Научная статья на тему 'Правовые особенности подготовки медиаторов в странах с англосаксонской и романо-германской правовыми семьями'

Правовые особенности подготовки медиаторов в странах с англосаксонской и романо-германской правовыми семьями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1154
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСРЕДНИЧЕСТВО / МЕДИАЦИЯ / MEDIATION / ADR / ПОДГОТОВКА МЕДИАТОРОВ / TRAINING OF MEDIATORS / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ / ALTERNATIVE DISPUTE RESOLUTION / ОМБУДСМЕН / OMBUDSMAN / АРБИТРАЖ / ARBITRATION / ЭКСПЕРТНАЯ ПОМОЩЬ ЮРИСТА / EXPERT ASSISTANCE OF A LAWYER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадьевич

Предмет исследования: рассмотрение правовых особенностей подготовки медиаторов в странах с англосаксонской и романо-германской правовыми семьями. Целью настоящей статьи является рассмотрение современной системы подготовки медиаторов в странах с разными правовыми системами, их сравнение, сопоставление, анализ по отношению друг к другу в контексте проблематики общепринятых способов и методов подготовки данного рода специалистов в мировой практике. Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход. В работе на основе обобщения ведущих зарубежных практик проведён краткий обзор особенностей подготовки медиаторов стран с различными правовыми семьями. Статья строится на анализе нормативно-правовых актов, анализе учебных программ по данному направлению деятельности и т.д. Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях по данному вопросу и для совершенствования подготовки подобного рода специалистов, а также в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности подготовки медиаторов в странах с англосаксонской и романо-германской правовыми семьями»

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Коровяковский Денис Геннадьевич

Заведующий кафедрой «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института ФГБОУ ВО «Российскийуниверситет транспорта (МИИТ),

кандидат юридических наук, доцент E-mail: sirah13@mail.ru

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕДИАТОРОВ В СТРАНАХ С АНГЛОСАКСОНСКОЙ И РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ

ПРАВОВЫМИ СЕМЬЯМИ

Аннотация.

Предмет исследования: рассмотрение правовых особенностей подготовки медиаторов в странах с англосаксонской и романо-германской правовыми семьями.

Целью настоящей статьи является рассмотрение современной системы подготовки медиаторов в странах с разными правовыми системами, их сравнение, сопоставление, анализ по отношению друг к другу в контексте проблематики общепринятых способов и методов подготовки данного рода специалистов в мировой практике.

Методологию исследования составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы, системный подход.

В работе на основе обобщения ведущих зарубежных практик проведён краткий обзор особенностей подготовки медиаторов стран с различными правовыми семьями. Статья строится на анализе нормативно-правовых актов, анализе учебных программ по данному направлению деятельности и т.д.

Выводы исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях по данному вопросу и для совершенствования подготовки подобного рода специалистов, а также в учебном процессе.

Ключевые слова: медиация, ADR, посредничество, подготовка медиаторов, альтернативные способы разрешения споров, омбудсмен, арбитраж, экспертная помощь юриста.

Korovyakovsky Denis G.

Head of the Department "Customs law and customs organization" of the Law Institute of the Russian University of transport (MIIT), PhD in law, associate Professor E-mail: sirah13@mail.ru

Abstract.

Subject of research: consideration of legal peculiarities of mediators training in Anglo-Saxon and Romano-German legal families countries.

The purpose of this article is to consider the modern system of training mediators in countries with different legal systems, their comparison in the context of conventional methods and methods of training this kind of specialists in world practice.

The research methodology consisted of comparative, formal-legal, analytical methods, and a systematic approach.

In the work on the basis of generalization of leading foreign practices a brief review of the peculiarities of training mediators of countries with different legal families. The article is based on the analysis of normative legal acts, the analysis of educational programs in this field of activity, etc.

The findings of the study can be used in further research on this issue and to improve the training of this kind of specialists, as well as in the educational process.

