Научная статья на тему 'Особенности бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства'

Особенности бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6301
837
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ / УПРОЩЕННАЯ ФОРМА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО) / НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ACCOUNTING / ACCOUNTING (FINANCIAL) REPORTS / THE SIMPLIFIED FORM / THE INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS) / NATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузина Е.И., Жукова Е.В.

Малое предпринимательство является одной из важных сфер деловой жизни общества, поэтому развитие современной экономики невозможно без активной политики поддержки малого бизнеса. Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на предприятиях малого предпринимательства является актуальным вопросом в современной финансовой науке и практике, так как на территории России постоянно вносятся изменения и корректировки в нормативно-правовые акты и документы, регламентирующие упрощенный порядок ведения учета и составления отчетности, поэтому возникает большое количество спорных вопросов и ситуаций. Кроме того, в последние годы малый бизнес все чаще стал внедряться в инновационный процесс, в результате чего возникает проблема перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности, способствующие повышению качества учетной информации. Таким образом, цель данного исследования заключается в отражении и обосновании особенностей, а также организационных подходов к ведению упрощенного варианта бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, при котором сохраняются аналитические ценности учетных данных. Так, российское законодательство предоставляет представителям малого бизнеса большое количество «поблажек» в вопросах ведения учета и предоставления отчетности, главными из которых являются возможности применения сокращенного плана счетов с обобщающими синтетическими счетами, упрощенной системы регистров, отказа от применения отдельных норм ПБУ и формирование сокращенной формы бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, пользуясь данными послаблениями, субъекты малого предпринимательства должны организовать учет таким образом, чтобы сформированная на выходе отчетность была достоверной и полезной. Важно отметить, что для субъектов малого предпринимательства Советом по МСФО разработан упрощенный стандарт финансовой отчетности, который обладает рядом преимуществ, однако национальная система бухгалтерского учета находится в настоящее время в состоянии реформирования, потому говорить о повсеместном применении малым бизнесом МСФО в России пока рано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACCOUNTING AND REPORTING OF SMALL BUSINESS ENTITIES

Small business is one of important spheres of business life of society therefore development of modern economy is impossible without active policy of support of small business. Conducting accounting and drawing up the reporting at the enterprises of small business is topical issue in modern financial science and practice as in the territory of Russia changes and corrections are constantly made to the normative legal acts and documents regulating the simplified order of conducting account and drawing up the reporting by such organizations therefore there is a large number of controversial issues and situations. Besides, in recent years small business even more often began to take root into innovative process, therefore there is a problem of transition of the Russian organizations to the International Financial Reporting Standards promoting improvement of quality of registration information actively. Thus, the objective of this research consists in reflection and justification of features and also organizational approaches to maintaining the simplified accounting option on small business enterprises at which analytical values of registration data are preserved. So, the Russian legislation provides to representatives of small business, a large number of "indulgences" in questions of conducting account and providing the reporting, of which possibilities of application of the reduced book of accounts with the generalizing synthetic accounts, the simplified system of registers, refusal of use of separate norms of PBU and formation of the reduced form of accounting reports are main. At the same time, using these eases small business entities have to organize account so that the reporting created at the exit was reliable and useful. It is important to note that for small business entities Council for IFRS developed the simplified standard of financial statements which has a number of advantages, however the national system of accounting is in a condition of reforming now therefore to speak about universal application by small business of IFRS in Russia so far early.

Текст научной работы на тему «Особенности бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»

УДК: 657.11

ББК: 65.052.24

Кузина Е.И., Жукова Е.В. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Kuzina E.I., Zhukova E. V.

FEATURES OF ACCOUNTING AND REPORTING OF SMALL BUSINESS

ENTITIES

Ключевые слова: малый бизнес, бухгалтерский учет, бухгалтерская (финансовая) отчетность, упрощенная форма, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), национальные стандарты, малое предпринимательство.

Keywords: small business, accounting, accounting (financial) reports, the simplifiedform, the International Financial Reporting Standards (IFRS), national standards, small business.

