УДК 37.082
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Болотина Т.В., к.п.н., доцент, Институт управления образованием РАО, АПКиППРО, E-mail: [email protected], Москва, Россия
Аннотация: в статье описан опыт организации межэтнических коммуникаций через организацию поликультурного образования в странах США, Франции, Ирландии, Казахстана и Киргизии.
Ключевые слова: коммуникация, демократическое сообщество, межкультурная коммуникация, межличностная коммуникация, культура, коммуникативное поведение, поликультурное образование,
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN SCHOOL INTER-ETHNIC COMMUNICATION IN THE FIELD OF EDUCATION
Bolotina T.V., Phd, associate Professor, Institute of management in education of RAE, APKiPRO, E-mail: [email protected], Moskow, Russia
Abstract: This article describes the experience of the organization of inter-ethnic communication through the organization of multicultural education in the United States, France, Ireland, Kazakhstan and Kyrgyzstan.
Keywords: communication, democratic community, intercultural communication, interpersonal communication, culture, communicative behavior, multicultural education.
Многообразие существующих в российском обществе культур обуславливает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности его членов, ответственности и свободе личностного выбора
В.В. Путин в статье «Россия: национальный вопрос» пишет: «Это - кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей»
Российская школа, как часть этого общества, становится многонациональным и многоконфессиональным поликультурным учебным учреждением. Она представляет собой сложное коммуникативное пространство, в котором одно из основных мест принадлежит различным видам коммуникации.
"Коммуникация" - это социально обусловленный процесс обмена информацией различного характера и содержания, передаваемой целенаправленно при помощи
различных средств и имеющий своей целью достижение взаимопонимания между партнерами и осуществляемый в соответствии с определенными правилами и нормами. Выделяют следующие формы коммуникации: межличностная, внутригрупповая, межкультурная и межэтническая.
«Межличностная коммуникация» - это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
Межличностная коммуникация может способствовать изменению мнений, социальных установок индивидов, участвующих в обмене информацией.
«Групповая коммуникация» - это такой тип коммуникационного процесса, при котором общение происходит между двумя или большим количеством людей определенной социальной группы (территориальной, профессиональной, религиозной и др.) или организации (предприятия, учреждения, фирмы, банка и т.п.) в целях осуществления взаимозависимых действий и решения совместных задач. Такой коммуникационный процесс может выступать как в форме двух и более межличностных коммуникаций личностной или ролевой направленности, так и в форме взаимной коммуникации всех членов данной группы или организации.
«Межэтническая коммуникация» - это обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.
Межэтническая коммуникация определяется социально-экономическими, идеологическими и культурными факторами, которые определяют различную степень субъективной близости/отдаленности этнических групп. Этническая общность, в которую входит личность, оказывает определенное влияние на отношение этой личности к другим членам общности и на восприятие и понимание представителей других этнических общностей.
Одной из форм межэтнической коммуникации является коммуникация межкультурная. Собственная неповторимая и уникальная культура этноса включается во всемирную цепь культурных связей. Применительно к проблеме межкультурной коммуникации это конкретизируется как существование в любой культуре системы представлений о строении мира культуры в целом, о месте своей культуры среди других и заданных этими представлениями стратегий поведения в межкультурном общении.
"Межкультурная коммуникация" представляет собой особую форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой
происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятельности, которая не ограничивается только знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной культуры другого народа, религии, ценностей, нравственных установок, мировоззренческих представлений и т.д., в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации.
В процессе межкультурной коммуникации происходит осознание коммуникантами социальных норм «чужой» культуры, что создает условия для успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию современной, открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности.
Общей характерной чертой межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками.
Ядром всех форм коммуникации является понятие «культура».
«Культура». Имеется около 500 определений культуры. Обобщив имеющиеся понятия, можно сделать вывод, что культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как «материальные и социальные явления, так и
различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности.».
Культура существует в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох - в виде культур отдельных стран и народов. Такие культуры принято называть этническими культурами. Своеобразие любой культуры отражено в культурной картине мира. «Культурная картина мира представляет собой совокупность знаний и представлений о мире (ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов). Именно благодаря культурной картине мира можно отличить одну культуру от другой. Культурная картина мира проявляется в различном отношении людей к различным явлениям культуры».
