Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ УСЛУГ КАРШЕРИНГА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ УСЛУГ КАРШЕРИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАРШЕРИНГ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / АВАРИЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лахтина Татьяна Алексеевна, Фадеева Ирина Викторовна, Куцык Валерия Павловна

В исследовании рассматриваются вопросы, связанные с использованием сервиса каршеринга, проанализированы основные аспекты негативного влияния деятельности данного сервиса на безопасность дорожного движения. Выявлены правовые проблемы, связанные с регулированием деятельности компаний каршеринга, основные причины аварийности при использовании данного сервиса. На основании анализа данного явления предложены меры, которые способствуют обеспечению безопасности дорожного движения. Особое внимание в исследовании обращено на необходимость законодательного урегулирования сферы каршеринга, противодействию незаконного оборота учетно-регистрационных данных и использованию чужих аккаунтов, профилактике недопустимости нахождения за управлением транспортным средством лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, рассмотрен вопрос, связанный с управлением автомобилем лицами, имеющими небольшой стаж вождения. В данной работе также рассмотрены преимущества и недостатки использования краткосрочной аренды транспортного средства, что позволяет определить основные направления совершенствования сервиса каршеринга. Выделяется проблема небрежного использования транспортного средства лицом, пользующимся каршерингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лахтина Татьяна Алексеевна, Фадеева Ирина Викторовна, Куцык Валерия Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF ROAD SAFETY TAKING INTO ACCOUNT THE DEVELOPMENT OF CAR-SHARING SERVICES IN RUSSIA

The study examines the issues related to the use of the car-sharing service, analyzes the main aspects of the negative impact of this service on road safety. Legal problems related to the regulation of the activities of car-sharing companies, the main causes of accidents when using this service are identified. Based on the analysis of this phenomenon, measures that contribute to road safety are proposed. Special attention in research is paid to the need for legislative regulation of the sphere of car-sharing, countering illicit trafficking registration data and using other people’s accounts, prevention of non-being in control of the vehicle of individuals who are in a state of alcoholic intoxication, considered the issue of control of the vehicle by persons with little driving experience. This paper also considers the advantages and disadvantages of using a short-term rental vehicle, which allows us to determine the main directions for improving the car-sharing service. The problem of careless use of the vehicle by a person using carsharing is highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ УСЛУГ КАРШЕРИНГА В РОССИИ»

УДК 342.951 ББК 67.401.01

DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-206-211 © Лахтина Т.А., Фадеева И.В., Куцык В.П., 2021

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ УСЛУГ КАРШЕРИНГА В РОССИИ

Татьяна Алексеевна Лахтина,

доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Е-таП: laxtin@yandex.ru;

Ирина Викторовна Фадеева, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Валерия Павловна Куцык,

курсант Института подготовки специалистов для органов предварительного расследования Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Рецензент: Д.Н. Шурухнова, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. В исследовании рассматриваются вопросы, связанные с использованием сервиса каршеринга, проанализированы основные аспекты негативного влияния деятельности данного сервиса на безопасность дорожного движения. Выявлены правовые проблемы, связанные с регулированием деятельности компаний каршеринга, основные причины аварийности при использовании данного сервиса. На основании анализа данного явления предложены меры, которые способствуют обеспечению безопасности дорожного движения. Особое внимание в исследовании обращено на необходимость законодательного урегулирования сферы каршеринга, противодействию незаконного оборота учетно-регистрационных данных и использованию чужих аккаунтов, профилактике недопустимости нахождения за управлением транспортным средством лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, рассмотрен вопрос, связанный с управлением автомобилем лицами, имеющими небольшой стаж вождения. В данной работе также рассмотрены преимущества и недостатки использования краткосрочной аренды транспортного средства, что позволяет определить основные направления совершенствования сервиса каршеринга. Выделяется проблема небрежного использования транспортного средства лицом, пользующимся каршерингом.

Ключевые слова: каршеринг, обеспечение безопасности дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, аварийность.

PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF ROAD SAFETY TAKING INTO ACCOUNT THE DEVELOPMENT OF CAR-SHARING SERVICES IN RUSSIA

Tat'yana A. Lakhtina,

Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Irina V. Fadeeva,

Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Valeria P. Kutsyk

cadet of the Institute of Training Specialists for Preliminary Investigation Bodies Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The study examines the issues related to the use of the car-sharing service, analyzes the main aspects of the negative impact of this service on road safety. Legal problems related to the regulation of the activities of car-sharing companies, the main causes of accidents when using this service are identified. Based on the analysis of this phenomenon, measures that contribute to road safety are proposed. Special attention in research is paid to the need for legislative regulation of the sphere of car-sharing, countering illicit trafficking registration data and using other people's accounts, prevention of non-being in control of the vehicle of individuals who are in a state of alcoholic intoxication, considered the issue of control of the vehicle by persons with little driving experience. This paper also considers the advantages and disadvantages of using a short-term rental vehicle, which allows us to determine the main directions for improving the car-sharing service. The problem of careless use of the vehicle by a person using carsharing is highlighted.

