ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
ЧЕРКЕСОВА П.С., к.филол.н., ДГПУ
Аннотация: В статье анализируется межэтническое и межнациональное взаимодействие в современном педагогическом процессе, как инструмент воспитания в подростке поликультурности, толерантности в условиях многонационального общества.
Ключевые слова: межнациональное взаимодействие, поликультурность, межэтнический диалог, национальное самосознание, коммуникации.
Abstract: This paper analyzes the inter-ethnic and inter-ethnic interaction in the modern pedagogical process as a tool of education for teens multiculturalism and tolerance in a multicultural society.
Key words: international cooperation, multicultural, inter-ethnic dialogue, national identity, and communications.
Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.
Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Дагестане сейчас живут представители более 100 этносов, вовлеченных в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной терпимости.
В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность.
Однако в полиэтнической среде человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам. Так, Д.Нэсбит и П.Эбурден справедливо отмечают, что «по мере того, как наши образы жизни становятся все больше схожими, присутствуют черты сильной противодействующей тенденции: против единообразия, желание утвердить уникальность своей культуры и языка, борьба с иностранным влиянием» [6; 136]. Культурные изменения, являющиеся следствием полиэтничности, ведут к универсализации, но никак не к однообразию.
Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Под поликультурным (интернациональным) воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных челове-
ческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности [2;36].
Проблема воспитания социальной компетентности становится особенно актуальной в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости их использования носят сугубо тактический характер. Стратегически же не обойтись без серьезного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ.
Период с конца XX - начала XI века потребовал серьезного анализа, переосмысления происходящих событий (т.е. изменения социально-политической структуры общества, обострения межнациональных отношений, перехода экономики на рыночные отношения) и всестороннего научного подхода в их решении. Такие первые попытки предприняты философами, историками, этнографами Р.Г. Абдулатиповым, Н.А. Бердяевым, Ю.В. Бромлеем и др.
Для социального мира в многонациональном и поликультурном обществе актуальны этническая (межнациональная), религиозная (межконфессиональная) и политическая нетерпимость. Политические и экономические изменения обусловили трансформацию нравственных, гражданских, культурных ценностей, и, к сожалению, эти изменения носят чаще всего негативный характер. Следует отметить, что нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она - причина большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. История свидетельствует, что мрачная нетерпимость разрушала самые высокие культурные ценности. Где нет терпимости, там нет понимания и доверия, нет человеколюбия.
Терпимость в сфере межэтнических отношений - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая терпимость - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности. При встрече с представителем другой культуры у человека появляется несколько типов реакций: неприятие, чувство превосходства, признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача - помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае другая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения [1].
О существовании определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности известно с глубокой древности. Ценности любых народов, как утверждают этнопедагоги и этнологи, примерно одинаковы. Например, гостеприимство и почитание старших присуще всем кавказским народам. Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.
Интересно проследить это на примере пословиц и поговорок: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская); «отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» (японская); «когда находишься в Риме, поступай как римлянин» (английская); «в стране, которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» (итальянская); «в какой народ придешь, таку шапку и наденешь» (русская). Несмотря на краткость поговорок и пословиц, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к пове-
дению с «чужими», причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту.
Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры - лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Этнокультурное развитие в онтогенезе развертывается в континууме освоения культуры, которая не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способа, формы, меры, порядка исполнения действий в повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков. Центральным в этнокультурном развитии человека является усвоение способов взаимоотношений и взаимодействия с миром, сформированных в ходе овладения культурным опытом и основанных на овладении набором культурных средств своего народа.
Стержневым теоретическим положением в этнокультурной парадигме развития можно считать следующее: этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры и этнокультурой индивидуальности.
Национальность, как характеристика личности, является неуловимым феноменом этничности и представляет собой совокупность особенностей личности, складывающихся в определённых социокультурных условиях, деятельности и общения, обусловливая способы поведения. Г оворя о межнациональных отношениях, мы имеем в виду характеристики, присущие данной этнической группе, которые создают национальную субстанцию. В групповом поведении каждого этнического сообщества представлен набор характерологических качеств, которые отличаются по степени и форме проявления. В межнациональных отношениях не проявляются какие-то характерологические свойства, принадлежащие исключительно одному народу.
Несмотря на различные национальности, правильнее говорить не о национальном характере народа в целом, а о сочетании в нём различных характеров, каждый из кото-
с» с» т-ч ••
рых в той или иной степени национален. В определённые отрезки исторического и социокультурного развития общества характер народа проявляется в обычаях, которым члены одной и той же этнической группы следуют из поколения в поколение; в языке и фольклоре, отражающих символику той или иной нации; в ситуативном самовыражении в поведении, в коммуникациях как наиболее ярко выраженной характеристике отдельного индивида.
