Научная статья на тему 'Правовое регулирование сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем'

Правовое регулирование сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3219
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЕНДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / АРЕНДАТОР / АРЕНДОДАТЕЛЬ / АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН / RENT OF A VEHICLE WITH CREW / TECHNICAL OPERATION / THE TENANT / THE LESSOR / RENT RELATIONS / THE RIGHTS AND DUTIES OF THE PARTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абесалашвили Маринэ Зауровна

В статье рассматриваются права и обязанности арендодателя и арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем. Первую группу представляют собой условия, регулирующие по преимуществу обязанности арендодателя, вторую определяющие основные обязанности арендатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PARTIES UNDER THE LEASE CONTRACT OF THE VEHICLE WITH CREW

In article the rights and duties of the lessor and the tenant under the lease contract of a vehicle with crew are considered. The first group the conditions regulating mainly duties of the lessor represent, the second defining principal duties of the tenant.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем»

7.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ

Абесалашвили Маринэ Зауровна к.ю.н., доцент кафедры гражданского права юридического факультета Адыгейского государственного университета Контакты автора:

Аннотация. В статье рассматриваются права и обязанности арендодателя и арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем. Первую группу представляют собой условия, регулирующие по преимуществу обязанности арендодателя, вторую - определяющие основные обязанности арендатора.

Ключевые слова: аренда транспортного средства с экипажем, техническая эксплуатация, арендатор, арендодатель, арендные отношения, права и обязанности сторон

LEGAL REGULATION OF THE PARTIES UNDER THE LEASE CONTRACT OF THE VEHICLE WITH CREW

Abesalashvili Marine Zaurovna the senior lecturer of chair of civil law Faculty of law Adygea state university

Annotation: In article the rights and duties of the lessor and the tenant under the lease contract of a vehicle with crew are considered. The first group the conditions regulating mainly duties of the lessor represent, the second - defining principal duties of the tenant.

Keywords: rent of a vehicle with crew, technical operation, the tenant, the lessor, rent relations, the rights and duties of the parties

Гражданский кодекс РФ предусматривает две разновидности договора аренды транспортного средства: 1. согласно ч.1 ст.632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации; 2. по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК РФ).

Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, то есть не включает в себя обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством.

Эти два договора аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем объединяют следующие признаки:

- предметом данного договора являются технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров багажа или буксировки объектов и спо-

собные к перемещению в пространстве вместе с ними, использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими, обладающие свойствами источник повышенной опасности.

Анализируя определение договора аренды транспортного средства с экипажем возникает вопрос: можно ли отнести этот договор к так называемому смешанному договору. Специалисты отвечают на этот вопрос возможностью отнесения его к договору, который формирует обязательства. Входящие в состав двух и более урегулированных законом типичных договорных отношений, в данном случае - к договору, по которому обязательства, вытекающие из договора аренды тесно связаны с обязательствами, вытекающими из договора о предоставлении услуг. Однако рассматриваемый договор, едва ли, можно признать смешанными, то есть «договором, в котором содержаться элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами» (п.3 ст.421 ГК РФ), так как он специально урегулирован Гражданским кодексом.

Целью фрахтования на время является обеспечение арендатору возможности осуществлять коммерческую эксплуатацию транспорта транспортного средства, управление и техническое обслуживание которого производит арендодатель.

Содержание договора аренды транспортного средства с экипажем по сравнению, с общими правилами об аренде изменено в сторону расширения круга обязанностей арендодателя.

На арендодателя по договору аренды транспортного средства с экипажем возложены следующие обязанности :

- арендодатель обязан передать арендатору транспортное средство в состоянии, пригодном для немедленного использования. Это предполагает надлежащее техническое состояние транспортного средства, его прочность, надежность систем, конструкций, механизмов и приспособлений.

В понятие коммерческой пригодности входит также наличие топлива (бункера), смазочных масел, обтирочных материалов, ветоши, в необходимых случаях -провизии и других запасов, вместительных и чистых пассажирских или грузовых помещений, нужных документов с соответствующим сроком годности и т.п. Конкретным содержанием требование пригодности транспортного средства наполняется в зависимости от целей и срока аренды. Так, в п. 1 ст.203 КТМ указано, что судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту передачи его фрахтователю: принять меря по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. В течение срока действия договора арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК).

1. Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК). Указанная обязанность вытекает из сущности самого договора, по которому арендодатель принимает на себя все заботы по технической эксплуатации транспортно-

Абесалашви- АРЕНДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ ли М.З.

го средства, что предполагает и поддержание его в надлежащем состоянии. Выполнение этой обязанности не предполагает, однако, что арендодатель должен нести расходы также и по содержанию арендованного имущества. Он освобождается от расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства (ст. 636 ГК РФ);

2. Арендодатель обязан предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства (п.1 ст.635 ГК). Объем таких услуг должен соответствовать целям аренды, указанным в договоре. Эти цели различны в зависимости от предназначения транспортного средства (перевозка пассажиров или грузов), срока пользования и т.п. В договоре может быть предусмотрено предоставление арендатору дополнительных услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например, по организации питания и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей.

