Научная статья на тему 'Роль государственного сервиса в развитии малого предпринимательства: опыт Китая и России'

Роль государственного сервиса в развитии малого предпринимательства: опыт Китая и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1089
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС (SMALL ENTITY / SMALL BUSINESS) / ИНФРАСТРУКТУРА (INFRASTRUCTURE) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА (STATE SUPPORT) / ФИНАНСИРОВАНИЕ (FUNDING) / ГОСУДАРСТВО(GOVERNMENT) / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕРВИС (PUBLIC SERVICE) / SMALL BUSINESS / INFRASTRUCTURE / STATE SUPPORT / FUNDING / THE STATE / PUBLIC SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенитова Людмила Федоровна, Луговая Юлия Александровна

Статья посвящена исследованию важнейшего направления государственного сервиса в области малого предпринимательства, связанного с созданием и перспективами государственной поддержки взаимодействия китайских и российских предпринимателей, анализу программ и инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности в РФ и КНР, их месту в стратегическом менеджменте развития малого предпринимательства. Выявление недостатков в системе государственного сервиса по созданию программ, направленных на поддержку развития предпринимательской деятельности в России и КНР, выделение успехов китайской практики поддержки малого бизнеса и показ возможностей применения удачного опыта Китая в России являются задачами данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ксенитова Людмила Федоровна, Луговая Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SERVICE IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS: THE EXPERIENCE OF CHINA AND RUSSIA

The article considers the most important area of public service in the field of small business associated with the creation of the state and prospects of cooperation to support Chinese and Russian entrepreneurs, the analysis of programs and infrastructure to support business activities in Russia and China, their place in the strategic management of small business. Identification of gaps in the public service to create programs to support the development of entrepreneurship in Russia and China, the Chinese practice of allocation success of small business support and show possible applications of successful experience of China in Russia are the objectives of this article.

Текст научной работы на тему «Роль государственного сервиса в развитии малого предпринимательства: опыт Китая и России»

УДК 334.02.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕРВИСА В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОПЫТ КИТАЯ И РОССИИ

Ксенитова Людмила Федоровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационного управления и предпринимательства,

Lfk55@mail.ru,

Луговая Юлия Александровна, студентка, greypfrut lu14@list.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья посвящена исследованию важнейшего направления государственного сервиса в области малого предпринимательства, связанного с созданием и перспективами государственной поддержки взаимодействия китайских и российских предпринимателей, анализу программ и инфраструктуры поддержки

предпринимательской деятельности в РФ и КНР, их месту в стратегическом менеджменте развития малого предпринимательства. Выявление недостатков в системе государственного сервиса по созданию программ, направленных на поддержку развития предпринимательской деятельности в России и КНР, выделение успехов китайской практики поддержки малого бизнеса и показ возможностей применения удачного опыта Китая в России являются задачами данной статьи.

Ключевые слова: малый бизнес (small entity, small business), инфраструктура (infrastructure), государственная поддержка (state support), финансирование (funding), государство(government), государственный сервис (public service).

PUBLIC SERVICE IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS: THE EXPERIENCE OF CHINA AND RUSSIA

Ksenitova Lyudmila, PhD,

Associate Professor of Innovation Management and Entrepreneurship Department,

Lfk55@mail.ru,

Lugovaya Julia, student, greypfrut_lu14@list.ru,

Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

The article considers the most important area of public service in the field of small business associated with the creation of the state and prospects of cooperation to support Chinese and Russian entrepreneurs, the analysis of programs and infrastructure to support business activities in Russia and China, their place in the strategic management of small business. Identification of gaps in the public service to create programs to support the development of entrepreneurship in Russia and China, the Chinese practice of allocation success of small business support and show possible applications of successful experience of China in Russia are the objectives of this article.

Keywords: small business, infrastructure, state support, funding, the state, public service.

Сложившиеся к настоящему времени трактовки сервиса предполагают вычленение узкого и расширенного подходов к его содержанию, что позволяет, на наш взгляд, включить оказание государственных услуг в понятие государственного сервиса. Возможность рассмотрения государственного сектора как сферы государственного сервиса исходит из самой сути услуг как особых видов нематериальных благ. Их специфика заключается в том, что производятся они особыми субъектами: государственными структурами в рамках специально создаваемой институциональной системы. Для эффективного функционирования системы государственного сервиса требуется развитая система менеджмента, отражающая специфику сферы государственных услуг, с одной стороны, и достижения современной науки об управлении в целом, с другой стороны, объединяемые понятием «сервисный менеджмент».