Keywords: mediation, ADR, training of mediators, alternative dispute resolution, Ombudsman, arbitration, expert assistance of a lawyer.

В настоящее время наука сравнительного правоведения позволяет нам определить общие критерии классификации правовых систем, выделить наиболее устойчивые и крупные их общности (т.е. правовые семьи), а также охарактеризовать эти правовые общности.

Романо-германская правовая семья образовалась вследствие исторического развития государств континентальной Европы и правовых систем этих государств. На возникновение и формирование данной правовой семьи повлияла концепция римского права, являющаяся фундаментом всей романо-германской правовой семьи. Во всех правовых системах этой семьи присутствует разделение права на публичное и частное (дуализм права), а также деление всей правовой материи на отрасли права. В странах этой правовой семьи можно отметить две противоположные тенденции, близкие по своей природе — проникновение публичного права в сферу частного права («пу-блицизация права») и применение институтов и средств частного права при выполнении публично-правовых действий («приватизация права»). Одной из главных черт романо-германской правовой системы также является наличие обязательственного права, аналога которому в других правовых семьях не существует.

Для романо-германской правовой семьи характерны:

• более высокий уровень абстрактности норм права по сравнению с нормами англо-американского права;

• схожесть юридической терминологии, методов работы юристов, системы их профессиональной подготовки;

• преобладание материального права над процессуальным;

• наличие крупных актов кодификации, т.е. кодексов в основных отраслях права. Основным источником права романо-гер-

манской правовой семьи является закон. Семья представлена следующими странами: Германия, Франция, Италия, Австрия, Бельгия, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Англосаксонская правовая семья, также называемая семьей общего права, является крупнейшей правовой семьей после ро-мано-германской. В настоящее время в нее входят правовые системы Австралии, Новой Зеландии, Канады, США и Великобритании.

Все правовые системы стран англосаксонской правовой семьи, или семьи общего права, характеризуются отсутствием непосредственного влияния на них римского права.

Структура права в англосаксонской правовой семье (деление на отрасли и институты), сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в романо-германской правовой семье. В английском праве отсутствует деление на публичное и частное право, безусловный приоритет отводится процедурному праву, а не материальному. Формы исков, доказательства, процедурные правила, преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, кратность мотивации, строгий ритуал вынесения решений — такова специфика английского права.

Англо-саксонская правовая семья наделена специфичной системой источников права, весомо отличающейся от системы источников права романо-германской правовой семьи. В первую очередь, разница заключается в главенстве прецедента, который историче-

ски сложился как основной источник правового регулирования в общем праве. Помимо прецедента, в число источников англосаксонского права входят также нормативно-правовой акт (закон или статут) и обычай, имеющий первостепенное значение.

Преобразования в современном обществе актуализировали интерес к проблемам урегулирования конфликтов в рамках различных правовых семей. Национальные модели альтернативного разрешения споров практически идеально следуют водоразделу между англо-американской и романо-гер-манской правовыми традициями. Англосаксонская медиация, в контексте социальной институции, отличается демократичностью доступа к данному виду деятельности, достаточно либеральными требованиями к уровню общего и специального образования потенциального медиатора, универсальностью применения (как в области публичных, так и частных отношений).

В отличие от англосаксонской, рома-но-германскую медиацию в качестве социальной институции отличает определенная корпоративная замкнутость, сопряженная со стремлением юридического сообщества профессионализировать медиацию и тем самым взять ее под свой контроль. Это провоцирует возникновение достаточно высокого образовательного и даже финансового ценза, который объективно блокирует повсеместное распространение медиации «поверх профессиональных барьеров».

Среди стран романо-германской правовой семьи первоначальный импульс возникновения медиации был обеспечен в Германии, благодаря юридическим социологам, судьям, юристам, криминалистам и социальным работникам.

Медиация правонарушителей и потерпевших (Victim offender mediation — VOM) является первой формой медиации, которая развилась и нашла признание как в теории, так и в практике посредничества в Германии1. Первые экспериментальные программы на-

чались в 1985 году в секторе несовершеннолетних. В настоящее время по всей стране насчитывается около 400 программ VOM.