Keywords: car sharing, road safety, road traffic accident, accident rate.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лахтина Т.А., Фадеева И.В., Куцык В.П. Проблемы правового обеспечения безопасности дорожного движения с учетом развития услуг каршеринга в России. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):206-11.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Современное общество быстро развивается в условиях технического прогресса, данный процесс имеет динамичный и галопирующий характер. Некоторое время назад мы бы и не могли представить, что появится такой новый вид краткосрочной аренды автомобиля как каршеринг, который стал достаточно популярным в настоящее время. Первый каршеринг в мире появился в Швейцарии в 1948 году. Позже были предприняты попытки его внедрения в других странах, однако они потерпели неудачу по причине отсутствия системы определения геолокации автомобиля и невозможности обеспечения доступности транспортных средств сервиса. В мире сервис каршеринга стал активно развиваться в период с 2000 по 2005 годы. В Российской Федерации повременная аренда автомобиля появилась не так давно, первое транспортное средство данного сервиса начало использоваться в городе Москва в 2012 году, первая российская организация, представляющая данную услугу - в 2013 году. Данный период характеризуется несформированностью рынка услуг, что повлекло появлению крупных убытков у компаний, начинающих предоставлять услуги повременной аренды автомобиля. Автомобиль совместного пользования быстрыми темпами стал широко распространяться в крупных городах Российской Федерации, в Москве сервисов карше-ринга на 2020 год насчитывается около 21. Но, с введением новшеств в нашу повседневную жизнь, в частности, услуг каршеринга, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Так, согласно статистическим показателям состояния безопасности дорожного движения, опубликованным на официальном сайте Госавтоинспекции, за I квартал 2020 года количество дорожно-транспортных происшествий достигло 33 100, за II квартал 2020 года 28 711, за III квартал 2020 года 29 327, что гораздо больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года1. Необходимо отметить, что представленные показатели сдержаны ограничительными мерами, принятыми из-за распространения коронавирусной инфекции Covid-19.

Данные показатели включают в себя количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших с использованием каршеринга. Так, заместитель

руководителя Центра организации дорожного движения Артур Шахбазян в начале 2020 года заявил, что по итогам 2019 года количество дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей каршеринга выросло на 242% по сравнению с 2018 годом2.

Каршеринг (от англ. car - автомобиль и share -делить) является видом услуги, которая заключается в пользовании транспортным средством, где одна из сторон не является его владельцем [4, с. 66]. Необходимо рассмотреть данное явление как услугу. Согласно Постановлению Правительства г. Москвы от 31 августа 2011 г. № 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» под услугой каршеринга понимается краткосрочная (до 24 часов) аренда легкового автомобиля на основе поминутной тарификации физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением такими физическими лицами предпринимательской деятельности3. У каждого явления, несомненно, существуют свои преимущества и недостатки, главными преимуществами каршерин-га являются такие, как экономичность в содержании транспортного средства, удобство использования, удовлетворительная стоимость, доступность. Однако, данный сервис имеет ряд недостатков, которые в большинстве случаев подавляют положительные стороны. Главными недостатками являются, например, штрафные санкции от компаний, представляющих данную услугу, необходимость бесперебойного соединения с Интернетом, а главное, отрицательное воздействие на безопасность дорожного движения, угроза жизни и здоровья другим участников дорожного движения.

При использовании сервисов каршеринга можно выделить основные проблемы данной сферы услуг. Во-первых, около 20% аккаунтов, зарегистрированных в приложениях компаний, предоставляющих данную услугу, являются ненастоящими и содержат ложные сведения о личности. Договор, заключаемый между каршеринговой компанией и арендатором, можно назвать смарт-контрактом,

1 Официальный сайт Госавтоинспекции [Электронный ресурс]. URL: 11йр://стат.гибдд.рф/ (дата обращения: 29.09.2020).

2 Официальный сайт российского государственного информационного агентства федерального уровня. URL: https:// tass.ru/moskva/7708557 (дата обращения: 29.09.2020).