Аннотация: малое предпринимательство является одной из важных сфер деловой жизни общества, поэтому развитие современной экономики невозможно без активной политики поддержки малого бизнеса.

Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на предприятиях малого предпринимательства является актуальным вопросом в современной финансовой науке и практике, так как на территории России постоянно вносятся изменения и корректировки в нормативно-правовые акты и документы, регламентирующие упрощенный порядок ведения учета и составления отчетности, поэтому возникает большое количество спорных вопросов и ситуаций. Кроме того, в последние годы малый бизнес все чаще стал внедряться в инновационный процесс, в результате чего возникает проблема перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности, способствующие повышению качества учетной информации.

Таким образом, цель данного исследования заключается в отражении и обосновании особенностей, а также организационных подходов к ведению упрощенного варианта бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, при котором сохраняются аналитические ценности учетных данных.

Так, российское законодательство предоставляет представителям малого бизнеса большое количество «поблажек» в вопросах ведения учета и предоставления отчетности, главными из которых являются возможности применения сокращенного плана счетов с обобщающими синтетическими счетами, упрощенной системы регистров, отказа от применения отдельных норм ПБУ и формирование сокращенной формы бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, пользуясь данными послаблениями, субъекты малого предпринимательства должны организовать учет таким образом, чтобы сформированная на выходе отчетность была достоверной и полезной.

Важно отметить, что для субъектов малого предпринимательства Советом по МСФО разработан упрощенный стандарт финансовой отчетности, который обладает рядом преимуществ, однако национальная система бухгалтерского учета находится в настоящее время в состоянии реформирования, потому говорить о повсеместном применении малым бизнесом МСФО в России пока рано.

Abstract: small business is one of important spheres of business life of society therefore development of modern economy is impossible without active policy of support of small business.

Conducting accounting and drawing up the reporting at the enterprises of small business is topical issue in modern financial science and practice as in the territory of Russia changes and corrections are constantly made to the normative legal acts and documents regulating the simplified order of conducting account and drawing up the reporting by such organizations therefore there is

a large number of controversial issues and situations. Besides, in recent years small business even more often began to take root into innovative process, therefore there is a problem of transition of the Russian organizations to the International Financial Reporting Standards promoting improvement of quality of registration information actively.

Thus, the objective of this research consists in reflection and justification offeatures and also organizational approaches to maintaining the simplified accounting option on small business enterprises at which analytical values of registration data are preserved.

So, the Russian legislation provides to representatives of small business, a large number of "indulgences" in questions of conducting account and providing the reporting, of which possibilities of application of the reduced book of accounts with the generalizing synthetic accounts, the simplified system of registers, refusal of use of separate norms of PBU and formation of the reducedform of accounting reports are main. At the same time, using these eases small business entities have to organize account so that the reporting created at the exit was reliable and useful.

It is important to note that for small business entities Council for IFRS developed the simplified standard of financial statements which has a number of advantages, however the national system of accounting is in a condition of reforming now therefore to speak about universal application by small business of IFRS in Russia so far early.

В настоящее время малое предпринимательство представляет собой важнейшую сферу рыночных отношений, являясь необходимым элементом конкурентной среды, малый бизнес наполняет рынок различными товарами и услугами, создает новые рабочие места, прежде всего для среднего класса, составляющего значительную долю экономически активного населения.

Современный этап развития малого бизнеса предполагает совершенно новый подход к информационному обеспечению их системы управления, определяющей эффективность хозяйствования, главная роль в котором отводится рациональному построению системы бухгалтерского учета в зависимости от особенностей функционирования экономических субъектов. Объясняется это тем, что ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. №209-ФЗ предусматривает упрощенный способ ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, однако исследования показывают, что данное «упрощение» заключается порой в полном отказе от ведения учета с целью минимизации расходов1.

В то же время, стоит отметить, что в

:О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июня 2007 г. №209-ФЗ (с изм и доп. от 27.12.2018). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52 144/

Российской Федерации доля субъектов малого предпринимательства в системе хозяйствования страны все еще не велика. Вместе с тем, в последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационный процесс, тем самым расширяя границы хозяйствования. Но для выхода их на мировую экономическую арену необходима эффективная система регулирования бухгалтерского учета, которая позволит устранить несовершенствование и несогласованность российского законодательства в отношении организации и ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности.

