Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА КАРШЕРИНГА'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА КАРШЕРИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
846
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРШЕРИНГ / АРЕНДА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / АРЕНДА / АРЕНДОДАТЕЛЬ / АРЕНДАТОР / ПРОКАТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ёркина Татьяна Николаевна, Губина Татьяна Константиновна

В данной статье рассматриваются правовая природа и современные проблемы правового регулирования договора каршеринга. Отмечаются положительные и отрицательные моменты в практике каршеринга. Приведен рейтинг крупнейших шеринг-компаний в России, отмечены перспективы развития каршеринга на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE CARSHERING AGREEMENT

This article examines the legal nature and modern problems of legal regulation of a car sharing agreement. There are positive and negative points in the practice of car sharing. The rating of the largest sharing companies in Russia is given, the prospects for the development of car sharing for the future are noted.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА КАРШЕРИНГА»

KEY PERFORMANCE INDICATORS OF SHIPBUILDING ENTERPRISES JSC «USC» FOR 2020

Abstract. This article discusses the key performance indicators of PJSC SZ «Severnaya Verf», PJSC «Proletarsky Zavod», PJSC «ASZ» for 2020, as well as information on the achievement of industry-specific key performance indicators by enterprises. Keywords: shipbuilding, key performance indicators, management, revenue, profitability, enterprise.

DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.05 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА

КАРШЕРИНГА Ёркина Татьяна Николаевна, к.ю.н., доцент

(tnerkina@yandex.ru) Губина Татьяна Константиновна, студент (t-hripunova@list.ru)

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г.Елец, Россия

В данной статье рассматриваются правовая природа и современные проблемы правового регулирования договора каршеринга. Отмечаются положительные и отрицательные моменты в практике каршеринга. Приведен рейтинг крупнейших шеринг-компаний в России, отмечены перспективы развития каршеринга на будущее.

Ключевые слова: каршеринг, аренда транспортных средств, аренда, арендодатель, арендатор, прокат

В современных условиях (рост цен на автомобили и бензин, услуги такси и прочее) большой популярностью начали пользоваться сервисы каршеринга. Они связаны с предоставлением автомобилей в аренду с поминутной оплатой.

Как в правовом, так и в экономическом аспекте каршеринг - это новое явление для России. Причем заметны положительные перспективы его развития в ближайшем будущем, т.к. растет спрос, развиваются автопарки транспортных компаний и проч. В свою очередь, и государство заинтересовано в развитии данного института в связи с формированием транспортной инфраструктуры, а также пополнением бюджета налоговыми платежами в связи с развитием бизнеса.

Важно, что на рынке в целом появились новые направления аренды транспортного средства: каршеринг (поминутная аренда машин), райдше-ринг (система попутчиков между населенными пунктами) и карпулинг (попутчики на небольшие расстояния по постоянному маршруту, например, путь в университет, на работу, домой и т.п.), что обусловлено современными меняющимися условиями жизнедеятельности. Так, при увеличении самостоятельных путешествий и мобильности, при простоте использования электронных устройств, люди все активнее стали пользоваться различными видами аренды автомобильных транспортных средств (далее по

тексту - ТС). Всё это привело к появлению новых форм организации компаний, которые занимаются прокатом машин.

Однако, существуют трудности в понимании правовой природы договора каршеринга и его сущности, потому что на федеральном уровне отсутствует нормативное регулирование такого вида договора. А на практике возникает большое количество проблем с тем, как потребителю данной услуги защитить себя, ведь договор, который заключается между каршерин-говой компанией и физическим лицом имеет множество «подводных камней» для юридически неграмотного человека.

В частности, это касается штрафов. Например, практически во всех кар-шеринговых компаниях распространены штрафы за курение в салоне, за пустой бак при возврате автомобиля и т.п. Причем, штрафы за нарушение правил дорожного движения приходят в компанию, а она, в свою очередь, пересылает это требование водителю, и сумма списывается автоматически, без шанса уплатить 50%, как, например, можно сделать с использованием портала Госуслуги. Мало того, если нет достаточной суммы на карте, то начинают начисляться пени и проценты (высокие - до 5% в день).

