Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность студентов-бакалавров в условиях реализации ФГОС3+'

Проектно-исследовательская деятельность студентов-бакалавров в условиях реализации ФГОС3+ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / СТУДЕНТ-БАКАЛАВР / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Платонова Раиса Ивановна

В современном образовательном пространстве одной из актуальных проблем становится формирование конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. В данной статье авторы обращаются к проблеме модернизации современного образования в вузе в рамках реализации ФГОС 3+. Обосновывается значимость организации проектно-исследовательской деятельности, раскрыта дефиниция понятия «проектно-исследовательская деятельность». Подчеркивается, что проектно-исследовательская деятельность это процесс достижения цели на основе самостоятельного поиска теоретических знаний, предвидения и прогнозирования способов и процессов деятельности и завершается реальным практическим или теоретическим результатом. Предлагается вариант проектно-исследовательской работы студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Платонова Раиса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design and Research Activity Undergraduate Students in the Conditions of Realization of FSES 3 +

In the modern educational space of one of the most urgent problems is the formation of the competitive expert in demanded the employer. In this paper, the authors address the issue of modernization of modern education in high school in the conditions of realization of FSES 3 +. Substantiates the relevance of the design and research activities design-research activity. Reveals the general definitions: “design-research activity”. It is emphasized that the design and research activities this process is based on the purpose of independent search of theoretical knowledge, prediction and forecasting methods and processes of activity and ends with real practical or theoretical result. The version of the design-research undergraduate students enrolled in the profile “sports tourism”.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность студентов-бакалавров в условиях реализации ФГОС3+»

Литература

1. www.open.kg. Информационно-аналитический сайт - «Открытый Кыргызстан».

2. Социология: учебник / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.: ил.

3. Калдыбаева А. Т., Дюйшеева Н. К., Пак С. Н. Этнопедагогика. - Бишкек, 2011.

4. Вместе в школу. Руководство для учителей по управлению образовательной средой в условиях мультикультурного сообщества. - Бишкек, 2010.

5. http://www.knews.kg.

References

1. www.open.kg. Informacionno-analiticheskij sajt - «Otkrytyj Kyrgyzstan».

2. Sociologija: uchebnik / pod red. prof. Ju. G. Volkova. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - M.: Gardariki, 2003. - 512 s.: il.

3. Kaldybaeva A. T., Djujsheeva N. K., Pak S. N. Jetnopedagogika. - Bishkek, 2011.

4. Vmeste v shkolu. Rukovodstvo dlja uchitelej po upravleniju obrazovatel'noj sredoj v uslovijah mul'tikul'turnogo soobshhestva. - Bishkek, 2010.

5. http://www.knews.kg.

УДК 37.013.41(075.8) С. И. Колодезникова, Р. И. Платонова

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФГОС3 +

В современном образовательном пространстве одной из актуальных проблем становится формирование конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. В данной статье авторы обращаются к проблеме модернизации современного образования в вузе в рамках реализации ФГОС 3+. Обосновывается значимость организации проектно-исследовательской деятельности, раскрыта дефиниция понятия «проектно-исследовательская деятельность». Подчеркивается, что проектно-ис-следовательская деятельность - это процесс достижения цели на основе самостоятельного поиска теоретических знаний, предвидения и прогнозирования способов и процессов деятельности и завершается реальным практическим или теоретическим результатом. Предлагается вариант проектно-исследователь-ской работы студентов-бакалавров, обучающихся по профилю «Спортивно-оздоровительный туризм».

Ключевые слова: модернизация образования, федеральный государственный образовательный стандарт, конкурентоспособный специалист, студент-бакалавр, самостоятельный поиск, проектно-исследо-вательская деятельность, научное исследование, спортивно-оздоровительный туризм.

КОЛОДЕЗНИКОВА Сардаана Ивановна - к. п. н., доц. Института физической культуры и спорта СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск.

E-mail: kolsar@mail.ru.

ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна - д. п. н., проф. Института физической культуры и спорта СВФУ им. М. К. Аммосова, Якутск.

E-mail: platonova_raisa@mail.ru.

KOLODEZNIKOVA Sardaana Ivanovna - candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk.

E-mail: kolsar@mail.ru.

PLATONOVA Raisa Ivanovna - doctor of pedagogical sciences, professor Institute of physical culture and sport of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk.

E-mail: platonova_raisa@mail.ru.

