Сухоставская Ю.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В РОССИИ С УЧЕТОМ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА
Цель: Анализ института медиации в некоторых европейских странах в целях заимствования их успешного опыта Российской Федерацией.
Методология: Использовались системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
Результаты: Если в европейских странах медиация - довольно популярная процедура разрешения правовых споров, то в России данный способ урегулирования конфликтов, хоть и доступный, но маловостребо-ванный по ряду причин: нехватка профессиональных медиаторов, отсутствие рекламы их услуг в средствах массовой информации, высокая стоимость подобных услуг, недостаточная информированность населения о характере и порядке медиативной процедуры и т. д. Опыт европейских стран по продвижению процедуры медиации дает реальную возможность успешного развития медиации и в Российской Федерации. На сегодняшний день медиация является частью правовой системы многих европейских стран, что подтверждается включением соответствующих норм в гражданское и процессуальное законодательство, а также судебной практикой. Кроме того, важную роль в ее развитии играют суды, нацеливающие стороны на применение медиации.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть перспективы развития медиации в России с учетом успешного опыта внедрения данного института в некоторых европейских странах.
Ключевые слова: медиация, медиатор, конфликт, правовой спор, мировое соглашение, примирительные процедуры.
Sukhostavskaya J.V.
PROSPECTS OF THE MEDIATION DEVELOPMENT IN RUSSIA CONSIDERING THE EXPERIENCE OF EUROPEAN COUNTRIES
Purpose: To analyze the institute of mediation in some European countries in order to learn their successful experience that could be used in the Russian Federation.
Methodology: System, legalistic and comparative approaches were used.
Results: Mediation in European countries is a very popular procedure for settlement of disputes in contrast to our country. In Russia, this method of conflict resolution is available, but is not in demand for some reasons: lack of professional mediators, lack of advertising of their services in the media, high cost of such services, lack of public awareness about the nature and procedure of mediation, etc. The experience of European countries in promoting mediation provides a real opportunity for the successful development of mediation in the Russian Federation. Today, mediation is a part of the legal system of many European countries, what is confirmed by the inclusion of relevant regulation in civil and procedural legislation, as well as judicial practice. In addition, courts play an important role in development of mediation.
Novelty/originality/value: Article possesses the high scientific value because it is one of the first attempts to consider the prospects of the mediation development in Russia, taking into account the successful experience of the introduction of this concept in some European countries.
Keywords: mediation, mediator, conflict, amicable agreement, legal dispute, conciliation procedure.
Процедура разрешения конфликтов с участием посредника (процедура медиации) — новый институт для российского общества. С момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиативная процедура пока не получила в России широкого распространения.
Как показывает практика, на сегодняшний день в нашей стране востребованность процедуры медиации и, как следствие, число урегулированных спорных ситуаций с помощью медиативной процедуры все еще остаются на низком уровне.
В отличие от России в европейских странах медиативная процедура - довольно популяр-
ный способ разрешения конфликтов. Медиация активно используется европейцами для урегулирования правовых споров в различных сферах общества: споры в сфере здравоохранения, образования, при трудоустройстве, в сфере потребления услуг. Особенно востребована в Европе семейная медиация - в разрешении споров между супругами, по вопросам составления или расторжения брачного договора, споров о детях (порядок обращения, определение места жительства и т. д.), по вопросам лишения родительских прав, наследственных споров и т. д.
В России к процедуре медиации если и прибегают, то в ограниченном числе случаев: корпоративные споры, споры в банковской и страховой сферах, земельные споры и т. д.
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 1(38)2019 <
АДВОКАТУРА
Факторы, способствующие низкой популярности медиативной процедуры в России, различны. Так, например, к причинам организационного характера следует отнести: нехватку профессиональных медиаторов, отсутствие рекламы на рынке услуг, относительную новизну медиативной процедуры, а также отсутствие специальных помещений в зданиях судов для ее осуществления. Среди факторов экономического характера можно выделить, например, нежелание сторон конфликта нести лишние, по их мнению, материальные затраты, вызываемые высокой стоимостью услуг медиатора и др. Существуют и психологические причины, обусловленные существующей сегодня высокой степенью конфликтности отношений в обществе. Кроме того, недостаточная информированность участников спора о характере и порядке медиативной процедуры, отсутствие навыков по ведению переговоров способствуют тому, что стороны не используют возможность мирно разрешить конфликт.
В то же время в Европе при непосредственной поддержке государства разрабатываются различные программы развития медиации, государственные и частные компании активно используют медиацию при разрешении различных конфликтов, суды и юридические бюро активно содействуют развитию данного способа улаживания правовых споров.
Так, например, правительство Англии и Уэльса в 2011 г. предписало государственным органам в случае, когда они становятся стороной спора, активнее использовать такие способы альтернативного разрешения споров (АРС), как медиация.
В октябре 2013 г. Суд апелляционной инстанции Великобритании внедрил в практику указание о донесении до граждан - сторон гражданского процесса - послания о необходимости предусматривать возможность участия в АРС, даже если у них есть основания для отказа от участия, а также о целесообразности выбора различных методов АРС либо возможности применить АРС на различных этапах разбирательства.