С позиции объекта обслуживания (на что направлен) государственный сервис можно гипотетически разделить на предпринимательский и потребительский компоненты. Создание правовых, экономических, политических и социальных рамок для успешного функционирования предпринимательских структур является важнейшими задачами государства. В условиях жесткой конкуренции, усиливающейся в связи с вступлением России в ВТО, а также затянувшимся мировым кризисом, поддержка государством предпринимательства в целом, в том числе и малого бизнеса, а также привлечение некоммерческих организаций к этому процессу выступают, по нашему мнению, важнейшими направлениями развития государственного сервиса сегодня.

Развитие малого предпринимательства в России остается актуальной проблемой уже долгие годы. Несмотря на существенное увеличение количественных показателей (за последние десять лет малый бизнес вырос на 37 %), характеризующих динамику малого предпринимательства в последние годы, эта сфера отстает от показателей других стран. В 2011-2012 годах был заметен рост предпринимательской активности в мире - сейчас в 54 странах-участницах проекта насчитывается около 400 млн. предпринимателей. Россия же по уровню прироста предпринимательской активности в минувшем году по сравнению с 2011-м опять оказалась последней в группе среднеразвитых стран с показателем роста около 5% [8]. В России, по данным Росстата, действует 4,3 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства [2]. Малый бизнес сосредоточился в основном в сфере услуг, общественного питания, его мало в строительном, производственном секторе, очень мало в сфере медицины и социальных услуг, в инновационной деятельности (табл.

1).

Таблица 1 - Структура малых предприятий по видам экономической деятельности, % [3]

Торговля Сфера услуг Строительство Обрабатывающие производства Здравоохранение Гостиничный бизнес

57 16 12 10,5 3 1,5

Качественный анализ предпринимательских структур показал, что в России почти 42% бизнесменов составляют предприниматели, цель деятельности которых самореализация. Индивиды, вынужденные заниматься малым предпринимательством в целях выживания, составляют порядка 27%. По этим параметрам Россия опережает Китай и другие страны БРИК.

Как показала мировая практика, развиваться быстро и плодотворно малое предпринимательство не может без действенной государственной поддержки, совершенствование которой связано с государственным сервисом в области формирования достаточного числа эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Защита интересов малых и средних предприятий и становление института Уполномоченного по защите прав малого и среднего бизнеса - ключевой фактор развития предпринимательства в условиях ВТО. Успешное функционирование малого предприятия в условиях сильной конкуренции требует от его руководителя немалых знаний в науке о менеджменте и практического опыта в управлении, хорошей ориентации во внешней бизнес-среде, что предполагает возможность получения консультации у опытного юриста, привлечения маркетингового агентства для проведения маркетинговых исследований в целях прибыльной реализации товара (услуги) и т.п. Эффективный менеджмент на малом предприятии невозможен без внешней поддержки в условиях современного рынка. Таким образом, создание эффективной инфраструктуры государственного сервиса малого предпринимательства остается важнейшим фактором его развития в ближайшие годы. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства представляет собой комплекс коммерческих и некоммерческих организаций, к которым относятся подрядчики, размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд, фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки, венчурные фонды и прочие организации.

Роль различных элементов современной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства можно проиллюстрировать данными таблицы 2.

Таблица 2 - Функции инфраструктурных элементов поддержки малого

предпринимательства

Элементы инфраструктуры Функции каждого элемента

1.Фонды поручительства и гарантийные фонды Содействие в кредитовании (гарантии по банковскому кредиту, поручительство, в том числе и по лизинговым договорам)

2. Бизнес-инкубаторы Размещение малых предприятий на своей территории, предоставление определенных льгот по офисным и консалтинговым услугам, доступной арендой помещения. Включение малых предприятий в состав техноцентров и технопарков (созданных на базе вузов)

3. Консалтинговые компании по привлечению инвестиций малыми предприятиями Содействие в поиске инвестиций и их получению малыми предприятиями

4. Компании по обучению персонала Повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса

5. Венчурные фонды Инвестирование государственных и частных финансовых средств в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтики, сервиса и прочие объекты, связанные с реализацией достижений научно-технического прогресса

