4.21. ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО ПРИЗНАНИЯ МЕДИАТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пономарева Ольга Сергеевна, аспирант. Место учебы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса и международного частного права. Email: [email protected]
Аннотация: В подавляющем большинстве случаев конфликтные ситуации возникают в результате столкновения интересов сторон тех или иных отношений, существующих в обществе. Соответственно, история становления и развития разнообразных способов разрешения конфликтов неотделима от истории человечества и ее изучение не теряет своего значения с течением времени. Безусловно, наиболее известным способом разрешения споров является судебный порядок, но помимо него в настоящее время в России существуют и приобретают все большую популярность иные, альтернативные ему и признанные законодательством способы, одним из которых является медиация. В данной статье автором раскрывается история правового признания института медиации в Российской Федерации. Задачи: Исследовать и проанализировать историю правового признания института медиации в Российской Федерации. Вывод: Анализируемые автором исторические события, доктринальные исследования, а также правовые акты позволяют сделать вывод о почти десятилетней истории правового признания института медиации в Российской Федерации. Медиация, имея в прошлом серьезные препятствия для своего становления, основывающиеся на воззрениях относительно порядка рассмотрения гражданских и торговых споров, с принятием 27 июля 2010 года Федерального закона РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2011 года) получила правовое закрепление. Это стало началом развития этого действенного механизма урегулирования споров в России.
Ключевые слова: Россия, медиация, БРИКС, альтернативное разрешение споров (АРС).
THE HISTORY OF LEGAL RECOGNITION OF MEDIATION SETTLEMENT OF DISPUTES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ponomareva Olga Sergeevna, postgraduate student. Place of study: Peoples' Friendship University of Russia. Department: civil law and process and international private law chair. Email: [email protected]
Annotation: In the overwhelming majority of cases, conflict situations arise as a result of a conflict between interests of the parties of various relations that existing in a society. Consequently, the history of the formation and development of various methods of resolving conflicts is inseparable from the history of mankind and its study does not lose its significance over time. Of course, the most well-known method of settling disputes is a judicial procedure. But apart from it, at the present time there are other ways of settling disputes in Russia. They are an alternative to judicial procedure and recognized by Russian law. One of them is mediation. In this article the author reveals the history of the legal recognition of the institution of mediation in the Russian Federation. Objectives: To investi-
gate and analyze the history of the legal recognition of the institution of mediation in the Russian Federation. Conclusion: The historical events, doctrinal researches, and legal acts, analyzed by the author, allow the conclusion that there is almost ten-year history of the legal recognition of the institution of mediation in the Russian Federation. Mediation, having serious obstacles to its formation in the past (based on the opinions concerning the procedure for consideration of civil and trade disputes), with the adoption on July 27, 2010 of the Federal Law of the Russian Federation "On the Alternative Procedure for Settlement of Disputes with the Participation of the Mediator (Mediation Procedure)" № 193 (entered into force on January 1, 2011) has received a legal fastening. This was the beginning of the development of this effective dispute settlement mechanism in Russia.
Keywords: Russia, mediation, BRICS, alternative dispute resolution (ARS).
Во многих странах медиация как альтернативный способ разрешения споров достигла такого уровня востребованности, что получила признание в их законодательстве. Так, постепенно распространяясь и укрепляя свои позиции во всем мире, медиация пришла и в Россию. Но если в других странах первые, «пробные» применения института медиации предпринимались при разрешении семейных споров, то в России медиация получила совершенно иное направление развития. Так сложилось, что в нашей стране институт медиации зарождался для разрешения коммерческих споров. Чем же это объясняется?
Малоинформированное об АРС, население привыкло решать свои семейные проблемы самостоятельно, «не выносить сор из избы» и лишь в крайнем случае решать семейные и иные конфликты личного характера в суде. В то же время, ввиду значительного увеличения товарооборота между Россией и другими странами, в частности, в результате основания в июне 2006 года БРИКС (организации государств, характеризующихся как наиболее быстро развивающиеся, в число которых входит и Россия), альтернативные способы разрешения споров привлекали все большее внимание российских бизнесменов. Поэтому именно спорные ситуации в бизнесе, по отношению к которым уже применялся арбитраж как один из институтов альтернативного разрешения споров (АРС), стали сферой «пробного применения» медиации.[2; 324]/
Разрешение коммерческих споров в судах не всегда устраивало бизнесменов, понимавших, что с момента начала процесса они вверяют свою судьбу и судьбу своих компаний в руки своих представителей-юристов и судьи. Зал судебного заседания становился местом решения судеб компаний и стороны конфликта больше не были в состоянии прогнозировать, каким образом будет разрешена спорная ситуация. В поиске возможных мер по влиянию на решение судьи, стороны, в некоторых случаях, окончательно разрушали свои отношения, инициируя «гонку юридических, административных и финансовых вооружений».[1] Начиналась, по сути своей, «война»: изнурительное, долгое и весьма дорогостоящее противостояние, в котором одна сторона выигрывала, а вторая, соответственно, становилась проигравшей.
