Научная статья на тему 'Посредничество при разрешении трансграничных семейных споров: ценности Европейского семейного права'

Посредничество при разрешении трансграничных семейных споров: ценности Европейского семейного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1169
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ СПОРОВ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ СЕМЕЙНАЯ МЕДИАЦИЯ / ДИРЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / УНИФИКАЦИЯ НОРМ / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ СЕМЬИ / FAMILY MEDIATION / CROSS-BORDER FAMILY MEDIATION / THE EUROPEAN UNION DIRECTIVES / UNIFICATION OF RULES / PROTECTION OF FAMILY INTERESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерохина Елена Васильевна

Достоинства семейного посредничества были признаны в большинстве стран мира, причём нередко они были легитимированы в национальном праве государств в качестве альтернативного способа разрешения споров. Подход, основанный на диспозитивных, добровольных началах, характерный в настоящее время преимущественно для стран континентальной Европы, заключается в том, что сторонам спора предлагается добровольно обратиться к услугам медиатора. Трансграничная семейная медиация считается сложным и практически невозможным процессом. Однако опыт стран Европейского Союза (далее ЕС), действие ряда Гаагских конвенций свидетельствуют о достаточно обнадеживающих результатах. Вышесказанное подчёркивает сложность, специфику и важность тщательного анализа этого института. В статье представлен опыт стран ЕС по урегулированию семейной медиации, раскрыты особенности трансграничного семейного посредничества (медиации). Основное внимание уделено Директивам ЕС, позволяющим унифицировать правила применения трансграничного семейного посредничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-Border Family Mediation of Values European Family Law*

The advantages of family mediation were recognized in most countries of the world, and often they were legitimized in the national law of states as an alternative way to resolve disputes. The approach based on voluntary, which is currently predominantly for the countries of continental Europe, is that the parties to the dispute are invited to voluntarily apply to the mediator's services. Transboundary family mediation is considered difficult and impracticable process. However experience of countries of the EU, action of a series of Hague conventions testifies of enough encouraging results. Above-stated emphasises complexity, specialisation and importance of careful analysis of this institute. In the article experience of countries of the EU on adjustment of family mediation will be presented, features of transboundary family mediation are opened (mediation). The main attention will be paid to the EU Instructions by enabling to unify the rules of application of transboundary family mediation.

Текст научной работы на тему «Посредничество при разрешении трансграничных семейных споров: ценности Европейского семейного права»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 4 (57). С. 92-100.

УДК 347

DOI 10.25513/1990-5173.2018.4.92-100

ПОСРЕДНИЧЕСТВО ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ СЕМЕЙНЫХ СПОРОВ: ЦЕННОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕМЕЙНОГО ПРАВА*

CROSS-BORDER FAMILY MEDIATION OF VALUES EUROPEAN FAMILY LAW**

Е. В. ЕРОХИНА (E. V. EROKHINA)

Достоинства семейного посредничества были признаны в большинстве стран мира, причём нередко они были легитимированы в национальном праве государств в качестве альтернативного способа разрешения споров. Подход, основанный на диспозитивных, добровольных началах, характерный в настоящее время преимущественно для стран континентальной Европы, заключается в том, что сторонам спора предлагается добровольно обратиться к услугам медиатора. Трансграничная семейная медиация считается сложным и практически невозможным процессом. Однако опыт стран Европейского Союза (далее - ЕС), действие ряда Гаагских конвенций свидетельствуют о достаточно обнадеживающих результатах. Вышесказанное подчёркивает сложность, специфику и важность тщательного анализа этого института. В статье представлен опыт стран ЕС по урегулированию семейной медиации, раскрыты особенности трансграничного семейного посредничества (медиации). Основное внимание уделено Директивам ЕС, позволяющим унифицировать правила применения трансграничного семейного посредничества.

Ключевые слова: посредничество при разрешении семейных споров; трансграничная семейная медиация; Директивы Европейского Союза; унификация норм; защита интересов семьи.