Таким образом, недостаточная проработанность обозначенных проблем, неоднозначность и дискуссионность многих вопросов определили актуальность данного исследования.

Учитывая актуальность проблемы, в статье обобщен и проанализирован материал в части особенностей ведения учета на предприятиях малого бизнеса, что позволит им использовать его в своей практической деятельности, тем самым сняв существующие разногласия в понимании учетного процесса.

Научная новизна данного исследования заключается в разработке методических решений и практических рекомендаций по формированию упрощенной системы бухгалтерского учета.

В исследовании использовались такие общенаучные методы, как абстрактно-

логический, монографический, метод анализа и синтеза.

Субъект малого бизнеса — это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли.

К субъектам малого предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производ-

ственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. При этом указанные субъекты должны быть зарегистрированы в установленном порядке и соответствовать определенным критериям, которые с 2016 года были пересмотрены, что наглядно представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии отнесения организаций к субъектам малого бизнеса

Показатели 2015 год с 1 января по 31 июля 2016 года с 1 августа 2016 года

Среднесписочная численность сотрудников: - микропредприятия - малые предприятия не более 15 чел. не более 100 чел. не более 15 чел. не более 100 чел. не более 15 чел. не более 100 чел.

Выручка от реализации без НДС - микропредприятия - малые предприятия не более 60 млн руб. не более 400 млн руб. не более 120 млн руб. не более 800 млн руб.

Доходы по всем видам деятельности - микропредприятия - малые предприятия не более 120 млн руб. не более 800 млн руб.

Доля участия других компаний 25,00% Максимум 49%, 25% для государства, общественных и религиозных организации Максимум 49%, 25% для государства, общественных и религиозных организации

Как видно из таблицы 1, с 2015 года критерии были подвержены серьезным изменениям, прежде всего это касается выручки, которую законодательно сначала увеличили в два раза. А с августа 2016 года вместо нее стали учитывать доход от предпринимательской деятельности, при этом важно отметить, что данный вид дохода рассчитывается по правилам НК РФ, а именно, по налоговой декларации по УСН/ЕНВД/налогу на прибыль в зависимости от применяемого налогового режима.

Юридические лица должны выполнять все указанные критерии, тогда как для индивидуальных предпринимателей установлено два: численность работников и размеры дохода. Отдельно стоит отметить, что для того, чтобы организация или индивидуальный предприниматель смог получить статус малого, соответствовать указанным критериям, они должны на протяжении трех лет, то же самое касается и ситуации при утрате статуса, когда еще в течение последующих трех лет после нарушения того или иного критерия организа-

ция считается малой.

Важно сказать, что ФНС РФ с того же августа 2016 года самостоятельно формирует реестр малого бизнеса на основе сданных налоговых деклараций плательщиков, что упрощает работу последних, ведь им теперь не нужно предоставлять дополнительный комплект документов для получения положенных им льгот.

Наделение организаций статусом субъекта малого предпринимательства позволяет его владельцам использовать более простые способы организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем, максимальное упрощение процедур ведения учета не должно повлиять на качество выполняемой работы, поэтому крайне важно на первоначальном этапе правильно организовать бухгалтерскую службу.

Так, субъектам малого предпринимательства рекомендованы следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета в зависимости от объема учетной работы:

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах специализированной организации;

- вести учет лично руководителем.

Необходимо отметить, что ФЗ №402-ФЗ

«О бухгалтерском учете» разрешает вести учет руководителю только малых форм собственности или ИП, тогда как в общем случае руководитель должен возложить обязанность по ведению учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо1.

В настоящее время все больше организаций прибегает к договорному способу ведения учета, а именно, к аутсорсингу. Главная особенность данного способа - гарантированное качество предоставляемых услуг при снижении оперативности и риске конфиденциальности. Делая выбор в пользу аутсорсинга организация должна сопоставить стоимость его услуг с затратами по содержанию бухгалтера.