За последнее время не стихают и научные споры по данной проблематике. В частности, по мнению А.В. Мыреева, Н.М. Хайрова и А. А. Абалаки-на, каршеринг является отличной альтернативой передвижения на личном автомобиле применимо к крупным городам [1]. Действительно удобно, т.к. специфика каршеринга выражается в том, что автомобиль может находиться даже в разных точках города на обычных парковках, а не на обозначенных пунктах аренды.

С.А. Филиппов и Переярина П.О. считают, что каршеринг практически вписался в повседневную жизнь людей, но, тем не менее, необходимо внимательно знакомиться со всеми условиями договора, чтобы избежать негативных последствий, например, в виде наступления ответственности [2]. С.Р. Дерюгина отмечает, что каршеринг в гражданском законодательстве России не поименован, поэтому часто возникают проблемы правоприменения [3]. Тем не менее, несмотря на удобство такого сервиса, очевидные плюсы экономии и мобильности, мы согласны с мнением В. Ва-гантова, который верно констатирует, что такой прокат машины может привести к ряду негативных моментов, т. к. неясность правовой природы договора только играет на руку каршеринговым компаниям, что становится для потребителя «сомнительным удовольствием» [4]. Как видим, практически все исследователи говорят об отсутствии должного уровня правового регулирования данного сервиса.

Обратимся к анализу правовой природы каршеринга. Договор ближе всего к прокату и аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Проведем сравнительную характеристику. По форме договора каршеринг соответствует как договору проката, так и договору аренды ТС, ибо заключается он в специализированных мобильных приложениях путем обмена письмами, что можно при-

ровнять к письменной форме (ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации. Далее по тексту - ГК РФ) [5]. Поэтому это является отличным примером рамочного договора [6, с. 115]. Теория соотношения рамочного договора и разовых сделок, которые были заключены в его рамках, все больше набирает обороты [7, с. 87].

В каршеринге арендодателем выступает юридическое лицо, что не противоречит положениям ГК РФ. А арендатором, как правило, является физическое лицо, однако есть такой вид, как «каршеринг для бизнеса», представленный в нескольких компаниях, где арендатором выступает юридическое лицо, что также соответствует нормам ГК РФ. Разница между арендой ТС и прокатом в том, что при аренде предмет конкретизирован, но при этом существует возможность проката ТС.

Стоит заметить, что в договоре каршеринга предусмотрен запрет использования автомобиля в коммерческих целях (например, п. 1 пп. 5 договора присоединения ООО «Каршеринг Руссия»; абз. 5 п. 3.1 договора присоединения АО «Каршеринг») [8], что конкретно предусмотрено договором проката и имеет возможность быть прописанным в договоре аренды ТС.

Стоит обратить внимание на еще один важный нюанс. По договору кар-шеринга предметом является весь автопарк организации, из которого арендатор может единовременно пользоваться лишь одним автомобилем, и то при условии, что он свободен. Конкретно выбранный автомобиль является предметом дополнительных договоров, которые заключаются каждый раз при новой сессии. Этот факт в очередной раз обосновывает мысль, что договор каршеринга можно назвать рамочным договором, при котором пользователям в очередной раз можно будет не проходить регистрацию при каждой последующей сессии. По этим видам договора пользователи могут внести платеж как единовременно, так и периодически. Это зависит от конкретной организации (п. 3 пп. 7 договора присоединения ООО «Каршеринг Руссия»).

В каршеринге сессия ограничивается сутками (п. 4 пп. 1 договора присоединения ООО «Каршеринг Руссия»), что значительно меньше года, который установлен для проката, следовательно, срок соответствует нормам гражданского законодательства. По общему правилу для ГК РФ характерно исчисление сроков минимум в часах, а не в минутах, как в каршеринге.