3 Постановление Правительства г. Москвы от 31 августа 2011 г. N° 405-ПП «О городской поддержке таксомоторных перевозок и услуги каршеринг в городе Москве» URL: https://base. garant.ru/397557/

Управление ТС в состоянии алкогольного опьянения

Аспекты влияния сервиса каршеринга на безопасность дорожного движения

Рис. 1. Основные аспекты негативного влияния каршеринга на безопасность дорожного движения

уникальностью которого является заключение дистанционным способом. [9, с. 131] Гражданское законодательство не конкретизирует требования к заключению договора, поэтому компании, предоставляющие услуги по кратковременной аренде автомобиля, имеют право самостоятельно устанавливать и регулировать данный вопрос. В данной системе также широко распространен незаконный оборот учетно-регистрационных данных пользователей сервисов каршеринга. Незаконный оборот таких сведений представляет собой использование чужого рейтинга в целях получения доступа к использованию услуги. По своей сущности система каршерин-га ориентирована на добросовестное пользование предоставляемыми услугами со стороны клиента. Незначительное нарушение принципа «доверия» способно повлечь высокую денежную выплату в пределах заключенного договора оказания услуги. Стоит отметить, что со стороны арендаторов автомобилей часто наблюдается низкая степень моральной ответственности за соблюдение правил, которые регулируют дорожное движение, а также у арендаторов транспортных средств часто отсутствует бережное отношение к транспортному средству, так как оно не является их личным. Именно по этой

причине каршеринговые сервисы вынуждены формировать и обновлять рейтинг лиц, использующих услугу краткосрочной аренды автомобиля, который помогает определить возможность предоставления транспортного средства конкретному лицу. Как правило, к лицам, кому может быть отказано в услуге, относят тех, кто имеет опасный стиль вождения, привлекался к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения и т.д. Контрольные мероприятия, производимые сервисами каршеринга, не позволяют в полной мере обеспечить полноценную и достоверную идентификацию клиентов, что связано с удаленной формой заключения договора. Данный факт свидетельствует о том, что возможны случаи использования транспортного средства сервиса каршеринга для совершения преступлений. Необходимо отметить, что специализированное приложение способно зафиксировать мобильное устройство, а также идентификационный электронный модуль абонента, воспользовавшегося услугой. Однако, данный способ идентификации не может быть однозначно достоверным и использоваться в режиме реального времени. Проанализировав научное исследование Е.М. Косьяненко и М.А. Бажина, которые отмеча-

ли резкое увеличение количества учетно-регистра-ционных данных клиентов, наблюдается, что спрос на такие сведения лиц, законно использующих услуги каршеринга, увеличивается у отдельных категории граждан: во-первых, спрос увеличивается у заблокированных пользователей, во-вторых, у лиц, связанных с приготовлением, покушением или совершением преступлений, в-третьих, у лиц, которые привлекались к ответственности за вождение в состоянии опьянения, в-четвертых, у лиц, которые не имеют права на управление транспортным средством [1, с. 46]. В сети Интернет существует нелегальный рынок, «товаром» в котором являются чужие аккаунты в сервисе каршеринга. Так, в поисковой системе «Яндекс» на запрос «Купить аккаунт в каршеринге» найден 21 миллион результатов поиска. Существуют и другие «товары», связанные с сервисом каршеринга, спрос на которые имеет место быть, в частности, комплекты документов, с помощью которых возможна самостоятельная регистрация без идентификации личности реального потенциального пользователя услуг краткосрочной аренды автомобиля. Получить такие сведения проще в мессенджере «Telegram», где используется сквозное шифрование, согласно которому доступ к сообщениям имеют только пользователи, которые принимают непосредственное участие в общении. По данным действиям судебной практики ранее не существовало, однако, 11 марта 2020 года был задержан Роман Амелин за создание и продажу акка-унтов для доступа к услугам каршеринга, а 12 марта 2020 года по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 172 УК РФ1. Таким образом, возникла необходимость разработки мер по предотвращению использования чужих аккаунтов и персональных данных. Мы выделяем приоритетные направления совершенствования данного сервиса, во-первых, необходимо разработать систему, которая позволит обеспечить проверку соответствия данных, вносимых при регистрации аккаунта и сведений о личности фактического водителя. Данная проверка может быть реализована с помощью использования специализированных технических

1 Официальное сообщение ГУ МВД России по г. Санкт-Петербург и Ленинградская область // URL: https://clck.ru/ MVtxo (дата обращения: 30.09.2020).

средств и специальных методов, например, ввести обязанность для водителя по периодическому фотографированию. При этом, подразделениям государственной инспекции безопасности дорожного движения необходимо предоставить мгновенный доступ к базам данных сервисов краткосрочной аренды автомобилей с целью предотвращения и обеспечения недопустимости вождения транспортным средством лицом, которое не прошло регистрацию надлежащим образом. Гарантированно обеспечить подтверждение личности водителя также возможно с помощью регистрации пользователей каршеринга через Портал государственных услуг.

