Научная статья на тему 'Унификация требований к квалификации медиатора: медиатор и медиатор в семейных спорах'

Унификация требований к квалификации медиатора: медиатор и медиатор в семейных спорах Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1223
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ МЕДИАТОРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МЕДИАТОР / МЕДИАТОР ОБЩЕГО ПРОФИЛЯ / СЕМЕЙНЫЙ МЕДИАТОР / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕДИАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ СПОРОВ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИАТОРА / СТАНДАРТЫ ПОВЕДЕНИЯ МЕДИАТОРА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ МЕДИАЦИИ / СУПЕРВИЗИЯ / КО-МЕДИАЦИЯ / PROFESSIONAL STANDARD OF A MEDIATOR / PROFESSIONAL MEDIATOR / GENERAL MEDIATOR / FAMILY MEDIATOR / PROGRAM OF ADDITIONAL TRAINING / MEDIATION OF FAMILY DISPUTES / ASSESSMENT OF THE QUALIFICATIONS OF THE MEDIATOR / STANDARDS OF CONDUCT OF THE MEDIATOR / INTERNATIONAL MEDIATION INSTITUTE / SUPERVISION / CO-MEDIATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Гайдаенко-Шер Наталья Ивановна

Вопрос о критериях оценки профессионализма медиатора общего профиля и медиатора в семейных спорах активно обсуждается в международном профессиональном сообществе. Этот вопрос актуален и после утверждения российского профессионального стандарта специалиста в сфере медиации. На основе сравнительно-правового анализа требований к теоретической и практической подготовке семейных медиаторов в некоторых странах, в том числе и тех, где законодательством предусмотрена обязательная досудебная информационная встреча с медиатором по ряду категорий споров, включая семейные, а также систематизированных Международным институтом медиации стандартов навыков и поведения медиаторов, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования системы требований к квалификации и практическому опыту специалистов в сфере семейной медиации. Формирование специальных требований к семейным медиаторам может быть достигнуто в том числе за счет исключения из законодательства понятия «непрофессиональный медиатор», введения системы добровольной аккредитации, основанной на обратной связи от пользователей, создания реестров медиаторов, дифференцированных по их специализации, внедрения практики обязательного прохождения супервизий начинающими медиаторами, широкого распространения практики ко-медиаций, проводимых медиаторами разных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Harmonization of Mediator Qualification Requirements: Mediator and Mediator in Family Disputes

The question of the criteria applied to evaluate professionalism of a mediator and a mediator in family disputes is being vigorously discussed in the international professional community. This issue is also relevant after the approval of the Russian professional standard in the sphere of mediation. Based on a comparative legal analysis of the requirements for the theoretical and practical training of family mediators in some countries, including those where the law provides for a compulsory pre-trial conference with a mediator in a number of disputes including family disputes, and standards of skills and conduct systematized by the International Mediation Institute, the author concludes that there is a need to improve the system of qualifications and requirements applied to practical experience of experts in family mediation. Specific requirements for family mediators can be shaped, inter alia, by means of eliminating the concept "non-professional mediator" from the legislation, introducing the system of voluntary accreditation based on the feedback, establishing mediator registers differentiated by their specialization, introducing the system of undergoing compulsory supervision for aspiring mediators, the wide dissemination of the practice of co-mediation conducted by mediators of different specialties.

Текст научной работы на тему «Унификация требований к квалификации медиатора: медиатор и медиатор в семейных спорах»

Н. И. Гайдаенко-Шер*

Унификация требований к квалификации медиатора: медиатор и медиатор в семейных спорах

Аннотация. Вопрос о критериях оценки профессионализма медиатора общего профиля и медиатора в семейных спорах активно обсуждается в международном профессиональном сообществе. Этот вопрос актуален и после утверждения российского профессионального стандарта специалиста в сфере медиации. На основе сравнительно-правового анализа требований к теоретической и практической подготовке семейных медиаторов в некоторых странах, в том числе и тех, где законодательством предусмотрена обязательная досудебная информационная встреча с медиатором по ряду категорий споров, включая семейные, а также систематизированных Международным институтом медиации стандартов навыков и поведения медиаторов, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования системы требований к квалификации и практическому опыту специалистов в сфере семейной медиации. Формирование специальных требований к семейным медиаторам может быть достигнуто в том числе за счет исключения из законодательства понятия «непрофессиональный медиатор», введения системы добровольной аккредитации, основанной на обратной связи от пользователей, создания реестров медиаторов, дифференцированных по их специализации, внедрения практики обязательного прохождения супервизий начинающими медиаторами, широкого распространения практики ко-медиаций, проводимых медиаторами разных специальностей.

