Научная статья на тему 'Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях в Российской Федерации'

Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3204
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ACCOUNTING / SMALL BUSINESS / STANDARD AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Максим Викторович, Мялкина Анна Франковна

Проблемы такого сектора экономики, как малое предпринимательство в Российской Федерации, по-прежнему остаются одним из дискуссионных вопросов экономико-правовой сферы. В данной статье авторами рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Обосновывается идея о том, что эффективность такого немаловажного сектора экономики, как малое предпринимательство, во многом зависит от правильно составленной нормативно-правовой базы. В своей статье авторы опираются на исследования как международных статистических проектов, таких как «Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor (GEM), так и локальных органов статистики (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (Тамбовстат). В частности, в статье рассмотрены различные способы упрощения бухгалтерского учета для малых предприятий, законодательно допустимые в Российской Федерации к данному моменту, и предложены возможности по их улучшению. Также поднимаются вопросы составления бухгалтерской отчетности, что является проблемой не только малого бизнеса, но и всего российского бухгалтерского учета в целом. Кроме того, особое внимание уделено вопросам сближения налогового и бухгалтерского учета и внедрению МСФО в субъектах малого бизнеса. Анализируя обстановку, сложившуюся в области бухгалтерского учета и его регулирования вокруг малого предпринимательства, делаются выводы о том, что в текущий момент времени в России, нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета пока еще не может предоставить объектам малого бизнеса тех условий функционирования, которые нужны для развития этого сектора предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кравченко Максим Викторович, Мялкина Анна Франковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF METHODICAL AND STANDARD AND LEGAL REGULATION OF ACCOUNTING AT SMALL ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Problems of such sector of economy as small business in the Russian Federation still remain one of debatable questions of the economical and legal sphere. In this article authors considered problems of standard and legal regulation of accounting on small business enterprises. They located idea that efficiency of such important sector of economy as small business, in many respects depends on correctly made standard and legal base. In the article authors based on data of researches, as international statistical projects, such as Global monitoring of business (Global Entrepreneurship Monitor (GEM), and local bodies of statistics (Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Tambov region (Tambovstat). In particular, in article authors considered various ways of simplification of accounting for small enterprises, legislatively admissible in the Russian Federation by this moment and offered opportunities for their improvement. They also brought up questions of drawing up accounting reports that is not only a problem of small business, but also all Russian accounting in general. Besides authors paid the special attention to questions of rapprochement tax both accounting and to introduction of IFRS in subjects of small business. Analyzing the situation which developed in the field of accounting and its regulation round small business authors made conclusions that at the moment time in Russia, standard and legal regulation of accounting, for the present can't provide to objects of small business of those operating conditions which are necessary for development of this sector of business.

Текст научной работы на тему «Проблемы методического и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях в Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАВЧЕНКО МАКСИМ ВИКТОРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kraff_rdv@mail.ru

МЯЛКИНА АННА ФРАНКОВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: anna211164@mail.ru

Проблемы такого сектора экономики, как малое предпринимательство в Российской Федерации, по-прежнему остаются одним из дискуссионных вопросов экономико-правовой сферы. В данной статье авторами рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Обосновывается идея о том, что эффективность такого немаловажного сектора экономики, как малое предпринимательство, во многом зависит от правильно составленной нормативно-правовой базы. В своей статье авторы опираются на исследования как международных статистических проектов, таких как «Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor (GEM), так и локальных органов статистики (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (Тамбовстат). В частности, в статье рассмотрены различные способы упрощения бухгалтерского учета для малых предприятий, законодательно допустимые в Российской Федерации к данному моменту, и предложены возможности по их улучшению. Также поднимаются вопросы составления бухгалтерской отчетности, что является проблемой не только малого бизнеса, но и всего российского бухгалтерского учета в целом. Кроме того, особое внимание уделено вопросам сближения налогового и бухгалтерского учета и внедрению МСФО в субъектах малого бизнеса. Анализируя обстановку, сложившуюся в области бухгалтерского учета и его регулирования вокруг малого предпринимательства, делаются выводы о том, что в текущий момент времени в России, нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета пока еще не может предоставить объектам малого бизнеса тех условий функционирования, которые нужны для развития этого сектора предпринимательства.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, малый бизнес, нормативно-правовое регулирование.