Во-вторых, приоритетным направлением использования сервиса каршеринга является установление системы блокировки транспортного средства в случае нахождения за рулем водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Для внедрения данной системы необходимо оснащать автомобили специальным механизмом, который называется «алкозамок». Данное техническое средство обеспечивает блокировку пуска двигателя автомобиля, если обнаруживается наличие алкоголя при выдохе. «Алкозамок» не позволяет обойти водителю транспортного средства проверку. В случае, если вместо водителя будет проходить проверку иное лицо, то данные действия легко обнаружить: специальное устройство во время движения непроизвольно может запрашивать прохождение повторных проверок. В запоминающем устройстве прибора фиксируется, если водитель отказывается от прохождения проверки. Внедрение данной системы в сервис каршеринга позволит обеспечить снижение аварийности, следовательно, повышение уровня безопасности дорожного движения.

Значимой проблемой является также то, что использование каршеринга увеличивает аварийность из-за установленных счетчиков, фиксирующих время использования транспортного средства, по итогу водители маневрируют в условиях спешки в целях экономии денежных средств. Сервис каршеринга основан на такой системе, что аренда автомобиля оплачивается поминутно, что приводит пренебрежению правил дорожного движения арендаторами для избегания больших трат, а вследствие этого -увеличивается риск возникновения дорожно-транспортного происшествия. С учетом частоты возник-

новения дорожных заторов, у водителей появляется психологический дискомфорт, что способствует агрессивному стилю вождения. Однако, сервисы каршеринга стараются урегулировать данный вопрос. Например, по данным Транспортной ассоциации московской агломерации 19.06.2020 года пресс-служба компании «Делимобиль» сообщила о введении специальных тарифов, которые помогают избежать спешки водителей при поминутной оплате в целях обеспечения безопасности дорожного движения, такие тарифы представляют собой аренду автомобиля с фиксированной ценой за маршрут и проездные.

Росту количества дорожно-транспортных происшествий способствует также неопытность водителей. Не все представители каршеринговых сервисов устанавливают определенный стаж, по достижению которого возможно пользоваться услугой аренды, но и установление такого минимального стажа не гарантирует, что за рулем будет находиться опытный водитель, так как в Российской Федерации течение водительского стажа начинается с момента получения водительского удостоверения. Стоит отметить, что далеко не все лица, имеющие право на управление транспортным средством, его реализуют. Поэтому соотносить водительский стаж, отталкиваясь от факта получения водительского удостоверения, с реальным опытом вождения является проблематичным. Решением подобной проблемы может стать введение в систему каршеринга квалификационного экзамена для новых пользователей услуги, что поможет исключить получение доступа к транспортному средству лиц, обладающих недостаточным уровнем подготовки, обеспечивающим безопасное вождение.

Среди проблем сервиса каршеринга, причиняющих вред безопасности дорожного движения, необходимо выделить такую, как безответственность арендатора, выражающаяся в износе и повреждении автомобиля. Проблема заключается в том, что сдача автомобиля после его аренды не урегулирована должным способом, а именно, обязанность водителя сдать транспортное средство в технически исправном состоянии, предусмотренная договором, не предполагает документального подтверждения [2, с. 34]. Министерству транспорта предлагают усилить контроль за каршерингом, а именно, обязать компании проводить технический осмотр чаще.

Для более точного регулирования сферы карше-ринга на наш взгляд необходимо конкретизировать, кто является субъектом правонарушения в данной области. В Кодексе об административных правонарушениях существует норма, предусмотренная статьей 2.6.1, согласно которой к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения привлекаются владельцы транспортных средств.

Необходимо также осветить проблему, связанную с отсутствием положений об ответственности арендатора автомобиля перед компанией, предоставляющей услуги каршеринга. С.А. Филиппов и П.О. Переярина обоснованно предполагают, что ответственность пользователя не ограничивается только возмещением убытков за повреждения автомобиля, сумма которых может достигать до 500 000 рублей даже при небольших повреждениях, все зависит от условий договора, которые самостоятельно устанавливает каршеринговая служба [8, с. 143]. В договоре возможно наличие штрафов как за нарушение правил дорожного движения, так и штрафов, которые устанавливаются компанией, предоставляющей услуги по краткосрочной аренде автомобиля. Данный факт свидетельствует о том, что со стороны арендодателя возможно злоупотребление правом. При этом, важно отметить, ответственность арендодателя перед клиентом, как правило, не предусматривается в заключаемых договорах.

