Научная статья на тему 'Каршеринг как новое явление в гражданском праве Российской Федерации'

Каршеринг как новое явление в гражданском праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3035
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР / КАРШЕРИНГ / АРЕНДА / ПРОКАТ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / СЕРВИС / CONTRACT / CAR SHARING / RENT / RENTAL / TRANSPORT SERVICES / SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Сергей Александрович, Переярина Полина Олеговна

Введение: статья посвящена анализу услуг по кратковременной аренде автомо биля каршерингу. Сервис каршеринга стал набирать популярность в России лишь с 2015 г. в крупных и в курортных городах. Цель: проанализировать и определить юридическую природу договора каршеринга. Методологическая основа: общенаучные методы, анализ нового вида договора. Результаты: рассмотрены плюсы данного договора: выгодность каршеринга по сравнению со стоимостью аналогичных услуг такси в крупных российских городах России, доступ к новому виду городской мобиль ности, рациональная и более интенсивная эксплуатация автомобиля, уменьшение загруженности дорог, сокращение количества вредных выбросов и т.д. Вывод: договор каршеринга необходимо относить к смешанным договорам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAR SHARING, AS A NEW PHENOMENON IN THE CIVIL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background: the article deals with the analysis of short-term car rental services. Car sharing service began to gain popularity in Russia only in 2015 in large cities and resorts. Objective: to analyze and determine the legal nature of the car sharing contract. Methodol ogy: general scientific methods, analysis of a new type of contract. Results: the advantages of such contracts have been considered: the profitability of car sharing in comparison with the cost of similar taxi services in large Russian cities, access to the new type of urban mo bility, rational and more intensive operation of the car, reducing road congestion, reducing the amount of harmful emissions, etc. Conclusion: it is necessary to refer the contract of car sharing to the mixed contracts.

Текст научной работы на тему «Каршеринг как новое явление в гражданском праве Российской Федерации»

References

1. Bespalov Yu.F. Adoption as a Way of Judicial Protection of the Rights of a Child // Russian justice. 1997. No. 7. P. 39-41.

2. Buyanova V.E. Procedural Peculiarities of Trying Cases on Adoption of Children and the Abolition of Adoption of Children. Orenburg: OOO IPK "Universitet", 2014. 369 p.

3. Aliyeva Z.Z. Procedural Features of Trying Cases on Adoption of Children by Russian Citizens (based on the law enforcement practice of the Republic of Dagestan): extended abstract of dis. ...of cand. of law. M., 2007. 23 p.

УДК 347.453.6

С.А. Филиппов, П.О. Переярина

КАРШЕРИНГ КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: статья посвящена анализу услуг по кратковременной аренде автомобиля — каршерингу. Сервис каршеринга стал набирать популярность в России лишь с 2015 г. в крупных и в курортных городах. Цель: проанализировать и определить юридическую природу договора каршеринга. Методологическая основа: общенаучные методы, анализ нового вида договора. Результаты: рассмотрены плюсы данного договора: выгодность каршеринга по сравнению со стоимостью аналогичных услуг такси в крупных российских городах России, доступ к новому виду городской мобильности, рациональная и более интенсивная эксплуатация автомобиля, уменьшение загруженности дорог, сокращение количества вредных выбросов и т.д. Вывод: договор каршеринга необходимо относить к смешанным договорам.

Ключевые слова: договор, каршеринг, аренда, прокат, транспортные услуги, сервис.

S.A. Philippov, P.O. Pereyarina

CAR SHARING, AS A NEW PHENOMENON IN THE CIVIL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background: the article deals with the analysis of short-term car rental services. Car sharing service began to gain popularity in Russia only in 2015 in large cities and resorts. Objective: to analyze and determine the legal nature of the car sharing contract. Methodology: general scientific methods, analysis of a new type of contract. Results: the advantages of such contracts have been considered: the profitability of car sharing in comparison with the cost of similar taxi services in large Russian cities, access to the new type of urban mo-

i © Филиппов Сергей Александрович, 2019

S Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная

юридическая академия); e-mail: s.filippov85@icloud.com © Переярина Полина Олеговна, 2019

Студентка института правоохранительной деятельности (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: miss.pereyarina@yandex.ru

© Philippov Sergey Alexandrovich, 2019

Candidate of law, Associate professor, associate professor of the Civil law department (Saratov State Law Academy), 2019

138 © Pereyarina Polina Olegovna, a student of the Law Enforcement Institute (Saratov State Law Academy)

bility, rational and more intensive operation of the car, reducing road congestion, reducing the amount of harmful emissions, etc. Conclusion: it is necessary to refer the contract of car sharing to the mixed contracts.

