является пока недостаточно исследованной в отечественной теории и практике. Актуальность мотивационных исследований, осуществляемых на базе факультета дополнительного образования Восточно-Европейского института, бесспорна. Результаты этих исследований не только повысят мотивированность студентов и качество образовательного процесса в конкретном вузе, но и станут основой для формирования мотивационного компонента учебного процесса во всех учебных центрах страны.
Литература
[1] Магистр в Бюджете // Российская газета. Федеральный выпуск № 4835. - 27 января 2009.
[2] Макклелланд Д. Мотивация человека. - 1-е изд. - СПб.: Питер-пресс, 2007.
[3] Моров А.В. Интегральное лидерство. [Электронный документ]. -(http ://mveu. ru/index.php?option=com content&view=artide&id=5 3 :inte gralnoeliderstvo &catid=18:experts). Проверено 23.01.2012.
[4] Ольшанский Д.В. Политическая психология / Д.В. Ольшанский. - М., 2002.
Мосеева Е.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В условиях глобализации современного мира, особенностью которого является сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, интеграция мира в целом обуславливает изменение в образовании и воспитании, задача которого все более актуализируется в подготовке учащихся к жизни в многонациональном мире.
Сегодня перед системой образования в России выдвигается архиважная задача воспитания и формирования личности, обладающей этнокультурной компетентностью, обучение молодежи принципиально новому отношению представителей различных этносов к совместной жизни в одном государстве, мире, формирование умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить молодежь понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать её в духе мира и уважения всех народов.
Исторически наше государство сложилось как сообщество разных этносов, культур и религий. Изменения, происходящие в стране - политические, экономические, социальные - привели к росту национального самосознания этносов. В то же время, тенденции межэтнического расслоения, обособления народов, характерные для мирового сообщества, зачастую порождают национальную нетерпимость и непримиримость, ведущую к межнациональным конфликтам. Поэтому для сохранения прочности государства, социально необходимо учитывать интересы всех народов и культур, населяющих страну и мир в целом. Сегодня приоритетными становятся ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Прежде всего - это стратегия ненасилия, идея этнической терпимости к чужим позициям, ценностям, культурам, поиск взаимоприемлемых компромиссов, идея диалога и взаимопонимания. Поэтому вопрос развития духовнонравственной, свободной, этнотолерантной, граждански активной, компетентной в
культурах народов личности в условиях многонационального мира приобретает первостепенную значимость.
Ученые отмечают, что именно в подростковом возрасте формируются основы мировоззрения и миропонимания личности, происходит этнокультурное развитие молодых людей. Результативной для этого является включение учащихся в учебновоспитательный процесс на основе специально созданных педагогических ситуаций, направленных на формирование жизненно важных качеств личности, позволяющих молодежи принимать адекватные поведенческие решения, реализуя когнитивные, мотивационные, коммуникативные и деятельностные стратегии адаптивного взаимодействия с представителями различных этнических групп.
Современное общество, характеризующееся стремительными миграционными процессами, значительно трансформируется в этническом аспекте. Многочисленные проблемы межэтнических отношений в обществе все более требуют поиска новых научных подходов к исследованию личности, способной и готовой к позитивному межэтническому взаимодействию на основе социально-значимых установках. Личность, способная к конструктивному межэтническому диалогу, обладает этнокультурной компетентностью, привлекающей внимание научной общественности.
Анализ научной литературы показывает, что процесс формирования этнокультурной компетентности рассматривается в научных трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Вопросы этнической идентификации и этнического самосознания нашли отражение в исследованиях А.В. Авксентьева,
A.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, П.И. Кушнера, Н.М. Лебедевой, А.П. Садохина, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец и др.); Большое внимание уделено вопросам толерантного сознания и толерантных отношений (С.К. Бондырева, А.П. Садохин, И.Б. Гриншпун и др.), проблемам воспитания толерантной личности через формирование культурной идентичности (Д.С. Батарчук, Е.Н. Дворникова), педагогических возможностей этнокультуры (Р.Х. Кузнецова) этнического самосознания разных этносов (Е.М. Аджиева, А.А. Иванова, А.С. Обухова, Ф.С. Эфендиев, и др.).
Выявление сущности формирования этнокультурной компетентности включающей проблемы развития диалога и взаимовлияния этнических культур представлено в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Арутюняна, Э.А. Багромова, Ю.В. Бромлея, З.Т. Гасанова, Г.Д. Дмитриева, Л.М. Дроби-жевой и др., межэтнического взаимодействия (Дж. Бэнке, Н.Б. Крылова, М. Уолцер, К. Цюрхер и др.).
