Научная статья на тему 'Проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях и пути их решения'

Проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1840
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / АНАЛИЗ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ANALYSIS. NATIONAL STANDARDS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ТЕХНИКА / TECHNIQUE / САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SELF-REGULATORY ORGANIZATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / FINANCIAL STATEMENTS / ЕДИНСТВО ПРИНЦИПОВ / UNITY OF PRINCIPLES / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бузуртанова Любовь Васхаевна, Бекботова Лидия Ахмедовна

В статье исследованы ключевые проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях России. Авторы делают акцент на вариантах организации бухгалтерского учета, которые могут использовать предприятия в своей деятельности Бухгалтерский учет обязателен для всех организаций. Требования к бухгалтерскому учету часто изменяются, а пользователи бухгалтерской информации требуют ее упрощения. Проблемы адаптации систем бухгалтерского учета малых предприятий вызваны рядом объективных причин, самыми важными из которых являются изменения в законодательстве и малом бизнесе. Поэтому профессиональная деятельность бухгалтера усложняется и становится более разносторонней. Крупные предприятия могут себе позволить как бухгалтерскую службу, так и службу внутреннего контроля, что нельзя сказать о малых предприятиях. Малые же предприятия имеют меньше возможностей, но они, главное, есть. Сегодня в России необходимо усиление регулирования методологии и техники организации бухгалтерского учета в целом. В настоящее время необходимо дать возможность хозяйствующим субъектам самостоятельно определять технологические и технические приемы организации учетных процессов, протекающих на предприятии. Поэтому исследования в этой области очень актуальны и необходимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бузуртанова Любовь Васхаевна, Бекботова Лидия Ахмедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF ACCOUNTING AT SMALL ENTERPRISES AND WAYS OF RESOLVING THEM

The manuscript studies the key problems of setting up accounting systems at small Russian businesses. The authors stress the options of setting up accounting that can be used by enterprises. Accounting and reporting are mandatory to follow for all organizations. Requirements for accounting are often changed, and users of accounting information require for it to be more simplified. Issues of adaptation of systems of accounting for small companies are due to a number of objective causes, the most important of which are changes in legislation and small business. Therefore, accountant's professional activity becomes complicated, and more varied. Large enterprises can afford having both an accounting department and an internal control department, but that is not typical of small companies. Small companies have fewer options, but at least there are some available. Today in Russia it is necessary to strengthen regulation of methodology and technique of setting up accounting systems on the whole. At the present moment, it is necessary to give a chance for economic subjects to independently determine the technological and technical approaches of setting up accounting processes that take place at an enterprise. Therefore, studies in this sphere are very relevant and necessary.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях и пути их решения»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, СТАТИСТИКА

БУЗУРТАНОВА Л.В.,БЕКБОТОВА Л.А.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье исследованы ключевые проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях России. Авторы делают акцент на вариантах организации бухгалтерского учета, которые могут использовать предприятия в своей деятельности Бухгалтерский учет обязателен для всех организаций. Требования к бухгалтерскому учету часто изменяются, а пользователи бухгалтерской информации требуют ее упрощения. Проблемы адаптации систем бухгалтерского учета малых предприятий вызваны рядом объективных причин, самыми важными из которых являются изменения в законодательстве и малом бизнесе. Поэтому профессиональная деятельность бухгалтера усложняется и становится более разносторонней. Крупные предприятия могут себе позволить как бухгалтерскую службу, так и службу внутреннего контроля, что нельзя сказать о малых предприятиях. Малые же предприятия имеют меньше возможностей, но они, главное, есть. Сегодня в России необходимо усиление регулирования методологии и техники организации бухгалтерского учета в целом. В настоящее время необходимо дать возможность хозяйствующим субъектам самостоятельно определять технологические и технические приемы организации учетных процессов, протекающих на предприятии. Поэтому исследования в этой области очень актуальны и необходимы.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, анализ. национальные стандарты, международные стандарты, методология, техника, саморегулируемые организации, адаптация, бухгалтерская отчетность, единство принципов, малое предприятие.

ВигиетАШУА Ш, ВЕКВОТОУА L.A.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF ACCOUNTING AT SMALL ENTERPRISES AND WAYS OF RESOLVING THEM

Abstra ct. The manuscript stud ies the key problems of setti ng up accou nting syste ms at small Russian busi nesses, The authors stress the options of setti ng up accou nting that can be used by enterprises, Acco unting and reporting are mand atory to follow for all organizations, Requirements for acco unting are often changed, and users of accou nting i nform ation require for it to be more simplified, Issues of ada ptation of syste ms of acco unting for small companies are due to a number of obj ective ca uses, the most important of which are changes i n l egislation and small busi ness,

Therefore, accountant's professional activity becomes complicated, and more varied. Large enterprises can afford having both an accounting department and an internal control department, but that is not typical of small companies, Small companies h ave fewer options, but at least there are some available, Today in Russia it is necessary to strengthen regulation of methodol ogy and technique of setti ng up accou nting syste ms on the whole, At the present moment, it is necessary to give a cha nce for economic subj ects to i ndependently determ ine the tec hnol ogical and technical approaches of setti ng up accounting processes that take pl ace at an enterprise, Therefore, stud ies in this sphere are very relevant and necessary,