За последние восемь лет другая форма медиации, основанная на концепции примирения потерпевшего и правонарушителя (Victim/Offender Reconciliation — VOR), достигла значительного развития в Германии2. Социальные работники выполняли исследования в середине 1980-х годов и протестировали VOR на несовершеннолетних лицах, то есть в уголовных преступлениях, совершенных молодыми преступниками. Для координации развития методов VOR Федеральное министерство юстиции Германии создало специализированную службу, которая предоставляет комплексную информационно-обучающую систему. Программа данной системы обучения представляет собой годичный курс обучения для социальных работников и учителей без отрыва от производства. Целевая группа данного курса медиации — это лица, нанятые общественными и независимыми организациями в качестве ответственных за несовершеннолетних правонарушителей и потерпевших наряду с отделом социальной службы правосудия. Условиями прохождения обучающей программы медиации являются законченное профессиональное образование социального работника или педагога, а также наличие возможности у обучающего принять практическое участие в медиации VOR или конфликтной медиации. Концепция обучающей схемы разработана таким образом, чтобы содержать специфические требования для участников. В перерывах между индивидуальными модулями курса, участники обращаются к наставникам с целью проинформировать их о важной и актуальной повседневной работе. Руководители групп, опытные преподаватели основ медиации, рассматривают специфические проблемы данной области медиации в преподаваемом курсе, чтобы ориентировать обучающихся на практическое применение основ медиации. Во время

1 D. Dölling et al, Täter-Opfer-Ausgleich in Deutschland, (Bonn: Forum Verlag, 1998).

2 Victim/Offender mediator training in Germany — URL: http://www.colorado.edu/conflict/crcii/inst-13r.pdf

обучения особый акцент делается на практике коммуникации и методах интервью. Дополнительной ключевой областью является разъяснение проблем, связанных с ролью медиатора и характером выполнения задач. Развитие у обучающихся способности разрешать конфликтные ситуации и рассмотрение примеров их восприятия и реагирования является значительной частью обучения. Студенты получают базовые знания в области виктимологии, теории конфликтов, гражданского права, психологии. Кроме того, обучающиеся приобретают навыки, которые позволят им создать соответствующие организационные рамки для собственного проекта VOR (создание фондов потерпевших, сотрудничество с властями и т.д.). Основной используемый метод обучения — это ролевая игра.

Основнойорганизациейсемейноймедиации в Германии является междисциплинарный орган — Федеральная ассоциация семейного посредничества (Bundesarbeitsgemeinschaft fur Familienmediation, BAFM)3. В 1993 году организация разработала руководящие принципы медиации в семейных спорах. За этой инициативой последовало развитие программы аккредитации медиаторов и признание учебных программ медиации в семье, которые соответствуют требованиям аккредитации.

Общинная медиация относится к посредничеству, которое имеет место на общинном уровне: в общинных органах правосудия и юридических центрах, в школах и других организациях, которые предоставляют посреднические услуги более широкому сообществу4. Одна из наиболее известных программ медиации в сообществе — Mediationsstelle Brückenschlag5. Основанная в 1996 году, Brückenschlag частично финансируется за счет государственных средств и смешанных частных пожертвований, прибыли от учебных курсов и добровольной работы медиаторов и другого персонала.

В школах осуществляется школьная медиация, специалисты по которой реализуют обучение учеников навыкам грамотной коммуникации и технологией разрешения конфликтов с максимальными преимуществами. Север Германии популярен центром коммерческой медиации, который осуществляет разрешение споров в бизнесе и предпринимательской сфере, а также обучает будущих кандидатов в медиаторы.

