ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
The information aspect of public administration in the sphere of interethnic relations in the Republic of Kyrgyzstan Ivanov S.1, Kanatov A.2 Информационный аспект государственного управления в сфере межэтнического взаимодействия в Кыргызской Республике Иванов С. Г.1, Канатов А. К.2
'Иванов Спартак Геннадьевич /Ivanov Spartak — доктор политических наук, профессор, кафедра международных отношений;
2Канатов Азамат Капарович /Kanatov Azamat — аспирант, кафедра политологии, Кыргызско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в представленной статье исследован алгоритм государственного управления информационной сферой при урегулировании межэтнических конфликтов. В качестве важнейшей составляющей такого управления представлена информационная компания, организованная и проводимая в кризисных ситуациях государственными органами. Abstract: the article researched the algorithm of the state control information field in the settlement of ethnic conflicts. As a critical part of this management presents information company, organized and carried out in crisis situations public authorities.
Ключевые слова: информационная компания, межэтнический конфликт, урегулирование, переговорный процесс.
Keywords: media company, ethnic conflict, settlement, negotiation process.
Для республики, дважды пережившей кровавые события за свою новейшую историю, вопросы межнационального взаимодействия не теряют своей актуальности. Межэтнический конфликт представляет собой форму конфликта политического. Применительно к предмету исследования межэтнический (межнациональный) конфликт - это особая форма внутриполитического конфликта между представителями этнических групп, проживающих на территории Кыргызстана. Основными особенностями таких конфликтов являются: разделение и консолидация по признаку этнической принадлежности; стремление к политизации; преобладание материальных интересов групп над ценностной мотивацией и т.д. При этом очевидно, что в процессах информатизации общества, именно информационная составляющая деятельности государства может иметь решающее значение.
Информационный аспект государственного управления в сфере межэтнического взаимодействия состоит в разработке, обсуждении, принятии и реализации комплекса мероприятий, именуемых информационной политикой. В достаточно обобщенном виде основными направлениями информационной политики должны быть сферы производства и внедрения информационных технологий, информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и управления, построения единого информационного пространства на территории Кыргызстана, информационно-коммуникационного взаимодействия и т. п.
На основе анализа научных трудов ряда ученых постсоветского пространства можно прийти к выводу о том, что эффективность реализации государственной информационной политики в сфере межэтнических отношений зависит от степени разработки и реализации государством следующих информационных технологий: управленческие технологии - набор техник и мероприятий по информационному продвижению и сопровождению политических решений в сфере межэтнического взаимодействия; коммуникативные технологии - элементы связей государства с общественностью, позволяющие достичь высокого уровня межнационального, межкультурного, межконфессионального, межгруппового и межличностного отношений; антикризисные технологии - антикризисные информационные мероприятия при урегулировании межэтнических конфликтов; посреднические технологии -получение поддержки и одобрения со стороны этнонациональных групп и общества в целом, сведение к минимуму негативных и деструктивных реакций; адаптационные технологии -система мероприятий, направленная на воспитание национального сознания представителей
разных этносов в духе интернационализма; медиа-технологии - технологии связей со СМИ, предназначенные для продвижения идей межнациональной толерантности [1].
Государственным органом, ответственным за состояние межэтнического взаимодействия в Кыргызской Республике (КР), является Государственное Агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений (ГАМСУМО).
Государственное управление, в том числе и его информационный аспект, в данной области регламентированы комплексом правовых актов. В настоящее время действует Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике (Концепция) [2]. Заявлено, что данная Концепция разработана на основе объединения «Концепции этнической политики и консолидации общества», разработанной Ассамблеей народа Кыргызстана и «Концепции государственной национальной политики», инициированной Жогорку Кенешем. Концепция представляет собой «официально признанную систему принципов, целей и задач» государственного управления в сфере межэтнического взаимодействия. Она конкретизирует деятельность государства при реализации Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 годы в части достижения приоритетов раздела «Обеспечение межэтнического согласия, укрепление единства народа» [3].
Исполнительной властью была разработана Программа Правительства по переходу Кыргызской Республики к устойчивому развитию на 2013 -2017 годы, одобренная постановлением Правительства КР от 30 апреля 2013 года № 218. Достижение конкретных задач Агентства осуществляется через Планы действий директора ГАМСУМО при Правительстве КР по достижению целей и задач Программы по переходу КР к устойчивому развитию на 2013-2017 годы [4]. В свою очередь, для реализации Планов ГАМСУМО разработало Комплексный план действий на 2014 год [5]. Аналогичный план на 2015 год отсутствует.