В зарубежной педагогике анализируется влияние культурного фактора на нацию, иерархию её ценностей. (М. Анбер, К. Бенедикт, Ж Пуассон и др.), возможности преодоления расовых (национальных) предубеждений и дискриминации (Дж. Белл, С. Брок, С. Грент и др.); национальная культура в учебно - воспитательном процессе рассматривается в научных трудах Е.В. Бондаревской , Г.Н. Волковым,
B.И. Комаровым, Е.В. Баскаковой и др.; функционирование культуры в условиях учебного заведения рассматривается Л.А. Воловичем, Г.В. Мухаметзяновой. В исследованиях анализируется национальный компонент как составная часть образования, пути его усиления в деятельности учебных заведений.
Данные исследования способствуют накоплению и систематизации научной информации по проблемам формирования этнокультурной компетентности личности.
Под этнокультурной компетентностью нами понимается совокупность знаний и умений, позволяющие личности принимать адекватные поведенческие решения, проявляя когнитивные, мотивационные, коммуникативные и
деятельностные стратегии адаптивного взаимодействия с представителями различных этнических групп.
Чем выше социальное и национальное разнообразие общества, тем более необходим поиск оптимальной меры согласия. Государственная политика любой страны должна быть направлена на достижение социального доверия и толерантности как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности. Как отмечают исследователи, итоги мониторинга социальной напряженности выявили ряд глубинных факторов, которые необходимо учитывать: рост гипермобильности населения, приводящей к ломке привычных социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными и социальными слоями общества, поколениями, к росту вероятности социальных конфликтов; восприятие проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и, тем самым, явное или неявное санкционирование использования негативных образов агрессивного поведения в деятельности отдельных личностей и социальных групп; распространение манипулятивных технологий формирования отношения к людям, как «свои - чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных «сайтов ненависти».
Современное общество переживает период глубоких социально-культурных изменений. Межнациональные отношения, вопросы самоопределения нации, взаимодействия, а в некоторых случаях и противопоставления национальных интересов, культурных традиций, обычаев нередко сопровождаются острыми конфликтами, вплоть до военных столкновений.
Этнокультурная компетентность как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей является важнейшим показателем их отношений друг к другу. В культуре раскрывается духовный мир человека, его способности, потребности, мировоззрение, знания, умения и т.д. В наше время выживание человечества зависит от становления мировой культуры, сочетающей в себе общечеловеческие ценности и самобытные национальные культуры. Основанием такого единения культур могут служить гуманистические ценности. Проблема формирования этнокультурной компетентности, этнотолерантности, взаимного уважения, доброжелательности, взаимопомощи сегодня актуальна как никогда.
Результаты исследований ученых указывают на необходимость четкой педагогической концепции в вопросах этнокультурного развития молодежи, что часто отражается на практической деятельности образовательных учреждений. В решении данной проблемы часто обнаруживается факт недостаточных знаний о многонациональной среде, не развиты компоненты положительного эмоциональноценностного отношения к особенностям различных культур, а также умений и навыков взаимодействия с их представителями.
В соответствии с этим, возникает проблема, заключающаяся в необходимости разработки эффективной модели, определении и обосновании педагогических условий формирования этнокультурной компетентности старшеклассников на основе педагогических ситуаций. Известно, что человек и только тогда становится человеком, когда он с детства усваивает язык и вместе с ним культуру своего народа и культуру межэтнического взаимодействия.
В настоящее время актуальность вопросов, связанных с формированием этнокультурной компетентности приобрела особую значимость. За этим кроются не только созидательные мотивы интереса к другим культурам, стремление обогатить свою культуру опытом и оригинальностью других, сколько совсем другие причины, происходящие в последние годы радикальные изменения в социальной, поли-
тической и экономической сферах вызвали потрясения мирового масштаба. И как следствия - рост потока миграции, их переселение, столкновения приводят к конфликту культур.
Создание обществ, ассоциаций, объединяющих исследователей проблемы взаимодействий культур, возросшее число публикаций на тему диалогов и особенно конфликтов культур, включение курсов по проблемам этничности в программы образовательных учреждений подтверждают всю важность данной проблемы. В новых условиях расширения обмена между странами в области деловых отношений, нации, искусства, спорта, туризма, культура выступает важным фактором регуляции не только внутренней жизни государства, но и взаимоотношений между странами.
Исходя из особенностей и сложностей межнациональных отношений в современных условиях, выражающихся, с одной стороны, в росте национального самосознания, с другой - изменения в политической системе, демократизации национальных культур, проблема межнационального общения в многонациональных коллективах встает очень остро.
Становление открытого гражданского общества России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидации общества.
В современной социальной ситуации особо актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения социальной конфликтогенности. Как отмечает А.А. Глебов, одним из важнейших таких механизмов является культура межнационального общения, характеризуемая как готовность личности и умение общаться с представителями разных наций и народностей, способность учитывать идеологическую специфику разных общественных движений и политических партий, проявлять деликатность и терпимость к людям в любых ситуациях всех сфер их жизни [1].
Недостаток знаний о других народах, отрицательные национальные стереотипы в обществе определяют во многом конкретные ситуации, вызывающие психическое неудовлетворение людей, которые переносятся на национальную почву. Поэтому в современной социальной ситуации актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональной конфликтогенности. В связи с этим появились нормативные акты, отображающие госзаказ на воспитание в личности культуры межнационального общения, подчеркивает в диссертационном исследовании О.Н. Попова.