The advantages of family mediation were recognized in most countries of the world, and often they were legitimized in the national law of states as an alternative way to resolve disputes. The approach based on voluntary, which is currently predominantly for the countries of continental Europe, is that the parties to the dispute are invited to voluntarily apply to the mediator's services. Transboundary family mediation is considered difficult and impracticable process. However experience of countries of the EU, action of a series of Hague conventions testifies of enough encouraging results. Above-stated emphasises complexity, specialisation and importance of careful analysis of this institute. In the article experience of countries of the EU on adjustment of family mediation will be presented, features of transboundary family mediation are opened (mediation). The main attention will be paid to the EU Instructions by enabling to unify the rules of application of transboundary family mediation.

Key words: family mediation; cross-border family mediation; the European Union Directives; unification of rules; protection of family interests.

Семейное посредничество (медиация) -это процесс разрешения семейных споров, в котором в качестве альтернативы судебному или административному разбирательству беспристрастный и нейтральный профессионал (посредник или посредники) оказывает помощь членам семьи в анализе ситуации,

возникающей в результате семейно-право-вого конфликта, и достижении мирного урегулирования в отношении некоторых или всех спорных вопросов.

Термин «семейное посредничество» (медиация) подчёркивает применение этого процесса для разрешения всех видов кон-

Проект программы Erasmus + Жана Монне Модуль «Европейское семейное право» (проект 565702-EPP-1-2015-1-RU-EPPJMO-MODULE), Грантовое соглашение 2015-0860/050-001, заключённое Оренбургским государственным университетом и Исполнительным агентством по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам, софинансируется при поддержке Erasmus + программы Европейского Союза.

**

Erasmus+ Programme ofthe European Union I

© Ерохина Е. В., 2018 92

фликтов, которые могут возникнуть между членами семьи, таких как расторжение брака, раздел имущества, содержание родственников, установление связей с биологическими родителями, установление контактов с дедушкой и бабушкой в отношении их внуков, усыновление или т. д.

Посредничество не является новой концепцией разрешения споров. Фактически идея о том, что спорящие стороны обращаются к кому-то другому, чтобы помочь им «разобраться», была настолько очевидна, что её использовали и в далёком прошлом. Посредничество применялось в Древней Греции примерно с VIII в. до н. э. [1], в Китае во времена Конфуция. Несмотря на это, только в последние годы государства начали приме -нять этот метод разрешения спора как эффективную альтернативу судебному процессу. Уникальность семейных споров связана с тем, что они возникают:

- между лицами, которые по определению должны иметь взаимозависимые и доверительные отношения;

- на фоне стрессовой ситуации и тревожных эмоций, чувств враждебности, горечи, обиды, страха, особенно у детей.

Тем не менее существует необходимость в сохранении отношений между членами семьи, и особенно в случае расторжения брака, отношений ребёнка с обоими родителями.

Примирительные процедуры активно применяются для урегулирования споров, возникающих в процессе по семейным делам. Помощь посредника или посредников способна сгладить острые противоречия между членами (бывшими членами) семьи, выработать оптимальную модель урегулирования взаимных претензий. Несомненно, деятельность по смягчению взаимной неприязни супругов малоэффективна в силу особой природы семейных отношений, однако в тех же случаях, когда взаимная неприязнь членов семьи незначительна и они готовы вести переговоры о дальнейшем разделе имущества, алиментных обязательствах и правах в отношении детей, медиатор может сыграть ключевую роль в смягчении последствий развода.

Примером конфликта, в котором наиболее полно раскрывается сущность семейной медиации, является расторжение брака.

Представим себе, что супруги находились в браке и имеют несовершеннолетних детей. Один из супругов принимает решение расторгнуть брак, чтобы вступить в новый.

Возникает ряд вопросов, а именно:

- место жительства детей: будут проживать с родителем, который инициировал развод, с оставленным родителем или детей необходимо «поделить»;

- порядок общения с детьми родителя, который будет проживать отдельно;

- алиментные обязательства на несовершеннолетних детей и, возможно, на одного из супругов;

- раздел имущества.

