Научная статья на тему 'Проблемы организации бухгалтерского и налогового учёта субъектов малого предпринимательства'

Проблемы организации бухгалтерского и налогового учёта субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1722
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ / ЛЬГОТЫ / УЧЕТ / АНАЛИЗ / УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SMALL BUSINESS / ACCOUNTING / TAXATION / BENEFITS / ADVANTAGES AND DISADVANTAGES / ANALYSIS / ACCOUNTING AND ANALYTICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаева Зоя Шапиулаховна, Маграмова Хадижат Гадисовна

В статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса. Автором выделены основные проблемы, которые могут возникнуть у указанных субъектов, и предложены рекомендации по организации системы бухгалтерского учета. Описаны существующие системы налогообложения организаций малого бизнеса, выделены их преимущества и недостатки. Кроме этого, рассматривается важность и значение ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Перечислены рекомендуемые организационные формы учета на предприятиях. Также большое внимание уделяется принципам организации бухгалтерского учета на малых предприятиях. Учитывая то, что малый бизнес локомотив региональной экономики. Грамотная организация бухгалтерского учета и анализа на малых предприятиях позволяет им эффективно и мобильно функционировать в условиях конкурентной среды. Главная проблема найти оптимальный вариант учетно-аналитической системы для субъектов малого предпринимательства. В процессе учета бухгалтерской документации делается на специфику работы с инновациями, коммерциализации новых идей, защите интеллектуальной собственности. В настоящее время, современному производству требуется не просто экономист, а высококлассный профессионал, владеющий технологиями инновационной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING OF SUBJECTS OF SMALL ENTREPRENEURSHIP

The article deals with the organization of accounting in small businesses. The authors identify the main problems that may arise from existing entities, and offer recommendations on the organization of the accounting system. The existing tax systems of small business organizations are described, their advantages and disadvantages are highlighted. In addition, accounting records are kept at small businesses. Listed recommended organizational forms of accounting for enterprises. Also, great attention is paid to the principles of accounting in small enterprises. Considering that small business is the locomotive of the regional economy. Competent organization of accounting and analysis in small enterprises allows them to operate effectively and mobile in a competitive environment. The main task is to find the best option of the accounting and analytical system for small businesses. Work with innovations, commercialization of new ideas, protection of intellectual property. Currently, production requires not only an economist, but also a high-class professional who owns the technology of innovation and the emergence of professional competencies.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации бухгалтерского и налогового учёта субъектов малого предпринимательства»

экономические науки

Бабаева Зоя Шапиулаховна, Маграмова Хадижат Гадисовна ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ...

УДК 334.021.1

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0013

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЁТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© 2019

Бабаева Зоя Шапиулаховна, профессор кафедры бухгалтерский учёт экономического факультета Маграмова Хадижат Гадисовна, магистрант 2 курса направление бухгалтерский учёт, анализ и аудит Дагестанский государственный университет (367000, Россия, Махачкала, улица Гаджиева, 43-а, e-mail: garunova95@bk.ru)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учета в субъектах малого бизнеса. Автором выделены основные проблемы, которые могут возникнуть у указанных субъектов, и предложены рекомендации по организации системы бухгалтерского учета. Описаны существующие системы налогообложения организаций малого бизнеса, выделены их преимущества и недостатки. Кроме этого, рассматривается важность и значение ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Перечислены рекомендуемые организационные формы учета на предприятиях. Также большое внимание уделяется принципам организации бухгалтерского учета на малых предприятиях. Учитывая то, что малый бизнес - локомотив региональной экономики. Грамотная организация бухгалтерского учета и анализа на малых предприятиях позволяет им эффективно и мобильно функционировать в условиях конкурентной среды. Главная проблема - найти оптимальный вариант учетно-аналитической системы для субъектов малого предпринимательства. В процессе учета бухгалтерской документации делается на специфику работы с инновациями, коммерциализации новых идей, защите интеллектуальной собственности. В настоящее время, современному производству требуется не просто экономист, а высококлассный профессионал, владеющий технологиями инновационной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: малый бизнес, бухгалтерский учет, налогообложение, преимущества и недостатки, льготы, учет, анализ, учетно-аналитическая система.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING OF SUBJECTS OF SMALL ENTREPRENEURSHIP