В процессе различных форм коммуникации (межкультурных, межэтнических) огромную роль играет специфика коммуникативного поведения представителей разных культур.
Впервые понятие «коммуникативное поведение» было использовано в работе Стернина « О понятии коммуникативного поведения».
«Коммуникативное поведение» определяется как «реализуемые в коммуникации правила и традиции общения той или иной общности», это совокупность норм и традиций общения народов.
Таким образом, коммуникативное пространство носит комплексный, междисциплинарный характер.
Нужно отметить, что существование культурных различий, свойственных поликультурным обществам, не могло не отразиться на системе образования.
Полиэтническое разнообразие учащихся в современной образовательной организации усиливает социальную неоднородность школьной среды, заостряет проблему взаимоотношений и в связи с этим - проблему межэтнической и межличностной толерантности школьников.
Таким образом, в настоящее время в комплексе актуальных проблем современной школы проблема организации внутришкольных межэтнических коммуникаций становится одной из важнейших.
Образовательное учреждение объективно должно выступать консолидирующим, более того, системообразующим фактором как, для собственного этноса, так и для всего полиэтнического сообщества в целом.
В этой обстановке одним из важных условий построения позитивных отношений с представителями других этносов является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.
Именно поэтому одна из важнейших задач образования - вырабатывать стратегию взаимосвязи монокультурного и поликультурного подходов к проектированию образовательной политики.
Таким образом, это порождает необходимость разработки организации внутришкольных межэтнических коммуникаций в сфере образования через организацию поликультурного воспитания как важного социального принципа и приоритета образования.
Как отмечают специалисты, поликультурное воспитание предназначено для повышения результативности образования и воспитания [1]. Также поликультурное воспитание перспективно и для гражданского воспитания. Оно направлено на подготовку активных граждан общества.
Интересен положительный мировой опыт, накопленный в этой области.
Так, в последние годы в США очевидным является факт, что учащиеся различных культурных и расовых групп должны научиться уживаться вместе и уважать различные культурные традиции.
В двадцатом веке в американской педагогике доминировала концепция формирования единой американской нации, иначе политика «плавильного котла». В концепции была прописана стратегия образования и воспитания. Эта стратегия
предполагала с помощью школы консолидировать этнические группки вокруг языка и культуры англосаксонского протестантского ядра. Таким образом, концепция исходила из идеала смешения этносов и рас. Данное смешение породит «новую расу, которая соединит в себе древние ценности, различия, языки и обычаи». Данная концепция просуществовала до середины 80-х годов, и начиная с середины 80- х годов образовательная политика поменялась и на смену концепции «Америка - плавильный котел" была предложена другая концепция - «Америка - салатное блюдо».
Основа данной концепции - культурный плюрализм, осознание важности учета этнического разнообразия как условия стабильности и культурного богатства общества. Американский исследователь Пэй Янг- сторонник данной концепции - писал, что «это идеал, который не только утверждает и поддерживает само культурное разнообразие, но и закладывает основания для соединения многокультурного этнического опыта в американском обществе». Согласно данной концепции в преподавание общественных дисциплин были включены материалы о национальных меньшинствах, их истории и традициях. В связи с этим поменялись учебные планы, которые предусматривали изучение культуры этнических групп. Предполагалось, что в учебники, программы, дидактическое сопровождение не будут входить материалы, которые провоцируют культурные разногласия. В то же время отмечалось, что работа должна носить систематический характер.
Надо отметить, что в последние годы в образовательной политике США стало больше внимание уделяться работе с мигрантами, национальными меньшинствами и этническими группами из Азии и Латинской Америки. Так, например, в США действует федеральная программа по образованию— Chapter 1 ECIA. Программа адресована детям низкого социального уровня и представителям этнических меньшинств и предусматривает право на достойное воспитание и обучение небелого меньшинства.
Особое внимание в школах США отводится билингвальному обучению, которое помогает детям осознать культурную и этническую идентичность. Право на двуязычное обучение в школах отстаивают прежде всего, латиноамериканцы, а также иммигранты из стран Азии. Существует несколько вариантов данного обучения, при которых по-разному сочетается изучение двух языков. Существуют несколько вариантов билингвального обучения. По первому варианту первые два года школьники учатся на родном языке и одновременно изучают английский. После двух лет обучение в школе проходит сразу на двух языках.