Индивидуальным предпринимателям все тот же ФЗ-402 и вовсе позволяет не вести бухгалтерский учет, но это не означает, что они отстранены от налогового учета, который необходим для расчета налоговой базы.

Таким образом, только организации малого бизнеса и индивидуальные предприниматели выбирают свою форму ведения бухгалтерского учета, опираясь на объем производства, структуру управления, а также численность работников.

Для осуществления кассовых операций организации в общеустановленном порядке должны определить лимит остатка денежных средств, то есть ту сумму, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня. Наличные сверх установленного лимита должны находиться в учреждениях банка. Для субъектов малого предпринимательства же п.2 Указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У установлена льгота, согласно которой остаток денег в кассе у данных организаций может быть любым . В этом случае они самостоя-

1 О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2018). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/

2 О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассо-

вых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У

тельно принимают меры по сохранности и хранению средств. Но для того, чтобы воспользоваться данным правом, обязательно необходимо издать приказ руководителя об отсутствии лимита, в противном случае организации грозит штраф.

Стоит также отметить, что отсутствие лимита - это не обязанность, а право малого предприятия, поэтому ЦБ РФ разрешает ввести или отказаться от лимита в любое время года, для чего необходимо издать соответствующий приказ и оформить соответствующие документы.

Согласно п. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» предприятия малого бизнеса наделены еще одним правом - правом ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме.

Так, протоколом от 25.04.2013 года №4/13 Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» утверждены «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по ведению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности», которые регламентируют три формы ведения учета на предприятиях малого бизнеса:

- полная форма упрощенного учета;

- сокращенная форма;

- простая форма3.

Полная форма предполагает использование регистров бухгалтерского учета, в которых регистрируются все факты хозяйственной дея-тельносги организации, а именно:

- ведомость учета основных средств и амортизации (ф.№1МП);

- ведомость учета МПЗ (ф.№2МП);

- ведомость учета затрат на производство (ф. №ЗМП);

- ведомость учета денежных средств (ф. №4МП);

(с изм. и доп. от 19.06.2017) - URL:

http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_163618/

3 Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по ведению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс]: протокол Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25.04.2013 года №4/13 -URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_52279

- ведомость учета расходов и прочих операций (ф. №5МП);

- ведомость учета продаж (ф. №6МП);

- ведомость учета расчетов с поставщиками (ф. №7МП);

- ведомость учета расчетов с персоналом по оплате труда (ф. №8МП);

- сводная ведомость - (ф. №9МП).

Важно отметить, что предприятия могут

вносить изменения в содержание и формы регистров, исходя из условий хозяйствования.

Сокращенная форма ведения бухгалтерского учета предполагает регистрацию всех хозяйственных операций в Книге учета фактов хозяйственной жизни (ф.К-1МП), но также рекомендуется использовать Ведомость по форме №8МП. Таким образом, данная форма ведения учета не предполагает учетных регистров, но в то же время обязывает использование двойной записи.

Простая форма ведения бухгалтерского учета разрешена только микропредприятиям и предполагает ведение учета без использования двойной записи, то есть все хозяйственные операции сразу группируются по статьям Баланса и Отчета о финансовых результатах. При этом часто данная форма ведения бухгалтерского учета не может обеспечить финансовый контроль и тождество баланса в результате допущения ошибок, поэтому возникает необходимость затрат временного ресурса на их нахождение и исправление. Таким образом, отсутствие двойной записи может приводить к неверным расчетам, а ввиду отсутствия автоматизированных программ без использования двойной записи, изменения необходимо вносить вручную, что требует квалифицированного опыта в осуществлении бухгалтерского учета.

Организации вправе отказаться от ведения упрощенной формы учета и работать в общеустановленном порядке, так как помимо всего прочего использование данных форм имеет ряд и других негативных последствий, к главным из которых относится отсутствие необходимой детализированной информации и, как следствие, снижение ее качества.

