Научная статья на тему 'Значимость юридического образования при подготовке медиаторов'

Значимость юридического образования при подготовке медиаторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПСИХОЛОГИЯ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодрова Елена Андреевна

Квалифицированная подготовка медиаторов непосредственно влияет на рост популярности среди населения процедуры медиации. Значимость широкого использования медиации объясняется возможностью оптимизировать работу судебной системы, снизить социальную напряженность, вызываемую разного рода спорами, а так же перейти на новый этап цивилизованного разрешения конфликтов. Для достижения поставленных перед развивающимся институтом медиации целей и задач, требуется определить методы, способствующие их реализации. Несомненно, залогом эффективной профессиональной деятельности специалиста является качественное образование. Качество образования определяется не только полнотой информации, передаваемой от преподавателя будущему специалисту, но и продуманной сочетаемостью наук, объединенных в учебном курсе. Дискуссия, касающаяся родственности медиации с юриспруденцией и психологией, остается открытой. Поэтому программа подготовки для медиаторов является рекомендованной и оставляет право за образовательными учреждениями на создание собственных специализированных учебных курсов. В статье проводится анализ действующей подготовительной программы по медиации, регламентированной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» от 14 февраля 2011 года. На основе проведенной аналитической работы, вносятся предложения по совершенствования законодательной базы, регулирующей подготовку медиаторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LEGAL EDUCATION IN MEDIATION SPECAILISTS TRAINING

The good grounding of the specialists in mediation sphere direct acts on the popularity of this procedure among people. Importance of mediation spreading is declared with an opportunity of the court system optimization, down of social unrest, connected with the different disputes and also get a new step to civilization way of solving the dispute reasons. For achieving of the mediation goals and tasks, it should be determined special methods, which will use in this action. As it’s said the success base of qualify work of specialists is brilliant education. It’s important to realize that education level is shown not just with setting information volume, but with compotation of sciences, which are taught to students. Discussion about mediation connection with jurisprudence and psychology is opened, cause of the education program of mediation is just recommended to education institutions. In the research article reviews actual Russian legal base, regulating mediation process of education and present projects of modification legal base, concerning training of mediation specialists.

Текст научной работы на тему «Значимость юридического образования при подготовке медиаторов»

ПОДГОТОВКА МЕДИАТОРОВ

Бодрова Е.А.

3.7. ЗНАЧИМОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕДИАТОРОВ

Бодрова Елена Андреевна, аспирант. Место учебы: Российский государственный гуманитарный университет. Подразделение: кафедра финансового права. Должность: юрисконсульт. Место работы: ООО «Монолит». E-mail: Bodrovaelena@yahoo.com

Аннотация: Квалифицированная подготовка медиаторов непосредственно влияет на рост популярности среди населения процедуры медиации. Значимость широкого использования медиации объясняется возможностью оптимизировать работу судебной системы, снизить социальную напряженность, вызываемую разного рода спорами, а так же перейти на новый этап цивилизованного разрешения конфликтов.

Для достижения поставленных перед развивающимся институтом медиации целей и задач, требуется определить методы, способствующие их реализации. Несомненно, залогом эффективной профессиональной деятельности специалиста является качественное образование. Качество образования определяется не только полнотой информации, передаваемой от преподавателя будущему специалисту, но и продуманной сочетаемостью наук, объединенных в учебном курсе. Дискуссия, касающаяся родственности медиации с юриспруденцией и психологией, остается открытой. Поэтому программа подготовки для медиаторов является рекомендованной и оставляет право за образовательными учреждениями на создание собственных специализированных учебных курсов.

В статье проводится анализ действующей подготовительной программы по медиации, регламентированной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» от 14 февраля 2011 года. На основе проведенной аналитической работы, вносятся предложения по совершенствования законодательной базы, регулирующей подготовку медиаторов.

Ключевые слова: процедура медиации, образовательная программа, психология, юриспруденция, квалифицированные специалисты.