Малое предпринимательство является важнейшей частью рыночной экономики, без которой невозможно эффективное развитие экономики страны. Для обеспечения устойчивого экономического роста государство в первую очередь должно делать ставку на предприятия малого бизнеса, как наиболее гибкого, инициативного и предприимчивого сектора экономики любой страны.

От малого предпринимательства в первую очередь зависит развитие здоровой конкурентной среды в экономике, формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг, создание большого количества рабочих мест, генерирование инновационных решений в сферах производства, сбыта и финансирования.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства были определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малыми предприятиями считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25 %;

- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся

субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 чел. включительно (для микропредприятий - 15 чел.);

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный

Хотя доля малого и среднего бизнеса в России по сравнению с экономически развитыми странами довольно мала, за последние несколько лет наметились тенденции к ее повышению. Так, по оценкам экспертов в 2013 г. доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составила около 20 %, а вклад в общую занятость -порядка 25 % [3].

Оценка национального уровня и масштабов предпринимательства в России дается также в недавно опубликованном отчете авторитетного международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepre-neurship Monitor, GEM). В отчете по итогам 2012 г. отмечается, что только 3 % предприятий малого бизнеса в России удается продержаться на рынке дольше 3 лет (в Норвегии - 6,15 %, в Финляндии - 6,65 %, в Испании - 8,39 %, в Греции -

год не должна превышать 400 млн руб. (для микропредприятий - 60 млн руб.) [1].

Примером развития малого бизнеса, а вместе с ним и роста экономики в целом, могут служить США, страны ЕС, Япония, в которых существует настоящий «культ» малого предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости населения в этих странах превышает 50-60 % (рис. 1).

BBIL% занятости: %

12,6 %). Как указано в отчете, одно из решений проблем российского предпринимательства лежит в преодолении начального этапа и повышении выживаемости компании [4].

В Тамбовской области, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Тамбовстат) заметен небольшой, но устойчивый рост количества малых предприятий за последние 5 лет (табл. 1). Среднесписочная численность работников в течение этого периода времени осталась примерно на одном уровне (~ 62 тыс. чел.).

Существенно увеличился оборот малых предприятий с 73 млрд руб. до 124 млрд руб. Однако это номинальные показатели, не учитывающие уровень инфляции, поэтому в этом случае трудно судить о реальном росте оборота.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Доля Б Доля Б

Рис. 1. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости разных стран (2011 г.) [2]

Таблица 1

Основные экономические показатели деятельности малых предприятий

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Количество предприятий, единиц 7174 8296 8362 8598 8637

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 61,7 62,6 62,2 62,7 62,1

Оборот малых предприятий, млн руб. 73443 82601,2 94111,5 108384,5 124277,5

Одной из основных проблем бухгалтерского учета для предприятий малого предпринимательства является несовершенство нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. Наиболее близко субъекты малого бизнеса столкнулись с ней в 2013 г., когда вступил в силу новый Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете», который обязал вести бухгалтерский учет все экономические субъекты. Исключение составили индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности [5].

Такая формулировка закона повлекла за собой много вопросов, касательно, например, обязанности индивидуальных предпринимателей на УСН или ЕНВД вести бухгалтерский учет. В письмах Минфина разъяснили, что ИП,

- применяющие упрощенную систему налогообложения, установленную главой 26.2 НК РФ;

- являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и уплачивающие единый сельскохозяйственный налог в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ;

- применяющие ЕНВД в соответствии с главой 26.3 НК РФ;

- находящиеся на патентной системе налогообложения (глава 26.5 НК РФ);

- применяющие общую систему налогообложения и уплачивающие налог на доходы физических лиц в соответствии с положениями главы 23 НК РФ;

то есть, по сути, все индивидуальные предприниматели, могут не вести бухгалтерский учет. Однако такая невнятная формулировка закона заставила поволноваться многих индивидуальных предпринимателей.