И все же, при выборе способа ведения учета организациям всегда следует помнить два главных принципа:

- бухгалтерский учет должен вестись в том объеме, чтобы можно было вывести

остатки по счетам и составить бухгалтерскую отчетность;

бухгалтерский учет необходимо вести качественно, чтобы в случае расширения деятельности в будущем не возникли сложности с составлением отчетности в общеустановленном порядке и обеспечением сопоставимости показателей с данными предшествующих периодов.

Таким образом, использование или неиспользование упрощенных способов ведения бухгалтерского учета — выбор организации, ведь обязанность по их использованию не установлена, поэтому если организация принимает решение об использовании упрощенного варианта ведения бухгалтерского учета, при этом, не нанося ущерб полноте и достоверности, то она обязана отразить это в своей учетной политике. Хочется отметить и тот факт, что в настоящее время все больше и больше специалистов отдают предпочтение традиционной форме, так как двойная запись полностью оправдывает себя в части контроля за хозяйственной деятельностью организации, к тому же современные информационные системы довольно-таки серьезно облегчают работу бухгалтеру в части ведения учета и формирования отчетности.

Теперь рассмотрим, что же означает сам упрощенный вариант ведения бухгалтерского учета.

Во-первых, субъекты малого предпринимательства для ведения бухгалтерского учета на основании Типового плана счетов могут разработать свой сокращенный рабочий план счетов и отражать информацию об объектах бухгалтерского учета обобщенно, например:

производственные запасы отражать на счете 10 «Материалы», вместо счетов 07 «Оборудование к установке» и 11 «Животные на выращивании и откорме»;

- производственные затраты и затраты на продажу продукции обобщать на счете 20 «Основное производство», не используя при этом счета 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»;

информацию о товарах и готовой продукции возможно отражать на едином сче-

те 41 «Товары», не открывая счет 43 «Готовая продукция»;

дебиторскую и кредиторскую задолженность - на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо таких расчетных счетов как 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;

- учет денежных средств в банках могут вести на счете 51 «Расчетный счет», не используя 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»;

- для учета капитала использовать счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»;

- учета финансовых результатов — на счете 99 «Прибыли и убытки», не используя такие счета как 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Применение указанной системы счетов позволит субъектам малого предпринимательства формировать учетную информацию о фактах хозяйственной деятельности с высокой степенью аналитичности и свести к минимуму трудоемкость ее регистрации и обработки.

Во-вторых, субъекты малого предпринимательства имеют ряд отклонений от норм общеустановленного порядка ведения бухгалтерского учета.

Так, малые предприятия наделены правом применения кассового метода учета дохо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дов и расходов, который заключается в том, что доходы и расходы отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором имела место их оплата, причем неважно, перешло ли к покупателю право собственности на товар или нет.

Необходимо отметить, что применение данного метода удобно не всем «малышам», так в выигрышной ситуации оказались те организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и единый сельскохозяйственный налог, так как в налоговом учете они отражают доходы и расходы таким же способом. Если же организация находится на традиционной системе налогообложения, то кассовый метод интересен только тем организациям, которые учитывают доходы и расходы для исчисления налога на прибыль тем же способом, но на практике это крайняя редкость. Плательщикам единого налога на вмененный доход использование данного метода также неудобно, так как у него есть определенные особенности, которые необходимо учитывать, и, во-вторых, в случае перехода на общий режим необходимо будет в дальнейшем «перестраиваться» для исчисления налога на прибыль.

В-третьих, малые предприятия освобождены от применения некоторых ПБУ, что в значительной мере упрощает порядок ведения учета. Перечень указанных ПБУ приведен в таблице 2.

