Научная статья на тему 'Необходимость подготовки специалистов для развития детской медиации в России'

Необходимость подготовки специалистов для развития детской медиации в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / СПЕЦИАЛИТЕТ / ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ МЕДИАТОРА / MEDIATION / SPECIALIST PROGRAMME / SCHOOL MEDIATION / PROFESSIONAL MEDIATOR NORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бодрова Елена Андреевна

Наличие обширных знаний и владение широким спектром навыков делает профессию медиатора уникальной. Создание узкопрофильной специализации в медиации обеспечит необходимый уровень компетенции медиаторов за счет углубленного изучения специфики теоретической и практической базы при подготовке специалистов в определенных профессиональных сферах медиативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Unique character of mediation job is based on extensive knowledge and practical experience. Single-discipline in mediation provides to mediators special job level cause of enhanced studying in theoretical and practical sphere of every mediation area.

Текст научной работы на тему «Необходимость подготовки специалистов для развития детской медиации в России»

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ МЕДИАЦИИ В РОССИИ

БОДРОВА Елена Андреевна

Аннотация. Наличие обширных знаний и владение широким спектром навыков делает профессию медиатора уникальной. Создание узкопрофильной специализации в медиации обеспечит необходимый уровень компетенции медиаторов за счет углубленного изучения специфики теоретической и практической базы при подготовке специалистов в определенных профессиональных сферах медиативной деятельности.

Annotation. Unique character of mediation job is based on extensive knowledge and practical experience. Single-discipline in mediation provides to mediators special job level cause of enhanced studying in theoretical and practical sphere of every mediation area.

Ключевые слова: медиация, специалитет, школьная медиация, профессиональный стандарт медиатора.

Key words: mediation, specialist programme, school mediation, professional mediator norm.

Цивилизованное развитие социума несет в себе не только позитивное начало для каждого индивида и общества в целом, но и сублимированное отношение к возникающим конфликтам как межличностного, так и глобального характера. Субъективное отношение каждой из сторон к конфликту существенно затрудняет процесс урегулирования спорной ситуации. В случае, когда стороны самостоятельно не могут прийти к компромиссному решению в конфликте, возникает необходимость привлечения третьей стороны, занимающей нейтральную позицию в споре. Исторически подобная роль в России закрепилась за институтом судей. Судья по итогам судебного разбирательства единолично выносит решение, обязательное для выполнения всеми участниками спора.

Целью судебного разбирательства является разрешение каждой конфликтной ситуации, а совокупным следствием этого процесса становится снижение уровня социального напряжения в обществе целом. Контроль над уровнем социальной напряженности в стране позволяет государству оперативно реагировать на любые вызовы и обеспечивать стабильность развития социума. Другими словами, государственная судебная система наделена не только функциями арбитра, но и выступает в качестве своеобразного стабилизатора взаимоотношений различных слоев общества. Именно поэтому крайне важно, чтобы судебное решение выносилось своевременно, без затягивания процесса.

Скорость рассмотрения и вынесения решения по каждому конкретному делу зависит от степени загруженности судов. С целью оптимизации работы судебной системы представляется целесообразным внести предложение о формировании системы взаимодействия судов и медиативных центров. Медиация как способ внесудебного урегулирования споров поможет разгрузить суды, тем самым ускорив процесс рассмотрения и вынесения решения по делу. Это в свою очередь не только позволит организовать наиболее эффективную процедуру судебного разбирательства, но и создаст реальные предпосылки для развития отечественной медиации различных направлений.

Медиация в Европе и США, а также ряде других стран получила свое широкое признание за счет своей очевидной социальной полезности. Медиатор одновременно выполняет функции юриста, психолога, конфликтолога, социолога, лингвиста, что позволяет ему в кратчайшие сроки выявить основную проблему, с которой пришел клиент. Источником проблемы, вызвавшей спор, может быть любая причина. Медиатор как специалист широкого профиля не только подготовлен в вопросах урегулирования конфликтов, но и компетентен в установлении истинной причины спора, которая кроется за озвученным клиентом пово-дом1.