Медиация заслужила признание в образовательной сфере. Почти на всех юридических факультетах в стране ведется курс медиации, начиная с уровня бакалавриата. В стране функционирует университет, кото -рый первым ввел магистерский курс по направлению коммерческой медиации6. Учебные курсы медиации, доступные в частном секторе и в междисциплинарных программах аспирантуры в Германии, значительно основаны на теории, имеют более строгий и длительный характер, чем большинство учебных курсов, доступных в юрисдикци-ях общего права. Кроме того, обучение, как правило, имеет прочную междисциплинарную основу, и большинство курсов преподают специалисты различных дисциплин.

Как и многие европейские страны, Франция приняла опыт возрождения медиации в начале 1970-х годов. В то время как медиация англо-саксонских стран рассматривается как один из компонентов системы ADR, во Франции термин «медиация» имеет обширную концептуальную подвижность, особенно в части использования государственных полномочий в аспекте обозначения в качестве медиации всех форм вовлечения третьей стороны в управление конфликтом.

Во Франции обучение может напрямую производиться государством и его судебной администрацией. Оно также может быть доверено лицензированным организациям, выдающим дипломы, которые сертифицируют прохождение квалификационного

3 Bundesarbeitsgemeinschaft fur Familienmediation — URL: http://www.bafm-mediation.de/

4 T. Metzger, "Mediation im Nachbar-, Miet- und Verbraucherrecht", in S. Breidenbach & M. Henssler (eds.), Mediation für Juristen: Konfliktbehandlung ohne gerichtliche Entscheidung, above Note 3 at 183

5 Mediationsstelle Brückenschlag — URL: http://www.bs-lg.de/

6 Europa-UniversitatViadrina Frankfurt (ODER), Master-Studiengang Mediation und Konfliktmanagement.

цикла. Наконец, обучением могут заниматься сами центры медиации.

Европейская директива учитывает аспект подготовки медиаторов: в ее ст. 4.2 государствам-членам ЕС предписывается содействовать первоначальному обучению и повышению квалификации медиаторов с целью обеспечения проведения медиации эффективным, объективным и компетентным образом по отношению к сторонам7. Рекомендации Совета Европы носят более тре -бовательный характер: государства-члены ЕС должны представить соответствующие программы подготовки медиаторов и ввести общие нормы, предоставив подробные указания относительно содержания этих программ. Эти меры предосторожности необходимы, т.к. рынок медиации порождает предложение по обучению медиаторов, контроль над которым обязательно должен осуществляться государством.

Первоначально подготовка медиаторов во Франции была сферой деятельности посреднических организаций и затронула области семейной медиации, медиации жертвы-преступника и медиацию сообществ. В конце 1980-х гг. курсы обучения медиации по длительности не превышали 30 часов. В настоящее время длительность программ обучения медиации постепенно увеличилась и может превышать 500 часов для получения государственного диплома по семейной медиации или для получения степени магистра права в области медиации. Увеличение продолжительности обучения можно соотнести с ориентированием профессиональных медиаторов на легитимизацию новой области вмешательства в разрешение конфликтов по отношению к праву и консультированию.

На арене семейной медиации обучение стало важным фактором в профессионализации, когда основные медиаторские ор-

ганизации8 решили увеличить продолжительность курсов для семейных медиаторов до 30 дней. Это было сделано на основе стандарта, установленного Европейской Хартией по подготовке семейных медиаторов (European Charter for the Training of Family Mediators) в 1992 г., который соблюдается большим количеством организаций, предоставляющих курсы по семейной медиации в различных европейских странах (включая Францию, Великобританию, Италию, Швейцарию, Германию) под эгидой Европейского Форума медиации. Стремление к профессионализации в итоге привело к утверждению во Франции государственного диплома по семейной медиации (State Diploma for Family Mediation) в 2003 г. На должность медиатора принимаются только кандидаты с профессиональным опытом или государственным дипломом в области социальных наук или медицины, успешно прошедшие курс обучения и процедуру отбора9.