Ключевые слова: профессиональный стандарт медиатора, профессиональный медиатор, медиатор общего профиля, семейный медиатор, программа дополнительного образования, медиация семейных споров, оценка квалификации медиатора, стандарты поведения медиатора, Международный институт медиации, супервизия, ко-медиация.

001: 10.17803/1994-1471.2017.78.5.056-060

В настоящее время критерии оценки требований к профессиональному медиатору достаточно формальны и установлены по минимуму: возраст — количество часов обучения. В качестве критерия оценки профессионализма медиатора выступает его допуск

к проведению процедуры в связи с разбирательством дела в суде или во время такого разбирательства. Как закон, так и профессиональный стандарт устанавливают минимальные требования к медиатору общего профиля1 . Между тем требования к медиатору по семей-

1 Требования к личным качествам медиатора изложены, например, Председателем национальной ассоциации медиаторов Франции Габриэль Планэ в ее статье «Planès, Gabrielle. Abécédaire du médiateur 26 compétences professionnelles» (Le médiateur professionnel en action et en mots. Sous la diréction de Michèle Lenoble, Eric Battistoni et Fédérica Oudin. L'Hartmann. Paris, 2014. P. 91—105).

© Гайдаенко-Шер Н. И., 2017

* Гайдаенко-Шер Наталья Ивановна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, заместитель руководителя Центра содействия медиации и альтернативным способам разрешения споров (СОМЕДИАРС) Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,тренер-медиатор info@somediars.ru

117218, Россия, г. Москва, ул. Б. Черемушкинская, д. 34

ным спорам четко не определены, что вызывает определенную озабоченность, прежде всего с учетом социальной значимости этого направления специализации и уязвимости сторон семейных конфликтов.

Вопрос о стандартах требований к медиатору возник, в частности, при обсуждении в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) проекта универсального документа о признании правовой силы и исполнении итоговых соглашений, заключенных в результате международных коммерческих согласительных процедур. В качестве основания для отказа в исполнении медиативного соглашения фигурирует серьезное нарушение медиатором применимых стандартов поведения и процедуры, без которых сторона не заключила бы такое соглашение. Какие применимые стандарты являются универсальными?

Швейцарская ассоциация за медиацию (Association Suisse pour la médiation — ASM, кантон Нёшатель) предъявляет следующие базовые требования для аккредитации семейных медиаторов2: высшее юридическое или гуманитарное образование, или среднее профессиональное образование в сфере социальной работы3, или эквивалентный уровень образования в психосоциальной, педагогической или медицинской сферах. Если невозможно подтвердить соответствие медиатора этим базовым требованиям, достаточно подтвердить наличие общего среднего или профессионального образования и большого практического опыта в области медиации (минимум 20 дел по меньшей мере по три сеанса каждое за период от двух до пяти

лет), причем по меньшей мере пять дел должны завершиться подписанием медиативного соглашения и пять дел должны пройти супервизию у одобренного Ассоциацией супервизора. Требования к практическому опыту включают не менее двух лет работы с семьями и парами после прохождения базового обучения.

Швейцарская федерация медиативных ассоциаций в своем регламенте о признании квалификации медиаторов (ред. 14 октября 2015 г.)4 определяет общие требования к качеству курсов по обучению медиаторов: они должны обеспечивать передачу достаточных теоретических и практических познаний; интерактивные педагогические методы, ориентированные на достижение целей; контекст обучения, позволяющий оптимизировать возможности и компетенции всех обучающихся; практику под наблюдением, оценку курса обучения и достижений слушателей; квалификацию медиаторов. При этом продолжительность обучения должна быть не менее 200 часов на протяжении 18 месяцев, из них 160 часов — базовых (из них 80 часов — в одной и той же небольшой группе), посвященных в том числе избранной специализации, и 40 часов практики под наблюдением.

