Анализ правовой природы договора каршеринга Analysis of the legal nature of the car sharing agreement
Смирнов И.О.
Студент 1 курса магистратуры, Юридический институт,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Россия, г. Белгород E-mail: reaper.2@yandex.ru
Smirnov I.O.
1st year magistracy student, Law Institute,
Belgorod State National Research University,
Russia, Belgorod E-mail: reaper.2@yandex.ru
Научный руководитель Шалайкин Р.Н.
Кандидат юридических наук, доцент, Заведующий кафедрой гражданского права и процесса, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Россия, г. Белгород E-mail: shalaykin@bsu.edu.ru
Scientific adviser Shalaykin R.N.
PhD in law, associate Professor, Head of the Department of Civil Law and Procedure, Belgorod State National Research University,
Russia, Belgorod E-mail: shalaykin@bsu.edu.ru
Аннотация.
В статье рассматривается правовая природа каршеринга на основе анализа научных подходов, позиций государственных органов, а также договоров, предлагаемых профильными организациями, оказывающими услуги по предоставлению транспортных средств в краткосрочную аренду.
Annotation.
This article deals with the legal nature of car sharing based on the analysis of scientific approaches, the positions of government agencies, as well as contracts offered by specialized organizations that provide services for the provision of vehicles for short-term rent.
Ключевые слова: каршеринг, краткосрочная аренда транспортного средства, договор проката, аренда транспортного средства без экипажа.
Key words: car sharing, short-term rental of a vehicle, rental agreement, rental of a vehicle without a crew dry-
lease.
В последнее время во всем мире набирает популярность краткосрочная аренда машины с поминутной тарификацией, именуемая каршеринг. Постепенно увеличивается число государств, в которых допускается упомянутая аренда. Каршеринг не обошел стороной и нашу страну, желающие взять в краткосрочную аренду автомобиль могут воспользоваться данной услугой. Однако далеко не во всех городах есть такая возможность, более того, сама конструкция договора каршеринга законодательно не урегулирована. В связи с этим среди ученых возникают дискуссионные вопросы касательно правовой природы договора. Мы считаем, что необходимо проанализировать сложившиеся в науке подходы, а также позиции государственных органов для решения вопроса о том, к какому виду договора аренды относится каршеринг.
Как уже указывалось выше, каршеринг распространен далеко не во всех городах России, соответственно, число компаний, предоставляющих свои автомобили в аренду также невелико. Среди наиболее известных можно выделить следующие: «Делимобиль», «Яндекс.Каршеринг» (известная также как «Яндекс Драйв»), «BelkaCar», «You Drive», «Anytime». Учитывая отсутствие единого подхода к регулированию договора каршеринга на законодательном уровне, компании, исходя из принципа свободы договора, различным образом регулируют правоотношения с потребителями. Так, компания «Яндекс Драйв» устанавливает, что регулирование использования сервиса устанавливается условиями использования сервиса, договором аренды транспортного средства, лицензионным соглашением на использование программы «Яндекс Драйв», пользовательским соглашением, лицензией на использование поисковой системы, политикой конфиденциальности и некоторыми другими актами [13]. Как мы видим, перечень актов довольно обширен и может вызвать затруднения у пользователя при знакомстве с ними. Некоторые компании, например - «BelkaCar» [10], предлагают потребителю заключить договор присоединения для получения транспортного средства. Примечательно, что у некоторых компаний, среди которых «Делимобиль», в преамбуле договора прописано положение, которое акцентирует внимание потребителя на том, что договор не является договором проката [11].
Отдельно стоит отметить, что некоторые страны Европы, например, Франция, предусматривают возможность сдачи в каршеринг автомобилей физическими лицами, для этого они используют услуги специальных компаний, выступающих посредниками. Каршеринг и в нашей стране не стоит на месте. Совсем недавно - 30.04.2021 в Москве был запущен в тестовом режиме сервис «Рули», предполагающий передачу близким родственникам и друзьям автомобилей в аренду [9]. По задумке аренда должна осуществляться на основе принципа peer-to-peer (p2p) - «равный с равным». Данный принцип, по мнению Н.Ю. Комплева и Л.К. Фазлиевой, является одной из разновидностей каршеринга [6, С. 37]. Помимо упомянутого, также выделяют oneway carsharing - аренду автомобиля, который находится в собственности у специализированной организации, и fractional carsharing - краткосрочная аренда транспортного средства, которое находится или в совместной собственности, или в долевой. Таким образом, мы можем говорить о формировании в России второй разновидности каршеринга, и вполне вероятно, что в будущем могут появиться компании аналогичные французским.