Не нужно забывать о том, что у бывшего супруга, которого бросили, может возникнуть сильное чувство обиды, и он будет пытаться через судебные органы настаивать, например, на определение места жительства детей с ним, но только для того, чтобы причинить боль второму супругу или требовать какое-либо имущество, зная, что оно дорого «изменнику» как память. Дети страдают от разлуки с одним из родителей, от ситуации скандала и взаимных обвинений. Оба бывших супруга не видят потенциальной возможности на воссоединение. Однако разделяют потребность создать для детей благополучную среду.

В этом классическом примере семейного конфликта семейная медиация является идеальным средством его разрешения. Во-первых, медиация является способом гибким с точки зрения сроков и процедур. Соответственно можно обсуждать возможные решения, вступать в дискуссии, получать консультации посредника. Уйти от эскалации конфликта при помощи различных форм коммуникации. Во-вторых, позволяет родителям самостоятельно найти решение, которое, по их мнению, будет наилучшим образом удовлетворять потребности их несовершеннолетних детей. В-третьих, решение, принятое добровольно, будет исполняться, в отличие от «навязанного» решения суда, принятого исключительно по нормам процессуального производства, которое так или иначе поделит родителей на «выигравшего» и «проигравшего».

При обсуждении вопросов медиации в Западной Европе было принято решение

о создании так называемых мультифункцио-нальных судов, в которых есть служащие, оценивающие дело и совместно со сторонами вырабатывающие тактику разрешения спора (посредством либо консультирования, либо медиации и т. д.).

Среди европейских стран богатыми традициями в области медиации обладают Нидерланды. Основными характеристиками правового регулирования здесь являются ориентированность на достижение консенсуса, демократичность, стимулирование применения неформальных процедур, несостязательность, приверженность концепции «мягкого права» [2]. Такой подход предполагает существование целого ряда концепций, рекомендаций, методических актов, не имеющих статуса закона и не требующих беспрекословного соблюдения. В этом случае законодатель не устанавливает для сторон правоотношения жёстких правовых рамок, а лишь направляет их поведение в желаемую сторону.

Закон Ирландии о посредничестве 2017 г. был опубликован в начале 2017 г. и вступил в силу 1 января 2018 г. Раздел 14 Закона Ирландии о посредничестве не применяется к Закону об опеке над новорождёнными 1964 г., Закону о реформе судопроизводства и реформе семейного права 1989 г., Закону о семейном праве (разводе) 1996 г., однако Закон о посредничестве 2017 г. вносит поправки в эти законы. Изменения и дополнения, внесённые в эти нормативные акты, приводят к тому, что старая система консультирования клиентов в вопросах семейного права в отношении использования медиации изменилась, как описано в разделе 14 Закона Ирландии о посредничестве 2017 г. В разделе 6 Закона Ирландии о посредничестве чётко указано, что участие в посредничестве будет добровольным и что сторона может осуществляться лицом (в том числе юрисконсультом), которое не является участником посредничества.

В Германии семейная медиация считается востребованной примирительной процедурой. Действующим законодательством предусмотрена деятельность медиаторов, занимающихся частной практикой. В разрешении споров, связанных с воспитанием несовершеннолетних детей при расторжении брака, могут

принимать участие государственные служащие департаментов по делам молодёжи.

Итак, подход, основанный на диспози-тивных, добровольных началах, характерный в настоящее время преимущественно для стран континентальной Европы, заключается в том, что сторонам спора предлагается добровольно обратиться к услугам медиатора.

В странах общего права этот принцип не прижился в силу непонимания населением, представителями бизнеса преимуществ внесудебного урегулирования споров [3]. Первые попытки сделать процедуру медиации обязательной были предприняты высшими судебными органами Великобритании и некоторых других стран англосаксонской правовой семьи.

Согласно Закону о семье 1996 г. в Великобритании споры семейно-правового характера предварительно разрешаются в обязательном порядке медиатором, имеющим государственную аккредитацию. В Австралии с 2007 г. обращение к аккредитованным медиаторам обязательно по спорам о воспитании детей после развода родителей. Достигнутое разводящимися супругами соглашение представляется на утверждение суда, ведущего бракоразводный процесс.