6. Социально-деловые центры Создание новых рабочих мест

7. Региональные информационно-аналитические центры (РИАЦ) Информационное обслуживание предпринимателей (предоставление консультационной, юридической, справочной, нормативно-технической, экономической, налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ

В современных условиях поддержка малых предприятий осуществляется в разных формах, наиболее распространенными являются:

1) финансовая поддержка малых компаний и выделение бюджетных средств на их развитие;

2) упрощенная система сертификации и лицензирования продукции;

3) участие в выставках и рекламные акции;

4) выдача целевых субсидий на развитие бизнеса для возмещения затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту;

5) ряд бесплатных консультаций в юридической и финансовой областях, (координируются центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны).

В 2013 году среди новых направлений поддержки можно выделить следующие: поддержка частных промышленных (индустриальных) парков; создание региональных центров инжиниринга (РЦИ); поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, пострадавших в результате стихийных бедствий; создание центров инноваций социальной сферы [3].

Реализация поддержки государством малого предпринимательства может осуществляться посредством единоразовой целевой субсидии предпринимателям на этапе открытия его собственного бизнеса или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе. Значимость региональных и местных государственных структур в этом процессе является огромной вследствие необходимости контроля над реализацией финансируемых программ. Тем более, что с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.

По данным Министерства финансов РФ, на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства планируется направить в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации за период с 2013 года по 2015 год 67,8 млрд. руб., причем 21,8 миллиарда рублей уже в текущем году [9]. Главной задачей в предстоящие три года будет поддержка малого бизнеса, участвующего в модернизации российской экономики. Инвестирование денежных средств будет направлено на субсидирование расходов по лизингу оборудования и по инновационным проектам, на финансирование резидентов частных парков (субсидии на выкуп недвижимости или покрытие затрат по аренде помещений парка, на которых предприниматель осуществляет производственную деятельность).

В предстоящие годы продолжится государственная поддержка малым инновационным компаниям, будет оказано содействие повышению капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций), созданию центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию, создание бизнес-инкубаторов.

В условиях открытых рынков ВТО приоритетными становятся вопросы, связанные с повышением квалификации предпринимателей, эффективность организаций инфраструктуры, а также уровень знаний по мерам и инструментам защиты своих интересов и возможностям повышения конкурентоспособности в соответствии с

правилами и требованиями ВТО. В связи с этим анализ и обобщение опыта различных видов поддержки малого бизнеса в других странах является весьма актуальным. Особый интерес в этом процессе представляет КНР как страна с наиболее динамично развивающейся в последние годы экономикой.

30% российских предприятий МСП взаимодействуют со странами ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Азербайджан), на страны ЕС приходится 11% предприятий и фирм, 24% МСП ведут свой бизнес совместно с турецкими

предпринимателями и 35% российских предпринимателей работают совместно с Китаем [1].

Предприниматели, выстроившие тесные взаимоотношения с китайскими производителями, в полной мере оценили выгоду работы с китайскими товарами. Китай ведь является мировой производственной площадкой, на которой размещены производства многих фирм из практически всех уголков планеты. Сегодня Китай производит огромное количество всевозможных товаров хорошего качества и по привлекательным ценам. Многие мировые бренды пользуются услугами производств в «поднебесной», а товары продают у себя в бутиках. У нас в стране также подавляющее большинство товаров китайского производства.

Сегодня российским предпринимателям строить бизнес с нуля, выгодно только начиная работу через сети Интернет, хотя и формальная система регистрации ИП в нашей стране даже для открытия Интернет-магазина представляется довольно продолжительным процессом сборки документов и обхода многих кабинетов с часовыми задержками в очереди. Малому и среднему бизнесу очень сложно быть рентабельным из-за постоянно повышающихся налогов и арендных плат. В то время как в большинстве стран действует государственная поддержка МСП и минимизация налоговых взносов. По этим причинам МСП в нашей стране никак не могут выйти на такой же уровень, как в развитых странах [1].