Сегодня слияние народов, языков, культур достигло невиданного размаха и, как никогда, встала проблема воспитания и уважения к чужим культурам, преодоление в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточной точности или просто непохожести других культур. Именно этим вызвано внимание к вопросам формирования этнокультурной компетентности в условиях глобализации современного мира.
Вызовы современной цивилизации ставят перед наукой проблему выявления механизмов перехода мирового сообщества от философии воспитания к философии мира.
Одним из таких механизмов также выступает этнокультурное образование. Формирование этнокультурной компетентности предполагает развитие такого качества как толерантность. По определению В.А. Тишкова, толерантность - личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот
мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
Важнейшей функцией современного этнокультурного образования является обучение людей принципиально новому отношению к совместной жизни в одном государстве, мире представителей различных этносов.
Многонациональность России вносит в реализацию содержания этнокультурного образования и его организацию ряд объективных сложностей. Они обусловлены, во-первых, языковой, культурной и ментальной разнородностью общества, во-вторых, задачей обеспечения духовного формирования личности как числа единого социального, экономического, политического пространства, государственной общности, что предполагает единство языка и культуры; в-третьих, необходимостью осуществления этих целей на двуязычной и полиментальной основе.
В более широком значении толерантность трактуется как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяции и общностей в эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития.
Этнокультурная компетентность способствует адекватному функционированию гражданского многонационального общества. Именно в этой связи и возникает необходимость в создании условий для формирования этнокультурной компетентности личности, способности ориентации в сложном, этнически разнообразном, противоречивом мире.
В современных условиях, когда мир все больше и больше осознает необходимость прекращения разрушающих человеческое бытие отношений, каждая страна включает даже в свои основополагающие документы необходимость обеспечения позитивных межнациональных взаимоотношений на всех структурных уровнях государства, естественно, в мире межличностных отношений. И поэтому этнокультурная компетентность как нравственная и духовная в современных условиях категория отражает историческую потребность, от степени, удовлетворения которой зависит настоящее и будущее человечества.
В условиях, когда в Российской Федерации проявляются глубинные противоречия, порожденные историческим шлейфом нерешенных проблем, этнокультурная компетентность становится логически оптимальной основой рефлексии, помогающей не только понять и воспринять прошлое без излишней эмоциональной напряженности, но и найти смысл в настоящем, в каждом происходящем событии межэтнического взаимодействия [4].
Социальная значимость формирования этнокультурной компетентности состоит также в том, что она не только позволяет увидеть перспективу устранения противоречий и разрушительных конфликтов, но и пробудить требуемую социальную энергию общества и каждого ее члена, потому что объективно является особой духовно - нравственной ценностью, которая в равной степени дорога всем людям. Безотносительно к каким бы то ни было различиям и особенностям, отличающих их друг от друга.
Становясь формирующей основой духовно-нравственного воспитания, этнокультурная компетентность, способствует формированию исходных мировоззренческих установок личности, определяя тем самым ее отношение во всем их многообразии и непосредственные конкретные действия и поступки.
К началу XXI века во всем мире сложилась парадоксальная ситуация, заключающаяся в том, что гуманитарные науки подготовили почву для диалога, взаимопонимания и взаимодоверия между людьми, нациями, народностями, культурами, а
вместе с тем в мире наблюдается апогей недоверия, неприятия, подозрительности, насилия во многих областях социальной жизни и социальных отношений.
В настоящий момент в трансформирующемся многонациональном российском обществе проблема этнокультурной компетентности, как важной составляющей личности, особенно значима в сфере отношений между различными этническими сообществами.
Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного общества. Глобализация мира - явление неоднозначное. С одной стороны, она объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами, психологию провинционализма, узкого национализма, с другой - несёт угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификация жизни по чуждым им стандартам, стремление защищать и сохранять уникальность собственной культуры. Согласно В.Н. Гурову, глобализация с её противоречивыми явлениями, имеющими тенденцию к усилению, выдвигает перед системой образования сложную задачу подготовки молодёжи к жизни в условиях многонациональной среды, формирование умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий. Важно научить человечество, наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать её в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей [2].
М.Н. Кузьмин отмечает, что Россия представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей; по социальным и экономическим характеристикам; по уровню политической организации; по языку и культуре, духовному и национальному характеру [3].
Вопросы социальной стабильности, адаптивности, социализации личности в условиях многонационального мира значительно обостряют внимание ученых, педагогов, психологов-практиков к поиску новых концепций, методологических оснований и научно-практических разработок направленных на решение проблем конструктивного межэтнического взаимодействия современной молодежи.
Литература
[1] Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: учеб. пособие / А.А. Глебов. - Волгоград: Перемена, 2004.
[2] Гуров В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.
[3] Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М.Н. Кузьмин // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 3-12.
[4] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2008.