Согласно австрийскому гражданско-процессуальному кодексу судья обязан в необходимых случаях указать сторонам на возможность применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе медиации, и проинформировать об организациях, занимающихся дружественным урегулированием споров (ст. 204(1)) [2].
Федеральный Верховный Суд Германии в своем решении от 13 февраля 2007 г. (1 BvR 1351/01, NJW-RR 2007, 1073) определил, что дружественное разрешение споров имеет приоритет перед
судебным рассмотрением [1]. Судья вправе рекомендовать сторонам обратиться к процедуре медиации и, при согласии сторон, приостановить судебное разбирательство на время проведения медиации (раздел 278а(2) ГПК) [3].
Во Франции суды вправе рекомендовать сторонам медиацию и направить их на эту процедуру, назначив медиатора, на любом этапе гражданского разбирательства при условии получения согласия сторон спора (раздел 131(1) ГПК) [3].
Стоит отметить, что в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми регулируется порядок осуществления медиативной процедуры на любой стадии рассмотрения спора судом. Однако на сегодняшний день в указанных нормативно-правовых актах не закреплено положение, согласно которому российские суды должны предлагать сторонам конфликта попытаться урегулировать спор с помощью медиативной процедуры.
Следует иметь в виду, что в январе 2018 года Верховный Суд РФ внес в Госдуму РФ закон о совершенствовании медиации [5]. Документ предлагает использовать процедуру медиации на любой стадии процесса по ходатайству стороны или же по предложению суда. Таким образом, суды будут активнее содействовать сторонам в использовании процедуры примирения. Изменения затронут сразу три процессуальных кодекса -Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный и Кодекс административного судопроизводства.
Медиация сегодня является частью правовой системы многих европейских стран, что подтверждается включением норм о медиации в гражданское и семейное процессуальное законодательство, а также судебной практикой. При этом большую роль в развитии медиации играют суды, нацеливающие стороны на применение медиации.
Так, например, в Великобритании в семейном споре или споре, затрагивающем детей, участнику конфликта в суде задается вопрос о том, посещал ли он встречу с другой стороной для медиации, и если нет, то почему.
Кроме того, за отказ от участия в медиации суды также могут накладывать на уклонившуюся от этого сторону санкции в виде судебных расходов либо могут отказать в рассмотрении по иску, если в рамках АРС истцу уже предложено полное возмещение.
EURASIAN
> 1(38)2019 <
ADVOCACY
Таким образом, в указанных странах медиация поддерживается судебной системой. Причем за последние несколько лет несколько сотен судей прошли подготовку для работы в качестве медиаторов в целях дальнейшего участия в программах по медиации при судах [3].
Австрийская сеть медиации в 2005 г. приняла Кодекс поведения медиаторов, который, правда, не является пока обязательным по умолчанию для всех медиаторов Австрии (необходимо отдельное обязательство о его соблюдении).
Начиная с 2008 г., в Австрии стартовали пилотные проекты по направлению сторон на медиацию. В 2011 году была образована Ассоциация медиации в процедурах при суде. Только медиаторы, включенные в реестр данной ассоциации, могут проводить процедуру медиации по делам, направленным им судами.
В настоящее время в гражданской сфере в Австрии существует возможность медиативной практики в двух формах: медиаторами, внесенными в реестр Министерства юстиции, и медиаторами, не внесенными в реестр. Если лицо намерено оказывать медиативные услуги, не регистрируясь в реестре, никаких требований к нему не применяется, и оно может свободно заниматься медиативной практикой. Включение медиатора в государственный реестр предоставляет медиатору особые права и налагает особые обязанности, предусмотренные Законом о медиации [2]. Для включения в реестр Министерства юстиции необходимо выполнение определенных условий, установленных Законом о медиации.
В соответствии с гл. 7 Закона о медиации 1 мая 2004 г. был принят Регламент об образовании медиаторов в гражданской сфере. Министерство юстиции в целом, согласно Закону, является органом, ответственным за принятие документов, регламентирующих подготовку медиаторов. Также предусмотрено обязательное повышение квалификации в виде минимального количества часов обучения в течение пяти лет.
В Австрии существует особая практика в отношении семейной медиации: медиация проводится двумя медиаторами (желательно различающимися по гендерному признаку), один из которых имеет юридическое образование, а другой - образование в психолого-социальной сфере (ст. 3(7) Руководства по развитию медиации) [1].
Во Франции в настоящее время требования к подготовке медиаторов, за исключением семейных медиаторов и медиаторов по уголовным делам, свободно определяются механизмами рынка и не регулируются на государственном уровне.
Квалификация медиатора определяется существом конкретного рассматриваемого спора, а медиатором может быть любое лицо при выполнении минимальных требований (отсутствие судимости, дисквалификации и иных ограничений) [3]. Основные требования, предъявляемые к медиатору, - это компетентность и беспристрастность.
Однако для проведения семейной медиации во Франции обязательно наличие диплома семейного медиатора. Обучение семейных медиаторов проводится только аккредитованными организациями, а сам диплом выдается региональным агентством после обучения или подтверждения сертификационных тестов. Кроме того, семейный медиатор должен иметь профессиональное образование в юридической, социальной и медицинской сфере.