ROLE OF LEGAL EDUCATION IN MEDIATION SPECAILISTS TRAINING

Bodrova Elena Andreevna, postgraduate student. Place of study: Russian state humanitarian University. Department: financial law chair. Position: legal advisor. Place of employment: Monolit, LLC. E-mail: Bodrovaelena@yahoo.com

Annotation: The good grounding of the specialists in mediation sphere direct acts on the popularity of this procedure among people. Importance of mediation spreading is declared with an opportunity of the court system optimization, down of social unrest, connected with the different disputes and also get a new step to civilization way of solving the dispute reasons.

For achieving of the mediation goals and tasks, it should be determined special methods, which will use in this action. it’s said the success base of qualify work of spe-

cialists is brilliant education. It’s important to realize that education level is shown not just with setting information

volume, but with compotation of sciences, which are taught to students. Discussion about mediation connection with jurisprudence and psychology is opened, cause of the education program of mediation is just recommended to education institutions.

In the research article reviews actual Russian legal base, regulating mediation process of education and present projects of modification legal base, concerning training of mediation specialists.

Keywords: mediation procedure, education program, jurisprudence, psychology, good-trained specialists.

Вопрос реализации качественного образования в нашей стране остается одной из актуальных проблем современного российского общества. Сохранение лучших традиций классического отечественного образования предусматривает не только преемственность образовательных программ, форм и методов обучения, но и создание новых образовательных направлений. Такие обучающие программы необходимых как для развития системы образования в целом, так и для их практического применения в разрешении имеющихся вопросов в различных областях жизни нашего общества.

Создание новых теоретических курсов и их прикладное использование призвано снять имеющееся социальное напряжение в целом спектре межпичностно -бытовых, экономических и других видах общественных отношений. Одним из примеров продуктивного взаимодействия общества и системы образования является формирование и развитие программы обучения медиаторов - новой для нашей страны профессиональной категории [1].

На сегодняшний день, подготовка медиаторов осуществляется в соответствии с принятым от 14 февраля 2011 года Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» (далее - «Приказ Минобрнауки №187») и представляет собой дополнительную, очную программу профессиональной переподготовки [1]. Действующая программа не является универсальной для каждой организации, занимающейся подготовкой медиаторов, и носит рекомендательный характер. В силу диспозитивности предписаний Приказа Минобрнауки №187, предполагается дальнейшая разработка образовательными учреждениями, в которых проводится обучение медиаторов, специализированных академических программ. Законодательно регламентированная программа подготовки медиаторов состоит из трех образовательных программ повышения квалификации: «Медиация. Базовый курс», «Медиация. Особенности применения медиации», «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов». Освоение программы «Медиация. Базовый курс» позволяет вести практическую деятельность, без права преподавания. Для получения звания медиатора широкого профиля, необходимо пройти обучающий курс «Медиация. Особенности применения медиации». Завершающим образовательным этапом является программа «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов», которая дает право выпускникам на ведение преподавательской деятельности.

В иерархичном завершении каждого из трех образовательных этапов, учреждением, подготавливающем медиаторов, проводится итоговая аттестация, предоставляющая допуск к следующей ступени образования. Освоение всех трех академических программ должно состояться не позднее пяти лет с момента успешной аттестации по базовому курсу медиации.

73

4'2014

Пробелы в российском законодательстве

Результатом обучения будущих медиаторов является получение дипломированными специалистами знаний и навыков в таких областях науки, как юриспруденция, психология, социология, конфликтология, лингвистика, софистика, социальная и юридическая психология. Другими словами, за три образовательные программы учащиеся должны освоить методы работы конфликтолога, софиста, лингвиста, социолога, психолога и юриста. Одним из обязательных условий выполнения поставленной задачи в полном объеме является наличие у будущего медиатора базового образования, формирующего практические

взаимодействие имеющейся системы знаний и вновь приобретаемых умений и навыков.