Как уже отмечалось выше, вопрос правовой природы договора каршеринга относится к числу дискуссионных в юридической науке. Существуют различные подходы к решению данного вопроса. Первый поход связан с отнесением договора каршеринга к разновидности договора проката. Так, Ю.Н. Боярская считает, что между этими двумя договорами существует совокупность следующих схожих признаков: субъектный состав - в обоих договорах в качестве арендодателя выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, а арендатором - физическое лицо; схожие цели арендатора - удовлетворение личных потребностей и арендодателя - извлечение прибыли; обязанность по капитальному ремонту лежит на арендодателе; предмет в обоих договорах предоставление пользователю движимого имущества во временное владение и пользование [3, С. 112]. Данный подход имеет свои положительные моменты для потребителя физического лица, однако не учитывает отдельных специфических аспектов договора каршеринга.
Во-первых, как ранее было отмечено договор каршеринга может быть заключен не только между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и физическим лицом, но также между двумя физическими лицами через юридическое лицо. В связи с этим, каршеринг выходит за пределы субъектного состава договора проката.
Во-вторых, некоторые из нормативных положений о договоре проката не могут быть применены к договору каршеринга. Например, п. 3 ст. 627 ГК РФ устанавливается возможность одностороннего отказа от
исполнения договора проката со стороны арендатора [1]. Закон императивно закрепляет норму, гласящую, что арендодатель должен быть уведомлен о таком отказе не менее чем за десятидневный срок. Одной из особенностей договора каршеринга является тот факт, что пользователь может арендовать интересующее его транспортное средство на часы или даже минуты. В таком случае не представляется возможным выполнением императивных требований законодательства.
В-третьих, ранее был приведен пример того, как преамбула договора каршеринга порой содержит в себе указание то, что заключаемое соглашение не является прокатом. Отсюда следует вывод, что компании, используя принцип свободы договора, не стремятся признавать каршеринг договором проката, так как это повлечет за собой требование заключать сделку по правилам публичного договора.
Если мы обратимся к судебной практике, то заметим, что порою каршеринг в судебных решениях именуется как краткосрочная аренда (до двадцати четырех часов) на основе поминутной тарификации [8]. Любопытным, на наш взгляд, является дело № 02-3451/2018, инициированное И.Р. Сетдиновым [7]. Цель истца состояла в признании договора каршеринга разновидностью договора проката, и, следовательно, понуждению компаний, оказывающих соответствующие услуги, к заключению с ним договора. В ходе судебного разбирательства организации, предоставляющие транспортные средства в аренду, ссылаясь на принцип свободы договора, отказывались признавать каршеринг договором проката, утверждая, что по своей правовой природе он является договором аренды транспортного средства без экипажа. Одним из ключевых аргументов истца было несоответствие договора каршеринга императивным положениям законодательства - ст. 642 и 644 Гражданского кодекса России. Итогом рассмотрения дела стал отказ в удовлетворении исковых требований, на основе того, что несоответствие соглашения о краткосрочной аренде транспортного средства отдельным положениям ГК РФ не позволяет сделать вывод о том, что договор каршеринга является разновидностью договора проката, а также не лишает возможности применения к договору положений об аренде транспортных средств без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.
В соответствии с п. 6.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322), в число полномочий Роспотребнадзора входят разъяснения, которые Служба дает по вопросам своей компетенции юридическим и физическим лицам [2]. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай на своем веб-сайте разместило информацию для потребителей об основных правовых аспектах каршеринга как новой услуги [12]. Из приведенной на сайте информации получается, что каршеринг является разновидностью договора аренды транспортного средства без экипажа. Таким образом, подход профильных организаций, оказывающих услуги по предоставлению автомобилей в аренду, все чаще воспринимается различными органами и структурами.
Однако договор каршеринга имеет существенные отличия от аренды транспортного средства без экипажа. По мнению С.Р. Дерюгиной [5, С. 22], таковыми являются следующие:
1) Поддержка автомобиля в надлежащем состоянии, равно как и проведение текущего и капитального ремонтов являются обязанностями арендодателя.
2) Двухсоставная арендная плата. В ее состав входит два показателя - срок, на который планируется взять транспортное средство в аренду, и расстояние. Причем компании используют разное сочетание упомянутых показателей. Так компания «Яндекс Драйв» предлагает пользователям на выбор сразу несколько тарифов: «Минуты» - предложение, рассчитывающее цену за каждую минуту в пути или в режиме «ожидания», при этом цена является динамической, меняясь под влиянием спроса; «Часы» - тариф, предлагаемый для долгих поездок, при котором потребитель платит как за время аренды автомобиля, так и за преодоленное расстояние [14].
3) Краткосрочный характер договора. Как правило срок составляет менее 24 часов, зачастую транспортные средства берутся в аренду на минуты.
