Научная статья на тему 'Этнокультурная среда как условие воспитания социальной компетентности подростков'

Этнокультурная среда как условие воспитания социальной компетентности подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
924
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черкесова П. С.

В статье анализируется межэтническое и межнациональное взаимодействие в современном педагогическом процессе, как инструмент воспитания в подростке поликультурности, толерантности в условиях многонационального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная среда как условие воспитания социальной компетентности подростков»

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ЧЕРКЕСОВА П.С., к.филол.н., ДГПУ

Аннотация: В статье анализируется межэтническое и межнациональное взаимодействие в современном педагогическом процессе, как инструмент воспитания в подростке поликультурности, толерантности в условиях многонационального общества.

Ключевые слова: межнациональное взаимодействие, поликультурность, межэтнический диалог, национальное самосознание, коммуникации.

Abstract: This paper analyzes the inter-ethnic and inter-ethnic interaction in the modern pedagogical process as a tool of education for teens multiculturalism and tolerance in a multicultural society.

Key words: international cooperation, multicultural, inter-ethnic dialogue, national identity, and communications.

Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам.

Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Дагестане сейчас живут представители более 100 этносов, вовлеченных в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной терпимости.

В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность.

Однако в полиэтнической среде человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам. Так, Д.Нэсбит и П.Эбурден справедливо отмечают, что «по мере того, как наши образы жизни становятся все больше схожими, присутствуют черты сильной противодействующей тенденции: против единообразия, желание утвердить уникальность своей культуры и языка, борьба с иностранным влиянием» [6; 136]. Культурные изменения, являющиеся следствием полиэтничности, ведут к универсализации, но никак не к однообразию.

Признание и принятие различий этнических коллективов можно считать нормой межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Под поликультурным (интернациональным) воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных челове-

ческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности [2;36].

Проблема воспитания социальной компетентности становится особенно актуальной в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости их использования носят сугубо тактический характер. Стратегически же не обойтись без серьезного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ.

Период с конца XX - начала XI века потребовал серьезного анализа, переосмысления происходящих событий (т.е. изменения социально-политической структуры общества, обострения межнациональных отношений, перехода экономики на рыночные отношения) и всестороннего научного подхода в их решении. Такие первые попытки предприняты философами, историками, этнографами Р.Г. Абдулатиповым, Н.А. Бердяевым, Ю.В. Бромлеем и др.

Для социального мира в многонациональном и поликультурном обществе актуальны этническая (межнациональная), религиозная (межконфессиональная) и политическая нетерпимость. Политические и экономические изменения обусловили трансформацию нравственных, гражданских, культурных ценностей, и, к сожалению, эти изменения носят чаще всего негативный характер. Следует отметить, что нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она - причина большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний. История свидетельствует, что мрачная нетерпимость разрушала самые высокие культурные ценности. Где нет терпимости, там нет понимания и доверия, нет человеколюбия.

Терпимость в сфере межэтнических отношений - это признание ценности «другого», отличного от своего, ценности разности. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Этническая терпимость - акт нравственного самоопределения этносов к окружающей среде и к самим себе, к своей этнической идентичности. При встрече с представителем другой культуры у человека появляется несколько типов реакций: неприятие, чувство превосходства, признание инокультурных ценностей, норм и форм поведения, адаптация к новой культуре. Первая реакция сугубо негативная, но возможна интеграция человека в иную культуру. Отсюда задача - помочь принять непривычное, снять возможные отрицательные эмоции, смягчить процесс адаптации к новым ценностям. Лишь в этом случае другая культура будет принята и усвоена. Такое усвоение может происходить через личностный опыт, приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения [1].

О существовании определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности известно с глубокой древности. Ценности любых народов, как утверждают этнопедагоги и этнологи, примерно одинаковы. Например, гостеприимство и почитание старших присуще всем кавказским народам. Уважение к живущим рядом, понимание их жизни и быта - надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать смолоду.

Интересно проследить это на примере пословиц и поговорок: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская); «отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» (японская); «когда находишься в Риме, поступай как римлянин» (английская); «в стране, которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» (итальянская); «в какой народ придешь, таку шапку и наденешь» (русская). Несмотря на краткость поговорок и пословиц, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к пове-

дению с «чужими», причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту.

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры - лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

Этнокультурное развитие в онтогенезе развертывается в континууме освоения культуры, которая не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способа, формы, меры, порядка исполнения действий в повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков. Центральным в этнокультурном развитии человека является усвоение способов взаимоотношений и взаимодействия с миром, сформированных в ходе овладения культурным опытом и основанных на овладении набором культурных средств своего народа.

Стержневым теоретическим положением в этнокультурной парадигме развития можно считать следующее: этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры и этнокультурой индивидуальности.

Национальность, как характеристика личности, является неуловимым феноменом этничности и представляет собой совокупность особенностей личности, складывающихся в определённых социокультурных условиях, деятельности и общения, обусловливая способы поведения. Г оворя о межнациональных отношениях, мы имеем в виду характеристики, присущие данной этнической группе, которые создают национальную субстанцию. В групповом поведении каждого этнического сообщества представлен набор характерологических качеств, которые отличаются по степени и форме проявления. В межнациональных отношениях не проявляются какие-то характерологические свойства, принадлежащие исключительно одному народу.

Несмотря на различные национальности, правильнее говорить не о национальном характере народа в целом, а о сочетании в нём различных характеров, каждый из кото-

с» с» т-ч ••

рых в той или иной степени национален. В определённые отрезки исторического и социокультурного развития общества характер народа проявляется в обычаях, которым члены одной и той же этнической группы следуют из поколения в поколение; в языке и фольклоре, отражающих символику той или иной нации; в ситуативном самовыражении в поведении, в коммуникациях как наиболее ярко выраженной характеристике отдельного индивида.