Достоинством каршеринг-сервиса является его доступность, а именно, у арендатора существует возможность воспользоваться автомобилем по удовлетворительной стоимости, а также найти транспортное средство вблизи местонахождения. Однако, в научном сообществе существует мнение, согласно которому необходимо реализовать удорожание услуги краткосрочной аренды автомобиля. Так, Д.С. Горбатенко считает, что необходимо увеличить стоимость услуг каршеринга, чтобы пользователи стали бережнее относиться к арендуемым транспортным средствам. По мнению исследователя, данную услугу не нужно приравнивать к такси, напротив, необходимо считать автомобиль личным автотранспортом, плата за услугу должна быть выше, дабы избежать использование автомобилей несовершеннолетними и другим категориям граждан в случае неправомерного доступа к чужому аккаунту [3, с. 60].

Важной проблемой также является отсутствие нормативно-правового регулирования в области краткосрочной аренды автомобиля. Аренда транспортного средства с поминутной тарификацией затрагивает сразу несколько областей права: гражданское, административное, информационное и другие отрасли. Например, рассматривая споры, связанные непосредственно с арендой автомобиля, мы обращаемся к гражданскому праву, сфера обеспечения безопасности дорожного движения и ответственности в случае нарушения правил дорожного движения регулируется административным правом, рассматривая вопрос использования информации, относящейся прямо или косвенно конкретному лицу, что называется персональными данными, руководствуемся нормами информационного права, в частности Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

На данный момент использование каршеринга не имеет специализированного законодательства, что обусловлено рядом неразрешенных вопросов. Сфера краткосрочной аренды активно развивается в крупных и курортных городах, автопарк автомобилей характеризуется высокими темпами роста. Следует отметить, что на сегодняшний день органами законодательной власти Российской Федерации планируется разработка проекта соответствующего закона с целью обеспечения безопасности дорожного движения и оказываемых услуг. Так, заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефремов создал рабочую группу экспертов для разработки таких норм, о чем сообщает Российское Государственное информационное агентство 17 сентября 2020 года1. Данный вопрос заслуживает большего внимания, так как из него вытекают остальные проблемы.

Таким образом, важно отметить, что сфера услуг каршеринга требует тщательной проработки для достижения важной цели - обеспечения безопасности дорожного движения. В связи с тем, что сервис кар-шеринга появился в Российской Федерации не так давно, необходимо сформировать законодательную базу, на основании которой будет осуществляться данный вид деятельности, регулирование обще-

1 Официальный сайт российского государственного информационного агентства федерального уровня. URL: https:// tass.ru/ekonomika/9479157 (дата обращения: 02.10.2020).

ственных отношений в сфере краткосрочной аренды транспортного средства приобретет упорядоченный и системный характер, что позволит уменьшить уровень аварийности на дорогах.

Литература

1. Бажина М.А., Косьяненко Е.М. Правовые аспекты обработки персональных данных в сфере транспортного обеспечения физических лиц // Бизнес, менеджмент и право. 2019. № 2. С. 45-49.

2. Бубновская Т.А., Суворов Ю.Б. К вопросу о каршеринге: правовые аспекты // Юрист. 2018. № 7. С. 32-36.

3. Горбатенко Д.С. Аварийность на автомобильном транспорте, используемом в режиме каршеринга // Научно-технический вестник Поволжья. 2019. № 12. С. 59-61.

4. Ефанова Н.В. Оценка перспективы разработки и внедрения веб-сервиса для организации совместных поездок // Наука и общество в современных условиях: мат. III междунар. научн.-практ. конф. / РИО ИЦИПТ. 2015. № 1 (3). С. 66.

5. Маслобоева А.Ю. Актуальность использования технологии carsharing в развитии системы городского наземного транспорта / А.Ю. Маслобоева // X Международная научно-практическаяконференция«Научныйфорум:иннова-ционная наука»: сборник трудов. СПб.: МЦНО, 2018. С. 34-38.

6. Одинокова И.В., Асташин И.И., Носко Е.А. Московский каршеринг. Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2019. № 1 (19). С. 3.

7. Улицкая Н.М., Медведева Т.А. Каршеринг: история возникновения, тенденции развития и особенности в современной России. Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов. М.: МАДИ, 2017. С. 123-130.

8. Филиппов С.А., Переярина П.О. Каршеринг как новое явление в гражданском праве Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 3 (128). С. 138-143.

9. Чекулаев С.С., Носач К.С., Сорокина М.А. Гражданско-правовое регулирование разрешения каршеринговых споров на примере стран АТР // Modern Science. 2019. № 6-3. С. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.