S. I. Kolodeznikova, R. I. Platonova

Design and Research Activity Undergraduate Students in the Conditions

of Realization of FSES 3 +

In the modern educational space of one of the most urgent problems is the formation of the competitive expert in demanded the employer. In this paper, the authors address the issue of modernization of modern education in high school in the conditions of realization of FSES 3 +. Substantiates the relevance of the design and research activities design-research activity. Reveals the general definitions: "design-research activity". It is emphasized that the design and research activities this process is based on the purpose of independent search of theoretical knowledge, prediction and forecasting methods and processes of activity and ends with real practical or theoretical result. The version of the design-research undergraduate students enrolled in the profile "sports tourism".

Keywords: modernization of education, federal state educational standard, competitive specialist, undergraduate students, independent search, design and research activity, Scientific research, sports tourism.

Введение

В современных условиях интенсивного развития научно-технического прогресса, модернизации научной и научно-технической информации, мобильности и обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую профессиональную, в том числе общенаучную, подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов. Это связано, прежде всего, с тем, что «в реформировании, а затем и модернизации российского образования, длящихся уже более двадцати лет, одной из главных проблем является переход от репродуктивного обучения к продуктивному, требующему разработки и широкого использования активных и интерактивных, проблемных, проектных, исследовательских, контекстных, игровых, информационно-коммуникационных, дистанционных и прочих технологий» [1].

Материал и методика исследований

Был проведен теоретический анализ педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».

Результаты исследований и их обсуждение

В современном образовательном пространстве студент становится субъектом познавательной деятельности. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная деятельность студента, далекая от простой репродукции, наделенная преобразовательной, инновационной, творческой направленностью. Это позволяет подготовить выпускника вуза к системному действию в профессиональной ситуации, к работе с постоянно растущим потоком получаемой информации, к анализу и проектированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределенности, стремящегося к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и творческой самореализации [2].

Новые требования к организации высшего профессионального образования сформулированы в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые определяют основные условия реализации образовательных программ. На первый план выдвигается задача обеспечения конкурентоспособности образовательных организаций, направленная на вырабатывание у студента универсальных умений.

По мнению А. С. Запесоцкого, траектории образовательного процесса в новых условиях необходимо выстраивать в соответствии со стратегиями личностного и профессионального развития. Подготовка специалиста нового уровня, по его мнению, предполагает решение трех групп задач:

1) базовой подготовки, включая освоение таких видов мыслительной деятельности, как философское размышление, критический анализ, публичная дискуссия, исследовательская работа и т. д., обеспечивающие ему возможность работать с интеллектуальными системами;

2) формирования проектных качеств и способностей личности. Студент должен уметь, например, осваивать технологии конструирования, проектирования и программирования таких объектов, как общество, город, регион, сфера социально-культурной деятельности, социальная сфера и т. п. Формированию проектных качеств и способностей может помочь внедрение в учебный процесс междисциплинарных и проблемно ориентированных форм деятельности;

3) овладения специальными технологиями, определяющими профессиональную компетентность специалиста в той или иной области практики [3].

Другими словами, система высшего профессионального образования призвана решить проблему подготовки высококвалифицированного специалиста, способного адаптироваться к условиям инновационных социально-экономических преобразований общества, отвечающего возросшим требованиям работодателей. Уровень образования специалиста на сегодняшний день рассматривается как стратегический ресурс развития экономики.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс новых методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности студентов.

По мнению М. Ф. Шкляра, приобщение студентов к научным знаниям, готовность и способность их к проведению научно-исследовательских работ - объективная предпосылка успешного решения учебных и научных задач, дающая следующие результаты:

- углубление и закрепление студентами имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;

- развитие практических умений студентов в проведении научных исследований, анализ полученных результатов и выработка рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

- совершенствование методических навыков студентов в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;

- широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

- помощь профессиональной подготовке студентов к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помощь им методологией исследований [4].

Вышесказанное позволяет утверждать, что при подготовке высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда, наиболее эффективным является включение студентов в проектную деятельность, носящую исследовательский характер.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что многие авторы интегрируют проектно-исследовательскую деятельность обучающихся (Т. В. Альникова, Т. В. Зверева, В. С. Кузнецов, А. В. Леонтович, А. А. Пентин, М. М. Фирсова и др.).

А. М. Сибагатуллина дает следующее определение: «Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования» [5].