В России специальных требований к деятельности медиаторов, установленных законодательством, не существует, что является значимым препятствием в развитии процедуры медиации. Условиями достижения качества оказываемых медиативных услуг являются специальная подготовка медиаторов, повышение их профессиональных навыков.
Высокая стоимость услуг профессиональных медиаторов в России также является важным фактором, препятствующим более частому применению медиативной процедуры в рамках разрешения правового спора. Так, например, на сегодняшний день средняя цена за услуги медиатора - 2 тыс. руб. в час. Как показывает практика, продолжительность медиативной процедуры, не считая перерывов, как правило, длится от одного до нескольких дней при длительности одной сессии от трех до восьми часов. Получается, за помощь медиатора в урегулировании конфликта придется заплатить порядка 20 тыс. руб. Для сравнения: госпошлина за подачу в суд общей юрисдикции иска ценой 10 тыс. руб. составит 400 руб. [4].
В европейских странах медиативные услуги в большинстве своем предоставляются на бесплатной основе.
Так, например, во Франции в случае проведения медиации по направлению суда услуги медиатора могут быть компенсированы из средств, представляемых на юридическую помощь. Сумма определяется судьей в установленном законодательством порядке.
В Великобритании различные организации предоставляют услуги медиатора на бесплатной основе, в том числе в рамках программ медиации
ЕВРАЗИЙСКАЯ -
> 1 (38) 2019 С
- АДВОКАТУРА
при суде. В целом расходы на медиацию могут покрываться в рамках бесплатной юридической помощи на тех же условиях и по тому же принципу, что при судебных разбирательствах.
Анализ внедрения и развития медиации в национально-правовых системах государств Европы позволил нам выявить ряд значительных достижений в рассматриваемой сфере. Использование европейского опыта, безусловно, влечет огромные перспективы развития медиации в нашей стране.
Пристатейный библиографический список
1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / eds. by K.J. Hopt, F. Steffek. Oxford University Press, 2013.
2. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regula-tion and Practices in Europe and the World / eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.
3. Исследование для Комитета Европейского Парламента по правовым вопросам: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / eds. by G. De Palo, L. D'Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.europarl. europa.eu/committees/en/supporting-analyses-search. html.
4. Медиация / Новости и аналитика // ГАРАНТ. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/article/634009.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс ад-
министративного судопроизводства РФ и отдельные законодательные акты РФ» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество») [Электронный ресурс]. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/383208-7.
References (transliterated)
1. Mediation: Principles and Regulation in Comparative Perspective / eds. by K.J. Hopt, F. Steffek. Oxford University Press, 2013.
2. The Variegated Landscape of Mediation: A Comparative Study of Mediation Regula-tion and Practices in Europe and the World / eds. by M. Schonewille, F. Schonewille. Eleven International Publishing, 2014.
3. Issledovanie dlya Komiteta Evropejskogo Parlamenta po pravovy'm voprosam: «Rebooting» the mediation directive. Assessing the limited impact of its implementation and proposing measures to increase the number of mediations in the EU / eds. by G. De Palo, L. D'Urso, M. Trevor, B. Branon, R. Canessa, B. Cawyer, L.R. Florence // European Parliament, manuscript, 2014 [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.europarl.europa.eu/committees/en/sup-porting-analyses-search.html.
4. Mediaciya / Novosti i analitika // GARANT. Infor-macionno-pravovoj portal [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.garant.ru/article/634009.
5. Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF «O vnesenii v Gosudarstvennuyu Dumu Federaknogo Sobraniya RF proekta federaknogo zakona «O vnesenii izmenenij v Grazhdanskij processuakny'j kodeks RF, Arbitrazhny'j processuakny'j kodeks RF, Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva RF i otdekny'e zakonodatekny'e akty4 RF» // Sistema obespecheniya zakonodateknoj deyateknosti Gosudarstvennoj avtoma-tizirovannoj sistemy4 «Zakonotvorchestvo» (SOZD GAS «Zakonotvorchestvo») [E'lektronny'j resurs]. URL: http:// sozd.duma.gov.ru/bill/383208-7.
Проведем оценку имущества для любых целей
•/ Недвижимости для оспаривания
кадастровой стоимости -/ Ущерба от залива, пожара, действий третьих лиц, после ДТП
Бесплатная консультация
Срок исполнения от 1 часа
Доставка отчетов курьером
Бизнеса, ценных бумаг, </ нематериальных активов Движимого и недвижимого имущества У Машин и оборудования V
Выполнение с учетом требований законодательства
Входим в ТОП 70 крупнейших компаний России, работающих на рынке оценки. *
*По итогам 2017 года согласно рейкинга Рейтингового агентства РАЕХ («Эксперт РА»)
Ч Платинум
группа компаний
ф м. Электрозаводская,
г. Москва, пл. Журавлева, д. 2, стр. 2, офис 321
Ж ocenka-m.com • ¡[email protected]
V* 8(800) 100-50-01 • 8 (495) 308-15-15