© 2019

Babaeva Zoya Shapiulakhovna, Professor of Accounting Department of the Faculty of Economics Magramova Khadizhat Gadisovna, Undergraduate 2 course direction accounting,

analysis and audit Dagestan State University (367000, Russia, Makhachkala, Gadzhiev Street, 43-a, e-mail: garunova95@bk.ru)

Abstract. The article deals with the organization of accounting in small businesses. The authors identify the main problems that may arise from existing entities, and offer recommendations on the organization of the accounting system. The existing tax systems of small business organizations are described, their advantages and disadvantages are highlighted. In addition, accounting records are kept at small businesses. Listed recommended organizational forms of accounting for enterprises. Also, great attention is paid to the principles of accounting in small enterprises. Considering that small business is the locomotive of the regional economy. Competent organization of accounting and analysis in small enterprises allows them to operate effectively and mobile in a competitive environment. The main task is to find the best option of the accounting and analytical system for small businesses. Work with innovations, commercialization of new ideas, protection of intellectual property. Currently, production requires not only an economist, but also a high-class professional who owns the technology of innovation and the emergence of professional competencies.

Keywords: small business, accounting, taxation, benefits, advantages and disadvantages, accounting, analysis, accounting and analytical system.

Организации малого бизнеса, которые действуют в странах с высокоразвитой экономикой рынка, позволяют отследить преимущества для них. Сам по себе малый бизнес в любой стране является одним из самых важных секторов экономики. Среди преимуществ, получаемых организациями малого бизнеса:

- поддержка от государства, а также льготы, связанные с налогообложением.

- возможность использовать в своем бизнесе любые новаторские средства, такие как развитие новых секторов деятельности, развитие новых товаров, или развитие нового направления оказания услуг. Всё это для малого бизнеса связано с быстрой возможностью реализации, и отсутствием долгосрочного согласования.

- в связи с изменениями экономической среды малый бизнес является наиболее маневренным по своим управленческим качествам. В виду наиболее упрощённой структуры управления. Упрощенная структура управления даёт возможность быстро принимать решения.

- административные расходы также являются сниженными в виду отсутствия многочисленного персонала управления, который требует больших финансовых затрат.

- возможность заполнять те ниши, которые были либо признаны нерентабельными большим бизнесом,

либо по каким другим причинам. А значит учитывать экономическую специализацию региона.

Несмотря на то, что малое предпринимательство стало важным для успешного развития экономики России и рыночной экономики в целом, а государство старается развить как можно больше льгот и послаблений для его развития. Всё равно преимущества, связанные с малым бизнесом, граничит также и с недостатками. Это недостатки весьма существенно снижают смысл развития малого бизнеса для экономики России.

Наиболее основными из этих недостатков можно считать:

- размер уставного капитала для предприятий малого бизнеса является ограниченным. По этой причине отсутствует возможность реализовывать глобальные проекты.

- предприятия малого бизнеса в условиях рынка, обладают малой устойчивостью.

- так же, для принятия каких-либо решений в сфере управления предприятием малого бизнеса у руководителей зачастую отсутствует Опыт, а также необходимые экономические знания.

- отсутствие выгодных условий для получения ресурсов в кредитной сфере.

Проводя сравнение между преимуществами, а так-

Babaeva Zoya Shapiulakhovna, Magramova Khadizhat Gadisovna economic

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING ... sceinces

же недостатками в сфере малого бизнеса, можно с полной уверенностью сделать заключение. Для успешного управления малым бизнесом в реальных условиях, а также его функционирование, необходимо формирование наиболее эффективно действующий, единой, системы для учета управления, бухгалтерского учета, и налогового учета.

Федеральным Законом за номером 402-ФЗ установлено, что самой организацией разрешено выбрать каким образом будет производиться бухгалтерский учёт. Либо это будет специальный отдел бухгалтерии, либо это будет старший бухгалтер самой этой организации.

Для ведения отчётности, и налогообложения, у каждой из организаций малого бизнеса есть такая возможность.

Среди форум различного бухгалтерского учета законодательством выделены:

- единая форма счетоводства (журнально-ордерная).

- такая же форма счетоводства для предприятий, которые являются небольшими, а также хозяйственных организаций.

- упрощённая форма для ведения бухгалтерского учёта.