Нередко после определенного времени работы с китайскими партнерами наши предприниматели начинают задумываться об открытии своих компаний в Китае. Открытие своего производства на территории Китая дает предпринимателю дополнительную выгоду. Себестоимость продукции, которую он поставляет к себе в страну, снижается, т.к. он сам производит продукцию, а не покупает ее у китайского производителя, тем самым оставляет у себя ту норму прибыли, которую забирал китайский производитель. Более того, наш предприниматель теперь сам может контролировать полный цикл производства, а вместе с ним и качество продукции. С точки

зрения стратегического управления, у предпринимателя появляются большие рычаги управления бизнесом. Предпринимателю нет необходимости открывать производство, ему достаточно открыть фирму, занимающуюся торговлей. Тем самым он скроет от конкурентов истинного производителя товаров в Китае, а все попытки конкурентов выяснить, у кого предприниматель приобретает товар в Китае, выведут на китайскую фирму самого предпринимателя. Открытие фирмы в Китае - дело очень непростое: имеется много нюансов как законодательных, так и общечеловеческих. Однако в настоящее время существует множество компаний у нас в стране, предлагающих действительно качественный консалтинг в вопросах регистрации компаний в Китае.

В настоящее время малые и средние предприятия Китая и России сталкиваются в основном со следующими проблемами/

1. Нехватка финансирования. По ряду причин, таких как административные барьеры, жесткие банковские инструкции и плохо функционирующие финансовые системы, малым предприятиям зачастую бывает трудно найти средства к финансированию. По информации Народного Банка Китая, большинство видов коммерческой деятельности нуждается в долгосрочной финансовой поддержке, хотя трудности с получением краткосрочного финансирования были также зафиксированы.

2. Низкий уровень квалификации кадров на всех уровнях управления. Большинство менеджеров малых предприятий не получили соответствующего базового образования и не проходят систематического обучения управлению деятельности компаниями. Развитие малого предпринимательства главным образом строится на дешевых трудовых ресурсах и льготных программах, предоставляемых центральными и местными властями. Поскольку менеджерам малых предприятий явно не хватает образования и профессиональных навыков, им бывает очень трудно приспосабливаться к постоянно развивающемуся рынку и еще более трудно конкурировать на международном рынке.

3. Недостаточно развитый сектор услуг для бизнеса, включая бизнес-информацию.

4. Административные барьеры, препятствующие созданию и поддержке малых предприятий.

Анализ китайского опыта поддержки малого и среднего бизнеса показал следующее.

В Китае имеются организации (общественные и неправительственные), отвечающие за поддержку инфраструктуры малого бизнеса.

Государственная Комиссия по Экономике и Торговле (ГКЭТ) Китайской Народной Республики является департаментом Государственного Совета [4].

ГКЭТ - это отдел по макроэкономике, отвечающий за регулирование народного хозяйства. ГКЭТ состоит из 20 внутренних офисов, департаментов и бюро.

Департамент по развитию предпринимательства, являясь частью ГКЭТ, определяет все программы и действия относительно развития малого бизнеса в стране.

На местном уровне каждая область Китая имеет Региональную Комиссию по Экономике и Торговле, подчиняющуюся ГКЭТ. В состав каждой из региональных комиссий входит Административное Бюро, отвечающее за развитие МСП и предоставление государственной поддержки МСП. Все муниципальные комиссии по экономике и торговле имеют свои дочерние организации, ответственные за работу с малым бизнесом (местные отделы по развитию предпринимательства/

Китайский Координационный Центр Делового Сотрудничества. Был создан при Государственной Комиссии по Экономике и Торговле (ГКЭТ) с целью оказания содействия ГКЭТ в реализации программ по развитию малого предпринимательства.

Китайская Международная Ассоциация Малых и Средних Предприятий была также создана при Государственной Комиссии по Экономике и Торговле и служит посредником, предоставляющим поддержку МСП и помогающим им установить контакты с зарубежными партнерами. В Пекинском головном офисе ассоциации работают 30 человек. Ассоциация имеет 22 филиала по всей стране.

Народный Банк Китая (НБК) - это государственное учреждение, занимающееся предоставлением кредитов и банковских гарантий малым и средним предпринимателям.

Китайская Ярмарка Малых и Средних Предприятий спонсируется Национальной Комиссией по Развитию и Реформам, Государственным Управлением промышленности и торговли и Правительством провинции Гуандун, Китай.

