Научная статья на тему 'Понятие, общая характеристика и система преступлений, сопряженных с использованием сервисов «Каршеринга»'

Понятие, общая характеристика и система преступлений, сопряженных с использованием сервисов «Каршеринга» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / КРАТКОСРОЧНАЯ АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ / КАРШЕ-РИНГ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СРЕДСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СПОСОБ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ / КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОН / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / КРИМИНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ECONOMY OF SHARED CONSUMPTION / SHORT-TERM CAR RENTAL / CARSHARING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / REMOTE IDENTIFICATION / MEANS OF CRIME / METHOD OF CRIME / PERSONAL DATA / CYBERCRIME / THEFT / DRUG TRAFFICKING / CRIMINAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляля Гарафиевна Халиуллина

В научной статье проведен анализ распространенности преступлений, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга», а также предложены подходы к классификации с учетом особенностей их совершения. Ядром системы анализируемых преступлений являются посягательства на информационные ресурсы сервисов «каршеринга» и персональные данные их пользователей. Основой бизнес-модели сервисов «каршеринга» выступает доверие к пользователю услуг, что в условиях отсутствия достоверных средств их дистанционной идентификации способствовало распространению практик незаконной анонимной аренды автомобилей в целях совершения преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, GENERAL CHARACTERISTICS AND SYSTEM OF CRIMES, ASSOCIATED WITH THE USE OF «CARDSHARING» SERVICES

This article analyzes the prevalence of crimes involving the use of «car sharing» services, as well as offers approaches to classification, taking into account the specifics of their Commission. The core of the system of analyzed crimes is attacks on the information resources of car sharing services and personal data of their users. The basis of the business model of «carsharing» services is trust in the user of services, which in the absence of reliable means of their remote identification, has contributed to the spread of illegal anonymous car rental practices for the purpose of committing crimes.

Текст научной работы на тему «Понятие, общая характеристика и система преступлений, сопряженных с использованием сервисов «Каршеринга»»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10332

ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИСТЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОПРЯЖЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕРВИСОВ «КАРШЕРИНГА»

Ляля Гарафиевна ХАЛИУЛЛИНА, научный сотрудник НИИ Университета Прокуратуры Российской Федерации E-mail: leila@lenta.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В научной статье проведен анализ распространенности преступлений, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга», а также предложены подходы к классификации с учетом особенностей их совершения. Ядром системы анализируемых преступлений являются посягательства на информационные ресурсы сервисов «каршеринга» и персональные данные их пользователей. Основой бизнес-модели сервисов «каршеринга» выступает доверие к пользователю услуг, что в условиях отсутствия достоверных средств их дистанционной идентификации способствовало распространению практик незаконной анонимной аренды автомобилей в целях совершения преступлений.

Ключевые слова: экономика совместного потребления, краткосрочная аренда автомобиля, карше-ринг, информационно-коммуникационные технологии, дистанционная идентификация, средство преступления, способ совершения преступления, персональные данные, киберпреступления, угон, незаконный оборот наркотиков, криминальная активность.

Annotation. This article analyzes the prevalence of crimes involving the use of «car sharing» services, as well as offers approaches to classification, taking into account the specifics of their Commission. The core of the system of analyzed crimes is attacks on the information resources of car sharing services and personal data of their users. The basis of the business model of «carsharing» services is trust in the user of services, which in the absence of reliable means of their remote identification, has contributed to the spread of illegal anonymous car rental practices for the purpose of committing crimes.

Keywords: economy of shared consumption, short-term car rental, carsharing, information and communication technologies, remote identification, means of crime, method of crime, personal data, cybercrime, theft, drug trafficking, criminal activity.

I ■ инамично развивающимся направлением

I I экономики совместного потребления вы-

/ I ступает транспортная инфраструктура Коммерческих сервисов краткосрочной аренды автомобилей («каршеринг»)1. Эволюция коммерческого проката автомобилей происходит на основе внедрения информационных технологий и постепенного преодоления социально-культурного предубеждения о необходимости быть собственником автомобиля в пользу его краткосрочной аренды.