В Норвегии, семейное посредничество является обязательным по спорам прямо или косвенно затрагивающим детей. К таким спорам относят расторжение брака при наличии общего ребёнка, не достигшего 16 лет; определение родительской опеки над ребёнком между родителями, не состоящими в браке, и т. д. Норвежский подход был настолько успешным, что его примеру последовала и Дания. Обязательная семейная медиация получила название «скандинавская система семейной медиации». Швеция имеет аналогичную историю успеха с собственной формой принудительного семейного посредничества - «переговоры о сотрудничестве». 90 % родителей в Швеции решают вопросы, касающиеся опеки, проживания и доступа к детям, при помощи семейного посредничества или даже полностью самостоятельно [4].

В научных трудах учёных европейских стран идёт дискуссия о том, нужно ли семейную медиацию сделать обязательной. С одной стороны, внедрение обязательной медиации может не принести желаемого эф-

фекта, поскольку стороны и их представители будут рассматривать досудебное урегулирование не как средство снятия противоречий, а как одну из обязательных бюрократических процедур. С другой стороны, опыт скандинавских стран показывает, что семейная медиация со временем становится не столько обязательной, сколько стимулирующей. Суть данного подхода заключается в возложении судебных издержек и расходов на сторону, отказавшуюся от медиации, даже в случае, если решение выносится в её пользу.

Сегодня в Европе идёт активное обсуждение вопроса проведения медиации в трансграничных семейных спорах.

Трансграничная семейная медиация осуществляется в таких европейских семейных делах, которые касаются вопросов супружеских и родительских прав и обязанностей. Прогресс в области трансграничного семейного посредничестве пока незначителен.

Трансграничная семейная медиация осложнена следующими элементами:

- присутствует более чем одна юрисдикция государств (юрисдикция государства суда, обычного места жительства супругов, родителей, ребёнка и т. д.);

- хотя бы для одной из сторон язык суда, процессуальный порядок является неродным;

- иногда стороны будут находиться в разных странах, и трансграничная семейная медиация должна будет осуществляться в электронном виде с помощью видеосвязи или телефона;

- в ряде случаев, таких как, например, гражданско-правовое похищение ребёнка, в спор вовлекается государство.

В качестве источников семейной медиации по трансграничным спорам с европейским элементом необходимо назвать следующие.

• Гаагская конвенция «О гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» 1980 г. (далее - Конвенция 1980 г.). Конвенция 1980 г. (ст. 7, 21) обязывает центральные органы сами или через посредника принимать все необходимые меры для обеспечения добровольного возвращения ребёнка или содействия мирному урегулированию спорных вопросов, а также осуществлению прав доступа. Статьи 25 и 26 также закрепляют равные права на получение юри-

дической помощи для граждан и постоянно проживающих лиц на территории всех стран-участниц. Конвенция (ст. 6, 23, 31) облегчает вопрос признания и исполнения решений судов и административных органов и устанавливает, что центральный орган договаривающегося государства непосредственно или через государственные или другие органы принимает все необходимые меры для облегчения, путём посредничества, согласительной процедуры или подобных средств достижения соглашения по защите личности или собственности ребёнка.

• Гаагская конвенция «О юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей» 1996 г. (далее - Конвенция 1996 г.).

• Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 2008/52/ЕС от 21 мая 2008 г. «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах» (далее - Директива о медиации) [5]. Это директива Европейского Союза (далее - ЕС), а не Регламент. Регламент, такой как Бис Брюссель II [6], имеет непосредственную силу в ЕС, уделяя приоритетное внимание внутреннему законодательству и строгому материальному праву. Директива о медиации излагает намерения, цели и ожидаемые результаты в течение определённого периода времени.

