УПРОЩЕННЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ КАК МЕРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА Филипповская Оксана Викторовна, к.э.н., доцент, Заведующий кафедрой «Экономика и финансы»,
([email protected]) Половинкина Виктория Сергеевна, магистрант Курский филиал Финуниверситета [email protected]
В статье рассмотрены основные положения упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета, формирования и представления бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Обращено внимание на организацию бухгалтерского учета руководителями малых предприятий, ответственность за нарушение установленных законодательством правил.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, субъект малого предпринимательства, малое предприятие.
Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства является важнейшим направлением государственной экономической политики. В этой связи важно обратить внимание на те правовые инструменты, которые позволяют реализовать политические инициативы.
Мониторинг изменений законодательства последних лет показывает, что в этой сфере многое сделано и делается. Принимаются и претворяются в жизнь федеральные и региональные программы поддержки, вносятся изменения в законодательные акты. Некоторые из этих изменений, что называется, на слуху - налоговые каникулы, мораторий на проведение плановых проверок и т.п. Другие меры вызывают меньший публичный интерес, при этом не становясь менее значимыми для бизнеса[1].
Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика не превысят 120 млн руб. (вместо 60 млн руб. ранее) (абз. 1 п. 4 ст. 346.13 НК РФ), это позволит ему в следующих периодах пользоваться преимуществами спецрежима (абз. 1 п. 4.1 ст. 346.13). Также уточнено право предпринимателей (независимо от выбранного объекта налогообложения) применять установленную законами субъектов РФ нулевую ставку, если ИП работает в производственной, социальной или научной сферах, сфере бытовых услуг населению. Причем в период действия налоговой ставки 0% индивидуальные предприниматели, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не платят минимальный налог, как и те, кто выбрал в качестве объекта "упрощенного" налогообложения только доходы.
К чему все это? К тому, что представители малого и отчасти среднего бизнеса могут уплачивать единый налог на УСНО, а предприниматели могут и его не уплачивать. Согласитесь, заманчиво. Только возникает вопрос:
как производственному предприятию попасть в данную категорию? Существует несколько вариантов, и один из них заключается в разделении предприятия на несколько компаний, которые осуществляют свою деятельность в рамках единого технологического процесса[2].
Кстати, такое сотрудничество предусмотрено бухгалтерским стандартом - ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности". В соответствии с ним выполнение каждым участником договора конкретного этапа производства продукции (выполнения работы, оказания услуги) с привлечением собственных активов считается совместно осуществляемыми операциями.
Смысл всего сказанного прост. Совместно осуществляемые операции в рамках единого технологического цикла продукции не обязывают хозяйствующих субъектов применять специальные правила бухгалтерского учета. Достаточно следовать общей методологии, причем представителям малого бизнеса в этом направлении предоставлены преференции, расширенные Приказом Минфина России от 16.05.2016 N 64н: им в положения по бухучету введены дополнительные упрощенные способы ведения такого учета. Ими могут воспользоваться организации, определенные ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, - в частности, субъекты малого предпринимательства и организации, принимающие участие в проекте по осуществлению исследований.
В этой связи представляется актуальным обратить внимание на такую предусмотренную Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" особенность нормативного правового регулирования деятельности малых предприятий, как использование упрощенного ведения бухгалтерского учета и упрощенной бухгалтерской (финансовую) отчетности [3].
Принцип государственного регулирования бухгалтерского учета. Как известно, с 1 января 2013 года был принят новый ФЗ от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), предусматривающий ряд существенных особенностей ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства. Так, в качестве одного из принципов государственного регулирования бухгалтерского учета названный Закон закрепил принцип ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, для малого бизнеса.
Законодательством предусмотрено право малых предприятий использовать упрощенное ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Вместе с тем в ч. 5 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете определен перечень экономических субъектов, которые не применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. К ним, в частности, отнесены организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подвергается обязательному аудиту [4].
Важно, что ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности по упрощенным правилам являются правом, а не обязан-
ностью малых предприятий.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то согласно ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете им предоставлено право не вести бухгалтерский учет в случае, если в соответствии с НК РФ они ведут книгу учета доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в установленном налоговым законодательством порядке.