Второй вариант предполагает использование родного языка до тех пор, пока школьник хорошо не овладеет английским, затем обучение идет только на английском.
Третий вариант - это смешанные классы, где школьники и англоязычные и неанглоязычные во время общения дети учат языки друг друга. При этом изучение второго языка помогает школьникам накапливать новый практический и языковой опыт, позволяет успешно адаптироваться к иным культурам и иному социальному окружению.
Интересен опыт организации внутришкольных межэтнических коммуникаций и поликультурного образования Франции. Во Франции нет такого понятия, как национальность, Все граждане Франции - французы, независимо от того, где ты родился, важно, что ты живешь во Франции и являешься гражданином Франции. Граждане Франции отличаются по конфессиональной принадлежности.
В последнее время рост миграционных процессов привел к тому, что в Париже появились кварталы с преобладанием моноэтнического населения. Жители этих кварталов пытаются сохранить приверженность своей общине и своей национальной или этнической культуре. Но политические и культурные традиции французского общества всегда оказываются сильнее и очень сильно влияют на участие мигрантов в экономической и общественной жизни.
Нужно отметить, что в школах Франции - светское образование. Во Франции декларируемой целью поликультурного образования является интеграция (ассимиляция) и инклюзия. «Интеграция является официальным термином, которое приняло правительство Франции. Предполагается, что группы мигрантов могут стать гражданами Франции, но за это они должны «заплатить культурной ассимиляцией» [7]. Т.е. процесс интеграции поможет преодолеть все культурные различия.
Нужно отметить, что современное законодательство Франции прописывает доступ к образованию без каких либо различий между детьми французской национальности и детьми-мигрантами.
Дети, ученики начального школьного возраста, которые прибыли в страну и не знают французского языка, проходят процесс интеграции в созданных при коллежах классах приема не говорящих по-французски учащихся. Это так называемые, «вновь прибывшие (ENAF)» они не имеют достаточного уровня школьной подготовки, который позволил бы им сразу интегрироваться в обычный класс. Данный этап обучения называют школьным уровнем. «Школьный уровень зависит, естественно, от
страны эмиграции и исходной культуры, предыдущего положения семьи (городские или сельские жители) и причин эмиграции (экономические или политические).
На средней ступени, в зависимости от того, посещали ли дети школу в стране эмиграции, их определяют в отдельные классы для ранее не обучавшихся (CLA-NSA) или в так называемые принимающие классы (^А).
В случае невозможности организации подобных классов ввиду небольшого количества данного контингента детей в школах организуют группы поддержки по типу классов выравнивания для слабоуспевающих детей французской национальности. Во всех случаях основная цель при обучении данного контингента учащихся — добиться владения ими французским языком как языком обучения для более быстрой интеграции в обычный класс. В связи с «повзрослением» вновь прибывающих учеников система обучения их видоизменяется, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Неизменным остается приоритет французского языка.
Во Франции созданы и активно действуют центры подготовки и информации по вопросам школьного обучения детей из семей мигрантов Основным направлением их деятельности является интеграция в школу вновь прибывших учеников (не имеющих достаточных знаний в области французского языка и других школьных дисциплин) путем оказания помощи учителям и воспитателям.
Сотрудники центров организуют методическую и практическую помощь учителям в разработке педагогических технологий для обучения данного контингента учащихся.
Таким образом, в основе работы по интеграции детей-мигрантов во французское общество лежит продуманная, целесообразная система работы на государственном, т. е. институциональном, уровне:
а) развитая законодательная база;
б) вовлеченность большинства министерств и находящихся в их ведении отделов и управлений в решение данной проблемы;
в) создание начиная с 70-х гг. разветвленной системы групп и ассоциаций-партнеров школ, а также центров по вопросам образования и информирования иммигрантов на региональном и национальном уровнях;
г) заложенность межкультурного компонента в учебные планы, программы и инструкции к ним;
д) подготовка специалистов различного профиля для работы с детьми-мигрантами и их родителями.