Key-words: contract, car sharing, rent, rental, transport services, service.

В век прогрессивных технологий появляются не только новые виды техники, происходят открытия в различных научных сферах, но и расширяется сектор потребительских услуг, однако законодательство не всегда успевает за происходящими изменениями.

Широко распространенные в повседневности гражданско-правовые договоры обретают новые разновидности. Так, одним из ранее неизвестных российскому обществу видов аренды (чего нельзя сказать об Европе и США) является каршеринг.

Каршеринг (carsharing — от англ. «машина» и «делиться») — это новая услуга для российских городов, представляющая собой кратковременную аренду автомобиля, оплачиваемую поминутно (возможны и другие тарифы). Сервис каршеринга стал набирать популярность в России лишь с 2015 г., на сегодняшний день взять в аренду автомобиль по договору кратковременной аренды можно не только в столице, где впервые начало развиваться это направление, но и в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде, Грозном, Сочи, Новосибирске и некоторых других городах, преимущественно курортных1.

Нужно отметить, что на рынке представлено три направления аренды: каршеринг (поминутная аренда машин), карпулинг (попутчики на небольшие расстояния по постоянному маршруту, например путь на работу) и райдшеринг (система попутчиков между населенными пунктами).

При нарастании всеобщей мобильности, расширении самостоятельных путешествий и упрощении пользования электронными устройствами люди активнее пользуются разными вариантами аренды автомобилей. Это ведет к появлению новых форм организации компаний по транспортному обеспечению и прокату машин — заключает И.С. Зырянова [1, с. 156-165].

Транспортные услуги в условиях экономики совместного потребления являются предметом изучения как экономистов, так и юристов. К примеру, проблемами каршеринга в РФ занимались В.Н. Трегубов, И.Д. Котляров, также все чаще, на страницах юридической литературы появляются исследования, посвященные каршерингу среди молодых ученых [2, с. 446-456; 3, с. 78-85].

Актуальность исследуемой темы обусловлена трудностями в понимании сущности и правовой природы данного договора, т.к. на федеральном уровне нормативное регулирования такого вида договора отсутствует. На практике же возникает множество проблем с тем, как защитить себя потребителю такой услуги — ведь договор, заключаемый каршеринговыми компаниями с физическими лицами, содержит много «опасных» пунктов для юридически неграмотного пользователя.

А.В. Мыреев определяет каршеринг как альтернативу передвижению на личном автомобиле в крупных городах, т.е. систему краткосрочной аренды

1 См.: В каких городах есть каршеринг в России? // PRO-CARSHARING.RU. URL: https://pro-carsharing.ru/articles/v-kakikh-gorodakh-est-karshering-v-rossii/ (дата обращения: 19.11.2018). 139

автомобиля с поминутной оплатой. Основная идея каршеринга состоит в том, что клиент платит только за время пользования автомобилем. При этом транспортные средства дожидаются клиентов в разных точках города на обычных парковках, а не в специальных пунктах аренды, поэтому взять автомобиль, как и оставить, можно там, где удобно и в любое время суток [4, с. 158-162].

Действительно, при данном виде правоотношений машину не нужно забирать в организации, занимающейся прокатом, и возвращать туда же, так как пользователи сервиса берут для своих поездок по городу любой свободный автомобиль компании-оператора, припаркованный на улице. Специально разработанное мобильное приложение показывает точки в городе, где находится ближайший автомобиль. По окончании пользования транспортным средством клиент оставляет его в удобном для него месте, разрешенном для бесплатной парковки, и оплачивает лишь время поездки и ожидания. Техническое обслуживание, ремонт, страхование, налоги, расходы на топливо ложатся на арендодателя.

Привлекательность такого предложения заключается в том, что в крупных городах гораздо выгоднее взять машину в аренду на несколько часов, нежели пользоваться услугами такси. Однако, проанализировав содержание договоров нескольких наиболее известных компаний в этой сфере (Делимобиль, Belka Car, You Drive), можно обнаружить много юридических коллизий, которые не согласуются с общими положениями об аренде, а также нормами о прокате — ведь именно с ним на первый взгляд больше всего схож каршеринг.

Основным видом деятельности организаций, оказывающих услуги карше-ринга (OOO «Каршеринг Руссия, АО «Каршеринг», ООО «Яндекс.Драйв», OOO «НТС»), по ОКВЭД является аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств.