Одним из важных отличий каршеринга и проката является субъект, который должен провести осмотр сдаваемого имущества заблаговременно. Однако в условиях договора с организациями могут быть прописаны совсем другие положения. Например, в обязанности клиента Димобиля входит предварительный самостоятельный осмотр для оценки технического состояния предоставляемого в аренду автомобиля. Если клиент обнаружит какие-либо недостатки, то он обязан сообщить о них организации до начала поездки (п. 1 пп. 25.8 договора присоединения ООО «Каршеринг Рус-сия»). Похожие положения есть и в договоре присоединения АО «Карше-

ринг» (п. 5.1.2). Нормы проката нельзя применить к каршерингу из-за способа заключения договора.

В п. 1 пп. 29.2-29.5 ООО «Каршеринг Руссия» договора каршеринга предусмотрена обязанность арендодателя осуществлять текущий и капитальный ремонт, что противоречит договору аренды ТС. Часть судов в своих решениях делают вывод о том, что договор каршеринга является смешанным договором, который состоит из возмездного оказания услуг и аренды ТС. Но обращаем внимание, что в договорах каршеринга цена на такие услуги не установлена, хотя это является существенным условием договора в соответствии со ст. 779 ГК РФ [9].

Существует еще одно важное условие, на которое стоит обратить внимание. В каршеринге момент передачи имущества происходит по требованию арендатора, а не в момент заключения договора. Это условие характеризует договор как консенсуальный, что об аренде ТС сказать совсем нельзя, так как он является реальным.

Также, среди дискуссионных признаков каршеринга отмечается и его публичность. Так, А.И. Киселева в своей научной работе заявляет, что есть ряд требований, которые предъявляются к пользователям по договору каршеринга, среди которых многие имеют дискриминационную природу, что вызвало и вызывает ряд судебных споров [10]. Опять же, все это, как и говорилось нами выше, связано с неопределенностью и вопросами законности отдельных требований такого договора.

Примером тому можно отметить иск гражданина Сетдинова, который обратился 1 августа 2018 года в Лефортовский районный суд и утверждал, что возрастные ограничения и ограничения по стажу вождения являются дискриминационными. Помимо этого, он просил признать договоры кар-шеринга договорами проката, а, следовательно, публичными. Ответчиками по данному делу явились сразу несколько московских компаний (7 из 15). Ответчики ссылались на наличие таких ограничений в связи с тем, что каршеринг - это договор аренды ТС без экипажа, соответственно, не являющийся публичным. Также ограничения, по мнению ответчиков, необходимы для достаточного уровня безопасности ТС как для водителя, так и для других участников дорожного движения. Суд в итоге не принял доводы истца о наличии противоречий между положениями договора карше-ринга и статьями 624 и 644 ГК РФ, а заключил, что это смешанный договор.

Также следует обратить внимание на рейтинг крупнейших транспортных шеринг-компаний. На 2020 год бизнес-клуб «Атланты» и компания «Smart Ranking» составили рейтинг крупнейших шеринг-компаний, который основывался на основе анализа данных о выручке [11]. Данный рейтинг установил, что суммарная выручка топ-20 шеринг-компаний России за 2020 год значительна - 20,7 млрд.рублей (больше на 30% по сравнению с 2019 годом).

Очевидны три лидера данного рынка:

1) Яндекс.Драйв (8,5 млрд.руб.);

2) Делимобиль (5,2 млрд.руб.);

3) BelkaCar (2,7 млрд.руб.).

Следует заключить, что сервисы каршеринга активно развиваются и становятся частью повседневной жизни российских граждан. Тем не менее, рейтинг показал, что потенциал кикшеринга (краткосрочная аренда самокатов и электросамокатов) более очевиден на ближайшие годы.

Интересно и предложение Московской городской Думы, которая в апреле 2021 года заявила о том, что готова подключиться и предложить правовые механизмы регулирования народного каршеринга, при котором владельцы автотранспортных средств смогут сдавать свои машины в аренду другим физическим лицам.