4) Заключение договора через специальное приложение, то есть каршеринг относится к числу недавно появившихся смарт-контрактов. Эта особенность имеет свои преимущества и недостатки. Важнейшим недостатком являются возможные неблагоприятные последствия для арендатора, если он при приемке машины не заметит каких-либо недостатков, которые были оставлены предыдущим пользователем. Как правило, организации указывают, что при осмотре транспортного средства все выявленные недостатки необходимо сфотографировать и выслать компании. Однако если потребитель забудет это сделать, то в последствии у него могут возникнуть трудности с доказыванием своей невиновности в обнаруженных недостатках. Из главных преимуществ данной особенности хотелось бы выделить удобство в пользовании для потребителя. После проведения осмотра автомобиля, пользователь должен подтвердить его принятие нажатием соответствующей кнопки, программа автоматически формирует акт приема-сдачи. Еще одним преимуществом является тот факт, что по окончании поездки потребитель может оставить транспортное средство на любом разрешенном для парковки месте.
5) Страхование автомобиля лежит исключительно на арендодателе. Учитывая краткосрочный характер договора, мы не можем вести речь о том, чтобы перекладывать обязанность по страхованию на арендатора. В свою очередь договор аренды транспортного средства без экипажа, согласно ст. 646 ГК РФ, предусматривает, если иное не указано в самом соглашении, что такого рода расходы лежат на арендаторе.
Таким образом, мы не можем сказать, что договор каршеринга по своей правовой природе является договором аренды транспортного средства без экипажа. Мы можем, как верно подмечают суды, применять отдельные положения, однако ученые справедливо замечают, что у краткосрочной аренды есть свои исключительны признаки.
Наиболее интересным кажется мнение О.В. Гридневой, которая в ходе анализа правовой природы каршеринга пришла к выводу о том, что в договоре содержатся элементы различных договорных правоотношений, в числе которых прокат, аренда транспортного средства без экипажа, страхование и другие. Большое внимание она уделяет тому факту, что хоть договорная конструкция каршеринга содержит в себе элементы различных правоотношений, но они не являются ключевыми элементами данного соглашения, следовательно, необходимо законодательно урегулировать этот вопрос [4, С. 31].
Подводя итог проведенному исследованию, мы считаем, что необходимо дополнить существующие виды договора аренды новым, который все прочнее закрепляется как на мировом, так и на российском рынке. Для дальнейшего эффективного развития каршеринга необходима разработка нормативно-правовой базы. Закрепление положений о краткосрочной аренде в Гражданском кодексе позволит устранить существующие дискуссионные вопросы о правовой природе договора, а также поспособствует разработке универсальных договоров, в которых потребителям было бы проще разбираться. Отдельное внимание стоит уделить требованиям, предъявляемым к будущим арендаторам, так как транспортное средство является источником повышенной опасности, то даже сейчас многие компании устанавливают требования к минимальному возрасту и стажу. Самым распространенным порогом стажа является два года, однако для закрепления таких требований в законодательстве требуются всесторонние и объективные данные, которые позволили бы сделать о необходимости требований к минимальному стажу.
Список используемой литературы:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
2) Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 30.04.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание Законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.
3) Боярская Ю.Н. Виды договоров аренды транспортных средств // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 5. С. 110-112.
4) Гриднева О.В. Правовая природа каршеринга // Юридическая наука. 2020. № 8. С. 29-33.
5) Дерюгина С. Р. Каршеринг и райдшеринг: к проблеме правовой природы договоров // Гражданское право. 2019. № 4. С. 20-23.
6) Комлев Н.Ю., Фазлиева Л.К. Каршеринг как продукт совместного потребления товаров (sharing economy) и цифровизации гражданского права России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. № 1. С. 36-39.
7) Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2018 г. по делу № 02-3451/2018 [Электронный ресурс]. URL: https://mos-gorsud.ru/rs/lefortovskij/services/cases/civil/details/b014a7dd-443c-4fb9-bf10-2555899d3346 (дата обращения: 13.05.2021).
8) Решение № 2-1307/2020 2-1307/2020 (2-7793/2019;) ~ М-5488/2019 2-7793/2019 М-5488/2019 от 29.07.2020 г. по делу № 2-1307/2020 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/regular/doc/VQLa3Y6lgFUO (дата обращения 13.05.2021)
9) Договор присоединения к Онлайн-площадке «Рули» [Электронный ресурс]. URL: https://mdto.ru/ruli/dogovor.html (дата обращения 10.05.2021).
10) Договор присоединения к сервису «BelkaCar» [Электронный ресурс]. URL: https://belkacar.ru/legal/contract.pdf (дата обращения 10.05.2021).
11) Договор аренды авто «Делимобиль» [Электронный ресурс]. URL: https://delimobil.ru/terms/vehicle-rental-contract (дата обращения 10.05.2021).
12) Сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай [Электронный ресурс]. URL:
http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/consumer-information/faq/9937-12112018.html (дата обращения 13.05.2021)
13) Условия использования сервиса «Яндекс Драйв» [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/legal/drive_termsofuse/ (дата обращения 10.05.2021).
14) Тарифы сервиса «Яндекс Драйв» [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/drive/msk/tariffs/ (дата обращения 13.05.2021)