Согласно п. 2.1 договору ООО «Каршеринг Руссия» (Делимобиль) под предметом договора понимается следующее: Арендодатель обязуется в порядке, определенном Договором, предоставлять Клиенту ТС по его запросу во временное (до 24 часов) владение и пользование (аренда) ТС без оказания услуг по управлению ТС, оказывать услуги по бронированию ТС, а Клиент обязуется пользоваться ТС в соответствии с требованиями (условиями) настоящего Договора и приложений к нему, своевременно оплачивать арендную плату, плату за бронирование, надлежащим образом исполнять иные условия Договора2.

Определяя правовую природу данного договора, необходимо обратиться к его преамбуле, где указано, что он не является договором проката и публичной офертой. На основании ст. 428 ГК РФ он является договором присоединения.

Особенностью данного договора является то, что автомобили сдаются в аренду для потребительских целей, как при прокате, однако отсутствие такого признака, как «публичность» исключает определение каршеринга по ст. 626 ГК РФ (договор проката). Но, нужно заметить, что далеко не у всех компаний в договоре определено, что они не являются публичными, так, в договоре АО «Каршеринг» содержится лишь указание на ст. 421 ГК РФ (свобода договора) и ст. 428 ГК РФ (договор присоединения)3.

2 См.: Договор Делимобиль (утвержден приказом № ДД-13 от 29 октября 2018 г.). URL: https:// delimobil.ru/docs/dogovordelimobil.pdf (дата обращения: 05.09.2018).

3 См.: Договор присоединения (утвержден Приказом Генерального директора АО «Каршеринг» № 20180703-02 от 3 июля 2018 г.). URL: https://belkacar.ru/legal/contract.pdf (дата об-

140 ращения: 05.09.2018).

Немало споров на практике возникает из-за отказов каршеринговых компаний в заключении договора с потенциальным клиентам. Например, в Лефортовском районном суде рассматривается дело по иску «каршеровода» Ильяса Равильевича Сетдинова к операторам «каршеринга». Он утверждает, что ограничения по стажу вождения (у разных компаний от 1,5 до 3 лет), необходимого для пользования услугой, незаконны и противоречат самой идее каршеринга — заменить личный транспорт коллективным. По его мнению, ограничения по возрасту могут соответствовать только тем, которые действуют при получении водительского удостоверения. Исходя из этих логичных аргументов с Ильясом заключили договор Т1шСаг, САИ5 и СагПоп. У Lifcar и САИ4УОи, где ограничения по стажу изначально нет4.

Аргументами в пользу своей точки зрения истец считает отнесение данного договора к договору проката, т.к. в аренду сдается именно движимое имущество, а из части 3 статьи 626 ГК РФ следует, что договор является публичным, т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 426 ГК РФ каршеринговые компании не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора.

Соответственно все операторы каршеринга, оказывающие предпочтение одним водителям перед другими, нарушают условия, прописанные в ГК РФ для оказания этих услуг. А занимаются они именно сдачей в аренду автомобилей, исходя из данных, указанных при регистрации юридического лица (код ОКВЭД 77.11)

Иногда операторы каршеринга ссылаются на п. 1 §3, гл. 34, ч. 2 ГК РФ «Аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации», но этот пункт не содержит в себе информации, исключающей действие предыдущих статей. К тому же аренда транспортного средства продолжает оставаться сдачей в аренду движимого имущества. Все условия, противоречащие законодательству, в договоре недействительны согласно ст. 16 Закона «О защите прав потребителей».

Юристы каршериновых компаний, однако, считают иначе. Так, в ответе на претензию Ильяса Сетдинова к ООО «Каршеринг Руссия» с требованием заключить публичный договор проката сказано: «Договор Делимобиль не является договором проката. Договор Делимобиль является смешанным договором, который включает в себя составляющие договора оказания услуг и договора аренды транспортного средства без экипажа. Договор не является публичной офертой и не относится к категории публичных договоров. Указанная выше позиция была неоднократно подтверждена судебными постановлениями по делам, в т.ч. с участием «Каршеринг Руссия». Нарушение прав и законных интересов потребителей отсутствуют».

Договоры организаций не обладают важными признаками договора аренды транспортного средства без экипажа на основании того, что в них (за исключением договоров ООО «ЭНИТАЙМ» и ООО «НТС») не соблюдается императивная норма ст. 642 ГК РФ, в которой указано, что аренда осуществляется только без технической эксплуатации транспортного средства. Обязанность арендатора осуществлять текущий и капитальный ремонт (императивная норма ст. 644 ГК РФ) отсутствует в договорах всех Организаций, к тому же противоречит самой

4 См.: Шеринг-экономика только для опытных. Как я подал в суд на каршеринг // Трушеринг. URL: https://truesharing.ru/b/10970/ (дата обращения: 06.09.2018).