Стоит также особо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 4 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» юридические лица, приме-

няющие УСН, также освобождались от обязанности ведения бухгалтерского учета [6]. С 2013 г. данные субъекты стали обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме, что повлекло за собой множество проблем, таких как формирование начальных остатков по счетам, разработка новой учетной политики и прочее. Такое отсутствие процедуры перехода от упрощенной системы ведения бухгалтерского учета к его ведению в полном объеме препятствует быстрой адаптации малого предпринимательства к новым условиям и препятствует его развитию. Таким образом, новый закон «О бухгалтерском учете» ставит под сомнение льготное отношение к малым предприятиям, усложняя им жизнь, прибавляя работу бухгалтерам и увеличивая управленческие расходы.

Не секрет, что одной из составляющих системы управления предприятием является управленческий учет, призванный обеспечивать руководство компании своевременной, полной и достоверной информацией для дальнейшего ее анализа и принятия на его основании правильного делового решения. В настоящий момент нельзя недооценивать роль автоматизированного управленческого учета на предприятии. Грамотно поставленный управленческий учет позволяет оперативно реагировать на текущие изменения в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и вовремя принимать управленческие решения для максимизации прибыли, эффективного использования денежных средств и улучшения финансового состояния предприятия.

Программное обеспечение для решения задач ведения управленческого учета для малого бизнеса должна удовлетворять следующим требованиям:

- не требовать серьезных технических навыков для настройки системы;

- не требовать наличия мощных серверов и высоких системных требований;

- иметь возможность установки на локальный компьютер;

иметь возможность экспорта и импорта данных;

иметь невысокую цену владения программным продуктом.

В качестве примера можно привести систему компании «7Софт» Управленческий учет - 3.3 (совмещающую в себе функции учета финансово-хозяйственных операций и планирования). Цена программного продукта варьируется в среднем от 15 000 рублей до 50 000. Стоимость внедрения, как правило, превышает стоимость программного обеспечения в 1,5-2 раза. При внедрении системы управленческого учета приходится либо дорабатывать существующие программы по ведению бухгалтерского учета, что является весьма затратным и трудоемким, либо использовать самостоятельные программные продукты [7].

Однако, с другой точки зрения, ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности (что является обязательным для всех организаций вне зависимости от применяемой системы налогообложения) являются обязательными частями единого бухгалтерского процесса. Составление достоверной бухгалтерской отчетности без данных бухгалтерского учета практически невозможно. Из этого следует вывод, что норма, разрешающая не вести бухгалтерский учет при сохранении фактической обязанности составлять бухгалтерскую отчетность, являлась фактически неработающей и, следовательно, ее отмена является оправданной.

На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод о необходимости разработки упрощенных правил бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, действующие сейчас, распространяются только на субъекты малого предпринимательства, которые являются участниками проекта «Сколково» (п.4 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете») и на микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие организации (Приказ Минфина РФ от 18.12.12 № 164н). А таких организаций в общей массе малых предприятий явное меньшинство. К тому же упрощенный способ ведения бухгалтерского учета для микропредприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций предполагает ведение учета без применения принципа двойной записи. То есть при таком способе ведения бухгалтерского учета запись делается лишь по одному счету, без корреспондирующей пары. Однако есть несколько проблем ведения учета в такой «простой» форме.