Вопросы национального самосознания стали предметом специального изучения в различных науках, определивших данный феномен со следующих точек зрения. Национальное самосознание рассматривается как коллективное сознание, где каждый член единого коллектива воспринимает себя на уровне нахождения сходства и различия себя с другими. Однако формирование национального самосознания не в полной мере зависит от поиска сходных и различных характеристик. Носителем национального самосознания выступает язык, выражающий чувства и стремления представителя конкретной нации [4].

Национальное самосознание складывается как система ценностей, осмысленных личностью с точки зрения своей национальной самобытности. На наш взгляд, в условиях многонациональной школы развитие личности в таком контексте достаточно затруднено, но крайне необходимо.

Быть социально компетентным в этнокультурной среде - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки

поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Социальная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а, следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой.

Под компетентностью в этнокультурной среде современные ученые понимают свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [1,2,4 и др.].

В качестве механизмов формирования социальной компетентности в этнокультурной среде выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством тренинга, деловых и ролевых игр. Формами формирования компетентности в этнокультурной среде являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Они могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый учащимся в ходе участия в лекциях, конференциях, различных мероприятиях и т.д.) и стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый учащимся в отношениях со сверстниками и взрослыми, в трудовой деятельности, из средств массовой информации и т.д.).

Одним из действенных подходов формирования этнокультурной компетентности, как составляющей социальной компетентности, является этнопедагогизация учебновоспитательного процесса. При этом она рассматривается учеными как один из инструментов построения на этнокультурной основе образования, ведущего к овладению учащимися ценностями национальной и мировой культуры. Степень сформированности этнокультурной компетентности определяется в первую очередь качеством знаний и умений.

Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях: информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Выделение социальной работы как особого вида деятельности, обеспечивающего диагностику, «лечение» и профилактику социальных проблем личности, оказание действенной помощи в ее социальной реабилитации, подчеркивает возможность решения на основе индивидуального подхода представителями данной профессиональной категории проблем, связанных с включением индивида в широкие этносоциальные связи, с оказанием максимального содействия их успешности.

Соблюдение в социально-педагогической работе основополагающих принципов (индивидуально-личностного подхода, опоры на позитивное начало, объективности, компетентности, моральной ответственности перед ребенком и обществом, конфиденциальности, освобождения через солидарность, недопущения дискриминации, самореализации через взаимозависимость) позволяет максимально содействовать включению индивида в широкие социально-позитивные связи. Ее этнокультурно-образовательное направление через введение личности в соответствии с нормами толерантности и интеграции систему этнокультурных и общечеловеческих ценностей способствует как профилактике, так и «нейтрализации» имеющихся у человека проблем не только в области

этноконтактов, но и в сфере нормализации (ресоциализации, реадаптации) и адекватности социальных связей в целом. В данной связи организация этносоциальной работы социально-педагогического направления в открытых средовых отношениях требует учета:

1. системности, или целостного взгляда на вводимые либо иначе актуализируемые компоненты открытой этнокультурной среды в этномикросреду личности как факторы систем более высокого порядка;

2. структурированности и организации взаимодополняемости вводимых в этномикросреду компонентов открытой этнокультурной среды как относительно самостоятельных и в силу этого рассинхронизированных подсистем;

3. динамичности открытой этнокультурной среды, поскольку она является системой постоянно развивающейся;

4. лояльного отношения к представителям всех этнических групп;

5. максимальной интеграции компонентов открытой этнокультурной среды;

6. учета этнопсихологических особенностей личности;

7. знания специфики этнической культуры народа, с представителями которого организуется этносоциально-педагогическая работа.

Формирование социальной компетентности в этнокультурной среде предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.

Этнокультурная компетентность как составляющая социальной компетентности предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие школьника в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность подростка изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, преодолевать узость кругозора, постигать взаимовлияние народов. Процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве. Для этого необходимо иметь непредвзятую позицию в оценке поведения членов многонационального коллектива, уметь преодолевать свои предубеждения (если таковые есть). И только при этих условиях возможна выработка собственного мнения и линии поведения в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями другого народа, не унижая их и уважая их точку зрения. В результате каждый ребенок может включаться в позитивное межэтническое взаимодействие и сотрудничество, которые будут возможными при условии готовности воспитанника к участию в социально значимых делах и мероприятиях, проявляя национальную и религиозную терпимость, чувствуя ответственность за свои поступки.

Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. Этнокультурное воспитание и образование призвано решать двуединую задачу: освоение молодым поколением своей национальной культуры и воспитание уважения к ценностям других культур. Целью этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, но понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур.

Воспитание социальной компетентности в этнокультурной среде - длительный и сложный процесс. Очень важно найти подход к решению фактически новой для педаго-

гики социально - образовательной проблемы. Становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов на основе интеграции научных знаний и практического опыта, смежных с педагогикой областей: психологии, социологии, культурологии и философии.

Информационные источники:

1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 144 с.

2. Багдуева К.Г., Кабардиева А.А. Основные принципы, лежащие в основе исследований социальной компетентности индивидуума // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманизация инновационного образования в современных условиях: проблемы и перспективы» - М.: СМУР «Academa», 2008. - С. 351 - 356.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 1999. - 376 с.

4. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие. - М., 1999. - 390 с.

5. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. М.: МИРОС, 1997. - 140 с.

6. Нэсбит Д., Эбурден П. Что нас ждет в 90-е годы. М., 1992.

7. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции: на примере Западного Кавказа. - Спб.: Европейский дом, 1996. - 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.