В нашем понимании проектно-исследовательская деятельность - это процесс достижения цели на основе самостоятельного поиска теоретических знаний, предвидения и прогнозирования способов и процессов деятельности, который завершается реальным практическим или теоретическим результатом.

На эффективность осуществления студентами проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза важное влияние оказывает характер ценностных ориента-ций студентов и сформированность проектно-исследовательских компетенций. Наличие ценностных ориентаций способствует адекватному целеполаганию, планированию и рефлексии студента в процессе проектно-исследовательской деятельности, а успешность реализации поставленных целей и задач зависит от сформированности соответствующих проектно-иссле-довательских компетенций [2]. При этом основной задачей является «создание условий для динамического движения деятельности студента от учебной к профессиональной» [6].

В качестве примера приведем готовый продукт проектно-исследовательской деятельности студентов Северо-Восточного федерального университета, обучающихся по направлению «Физическая культура», профиль «Спортивно-оздоровительный туризм». Специфику подго-

товки специалистов по данному профилю точно отметила О. В. Алексеева, которая сказала: «...заключается в том, что будущий специалист не только должен иметь психологическую, физическую, научно-теоретическую, но и практическую составляющие будущей профессиональной деятельности. Поэтому считаем, что на каждом уровне готовности студента к будущей трудовой деятельности по спортивно-оздоровительному туризму должны включаться определенные проблемные профессиональные ситуации, которые характеризуют грань компетентности» [7].

Проект туристского маршрута: г. Якутск - с. Бердигестях - р. Матта - р. Синяя - р. Лена -с. Тит-Ары - г. Якутск.

Перед практической апробацией на карте проложен маршрут движения на основе теоретического изучения местности, по итогам которого разработана справка.

Справка. Матта - правый приток Синей. Длина 195 км. Берет начало и течет на севере Приленского плато. Принимает 14 притоков длиной более 10 км. В бассейне свыше 300 озер. Вскрывается во второй половине мая, замерзает в первой половине октября. Суда приходится обносить. Здесь лучше воспользоваться дорогой, идущей вдоль правого берега с. Дикимдя, и обойти этот участок. Близ Дикимди Матта выходит на открытые места, затем вновь течет среди леса. На всем протяжении русло очень извилистое.

Синяя - левый приток Лены. Длина 597 км. Образуется при слиянии двух истоков: от Синей и Улахан Синей. Берет начало и течет по Приленскому плато. Средний годовой расход воды 41 м3/с. Принимает 48 притоков длиной более 10 км. В бассейне около 1100 водотоков, свыше 3300 озер. Вскрывается во второй декаде мая, замерзает во второй половине октября. Во многих местах перемерзает. Природа бассейна Синей живописна, животный мир богат и разнообразен: (рис.):

Цель исследования - организовать водный туристский поход по маршруту р. Матта -р. Синяя - р. Лена и выявить основные тенденции и проблемы развития туризма в Республике Саха (Якутия). Основная идея - создать водноспортивный тур эконом-класса для туристов, для групп молодежи, который дает возможность для активного отдыха, для улучшения физической формы и самоутверждения (рыбалка, сбор грибов и ягод, полевая кухня, ночлег в полевых условиях, самобытная природа).

Вид туризма: водный; категория сложности: I (первая); рекомендуемый период: июнь-август; продолжительность - 7 дней, 6 ночей, размер группы - 10 человек; сплав по р. Матта -р. Синяя - р. Лена; нитка маршрута: Якутск - Бердигестях Горного района - р. Матта -р. Синяя - с. Синск - р. Лена - с. Тит-Ары - г. Якутск; суда: 2 четырехместные байдарки и 1 двухместная байдарка.

День Время Описание маршрута

10:00 Отправление в с. Бердигистях на микроавтобусе УАЗ. Бердигестях - поселок Якутии. Административный центр Горного улуса, самый крупный населённый пункт. Население - 6,1 тыс. жителей (2002). Село расположено в 185 км западнее Якутска на реке Матта (бассейн Лены). Основано в 1931 г. Через территорию села проходит федеральная автомобильная трасса «Вилюй». Обед в придорожном кафе