1 Хищенко А.С. Развитие института медиации в России //

Политика и о-во. 2009. № 7. С. 18-21.

Гражданское право, семейное право, международное частное право

43

Разрешение конкретного спора - это одна из задач, стоящих перед медиатором. Главной его целью является снятие межличностного напряжения. Именно поэтому особое значение имеет тот факт, что медиатор в ходе разрешения конфликта может выявить какие-либо сопутствующие проблемы и порекомендует клиенту обратиться к психологу или юристу для своевременного блокирования развития предпосылок возможных спорных ситуаций .

Наличие обширных знаний и владение широким спектром навыков делает профессию медиатора уникальной. Специфика работы последнего требует четко регламентированных профессиональных требований, подобно тем, которые определяют профиль многих специалистов, работающих с людьми - учителей, врачей, юристов, психологов и т.д. Узкопрофильная специализация обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов, которые позволяют обществу доверять жизнь, здоровье, защиту своих интересов именно таким профессионалам.

В настоящее время Центр права и медиации в г. Москве разработал профессиональный стандарт медиаторов. Предложенный в стандартах принцип подготовки последних предусматривает разделение медиаторов на специалистов общего профиля и экспертов в специализированных областях.

Медиатор общего профиля может проводить процедуры медиации, не требующие глубокого знания предметной области, в которой возник спор, и специальных навыков ведения процедуры медиации в специализированной сфере; применять базовые (не специализированные) приемы и методы ведения процедуры медиации.

К специализированным сферам медиации относятся: семейная и коммерческая медиации, медиация в образовании, публичной и трудовой сфере, в восстановительном правосудии и с несовершеннолетними правонарушителями, медиация в спорах, связанных с защитой интеллектуальной собственности, многосторонняя медиация и медиация в международной сфере (проведение процедуры

2 Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - переговоры с участием посредника. СПб. : Роза мира, 2007.

медиации в трансграничных и/или межкультурных спорах, возникших в конкретной сфере - либо семейной, либо коммерческой, либо в др.). Соискатель подтверждает свою квалификацию для каждой сферы отдельно. Квалификационный документ (сертификат/свидетельство) выдается на каждую специализированную сферу3.

Определение категорий для специалистов по медиации, безусловно, необходимо в связи со спецификой рассматриваемых ими споров. Медиатору - эксперту по правам детей, - несомненно, потребуются специальные знания и навыки для урегулирования конфликтов данного вида. Это представляется вполне обоснованным, но, тем не менее, у медиатора, проводящего спороурегулирующую процедуру не всегда есть возможность получить необходимые знания до начала ведения дела. Как правило, обладая общим профессиональным багажом, медиатор приобретает целевые знания и дополнительные навыки непосредственно в процессе работы с клиентом. Это, безусловно, увеличивает время разбирательства и влияет на качество работы медиатора в целом. Принимая во внимание изложенное, представляется обоснованным организовать подготовку специалистов в каждой конкретной сфере: медиаторов по правам детей, медиаторов по семейным спорам, медиаторов, взаимодействующих с судами и т.д.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию школьной медиации. Необходимость развития данного вида разрешения споров и создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия определены Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761)4.

Метод школьной медиации направлен на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса и ориентирован на формирование конструктивной позиции

3 URL: http://www.mediacia.com/news/178.html (дата обращения: 11.08.2014).

4 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23.

сторон в решении споров, создание консенсуса с каждой из сторон конфликта .

Формирование и дальнейшее развитие методов школьной медиации является одним из доказательств имеющегося социального заказа на подготовку медиаторов с определенной специализацией, в частности -специалиста в области семейной и образовательной медиации. Квалифицированность специалиста обуславливается глубиной его

теоретических знаний и обширностью практических навыков профессионала в определенной области медиации.

Создание специалитета в медиации обеспечит необходимый уровень компетенции медиаторов за счет углубленного изучения специфики теоретической и практической базы при подготовке специалистов в определенных профессиональных сферах медиативной деятельности.

5 Эберг А. Посредничество как эффективный инструмент разрешения споров // Хозяйство и право. 2008. № 12. С. 78-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.