Для упрощенной системы налогообложения необходимо выделить, как нам кажется, формы ведения книги учета доходов и расходов.

При изучении наибольшего количества организаций малого бизнеса, и практику ведения бухгалтерского учета подобными организациями, мы сделали вывод, что большинство из них применяют автоматизированную система учета журнально-ордерную, которая основана на компьютерных программах.

Это не является чем-либо уникальным, по той причине, что большинство организаций в наше время активно пользуется компьютерной техникой и оборудованы компьютерами.

Компьютер позволяет сохранить все данные и сортировать их в базах и реестрах. Что значительно упрощает ведение бухгалтерии.

Подобная форма ведения учета обеспечивает, а высокую точность данных, сохранение этих данных и быстрый доступ к ним. Но несмотря на всё это присутствует и недостатки автоматизированной системы учета.

Нам кажется, что именно поэтому организации не пользуются основным элементом управления системы бухгалтерского учета, а именно упрощенную форму бухгалтерского учета.

Фирма пытается сократить свои расходы как можно больше и по этой причине, как правило, нанимают только одного бухгалтера. Компьютерные бухгалтерские программы сами по себе не предназначены для ведения упрощенной формы бухгалтерского учета, но используются бухгалтерами по причине большого объема работы, которая предназначена для одного человека.

Также лицензионные версии подобных программ зачастую стоят очень недешево, по этой причине руководство отказывается от их обслуживания и обновления.

Сравнивая среди плюсов и минусов ведение учета можно с уверенностью сказать, что наибольшей особенностью является отсутствие регистров бухгалтерского учета. Поскольку в книге учета хозяйственных операций регистрируются все хозяйственные операции.

Подобная книга содержит записи абсолютно всех хозяйственных операций в хронологическом порядке в той мере, в какой они совершались. И в том же самом порядке. Это позволяет быстро получить к ним доступ и создать отчетность.

Среди недостатков необходимо выделить:

- Введение дополнительных ведомостей в виду отсутствия аналитики по движению средств.

- Отсутствие итогов за оборот средств за конкретный месяц.

- Данные, которые используются для составления отчётности являются бессистемными. 72

Всё это является в совокупности существенными недостатками.

С точки зрения автора введение подобной бухгалтерии разрушает саму суть единство в методологии бухгалтерского учета. Автор считает, что отказываться от ведения двойной Записи ни в коем случае нельзя.

При рассмотрении практик, бухгалтеру любого предприятия малого бизнеса куда легче заполнять журналы-ордера, вместо того чтобы изучать новую форму регистра.

Число расхождение в отчётности предприятий малого бизнеса также невелико, как и само наличие количества хозяйственных операций.

Опираясь на ту или иную специфику деятельности какой-либо организации малого бизнеса, мы можем посоветовать выбрать какой-нибудь из способов:

- При более минимальных расхождениях в учете это дополнительные, аналитические счета.

- Субсчета, которые будут являться дополнительными для предприятий в сфере малого бизнеса, которые имеют более существенные расхождения в учёте.

- Для малых предприятий, являющихся многопрофильными, присутствует большое количество расхождений, поэтому в учете необходимо ввести дополнительные счета 30-39

Помимо всего прочего для того, чтобы максимально сблизить расхождение между бухгалтерским и налоговым учетом, необходимо максимально унифицировать способы, которыми этот учет объединится. Тут, мы возвращаемся к вопросу о выборе учёта, который предоставлен законом для предприятия малого бизнеса.

Среди всех основных способов, которыми ведется учет, и они позволяют минимизировать расхождение можно выделить:

порядок определения СПИ (срока полезного использования) основных средств;

- выбор способов начисления амортизации по основным средства и нематериальным активам;

- порядок формирования себестоимости приобретенных товароматериальных запасов;

- порядок оценки МПЗ, использованных и списанных на затраты;

- порядок оценки стоимости реализованных товаров;

- порядок списания издержек обращения;

- решение создавать или нет резерв по сомнительным долгам, резервов на ремонт основных средств, по гарантийному ремонту и обслуживанию, на выплату вознаграждения за выслугу лет, на выплату отпускных персоналу;

- метод признания доходов и расходов.

