ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ
Р.Р.Салимзянова, Л.Л. Сабирова
Статья посвящена вопросу обучения медиаторов. Институт медиации - новый для нашего правового поля. Медиация - один из альтернативных способов разрешения конфликтов, который требует наличия специального посредника - медиатора. Одной из проблем процесса обучения медиаторов на современном этапе является отсутствие учебных и методических материалов для профессиональной подготовки и деятельности медиаторов.
Ключевые слова: медиация, медиатор, дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки медиаторов
The novels of the educational process: the training the mediators. This article is devoted to the questions of training of the mediators. The institution of mediation is new for our jural sphere. The mediation is on of the alternative ways of conflicts resolution that needs a special negotiator. And this person is a mediator. One of the problems in the process of training the mediators is the lack of the educational and methodological material for the professional preparation and the activity of mediators.
Key words: mediation, mediator, an additional professional educational program of professional retraining of mediators
В феврале 2011 года на основании Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Ф3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" [5] (далее по тексту - Закон о медиации) приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»[4] утверждена программа подготовки медиаторов.
В научной литературе встречаются различные определения медиации: 1) процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны - посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора [3, с. 73]; 2) путь к осмысленному взаимоприемлемому решению, основанному на консенсусе между сторонами, вовлеченными в спор [6]; 3) один из альтернативных способов разрешения конфликтов, где альтернативное разрешение споров - это процесс, направленный на урегулирование разногласий конфликтующих сторон, основанный на добровольности, равноправии, проходящий вне государственной судебной системы [2, с. 9].
Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - «посредничать»[7]. Впервые к помощи медиатора при урегулировании споров стали прибегать в США. Хорошо зарекомендовав себя, институт медиации получил также распространение в странах Европы, Канаде, Австралии [6]. Первоначально медиация развивалась параллельно по двум направлениям: посредничество и примирение в семейных делах, спорах между соседями, с одной стороны, и в предпринимательских отношениях внутри торгового сообщества, с другой стороны.
В соответствии со ст.1 Закона о медиации процедура медиации может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений. В случае если споры возникли из иных отношений, урегулирование таких споров путем применения процедуры медиации возможно только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, а также к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Конфиденциальность процедуры медиации позволяет сберечь деловую репутацию, сохранить отношения между спорящими сторонами для дальнейшего сотрудничества.
Медиатор помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору. При этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения. Медиатор - специалист, призванный разрешать конфликты с помощью медиации. Он участвует в процедуре медиации как третья, нейтральная, незаинтересованная сторона.
Следует отметить, что медиатор может осуществлять свою деятельность как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, которые достигли 18 лет; обладают полной дееспособностью; не имеют судимости. Профессиональные медиаторы должны отвечать следующим требованиям: достижение возраста 25 лет; наличие высшего профессионального образования; прохождение специальной профессиональной подготовки (ст. 15 Закон о медиации). Целью курса подготовки медиаторов является обучение граждан, имеющих высшее профессиональное образование, желающих приобрести профессию медиатора (конфликтолога-посредника), а также ряд важных профессионально значимых навыков.
Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки медиаторов составляет 576 часов и состоит из трех образовательных программ повышения квалификации, сконструированных из модулей: 1) «Медиация. Базовый курс»; 2) «Медиация. Особенности применения медиации»; 3) «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов».
Освоение дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки в полном объеме (т.е. 3-х образовательных программ повышения квалификации) дает необходимые знания, умения и навыки, соответствующие компетенции для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе, ведения практической деятельности в качестве медиатора широкого профиля, а также преподавания в качестве тренера в рамках образовательных программ - «Медиация. Базовый курс», «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов». Освоение программы подготовки медиаторов должно быть завершено в течение пяти лет с момента успешного завершения обучения по образовательной программе «Медиация.
Базовый курс». Однако возможно и прохождение только базового курса по образовательной программе «Медиация. Базовый курс».
Образовательная программа повышения квалификации «Медиация. Базовый курс» состоит из 3 модулей, каждый по 40 часов: 1 модуль - «Введение в медиацию» (17.5 ч. - лекции, 22.5 ч. -практические занятия); 2 модуль - «Медиация как процесс» (12.5ч. - лекции, 27.5ч. -практические занятия); 3модуль - «Медиативный подход» (15ч. - лекции, 25ч. - практические занятия). По итогам курса сдается экзамен.
Лица, успешно освоившие образовательную программу повышения квалификации «Медиация. Базовый курс», получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца и вправе вести практическую деятельность в качестве медиатора на профессиональной основе. Образовательная программа повышения квалификации «Медиация. Особенности применения медиации» состоит из 10 модулей и рассчитана на 312 часов. Названия модулей говорят сами за себя: «Работа в зоне конфликта» (всего 30 часов: 10ч. - лекции, 20ч. - практические занятия); «Коммерческая медиация» (всего 40 часов: 14ч. и 20 ч. соответственно); «Медиация в
многостороннем конфликте и при сопровождении проектов» (всего 30 часов: 12 и 18
соответственно); «Особенности применения медиации при разрешении семейных споров» (всего 35 часов: 12 и 24 соответственно); «Медиация в сверхнакаленном конфликте» (всего 30 часов: 14 и 16 соответственно); «Межкультурные особенности и медиация» (всего 24 часа: 6 и 18 соответственно); «Особенности применения медиации при разрешении гражданско-правовых споров и споров, связанных с интеллектуальной собственностью» (всего 32 часа: 10 и 22 соответственно); «Медиация в административных спорах и судебная медиация» (всего30 часов: 12 и 18 соответственно); «Медиация в восстановительном правосудии и ювенальной юстиции» (всего 30часов: 10 и 20 соответственно); «Особенности применения медиации при разрешении трудовых споров» (всего 30 часов: 10 и 20 соответственно). Данная программа повышения квалификации необходима для поддержания и совершенствования профессиональной компетентности медиатора ведущего деятельность на профессиональной основе.