Для национальных нормотворческих органов Директива о медиации послужила основой формирования собственных законов о досудебном разрешении споров. В этом направлении активно движутся страны Восточной Европы. Данная Директива о медиации не влияет на правила государств - членов ЕС в отношении исполнения соглашений, достигнутых в результате медиации. Одним из основополагающих принципов медиации провозглашается конфиденциальность. Главными целями Директивы о медиации являются унификация процессуальных норм государств-участников ради соблюдения принципа конфиденциальности в будущих судебных или арбитражных процессах, а также облегчение доступа к медиации. Действие Директивы о медиации носит наднациональный характер, при этом предметом регулирования выступают простые

имущественные и неимущественные споры, коммерческие споры, вопросы налогообложения и иные споры из публично-правовых отношений. Статья 5 Директивы о медиации устанавливает принцип добровольности медиации. Судья, исходя из совокупности обстоятельств дела, вправе предложить спорящим сторонам урегулировать конфликт при помощи посредника и принять участие в информационной сессии. Директива о медиации насчитывает в общей сложности двенадцать статей, три из которых посвящены формальным вопросам - механизму реализации её положений, органам и должностным лицам, принявшим Директиву, и сроку вступления её в действие. Согласно ст. 1 Директивы о медиации её основной целью является упрощение доступа к разрешению споров путём содействия использованию медиации и обеспечению сбалансированного соотношения между медиацией и судебными процедурами. Сфера действия Директивы о медиации ограничивается международными гражданскими и коммерческими спорами, в эту сферу не входят споры, связанные с налоговыми, таможенными, административными правоотношениями, а также споры об ответственности государства за действия и бездействия при осуществлении государственной власти. Статья 3 Директивы о медиации содержит понятия медиации и медиатора. Согласно данным определениям под медиацией понимается любой процесс, вне зависимости от его обозначения, в котором две или более стороны спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о разрешении их спора, и вне зависимости от того, был ли этот процесс начат сторонами, предложен или назначен судом или предписывается национальным законодательством государства - члена ЕС. Директива о медиации устанавливает ряд гарантий, направленных на повышение привлекательности медиации как самостоятельной процедуры урегулирования споров: медиативное соглашение наделялось исполнительной силой и конфиденциальностью медиации.

• Бис Брюссель II [7].

• Рим III [8].

• Действующая на территории ЕС Рекомендация Комитета министров Совета Европы, принятая в 1998 г., - Recommendation

№ Я (98)1 [9] (далее - Рекомендация № Я (98)1), которая закрепляет основные принципы и положения семейной медиации. Согласно данному документу семейный медиатор должен при разрешении спора прежде всего учитывать интересы несовершеннолетних детей разводящихся родителей [10].

Являясь модельным нормативным актом, она послужила основой для изменения семейного и процессуального законодательства многих европейских государств и, без сомнения, может являться ориентиром для возможных «медиативных» новаций российского семейного права. В связи с этим целесообразным представляется рассмотреть некоторые положения Рекомендации № Я (98)1, в том числе закреплённые в данном документе Принципы семейной медиации, в частности касающиеся важной роли государства в развитии и распространении семейной медиации.

В п. 1-10 Рекомендации № Я (98)1 провозглашаются цели и задачи семейной медиации, обосновывается потребность в ней, при этом особо учитывается необходимость обеспечения защиты интересов и благополучия детей, закреплённых в международных актах, главным образом, в отношении проблем опеки и общения, возникающих в результате раздельного проживания и развода родителей. Комитет министров рекомендует правительствам государств - членов Совета Европы законодательно вводить или поощрять институт семейной медиации или, при необходимости, укреплять существующий; принимать или усиливать все меры, которые они считают необходимыми в целях реализации принципов семейной медиации для развития или использования семейной медиации как соответствующего средства разрешения семейных споров (п. 11-12).

В разделе I Принципов семейной медиации указано, что сферой применения семейной медиации являются все споры между членами одной семьи, связанными кровно или браком, или теми, кто живёт или жил в семейных отношениях, определённых так национальным законодательством; однако государство может по своему усмотрению определять конкретные вопросы или случаи применения семейной медиации.