К решению о законодательном признании института медиации Россия приближалась постепенно на протяжении нескольких лет.
Первые попытки создания законодательной базы для медиации были предприняты еще в начале 2000-х годов.
Как упоминал в своем докладе «Значение внедрения и распространения внесудебных методов разрешения споров, в частности медиации» Советник Президента РФ, доктор юридических наук, профессор В.Ф.Яковлев, слово "медиация" впервые прозвучало при принятии проекта ныне действующего Арбитражного процессуального кодекса (АПК). В проекте аПк содержалось не просто упоминание медиации как возможного способа разрешения спора, а медиация «утверждалась ... как институт», то есть в нем содержались основные принципы и механизмы использования этого института. И если бы первоначальный проект АПК был принят, в России институт медиации существовал бы с 2002 года и, возможно, медиация в РФ была бы на совершенно ином уровне своего развития. Но этого не случилось.
Проект встретил жесткое сопротивление ученых, которые «не были в тот момент к этому готовы ни психологически, ни, так сказать, профессионально». Также сопротивление было и со стороны депутатского корпуса, посчитавшего медиацию как одно «из средств насаждения развития и углубления коррупции в судейском корпусе», хоть такого и не может быть, поскольку медиация как раз направлена на исключение любой возможности проявления коррупционной деятельности. Как результат, проект были внесены серьезные изменения. [2]
Возможность применения института медиации как примирительной процедуры с участием посредника для урегулирования экономических споров все же была возможна ввиду формулировки положений Арбитражного процессуального кодекса, вступившего в силу в 2002 году.
В АПК возможность обращения сторон к примирительным процедурам, к которым можно отнести медиацию, была закреплена в Главе 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение». В статьях 138 «Примирение сторон» и 139 «Заключение мирового соглашения», уже на момент принятия АПК было прямо сказано о праве сторон арбитражного процесса на разрешение спора путем заключения мирового соглашения или использования других примирительных процедур. Единственным ограничением, которое и по сей день может воспрепятствовать возможности обращения сторон к медиации и любой другой примирительной процедуре, является противоречие федеральному законодательству.^]
Заинтересованные в сохранении деловых отношений и своей репутации, бизнесмены увидели в конфиденциальном медиативном процессе разрешения споров возможность сохранить все нюансы своих взаимоотношений в тайне, разрешить споры без наступления нежелательных и пагубных последствий.
Аппарат полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе совместно с Межрегиональным центром управленческого и политического консультирования (ООО "МЦУПК") были инициаторами проведения мероприятия, на котором на государственном уровне впервые было заявлено о необходимости внедрения института медиации в Российское законодательство. Это заявление прозвучало в 2005 году на первой международной конференции «Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества». [4]
Впоследствии ООО «МЦУПК» стал инициатором создания Научно-методического центра медиации и права, основанного 20 апреля 2005 года,[5] основной задачей которого является дальнейшее развитие и ут-
верждение института медиации в России путем реализации основных направлений своей деятельности. К таким направлениям относятся интеграция медиации в правовую систему и деловой оборот в России, повышение информированности о медиации как социально значимом институте, создание условий для обеспечения высокого качества медиативных услуг в РФ, разработка и реализация учебных программ по подготовке медиаторов и т.д.[6]
Вторая попытка внедрения в российское законодательство института медиации была произведена в 2006 году.
Совместно с Комиссией по конституционному законодательству и государственному строительству Президиума ассоциации юристов России, а также Научно-методическим центром медиации и права, в Совете Федерации Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству был организован и 17 октября 2006 года проведен Круглый стол на тему: «Участие юридического сообщества в совершенствовании законодательства в области альтернативного разрешения споров (альтернативное разрешение споров - медиация)». В Круглом столе приняли участие 32 участника (члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, представители Экспертного управления Президента Российской Федерации, Правового департамента Аппарата Правительства Российской Федерации, общественных объединений, члены Торгово-промышленной палаты и ученые). [7]
Это мероприятие стало толчком для создания законопроекта о медиации в России. Задача участников Круглого стола, как то озвучил в своей вступительной речи представитель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Ю.А. Шарандин, заключалась в том, чтобы «понять именно законодательную составляющую» медиативного процесса. Понять, какую роль участники Круглого стола могут «сыграть в этом процессе, чтобы практическая работа шла своим чередом и рынок услуг медиаторов. формировался, а законодатель играл в этом свою роль и соответствующим образом нормотворчеством регулировал этот процесс».