В соответствии с Федеральным законом РФ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля

2010 г. № 193 - ФЗ, вступившим в силу с 1 января

2011 года (далее - «Закон N 193-ФЗ») [2], медиатору для осуществления практической деятельности, помимо освоения специальной программы в соответствии с Приказом № 187, достаточно иметь высшее профессиональное образование. При этом необходимость наличия конкретного фундаментального образования не регламентируется. В академической программе по подготовке медиаторов превалирующее количество образовательных модулей состоят из лекций и семинаров по психологии и праву. Однако, действующее законодательство не обязывает медиатора иметь в качестве первого высшего, психологическое или юридическое образование. Возможно, это объясняется тем, что учебная программа по медиации в большей мере ориентирована на преподавание профильных программ психологии и права, причем занятий по психологии больше, чем учебных часов, посвященных юриспруденции. Логика данной системы образования обусловлена определенным сходством принципов работы медиатора и психолога.

Действительно, в работе медиатора во многом прослеживаются свойственные психологу методы работы, такие как: активное и пассивное слушание клиентов, сохранение позиции нейтралитета по отношению к каждой из сторон конфликта, умение находить адекватные компромиссы и неприемлемость навязывания своей точки зрения [3]. Однако необходимо отметить, что при определенном сходстве методов работы медиатора и психолога, перед ними стоят совершенно разные задачи. Основой деятельности медиатора по сравнению с работой психолога является использование всесторонних правовых знаний. Разрешение межличностного конфликта является основной задачей психолога, тогда как медиатор не только разрешает подобные конфликты, но и приводит обе его стороны к компромиссному решению в рамках действующего законодательства с учетом интересов всех сторон спора. Речь идет об экспертных познаниях в области права, позволяющих медиатору квалифицированно исполнять свои обязанности в части урегулирования споров различного правового характера в соответствии с действующим законодательством [4].

Регламентированная программа обучения медиаторов предусматривает спецкурс по юриспруденции, который посвящен изучению законодательной базы, судебной практики, рассмотрению соотношения медиации и юриспруденции. В настоящее время данный курс ограничен количеством учебных часов и по объективным причинам включает только базовые знания в перечисленных областях права. Однако специалиста в

области права, получившего фундаментальное юридическое образование, отличают не только более глубокие и полные знания законодательной базы и судебной практики, но и отработанные навыки системного анализа, умение использовать справочно -правовые системы для квалифицированного решения тех или иных правовых вопросов [5].

В связи с этим представляется целесообразным внести предложение об обязательном получении медиаторами фундаментального юридического образования. Данное предложение обусловлено востребованностью у клиентов в квалифицированной юридической помощи. Как известно, получение

фундаментального образования требует времени, а так же концентрированности на отдельной конкретной области знаний. Рекомендованная программа обучения медиаторов содержит, как уже говорилось, большое количество часов, отведенных изучению права. Однако успешность воплощения результатов обучения в соответствии с данной программой, не может не соотноситься с тем, являются ли навыки, получаемые в соответствии с программой, совершенно новыми для будущего медиатора или эта информация восполняет недостающие знания о взаимосвязи права и медиации. Качество теоретической подготовки специалиста по медиации обуславливает результативность его практической деятельности.

В настоящее время медиации незаслуженно отводится второстепенная роль, по сравнению с судебными способами урегулирования споров. Однако положительные результаты работы медиаторов по всей стране подтверждают необходимость популяризации данной альтернативной процедуры разрешения конфликтов. Большее количество подготовленных высокопрофессиональных кадров медиаторов на практике подтвердят известный принцип перехода количества в качество, в данном случае - количественное уменьшение рассмотренных в суде дел.

