НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ МЕДИАЦИИ В РОССИИ
БОДРОВА Елена Андреевна
Аннотация. Наличие обширных знаний и владение широким спектром навыков делает профессию медиатора уникальной. Создание узкопрофильной специализации в медиации обеспечит необходимый уровень компетенции медиаторов за счет углубленного изучения специфики теоретической и практической базы при подготовке специалистов в определенных профессиональных сферах медиативной деятельности.
Annotation. Unique character of mediation job is based on extensive knowledge and practical experience. Single-discipline in mediation provides to mediators special job level cause of enhanced studying in theoretical and practical sphere of every mediation area.
Ключевые слова: медиация, специалитет, школьная медиация, профессиональный стандарт медиатора.
Key words: mediation, specialist programme, school mediation, professional mediator norm.
Цивилизованное развитие социума несет в себе не только позитивное начало для каждого индивида и общества в целом, но и сублимированное отношение к возникающим конфликтам как межличностного, так и глобального характера. Субъективное отношение каждой из сторон к конфликту существенно затрудняет процесс урегулирования спорной ситуации. В случае, когда стороны самостоятельно не могут прийти к компромиссному решению в конфликте, возникает необходимость привлечения третьей стороны, занимающей нейтральную позицию в споре. Исторически подобная роль в России закрепилась за институтом судей. Судья по итогам судебного разбирательства единолично выносит решение, обязательное для выполнения всеми участниками спора.
Целью судебного разбирательства является разрешение каждой конфликтной ситуации, а совокупным следствием этого процесса становится снижение уровня социального напряжения в обществе целом. Контроль над уровнем социальной напряженности в стране позволяет государству оперативно реагировать на любые вызовы и обеспечивать стабильность развития социума. Другими словами, государственная судебная система наделена не только функциями арбитра, но и выступает в качестве своеобразного стабилизатора взаимоотношений различных слоев общества. Именно поэтому крайне важно, чтобы судебное решение выносилось своевременно, без затягивания процесса.
Скорость рассмотрения и вынесения решения по каждому конкретному делу зависит от степени загруженности судов. С целью оптимизации работы судебной системы представляется целесообразным внести предложение о формировании системы взаимодействия судов и медиативных центров. Медиация как способ внесудебного урегулирования споров поможет разгрузить суды, тем самым ускорив процесс рассмотрения и вынесения решения по делу. Это в свою очередь не только позволит организовать наиболее эффективную процедуру судебного разбирательства, но и создаст реальные предпосылки для развития отечественной медиации различных направлений.
Медиация в Европе и США, а также ряде других стран получила свое широкое признание за счет своей очевидной социальной полезности. Медиатор одновременно выполняет функции юриста, психолога, конфликтолога, социолога, лингвиста, что позволяет ему в кратчайшие сроки выявить основную проблему, с которой пришел клиент. Источником проблемы, вызвавшей спор, может быть любая причина. Медиатор как специалист широкого профиля не только подготовлен в вопросах урегулирования конфликтов, но и компетентен в установлении истинной причины спора, которая кроется за озвученным клиентом пово-дом1.
1 Хищенко А.С. Развитие института медиации в России //
Политика и о-во. 2009. № 7. С. 18-21.
Гражданское право, семейное право, международное частное право
43
Разрешение конкретного спора - это одна из задач, стоящих перед медиатором. Главной его целью является снятие межличностного напряжения. Именно поэтому особое значение имеет тот факт, что медиатор в ходе разрешения конфликта может выявить какие-либо сопутствующие проблемы и порекомендует клиенту обратиться к психологу или юристу для своевременного блокирования развития предпосылок возможных спорных ситуаций .
Наличие обширных знаний и владение широким спектром навыков делает профессию медиатора уникальной. Специфика работы последнего требует четко регламентированных профессиональных требований, подобно тем, которые определяют профиль многих специалистов, работающих с людьми - учителей, врачей, юристов, психологов и т.д. Узкопрофильная специализация обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов, которые позволяют обществу доверять жизнь, здоровье, защиту своих интересов именно таким профессионалам.
В настоящее время Центр права и медиации в г. Москве разработал профессиональный стандарт медиаторов. Предложенный в стандартах принцип подготовки последних предусматривает разделение медиаторов на специалистов общего профиля и экспертов в специализированных областях.
Медиатор общего профиля может проводить процедуры медиации, не требующие глубокого знания предметной области, в которой возник спор, и специальных навыков ведения процедуры медиации в специализированной сфере; применять базовые (не специализированные) приемы и методы ведения процедуры медиации.
К специализированным сферам медиации относятся: семейная и коммерческая медиации, медиация в образовании, публичной и трудовой сфере, в восстановительном правосудии и с несовершеннолетними правонарушителями, медиация в спорах, связанных с защитой интеллектуальной собственности, многосторонняя медиация и медиация в международной сфере (проведение процедуры
2 Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - переговоры с участием посредника. СПб. : Роза мира, 2007.
медиации в трансграничных и/или межкультурных спорах, возникших в конкретной сфере - либо семейной, либо коммерческой, либо в др.). Соискатель подтверждает свою квалификацию для каждой сферы отдельно. Квалификационный документ (сертификат/свидетельство) выдается на каждую специализированную сферу3.
Определение категорий для специалистов по медиации, безусловно, необходимо в связи со спецификой рассматриваемых ими споров. Медиатору - эксперту по правам детей, - несомненно, потребуются специальные знания и навыки для урегулирования конфликтов данного вида. Это представляется вполне обоснованным, но, тем не менее, у медиатора, проводящего спороурегулирующую процедуру не всегда есть возможность получить необходимые знания до начала ведения дела. Как правило, обладая общим профессиональным багажом, медиатор приобретает целевые знания и дополнительные навыки непосредственно в процессе работы с клиентом. Это, безусловно, увеличивает время разбирательства и влияет на качество работы медиатора в целом. Принимая во внимание изложенное, представляется обоснованным организовать подготовку специалистов в каждой конкретной сфере: медиаторов по правам детей, медиаторов по семейным спорам, медиаторов, взаимодействующих с судами и т.д.
В настоящее время большое внимание уделяется развитию школьной медиации. Необходимость развития данного вида разрешения споров и создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия определены Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761)4.
Метод школьной медиации направлен на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса и ориентирован на формирование конструктивной позиции
3 URL: http://www.mediacia.com/news/178.html (дата обращения: 11.08.2014).
4 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23.
сторон в решении споров, создание консенсуса с каждой из сторон конфликта .
Формирование и дальнейшее развитие методов школьной медиации является одним из доказательств имеющегося социального заказа на подготовку медиаторов с определенной специализацией, в частности -специалиста в области семейной и образовательной медиации. Квалифицированность специалиста обуславливается глубиной его
теоретических знаний и обширностью практических навыков профессионала в определенной области медиации.
Создание специалитета в медиации обеспечит необходимый уровень компетенции медиаторов за счет углубленного изучения специфики теоретической и практической базы при подготовке специалистов в определенных профессиональных сферах медиативной деятельности.
5 Эберг А. Посредничество как эффективный инструмент разрешения споров // Хозяйство и право. 2008. № 12. С. 78-83.