На круглом столе прозвучали предложения по созданию и содержанию необходимого России закона о медиации.[2] Это были не пустые слова. В последующем, по инициативе Центра медиации и права, была создана рабочая группа в Государственной думе Федерального собрания РФ. В группу под руководством В.Ф. Яковлева вошли представители Государственной Думы, Ассоциации юристов России, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Торгово-промышленной палаты (ТПП).[8]
Уже вскоре, в том же в 2006 году, законопроект «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)», разработанный на основе типового закона ЮНСИТРАЛ «О международной коммерческой согласительной процедуре», был создан и внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ. Но в законопроекте термин «медиация» использовался синонимично с такими терминами, как «примирительная процедура» и «посредничество», что пагубно отразилось на его судьбе.
Как итог, законопроект, дважды претерпев изменения и получив отрицательный отзыв, так и не нашел поддержки. Он был охарактеризован, как «не отвечающий концептуально требованиям к закону, вводящему в правовое поле институт медиации». Причиной тому была вышеописанная синонимичность терминов,
которая позволяла говорить об институциализации этим законопроектом в России не медиации, а посредничества в целом. Диапазон применения медиации намного шире урегулирования лишь коммерческих споров. Творцами этого проекта не был учтен значимый социальный и культурный потенциал этого института. Ввиду всех этих оплошностей, законопроект не прошел даже первого чтения в Государственной Думе. Процесс внедрения института медиации был на некоторое время приостановлен.[9]
Но, не смотря на провал законопроекта, деловые круги, юристы, ученые и общественные деятели в это время уже активно поддерживали идею законодательного закрепления медиативного урегулирования конфликтов.^]
В сентябре 2006 года вышел в свет первый выпуск единственного в России тематического издания, посвященного вопросам медиации и альтернативного разрешения споров - журнала «Медиация и право. Посредничество и примирение».[11]
Начали создаваться органы альтернативного разрешения споров. При Российском союзе промышленников и предпринимателей в 2006 году решением Бюро Правления РСПП была создана Объединенная служба медиации.[12] При Торгово-промышленной палате Российской Федерации в мае 2006 года была создана Коллегия посредников по проведению примирительных процедур.[13] А при Комиссии по совершенствованию правосудия Ассоциации юристов России была создана Подкомиссия по альтернативным методам разрешения споров и медиации. [14]
Все эти события предрекали скорое принятие российского законодательства о медиации.
19 марта 2007 года в Московской Городской Думе состоялись депутатские слушания в рамках заседания комиссии по законодательству на тему «Медиация как альтернативный метод разрешения споров и возможности ее применения в различных сферах деятельности (правовые споры, публичное право, социальная сфера)».[15]
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин на этом заседании сообщил, что на тот момент уже был разработан проект федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника». Он рассказал об основных положениях законопроекта, и заметил, что авторы законопроекта «намеренно ушли от детального регулирования». Эта новость была хорошо воспринята участниками мероприятия. Председатель Арбитражного суда города Москвы Олег Свириденко выступил в поддержку законопроекта, сообщив, что институт медиации может позволить в будущем существенно уменьшить нагрузку судей. Также участниками была отмечена необходимость введения медиации в практику мировых судей.
По итогам обсуждения было вынесено предложение о создании экспертной группы для подготовки отзыва на проект федерального закона о медиации.[16]
Необходимо упомянуть, что в этом же году прошло еще несколько мероприятий, имеющих большое значение для истории медиации в России. Центром медиации и права было проведено рабочее совещание по обсуждению законопроекта совместно с экспертами Совета Европы при поддержке Госдумы РФ. В субъектах России состоялись многочисленные научно-практические конференции по медиации, среди которых особое значение имела конференция, проходившая в Московском Арбитражном суде 22 июня 2007
года на тему «Медиация и ее возможности в разрешении корпоративных, межкорпоративных и коммерческих споров». Все эти мероприятия стали «подготовительным этапом интеграции медиации в обучающие программы для судей».[10]
С целью развития досудебного разрешения споров в 2007 году было принято решение о создании первого, пробного проекта развития альтернативных досудебных методов разрешения правовых конфликтов. Это решение было принято на заседании Совета председателей судов Уральского федерального округа. В состав рабочей группы вошли представители судов и научного сообщества. Концепция проведения проекта была разработана на базе Уральского федерального округа и одобрена Советом Председателей судов Уральского Федерального округа.[17] А в 2008 году проект, получив одобрение и поддержку Верховного суда РФ (письмо № 5/общ-683 от 9 апреля 2008 г.) и Высшего арбитражного суда РФ (письмо № ВАС-СО1/УЗ-841 от 2 июня 2008 г.), а также Научно-методического центра медиации и права, начал свою работу.