В Концепции отмечено, что государственная информационная политика необходима в деле «воспитания гражданского патриотизма, толерантности и уважения к различиям» [6], а информационные процессы оказывают влияние «на состояние и тенденции развития межэтнических отношений» [6, с. 7]. Кроме того признано, что «в деле построения единой гражданской нации» важнейшую роль играют СМИ [6, с. 12].
Сущностное содержание информационной политики отражено в третьем разделе Концепции. В нем сказано, что для «формирования общегражданской идентичности» государство ставит следующие информационные задачи: «создать и распространять символы и продукты, пропагандирующие единство, гордость за Кыргызстан, а также продвигать позитивный имидж страны на международном уровне; использовать средства кинематографии, других форм современного искусства для пропаганды образа «Кыргыз жараны» (гражданина Кыргызстана) - многоязычного, образованного, открытого инновациям и контактам; развивать механизмы правового воздействия в целях недопущения публикации в СМИ материалов, дестабилизирующих межэтническую ситуацию в стране; обеспечивать сбалансированную редакционную политику СМИ по освещению межэтнических вопросов через развитие механизмов саморегулирования, формирование позиции журналистов и их профессиональных объединений; сформировать систему стимулов для СМИ, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной политики регулирования межэтнических отношений, оказывать поддержку медиа-проектам по пропаганде гражданского единства, культурного многообразия и согласия; систематически и объективно отражать в СМИ жизнь этнических сообществ, развитие и взаимовлияние культур, продвижение идей толерантности и общих гражданских ценностей; поддерживать функционирование СМИ на языках меньшинств; наращивать позитивный информационный контент кыргызского сегмента Интернета, формировать нетерпимое отношение к появлению в Интернете материалов, пропагандирующих ксенофобию, экстремизм, бытовой национализм во всех их формах» [6, п.п. 3.15-3.20, с. 19.].
Для отслеживания реализации мероприятий Концепции планировалось разработать механизм мониторинга и оценки с участием гражданского общества. Результаты мониторинга и оценки планировалось регулярно освещаться в СМИ [6, с. 21].
В Отчете Национального института стратегических исследований КР указано на то, что «Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений стала первым и единственным стратегическим документом этнической политики Кыргызстана. Однако она нуждается в дальнейших механизмах реализации» [11].
«Информационная политика» упомянута в Комплексном плане действий ГАМСУМО на 2014 год [12] в качестве механизма решения задачи «воспитания гражданского патриотизма, толерантности и уважения к этническим различиям».
В Плане действий директора ГАМСУМО [13] отражен конкретный аспект информационной политики государства в рассматриваемой сфере. В частности, в целях продвижения «принципов толерантности, гармонизации межэтнических отношений» 10.05.2014 года ГАМСУМО была создана постоянно действующая программа на канале Телерадиовещательной компании КР «Общественное телевидение - «ЭлТР» под названием «Биз-Мы-Ше». Программа транслируется один раз в две недели, продолжительность трансляции до 20 мин. Сумма расходов по созданию программы - 205 тысяч сомов. В соответствии с отчетами ГАМСУМО, программа «Биз-Мы-Ше» «позволила улучшить осведомленность населения о проводимой государством политики в области межэтнических отношений» [13].
После трагических событий (межэтнического конфликта) июня 2010 года на юге Кыргызстана было опубликовано одиннадцать национальных, общественных и международных докладов, отчетов и заключений.
Для усиления надзора и контроля по недопущению разжигания межнациональной розни через СМИ Генеральной прокуратуре КР было рекомендовано повысить осведомленность, создать прецеденты по возбуждению дел по ст. 299 УК, а так же создать Комиссию по рассмотрению жалоб на СМИ. Кроме того, было рекомендовано «принять кодекс поведения СМИ, отражающий культурное и этническое многообразие Кыргызстана для пропаганды толерантности». Данные рекомендации отражены одновременно в п. 16 Отчета Международной независимой комиссии по исследованию событий на юге Кыргызстана в июне 2010 года; п. 13/4, п. 20, 30/1 Отчета Временной депутатской комиссии Жогорку Кенеша КР по выявлению и расследованию обстоятельств и условий, приведших к трагическим событиям, произошедшим в республике в апреле-июне 2010 года, и даче им политической оценки; п. 1 Независимой комиссии Омбудсмена (Акыйкатчы) КР; п. 15 Заключения Национальной комиссии по всестороннему изучению причин, последствий и выработке рекомендаций по трагическим событиям, произошедшим на юге республики в июне 2010 года [15].
В последнем заключении, опубликованном в январе 2011 года, отмечено «отсутствие слаженной системы государственного управления по противодействию межэтническому конфликту», а также «отсутствие четкости и слаженности, взаимной координации и ответственности в работе, растерянность и деморализация» как факторы, характерные для «деятельности центральных и местных органов власти, силовых и правоохранительных структур». Это в полной мере относится и к информационной политике государства.