Key word s, accounting, analysis, national standards, international standards, methodology, technique, self-regulatory organization, adaptation, financial statements, unity of principles, a small business,

В настоящее время методология и техника организации бухгалтерского учета на малых предприятиях РФ поменялась. Неверный подход к бухгалтерскому учету приводит к тому, что уменьшается производство и реализация продукции и, соответственно, сокращаются доходы предприятий. Все это чревато последствиями для государства, доходы которого складываются за счет налогов и сборов. Чтобы улучшить положение, нужно внимательнее относится к проблемам учета и аудита, да и вообще контроля на предприятиях. Проблемы адаптации систем бухгалтерского учета малых предприятий вызваны рядом объективных причин, самыми важными из которых являются изменения в законодательстве и малом бизнесе.

БУЗУРТАНОВА Л.В., Бекботова ЛЛ. _проедин оР1мащн бгл (лдирсюю гчш м имыддрщижлдадщтю Р1шша_

Прежде чем приступить к самой проблеме, необходимо рассмотреть законодательную и нормативную базу, регулирующую бухгалтерский учет на малых предприятиях

Нормативно-правовые акты, регулирующие состав и порядок бухгалтерской отчетности:

- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34 н).

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43 н),

- Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2015 г № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета НДС для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия — 120 млн руб.;

- малые предприятия — 800 млн руб.;

- средние предприятия — 2млрд руб.

Предельные значения выручки для целей отнесения субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства сохранены в прежних размерах.

Согласно Федеральному закону № 402 - ФЗ о бухгалтерском учете, предусматривается упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Бухгалтерская отчетность для малых предприятий предусматривается в упрощённой форме. По общему правилу бухгалтерская отчетность включает в себя:

1. бухгалтерский баланс;

2. отчет о прибылях и убытках;

3. приложения к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств для общественных организаций);

4. аудиторское заключение или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

5. пояснительную записку к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В связи с вступлением в силу ФЗ № 402 о бухгалтерском учете с 01.01.2013 кардинально поменялось отношение к бухгалтерскому учету и бухгалтеру. В настоящее время предпринимаются попытки для того, чтобы бухгалтеры вступили в саморегулируемые бухгалтерские организации (в соответствии с ФЗ № 315 о саморегулируемых организациях) [2]. Осуществлен переход к самому главному: бухгалтерский учет нужен для того, чтобы эффективно управлять деятельностью экономического субъекта [3]. Однако этот переход не очень легко дается малым предприятиям, потому что им пришлось оперативно переходить на новые нормативно-правовые акты и внедрять новые бухгалтерские элементы. С одной стороны, вступление ФЗ № 402 в силу увеличило нагрузку на малые предприятия (они должны составлять бухгалтерскую отчетность), с другой, они ведут упрощенный учет и составляют упрощенную отчетность, что записано в п.4 ст.6 данного закона. Также нужно отметить, что малые предприятия используют специальные налоговые режимы: а) упрощенная система налогообложения; б) единый налог на вмененный доход; в) налоговая система для сельскохозяйственных предприятий; г) патентная налоговая система. Это весьма облегчает работу малым предприятиям и сельскохозяйственным производителям.

Зачастую организация бухгалтерского учета на крупных предприятиях не проблематична. При создании изначально крупного предприятия, для того чтобы поставить учет, приглашают профессионалов, которые делают анализ и создают бухгалтерскую службу. Малые же предприятия имеют меньше возможностей, но больше проблем при организации бухгалтерского учета. Вариантов ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях мало, но главное они есть. Если руководитель организации знает бухгалтерский учет, то это упрощает ему пробле-

РШСИАЖЫЫ! ПРОЬШНЫ ПСЮ ЬС'АЗО Е.А1ЕЯ ЭIО НО ИИ I. № 1, 2016

му, тем более что Федеральный закон № 402 о бухгалтерском учете разрешает руководителю малого предприятия лично вести учет. Положительными моментами здесь можно выделить: экономичность и возможность контролировать все на своем предприятии. Второй вариант: можно взять на работу штатного бухгалтера или 2-3 бухгалтеров. Это очень удобно, документы ежедневно составляются и обрабатываются, и все налажено с налогообложением. Это, конечно, прекрасно, но иметь бухгалтера или бухгалтерию очень расходно. Поэтому этот вариант подходит для более сильных фирм, которые уже состоялись и успешно работают на своих рынках.

Третий вариант — это приходящий бухгалтер. Это удобно, когда организация начала только функционировать. Ведение бухгалтерии приходящим бухгалтером обойдется фирме гораздо дешевле, чем целый штат или бухгалтер. Последний вариант — это аутсорсинг. Если бухгалтер, приходящий в организацию, заболел, то фирме назначают другого бухгалтера. Приходящий бухгалтер и бухгалтерский аутсорсинг будут стоит фирме примерно одинаково. Положительным здесь также является то, что бухгалтерская фирма по договору полностью отвечает за свою деятельность.

