— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
УДК 371.4
Д. Т. Кожогулова
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КЫРГЫЗСТАНА
Статья освещает проблемы и состояние поликультурного образования в Кыргызстане. Дан анализ теоретических и практических подходов в изучении межэтнического взаимодействия и стратегии государства по профилактике межэтнической напряженности и интеграции этнических меньшинств к системе ценностей доминирующей культуры.
Ключевые слова: этнос, культура, нация, межэтническое взаимодействие, межэтническая напряженность, миграция, этнокультурное многообразие, социокультурное развитие.
D. T. Kozhogulova
Multicultural Education in the School System in Kyrgyzstan
The article deals with the problems and the state of multicultural education in Kyrgyzstan. The analysis of theoretical and practical approaches in the study of inter-ethnic cooperation and the state strategy for the prevention of inter-ethnic tension and integration of ethnic minorities to the system of values of the dominant culture.
Keywords: ethnicity, culture, nation, inter-ethnic cooperation, inter-ethnic tensions, migration, ethno-cultural multi-manifold, social and cultural development.
В Кыргызстане с древних времен проживали десятки этносов, представителей многочисленных культурных и языковых групп, не разделенных жесткими государственными границами, где истории древнейших городов и отдельных местностей пересекались с историей кочевых народов.
На сегодняшний день в Кыргызстане проживает более 100 этносов, наиболее многочисленные из них (по данным за 2013 г.) кыргызы - 72 % от общей численности населения, узбеки - 14 %, русские - около 7 % населения, дунгане - 1 % [4].
Культура и языки перечисленных этносов существенно различаются между собой. Так, например, кыргызский и узбекский языки относятся к тюркской группе, русский язык - к славянской группе, дунганский - китайско-тибетской группе языков. Данный факт подчеркивает актуальность поликультурного образования в системе школьного образования нашей страны. Очевидно, что язык как средство передачи культуры играет важную роль в социализации личности.
«Язык - это краеугольный камень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение» [2, с . 80].
КОЖОГУЛОВА Д. Т. - аспирант Института социального развития и предпринимательства, г Бишкек, Кыргызстан.
E-mail: [email protected]
KOZHOGULOVA D. T. - graduate student of the Institute of Social and Enterprise Development, Bishkek, Kyrgyzstan.
E-mail: [email protected]
С распадом СССР в Кыргызстане, как и во всех бывших союзных республиках, произошло увлечение возрождением культуры и языка титульной нации. В 1993 г. изучение кыргызского языка в системе образования стало обязательным. Знание кыргызского языка стало преимуществом для претендентов на ключевые посты в государственных структурах. Напомним, что Кыргызская Республика была единственной республикой СССР, в которой не изучался язык титульной нации. Нововведения в государственной политике в целом и в системе образования в частности спровоцировали некоторый националистический настрой в обществе. Некоренное население почувствовало себя притесненным или ущемленным, что спровоцировало первую волну миграции русского населения на историческую Родину.
Отток русскоязычного населения стал одним из последствий изменения территориального размещения коренного населения внутри республики. Массовый отъезд соотечественников на историческую Родину снизил цены на недвижимость и позволил жителям отдаленных и труднодоступных районов переселиться в города и центральные области. Но большинство внутренних мигрантов оказались безработными. Негативными последствиями данного явления стала концентрация маргиналов и беспризорных детей в крупных городах республики и, как следствие, повышение уровня преступности.
Увеличение числа мигрантов из глубинки способствовало также процессу дезурбанизации, то есть существенному внесению элементов сельского быта и культуры. На окраинах городов расположились многочисленные жилые массивы, практически не отличающиеся по укладу жизни от сел глубинки. Жители данных городских районов отмечают праздники, другие значимые события, как в селах, целыми улицами. Но нежелание таких жителей существенно менять привычный сельский образ жизни в условиях города и, прежде всего, модели поведения может привести к росту напряженности в обществе в процессе взаимодействия с коренными горожанами.
В человеческом сообществе есть четыре способа сосуществования различных культурных групп в полиэтническом обществе: ассимиляция, изоляция, маргинализация и интеграция. Но только стратегия социальной интеграции позволяет обеспечить оптимальные условия для развития общества на основе равноправного участия граждан в жизни страны, сохранения этнокультурного многообразия и поощрения межкультурного общения.
Иначе говоря, интеграция полиэтнического и поликультурного общества предполагает разработку и внедрение политики мультикультурализма, целью которой является признание равенства различных культур, право каждой из культур на существование, а ее представителей на одинаковые гражданские права и свободы.
Убедительным, на наш взгляд, является опыт таких стран, как США, Канада, Великобритания, в которых уже сформированы единые нации, а не общество, состоящее из отдельных этнических групп. В перечисленных странах, как известно, принадлежность к определенной этнической группе не служит дифференцирующим признаком.