Какие еще возможны упрощения бухгалтерского учета для организаций малого бизнеса? На практике ведение бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса не часто ведется согласно ПБУ 18/02. Наиболее часто затраты производственных организаций не собирают на счетах 23,25,26,28,29 с последующим переносом на счет 20 «Основное производство», а сразу аккумулируют на счете 20 с упразднением перечисленных производственных счетов. Лишь иногда выделяют отдельно на счет 26 в целях контроля и сокращения общехозяйственные расходы.

В рабочем плане счетов следует уделить внимание его упрощению:

- вместо счетов 51,52,55,57 все движение денежных средств показывать на счете 51 «Расчетные счета», при необходимости с субсчетами к нему;

- при небольшом количестве партнеров представляется более простым применение счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с соответствующими субсчетами к нему вместо счетов 60, 62, 69, 70, 71, 75, 79. Хотя, возможно, имеет смысл расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками учитывать на отдельных счетах (при большом их числе), равно как и счета 79 и 69 в силу их важности;

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 1(26)

экономические науки

Бабаева Зоя Шапиулаховна, Маграмова Хадижат Гадисовна ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО ...

- вместо счетов 80,82,83 вести счет 80 «Уставный капитал».

Значительным послаблением со стороны государства в методологии бухгалтерского учета является возможность для организаций малого бизнеса вести учет, не применяя ряд Положений по бухгалтерскому учету, а также возможность предоставления сокращенной бухгалтерской отчетности.

На законодательном уровне для снижения административной нагрузки организации малого бизнеса могут:

1) вместо двойной записи вести бухгалтерский учет по простой системе;

2) самостоятельно определять состав бухгалтерских регистров и утверждать их формы;

3) составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность [1];

4) разрешено вести бухгалтерский учет руководителю организации.

Значительные резервы повышения оптимизации и эффективности малого бизнеса могут быть связаны с использованием консалтинга для совершенствования технологий бизнеса и учета [4, с. 1324].

Отдельного внимания заслуживают проблемы, возникшие в связи с нововведениями 2013 г. Они, к сожалению, не упростили, а усложнили бухгалтерский учет для субъектов малого предпринимательства.

До 1.01.2013 г. организации и индивидуальные предприниматели, использующие для налогообложения упрощенную систему, были освобождены от необходимости вести бухгалтерский учет (ст. 4 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (отменен)). Необходимо было вести учет доходов и расходов в соответствии с главой 26.2 НК РФ, а также вести учет нематериальных активов и основных средств. С 2013 г. данные субъекты обязали вести бухгалтерский учет в полном объеме. В результате этого у организаций малого бизнеса, которые до 1.01.2013 г. вели упрощенную систему бухгалтерского учета, возникли проблемы.

Для того чтобы вести бухгалтерский учет по общим правилам, организациям малого бизнеса потребовалось рассчитать остатки по счетам. Для выведения остатков нужно было провести достоверную оценку всех активов и обязательств с обязательным документальным ее подтверждением.

Используя первичные документы по движению денежных средств (банковские выписки с приложенными оправдательными документами и кассовую книгу с приходными и расходными кассовыми ордерами), нужно было определить остаток денежных наличных и безналичных денежных средств и, соответственно, открыть счета 50, 51, 52, 55 и 57.

Для открытия счетов расчетов 60, 62, 69, 70, 71, 73, 75, 79, составляя акты сверки, нужно было восстановить информацию о расчетах с партнерами.

Для оценки других активов и обязательств необходимо было провести сплошную инвентаризацию.

Понадобилось разработать и утвердить в учетной политике рабочий план счетов. Причем надо было учитывать то, что разрешено использование одного обобщенного счета вместо нескольких для учета единообразных по содержанию активов, капитала, обязательств. Однако хочется обратить внимание на то, что вопрос о возможности упростить рабочий план счетов организаций малого бизнеса в настоящее время еще не решен и является дискуссионным.

Касательно налогообложения для организаций малого бизнеса.

Наше государство старается привлекать предпринимателей, для этого она разрабатывает различные системы налогообложения, которые являются наиболее привлекательными для систем малого бизнеса отличие от больших предприятий. Например, организация малого бизнеса имеют такую возможность, как самостоятельный выбор налогообложения.