Наименование ПБУ От чего освобождается субъект малого предпринимательства при ведении бухгалтерского учета

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» Могут не отражать в бухгалтерском учете оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы, а также не создавать резервы предстоящих расходов

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» Имеют право признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» Наделены правом не отражать в бухгалтерском учете и отчетности суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль в последующих периодах

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» Могут не формировать и не раскрывать информацию о прекращаемой деятельности

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» Могут не формировать и не раскрывать информацию о связанных сторонах

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» Могут не формировать отчет о движении денежных средств

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» Могут не формировать и не раскрывать в отчетности информацию по сегментам

Таблица 2 - ПБУ не обязательные к применению субъектами малого предпринимательства

В-четвертых, помимо того, что малые организации могут не применять полностью то или иное ПБУ, для них еще существует ряд послаблений в части применения отдельных норм других положений. Так, п.19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» дает право субъектам малого предпринимательства не отражать в бухгалтерском учете обесценение финансовых вложений, если расчет величины такого обесценения затруднителен, и тем самым не создавать резерв под обесценение финансовых вложений, то есть в отчетности данный объект будет отражаться по первоначальной стоимости.

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» разрешает использовать упрощенный способ исправления существенных ошибок отчетного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности, который заключается в том, что малые организации, в случае выявления таких ошибок, могут исправить их днем выявления, а образовавшуюся прибыль или убыток отразить в составе прочих доходов или расходов.

Также в состав прочих расходов законодательство (п.7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам») разрешает включать все проценты по кредитам и займам.

Хотелось бы отметить, что в большинстве случаев перечисленные выше ПБУ субъектами малого бизнеса не используются ввиду специфики своей деятельности, однако, если же они захотят воспользоваться предоставленным правом освобождения от любых норм ПБУ, то должны отразить это в своей учетной политике.

Далее хотелось бы поподробнее остановиться на порядке составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, так как и здесь для малых форм собственности предусмотрены существенные послабления.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен ФЗ №402-ФЗ от 06.12.2011г., согласно которому организации, применяющие упрощенный вариант ведения бухгалтерского учета, вправе составлять отчетность в сокращенном виде. Данный вариант составления отчетности заключается в сокращении числа обязатель-

ных к представлению форм. Для субъектов малого бизнеса обязательными являются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, а если организация занимается некоммерческой деятельностью, то необходимо будет еще подготовить отчет о целевом использовании денежных средств. Дополнительные формы - отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и пояснения составляются только в случае отражения существенной информации, необходимой для оценки финансового состояния организации и результатов ее деятельности.

Упрощенные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности утверждены приказом №66н от 02.07.20101.

Составление сокращенной отчетности имеет ряд особенностей, предусмотренных только для субъектов малого предпринимательства:

- статьи отражаются укрупнено, их меньшее количество, и они не предполагают детализации, например, бухгалтерский баланс предполагает наличие следующих строк:

-материальные внеоборотные активы;

- нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы;

- запасы;

- денежные средства и денежные эквиваленты;

- финансовые и другие оборотные активы;

- капитал и резервы;

- долгосрочные заемные средства;

- другие долгосрочные обязательства;

- краткосрочные заемные средства;

- кредиторская задолженность;

- другие краткосрочные обязательства.

Отчет о финансовых результатах

включает следующие укрупненные показатели:

-выручка;

- расходы по обычной деятельности;

- проценты к уплате;

О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 02.07.2010 г. №66н (с изм. и доп. от 19.04.2019 ) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10 3394/

- прочие доходы;

- налоги на прибыль;

- чистая прибыль (убыток).

- при формировании баланса не применяют ретроспективный пересчет;

- в отчете о финансовых результатах отсутствуют строки, посвященные налоговым обязательствам (активам).

Предприниматели - физические лица наделены правом не предоставлять бухгалтерскую отчетность. Единственная форма, где отражается отчетность ИП по бухгалтерскому учету, это книга учета доходов и расходов, но она не является отчетом как таковым с подачей ее в конкретные сроки.

ФЗ от 28.11.2018 №444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесены серьезные изменения в части предоставления годовой бухгалтерской отчетности1. Так, с 2020 года отменено представление отчетности в территориальные органы Росстата, то есть будет действовать принцип «одного окна», который предполагает сдачу отчетности вместе с другими необходимыми документами, в том числе и аудиторское заключение, только в налоговый орган по месту нахождения организации. В результате данных изменений, налоговые органы обязаны будут вести единый государственный информационный ресурс по бухгалтерской отчетности, и, как следствие, предоставлять необходимую информацию заинтересованным лицам.