В целях сохранения культуры и, прежде всего, развития языков национальных меньшинств обучение в кыргызстанских школах ведется на кыргызском, русском, узбекском и таджикском языках в местах компактного проживания перечисленных этносов. В селах, в которых проживают дунгане, в школьную программу введены уроки по изучению дунганского языка представителями данного этноса.
Также важную роль в воспитании и обучении детей играет этническая идентичность, которая основывается на:
- знаниях об особенностях своей группы и осознание себя ее членом, на основе этнодиф-ференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, исторической памяти, национального характера, народного искусства;
- чувстве принадлежности к группе, оценке ее качеств, на отношении к членству в ней [3, с. 71].
Этническая идентичность, как правило, не столь значима в обыденной жизни. О принадлежности к той или иной этнической группе люди вспоминают только по особым случаям. Когда проводятся культурные мероприятия, отмечаются исторические годовщины, традиционные обряды по случаю рождения ребенка, свадьбы, похороны, поминки усопших, нацио-
нальные праздники, национальные и религиозные праздники. Некоторые мусульманские и христианские религиозные праздники официально признаны властями праздничными днями.
Но следует помнить, что в условиях социальной угрозы принадлежность к той или иной этнической группе становится дифференцирующим признаком, разделяющим членов общества на «своих» и «чужих», тем самым провоцируя межэтническую напряженность. В стране, где в течение пяти лет произошли две революции, опасность возгорания межэтнических конфликтов актуальна, как никогда. Кроме того, низкий уровень благосостояния населения может стать одной из причин, провоцирующих напряженность в межэтническом взаимодействии. Анализ межэтнического взаимодействия в странах ближнего и дальнего зарубежья позволяет сделать вывод о том, что в любом обществе всегда найдется определенная часть населения, которая винит национальное меньшинство в том, что оно живет лучше других за счет представителей титульной нации. Данный факт может служить для коренного населения поводом для разжигания межэтнической вражды. В связи с этим в апреле 2008 г. коллегией Министерства образования и науки Кыргызской Республики была утверждена Концепция поликультурного и многоязычного образования в Кыргызской Республике. Она является документом, определяющим стратегические подходы к реформированию системы образования в соответствии с современными требованиями в области поликультурного и многоязычного образования.
Концепцией назван целый ряд факторов, объясняющих актуальность вопросов поликультурного и многоязычного образования в Кыргызстане:
- процессы формирования гражданской нации кыргызстанцев, особенно в настоящий непростой период развития государства, для которого чрезвычайно важно установление гражданского согласия и общенационального единства;
- этнокультурное и языковое многообразие республики, на территории которой проживают десятки разных этнических групп со своей историей, языком и культурными особенностями;
- отсутствие у нескольких этнических групп собственной государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры;
- необходимость адаптации в поликультурной среде молодежи из моноэтнических регионов, когда знание о поликультурном многообразии страны и умение интегрироваться в поликультурное общество не формируются естественным путем, а требуют усилий со стороны образовательной системы;
- наличие клановых, межродовых и межэтнических противоречий, когда объединение на основе родовой, земляческой или этнической идентичности стало оказывать зачастую негативное влияние на политическую ситуацию в республике вплоть до возникновения открытых столкновений и широкого вовлечения в эти процессы молодежи.
Главной целью поликультурного и многоязычного образования в Кыргызской Республике является формирование гражданина страны, обладающего поликультурными компетенциями, которые призваны обеспечить ему достойную жизнь и успешную профессиональную деятельность в многообразной культурной среде.
Согласно данной концепции, поликультурными компетенциями, которыми должен обладать гражданин Кыргызской Республики, являются знания, умения и навыки, которые позволяют:
- делать ценностный выбор;
- творчески решать нестандартные проблемы;
- взаимодействовать с миром многообразия, изменяя при этом себя и мир;
- знать информацию исторического и культурного характера;
- владеть разными языками.
При этом поликультурные компетенции делятся на три группы:
1. Когнитивные компетенции (знания и познавательные умения):
- о собственной гражданской и этнокультурной идентичности;
- истории и возникновении разных культурных моделей;
- о существующих в разных культурах представлениях о мире;
- об этнокультурных стереотипах;
- знание основ законодательства, направленного на защиту многообразия и равенства;
- знание о конфликтах и их этнокультурной специфике.
2. Аффективные компетенции (ценности и эмоциональные отношения):
- признание ценности этнической и культурной идентичности как собственной, так и других людей;
- признание ценности многообразия;
- выражение гордости за свою общегражданскую идентичность;
- выражение доброжелательного отношения, открытости и готовности к изучению другой культуры;
- критическое восприятие культурных стереотипов.