Востребованностъ сервисов «каршеринга» демонстрирует анализ расходов клиентов Сбербанка России, согласно которому с января 2019 г.

ежемесячные траты россиян на услуги «каршеринга» превысили 1 млрд руб., а ежемесячное число пользователей составило более 200 тыс. человек2. Несмотря на приостановление деятельности сервисов «каршеринга»3, они обладают хорошими перспективами с учетом падения популярности общественного транспорта из-за вирусных заболеваний (СОУГО-19)4.

С ростом популярности сервисов «каршерин-га» в отечественных научных исследованиях предприняты первые попытки охарактеризовать наиболее распространенные преступления в данной сфере: повреждение автомобилей «карше-ринга» из хулиганских побуждений, их угон для

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

разбора на детали5; угон или завладение автомобилем без цели хищения с целью последующего совершения иных уголовно наказуемых деяний6.

Изучение научных публикаций в анализируемой сфере усиливает ощущение, что современные исследователи находятся «в плену» у императивов традиционного взгляда на криминальные угрозы, упуская из виду самое важное. Прежде всего, ядром бизнес-модель сервисов «карше-ринга» выступает принцип «доверия», т.е. рациональные ожидания честности и ответственного отношения получателя услуг к арендуемому7 автомобилю с учетом рейтинговой системы доступа к услугам данных сервисов. Именно «доверительная» модель взаимодействия сервисов «каршеринга» с потребителем услуг при отсутствии их достоверной идентификации способствует распространению практик незаконной анонимной аренды автомобилей в целях совершения преступлений.

Ненадежность систем идентификации личности в цифровых сервисах, отсутствие возможности соотнесения человека с его цифровым образом (учетными регистрационными данными) носят системный характер и отнесены в настоящее время к категории ключевых рисков цифровой экономики8. Безусловно, это негативным образом сказывается на доверии граждан к цифровым платформам, в том числе сервисам «каршеринга».

Значительной проблемой при оценке распространенности преступлений, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга», является ограниченность объема информации: отсутствует практика сбора специализированной статистической информации о преступлениях анализируемой категории, а качество экспертных оценок состояния преступности вызывает сомнения. В связи с указанным анализ распространенности данных деяний проведен нами на основании сведений в государственной автоматизированной системе «Правосудие»9:

■ неправомерное завладение автомобилем «каршеринга» без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ — 50 преступлений);

■ автомобили сервиса «каршеринга» используются для перемещения при совершении иных преступлений (ст. 158 УК РФ — 6; статьи 161, 162 и 163 УК РФ — по одному; ст. 228 УК РФ — 4; ст. 2281 УК РФ — 12);

■ хищение автомобилей «каршеринга» и их комплектующих (ст. 158 УК РФ — 6; ст. 159 УК РФ — 1), кража предметов, забытых предыдущими арендаторами (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ — 5);

■ нарушение безопасности движения и эксплуатации автомобилей «каршеринга» (ст. 264 УК РФ — 5; ст. 2641 УК РФ — 19);

■ сокрытие ранее совершенного преступления с использованием автомобиля «каршеринга» (ч. 1 ст. 306 и ст. 318 УК РФ — по одному).

Проведенный анализ судебной практики позволяет охарактеризовать общие границы качественных характеристик преступлений, сопряженных с использованием сервисов «каршерин-га», но релевантность приведенных количественных показателей не может быть признана достаточной, в основном отражены направления деятельности правоохранительных органов.

Преступления анализируемой категории характеризуются проявлениями субституциональ-ной латентности, искажающей статистические данные за счет учета в качестве не раскрытых преступлений, совершенных несовершеннолетними (не являющимися субъектами преступлений), либо же ситуаций, в которых ответственность за совершенное деяние принимает старший по возрасту родственник несовершеннолетнего10.

В специальных исследованиях неоднократно акцентировалось внимание на уязвимости мобильных приложений ряда сервисов «каршеринга» перед преступлениями в сфере компьютерной информации11. Преступления в сфере компьютерной информации характеризуются высокой латентностью — их выявление и расследование представляет значительную сложность.