Четко прослеживается тенденция к ужесточению требований к медиатору — как законодательных (к медиатору, проводящему медиацию в суде или в связи с судебным процессом, предъявляются более высокие требования, нежели к непрофессиональному медиатору5), так и в профессиональном сообществе. Так, Международный институт медиации (МИМ)

Регламент признания звания «семейный медиатор Швейцарской ассоциации за медиацию», текст на французском языке см. на сайте ассоциации: URL: http://familienmediation.ch/sites/default/files/ datenanhaenge/Reglement%20de%20reconnaissance%20version%201%201%2012.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

Так, например, в Женеве подготовкой семейных медиаторов и повышением квалификации в этой области занимается школа подготовки социальных работников, об этом подробнее см. на официальном сайте школы: URL: https://www.hesge.ch/hets/formation-continue/formations-postgrade/diplomes-das/ das-en-mediation-conflits-specialisation-champ (дата обращения: 20.02.2017).

Текст документа на французском языке см. на официальном сайте федерации: URL: http://www.swiss-mediators.org/cms2/fileadmin/dokumente/fr/Reglements/5._Reglement_reconnaissance_FSM_10.2015_f. pdf. Поиск медиатора по специализации см.: URL: http://www.swiss-mediators.org/cms2/fr/trouver-un-mediateur/liste-recherche/ (дата обращения: 02.02.2017).

Статья 11 Закона № 13140 от 29 июня 2015 г. (на англ. яз.) см.: URL: http://algimediacao.com.br/wp-content/uploads/2014/02/Brazilian-Mediation-Act-English-Version-APS-1-rev-PEM.pdf (дата обращения: 02.02.2017).

2

3

4

5

обобщает требования к разным категориям медиаторов — медиатору общего профиля, медиатору в межкультурных спорах, медиатору в инвестиционных спорах6. Добровольная сертификация таких специалистов проводится на основе обратной связи с пользователями.

Медиатор общего профиля может не иметь какого-либо практического опыта. Так, в России к нему не предъявляется иных требований, кроме достижения возраста 25 лет (стандартного и для других юрисдикций), уровня образования (высшее образование — бакалавриат) и освоения теоретической части — программы повышения квалификации в области медиации7 .

Профессиональный стандарт8 специализированного медиатора помимо общих требований (высшее образование — специалитет, магистратура) предусматривает необходимость освоения дополнительных профессиональных программ — программы повышения квалификации в области медиации в специализированных сферах. Кроме того, он предполагает наличие большого опыта практической работы — не менее семи лет работы в медиации (ведение процедур медиации), из них не менее трех лет работы в специализированной сфере. Насколько это реально, и достаточно ли только практического опыта? Минимальные требования к программе обучения семейной медиации не определены. Нужно ли предъявлять дополнительные требования к семейным медиаторам?

Представляется, что нужно. Остановимся

на опыте Канады, в частности провинций Квебек и Онтарио. Канада — одна из немногих стран мира, где не только существует законодательная база для медиации9, но и активно развивается это направление альтернативных способов разрешения споров (АРС), прежде всего — в области урегулирования семейных споров. Как и в Великобритании10, для пар, принявших решение о разводе и имеющих несовершеннолетних детей, предварительная информационная встреча с медиатором до обращения в суд обязательна. Кроме того, первые три часа медиации входят в программу бесплатной юридической помощи11. Поэтому целесообразно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к семейным медиаторам.

Регламент о семейной медиации Квебека (п. 4.1) описывает требования как к медиаторам, так и к аккредитующим организациям, программам обучения, порядку проведения супервизий и гонорарам.

Ассоциация семейных медиаторов Квебека (Канада), созданная в 1985 г., объединяет 295 специалистов — адвокатов, нотариусов, социальных работников, педагогов-психологов, прошедших дополнительное специальное обучение по профилю семейной медиации. Аккредитация медиаторов (т.е. признание их профессиональной подготовки) проводится в два этапа: временная аккредитация (предоставляется Ассоциацией под условием выполнения кандидатом требований, предъявляемых

Официальный сайт Международного института медиации: URL: https://imimediation.org./ Подробнее о вненациональных системах подтверждения квалификации, основанных на обратной связи, см.: Гайдаенко-Шер Н. И. Формирование системы альтернативных механизмов разрешения споров: бесконфликтное общество как основа противодействия коррупции : научно-практич. пособие / отв. ред. Н. Г. Семилютина. М. : ИНФРА-М, 2015. С. 123—125. Авторский перевод Кодекса профессионального поведения медиатора МИМ см.: Там же. С. 126—132.