Оказание указанных услуг возлагается на экипаж. Возникает закономерный вопрос о количественном составе экипажа и есть ли необходимость определять его сторонами рассматриваемого договора. Гражданский кодекс РФ не дает определения экипажу транспортного средства, соответственно это вопрос регулируют транспортные кодексы и уставы.

Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа (обслуживающего персонала). Летный экипаж выполняет наиболее сложные и ответственные функции: самолетовождение и эксплуатацию воздушного судна, а обслуживающий персонал таких функций не выполняет. Исходя из этого, законодатель по-разному подходит к установлению окончательно сформированного состава экипажа. В частности, количество членов летного экипажа в полете не должно быть меньше минимально установленного состава (п.1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ). Значит, минимальное количество членов экипажа, в обязанность которых входит непосредственно управлять транспортным средством, устанавливается в императивной форме (примером может служить Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов (с изменениями и дополнениями от 14 апреля 2003г.). Состав обслуживающего персонал, исходя из анализа соответствующих норм транспортных кодексов и уставов, определяется в окончательном варианте уже на локальном уровне.

Безопасность эксплуатации транспортного средства во многом зависит от квалификации и опыта лиц, управляющих им. Пункт 2 ст.635 ГК обязывает арендодателя укомплектовывать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

Лица, управляющие воздушными судами должны соответствовать требованиям, предусмотренным гл.VII («авиационный персонал») и гл.УШ («экипаж воздушного судна») ВК РФ. Статья 52 названного Кодекса определяет, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других

работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 55 ВК).

Конкретные требования, предъявляемые к соответствующим лицам, устанавливаются федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала осуществляется государственный контроль. В главе, посвященной экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям его командира, несущего ответственность за надежную эксплуатацию судна безопасность полета (ст.58 ВК).

Подробно урегулированы требования к экипажу судна Кодексом торгового мореплавания (КТМ). Согласно ст. 54 КТМ к занятию должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, соответствующие положению о дипломировании. Указанные документы выдаются лицам намеренным стать членами экипажа, если они отвечают установленным требованиям по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.

Регламентированы требования к экипажу судна гл. V КВВТ и рядом других правовых актов.

Таким образом, состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Например, лица, управляющее автомобилем, должно иметь водительское удостоверение, подтверждающее, что оно имеет право управлять транспортным средством данной категории. В то же время договором может быть предусмотрено, что водитель должен иметь навыки для перевозки, например, замороженных продуктов

Важное правовое значение имеет абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК, предусматривающий, что члены экипажа, обслуживающего транспортное средство, сданное в аренду с предоставлением названных услуг, являются работниками арендодателя, т.е. находятся с последним в трудовых отношениях. В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.

По общему правилу расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает их в составе арендных платежей (они должны учитываться при определении размера арендной платы). Норма об оплате услуг и расходов по содержанию экипажа носит диспозитивный характер, и в договоре аренды стороны могут по-иному решить этот вопрос.

3. Арендодатель обязан страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им (транспортным средством) или в связи с его эксплуатацией, но лишь тогда, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК). В данном случае речь идет о страховании транспортного средства как определенного имущества или о страховании ответственности за ущерб, причиненный транспортным средством имуществу или личности аренда-

тора или третьих лиц. Обязанность страховать возникает у арендодателя только в случае, если страхование признано обязательным в силу закона или договора, в том числе и самого договора аренды. Но даже если закон вводит обязательное страхование, договор аренды может освободить арендодателя от обязанности заключить договор страхования. В этом случае в роли страхователя должен выступать арендатор.

4. Риск случайной гибели или повреждения арендованного транспортного средства лежит на арендодателе, на арендатора может быть возложена обязанность по возмещению арендодателю причиненных убытков, вызванных гибелью или повреждением арендованного транспортного средства, если арендодатель докажет, что они произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды.

На арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем возлагаются следующие обязанности :

1) Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте - фрахт). Арендная плата обычно исчисляется из суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (на водном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц). Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации, в частности, число выполненных в обусловленный период рейсов, количество перевезенных грузов и т.д., не отражается на размере арендной платы.

2) Арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе и расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК). Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится к сфере деятельности арендатора, и поэтомку расходы, связанные с ее осуществлением, относятся на него. В их состав входят затраты по оплате топлива и других материалов, используемых в процессе, и внесению различных сборов. Следует отметить, что данная норма носит диспозитивный характер и применяется в случае, когда договором аренды не предусмотрено иное распределение расходов. Что же касается дополнительного возложения на арендатора обязанностей по содержанию транспортного средства, текущему или капитальному ремонту, то это исключено в силу императивности нормы ст. 634 ГК.