Характерный пример. 12 марта 2020 г. в г. Санкт-Петербург возбуждено первое в России уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 272 УК РФ, по факту использования специальных компьютерных программ для незаконной регистрации учетных записей пользователей сервисов «кар-шеринга» на подставных лиц в целях их последующей бесконтактной продажи в чатах мобильных мессенджеров12.

Проведенный анализ материалов следственной и судебной практики по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга», позволил выделить подходы к их классификации с учетом особенностей криминальной деятельности в данной сфере:

Во-первых, в зависимости от роли автомобилей «каршеринга» в механизме совершения пре-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

ступления могут быть выделены три группы преступлений:

■ автомобиль выступает предметом преступного посягательства (неправомерное завладение автомобилем без цели хищения; хищение автомобилей либо их комплектующих и т.д.);

■ автомобиль рассматривается как средство совершения преступлений (перевозка похищенных предметов; средство обеспечения мобильности при совершении насильственных преступлений и в сфере незаконного оборота наркотических средств; уголовно наказуемые нарушения Правил безопасности дорожного движения и т.д.);

■ автомобиль является местом совершения преступлений (кража новыми арендаторами предметов, забытых предыдущими пользователями услуг сервиса «каршеринга»; автомобиль как место временного хранения наркотических средств и их немедицинского употребления).

Во-вторых, по основанию соблюдения порядка идентификации пользователя сервиса «каршеринга»13 нами различаются преступления, совершаемые после дистанционного заключения договора аренды автомобиля (большинство подобных преступлений) и без такового.

К числу последних могут быть отнесены: хищение комплектующих автомобилей «карше-ринга» без их фактической аренды; размещение «закладок» наркотических средств во внешних элементах автомобилей; посягательства на информационные системы «каршеринга»; отдельные ситуации неправомерного завладения автомобилем без цели хищения при активированном сервисном режиме обслуживания.

В-третьих, возможна классификация преступлений в зависимости от этапа реализации преступного умысла на получение доступа к сервисам «каршеринга» (прохождения дистанционной идентификации):

■ предикатные преступления, связанные с совершением уголовно наказуемых деяний в сфере компьютерной информации, а также связанные с незаконным получением доступа к персональным данным пользователей сервисов «каршеринга» (учетно-регистрационным данным) — все они формируют основу для «теневого рынка» учетных регистрационных данных пользователей данных сервисов;

■ производные (вторичные) преступления, обязательным условием совершения кото-

рых является предварительное получение и использование чужих регистрационных данных в целях незаконной анонимной аренды автомобиля (большинство остальных преступлений).

Вышеизложенное позволило прийти нам к следующим выводам.

Возникновение и широкое распространение разнообразных преступлений, сопряженных с использованием услуг сервисов «каршеринга», свидетельствует о том, что возможности для предварительного изучения последствий внедрения новых технологий в сферу традиционного проката автомобилей упущены.

Несовершенство технологических решений в сфере безопасности информационных систем сервисов «каршеринга», а также дистанционной идентификации пользователей сервисов «каршеринга» выступают ключевыми условиями дальнейшего распространения практик незаконной анонимной аренды автомобилей.

В системе преступлений, сопряженных с использованием автомобилей «каршеринга», в подавляющем большинстве случаев предикатным преступлением выступает неправомерный доступ к учетным регистрационным данным пользователей сервисов «каршеринга», в том числе к их персональных данным.

К преступлениям, сопряженным с использованием сервисов «каршеринга», мы относим умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, причиняющие существенный вред или создающие реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям использования сервисов «каршеринга», а также использование арендуемых автомобилей в качестве средства совершения иных преступлений либо в целях создания условий для их совершения.

В совершенствовании нуждаются нормативные требования к ведению коммерческой деятельности сервисами «каршеринга»: обеспечение безопасности предоставляемых ими услуг, применение достоверных методов идентификации пользователей, повышение глубины контроля поведения арендаторов автомобилей, а также формирование упреждающей политики обеспечения соблюдения ими Правил дорожного движения и эксплуатации автомобилей «кар-шеринга».