Обучение (в соответствии с детально расписанным учебным планом, в который входят, помимо прочих дисциплин, право, психология и социология) охватывает 560 часов, из которых 70 часов посвящено практике. Диплом медиатора также может быть выдан кандидату на данную должность по совокупности заслуг и вследствие признания его профессионального опыта.

Несмотря на то, что курсы по подготовке медиаторов во Франции специализируются в основном в определенной области, анализ программ обучения показывает, что они охватывают один и тот же базовый контент и методы обучения. Обучение является практическим, основанным на ролевых играх и тематических исследованиях. Содержание программ фокусируется на освоении таких методов, как управление дискуссией, рефрейминг, поиск решений с помощью переговоров. Обучение можно

7 Directive 2008/52/ЕС of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters // Official Journal of the European Union. 24.05.2008. L 136/3 — L 136/8.

8 Ассоциация по семейной медиации (Association Pour la Médiation Familiale), Федерация семейной медиации (Fédération Nationale des Associations et Services de Médiation Familiale).

9 Décret № 2003-1166 du 2 décembre 2003 portant création du dipléme d'état de médiateur familial and Arrété du 12 février 2004 relatif au dipléme d'état de médiateur familial — Version consolidée au 28 juillet 2007 — URL: http:// www.legifrance.gouv.fr

охарактеризовать как междисциплинарное, поскольку оно сочетает в себе психологические (управление эмоциями и т.п.), юридические (вводные основы права) и социологические (стратегический и системный анализ) подходы.

В отличие от англосаксонских стран, органы медиации во Франции не придают значения процедурам аккредитации медиаторов, однако предпочитают признавать дипломы медиаторов, выданные университетами или крупными посредническими организациями.

Единый подход к стандартам обучения медиаторов во Франции отсутствует. Можно сделать вывод, что различные учреждения — центры, институты, объединения и союзы — предлагают свои программы обучения медиации, иногда совместно с судами, университетами, адвокатскими палатами. Большинство курсов различны по своему содержанию, интенсивности, продолжительности и стоимости. Часто они представляют собой базовый курс продолжительностью около 40-50 часов в совокупности с прохождением практики.

В некоторых странах англосаксонской правовой семьи, например, в Австралии, отсутствуют обязательные требования по аккредитации или подготовке медиаторов — в сфере аккредитации и обучения медиаторов задействовано большое количество разнообразных и независимых друг от друга организаций. Отсутствуют единые государственные требования к организациям-провайдерам медиативных услуг, в том числе к их организационно-правовой форме. Медиаторы могут работать на индивидуальной основе.

Однако следует отметить следующее: в области семейной медиации медиаторы, которые проводят процедуры в рамках досудебной медиации, медиации при суде (по направлению суда), должны быть зарегистрированы в установленном поряд-

ке, как «специалисты по урегулированию семейных споров» (family dispute resolution practitioner). Для регистрации при Департаменте Генерального прокурора медиаторы должны иметь диплом о высшем образовании в определенной сфере, а также пройти подготовку в образовательном учрежде-нии10, зарегистрированном в Департаменте Генерального прокурора. Также отдельные суды устанавливают собственные стандарты и правила, которых обязаны придерживаться медиаторы.

Система аккредитации базируется на нескольких документах, в целом обозначающихся как «Австралийские национальные стандарты медиаторов»:

• Стандарты утверждения медиаторов, намеренных получить одобрение в соответствии с Системой национальной аккредитации медиаторов от 2007 г.;

• Стандарты практики для медиаторов, действующих в рамках Системы национальной аккредитации медиаторов.