Пункт 3.1 Профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)». (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2014 г. № 1041н). Текст см.: URL: http://mediacia.com/m_docs/Profstandart.pdf (дата посещения 20.02.2017). Пункт 3.2 Профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)». Регламент о семейной медиации входит отдельной главой в Гражданско-процессуальный кодекс Квебека (гл. C-25.01, р. 0.7 Регламент о семейной медиации). Текст Регламента на фр. яз. см. на официальном сайте публикаций законодательства Квебека: URL: http://legisquebec.gouv.qc.ca/fr/ShowDoc/ cr/C-25.01, %20r. %200.7 (дата обращения: 20.02.2017).

Подробно см. сайт Министерства юстиции Великобритании: URL: https://www.gov.uk/government/ publications/family-mediation (дата обращения: 20.02.2017).

См. сайт Министерства юстиции провинции Квебек URL: http://www.justice.gouv.qc.ca/english/ programmes/mediation/choix-mediateur-a.htm (дата обращения: 20.02.2017).

6

7

8

9

11

для окончательной аккредитации в течение установленного Регламентом срока) и окончательная (предоставляется профессиональным объединением, членом которого является выполнивший все условия кандидат). Согласно Регламенту о семейной медиации для получения временной аккредитации медиаторы должны соответствовать следующим требованиям:

1) состоять в Адвокатской палате Квебека, Нотариальной палате Квебека, в Профессиональной гильдии советников по профессиональной и учебной ориентации, Гильдии психологов Квебека, Профессиональном объединении социальных работников и семейных терапевтов Квебека, Профессионального объединения психологов-воспитателей либо работать в учреждении, в котором имеется Центр защиты детства и юношества в смысле Закона о здравоохранении и социальном обслуживании, и отвечать требованиям, предъявляемым хотя бы одной из перечисленных выше профессиональных ассоциаций к своим членам;

2) в течение пяти лет, предшествующих запросу о вступлении в Ассоциацию, пройти специализированный курс обучения по семейной медиации продолжительностью 60 часов (план курса приводится ниже для справки);

3) иметь не менее трех лет практической работы по специальности по профилю профессионального объединения, членом которого является кандидат;

4) принять на себя обязательство в течение двух лет после аккредитации провести как минимум 10 семейных медиаций под су-первизией аккредитованного Ассоциацией медиатора, проведшего не менее 40 семейных медиаций, и в этот же срок пройти повышение квалификации по профилю семейной медиации продолжительностью не менее 45 часов.

План базового курса обучения семейных медиаторов включает 15 часов занятий по экономическим, правовым и налоговым аспектам семейной медиации (занятия проводит адвокат), 15 часов по психологическим и психосоциальным аспектам (занятия проводит социальный работник), 24 часа по процедуре медиации (занятия проводит адвокат), 6 часов — по проблемам насилия в семье (занятия проводит психолог-педагог).

Цель курса — дать медиаторам знания о влиянии раздельного проживания супругов и их развода на родителей и детей, ознакомить с правовыми и финансовыми последствиями развода для семейного союза с использованием медиации и переговоров для урегулирования семейных споров, выработать в процессе переговоров навыки согласования организационных вопросов семейных отношений, следующих за разрывом, в том числе вопроса раздела имущества и определения финансовых обязательств в отношении детей и супругов, осветить вопросы домашнего насилия, отточить навыки медиаторов по урегулированию споров, возникающих в связи с раздельным проживанием супругов и разводом12.

Таким образом, представляется необходимым как минимум выработать базовый стандарт программы дополнительного образования медиаторов по семейным спорам и для профильных вузов — курса по выбору для ма-гистратуры13, отработать механизм прохождения начинающим медиатором безвозмездной практики (например, в комнатах примирения) под руководством опытного медиатора (включая ко-медиацию).