Дело в том, что двойная запись - это не столько абстрактный для непосвященного метод ведения бухучета, сколько способ проверки правильности отражения операций. Именно он позволяет обеспечить известный многим принцип:

актив равен пассиву, а дебет - кредиту. Следовательно, если показатели в оборотной ведомости по дебету и кредиту не сходятся, значит, где-то закралась ошибка, не учтено какое-либо поступление или задолженность. Таким образом, использование предлагаемого Минфином принципа простой записи лишает бухгалтера такого замечательного способа самопроверки [8].

Кроме того, при ведении учета без применения метода двойной записи могут возникнуть трудности технического характера. Дело в том, что для записей по одному счету, без корреспондирующей пары, в бухгалтерских программах отсутствуют типовые документы. А это значит, что такие проводки придется делать вручную. Бухгалтер, который будет отражать такие операции, должен точно знать, на каком счете и по дебету или кредиту нужно учитывать ту или иную сумму. Так что обойтись в этом случае без профессионального бухгалтера в штате, скорее всего, не удастся. Да и любой профессионал подтвердит, что предложенная возможность весьма сомнительна, а вести учет в классическом виде гораздо проще, ведь бухгалтерский стандарт применяется в практически неизменном виде уже не один год.

Также здесь не нельзя не упомянуть о глобальной проблеме современного российского бухгалтерского учета, которая, несомненно, касается и малых предприятий, это низкий уровень информативности бухгалтерской отчетности. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 17.08.2012 года № 113н, для малых предприятий были утверждены упрощенные формы бухгалтерской отчетности. В новых формах бухгалтерского баланса и формы «Отчет о финансовых результатах» отсутствуют коды строк, все показатели укрупнены и приводятся в отчетности без расшифровки. Можно ли считать данные изменения позитивными, трудно сказать. В любом случае это пока не решает главную проблему - инвесторов отчетность субъектов малого бизнеса по-прежнему мало интересует. А в первую очередь именно для инвесторов и должна составляться такая отчетность. Сейчас, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, малое предприятие должно перерасти в среднее и достичь определенных успехов [9]. А как заметил вице-президент «ОПОРА России» Николай Николаев: «Все программы поддержки бизнеса в основном заточены под малый формат, как только предприятие перерастает его, то сразу лишается почти всех налоговых льгот и преференций. Необходимо поменять подход и стимулировать рост предприятия».

Еще одной проблемой, существующей в системе учета на малых предприятиях, является сближение и, что еще лучше соединение, двух видов учета - бухгалтерского и налогового. Теперь, когда новым Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязанность ведения бухгалтерского учета была закреплена и за субъектами малого бизнеса, использующими УСН, эта проблема стала несколько актуальней. До этого с ней сталкивались только предприятия на общей системе налогообложения при расчете налога на прибыль [10].

Сблизить бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях позволит унификация и отражение в учетной политике тех способов их ведения, в отношении которых действующим законодательством предоставлено право выбора. В их числе:

- метод признания доходов и расходов;

способ начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам;

определение срока полезного использования основных средств;

- определение стоимости сырья и материалов, отпущенных в производство;

- способ определения стоимости реализованных товаров;

решение о создании резерва по сомнительным долгам;

- порядок создания резервов: на ремонт основных средств, на оплату отпусков сотрудников, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

По данным элементам методического аспекта учетной политики выбор того способа отражения, который предусмотрен налоговым учетом, позволит свести к минимуму расхождения в двух видах учета [11].

Однако не всегда способ отражения того или иного элемента учета, закрепленного Налоговым Кодексом, удобно использовать в бухгалтерском учете. Например, существует возможность определение срока амортизации основных средств исходя из оценки ожидаемого срока использования в соответствии с ожидаемой производительностью и с учетом ожидаемого физического износа, закрепленный ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Однако в российской практике она почти не используется, так как бухгалтеры чаще всего руководствуются амортизационными группами, используемыми для начисления амортизации в целях налогового учета. Поэтому задача сбли-

жения налогового учета с бухгалтерским, должна стоять не только на уровне предприятий, но и на уровне законодательства. Сближение норм налогового регулирования бухгалтерского учета с текущими реалиями его ведения могло бы несколько упростить жизнь малым предприятиям. Здесь можно взять пример с МСФО, где роль профессионального суждения бухгалтера превалирует над юридической формой во многих ситуациях.