Первая категория стандартов применяются к любому лицу, обращающемуся за аккредитацией и к медиатору, который уже аккредитован по NMAS11. Требования к подготовке медиаторов включают:

• прохождение учебного курса продолжительностью не менее 38 часов, который может проводиться в виде одного курса или модулей в течение периода до 24 месяцев;

• наличие учебной группы, состоящей минимум из двух медиаторов-наставников, в которой главный наставник имеет более чем трехлетний опыт как в качестве аккредитованного NMAS медиатора, так и в качестве наставника;

• каждый стажер-медиатор участвует по меньшей мере в девяти смоделированных медиациях, в трех из которых играет роль медиатора;

10 Becoming a family dispute resolution practitioner — URL: https://www.ag.gov.au/FamiliesAndMarriage/Families/ FamilyDisputeResolution/Pages/Becomingafamilydisputeresolutionpractitioner.aspx

11 National Mediator Accreditation System (NMAS) — URL: https://www.msb.org.au/about-us/national-mediator-accreditation-system

• знания, навыки и этические принципы,

сформулированные в Стандартах практики.

В Австралии человек должен обладать определенной квалификацией, опытом, необходимым для соблюдения юридических требований для семейных медиаторов. Необходимая образовательная квалификация для семейных медиаторов — это степень права или степень в области общественных наук, таких как психология и социальная работа. Альтернативой считается наличие по крайней мере года полного обучения медиации, что также отвечает образовательным требованиям к семейным медиаторам. В дополнение к образовательной квалификации кандидат должен пройти как минимум пятидневное обучение в области медиации, включая, по крайней мере, один учебный курс продолжительностью не менее трех дней. Наряду с этим, лицо должно осуществлять не менее 10 часов контролируемой медиации в течение 12 месяцев, следующих сразу же после завершения этой подготовки12.

В Германии — стране романо-германской правовой семьи, как и в Австралии, медиато -ры не подлежат национальному регулированию и, как следствие, стандарты и стили медиации сильно различаются. Сегодняшние тенденции в Германии указывают на возможное развитие стандартов аккредитации и практики медиации в зависимости от отрасли. Например, BAFM13 установила стандарты медиации и учебную программу для медиаторов по семейному праву.

Что касается обучения и подготовки медиаторов, опыт Германии существенно отличается от австралийского. Многие программы аккредитации разрабатываются и предлагаются на междисциплинарной основе и часто на уровне аспирантуры. Например, European Masters in Mediation — это европейская образовательная инициатива,

предлагающая как лицам с юридическим образованием, так и без него обучаться медиации в аспирантуре.

В Канаде недавняя трансформация медиации в предпочтительный вариант разрешения конфликтов вызывала необходимость дальнейшего обсуждения того, как обеспечить профессиональную подготовку медиаторов. Законодательство Канады в целом не регулирует вопросы допуска медиаторов к медиативной практике, отсутствуют единые требования к аккредитации или сертификации, образованию медиаторов. Таким образом, медиатором формально может быть любое лицо. Звание медиатора не защищается законом.

Отдельные требования к медиаторам (к обучению, опыту и прохождению проверки, базовой профессии) устанавливаются в некоторых провинциях, но только в отношении определенных сфер деятельности (например, такие требования устанавливаются Правилами по семейной медиации и медиации по малым жалобам в Квебеке)14.

Различные частные организации занимаются обучением медиации, разрабатывают собственные программы обучения, а также системы аккредитации медиаторов, часть из которых признается во всей Канаде, часть — на территории конкретной провинции. При этом не установлены какие-либо государственные требования к организациям медиаторов, в том числе к их организационно-правовой форме. Медиаторы могут заниматься медиативной практикой также на индивидуальной основе.

Проверкой качества подготовки медиаторов в большинстве случаев занимаются частные организации медиаторов на этапе обучения и аккредитации новых членов. В качестве способов проверки используются оценка практических навыков и письменные экзамены.

12 Family Law Regulations 1984 — URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/cth/consol_reg/flr1984223/

13 Федеральная ассоциация семейного посредничества (Bundesarbeitsgemeinschaft fur Familienmediation, BAFM).

14 Mandatory mediation at the Small Claims Division: Merchants, be prepared! — URL: http://www.lavery.ca/en/ publications/our-publications/1914-mandatory-mediation-at-the-small-claims-division-merchants-be-prepared-. html

Национальный судебный институт — орган, ответственный за судебное образование в Канаде, включил судебную медиацию в образовательную программу. Не только судебная медиация является обязательным компонентом учебных программ для судей, проводимой для всех судей, назначенных федеральным судом, но также имеются и местные курсы судебной медиации, доступные для всех судей, независимо от опыта и знаний в данной области15.