По общему правилу, относящемуся ко всем иным видам аренда, заключение арендатором договора субаренды возможно с согласия арендодателя. Но при аренде транспортного средства с экипажем арендатор, если договором не предусмотрено иное, вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п.1 ст. 638 ГК). Условия субаренды транспортного средства предопределены договором его аренды. Срок субаренды не может превышать срока аренды. Субарендатор может пользоваться транспортным средством только в соответствии с его назначением, определенным в договоре аренды. Если по договору аренды транспортное средство может быть использовано лишь в определенном регионе, то и субарендатор не вправе вывести его за пределы этого региона.

Арендатор может без согласия арендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства (договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа, буксировки тех или

иных объектов, спасания на море и др.), если они не противоречат целям использования, указанным в договоре аренды транспортного средства, а если такие цели не установлены, - его назначению (п.2 ст.638 ГК). Это право арендатора, в отличие от права сдачи предмета договора в субаренду, не может быть отменено соглашением сторон.

Под иными договорами понимаются такие, которые направлены на коммерческую эксплуатацию транспортного средства и не выходят за рамки данного договора аренды, например, арендатор не вправе заключать договоры, в рамках которых происходит распоряжение транспортным средством или правами по договору аренды. Арендатору без согласования с арендодателем запрещено передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу, передавать транспортное средство в безвозмездное пользование, арендные права - в залог или в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ (обществ) либо паевого взноса в производственный кооператив.

Список литературы:

1. Гражданское право [Электронный ресурс] : лекции для студентов вузов / А. М. Гатин. - М. : Издат. Дом "Равновесие": "Ай Пи Эр Медиа", 2006.

2. Гражданское право : учеб. для студентов вузов: в 3 т. Т. 2 / Е. Ю. Валявина [и др.] ; под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - 4- е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 848 с.

3. Лончакова, Ю.А. Правовые особенности договора автомобильной перевозки грузов / Ю.А. Лончакова // Юридический мир. - 2009. - № 3. - С. 32-35.

4. Калпин, А.Г. Договор аренды транспортных средств / А.Г. Калпин // Гражданское право. - 2006. - № 2. - С. 16-18.

5. Об утверждении положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов: Приказ Минтранса РФ от 01.11.2002 // Российская газета. 2002. 25 декабря.

6. Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей морских судов: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.1999 // Российская газета. 1999. 12 августа.

References:

1. Civil law [electronic resource]: lectures for students / AM Gatin. - Moscow: Izdat. House "Equilibrium": "Ai Pi Air Media", 2CE6Civil Law: Textbook. for university students: a 3 vols 2 / EY Valyavina [and others] ed. AP Sergeev, JK Tolstoy. - 4 - ed. Rev. and add. - M.: Prospekt, 2008. - 848 p.

3. Lonchakov, Y. Legal features of the contract the carriage of goods / YA Lonchakov / / Legal world. - 2009. - № 3. - S. 32-35.

4. Kalpin, AG The contract of lease vehicles / AG Kalpin / / Civil Law. - 2006. - № 2. - S. 16-18.

5. On Approval of the minimum crew of self-propelled cargo vessels: Order from 01.11.2002 the Ministry of Transportation / / Rossiyskaya Gazeta. 2002. December 25.

6. On Approval of the graduating members of ships' crews: Resolution of the Government of the Russian Federation from 04.08.1999 / / Rossiyskaya Gazeta. 1999. August 12.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Абесалашвили Маринэ Зауровны «Правовое регулирование сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем».

Механический транспорт значимый, неотъемлемый и распространенный объект экономического, гражданского оборота. Данный фактор социально-экономического развития общества, а также специфика рассматриваемого объекта гражданских правоотношений, с одной стороны, и существенные изменения в граждан-

Абесалашви- АРЕНДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭКИПАЖЕМ ли М.З.

ском праве, связанные с утверждением рыночных экономических отношений, с другой, - выявили исключительную актуальность договора аренды транспортных средств, необходимость его более детального законодательного рассмотрения и системного научного исследования.

В литературе высказано мнение, что договор аренды транспортного средства можно отнести к так называемому смешанному договору. Специалисты отвечают на этот вопрос возможностью отнесения его к договору, который формирует обязательства, однако автор придерживается мнения, что данный договор не рационально признавать смешанным, то есть «договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами» (п.3 ст.421 ГК РФ), так как он специально урегулирован Гражданским кодексом. Автором раскрыты в рамках данной статьи права и обязанности арендадателя и арендатора по договору аренды транспортных средств с экипажем.

Вышеизложенное позволяет рекомендовать статью Абесалашвили Маринэ Зауровны «Правовое регулирование сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем» для публикации в журналах рекомендуемых ВАК.

Заведующая кафедрой гражданского права юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, профессор,

д.юн. Л.Т. Кокоева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.