Касательно МСФО нужно отметить, что 27.07.2010 года был принят Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому финансовая отчетность всех общественно значимых организаций должна быть составлена в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. Являясь международным языком бизнеса, МСФО, как считается, проникает во все сферы экономической действительности России [12]. Стандарт МСФО для малых и средних предприятий был принят Советом по МСФО 9 июля 2009 года. Его целями являются:

упростить требования к учету для малых и средних предприятий;

уменьшить затраты и усилия компаний для подготовки финансовой отчетности;

- показать информацию, учитывая специфику малых и средних предприятий, что позволит широкому кругу пользователей принимать экономические решения;

- финансовая отчетность должна также отражать вовлеченность менеджмента в разумное руководство предприятием.

Конечно, еще рано говорить о внедрении МСФО на малых предприятиях, но необходимо понимать, что если Россия хочет являться активным участником международных рыночных отношений, применения МСФО неизбежно [13]. Касательно объектов малого бизнеса, это значит, что нормативно-правовое регулирование должно быть максимально отлажено в целях снижения трудностей при принятии МСФО.

Таким образом, можно сделать вывод, что сейчас в России, нормативно-правовое регулирование ведения бухгалтерского учета пока еще не может предоставить объектам малого бизнеса тех условий функционирования, которые нужны для развития этого сектора предпринимательства в России. Многие положения, предусматривающие особые правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в отношении субъектов малого предпринимательства либо устарели, либо недостаточно четко прописаны законодательно, либо идут в разрез с потребностями малых предпри-

ятий. Поэтому для реального упрощения ведения бухгалтерского учета на таких предприятиях существует необходимость объединения всех правил и альтернативных возможностей ведения бухгалтерского учета в одном нормативном документе. В идеале это мог бы быть план счетов для малых предприятий с инструкцией по его использованию, а также правилами составления бухгалтерской отчетности либо комплексное положение по бухгалтерскому учету и отчетности [14].

В какой бы форме не представлялся учет в субъектах малого бизнеса, какого бы не было его наполнение, какие бы показатели не включались в отчетность, всем заинтересованным пользователям нужна информация, сформированная по принципам понятности, сопоставимости, существенности, надежности, нейтральности, полноты, осмотрительности и других немаловажных принципов.

Литература

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Митрофанова И. А. // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 10. С. 44-47.

3. Из выступления Председателя Правительства Д. А. Медведева на Гайдаровской форуме. URL: http:// government.ru/news/9741.

4. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). URL: http://www.gsom.spbu.ru/research/ eship/ projects/gem/

5. О бухгалтерском учете: федер. закон от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О бухгалтерском учете: федер. закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Трегубова В. М., Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. Вопросы автоматизации управленческого учета // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 5.

8. Петров А. «Простой» бухучет сложнее «сложного»? URL: http://smallbusiness.ru/aloud/4225/.

9. Костин С. «Большая» отчетность малых предприятий // Фин. Директор. 2008 № 3. С. 38-42.

10. Федорова А. Ю., Толстых Т. Н., Радюкова Я. Ю. [и др.] Развитие финансовой системы в условиях модернизации экономики России: колл. монография. Тамбов, 2013.

11. Воскресенская Н. В. Проблемы формирования учетной политики малых предприятий в целях повышения уровня информационного обеспечения управления // Российское предпринимательство. № 11. Вып. 1 (122). 2008. С. 56-60.

12. Мялкина А. Ф. К вопросу о выборе способа ведения учета и подготовки отчетности в условиях МСФО // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3.

13. Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. Система РСБУ и МСФО для субъектов малого и среднего бизнеса: допущения, принципы и требования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 12.