сути их деятельности — краткосрочной аренде движимого имущества. Кроме этого, договор аренды транспортного средства является реальным договором, т.к. согласно ст. 642 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство в момент заключения договора, но все Организации не предоставляют арендатору движимое имущество, а только принимают на себя обязательство его предоставить. Таким образом, выборочное использование некоторых признаков договора аренды транспортного средства без экипажа в договорах Организаций можно признать злоупотреблением правом свободы договора с целью получения права не выполнять требования ст. 426, 626 и 628 ГК РФ5.

Интересным представляется ответ на претензию АО «Каршеринг» (сервис Belka Car), который построен на утверждении о том, что договор присоединения может быть заключен только путем присоединения к этому договору в целом, что не вызывает сомнений. Но далее следует уточнение: «...Ваша ссылка на то, что договор, заключаемый между компанией АО «Каршеринг» и Пользователем, является договором аренды, является ошибочным». Причем по коду ОКВЭД данная организация занимается как раз арендой легковых автомобилей.

По жалобам Ильяса Сетдинова имеется предписание прокуратуры от 8 августа 2018 г., в которой указано: «По результатам проведенных межрайонными прокуратурами совместно со специалистами Роспотребнадзора проверок выявлены нарушения потребительских прав клиентов операторов каршеринга. В отношении виновных лиц возбуждено 5 дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей»)6.

Изучив несколько договоров каршеринга, представляется логичным выделить сильные и слабые стороны такой услуги.

Возможность лично и без посторонних людей ездить за рулем разных автомобилей (не только бюджетной и средней ценовой категории — Kia Rio, Hyundai Solaris, Renault Kaptur, но и премиальных — Mercedes CLA), арендовать машину на короткий срок (несколько минут, полчаса, час и т.д.); выгодность каршеринга по сравнению со стоимостью аналогичных услуг такси в крупных российских городах; отсутствие необходимости платить за техническое обслуживание автомобиля, мойку, ремонт и т.д., как в случае владения личным автомобилем — пожалуй, это основные достоинства активно развивающегося бизнеса для пользователей услуги7.

Р.И. Кориненко выделяет такие плюсы как: доступ к новому виду городской мобильности; рациональная и более интенсивная эксплуатация автомобиля; уменьшение загруженности дорог; сокращение количества вредных выбросов. В перспективе ожидается, что автопарки постепенно будут заменять автомобили на электрокары, что существенно повлияет на экологическую обстановку в городе [5, с. 113-117].

Но, в данной сфере существует и ряд недостатков. Проблемой является отсутствие необходимой документации для осуществления деятельности компаний.

5 См.: Ильяс Сетдинов // Каршеринг — это прокат. URL: https://vc.ru/legal/46486-karshering-eto-prokat (дата обращения: 12.09.2018).

6 См.: Там же.

7 См.: «Опасный каршеринг». Что нужно знать, арендуя авто на короткий срок? URL: http:// 142 www.kadrof.ru/articles/28371 (дата обращения: 11.09.2018).

Действительно, погоня за выгодой со стороны владельцев каршеринговых компаний иной раз негативно отражается для пользователя сервисом.

Так, А.А.Уварова и Л.А. Биткова справедливо выделяют следующие проблемы каршеринга как потребительского сервиса: непрозрачность условий использования; вероятность получить поврежденный автомобиль; отсутствие государственного регулирования [6, с. 390-398].

Еще одной проблемой каршерингового сервиса является отсутствие единых реестров, в которых смогли бы сосредоточиться все компании — представители услуг и их абоненты. Данная централизация упростит регистрацию водителей, поскольку придется регистрироваться всего лишь раз, а не в каждой компании по отдельности и в ряде случаев будет возможность выбрать автомобиль, который находится намного ближе [5, с. 113-117].

Кроме того, наиболее серьезным недостатком являются чрезмерно завышенные штрафы за различные нарушения, о которых пользователь (не дочитавший договор до раздела про ответственность) не подозревает.

Перечень нарушений и штрафов зависит от компании например, в Приложении № 3 к договору Делимобиль оставление транспортного средства на газоне влечет за собой наложение штрафа в размере 100 тыс. руб. за каждый выявленный эпизод, передача машины лицу, находящему в состоянии опьянения, либо лицу, не имеющему права на управление транспортным средством — 200 тыс. руб., самовольное отключение или повреждение в ТС трекера — 150 тыс. руб.8 Размеры штрафов в других компаниях не сильно отличаются. Представляется, что во многих случаях со стороны компаний происходит злоупотребление правом, запрещенное ч. 1 ст. 10 ГК РФ, т.к. штрафы никак нельзя соотнести с вредом, причиненным Пользователем, а также административными штрафами за аналогичные правонарушения.