Положительным моментом нужно отметить и то, что экономические субъекты обязаны организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов хозяйственной деятельности.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что малым предприятиям:

1) можно самостоятельно разрабатывать и утверждать формы регистров бухгалтерского учета;

2) составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерского учета»);

3) руководитель организации может сам вести бухгалтерский учет, что дает предприятию возможность более эффективно развиваться;

4) разрешено не применять двойную запись при ведении бухгалтерского учета. Правильный подход к организации бухгалтерского учета на малых предприятиях может значительно снизить трудоемкость учетных процессов, повысить оперативность финансовой информации, а значит, повысить качество управленческих решений.

В целом по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности в России можно сказать, что установились единые требования к бухгалтерскому учету, а также создается правовой механизм регулирования бухгалтерского учета. В России выбран один из наиболее рациональных способов применения международных стандартов и их адаптация, которая подразумевает поэтапное совершенствование национальных правил учета и отчетности, что приведет к формированию информации высокого качества. Реформирование системы бухгалтерского учета привело к следующему:

- Российская система бухгалтерского учета не противоречит международным подходам к его ведению.

- Постоянное взаимодействие налогообложения и системы бухгалтерского учета.

- Введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией.

- По-другому оцениваются имущество и обязательства.

- Созданы механизмы обеспечения прозрачности бухгалтерской отчетности.

Методическое обеспечение совершенствования бухгалтерского учета тесно связано с постоянным повышением квалификации бухгалтерских кадров.

Первостепенное значение сегодня уделяется улучшению профессиональной подготовки бухгалтерских специалистов, а также введение ускоренного профессионального образования.

Российская система бухгалтерского учета и отчетности максимально приблизилась к международной. Для нее характерно:

1) направленность бухгалтерской отчетности на удовлетворение потребностей органов государственной власти;

2) обязательность следования главным принципам отражения фактов хозяйственной жизни;

3) обязательность применения плана счетов и др.

При изучении международного опыта Россия перенимает только положительное и соблюдает принципы гармонизации российского бухгалтерского учета.

www.rppe.ru

147

БУЗУРТАНОВА Л.В., Бекботова JLA. _проедин оР1мащн б jí [мирскою гчш м имыддрщижлдадщтю Р1шша_

Сегодня в России необходимо усиление регулирования методологии и техники организации бухгалтерского учета в целом. В настоящее время необходимо дать возможность хозяйствующим субъектам самостоятельно определять технологические и технические приемы организации учетных процессов, протекающих на предприятии [2, с. 47-49]. Из всего изложенного можно вынести, что лучше всего использовать национальные стандарты в соответствии с международными.

Еще одним важным шагом в улучшении бухгалтерской профессии является создание саморегулируемых организаций бухгалтеров (ФЗ № 315 о саморегулируемых организациях). Это один из показателей того, что профессионалы добровольно объединяются для улучшения эффективности собственного труда. Саморегулируемые организации (СРО) в области бухгалтерского учета, их объединения, союзы, ассоциации функционируют также на основании Федерального закона о бухгалтерском учете [1, с. 22]. Они относятся в соответствии с ст. 22 данного закона к субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета. СРО отводится немалая роль в улучшении действующей нормативно-правовой базы бухгалтерского учета, а именно: федеральные и отраслевые стандарты, их проверка и экспертиза, разработка методических указаний и рекомендаций. Столько прав у СРО, благодаря ст. 28 Закона о бухгалтерском учете. В соответствии с этой статьей, если ни один из субъектов не берется за разработку стандарта, только тогда за него берется уполномоченный федеральный орган. Также, кроме того, широкие полномочия дает СРО и п. 3 ст. 6 ФЗ о саморегулируемых организациях. Исходя из этого, можно сделать вывод, что СРО бухгалтеров созданы для того, чтобы сглаживать несовершенства законодательства в области бухгалтерского учета, а также с целью выработки единых стандартов в экономической и финансовой сфере.

Литература

1. Федеральный закон № 402 о бухгалтерском учете.

2. Безруких, П. С. Бухгалтерское дело : учебное пособие. — М. : ЮНИТА-ДАНА, 2011.

3. Бузуртанова, Л. В. Материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014). — СПб. : Сатис, 2014.

4. Верховцев, А. В. Делопроизводство в кадровой службе. — М. : ИНФРА-3, 2007.

5. Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия. — М. : ЮНИТА, 2012.

References:

1. Federal law № 402 on accounting.

2. Bezrukikh, P. C. The accounting profession : a training manual. — M. : UNIT-DANA, 2011.

3. Buzurtanova, L. V. Proceedings of the III intern. scientific. conf. (St. Petersburg, December 2014). — SPb. : Satis, 2014.

4. Verkhovtsev, A. V. Paperwork in the personnel office. — M. : INFRA-M, 2007.

5. Gorfinkel, Y. V. Economy of the company. — M. : UNIT, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.