УДК 347.453
Ю.Н. Боярская
ВИДЫ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Введение: настоящая статья посвящена анализу общих и специальных норм, регулирующих аренду транспортных средств. Цель: провести сравнительно-правовую характеристику договоров проката, аренды транспортных средств с экипажем (без него) и каршеринга. Методологическая основа: диалектический, функциональный методы, сравнительно-правовой. Результаты: выявлено, что аренда транспортных средств должна регулироваться различными положениями в зависимости от целей использования транспортных средств и от субъектного состава договора. Выявлено, что договор каршеринга регулируется нормами §2 гл. 34 ГК РФ. Выводы: с учетом объекта аренды договор каршеринга по своей правовой природе является разновидностью договора проката.
Ключевые слова: аренда, каршеринг, аренда транспортных средств, прокат, экипаж.
Yu.N. Boyarskaya
TYPES OF TRANSPORT VEHICLE LEASE CONTRACTS
Background: the article deals with the analysis of general and special rules regulating transport vehicle leasing. Objective: to suggest comparative legal description of contracts for the transport vehicle rental, lease of vehicles with a crew (without it) and car sharing. Methodology: general scientific methods: dialectical, functional, special legal method and comparative legal one. Results: it is revealed that the lease of vehicles should be regulated by different provisions depending on the purpose of the use of vehicles and the subject matter of the contract. It is revealed that the contract of car sharing is regulated by §2 Chapter 34 of Civil Code of the Russian Federation. Conclusions: taking into account the object of car sharing rental contract the author of the article argues that by its legal nature a car sharing agreement is a kind of a rental contract.
Key-words: rent, car sharing, rent of vehicles, rental, crew.
На территории Российской Федерации сравнительно недавно появился новый вид аренды транспортных средств — каршеринг. Идея позаимствована за рубежом и основана на коллективном использование автомобиля, что в свою очередь позволяет избавить арендатора от лишних затрат (например, ремонт автомобиля, бесплатная парковка и т.п.), а также у клиента появляется возможность получить доступ к транспортному средству в удобное для него время (на несколько часов или даже минут).
© Боярская Юлия Николаевна, 2019
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Boyarskaya Yuliya Nikolaevna, 2019 110 Candidate of law, Associate professor, Civil law department (Saratov State Law Academy)
Ю.Н. Боярская • Виды договоров аренды транспортных средств
Договор каршеринга представляет собой краткосрочную аренду автомобиля с поминутной тарификацией для внутригородских поездок большого количества клиентов [1, ^ 175; 2].
Однако, несмотря на то, что каршеринг очень быстро получил свое развитие на территории РФ, в законодательстве отсутствуют специальные нормы, регулирующие данный договор, также ведутся споры по поводу определения его правовой природы. Многие компании1 заключают договор каршеринга как договор присоединения, ссылаясь на нормы ст. 421 и ст. 428 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Так, рассмотрим пример на практике. Сетдинов И.Р. обратился в суд с иском к ООО «Каршеринг Руссия», АО «Кар-шеринг» и др. о принуждении к заключению с ним договоров каршеринга. В обоснование заявленных требований истец указал, что он принял условия договоров в электронном виде, однако доступ к возможности использования автомобилей не получил. Ответчики в предлагаемых к заключению договорах указывают, что пользователь должен иметь стаж вождения автомобиля от 1 до 2 лет, что, по мнению истца, противоречит правовой природе указанных договоров, т.к. они являются договорами проката и носят публичный характер в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ.
Суд пришел к обоснованному выводу, что с учетом объекта аренды договоры каршеринга по своей правовой природе являются договорами аренды транспортных средств без экипажа, а в случаях, когда данными договорами дополнительно предусмотрено оказание арендатору соответствующих услуг, такие договоры носят смешанный характер и наряду с нормами подр. 2 §3 гл. 34 ГК РФ регулируются в соответствующей части нормами гл. 39 ГК РФ. Нормы о прокате §2 гл. 34 ГК РФ не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку в отношении аренды транспортных средств в силу ст. 625 ГК РФ применяются специальные нормы, содержащиеся в подр. 2 §3 гл. 34 ГК РФ. Исходя из положений ст. 426 ГК РФ и характера спорных правоотношений договоры о краткосрочной аренде транспортных средств не являются публичными договорами, а потому ответчики как арендодатели, руководствуясь закрепленным в ст. 421 ГК РФ принципом свободы договора, вправе устанавливать для арендаторов дополнительные требования и ограничения для заключения такого рода договоров, в том числе по возрасту и водительскому стажу2.
На наш взгляд, такая позиция суда представляется неверной. Аренда транспортных средств должна регулироваться различными положениями в зависимости от субъектного состава и соответственно от целей использования (коммерческой или потребительской) транспортных средств, а именно:
1) если одно физическое лицо предоставляет во временное владение и пользование транспортное средство другому физическому лицу для потребительских нужд за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться §1 гл. 34 ГК РФ;
2) если организация, осуществляющая сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, предоставляет автомобиль физическим лицам для потребительских целей за определенную плату,
1 См.: Договор присоединения. URL: https://belkacar.ru/legal/contract.pdf (дата обращения: 30.04.2019).
2 См.: Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2018 г. URL: https:// www.mos-gorsud.ru (дата обращения: 30.04.2019). 111
то такие отношения будут регулироваться положениями договора проката, т.е. нормами §2 гл. 34 ГК РФ;
3) если в качестве арендодателя и арендатора выступают юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели и их целью является извлечение прибыли, то данные отношения регулируются нормами §3 гл. 34 ГК РФ и иными транспортными уставами и кодексами.
Касаемо аренды транспортных средств с экипажем или без него не стоит забывать о ст. 636 и ст. 645 ГК РФ, в соответствии с которыми на арендатора возлагаются обязанности по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортных средств. Коммерческая эксплуатация транспортного средства представляет собой использование его технических возможностей для удовлетворения хозяйственных потребностей в коммерческих целях (с целью получения прибыли) [3, с. 205]. Таким образом, субъектами (а каковыми являются как арендодатель, так и арендатор) по данному договору могут быть исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели.
По договору каршеринга транспортное средство предоставляется во временное владение и пользование так же, как и по договору проката. Здесь необходимо учитывать, что норма договора проката является императивной. Именно через п. 1 ст. 626 ГК РФ у организации появляется обязательство предоставить транспортное средство во временное владение и пользование физическому лицу. Следовательно, на основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что договор каршеринга будет являться разновидностью договора проката, т.к. они обладают следующими характерными признаками:
1) предметом является предоставление во временное владение и пользование транспортных средств;
2) субъекты: арендодатель — прокатная организация (ЮЛ или ИП), арендатор — физическое лицо;
3) цель заключения договоров для арендодателя — это извлечение прибыли, а для арендатора потребительская.
4) права и обязанности сторон: капитальный и текущий ремонт транспортного средства является обязанностью арендодателя.
Библиографический список
1. Бычков А.И. Поворкуем о коворкинге // ЭЖ-Юрист. 2017. № 42.
2. Бычков А.И. Девелоперский бизнес в России. Правовое регулирование отрасли. М.: Инфотропик Медиа, 2018. 175 с.
3. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой, второй (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. М.: Инфра-М, 2005. 802 с.
References
1. Bychkov A.I. Let's Coo about Coworking // the Ezh-Lawyer. 2017. No. 42.
2. BychkovA.I. Development Business in Russia. Legal Regulation of the Industry. M.: Infotropic Media, 2018. 175 p.
3. Comment to the Civil code of the Russian Federation of the first part, the second (article) / ed. O.N. Sadikova. M.: Infra-M, 2005. 802 р.