Раздел II посвящён организации семейной медиации, которая, как указано в п. «а»,

в принципе, не должна быть обязательной, и государство должно организовывать и осуществлять её по своему усмотрению как в публичном, так и в частном секторе. Однако независимо от того, каким образом организована семейная медиация, государство обязано следить за соответствующими механизмами обеспечения процедур отбора, подготовки и квалификации семейных посредников в соответствии с должными стандартами.

Разделом III регламентирована процедура семейной медиации. Интересны его положения, отражающие специфику семейной медиации. Медиатор должен проявить особую заботу о благополучии и интересах детей, способствовать сосредоточению внимания родителей на потребностях детей; должен напоминать родителям об их основной ответственности за благосостояние детей, о необходимости информировать детей и советоваться с ними (п. VIII). Медиатор должен учесть, имело ли место насилие в семье в прошлом, возможно ли оно в будущем и какое влияние это может оказать на позиции участников медиации (п. IX).

В разделах IV и V закреплены положения о статусе медиативных соглашений и соотношении процедур медиации и рассмотрения семейного спора в суде или ином компетентном органе. Особо отмечено, что суд или иной компетентный орган должен сохранить за собой право принять срочные решения, необходимые для защиты сторон, их детей или их имущества (п. «Ь» II раздела V).

• Европейский кодекс поведения для медиаторов от 2 июня 2004 г., разработанный при участии Европейской комиссии. Этот небольшой по объёму документ является значимым актом в сфере регулирования статуса медиатора и применяется для всех видов медиации как по коммерческим, так и по обычным гражданским делам. Он содержит универсальное толкование термина «медиация», устанавливает основные принципы деятельности медиаторов, порядок назначения медиации, оплаты услуг. Кодекс в самых общих чертах регулирует все стадии медиации, от назначения медиатора до отказа от примирительной процедуры или заключения медиативного соглашения.

Несомненно, трансграничная семейная медиация является объектом дальнейшего развития в странах ЕС. Институт семейной медиации в странах ЕС развит значительно более широко, чем в России, как с законодательной, так и с практической точки зрения.

Если посмотреть на стадии развития национальных институтов семейной медиации, то можно отметить, что российская система находится на первой или второй стадии развития, т. е. имеется энтузиазм профессионалов, связанных с семейными конфликтами, и начался процесс объединения данных профессионалов для продвижения медиации и начала медиативных процедур на практике, но система ещё не подошла к третьей и четвёртой стадиям, т. е. к ссылкам в национальной законопроектной деятельности на преимущества медиативных процедур при разрешении конфликтов, связанных с разводами, и к законодательному закреплению семейной медиации.

Представляется возможным сделать также вывод, что на сегодняшний день в институты медиации поступает незначительное количество семейных дел трансграничного характера с европейским элементом. В проведённых медиациях по семейным делам, осложнённым иностранным элементом, речь зачастую шла о конфликтах проживающих на территории страны ЕС смешанных или иностранных семей. В данных случаях можно говорить о проведении семейной медиации в межкультурных, а не трансграничных семейных спорах.

Для проведения медиации в таких делах необходимо предусмотреть в обучении семейных медиаторов вопросы межкультурности.

Развитие трансграничной семейной медиации представляется на данный момент возможным в рамках уже существующих в странах систем. Развитие трансграничной семейной медиации может улучшить принятие во внимание наилучшего блага ребёнка в трансграничных семейных спорах. Здесь необходимо также обратить внимание на то, что Комитет министров Совета Европы рекомендовал странам-членам развивать именно бесплатную или частично платную модель медиации в гражданских делах и заботиться о доступности юридической помощи в медиативных процедурах [11].