В заключение можно отметить, что каршеринг стал трендом развития экономики совместного пользования, при этом население не приобретает блага в собственность, но имеет доступ к таким благам, используя возможности совместного потребления. Однако, отсутствие должного правового регулирования каршеринга только увеличивает масштабы противоречий и проблем правоприменения.

Список литературы

1. Мыреев А.В., Хайров Н.М., Абалакин А. А. Каршеринг в РФ: обзор и исследование нового рынка: сборник статей Международной научно-практической конференции «Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки»: в 2 ч. Уфа: Аэтерна, 2016. Ч. 1. С. 158-162.

2. Филиппов С.А., Переярина П.О. Каршеринг как новое явление в гражданском праве Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 3 (128). С. 138-144.

3. Дерюгина С.Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. 2019. № 4. С. 20-23.

4. Вагантов В. Как командированному работнику не стать жертвой каршеринга //Практическая бухгалтерия. 2020. № 12 [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/law/podborki/karshering_v_avansovom_otchete/ (дата обращения: 15.11.2021).

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 15.11.2021).

6. Гражданское право: учебник / под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Статут. 2017. 511 с.

7. Гудовичева Л.Б. Разовые сделки в законодательстве и судебной практике: материальные и процессуальные вопросы // Экономическое правосудие в Уральском округе. 2018. № 45 (1). С. 86-198.

8.Официальный сайт компании BelkaCar // https://belkacar.ru (дата обращения: 15.11.2021).

9. Решение № 2-1179/2017 от 26 апреля 2017 г. по делу № 2-1179/2017 // URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 15.11.2021).

10.Киселева А.И. Проблемы правового регулирования договора каршеринга // Традиции и новации в системе современного российского права: Сборник тезисов XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых. Издательство РГ-Пресс, 2019. С. 285-286.

11. Компания Smart Ranking составила рейтинг крупнейших шеринг-компаний России [Электронный ресурс] // кйр8:/Лгие8Ьаг^.гиЛр/28100/(дата обращения: 15.11.2021).

Gubina Tatyana Konstantinovna, master's degree student (t-hripunova@list.ru)

Bunin Yelets State University, Yelets, Russia

Tatyana Nikolayevna Yorkina, Cand.Jurid.Sci., associate professor

(tnerkina@yandex.ru)

Bunin Yelets State University, Yelets, Russia

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE CARSHERING AGREEMENT

Abstract. This article examines the legal nature and modern problems of legal regulation of a car sharing agreement. There are positive and negative points in the practice of car sharing. The rating of the largest sharing companies in Russia is given, the prospects for the development of car sharing for the future are noted. Keywords: car sharing, vehicle rental, rent, lessor, lessee, rental

DOI: 10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.06 СПЕЦИФИКА И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА Квита Галина Николаевна, канд.филос. наук, доцент

(e-mail:gkvita@yandex.ru), Аршинова Анна Николаевна, старший преподаватель

(e-mail:ann1c57 @yandex.ru) Зотова Елена Геннадьевна, старший преподаватель (e-mail: elgen2@rambler.ru) Новосибирский государственный университет экономики и управления

«НИНХ», Новосибирск, Россия

В данной статье исследуется специфика лечебно-оздоровительного туризма его цель и задачи, выявляются факторы развития лечебно-оздоровительного туризма на основе мотивов туристов, наличия природно-климатических ресурсов, инфраструктуры, современных лечебно-оздоровительных программ, методов лечения и квалифицированного персонала.

Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, услуги, восстановление, лечение, здоровье, мотивы туристов, факторы развития.

Актуальность исследования напрямую вязана с тем, что стремительное развитие современного общества обуславливает наличие двух противоречивых тенденций. С одной стороны, это век информационных технологий, для которого характерны процессы глобализации, урбанизации и ускорения научно-технического прогресса, что несомненно способствует развитию общества, позволяет повысить уровень качества жизни, открывает перед людьми новые возможности. Вместе с тем данные процессы могут не-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.