Первоочередной целью проводимого эксперимента было просвещение и привлечение к медиации и другим способам альтернативного разрешения споров юристов (в первую очередь, конечно, судей). В задачи этого мероприятия входило, в первую очередь, повышение правовой культуры, поскольку как юрист, предоставляющий консультационные услуги, так и адвокат, и судья должны быть в достаточной степени образованы, чтобы компетентно рекомендовать кому-либо медиацию. Более того, в ходе проведенных экспериментов было доказано: те судьи, что владеют знаниями и навыками медиативного разрешения спора, эффективнее содействуют примирению сторон и помогают им прийти к примирению и заключению мирового соглашения.
Эксперимент показал великолепные результаты: прошедшие обучение судьи, с помощью полученных о медиации знаний, значительно увеличили показатели по заключению мировых соглашений (в то время как у других судей эта цифра составляла 3%, у прошедших обучение она достигала 33% от общего числа рассматриваемых дел). Полученная информация послужила убедительным доказательством эффективности медиации.[4]
Такое внушительное улучшение показателей не могло остаться незамеченным судейским сообществом. В декабре 2008 года состоялся VII Всероссийский съезд судей, в результате проведения которого было издано Постановление от 04 декабря 2008 года «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования». В этом постановлении в пункте 1.2 говорилось о необходимости внедрения медиации в судебную систему (в связи с огромной нагрузкой на суды, отсутствием норм служебной нагрузки на судей и работников аппаратов судов, что непосредственно отражалось на качестве судопроизводства и доступа к правосудию). Медиация была названа действенной «мерой, направленной на снижение нагрузки на судей и повышение тем самым эффективности и качества правосудия».
В связи с отсутствием на тот момент возможности широкого внедрения медиативных процедур в правоприменительную практику (только АПК Российской Федерации в (ст. 135 и 138) в то время указывал на посредничество как на способ урегулирования экономических споров[3]), судейское сообщество призывало
законодательные органы РФ в первоочередном порядке рассмотреть законопроект «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)». В тот момент этот законопроект находится на рассмотрении в первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.[18]
В результате, уже в декабре 2008 года Президент России дал поручение подготовить изменения в законодательные акты Российской Федерации. Эти изменения должны были быть направлены на совершенствование судебной системы; в их числе было указано развитие досудебных и внесудебных способов разрешения споров, в том числе медиации.[19]
Работа по созданию законодательства о медиации началась с новой силой на основании перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию.[20]
Не смотря на то, что к тому времени был наработан достаточно большой практический опыт применения медиации для разрешения споров не только в зарубежных странах, но и в России, имеющейся информации было не достаточно. Для получения дополнительных данных были организованы и проведены многочисленные мероприятия, в том числе, Международная конференция «Использование примирительных процедур (медиации) для урегулирования коммерческих споров в современных экономических условиях», проведенная 3-4 декабря 2009 года в Москве в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.[21]
Подготовка не прекращалась на протяжении всего 2009 года. При этом учитывались особенности российской правовой системы, социальные и культурные особенности, а также менталитет российских граж-дан.[9]
И наконец, в 2010 году, в Российской Федерации было принято законодательство о медиации: 27 июля был принят Федеральный закон РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-Ф3, который вступил в силу с 1 января 2011 года. В тот же день был принят Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 194-ФЗ. [23]
Таким образом, от создания первого проекта ныне действующего Арбитражного процессуального кодекса в 2002 году и до вступления в силу Федерального закона № 193-Ф3 прошло почти десять лет. Определение понятия «медиация» получило в России свое первое законодательное закрепление. Оно содержится в п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и звучит как «способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения».
Федеральный закон о медиации состоит из 20 статей. В них определяется его предмет регулирования и сфера действия (ст.1); приводятся определения основных понятий (ст.2); закреплены принципы проведения процедуры медиации (ст.3); регулируются условия и порядок проведения процедуры медиации (ст.4-14); перечислены требования как лицам, желающим стать медиаторами, так и к организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению проведения процедуры
медиации, а также их ответственность (ст. 15-19); а также определен порядок вступления в силу настоящего ФЗ (ст.20).