Также существует и функциональная среда, где инструментами по развитию и оказанию поддержки малому предпринимательству выступают: налогообложение,

финансирование, различные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Образование и обучение молодых предпринимателей. Правительство выделяет целевые средства на образовательные и обучающие программы для малых предпринимателей. В 2011 г. Правительство профинансировало учебные программы по менеджменту для 32000 владельцев малых и средних предприятий и помогло почти 14000 предпринимателей в шести главных городах Китая начать свой бизнес [9]. Обучение предпринимателей менеджменту является также одной из центральных задач

Китайского Координационного Центра Делового Сотрудничества и Китайской Международной Ассоциации Малых и Средних Предприятий. «Программа по развитию кадрового потенциала малых и средних предприятий», начатая этими агентствами, будет осуществляться в течение 10 лет.

Упрощение процедур регистрации новых предпринимателей. Согласно действующему закону о поддержке малого предпринимательства, регистрационные органы должны осуществлять процедуры регистрации предприятий в соответствии с правовыми инструкциями и процессами и улучшать эффективность своей работы с целью создания благоприятных условий для регистрации новых предприятий. Не разрешается создавать дополнительные условия для регистрации малых и средних предприятий, противоречащие законам и инструкциям. Не разрешается также взимать регистрационный взнос, превышающий стандартный размер, указанный в законах и нормативных документах.

Налогообложение. С целью развития малого предпринимательства Правительство ввело ряд мер по снижению и освобождению предприятий от налогов. Эти меры включают в себя налоговые льготы для стимулирования занятости городского населения. Вновь созданные городские предприятия службы занятости, которые в первый год своей деятельности принимают на работу безработных специалистов в количестве не менее 60% их штата, могут быть освобождены от налога на три года, получив на это согласие соответствующих налоговых учреждений. Если в течение третьего года освобождения от налогов количество принятых на работу безработных превышает 3 0% штата предприятий, такие предприятия могут получать 50-процентные льготы по подоходному налогу в течение последующих двух лет.

Налоговая политика для высокотехнологичных предприятий. Предприятия, находящиеся в высокотехнологичных промышленных зонах развития национального уровня, могут быть освобождены от налога на доходы в течение двух лет после начала производства, если подтвержден их статус высокотехнологичных предприятий. После завершения периода освобождения от налога предприятия платят налог на доход по ставке 15%.

Налоговые льготы для предприятий сферы услуг. Вновь созданные предприятия или их действующие филиалы, ведущие независимую бухгалтерскую отчетность, предоставляющие услуги в сфере коммуникаций и транспорта, почтовые и телекоммуникационные, консультационные и информационные, а также технические услуги, могут быть освобождены от подоходного налога в течение первого года

деятельности и платить 50% ставки подоходного налога в течение второго года деятельности.

Кроме того, правительство предоставляет различные налоговые льготы предприятиям в сфере образования, вновь созданным предприятиям в бедных и неразвитых регионах и социальным предприятиям, на которых работают люди с физическими недостатками.

Финансирование. Центральные и местные финансовые учреждения в Китае предоставляют постоянную финансовую поддержку малому предпринимательству и создают различные фонды поддержки малого бизнеса. Однако по ряду причин, таких как административные барьеры, жесткие банковские инструкции и плохо функционирующие финансовые системы, малым предприятиям зачастую бывает трудно найти средства к финансированию. Одним из главных ограничений развития малого предпринимательства все еще является нехватка финансов. Несмотря на то, что вклад МСП в производство и занятость достаточно существенный, менее 0,5% от всего объема банковских кредитов, выданных промышленным предприятиям, было получено малыми предприятиями [5].

Правительство создало фонд поддержки малых и средних предприятий с целью оказания им помощи в решении проблем финансирования. Фонд поддержки МСП финансируется за счет: 1) специальных фондов, выделяемых центральным бюджетом на развитие малого бизнеса; 2) прибыли от деятельности фонда; 3) пожертвований; 4) других фондов.

Программы финансирования МСП: обучение и другие услуги для начинающих предпринимателей; поддержка развития гарантийных схем кредитования МСП; стимулирование развития специализации предприятий и сотрудничества с крупными предприятиями; поддержка в обучении персонала, информационное консультирование и другие программы организаций, предоставляющих услуги малому бизнесу; оказание поддержки в выводе малых предприятий на международные рынки [6].

Увеличение технологического потенциала МСП (продвижение инноваций, учреждения по передаче бизнес технологий, бизнес инкубаторы). Для поддержки и стимулирования технических инноваций на малых предприятиях и усиления их инновационного потенциала Правительство запустило «Проект по техническим инновациям», целью которого является создание национальных центров по передаче технологий и инновационным услугам. В задачи этого проекта входит также открытие доступа к технологическим новшествам для малых предприятий, стимулирование МСП к

развитию, применению и популяризации новых технологий и продуктов через синтез производственных процессов и научных исследований [7].