Особую важность в развитии трансграничной семейной медиации имеет вопрос утверждения медиативных соглашений с точки зрения их дальнейшего признания и исполнения на территории другого государства. В соответствии со ст. 23 Конвенции 1996 г. меры, принятые властями одного государства, подлежат признанию в силу действия права в другом. Под такими властями подразумеваются судебные или административные органы (п. 1 ст. 5). Таким образом, представляется важным, чтобы трансграничные медиативные соглашения, достигнутые во внесудебной процедуре в России, могли бы утверждаться административными органами или судами [12]. Касаясь вопроса утверждения медиативных соглашений с точки зрения Конвенции 1980 г., делаем вывод, что для придания медиативному соглашению обязательной юридической силы в другом государстве, видимо, необходимо одобрение такого соглашения судом. Важным представляется определить роль центральных органов (и в странах ЕС, и в России) в информировании сторон о возможности применения процедуры медиации в вопросах применения Гаагских конвенций. Особое внимание в развитии таких трансграничных медиативных процедур необходимо обратить на краткие сроки проведения трансграничной медиации в делах о международном похищении детей соотносительно с требованием обеспечения незамедлительного возвращения детей, что является сутью Рекомендации № Я (98)1.

Отдельного внимания также заслуживают вопросы обучения семейных медиаторов методам трансграничной семейной медиации и привлечения их к работе на практике.

Все принципы семейной медиации, провозглашённые Рекомендацией № Я (98)1, применимы к международной семейной медиации, и государства должны, насколько возможно, развивать сотрудничество между существующими службами, связанными с семейной медиацией, с целью содействия применению международной семейной медиации. Принимая во внимание особый характер международной семейной медиации, посредники, её осуществляющие, обязаны пройти специальную подготовку.

С момента принятия Рекомендации № Я (98)1 прошло 20 лет, и уже можно говорить о её применении при реформировании семейного законодательства европейских стран. Специализированные нормы о семейной медиации в настоящий момент закреплены в правовой системе Австрии, Великобритании, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Болгарии, Хорватии, Чехии, Финляндии, Франции, Исландии, Ирландии, Италии, Испании, Латвии, Литвы, Люксембурга, Монако, Черногории, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии и Сербии; аналогичные шаги предпринимаются в других государствах.

Семейное посредничество является важным инструментом для решения семейных споров, который обладает многочисленными преимуществами, по сравнению с судебными разбирательствами. Посредничество в семье - это не чудесное решение всех проблем, с которыми сталкиваются трансграничные семьи, а простой, прагматичный и профессиональный способ разрешения конфликтов, который позволяет защитить индивидуальные права как альтернатива судебным процессам [13].

Согласимся с принципами, разработанными международной группой медиаторов, среди которых в качестве представителей научного сообщества от России указаны Николай Гордийчук, Карина Геворкова и Циса-на Шамликашвили (Федеральный институт медиации). В частности, утверждается, что международным семейным медиаторам необходимо в своей практической деятельности соблюдать содержащиеся в разработанной Хартии [14] следующие принципы в дополнение к национальным кодексам практики медиации, если такие кодексы существуют:

- добровольность участия;

- применимость медиации;

- принятие решений самими участниками;

- доступность независимой правовой поддержки для каждого из участников;

- конфиденциальность;

- независимость;

- беспристрастность;

- принятие во внимание прав и интересов детей;

- квалификационные требования к международным семейным медиаторам;

- понимание и принятие во внимание медиаторами культурных различий.

Данные десять принципов отражают и закрепляют фундаментальные ценности, пропагандируемые и отстаиваемые семейными медиаторами по всему миру [15].

За прошедшие годы в Европе появились специалисты, занимающиеся проблемами трансграничной семейной медиации, которые объединились в ассоциации для развития и продвижения практики этого способа разрешения семейных конфликтов. Всё это свидетельствует о большом внимании европейских стран к своей семейной политике и государственной задаче сохранения и укрепления семьи.

Положительный зарубежный опыт создания специализированного законодательства о семейной медиации может послужить примером и одним из обоснований необходимости создания подобного института в системе российского права.

1. См.: РобакД. Миф современной медиации // Арбитраж. - 2007. - № 73. - С. 106.

2. См.: ДавыденкоД. Мировая практика применения медиации // Консалтинговая компания «Z-Group». Публикации : [сайт]. - URL: http://www.z-gr.ru (дата обращения: 22.06.2018).