Примечание:
Статья подготовлена в ходе работы над научно-исследовательским проектом РГНФ 2016-2018 гг. № 16-33-01005"а2" «Рассмотрение частноправовых споров в странах БРИКС». (Н.рук. - Е.П. Русакова).
Список литературы:
1. Барашев А.С. Медиация в системе альтернативных способов урегулирования споров. - Закон. - №3. -2012. // Издательская группа ЗАКОН. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://arbitr.ru/_upimg/b997656735 eaa748d3bb1f0b03707304_z-3_p_076-077.pdf;
2. Стенограмма «круглого стола» от 17 октября 2006 года на тему: «Участие юридического сообщества в совершенствовании законодательства в области альтернативного разрешения споров (внесудебное разрешение споров - медиация)» // Совет Федерации. -[Электронный ресурс]. Код доступа: http://archiv.council. gov.ru/files/roundtbl/46.doc;
3. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (с изм. от 17.11.2005)//СПС «КонсультантПлюс»;
4. Шамликашвили Ц. А. Медиация в России. Современное состояние.// АНО "Центр медиации и права". -[Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.medi-acia.com/news/dir_eu_ru.pdf;
5. Сведения об образовательной организации// АНО "Центр медиации и права". - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.mediacia.com/wp/269-mlaw_b-406.html;
6. О центре// АНО "Центр медиации и права". -[Электронный ресурс]. Код доступа: http://mediacia. com/files/Documents/ANO_presentation.pdf;
7. «Участие юридического сообщества в совершенствовании законодательства в области альтернативного разрешения споров (внесудебное разрешение споров - медиация)» в 2006 году// Совет Федерации. -[Электронный ресурс]. Код доступа: http://archiv.council. gov.ru/events/roundtbl/item/46/;
8. Экономический спор разрешит посредник// Совет Федерации. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://archiv.council.gov.ru/print/inf_ps/parlisurvey/2006/11 /45/item1558.html;
9. Шамликашвили Ц.А. Внедрение медиации в России. - Журнал Право Украины, № 6, 2011г.// АНО "Центр медиации и права". - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.mediacia.com/publications/81. html;
10. История Центра медиации и права// АНО "Центр медиации и права". - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.mediacia.com/aboutus.htm;
11. О журнале//ЖУРНАЛ «Медиация и право. Посредничество и примирение». - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.mediationandlaw.ru/;
12. Объединенная служба медиации (посредничества) при РСПП// Российский союз промышленников и предпринимателей. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ars-rspp.ru/united_service_of_mediation;
13. Коллегия посредников // Торгово-промышленная палата РФ. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://mediation.tpprf.ru/ru/;
14. Комиссии //Ассоциация юристов России. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://alrf.ru/organy-associacii/komissii/;
15. Повестка дня. 19 марта 2007 года.// Московская городская Дума. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://duma.mos.ru/ru/437/info/povestka-dnya-zasedaniya-komissii-po-zakonodatelstvu-predyiduschih-sozyivov/na-19-marta-2007-goda-1;
16. Медиация как метод внесудебного решения споров// Московская городская Дума. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://duma.mos.ru/ru/34/news/novos-ti/mediatsiya-kak-metod-vnesudebnogo-resheniya-sporov;
17. Концепция правового эксперимента по внедрению примирительных процедур на базе Уральского федерального округа // АНО "Центр медиации и права". - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www. mediacia.com/files/Documents/Experiment_concept_UrFO .pdf;
18. Постановление VII Всероссийского съезда судей РФ от 04.12.2008 "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направления ее развития и совершенствования"//Совет судей Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.ssrf.ru/page/857/detail/;
19. Официальный сайт Президента РФ. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.kremlin.ru/assign-ments/2823;
20. Утверждён перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию // Ресурсный Центр медиации. - [Электронный ресурс]. Код доступа: http://mediators.ru/rus/about_mediation/news/ text6/;
21. Гордеева А.Х. Международная конференция «Использование примирительных процедур (медиации) для урегулирования коммерческих споров в современных экономических условиях» // Resolve Mediation Services, Inc. - [Электронный ресурс]. Код доступа:
http://www.mediators.com/moscowtranscript.html.
22. Артемьева Ю.А., Ермакова Е.П. , Ковыршина Н.А. Русакова Е.П. Раздел 3 Способы разрешения публич-ноправовых споров. Учебное пособие: «Способы разрешения споров в разносистемных правопорядках». ИД «Инфотроник». 2017 С.320-379
23. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-Ф3 (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.06.2016).
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,65%