Есть различные методы налогообложения, и на сегодняшний день, все предприятия, которые относятся к малому бизнесу, могут выбрать наиболее оптимальную систему для себя. Необходимо учитывать то, что налогообложения в государстве далеко несовершенно. В связи с этой возможностью выбора, организации малого бизнеса могут выбрать наиболее привлекательную для себя в систему налогообложения.

Например, общий режим налогообложения - ОСНО, который является предустановленным для абсолютно всех форм собственности и видов, которые имеет отношения к предприятиям. Предприятие, которое работает на ОСНО в качестве имущества имеет право на возмещение НДС из бюджета, а также заниматься любым видом деятельности не ограничивая выручку лимитом. Также преимуществом является возможность обладать любым количеством наемных работников.

Из недостатков можно выделить такие как, предоставление большого количества отчётности в различные налоговые органы и государственные организации, а также обязанность платить большое количество налогов. Хранение, введение форм доходов и расходов, сбор всей информации и документации, которая связана с деятельностью предприятия.

ЕНВД или единый налог на вменённый доход. Переход на эту форму налогообложения является добровольной. Она рассчитывается по формулам куда внесены коэффициент которые зависят от специфики работы предприятия, сама ставка налога, а также величина базовой доходности. Однако число работников не может превышать 100.

Среди преимуществ можно выделить:

- Расчёт налога является несложным

- сумма самого налога является фиксированной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- бизнес может иметь абсолютно любой оборот средств без опасения перед налоговыми органами, в виду того что налог никак не связан с доходом самого предприятия. Другими словами, это налог, который никак не зависит от реальной выручки.

Однако и недостатки у ЕВНД есть. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства включают возможность совмещения разных режимов налогообложения, и эта, казалось бы, благоприятная возможность при ЕНВД оборачивается значительным недостатком. В этом случае многопрофильные предприятия обязаны вести по всем видам деятельности раздельный учет, что значительно увеличивает трудозатраты, так как требуется более детальный учет аналитики. Соответственно и увеличивается число уплачиваемых в бюджет налогов.

Патентная система налогообложения. Особенности налогообложения организации малого бизнеса в части оплаты стоимости патента дифференцированы от налогообложения субъектов предпринимательства, работающих на других режимах, так как по новой системе необходимо уплатить только лишь стоимость патента. Общая сумма патента рассчитывается по ставке 6 % от предполагаемого годового дохода компании. Однако следует знать, что его теперь нельзя уменьшить, как ранее, на сумму страховых взносов, выплаченных по обязательному страхованию.

Применение данного режима возможно только для индивидуальных предпринимателей. Помимо этого, патентное налогообложение применяется только при определенных видах деятельности - в законе их указано 69, и этот список закрытый.

При покупке патента на срок меньше, чем шесть месяцев, полную его стоимость необходимо оплатить в срок до 25 числа месяца после начала его действия. При большем сроке действия патента можно сначала оплатить его треть, а остальные две трети ближе к концу окончания срока его действия, но не позже чем за 30 дней до его прекращения.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод,

Babaeva Zoya Shapiulakhovna, Magramova Khadizhat Gadisovna PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING ...

economic sceinces

что организация малого бизнеса имеет возможность выбрать наиболее оптимальный вариант налогообложения, что стимулирует развитие малого предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «О формах бухгалтерской отчетности организаций»: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

2. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: приказ Минфина России от 21.12.98№ 64н.

3. Будайциева Л.Ж. Бухгалтерский учет: учеб. - М.: Юрайт, 2011. - 735 с.

4. Воскресенская Н.В. Проблемы формирования учетной политики малых предприятий в целях повышения уровня информационного обеспечения управления // рос. Предпринимательство. - 2008. - № 11. - вып. 1(122). - с. 56-60.

5. Потехина Е.Н. Проблемы и пути совершенствования учета на малых предприятиях // фундаментальные исследования. - 2014. - № 11. - с. 1322-1325.

6. Шахбанов Р.Б., Гусейнова Л.М. Особенности и проблемы организации бухгалтерского учета в сфере малого предпринимательства // современный науч. Вестн. Экономические науки. - 2011. - № 7. - url: http://www.rusnauka.com/25_nnp_2011/economics/7 91646.doc.htm.

Статья поступила в редакцию 29.12.2018

Статья принята к публикации 27.02.2019

74

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 1(26)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.