14. Митенкова О. А. Полотовская Е. Ю. Актуальные вопросы субъектов малого и среднего бизнеса // Безопасность бизнеса. 2010. № 2. C 98-99.

References

1. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ.

2. Mitrofanova I. А. // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2011. № 10. S. 44-47.

3. Iz vystupleniya Predsedatelya Pravitel'stva D. А. Medvedeva na Gajdarovskoj forume. URL: http:// gov-ernment.ru/news/9741.

4. Global'nyj monitoring predprinimatel'stva (GEM). URL: http://www.gsom.spbu.ru/research/ eship/ projects/gem/

5. O bukhgalterskom uchete: feder. zakon ot 6.12.2011 g. № 402-FZ

6. O bukhgalterskom uchete: feder. zakon ot 21.11.1996 g. № 129-FZ.

7. Tregubova V. M., Myalkina А. F., Ovodkova T. А. Voprosy avtomatizatsii upravlencheskogo ucheta // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 5.

8. Petrov А. «Prostoj» bukhuchet slozhneye «slozhnogo»? URL: http://smallbusiness.ru/aloud/4225/

9. Kostin S. «Bol'shaya» otchetnost' malykh predpriyatij // Fin. Direktor. 2008. № 3. S. 38-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Fedorova А. Yu., Tolstykh T. N., Radyukova Ya. Yu. [i dr.] Razvitiye finansovoj sistemy v usloviyakh modernizatsii ekonomiki Rossii: koll. monografiya. Tambov, 2013.

11. Voskresenskaya N. V. Problemy formirovaniya uchetnoj politiki malykh predpriyatij v tselyakh povysheniya urovnya informatsionnogo obespecheniya upravleniya // Rossijskoye predprinimatel'stvo. № 11 № 1 (122) 2008. S. 56-60.

12. Myalkina А. F. K voprosu o vybore sposoba vedeniya ucheta i podgotovki otchetnosti v usloviyakh MSFO // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 3.

13. Myalkina А. F., Ovodkova T. А. Sistema RSBU i MSFO dlya sub"yektov malogo i srednego biznesa: dopushcheniya, printsipy i trebovaniya // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2012. № 12.

14. Mitenkova O. А. Polotovskaya E. Yu. Аktual'nye voprosy sub"yektov malogo i srednego biznesa // Bezopasnost' biznesa. 2010. № 2. C 98-99.

* * *

PROBLEMS OF METHODICAL AND STANDARD AND LEGAL REGULATION OF ACCOUNTING AT SMALL ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

KRAVCHENKO MAKSIM VIKTOROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kraff_rdv@mail.ru

MYALKINA ANNA FRANKOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: anna211164@mail.ru

Problems of such sector of economy as small business in the Russian Federation still remain one of debatable questions of the economical and legal sphere. In this article authors considered problems of standard and legal regulation of accounting on small business enterprises. They located idea that efficiency of such important sector of economy as small business, in many respects depends on correctly made standard and legal base. In the article authors based on data of researches, as international statistical projects, such as Global monitoring of business (Global Entrepreneurship Monitor (GEM), and local bodies of statistics (Territorial authority of Federal State Statistics Service in the Tambov region (Tambovstat). In particular, in article authors considered various ways of simplification of accounting for small enterprises, legislatively admissible in the Russian Federation by this moment and offered opportunities for their improvement. They also brought up questions of drawing up accounting reports that is not only a problem of small business, but also all Russian accounting in general. Besides authors paid the special attention to questions of rapprochement tax both accounting and to introduction of IFRS in subjects of small business. Analyzing the situation which developed in the field of accounting and its regulation round small business authors made conclusions that at the moment time in Russia, standard and legal regulation of accounting, for the present can't provide to objects of small business of those operating conditions which are necessary for development of this sector of business.

Key words: accounting, small business, standard and legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.