Несмотря на то, что обязательное обучение судебной медиации учитывается в Канаде, оно не является предварительным условием для осуществления медиации. Тем не менее существует устойчивое мнение по поводу того, что профессиональная подготовка судебных медиаторов настоятельно рекомендуется.

К образовательной квалификации семейных медиаторов конкретных требований не предъявляется, однако существуют минимальные требования к обучению и навыкам медиаторов, чтобы стать аккредитованным семейным медиатором FMC16.

Медиатор, сертифицированный FMC, является семейным медиатором и членом FMC, который:

• отвечает всем стандартам FMC и правилам медиатора семейных отношений;

• придерживается профессионального кодекса FMC и соблюдает этические и практические стандарты;

• имеет сертификацию FMC Certified Family Relations на территориальном или провинциальном уровне.

Особенности сертификации FMC Family Mediator Certification — программы, которая отличает ее от других форм курсов медиа-торов17:

• минимум 80 часов базового курса по разрешению конфликтов и медиации, а так-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

же минимум 100 часов дополнительного обучения в конкретных областях семейной медиации являются обязательными;

• необходимость улучшенного практикума по медиации для оценки опытных семейных медиаторов;

• кандидат должен подготовить видеоролик с оценкой ролевой игры;

• сдача письменного выпускного экзамена.

Так же, как и в Германии, в Канаде в настоящее время отсутствуют какие-либо государственные или иные нормативные требования к лицам для занятия медиативной деятельностью. Общим является и отсутствие единых правил к аккредитации/ сертификации медиаторов.

Таким образом, были рассмотрены особенности подготовки медиаторов в странах романо-германской семьи на примере Германии и Франции, а также в странах англосаксонской правовой семьи на примере Австралии и Канады. В результате можно прийти к следующим выводам. Требования к подготовке медиаторов в странах рома-но-германской правовой семьи на примере Германии и Франции либо отсутствуют, либо не регулируются на государственном уровне. В Германии государственные или иные нормативные требования к лицам для занятия медиативной деятельностью отсутствуют, а во Франции требования к подготовке медиаторов, за исключением семейных медиаторов и медиаторов по уголовным делам, свободно определяются механизмами рынка и не регулируются на государственном уровне.

В других странах романо-германской правовой семьи — Испании и Италии, в отличие от вышеназванных, предъявляются требования к подготовке медиаторов. Так, в Испании законодательством установлены общие обязательные требования к лицам, которые хотят заниматься медиативной практикой18:

Some Reflections On Judicial Mediation: Reality Or Fantasy? University of Western Ontario, Faculty of Law — URL:

http://www.ontariocourts.ca/coa/en/ps/speeches/reflections_judicial_mediation.html

Family Mediation Canada — http://www.fmc.ca/

FMC Family Mediator National Certification Program — URL: fmc.ca/sites/default/files/sites/.../Certification Brochure.pdf

Real Decreto-ley 5/2012, de 5 de marzo, de mediación — URL: http://sid.usal.es/leyes/discapacidad/17050/3-1-7/ real-decreto-ley-5-2012-de-5-de-marzo-de-mediacion-en-asuntos-civiles-y-mercantiles.aspx

• физические лица-медиаторы должны быть полностью дееспособны и не ограничены в распоряжении правами, иметь высшее или постуниверситетское образование, получить образование по медиации, иметь страховку гражданской ответственности или эквивалентные им гарантии;

• юридические лица-провайдеры медиативных услуг должны иметь в своем составе медиаторов — физических лиц, удовлетворяющих требованиям закона.

В Италии среди требований к медиаторам интересно выделить обязательное наличие трехлетнего университетского образования или принадлежность к профессиональной ассоциации.