Особенностью этой программы повышения квалификации является то, что к ее прохождению слушатели допускаются только после успешного завершения обучения образовательной программы повышения квалификации «Медиация. Базовый курс»; последовательность участия в модулях образовательной программы выбирается слушателем самостоятельно; образовательная программа должна быть завершена слушателем в течение пяти лет с момента завершения обучения по программе повышения квалификации «Медиация. Базовый курс».
Успешное завершение образовательной программы создает условия для ведения практической деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе широкого профиля без права преподавания медиации. Итоговая аттестация по образовательной программе проводится в форме письменного экзамена (эссе). Лица, освоившие образовательную программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о повышении квалификации.
Программа повышения квалификации «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов» состоит из 4 модулей по 36 часов каждый: 1 модуль «Основы обучения медиаторов» (14ч. лекций и 22ч. практических занятий); 2 модуль «Работа с группой при обучении медиации» (13ч. лекций и 23ч. практических занятий); 3 модуль «Игровое взаимодействие при обучении медиации» (15ч. лекций и 21 ч. практических занятий); 4 модуль «Индивидуальная работа тренера медиации» (12 ч. лекций и 24ч. практических занятий).
К особенностям этой программы повышения квалификации можно отнести то, что лица, успешно освоившие данную образовательную программу вправе наряду с ведением практической деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе преподавать медиацию в рамках учебной программы «Медиация. Базовый курс»[4]. Итоговая аттестация по образовательной программе проводится в форме экзамена.
Слушатель допускается к итоговой аттестации по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки медиаторов после успешного завершения всех трех образовательных программ повышения квалификации. Программа завершается итоговой аттестацией в форме экзамена. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о профессиональной переподготовке государственного образца.
По нашему мнению, программа каждого курса обучения должна, как минимум, состоять из: пояснительной записки, в которой раскрывается цель, задачи, структура курса, основания правового регулирования профессионального образования медиации; учебно-тематического плана учебных программ каждого обучающего модуля; учебной программы по каждому обучающему модулю; примерной тематики эссе, экзаменационных вопросов по каждой учебной программе; методических рекомендаций преподавателям; методических рекомендаций слушателям; сведений о материально-техническом обеспечении дисциплины; списка необходимой литературы. Современному отечественному обществу, и в первую очередь профессиональному юридическому сообществу, в ближайшее время предстоит ответить на вопрос: «Найдет ли медиация достойное место в современном обществе России?». 22 декабря 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев выступил с Ежегодным Посланием Федеральному собранию, в котором заявил о важности и необходимости развития процедуры медиации в России: «К сожалению, в настоящий момент у нас практически нет культуры ведения переговоров и поиска взаимоприемлемых решений. Законы о медиации, которые приняты, почти не работают, случаи заключения соглашений все еще единичны. Надо более активно информировать граждан о возможности разрешить спор с помощью квалифицированного посредника, а также подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров" [1].
При осуществлении процедуры внедрения медиации и обучения медиаторов, на наш взгляд, встают следующие проблемы:
- отсутствие учебных и методических материалов для профессиональной подготовки и деятельности медиаторов;
- нерешенные вопросы о том, кто может стать медиатором (юрист, психолог, представители иных профессий); кто будет обучать медиаторов (судьи, прокуроры, адвокаты или иные профессиональные юристы, конфликтологи или специалисты в области человеческого общения -или все перечисленные специалисты по соответствующим образовательным блокам);
- отсутствие нормативной проработки вопроса повышения квалификации профессиональных медиаторов (периодичность, профессиональные требования к итоговой аттестации и т.п.), ведь даже пройдя курс обучения и получив право работы медиатором, специалист должен будет постоянно совершенствовать, поддерживая и улучшая приобретенные навыки, проходить дополнительное обучение, углубляя знания и повышая профессиональную компетентность. Авторы полагают, что медиация постепенно поднимется на должную ступень развития, а профессионализм медиаторов и разнонаправленность их действий придут на смену недостаточной информированности общественности о возможностях нового социально-правового института.
Литература:
Электронный ресурс: Официальный сайт Президента РФ: - http://kremlin.ru/news Клементов В.Л. Медиация в схемах и таблицах: Уч.пос. М.: Радуница, 2011. С.9.
Панова И.А.. Медиация: проблемы и пути их решения. «Вестник высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». 2011. № 10. С.73.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» // - Российская газета, № 60 от 23.03.2011.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"// - Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162. Электронный ресурс: Шамликашвили Ц. А. Медиация в России. Современное состояние. Справка. http://www.mediacia.com.
Электронный ресурс: http://www.mediacia.com.