В Ирландии уважение и понимание человеческого и культурного многообразия прививается детям на всех уровнях обучения в школе, что и подтверждается в образовательных документах современной ирландской школы. «Необходимо, чтобы дети, родители, учителя, вспомогательный персонал и руководство были вовлечены в процесс развития в учебном заведении атмосферы уважения культурного многообразия. Каждый может участвовать в создании школы поликультурного типа с разной степенью энтузиазма, но достижение положительной тенденции возможно только при хорошей коммуникации между всеми членами коллектива. Все, вовлеченные в этот процесс, должны иметь возможность высказать свою точку зрения и почувствовать собственный вклад в формирование атмосферы гуманности, понимания и уважения». Особенностью ирландской образовательной политики является привлечение родителей к организации межэтнических коммуникаций школьников. Для этого применяются следующие меры:
- разработка стратегий, вовлекающих более широкий круг лиц в межкультурную работу;
-организация работы с родительскими ассоциациями в школе, поддержка и мотивация родителей по их участию в работе школьного коллектива;
- различные формы и методы информирование родителей о школьной жизни;
- организация встреч педагогов и родителей, установление контактов между ними, которые дают возможность обсуждать возникающие проблемы и помогают понимать точки зрения друг друга;
- участие родителей во внеклассной деятельности и межкультурных мероприятиях».
Необходимо отметить, что вся школьная философия в Ирландии основывается на принципах гуманизации содержания образования, которая воплощает в себе идеи равенства, многообразия, самоценности личности учащегося, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей. В учебном плане школы отражены основные принципы образования и поликультурного подхода в нем:
- «уважать уникальность ребенка и стремиться к его духовному, моральному, когнитивному, эмоциональному, творческому, эстетическому, социальному и физическому развитию;
- признать тот факт, что образование не только отражает состояние общества, но и является рычагом влияния и воздействия на его развитие;
- дать ребенку возможность вносить в будущем эффективный вклад в развитие общества, взаимодействовать с ним и приспосабливать его к изменяющимся знаниям о природных и социальных закономерностях».
На основе этих принципов разработаны и стратегии образования, которые обозначены как возможности ребенка:
«жить полноценной жизнью и реализовывать свой потенциал как уникальной индивидуальности;
развиваться посредством сосуществования и сотрудничества с другими, а также вносить свой вклад в развитие общества;
подготовить ребенка к последующему образованию и продолжению учебы в течение всей жизни.
Все указанные выше стратегии являются основой направлений образовательной политики в Ирландии:
- подведение ребенка к пониманию мира через приобретение знаний, концепций, навыков, отношений и способности мыслить творчески;
- формирование у детей духовных, моральных (нравственных) и религиозных ценностей.
- формирование у детей уважения к культурному разнообразию, гражданской ответственности и понимания социальных изменений жизни в прошлом и настоящем;
- развитие навыков и понимания важности изучения окружающего мира и людей, взаимоотношений между ними;
- научение детей развиваться в личном и социальном плане, относиться к другим с пониманием и уважением».
Все ирландские дети имеют свою культуру в зависимости от этнической принадлежности и через нее обретают самоуважение и чувство самобытности, а образование помогает всем детям научиться ценить свое собственное наследие и наследие других, а поэтому имеет преимущества, общие для всех детей. Оно стимулирует любознательность ребенка к культурному и социальному разнообразию общества, помогает формировать воображение, воспринимая различия между людьми как обычное явление жизни, дает возможность видеть перспективы и задаваться вопросами о культурных практиках, помогает развиваться эмоционально, что помогает предотвратить такие негативные явление, как ксенофобия и расизм.
В тоже время ключевым моментом в образовании Ирландии является чувство принадлежности к своей стране и как ключевая педагогическая задача поликультурного образования стоит признание вклада различных этнических
меньшинств в богатство многообразия современной Ирландии. «Многообразие - это черта групп, которые можно считать «принадлежащими» Ирландии, что справедливо как в отношении прошлого страны, так и в отношении настоящего».
Аналогичным образом прослеживаются связи с европейской культурой. Сбалансированное и компетентное осознание многообразия народов и среды во всем мире также определяется как ключевой принцип образования. Такое осознание способствует личному и социальному развитию детей как граждан поликультурной Ирландии, Европы и глобального общества. Признание связей между ирландскими культурами и языками, культурами и языками других европейских стран (например, связи между ирландцами, валлийцами, бретонцами и древними шотландцами) помогает ребенку сформировать прочное позитивное чувство национальной идентичности, без враждебного отношения к другим нациям.