С учетом наблюдаемых тенденций можно ожидать в российском праве упразднения понятия «непрофессиональный медиатор», введения реестров по специализации14. Однако полагаем, что этого недостаточно. Учитывая

12 Описание базовой программы обучения в сфере семейной медиации 2016 г. на французском языке см. на официальном сайте Ассоциации семейной медиации Квебека, URL: https://www.mediationquebec.ca/ fichiers/formation_base/plan_formation_mediation_familial_de_base.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

13 Так, программа трех университетов Бельгии предусматривает обучение продолжительностью 328 часов для получения этой квалификации: описание на французском языке см. на официальном сайте Католического университета Лувэна URL: https://www.uclouvain.be/cps/ucl/doc/cr-cefap/images/ MEDIATI0N_PR0GRAMME_2016-2017.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

14 Такие реестры существуют, например, в Бельгии. См. сайт Министерства юстиции Бельгии: URL: http:// request.just.fgov.be/cgi-request/mediation/liste-mediateur.pl?lg=fr.

социальную значимость и возможные последствия от действий медиатора по семейным спорам, в том числе по спорам с участием

несовершеннолетних детей, полагаем желательным установить повышенные требования к практической подготовке таких специалистов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Гайдаенко-Шер Н. И. Формирование системы альтернативных механизмов разрешения споров: бес-

конфликтное общество как основа противодействия коррупции : научно-практич. пособие / отв. ред. Н. Г.Семилютина. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; ИНФРА-М, 2015. С. 123—132. 176 с.

2 . Planés G. Abécédaire du médiateur 26 compétences professionnelles // Le médiateur professionnel en

action et en mots. Sous la diréction de Michèle Lenoble, Eric Battistoni et Fédérica Oudin. L'Hartmann. Paris, 2014. P. 91—105. 290 p.

Материал поступил в редакцию 15 марта 2017 г.

HARMONIZATION OF MEDIATOR QUALIFICATION REQUIREMENTS: MEDIATOR AND MEDIATOR IN FAMILY DISPUTES

GAIDAENKO-SHER Natalia Ivanovna — PhD, Senior Researcher, Deputy Head of the Center for Facilitation of Mediation and Alternative Dispute Resolution (SOMEDIARS) of the FSFRI "Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (IZiSP), Trainer (mediation) info@somediars.ru

117218, Russia, Moscow, ul. B. Cheremushkinskaya, d. 34

Review. The question of the criteria applied to evaluate professionalism of a mediator and a mediator in family disputes is being vigorously discussed in the international professional community. This issue is also relevant after the approval of the Russian professional standard in the sphere of mediation. Based on a comparative legal analysis of the requirements for the theoretical and practical training of family mediators in some countries, including those where the law provides for a compulsory pre-trial conference with a mediator in a number of disputes including family disputes, and standards of skills and conduct systematized by the International Mediation Institute, the author concludes that there is a need to improve the system of qualifications and requirements applied to practical experience of experts in family mediation. Specific requirements for family mediators can be shaped, inter alia, by means of eliminating the concept "non-professional mediator" from the legislation, introducing the system of voluntary accreditation based on the feedback, establishing mediator registers differentiated by their specialization, introducing the system of undergoing compulsory supervision for aspiring mediators, the wide dissemination of the practice of co-mediation conducted by mediators of different specialties.

Keywords: professional standard of a mediator, professional mediator, general mediator, family mediator, program of additional training, mediation of family disputes, assessment of the qualifications of the mediator, standards of conduct of the mediator, International Mediation Institute, supervision, co-mediation

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Gajdaenko-Sher N. I. Formirovanie sistemy al'ternativnyh mehanizmov razreshenija sporov: beskonfliktnoe

obshhestvo kak osnova protivodejstvija korrupcii.: nauchno-prakticheskoe posobie / otv. red. N.G.Semiljutina. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, INFRA-M. M., 2015. S.123—132. — 176 s.

2 . Planés G. Abécédaire du médiateur 26 compétences professionnelles // Le médiateur professionnel en

action et en mots. Sous la diréction de Michèle Lenoble, Eric Battistoni et Fédérica Oudin. L'Hartmann. Paris, 2014. P. 91—105. 290 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.