Еще одним нововведением для субъектов малого предпринимательства является то, что с 2020 года отчетность должна будет предоставляться в налоговые органы только в электронном виде по ТКС. Необходимо отметить, что организации, не подпадающие под критерии малых, отчитываются в электронном виде, уже с 2019 года.

Таким образом, составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном виде - право любой малой организации. Вместе с тем, можно формировать ее и в традиционной форме, главное, чтобы выбранный способ

был закреплен в учетной политике, а отраженная информация была полной, достоверной и полезной для пользователей.

Рассмотрев подробно упрощенный вариант ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на предприятиях малого бизнеса, следует сказать, что, с одной стороны, они имеют большое количество преимуществ и послаблений, но в то же время влекут за собой проявление некоторых проблем, и прежде всего, это касается тех предприятий, которые нацелены на расширение деятельности и выход на мировой рынок. Так, они могут столкнуться с проблемами при переходе с упрощенного варианта ведения учета к обычному, кроме того, как уже отмечалось выше, еще одной проблемой может стать отсутствие детализированной информации в бухгалтерской отчетности и, как следствие, снижение ее качества. Также нельзя не отметить явное влияние налогового законодательства на деятельность российских организаций, в результате которого отчетность составляется в основном не для привлечения инвесторов, а для государственных органов. Таким образом, для создания благоприятного инвестиционного климата для таких организаций необходим переход на международные стандарты финансовой отчетности.

Поскольку применение полного комплекта международных стандартов для малого бизнеса влечет дополнительные и весьма существенные затраты, Советом по МСФО с целью минимизации различий в национальных системах бухгалтерского учета разных стран 09.07.2009 года был опубликован и вступил в действие специально разработанный упрощенный стандарт, предназначенный для малых предприятий «МСФО для малых и средних предприятий»2. Основной целью данного стандарта является разработка единой системы учета для малого бизнеса, которая позволяет получить уместную, надежную и полезную информацию, а затраты на подготовку

1 О внесении изменений в Федеральный закон

«О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31 2099/

Международный стандарт финансовой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] - URL: http://www.ifrs.org.ua/wp-content/uploads/2013/06/MSFO-dlya-predpriyatij -MSB.pdf

финансовой отчетности для заинтересованных пользователей не превышали бы выгоды от предоставления этой информации.

В настоящее время в мире нет единого подхода к применению МСФО для малых предприятий. Так, в Великобритании, Бразилии, Малайзии, Турции, Монголии, Сингапуре МСФО обязаны применять все малые предприятия. В США, Австрии, Дании, Аргентине, Чили, Узбекистане и ряде других стран МСФО применяются на добровольной основе, а в Канаде, Франции, Германии, Мексике, Японии, Польше МСФО для малых предприятий запрещены1.

Проблема внедрения в России МСФО для малого бизнеса достаточно актуальна и противоречива. С одной стороны, МСФО создают благоприятный инвестиционный климат, а развитие инновационных малых предприятий невозможно без предоставления достоверной и полной информации о финансовом положении, такая отчетность отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей с целью принятия эффективных управленческих решений.

С другой стороны, процесс перехода на МСФО организациями малого бизнеса связан с существенными затратами и неоправданной нагрузкой, вызванной усложнением форм отчетности. Кроме того, далеко не все малые предприятия нуждаются в международных финансовых ресурсах.

Помимо этого, в России отсутствует официальная позиция и в части обязательного применения МСФО для малых предприятий, и в то же время российское законодательство не допускает полного отказа от использования национальных стандартов. То есть получается, если организация захочет составлять отчетность по МСФО, то это будет дополнительной нагрузкой на бухгалтерский аппарат малых предприятий, так как они будут вынуждены составлять отчетность по различным стандартам.

Таким образом, в России представители малых организаций пока не готовы ис-

1 Кец Е.Д. Зарубежный опыт применения МСФО для малого бизнеса // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники. Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции, 2019. С. 103.