В VI разделе Заключения «Освещение событий в республиканских и зарубежных СМИ» сказано, что во время конфликта «как местные, так и зарубежные СМИ не всегда объективно отражали складывающуюся ситуацию, выдавали непроверенную, не соответствующую реальной действительности информацию. При этом Временное Правительство, его информационно-координационный центр и МИД своевременно не предприняли действенных мер информационного противодействия, когда против Кыргызстана некоторыми зарубежными СМИ велась настоящая информационная война». В этой связи необходимо отмечено, что «в канун событий Ошский ресурсный центр, финансируемый зарубежными организациями, с 8 по 10 июня провел специальный тренинг с участием местных и иностранных журналистов по освещению межнациональных конфликтов, преследуя далеко неблаговидные цели» [15].
В качестве рекомендаций комиссия предлагала «Министерствам культуры и информации, юстиции, иностранных дел, Генпрокуратуре провести соответствующую разъяснительную работу с руководителями печатных и электронных СМИ по недопустимости публикации материалов националистического и экстремистского характера. Обратить особое внимание на информационное поле юга, укрепив его материально-техническую базу и расширив коммуникационные возможности»; для усиления административной и уголовной ответственности за опубликование и распространение недостоверных сведений, разжигающих межнациональную и межрелигиозную вражду Жогорку Кенешу рассмотреть и внести изменения и дополнения в Закон «О средствах массовой информации» [15].
17.04.2015 года Президент КР подписал Закон КР «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты КР». Законопроект инициирован Правительством и принят Жогорку Кенешем КР 12.03.2015 года. Принятым Законом вносятся дополнения в законы «О местной государственной администрации» и «О местном самоуправлении». Целью Закона является усиление мер по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов. В указанных целях компетенция местной государственной администрации дополняется функцией
по осуществлению мероприятий по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов на соответствующей территории.
Кроме этого Законом предусматривается, что:
- за несвоевременное принятие мер, в пределах компетенции, по регулированию межэтнических отношений и ситуации, приведших к конфликтам на соответствующей территории аким района (глава местной государственной администрации) может быть освобожден от занимаемой должности;
- осуществление мероприятий по укреплению межэтнических отношений, а также по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов также относится к основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления.
В обосновании принятого Закона отмечается, что КР в силу своей многовековой истории народа и уклада жизни общества представляет собой государство, имеющее полиэтническое население. В качестве подтверждения этому, в настоящее время в Кыргызстане проживают представители более 80 этносов. Многочисленные исследования и анализ кровавых событий июньского конфликта 2010 года на юге КР показали, что отдельные руководители местных органов государственной власти в лице глав айыльных аймаков, акимы районов и мэры городов в момент раннего реагирования и предотвращения провокаций, приведших к многочисленным жертвам и разрушениям, межэтнического конфликта проявляли безынициативность.
Данное обстоятельство зачастую проявляется даже в период постконфликтного миростроительства, когда местные органы власти должны быть основными инициаторами для проведения государственной политики по укреплению единства народа и межэтнических отношений в полиэтнических сообществах страны.
В этой связи, в целях обеспечения национального единства через совершенствование межэтнических отношений, сохранение культурного наследия и этнического многообразия страны и усиления ответственности руководителей местных органов государственной власти за состояние межэтнических отношений на соответствующих территориях, Правительством КР был инициирован данный законопроект [18].
Таким образом, в настоящее время в Кыргызстане отсутствует официально провозглашенная и общепризнанная национальная стратегия информационно-психологического развития, определяющая концептуальные основы государственной информационной политики в сфере межэтнических отношений. Пять задач Концепции укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике, которые можно отнести к задачам государства в информационной сфере, информационной политикой не могут быть названы по определению. Выбор целей, направлений, мероприятий и прочих составляющих рассматриваемой составляющей информационной политики является политическим решением, которое должно приниматься на уровне высшего политического руководства страны при персональной ответственности за его реализацию одного из высших должностных лиц государства. Однако в нашей стране высшая политическая власть переложила всю ответственность за состояние межэтнического взаимодействия на глав местных государственных администраций. При этом отсутствует целостная концептуальная научно-теоретическая база информационной политики государства в процессах межэтнического взаимодействия как инструментарий для тех же глав айыл окмоту.
Очевидно, что информационный аспект государственного управления в сфере межэтнического взаимодействия должен опираться на такие фундаментальные основы, как интернационализм, защита прав национальных меньшинств, свобода пользования родным языком, воспитание, образование, творчество и т.д. Значительную роль должны играть средства массовой информации.