3. Елисеева Т. С. Зарубежный опыт правового регулирования процедуры альтернативного разрешения споров // Отрасли права : аналит. портал. - URL: http://отрасли-права.рф/article /15071 (дата обращения: 22.06.2018).

4. См.: Рирштедт Е. Право ребёнка говорить в процессе определения вопросов содержания, опеки, проживания или доступа. Роль самоопределения в модернизации семейного права в Европе : доклады, представленные на Европейской региональной конференции 2003 года Международного общества семейного права. - Жирона : Документы университета, 2006. - С. 221-225.

5. Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21 May 2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters // EUR-Lex. Access to European Union Law : site. - URL: https://eur-lex.europa.eu /legal-content/en/ALL/?uri=CELEX:32008L0052 (дата обращения: 22.06.2018); Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 2008/52/ЕС от 21 мая 2008 г. «О некоторых аспектах посредничества (медиации) в гражданских и коммерческих делах. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. Council Regulation (EC) No. 2201/2003 of 27 November 2003 concerning jurisdiction and the recognition and enforcement of judgments in matrimonial matters and the matters of parental responsibility, repealing Regulation (EC) No. 1347/2000 // EUR-Lex. Access to European Union Law : site. - URL: https://eur-lex.europa.eu /legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32003R2201 (дата обращения: 22.10.2018); Регламент Совета Европейского Союза № 2201/2003 от 27 ноября 2003 г. «О юрисдикции, признании и приведении в исполнение судебных решений по семейным делам и делам об обязанностях родителей, отменяющий Регламент (EC) № 1347/2000». - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Council Regulation (EU) No. 1259/2010 of 20 December 2010 implementing enhanced cooperation in the area of the law applicable to divorce and legal separation // // EUR-Lex. Access to European Union Law : site. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT /?uri=CELEX:32010R1259; Регламент Совета Европейского Союза № 1259/2010 от 20 декабря 2010 г. «О расширении сотрудничества в сфере права, применимого к расторжению брака и судебному разлучению супругов» (Рим III). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

9. Recommendation No. R (98) of the Committee of Ministers to Member States on family meditation : (Adobted by the Committee of Ministers on 21 January 1998 at the 616th meeting of the Ministars' Deputies). - Electronic data. - URL: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearch Services/DisplayDCTMContent?documentId= 09000016804ecb6e (дата обращения: 22.06.2018); Совет Европы. Комитет министров. Рекомендация № R (98)1. Комитета министров государствам-членам «О семейном посредничестве» : (принята Комитетом министров 21 января 1998 г. на 616-м заседании заместителей министров). - Электрон. текстовые дан. - URL: http://www.refworld.org.ru /pdfid/55c478324.pdf (дата обращения: 22.06.2018).

10. См.: Трофимец И. А. Медиация и расторжение брака // Российский судья. - 2014. -№ 10. - С. 17-19.

11. См.: Совет Европы. Комитет министров. Рекомендация Rec (2002)10 Комитета министров государствам-членам о медиации в гражданских делах : (принята Комитетом министров 18 сентября 2002 г. на 808-м заседании заместителей министров). - Электрон. текстовые дан. - URL: https://www.refworld.org.ru /docid/55c374dc4.html (дата обращения: 22.06.2018); Совет Европы. Комитет министров. Рекомендация № R (93)1 Комитета мини-

стров государствам-членам об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения : (принята Комитетом министров 8 января 1993 г. на 484-м заседании представителей министров). - Электрон. текстовые дан. - URL: http://docs.cntd.ru /document/90199633 (дата обращения: 22.06.2018).

12. См.: ВеняляйненМ. Медиация и юридическая помощь в трансграничных семейных спорах

// Семейное и жилищное право. - 2014. -№ 1. - С. 33-38.

13. Хартия о международной семейной медиации : коллективная разработка / Международная группы медиаторов. - Электрон. текстовые дан. - URL: https://mediacia.com /wp-content/uploads/2018/06/Charter1 .pdf (дата обращения: 22.06.2018).

14. Там же.

15. См.: Трофимец И. А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.