Правовое регулирование упрощенного бухгалтерского учета малых предприятий. Согласно Закону о бухгалтерском учете, для субъектов малого предпринимательства должны быть установлены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета с упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетностью исходя из федеральных стандартов бухгалтерского уче-та[1].
В научной литературе уже обращалось внимание на то, что Закон о бухгалтерском учете предусмотрел весомые поправки принятой системы положений о бухгалтерском учете (ПБУ). Вводится понятие стандарта бухгалтерского учета (от англ. standard - установленный образец, норма) -документа, устанавливающего требования, минимально необходимые к бухгалтерскому учету, а также возможные способы его ведения. Стоит обратить внимание на определение минимальных необходимых требований к бухгалтерскому учету со стороны государства, закрепленных за стандартами. Функция утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета закреплена Законом за Минфином России. Помимо этого, Минфин России утверждает программу разработки федеральных стандартов, которая согласовывается Центральным банком РФ, организует экспертизу проектов стандартов. Для проведения оценочной экспертизы проектов федеральных стандартов при Минфине России создан Совет по стандартам бухгалтерского учета. Кроме того, предусмотрено функционирование субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета (например, саморегулируемых организаций), к полномочиям которых отнесены разработка проектов федеральных стандартов, проведение их публичного обсуждения и др.
Установлено, что до утверждения стандартов соответствия используются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, принятые до дня вступления в силу Закона о бухгалтерском учете. Однако в настоящее время специального положения по бухгалтерскому учету, которое бы содержало особенности его ведения малыми предприятиями, нет. В сложившихся условиях субъекты малого бизнеса руководствуются Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, которые были утверждены Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н. Безусловно, данный акт, принятый в иных экономических реалиях, безнадежно устарел.
Сказанное позволяет включить в повестку дня вопрос о скорейшей разработке и утверждении специального федерального стандарта бухгалтер-
ского учета, призванного закрепить упрощенные способы его ведения субъектами малого предпринимательства.
Упрощенная бухгалтерская отчетность малых предприятий. Упрощенная система формирования бухгалтерской отчетности малым бизнесом обусловлена рядом актов. К их числу относится Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99". В силу п. 3 данного Положения, оно применяется Минфином России как при установлении типовых форм бухгалтерской отчетности, так и при введении упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для малого бизнеса.
Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности малыми предприятиями выполняются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами. Согласно со ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовой бухгалтерской отчетности общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Согласно ст. 92 названного Закона, публичное акционерное общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность; непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством РФ о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В силу ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение годовых бухгалтерских балансов. Согласно ст. 49 указанного Закона общество обязано ежегодно публиковать годовые бухгалтерские балансы в том случае, если облигации и иные эмиссионные ценные бумаги подвергаются публичному размеще-нию[3].
Основания, при наличии которых бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, регламентированы ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". К примеру, в силу данной нормы обязательный аудит проводится, если субъект является организационно-правовой формой акционерного общества; если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествующий отчетному год более 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествующего отчетному года свыше 60 миллионов рублей, и др.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за пред-
шествующий календарный год (без учета НДС) для малых предприятий подняты вдвое и составляют 800 млн. рублей. В этих условиях вероятность для субъектов малого предпринимательства подвергнуться обязательной аудиторской проверке очевидна.
Напомним, что требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения определены ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и стандартами аудиторской деятельности.
При подачи обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, заключение аудитора о ней подается вместе с такой отчетностью- либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Обратим внимание на то, что "основанием для привлечения к административной ответственности по данной статье является факт грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, т.е. предъявление к налоговому вычету из бюджета налога за каждый конкретный период. При таких обстоятельствах правонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ, не может быть признано длящимся. Исчисление срока давности привлечения к административной ответственности по каждому установленному нарушению необходимо начинать с даты, когда общество представило в инспекцию ФНС России декларацию по налогу за каждый конкретный налоговый период".