Считаем наиболее перспективной моделью взаимодействия органов государственной власти и СМИ в этнополитической сфере диалоговую модель, где СМИ являются посредником в реализации решений между властью и общественностью. СМИ, с одной стороны, являются проводником информации о решениях органов власти к населению. А с другой, доводят до сведения власти информацию о функционировании общества и его реакции на деятельность и решения власти. Для построения данной модели взаимодействия между властью и СМИ органам государственной власти необходимо:
- разработать целевые ориентиры для СМИ в сфере межэтнических отношений;
- производить, накапливать и хранить актуальную информацию о социально-значимых событиях в сфере этнополитики, обращать внимание через СМИ на знаменательные даты, позитивную деятельность известных личностей того или иного этнического сообщества;
- адаптировать, интерпретировать и определять приоритет вышеназванных сведений в соответствии с принятыми и общественно одобренными установками, определить для этих целей «ньюсмейкеров», которые будут озвучивать официальную позицию государства и мнение общественности по этнической проблематике;
- координировать деятельность пресс-служб государственных органов, ответственных за реализацию государственной политики в сфере межэтнического взаимодействия;
- рекомендовать ВУЗам осуществлять специальную подготовку и переподготовку журналистов, занимающихся национальными отношениями; оказывать поддержку тем национальным СМИ и информационным ресурсам, деятельность которых является позитивной для оптимизации межнациональной сферы;
- стимулировать и поощрять авторов научных работ и публикаций по этнокультурной тематике;
- организовывать регулярные тематические семинары, публичные (при участии СМИ) круглые столы, дискуссии по вопросам реализации государственной политики в этнополитической сфере с участием НПО, политических партий, профессиональных экспертов;
- поддерживать инициативы частных СМИ и общественных организаций, предлагающих проекты, направленные на совершенствование межэтнических отношений [19].
В условиях острого бюджетного дефицита финансирование мероприятий информационной политики возможно посредством частичного списания налоговых задолженностей, привлечения средств НПО, международных организаций, структур евразийского интеграционного объединения, государственно-частного партнерства и т.д.
Литература
1. Пилиева Д. Э. Государственная информационная политика: основные направления деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ше:///С:/и8еге/шег/Оо%<п1оа118/12-2012-infoim-04.pdf/ (дата обращения: 17.08.2015).
2. Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике. Бишкек, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: fi1e:///C:/Users/user/Down1oads/ kontseptsiya_ukrep1eniya_edinstva_naroda_i_mejetnicheskih_ otaoshemy_v_kr%20(1).pdf/ (дата обращения: 20.08.2015).
3. Концепция разработана в рамках исполнения Указа Президента КР «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности в Кыргызской Республике» от 1 февраля 2012 года № 24 и постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О проекте Государственной концепции национальной политики Кыргызской Республики» от 30 июня 2011 года 891-V.
4. План действий директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР по достижению целей и задач Программы Правительства Кыргызской Республики по переходу КР к устойчивому развитию на 2013-2017 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gamsumo.gov.kg/ru/programs-and-strategies/ (дата обращения: 20.08.2015).
5. Комплексный план действий Государственное Агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений на 2014 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gamsumo.gov.kg/ru/programs-and-strategies/ (дата обращения: 23.08.2015).
6. Указ. Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике. С. 6-21.
7. Межэтнические отношения в Кыргызской Республике: анализ ситуации и политики государства. Отчет Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики. Бишкек 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisi.kg/uploads/ research_ph719_etnika_report.pdf/ (дата обращения: 22.08.2015).
8. Комплексный план действий ГАМСУМО на 2014 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gamsumo.gov.kg/ru/ (дата обращения: 25.08.2015).
9. План действий директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР по достижению целей и задач Программы Правительства Кыргызской Республики по переходу КР к устойчивому развитию на 2013-2017 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gamsumo.gov.kg/ru/ (дата обращения: 25.08.2015).
10. Заключение Национальной комиссии по всестороннему изучению причин, последствий и выработке рекомендаций по трагическим событиям, произошедшим на юге республики в июне 2010 года. Январь 2011 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.auca. kg/uploads/russ.pdf/ (дата обращения: 27.08.2015).
11. Обзор законодательства Кыргызской Республики: апрель-июнь 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vap.kg/news/full/589.html/ (дата обращения: 16.08.2015).
12. Поликанова Т.В. Информационное обеспечение оптимизации межнациональных отношений в Российской Федерации: Дисс. ... канд. полит. наук. М., 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/informatsionnoe-obespechenie-optimizatsii-mezhnatsюnalnykh-o1noshemi-v-rossiiskoi-federats#ixzz3kDslJEPq/ (дата обращения: 19.08.2015).