Среди стран англосаксонской правовой семьи, несмотря на то что в Австралии отсутствуют обязательные требования по аккредитации или подготовке медиаторов, в области семейной медиации медиаторы, проводящие процедуры в рамках досудебной медиации, медиации при суде (по направлению суда), должны быть зарегистрированы в установленном порядке. В Канаде,

США также обязательные требования отсутствуют, однако отдельные требования к медиаторам (к обучению, опыту и прохождению проверки, базовой профессии) устанавливаются в некоторых провинциях/ штатах.

В Великобритании государство не регулирует медиацию в целом, не регулируется и порядок допуска в профессию. Формально для ведения практики медиации нет необходимости получения специального обучения, не требуется наличие какого-либо базового профессионального образования.

Опыт зарубежных стран в подготовке медиаторов для разрешения конфликтов позволяет сделать вывод о наличии двух моделей медиации: англосаксонская модель, в рамках которой медиация не находит четкого законодательного регулирования и единые требования к обучению медиаторов отсутствуют, и континентальная модель, в рамках которой медиация представляет собой процессуальный институт, как правило, закрепленный в законодательстве наряду с требованиями к обучению медиаторов, аккредитации и сертификации.

Библиографический список

1. Directive 2008/52/ЕС of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters // Official Journal of the European Union. 24.05.2008. L 136/3 — L 136/8.

2. Becoming a family dispute resolution practitioner — URL: https://www.ag.gov.au/ FamiliesAndMarriage/Families/FamilyDisputeResolution/Pages/Becomingafamilydisputeres olutionpractitioner. aspx

3. Bundesarbeitsgemeinschaft fur Familienmediation — URL: http://www.bafm-mediation.de/

4. D. Dölling et al, Täter-Opfer-Ausgleich in Deutschland, (Bonn: Forum Verlag, 1998)

5. Décret N2003-1166 du 2 décembre 2003 portant création du dipléme d'état de médiateur familial and Arrété du 12 février 2004 relatif au dipléme d'état de médiateur familial — Version consolidée au 28 juillet 2007 — URL: http://www. legifrance.gouv.fr

6. Europa-UniversitatViadrina Frankfurt (ODER), Master-Studiengang Mediation und Konfliktmanagement

7. Family Law Regulations 1984 — URL: http://www.austlii.edu.au/au/legis/cth/consol_reg/ flr1984223/

8. Family Mediation Canada — http://www.fmc.ca/

9. FMC Family Mediator National Certification Program — URL: fmc.ca/sites/default/files/ sites/.../CertificationBrochure.pdf

10. Mandatory mediation at the Small Claims Division: Merchants, be prepared! — URL: http:// www.lavery.ca/en/publications/our-publications/1914-mandatory-mediation-at-the-small-claims-division-merchants-be-prepared-.html

11. Mediationsstelle Brückenschlag — URL: http://www.bs-lg.de/

12. National Mediator Accreditation System (NMAS) — URL: https://www.msb.org.au/about-us/ national-mediator-accreditation-system

13. Real Decreto-ley 5/2012, de 5 de marzo, de mediación — URL: http://sid.usal.es/leyes/ discapacidad/17050/3-1-7/real-decreto-ley-5-2012-de-5-de-marzo-de-mediacion-en-asuntos-civiles-y-mercantiles.aspx

14. Some Reflections On Judicial Mediation: Reality Or Fantasy? University of Western Ontario, Faculty of Law — URL: http://www.ontariocourts.ca/coa/en/ps/speeches/reflections_ judicial_mediation.html

15. T. Metzger, "Mediation im Nachbar-, Miet- und Verbraucherrecht", in S. Breidenbach & M. Henssler (eds.), Mediation für Juristen: Konfliktbehandlung ohne gerichtliche Entscheidung, above Note 3 at 183

16. Victim/Offender mediator training in Germany — URL: http://www.colorado.edu/conflict/ crcii/inst-13r.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.