvement of legal conditions for financial support of small and medium-sized businesses]. Yurist = Jurist, 2014, no. 9, pp. 29-32.
19. Sapozhkova T.E. Sravnitel'nyi analiz podkho-dov k modelirovaniyu biznes-protsessov [A comparative analysis of approaches to business process modeling]. Prikladnaya informatika = Applied informatics, 2012, no. 1, pp. 14-19.
20. Chistyakova O.V. Sovremennye aspekty gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [The modern aspects of Government support to small and medium-sized businesses]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = News of Irkutsk State Economic Academy, 2013, no. 4, pp.65-69.
Valerii V. KARPOV
Financial University under Government of Russian Federation, Omsk Branch, Omsk, Russian Federation [email protected]
Anna A. KORABLEVA
Financial University under Government of Russian Federation, Omsk Branch, Omsk, Russian Federation [email protected]
Nadezhda T. MOZZHERINA
Financial University under Government of Russian Federation, Omsk Branch, Omsk, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
We express our sincere gratitude for the valuable advice and comments to Ruchkina G.F., Doctor in Law, Professor, Head of Department of Business and Corporate Law, Financial University under the Government of the Russian Federation; Dumna N.N., Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Microeconomics, Finance University under the Government of the Russian Federation; Ogryzov A.A., desk officer of the Department of Economics and Finance of the RF Government. The article has been prepared based on the results of the research carried out at the expense of budget funds on State j ob to the Financial University in the performance of order No. 01201463785 (2014) ofthe Government ofthe Russian Federation on "Improvement of the mechanism of the State support of entrepreneurial structures".