День 1 14:00 выезд в с. Джикимдя, расположено в 30 км от с. Бердигистях

15:00 переход в р. Матта. Сплав по реке

18:00 привал, отдых

19:00 сплав по реке

21:00 разбивка лагеря, ужин

22:30 отдых, свободное время, отбой

09:00 подъем, завтрак

10:00 заход в реку, сплав

13:00 обед, купание, игры

День 2, 15:00 сплав

день 3 18:00 перевал

18:30 сплав

21:00 бивак, ужин

22:00 свободное время, игры, рыбалка

08:00 подъем, завтрак

09:00 сплав

11:00 заход в р. Синяя, фотографирование на первых скалах, древние писанины, «Турук-хайа»

День 4 12:00 обед, купание

14:00 сплав по р. Синяя, по маршруту фотографирование на пещерах, Синские столбы

17:00 перевал

18:00 сплав по р. Синяя

21:00 остановка на ночлег, ужин, вечерняя рыбалка, отдых, ночевка в палатках

08:00 подъем, завтрак

День 5, день 6 09:00 сплав по р. Синяя (наслаждение красотой природы этих мест, уникальностью Синских столбов)

13:00 обед, купание

14:00 сплав по р. Синяя

17:00 перевал

21:00 остановка на ночлег, ужин, вечерняя рыбалка, отдых, ночевка в палатках

День 7 07:00 подъем, завтрак

08:00 сплав по р. Синяя

10:00 переход в р. Лена

13:00 обед

14:0020:00 сплав до с. Тит-Ары Хангаласского района

20:00 ужин

21:00 отправление в г. Якутск

Данный маршрут студентами проложен, получены положительные оценки специалистов в области внутреннего туризма и рекомендованы в качестве туристического маршрута туристическим фирмам республики. Понимая, что на внешнем рынке республика может конку-

рировать по тем видам продукции, аналогов которых нет в других регионах РФ, студентами осуществляется реализация таких проектов, как Оймякон, «Полюс холода», круизы до Тикси, этнографические туры на «Русское устье», визит к малочисленным народам севера, оленеводам и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Итак повторим, что для повышения конкурентоспособности в профессиональной деятельности будущий специалист должен быть максимально компетентным, готовым к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний в соответствии с высокой динамичностью рынка труда. Предлагаемая нами программа практикоориентированного туристского маршрута на основе проектно-исследовательской деятельности является одним из подходов в реализации модернизации современного образования.

Литература

1. Платонова Р. И., Воронов В. В. Технология обучения: от уточнения понятий к практике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). -С. 162-166.

2. Коваленко Ю. А., Жуковская Т. В. Проектно-исследовательская деятельность студентов вуза в условиях информатизации учебного процесса // Образовательные технологии и общество. - 2012. -Вып. 4. - Т. 12. - С. 590-602.

3. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 225 с.

4. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований: учебное пособие для бакалавров. - М.: «Дашков и К», 2013. - 244 с.

5. Сибагатуллина А. М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. - 92 с.

6. Кружалин В., Артюшина И., Шутилин В. Как посчитать качество образования // Эксперт. - 2008.

- № 4. - С. 76-79.

7. Алексеева О. В. Исследование готовности студентов к профессиональной деятельности по спортивно-оздоровительному туризму // Ученые записки. - 2011. - № 9 (79). - С. 10-15.

References

1. Platonova R. I., Voronov V. V. Tekhnologiya obucheniya: ot utochneniya ponyatij k praktike // Vestnik CHuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. YA. YAkovleva. - 2015. - № 1 (85). -S. 162-166.

2. Kovalenko YU. А., ZHukovskaya T. V. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov vuza v usloviyakh informatizatsii uchebnogo protsessa // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshhestvo. - 2012. - Vyp. 4.

- T. 12. - S. 590-602.

3. Zapesotskij А. S. Obrazovanie: filosofiya, kul'turologiya, politika. - M.: Nauka, 2002. - 225 s.

4. Shklyar M. F. Osnovy nauchnykh issledovanij: uchebnoe posobie dlya bakalavrov. - M.: «Dashkov i K», 2013. - 244 s.

5. Sibagatullina А. M. Organizatsiya proektnoj i nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. - Joshkar-Ola: PGTU, 2012. - 92 s.

6. Kruzhalin V., АйушЫш I., SHutilin V. Kak poschitat' kachestvo obrazovaniya // EHkspert. - 2008. - № 4.

- S. 76-79.

7. Аlekseeva O. V. Issledovanie gotovnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti po sportivno-ozdorovitel'nomu turizmu // Uchenye zapiski. - 2011. - № 9 (79). - S. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.