В случае ДТП Клиент обязан оплатить каршеринговой компании не только ремонт автомобиля, но и штраф, судебные издержки (в случае, если взыскание штрафа будет происходить через суд), упущенную выгоду, ведь во время ремонта автомобиля он не мог сдаваться в аренду и компания понесла убытки.

Также если у Клиента перестанет работать телефон или интернет на нем в процессе поездки, он не сможет через мобильное приложение завершить аренду со всеми вытекающими последствиями в виде переплат и штрафов. Недостатки этим не ограничиваются, при детальном изучении договора — желание заключать его пропадает, но большинство людей не обладают юридическими знаниями и терпением, чтобы не только прочитать, но и понять текст на нескольких десятков страниц со специфичной терминологией и компании обращают это в свою пользу.

Существование каршеринга объективно вписывается в динамично развивающуюся жизнь людей, но наряду с возможностями, которые он предоставляет, необходимо внимательнее относится к недостаткам и соблюдать все условия договора, чтобы не допустить наступления ответственности.

Следует признать вопрос спорным об отнесении каршеринга к какому-либо конкретному виду договора, поэтому на основании ч. 3 ст. 421 ГК РФ, верным будет его считать смешанным.

8 См.: Договор Делимобиль (утверждена приказом № ДД-13 от 29 октября 2018 г. URL: https:// delimobil.ru/docs/dogovordelimobil.pdf. Исследование основных параметров, влияющих на развитие каршерингового сервиса в Санкт-Петербурге: сборник докладов: в 3 ч. 2018. С. 113-117.

Все анализируемые договоры относятся к договорам присоединения, поэтому необходимо учитывать, что согласно ч. 2 ст. 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но содержит явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Это выступает гарантией защиты слабой стороны в договоре — клиента от злоупотреблений со стороны юридического лица, оказывающего услуги кратковременной аренды.

Библиографический список

1. Зырянова И.С. Аренда автомобилей как отрасль сервиса: географические и организационные аспекты // Региональные исследования. 2018. № 1 (59). С. 156-165.

2. Трегубов В.Н. Интеллектуальные системы поддержки совместного использования автомобилей в городе // Организация и безопасность дорожного движения: материалы X Международной научно-практической конференции: в 2 т. Тюмень: ТИУ, 2017. Т. 1. С. 446-450

3. Котляров И.Д. Организация автотранспортного обслуживания на основе коммерческого каршеринга // Мир транспорта. 2016. Т. 14. № 6 (67). С. 78-85.

4. МыреевА.В., ХайровН.М., АбалакинА..А.. Каршеринг в РФ: обзор и исследование нового рынка: сборник статей Международной научно-практической конференции «Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки»: в 2 ч. Уфа: Аэтерна, 2016. Ч. 1. С. 158-162.

5. Кориненко Р.И. Исследование основных параметров, влияющих на развитие каршерингового сервиса в Санкт-Петербурге: сборник докладов: в 3 ч. 2018. С. 113-117.

6. УвароваАА, Биткова ЛА. Проблема института каршеринга в России // Следующее поколение. 2016. С. 390-398.

References

1. Zyryanova I.S. Car Rental as a Branch of Service: Geographical and Organizational Aspects // Regional studies. 2018. № 1 (59). P. 156-165.

2. Tregubov V.N. Intelligent Systems to Support the Joint Use of Cars in the City// Organization and road safety: materials of the X International scientific and practical conference: 2 t. Tyumen: TIU, 2017. Vol.1. P. 446-450.

3. Kotlyarov I.D. Organization of Road Transport Services on the Basis of Commercial Car-sharing // World of transport. 2016. Vol. 14. № 6 (67). P. 78-85.

4. Myreev A.V., Khairov N.M., AbalakinA.A. Car-sharing in Russia: Overview and New Market Research: collection of articles of International scientific-practical conference "Problems, prospects and directions of innovative development of science": in 2 parts, Ufa: Aeterna, 2016. Part 1. P. 158-162.

5. Korinenko R.I. Study of the Main Parameters Affecting the Development of Car-share Service in St. Petersburg: collection of reports: 3 hours 2018. P. 113-117.

6. UvarovaA.A., Bitkova LA. Problem of the Institute of Car Sharing in Russia // Next generation. 2016. P. 390-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.