Хотелось бы также отметить, что качество оказываемых медиативных услуг должно закладываться в период обучения, а не складываться только за чет количества рассмотренных дел. Формирование качественной методики медиаторов должно происходить в рамках системной подготовки специалистов. Под такой подготовкой подразумевается не только компетентно разработанная концепция преподавания, но и использование научных методов, принципов и техник медиации, конкретизация требований к базовому образованию желающих изучать альтернативную технологию урегулирования споров. Анализ разработанной в соответствии с Приказом № 187 и используемой в настоящее время образовательной программы по медиации указывает на то, что она разрабатывалась с расчетом на имеющееся у студентов базовое юридическое образование. Подобное предположение объясняется заметно превалирующей ролью дисциплин по психологии над юриспруденцией. Разумеется, нельзя преуменьшать значимость психологии в медиации, однако без аналитических навыков работы с законодательной базой и судебной практикой, медиатор не сможет обоснованно определить медиабельна ситуация или нет.

В случае, если ситуация не подлежит медиативному разбирательству, медиатор должен сразу проинформировать об этом клиентов [6]. При положительной оценке ситуации, когда медиация возможна, медиатор снова должен действовать в соответствии с буквой закона. В противном случае, судебное разбирательство

74

ПОДГОТОВКА МЕДИАТОРОВ

Бодрова Е.А.

неизбежно и одним из его фигурантов может стать сам медиатор. Именно с целью предотвращения усугубления спорных ситуаций и вовлечения в них новых участников, целесообразно внимательно отнестись к подготовке кадров развивающегося института медиаторов

[7].

В процессе обучения будущих медиаторов важно как наличие фундаментального юридического образования, так и тип мышления, свойственный юристам. Возможно, наличие обязательного юридического образования у медиаторов станет дополнительным источником доверия к медиатору и обусловит рост популярности таких специалистов у более широкого круга населения нашей страны. Опыт работы психологической службы и возможность решения конфликтов в кабинете психолога не пользуется в нашей стане такой же популярностью, как за рубежом, а получение квалифицированной юридической помощи считается гарантированным только у практикующих юристов. Именно поэтому наличие фундаментального юридического образования у медиаторов является обоснованным и соответствующим тенденциям развития демократических институтов в современном российском обществе.

Список литературы:

1. Магомедбеков Г.У., к.э.н. Пути совершенствования кадровой политики в организации // Бизнес в законе. 2014. № 2. С. 82.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// www.rg.ru/2011/02/15/ mediator.html

3. Федеральный закон РФ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27 июля 2010 г. № 193 -ФЗ // СЗ РФ. 2010. №31.

4. Гулина, Марина Анатольевна. Терапевтическая и

консультативная психология. — 2-е издание. —

СПб.: Речь, 2001. — 352 с.

5. Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г.Мета, Г.Похмелкина / Перевод с нем. Г.Похмелкиной. — М.: Издательство Verte, 2004. — 320 с.

6. Вохмянин Д.В. к.ю.н., доцент. Анализ общих методик исследований в правовых науках, применимые к правовым универсалиям // Бизнес в законе. 2012. № 1. С. 39.

7. Бурдо Е.П. канд. юрид. наук. Правовые проблемы функционирования института медиации в Российской Федерации. Актуальные вопросы // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 21.

Рецензия

на научную статью «Значимость юридического образования при подготовке медиаторов» аспиранта кафедры финансового права Российского государственного гуманитарного университета Бодровой Елены Андреевны.

Статья Бодровой Е.А. посвящена исследованию подготовки профессиональных медиаторов. В статье проводится анализ действующих законодательных норм, регламентирующих порядок обучения будущих специалистов по медиации. Актуальность и новизна темы научной статьи обуславливается стремительным развитием института медиации в России, а вместе с тем необходимостью в подготовке квалифицированных кадров.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется сформулированными автором статьи выводами по поводу рекомендованной для медиаторов образовательной программы, а так же внесением предложений с целью усовершенствовать порядок подготовки специалистов по медиации.

Автор статьи аргументировано излагает свою точку зрения по заданной научной теме, предлагаемые дополнения реалистичны, обоснованны, являются ценными как для практикующих специалистов по медиации, а так же их потенциальных клиентов, так и для научного сообщества с возможностью использования материала для написания фундаментальных научных работ.

Статья рекомендована к опубликованию.

Доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета, заведующий кафедрой финансового права Института экономики, управления и права РГГУ С.В. Тимофеев

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.