Центральным звеном как для поликультурного образования, так и для общего образования в стране является формирование позитивной самооценки школьников. Все обучение и вся школьная атмосфера на протяжении всего их обучения в ирландской школе выстроены таким образом, чтобы дети ощущали себя как индивида, как члена культурной или этнической группы и как члена поликультурного общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что в образовательной политике Ирландии организация внутришкольных межэтнических коммуникаций через систему поликультурного образования включена в сферу образования и ориентирована на всех детей. Поликультурное образование интегрировано во все предметы и общую жизнь школы; атмосфера школы играет важную роль в обучении и благоприятствует ему, а язык является центральным элементом в развитии межкультурных компетенций.
В Казахстане создание национальной системы обучения и воспитания базируется на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.
Основными задачами поликультурного образования являются:
- развитие и укрепление национальных начал образования и школы;
- признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры; демократизация образования;
- вариативность и мобильность образования по многообразию каналов реализации этнокультурных интересов;
- непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества;
- целенаправленная ориентация системы образования на выявление и удовлетворение спроса на услуги в области этнокультурных потребностей.
Основными принципами стали:
- обеспечение фактического равноправия наций и национальных групп в удовлетворении их этнокультурных запросов в области образования;
- понимание и принятие положения о приоритете этнокультурных образовательных потребностей личности над интересами общества, над соображениями "целесообразности";
- реализация государственной политики на основе обеспечения этнокультурного консенсуса в обществе как важного условия прогресса и процветания Казахстана;
- внедрение в практику глобальных ценностей интернациональной культуры: консолидации и межнационального согласия, прав и свобод индивидуума и т.д.;
- осуществление подхода к образованию не как к механизму передачи знаний и профессиональной подготовки кадров, но как к культурообразующему институту, важнейшему средству сохранения и развития индивидуумом человеческой и национальной самобытности;
- разработка и внедрение защитного механизма от политизации и идеологизации образования и школы;
- программный и комплексный подход к решению проблемы, учет различных сторон сложных процессов многонационального культурного бытия.
Основным условием реализации данной идеи является создание этнокультурного образовательного пространства.
Под этнокультурным пространством подразумевается культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей.
Нужно отметить, что в этнокультурное образовательное пространство входят семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, вузы, национально-культурные центры, кружки и курсы, т.е. структура такого пространства состоит из трех взаимосвязанных частей: институциональная (школы, колледжи, вузы и т.д.), внеинституциональная (курсы, библиотеки, радио и т.д.), неформальная (обучение и воспитание в семье, общение в кругу друзей, соседей и т.д.).
Таким образом, в этнокультурном образовании выделяется: пропедевтика, обучение, погружение в практику. Данные этапы между собой логически связаны.
Так, «на стадии пропедевтики осуществляется первое приближение к решению проблемы этнической идентификации. Этнокультурное образовательное пространство в данном случае - это атмосфера в семье.
На первом этапе происходит первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, обычаями. Восприятие национального происходит через устное народное творчество: сказки, песни, мифы и прочее». Здесь создаются предпосылки для этнической самоидентификации, которая закономерно сближает ребенка с родителями, родственниками, своим родом, этносом, вызывая чувство гордости, почитания, восхищения предками. Основная задача этнокультурного образования на данном этапе - формирование чувства гордости по тому поводу, что ты можешь называть себя "казахстанцем".
На этапе обучения (институциональное образование) этнокультурное образование реализуется в детских садах, школах, средних специальных и высших учебных заведениях. Обязательным условием его будет многоязычие: изучение родного и государственного языков.
Этнокультурное образовательное пространство в этой части создается тем, что родной и государственный языки становятся языками обучения и общения. Основные языки обучения - это государственный и русский. В то же время всем желающим представлена возможность дополнительного изучения родного языка, литературы, истории.
В местах компактного проживания этнических групп наряду с основным типом школ создаются школы с преподаванием предметов на родном языке и обязательным глубоким изучением с первого по выпускной классы государственного языка.
На более высокой ступени обучения (средние специальные и высшие учебные заведения) этнокультурное образовательное пространство создается также языками обучения и содержанием курсов.
Особое место в системе этнокультурного образования занимает внеинституциональное обучение и погружение в практику. Именно они позволяют эффективно осуществить задачу - приближение этнокультурного образования к практическим потребностям индивидов.
Этнокультурное образовательное пространство здесь создают национально-культурные центры, кружки и курсы при школах, дворцах культуры, в учебных заведениях, иных организациях.