1 Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 831-р) // СПС «Консультант Плюс».

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

2 Сберданные аналитика «Рынок каршеринга в России», март 2019 г. // URL:https://clck.ru/K2if5 (Дата обращения: 05.05.2020).

3 См.: Указ мэра Москвы от 05.03.2020 г. № 12-УМ; Постановление губернатора Московской обл. от 12.03.2020 г. № 108-ПГ // СПС «Гарант».

4 Каршеринг и пандемия: результаты социологического опроса // URL: https://clck.ru/NRGj4 (Дата обращения: 05.05.2020).

5 Малиновский М.П., Аракелян Т.К. Каршеринг: проблемы участников и сторонних лиц // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. № 3. С. 28—30.

6 Бычков А.И. Правовое регулирование экономики совместного потребления. М., 2019. С. 74.

7 Словосочетание «аренда автомобиля» применяется нами с учетом активной дискуссии о правовой природе услуг «каршеринга».

См.: Аюшева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использованию транспортных средств на примере каршеринга // Вестник Ун-та им. O.E. Кутафина 2019. № 2. С. 25—32; Филиппов С.А., Переярина П.О. Каршеринг как новое явление в гражданском праве РФ // Вестник Саратовской гос. юрид. академии. 2019. С. 138—140; и др.

8 Паспорт проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. № 7) // СПС «Гарант».

9 Халиуллина Л.Г. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга» от 22.04.2020 // URl:https://yadi.sk/i/9zfb4-pV7UfbJw (Дата обращения: 03.05.2020).

10 Добренков А.И. Дорожно-транспортные преступления, совершаемые несовершеннолетними: понятие, специфика и направления предупреждения // Уч. зап. Крымского федер. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: Юрид. науки. 2019. Т. 5 (71). № 2. С. 108.

11 «Лаборатория Касперского» о потенциальных угрозах в «каршеринговых» приложениях // URL:https://clck.ru/ MNdUv (Дата обращения: 05.04.2020).

12 Новости ГУ МВД России по г. Санкт- Петербург и Ленинградской обл. // URL:https://clck.ru/MVtxo (Дата обращения: 05.04.2020).

13 Государственная Дума России: идентификация пользователей в сервисах «каршеринга» // URL:https://clck.ru/ MQour (Дата обращения: 05.04.2020).

Библиографический список

1. Аюшева И.З. Гражданско-правовое регулирование отношений по совместному использо-

ванию транспортных средств на примере каршеринга // Вестник Ун-та им. O.E. Кутафина. 2019. № 2. С. 25—32.

2. Бычков А.И. Правовое регулирование экономики совместного потребления. М., 2019.

3. Государственная Дума России: идентификация пользователей в сервисах «каршеринга» // URL:https://clck.ru/MQour (Дата обращения: 05.04.2020)

4. Каршеринг и пандемия: результаты социологического опроса // URL: https://clck.ru/ NRGj4 (Дата обращения: 05.05.2020)

5. «Лаборатория Касперского» о потенциальных угрозах в «каршеринговых» приложениях / / URL:https://clck.ru/MNdUv (Дата обращения: 05.04.2020)

6. Малиновский М.П., Аракелян Т.К. Карше-ринг: проблемы участников и сторонних лиц // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. № 3. С. 28—30.

7. Новости ГУ МВД России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской обл. // URL:https:// clck.ru/MVtxo (Дата обращения: 05.04.2020)

8. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. № 7) // СПС «Консультант Плюс»

9. Сберданные аналитика «Рынок каршеринга в России», март 2019 г. // URL:https://clck.ru/ K2if5 (Дата обращения: 05.05.2020)

10. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 831-р) // СПС «Консультант Плюс»

11. (Филиппов С.А., Переярина П. О. Каршеринг как новое явление в гражданском праве РФ // Вестник Саратовской гос. юрид. академии. 2019. С. 138—140.

12. Халиуллина Л.Г. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга» от 22.04.2020 // URl:https://yadi.sk/i/9zfb4-pV7UfbJw (Дата обращения: 03.05.2020)

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.