3. Поведенческие и коммуникативные компетенции (навыки поведения и общения):
- общение на родном, государственном, официальном и одном из мировых языков;
- умение вести открытый диалог с представителями других культур на основе равенства и недискриминации;
- умение адаптироваться в незнакомой культурной среде;
- умение противостоять агрессивному поведению и предупреждать развитие открытого конфликта;
- умение преодолевать этнокультурные стереотипы;
- умение критически воспринимать информацию в СМИ;
- умение продолжать учиться жить в поликультурном обществе [1, с. 17].
Хотя Концепция поликультурного и многоязычного образования была принята еще в 2008 г., в 2010 г. на юге Республики произошел острый этнический конфликт между кыргыза-ми и узбеками, в результате которого погибло 447 человек [5]. Данная трагедия подтверждает необходимость введения специальной программы по воспитанию у молодежи толерантности и развития навыков коммуникации в поликультурном пространстве.
Для выживания и социокультурного развития человечества в современных условиях необходимо признание многообразия культур. Признание многообразия не предполагает распределение их по иерархической лестнице. Каждая культура по своему уникальная и каждую следует понимать с точки зрения ее собственной ценности. Мы не сможем понять поведение других народов, если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений и мотивов. Вместо этого мы должны рассматривать их поведение в свете присущих им ценностей, убеждений и мотивов. Данный подход в изучении культур называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма неважно, является ли определенный обычай нравственным или нет, значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа [2, с. 80-82].
Изучение условий межэтнического взаимодействия, позволяет сделать вывод, что в настоящее время в школах Кыргызстана отсутствует системная реализация принципов поликультурного образования. Введение принципов поликультурности в классно-урочную деятельность находится в зависимости от персональной позиции самого педагога и его личного умения включать темы межкультурного взаимодействия культурного наследия и т. д. в различные предметные области.
Лишь в отдельных школах сохранился ряд форм внеклассной работы. Однако многие из этих мероприятий являются разовыми, их эффективность не отслеживается. Методические разработки, тренинги для учителей, поддерживаемые общественными и международными организациями, не включены в систему работы школ, подготовки и повышения квалификации кадров. Необходимые для развития поликультурного образования и воспитания исследовательские работы не являются приоритетными и не учтены в тематических планах Кыргызской академии образования и вузов.
Эта работа требует признания приоритетности принципов поликультурности в образовании, систематизации этой работы, включения данной тематики в программы, учебные планы, а также широкого использования поликультурности в организации и проведении внеклассной работы.
Литература
1. www.open.kg. Информационно-аналитический сайт - «Открытый Кыргызстан».
2. Социология: учебник / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.: ил.
3. Калдыбаева А. Т., Дюйшеева Н. К., Пак С. Н. Этнопедагогика. - Бишкек, 2011.
4. Вместе в школу. Руководство для учителей по управлению образовательной средой в условиях мультикультурного сообщества. - Бишкек, 2010.
5. http://www.knews.kg.
References
1. www.open.kg. Informacionno-analiticheskij sajt - «Otkrytyj Kyrgyzstan».
2. Sociologija: uchebnik / pod red. prof. Ju. G. Volkova. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - M.: Gardariki, 2003. - 512 s.: il.
3. Kaldybaeva A. T., Djujsheeva N. K., Pak S. N. Jetnopedagogika. - Bishkek, 2011.
4. Vmeste v shkolu. Rukovodstvo dlja uchitelej po upravleniju obrazovatel'noj sredoj v uslovijah mul'tikul'turnogo soobshhestva. - Bishkek, 2010.
5. http://www.knews.kg.
УДК 37.013.41(075.8) С. И. Колодезникова, Р. И. Платонова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС3 +
В современном образовательном пространстве одной из актуальных проблем становится формирование конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. В данной статье авторы обращаются к проблеме модернизации современного образования в вузе в рамках реализации ФГОС 3+. Обосновывается значимость организации проектно-исследовательской деятельности, раскрыта дефиниция понятия «проектно-исследовательская деятельность». Подчеркивается, что проектно-ис-следовательская деятельность - это процесс достижения цели на основе самостоятельного поиска теоретических знаний, предвидения и прогнозирования способов и процессов деятельности и завершается реальным практическим или теоретическим результатом. Предлагается вариант проектно-исследователь-ской работы студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм».
Ключевые слова: модернизация образования, федеральный государственный образовательный стандарт, конкурентоспособный специалист, студент-бакалавр, самостоятельный поиск, проектно-исследо-вательская деятельность, научное исследование, спортивно-оздоровительный туризм.
КОЛОДЕЗНИКОВА Сардаана Ивановна - к. п. н., доц. Института физической культуры и спорта СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск.
E-mail: [email protected].
ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна - д. п. н., проф. Института физической культуры и спорта СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск.
E-mail: [email protected].
KOLODEZNIKOVA Sardaana Ivanovna - candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk.
E-mail: [email protected].
PLATONOVA Raisa Ivanovna - doctor of pedagogical sciences, professor Institute of physical culture and sport of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk.
E-mail: [email protected].