Важно и то, что производство по данному виду дел об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а судебные акты - отмене при доказанности отсутствия оснований для привлечения субъекта к налоговой ответственности и доначисления налоговых обязательств.
Как указал в своем Постановлении Верховный Суд РФ, "поскольку решение налогового органа, признанное Арбитражным судом Ульяновской области недействительным, вынесено на основании обстоятельств, послуживших поводом для привлечения к административной ответственности по ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление мирового судьи, а также судебные акты, принятые в порядке его пересмотра, не могут быть признаны законными".
Ведение бухгалтерского учета организуется руководителем малого предприятия, который должен выбрать вариант из предложенных законом: поручить главному бухгалтеру или другому должностному лицу ведение бухгалтерского учета, либо заключить договор об оказании услуг по организации и ведению бухгалтерского учета.
Следует иметь в виду, что "если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установ-
ленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ".
Существенной особенностью организации ведения бухгалтерского учета малого предприятия является право его руководителя принять ведение бухгалтерского учета на себя[2].
Если же индивидуальный предприниматель принял решение вести бухгалтерский учет, он сам организует его ведение и хранение документов, а также несет иную ответственность, установленную Законом о бухгалтерском учете для руководителя экономического субъекта.
Выводы. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в сфере бухгалтерского учета и отчетности деятельность малых предприятий значительно упрощена. Рассмотренную особенность нормативного правового регулирования следует рассматривать в числе действенных мер поддержки малого предпринимательства. Ее реализация позволяет экономическим субъектам снизить неоправданные затраты на ведение бизнеса. Кроме того, упрощение правил ведения предпринимательской деятельности - это снижение административных барьеров, что является очередным шагом реализации основного принципа предпринимательской деятельности -принципа свободы ее осуществления. Совершенствование правил ведения бухгалтерского учета для малых предприятий - необходимый шаг в этом направлении.
Список литературы
1. Батяев А. А., Дудкина М.Г., Нурушева Л.К. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса. Научная книга, 2016. 72 с.
2. Леонтьев Б.Б. Малые инновационные предприятия в России и США: сравнительный анализ национальных инновационных систем // Вестник Финансового университета. 2016. N 4(64). С. 9 - 14.
3. Филобокова Л.Ю., Особенности аудита в малом предпринимательстве // Аудиторские ведомости. 2017. N 4.
4. Парасоцкая Н.Н. Методика организации аудита малых предприятий // Все для бухгалтера. 2017. N 1. С. 31 - 35.
5. Филипповская О.В. Малый и средний бизнес - развитие в условиях экономического кризиса// Научно-практический журнал «Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования», №1(11), 2016, с.172-177
Filippovskaya Oksana Viktorovna, candidate of Economics, associate Professor, head of
the Department "Economics and Finance",
Victoria S. Polovinkina, undergraduate 1
Kursk branch of the financial University
SIMPLIFIED ACCOUNTING FOR SMALL ENTERPRISES AS A MEASURE TO SUPPORT SMALL BUSINESS
Abstract. The article considers basic provisions of the simplified order of conducting accounting, preparation and submission of financial statements for small businesses. Attention is
drawn to the organisation of the accounting heads of small businesses, the responsibility for violating defined rules of legislation.
Key words: accounting, accounting, small business entity, small enterprise.
НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА Церенова Баира Игоревна Гусейнов Руслан Расимович Федотова Гилян Васильевна Волгоградский государственный технический университет, Россия
e-mail: g [email protected]
В статье представлен краткий обзор предпринимательства РФ, приведен обзор имеющихся в теории и мировой практике налогообложения и налоговых инструментов по стимулированию развития малого предпринимательства, приведены преимущества и недостатки отдельных режимов налогообложения.
Ключевые слова: предпринимательство, налогообложение, налоговые инструменты, финансовые ресурсы, бизнес, инвестиции.
Эффективность рыночных отношений, степень их развития тесно связаны с процессом создания и развития предприятий малого бизнеса. Малое предпринимательство представляет собой неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Они обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
• численностью малых предпринимателей и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
• вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
• вкладом субъектом малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
• ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
• насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
• навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, на-