Сегодня, благодаря активному развитию государственного сервиса на региональном и муниципальном уровнях, наблюдаются определенные тенденции роста малого бизнеса в России, особенно, в крупных городах и сети Интернет, где существуют банковские и небанковские заемные средства, технопарки, бизнес-инкубаторы, поддержка инновационного бизнеса, возможность прямого выхода на поставщика из страны партнера и т.д. В малых же городах наблюдается отток экономически активного населения, и предпринимательское сообщество представлено в основном теми, кто в 90-х года прошлого столетия ввозил импортные товары, отсутствуют молодые, амбициозные предприниматели, т.к. молодежь не видит перспектив развития в родном городе и стремится переехать в крупные города.

Основываясь на Китайском опыте по развитию МСП, можно сделать выводы, что успешное развитие малого предпринимательства в России связано с совершенствованием менеджмента в сфере государственного сервиса, и это требует, на наш взгляд, интеграции мероприятий по поддержке на следующих трех уровнях:

1) стратегический уровень (создание программ);

2) организационный уровень (поддержка организаций);

3) микроуровень (поддержка отдельных предпринимателей и малых предприятий).

Реализация указанных задач позволит совершенствовать процесс стратегического

управления развитием малого и среднего предпринимательства (табл. 3).

Таблица 3 - Совершенствование управления развитием малого и среднего

предпринимательства

Уровень Задачи Исполнители

1. Стратегический уровень Создание благоприятной среды для организации и роста малых предприятий путем осуществления ряда мер, в частности, разработки программ и инструментов поддержки малого предпринимательства, улучшения доступа МСП к технологическим и финансовым ресурсам и привлечение инвестиций в сектор малого бизнеса Государственные и частные компании и организации, торговые палаты, некоммерческие организации, профессиональные и социальные ассоциации, учебные учреждения, комитеты по развитию, банки

Продолжение табл. 3

Уровень Задачи Исполнители

2. Организационный уровень Создание и совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (независимые структуры и механизмы) путем предоставления качественных услуг, включая поддержку по созданию бизнеса и информационную поддержку, введение системы одного окна, разработку бизнес-планов, подбор партнеров по бизнесу и предоставление маркетинговой информации, предоставления доступа к финансовым ресурсам и кредитным гарантиям, создания бизнес инкубаторов для начинающих предпринимателей, развития рыночного мышления, поддержки инноваций и стимулирования сотрудничества между малыми предприятиями, предоставления консультаций по созданию систем управления качеством и т.д. Государственные и частные компании и организации, торговые палаты, некоммерческие организации, профессиональные и социальные ассоциации, учебные учреждения, комитеты по развитию, банки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Микроуровень Развитие и поддержка малого предпринимательства путем развития предпринимательских и управленческих навыков, предоставления прямых консалтинговых слуг, создания промышленных и бизнес-центров, продвижения системы качества и выхода МСП на международные рынки, предоставления возможностей тестирования и сертификации продукции, расширения информированности о защите прав потребителей и т.д. Малые и средние предприятия, предприниматели, университеты, органы сертификации, организации по защите прав потребителей, консалтинговые компании, бизнес-ассоциации и объединения

Литература

1. Гусева, Т. А. Государственная поддержка: реальность и перспективы развития малого и среднего предпринимательства / Т.А. Гусева, Н.Л. Клеванова // Право и экономика. - 2010. -№ 1. - С. 4-9.

2. Данные Российского Агентства Поддержки Малого и Среднего Бизнеса: Отчет 18.12.2012 г.

3. Данные ОПОРАРоссии // Российская Бизнес-газета. - 2012. - №871 (42).

4. China devotes more efforts to promote SMEs, China Daily, 30 Dec 2012

5. Credit guarantee system helps SMEs grow, China Daily, 29 Jul 2012.

6. Development fund to aid small and medium firms, China Daily, 26 Jun 2012.

7. Growth of SMEs and venture capital backed, Xinhuanet Agency, 23 Jun 2011.

8. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). [Электронный ресурс] : http://www.sme.gov.cn/index.htm. (Дата обращения: 23.01.2013).

9. http://www.dp.ru/101lpf/. (Дата обращения. 21.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.