Цель поликультурного образования в Киргизской Республике заключается в воспитании толерантной личности, культурно богатой (разнообразной), успешной и
свободно самоопределяющейся в современном мире, способной противостоять различным видам экстремизма, ксенофобии, этнической, расовой и религиозной нетерпимости, владеющей русским языком.
Задача поликультурного образования- сохранение этнокультурной самобытности и родного языка, с одной стороны, интеграция кыргызского социума и формирование общенациональной общности.
Основными принципами поликультурности являются:
- восприятие как ценности разнообразия социальной и культурной среды, в которой нет «большинства» и «меньшинства», но есть многонациональное, многоязычное, в тоже время единое - с точки зрения национально-гражданской и государственной идентификации, государственного языка, ценностей и чувств гражданского единства и солидарности;
- принятие права человека и гражданина на свободную, личную культурную самоидентификацию параллельно с созданием условий для адаптации и интеграции человека в новую культуру городского сообщества, региона, страны;
- равноправие граждан вне зависимости от их этнической, языковой, конфессиональной принадлежности;
- взаимодействие и естественная интеграция культур в системе образования на основе включения культурного разнообразия в школьное самоуправление и образовательный процесс
Принципы поликультурности реализуются через образовательные предметы:
- русский язык - сфера и средство межкультурного общения;
- география - географические факторы культурного разнообразия;
- история - исторические факторы культурного разнообразия;
- обществознание - социальные факторы усиления культурного и этнического разнообразия современного сообщества;
- граждановедение - формирование гражданской и межкультурной компетентностей, умения понимать представителей других культур.
Особую роль в образовательном процессе школы играют такие курсы, как «Родиноведение» и «История Кыргызстана». Эти курсы дают представление о Кыргызстане как многонациональной стране.
Важную роль в закреплении в общественном сознании и системе принципа поликультурности стало положение в основу государственной идеологии «7 уроков Манаса, среди которых «Межнациональное согласие, дружба и сотрудничество»,
«Гуманизм, великодушие и терпимость». На основании этих семи заповедей и строится образовательная политика в республике.
Важная роль в развитии поликультурного образования отводится педагогам. Педагог должен помнить, что действенное содержание поликультурного образования отражено не только в школьных учебниках, но и в личностной позиции учителя. Школа не может воспитывать в учащихся чувства толерантности, отзывчивости, открытости, навыки культурной идентификации личности, если эти установки чужды или безразличны самому преподавателю, его способности к межкультурному диалогу с классом и отдельным учащимся, к осознанной реализации педагогическим коллективом общей образовательной стратегии.
В республике разработана программа повышения квалификации по внедрению принципов поликультурности в учебный процесс
Итак, существуют разные подходы организации внутришкольных межэтнических коммуникаций через организацию поликультурного образования и разный опыт.
Изучение и внедрение приемлемого любого опыта является не только целесообразным, но и необходимым в связи с тем, что Россия- многонациональная страна и в ней нет ни одного субъекта федерации, в котором проживали бы представители только одного народа, который был бы монокультурным, а изучение различных практик даёт мощный импульс для развития научных исследований
Список литературы
1. Джуринский А.Н. Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике//Вопросы философии. - 2007. — № 10. — С. 44.
2. Введение в теорию межкультурной коммуникации/ А.П. Садохин. - М.: Высш. шк., 2005
3. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан (одобрена распоряжением Президента Республики Казахстан) от 15 июля 1996 г. № 3058
4. Межэтническая коммуникация в молодежной среде элек. ресурс: http://www.twirpx.com/file/1180495
5. Марченко Л. Политика в области поликультурного и многоязычного образования в Кыргызской Республике»
6. Пренко Л. И., Цатуров В. Н. Опыт интеграции детей-мигрантов в поликультурном социуме Франции
7. Тенденденции развития образования: образование в многоконфессиональном и поликультурном обществе» М., 2011
8. Филатова М.В. диссертационное исследование «Поликультурное образование младших школьников в Ирландии», Тула 2007
9. Фрик Т.Б «Основы теории межкультурной коммуникации» Издательство Томского политехнического университета, 2013
10. Эл. ресурс:http://www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0026/
11. Электронный ресурс: http://arunet.kg/stati/275-polikulturnoe-obrazovanie.html