пользовать МСФО для привлечения заемных средств международных банков либо выхода на мировой финансовый рынок. Для их внедрения необходимо постепенное, продуманное и апробированное преобразование отечественной нормативно-правовой базы по бухгалтерскому учету и отчетности малых организаций. Такое сближение российских стандартов и МСФО в отношении малого бизнеса будет определенным толчком в развитии бухгалтерского учета в целом, однако хочется отметить, что на сегодняшний день нет острой необходимости в переводе малых организаций на МСФО.

Подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Становление и развитие малого бизнеса является важной проблемой как в России, так и за рубежом, при этом существует много нерешенных вопросов, главными из которых являются вопросы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности.

2. На основе анализа действующего законодательства были выявлены особенности ведения упрощенного варианта бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и порядок предоставления сокращенных форм бухгалтерской отчетности.

3. Многие положения, предусматривающие особые условия ведения бухгалтерского учета, прописаны в отношении субъектов малого предпринимательства недостаточно четко, в связи с чем предоставляется необходимым, чтобы все правила были обобщены и изложены в одном отдельном нормативном документе.

4. Российская система учета находится в состоянии реформирования в соответствии с МСФО, поэтому для внедрения МСФО для представителей малого бизнеса, заинтересованных в привлечении инвестиций, необходима постепенная апробация российского законодательства к международным нормам. Сближение же российских стандартов с МСФО даст определенный толчок в развитии всего бухгалтерского учета и малого бизнеса в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дятлова, О.В. Особенности создания международных стандартов финансовой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса [Текст] / О.В. Дятлова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - № 1. - С. 85-87.

2. Ильченко, Т.А. Особенности учета и отчетности субъектов малого предпринимательства /Т.А. Ильченко // Молодой учетный. - 2018. - №37(223). - С. 104-106.

3. Кец, Е.Д. Зарубежный опыт применения МСФО для малого бизнеса [Текст] / Е.Д. Кец // Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 103-105.

4. Кокова, И.А. Формирование учетной информации в субъектах малого предпринимательства [Текст]: автореф. на соиск. ученой степ. канд. экон. наук: 08.00.12 -бухгалтерский учет, статистика. - Новосибирск, 2011. - 21 с.

5. Международный стандарт финансовой отчетности для предприятий малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifrs.org.ua/wpcontent/uploads/ 2013/06/MSFÜ-dlya-predpriyatij -MSB.pdf (дата обращения 18.07.2019).

6. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ(с изм. и доп. от 28.11.2018). - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_122855/(дата обращения 18.07.2019).

7. О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312099/ (дата обращения 18.07.2019).

8. О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (с изм. и доп. от 19.06.2017). - URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163618/ (дата обращения 18.07.2019).

9. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июня 2007 г. №209-ФЗ (с изм и доп. от 27.12.2018). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 18.07.2019).

10. О формах бухгалтерской отчетности организаций [Электронный ресурс]: приказ Министерства финансов России от 02.07.2010 г. №66н (с изм. и доп. от 19.04.2019). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103394/ (дата обращения 18.07.2019).

11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (с изм. и доп. 08.11.2010). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29165/ (дата обращения 18.07.2019).

12. Паничев, А.В. Проблемы организации учета в соответствии с требованиями МСФО на предприятиях малого бизнеса [Текст] // Алея наука. - 2018. - Т6.5(21). - С. 372-376.

13. Попова, А.А., Мухамбетова, А.Н., Хаметова, А.Р. Проблемы учета в сфере малого бизнеса [Текст] / А.А. Попова, А.Н. Мухамбетова, А.Р. Хаметова // Вестник магистратуры. -2016. - №6-4(57). - С. 176-178.

14. Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по ведению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности [Электронный ресурс]: протокол Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25.04.2013 года №4/13. -URL:https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_52279 (дата обращения 18.07.2019).

15. Хазипова, С.Р. Организация бухгалтерского учёта в малом бизнесе [Текст] / С.Р. Хазипова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 5.4 (20). - С. 395-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.