Вопросы национального самосознания стали предметом специального изучения в различных науках, определивших данный феномен со следующих точек зрения. Национальное самосознание рассматривается как коллективное сознание, где каждый член единого коллектива воспринимает себя на уровне нахождения сходства и различия себя с другими. Однако формирование национального самосознания не в полной мере зависит от поиска сходных и различных характеристик. Носителем национального самосознания выступает язык, выражающий чувства и стремления представителя конкретной нации [4].
Национальное самосознание складывается как система ценностей, осмысленных личностью с точки зрения своей национальной самобытности. На наш взгляд, в условиях многонациональной школы развитие личности в таком контексте достаточно затруднено, но крайне необходимо.
Быть социально компетентным в этнокультурной среде - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки
поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Социальная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой.
Под компетентностью в этнокультурной среде современные ученые понимают свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [1,2,4 и др.].
В качестве механизмов формирования социальной компетентности в этнокультурной среде выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга, деловых и ролевых игр. Формами формирования компетентности в этнокультурной среде являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Они могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый учащимся в ходе участия в лекциях, конференциях, различных мероприятиях и т.д.) и стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый учащимся в отношениях со сверстниками и взрослыми, в трудовой деятельности, из средств массовой информации и т.д.).
Одним из действенных подходов формирования этнокультурной компетентности, как составляющей социальной компетентности, является этнопедагогизация учебновоспитательного процесса. При этом она рассматривается учеными как один из инструментов построения на этнокультурной основе образования, ведущего к овладению учащимися ценностями национальной и мировой культуры. Степень сформированности этнокультурной компетентности определяется в первую очередь качеством знаний и умений.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Выделение социальной работы как особого вида деятельности, обеспечивающего диагностику, «лечение» и профилактику социальных проблем личности, оказание действенной помощи в ее социальной реабилитации, подчеркивает возможность решения на основе индивидуального подхода представителями данной профессиональной категории проблем, связанных с включением индивида в широкие этносоциальные связи, с оказанием максимального содействия их успешности.
Соблюдение в социально-педагогической работе основополагающих принципов (индивидуально-личностного подхода, опоры на позитивное начало, объективности, компетентности, моральной ответственности перед ребенком и обществом, конфиденциальности, освобождения через солидарность, недопущения дискриминации, самореализации через взаимозависимость) позволяет максимально содействовать включению индивида в широкие социально-позитивные связи. Ее этнокультурно-образовательное направление через введение личности в соответствии с нормами толерантности и интеграции систему этнокультурных и общечеловеческих ценностей способствует как профилактике, так и «нейтрализации» имеющихся у человека проблем не только в области
этноконтактов, но и в сфере нормализации (ресоциализации, реадаптации) и адекватности социальных связей в целом. В данной связи организация этносоциальной работы социально-педагогического направления в открытых средовых отношениях требует учета:
1. системности, или целостного взгляда на вводимые либо иначе актуализируемые компоненты открытой этнокультурной среды в этномикросреду личности как факторы систем более высокого порядка;
2. структурированности и организации взаимодополняемости вводимых в этномикросреду компонентов открытой этнокультурной среды как относительно самостоятельных и в силу этого рассинхронизированных подсистем;
3. динамичности открытой этнокультурной среды, поскольку она является системой постоянно развивающейся;
4. лояльного отношения к представителям всех этнических групп;
5. максимальной интеграции компонентов открытой этнокультурной среды;
6. учета этнопсихологических особенностей личности;
7. знания специфики этнической культуры народа, с представителями которого организуется этносоциально-педагогическая работа.
Формирование социальной компетентности в этнокультурной среде предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
Этнокультурная компетентность как составляющая социальной компетентности предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие школьника в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.
Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность подростка изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодолевать узость кругозора, постигать взаимовлияние народов. Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть). И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения. В результате каждый ребенок может включаться в позитивное межэтническое взаимодействие и сотрудничество, которые будут возможными при условии готовности воспитанника к участию в социально значимых делах и мероприятиях, проявляя национальную и религиозную терпимость, чувствуя ответственность за свои поступки.
Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. Этнокультурное воспитание и образование призвано решать двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Целью этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.
Воспитание социальной компетентности в этнокультурной среде - длительный и сложный процесс. Очень важно найти подход к решению фактически новой для педаго-
гики социально - образовательной проблемы. Становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов на основе интеграции научных знаний и практического опыта, смежных с педагогикой областей: психологии, социологии, культурологии и философии.
Информационные источники:
1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 144 с.
2. Багдуева К.Г., Кабардиева А.А. Основные принципы, лежащие в основе исследований социальной компетентности индивидуума // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманизация инновационного образования в современных условиях: проблемы и перспективы» - М.: СМУР «Academa», 2008. - С. 351 - 356.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 1999. - 376 с.
4. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. - М., 1999. - 390 с.
5. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. М.: МИРОС, 1997. - 140 с.
6. Нэсбит Д., Эбурден П. Что нас ждет в 90-е годы. М., 1992.
7. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции: на примере Западного Кавказа. - Спб.: Европейский дом, 1996. - 302 с.