Научная статья на тему 'Особенности формирования учетной политики субъектов малого предпринимательства'

Особенности формирования учетной политики субъектов малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2844
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЛИМИТ КАССЫ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / СОКРАЩЕННЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ / КАССОВЫЙ МЕТОД / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / SMALL ENTERPRISES / SMALL BUSINESSES / RECORDED CASH POSITION / ACCOUNTING POLICY / ABBREVIATED CHART OF ACCOUNTS / CASH METHOD / ACCOUNTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринь М.Г.

В статье рассматриваются особенности формирования учетной политики субъектов малого предпринимательства. Автором подробно проанализированы поблажки в части бухгалтерского учета и составления отчетности малыми предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF ACCOUNTING POLICY OF SMALL BUSINESSES

The paper dwells on the features of accounting policy formation of small businesses. The author discussed in detail the accounting treatment and reporting of small businesses.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования учетной политики субъектов малого предпринимательства»

УДК 338.2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

М.Г. Гринь

В статье рассматриваются особенности формирования учетной политики субъектов малого предпринимательства. Автором подробно проанализированы поблажки в части бухгалтерского учета и составления отчетности малыми предприятиями.

Ключевые слова: малые предприятия, субъекты малого предпринимательства, лимит кассы, учетная политика, сокращенный план счетов, кассовый метод, бухгалтерский учет.

Одним из обязательных элементов организации бухгалтерского учета на малых предприятий является разработка и принятие учетной политики. Данное мероприятие должно быть проведено не позднее 90 дней с момента государственной регистрации предприятия и проводится вне зависимости от сферы деятельности и выбранного варианта ведения учета.

Действующие предприятия должны утвердить учетную политику на очередной год до начала этого года.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, обработки информации, система регистров бухгалтерского учета и иные соответствующие способы и приемы [4].

При организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, т.е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) обязанность ведения бухгалтерского учета распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей. Следовательно, они так же, как и организации, обязаны формировать и утверждать свою учетную (налоговую) политику.

В свою очередь, Законом N 402-ФЗ среди прочего пересмотрен и перечень субъектов, которые обязаны вести бухучет. В частности, им установлено, что бухгалтерский учет могут не вести только:

- индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, если налоговым законодательством предусмотрено, что учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения они ведут в порядке, установленном таким законодательством;

- находящиеся на территории РФ подразделения иностранной организации, если российским налоговым законодательством установлено, что учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения они ведут в порядке, установленном таким законодательством [1].

Напомним, что критерии отнесения организаций к представителям малого бизнеса установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Во-первых, в составе учредителей малых компаний не могут состоять юридические лица с долей в уставном капитале более 25 процентов. То же правило применяют в отношении таких инвесторов, как сама Российская Федерация и органы госвласти. При нарушении данного требования потеря статуса происходит сразу же после того, как в уставные документы фирмы были внесены изменения. В иных случаях такие последствия наступают только при условии несоответствия "малым" критериям в течение двух лет подряд.

Во-вторых, средняя численность работников малой компании за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.

В-третьих, выручка компании от реализации товаров, работ, услуг за предшествующий год не должна превышать 400 млн руб. без учета НДС. Такие размеры "малой" выручки утверждены Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 [3].

Отметим только наиболее существенные, с нашей точки зрения, допустимые законодательством дополнительные варианты элементов учетной политики для субъектов малого предпринимательства.

Организации малого бизнеса теперь вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе. То есть начиная с 1 июня 2014 г. малые предприятия вправе хранить в кассе всю наличную выручку без каких-либо ограничений и не обязаны сдавать ее в банк для зачисления на расчетный счет (абз. 10 п. 2 Порядка ведения кассы).

Аналогичное послабление предусмотрено и для предпринимателей (абз. 10 п. 2 Порядка ведения кассы). Чтобы воспользоваться указанной возможностью, необходимо оформить приказ руководителя организации или предпринимателя о том, что с 1 июня 2014 г. лимит кассы не устанавливается.

Даже если организация не планирует пересматривать размер лимита кассы, полагаем, что из-за вступления в силу нового Порядка ведения кассы ей безопаснее заново утвердить этот лимит. При этом в приказе руководителя компании целесообразно указать, что новый лимит действует с 1 июня 2014 г., и сделать ссылку на Порядок ведения кассы.

Если приказ об установлении лимита кассы не переоформить, налоговики могут признать прежний лимит недействующим. Ведь он был принят в соответствии с уже отмененным документом. А это повлечет административные штрафы на организацию и ее должностных лиц за накопление в кассе сверхлимитных наличных денег (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ) [10].

Если отказ от лимита кассы оформить как отмену ранее действовавшего приказа, есть риск, что налоговики посчитают этот лимит нулевым. Поэтому целесообразно это положение отразить в учетной политике предприятия.

Представители малого бизнеса могут вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Упрощать бухгалтерский учет не вправе малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. То есть те организации, которые выпускают акции и облигации.

Малые предприятия могут отступать от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Кроме того, организации, которые уплачивают единый налог по упрощенной системе налогообложения, могут не применять двойную запись. Поэтому малым предприятиям целесообразно при формировании своей учетной политики прежде

всего определить, будут ли они формировать свою учетную систему на основополагающих принципах бухгалтерского учета или будут отступать от них.

Субъектам малого предпринимательства рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):

а) иметь в штате должность бухгалтера;

б) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

в) вести бухгалтерский учет лично руководителем [9].

Отметим, что для открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также для иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов установлены особые требования, которым должен отвечать главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета.

Так они должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики [12].

Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малым предприятиям рекомендовано разрабатывать сокращенный план счетов, т. е. разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов. Поэтому в приказе об учетной политике они должны указать, на основе какого плана счетов (типового или сокращенного) формируется рабочий план счетов. При этом разработанный рабочий план прилагается к приказу об учетной политике малого предприятия.

В соответствии с содержанием разд. 4 Типовых рекомендаций в методологии ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях выделены особенности при кассовом методе учета доходов и расходов, а также при использовании упрощенной формы учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета может осуществляться малым предприятием двумя способами:

- первый - это простая форма учета (без использования регистров учета имущества малого предприятия);

- второй - форма учета с использованием регистров учета имущества малого предприятия.

Простая форма бухгалтерского учета предназначена для малых предприятий, работающих по упрощенному плану счетов и соблюдающих следующие критерии:

- количество хозяйственных операций незначительно (как правило, не более 30 в месяц);

- не осуществляется производство продукции и работ, связанное с большими затратами материальных ресурсов.

Простая форма включает всего два регистра:

Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности (форма К-1);

ведомость учета заработной платы (форма В-8).)

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) [7].

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены в Приложениях к Типовым рекомендациям для СМП.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе "Корреспондирующий счет"), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и с аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графах "Содержание операции" на основании форм первичной учетной документации делается запись о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и др.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме N В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Оборотная ведомость - это основа для составления бухгалтерского баланса малого предприятия [7].

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименования синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

Обе формы лишь условно считаются простыми. Их заполнение является достаточно трудоемким процессом.

Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Кассовый метод в бухучете особенно удобен для фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения, ведь такие организации считают единый налог кассовым методом [11].

Малые предприятия признают доходы и расходы либо по методу начисления в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), либо по кассовому методу. Решение принимается организацией самостоятельно и фиксируется в приказе об учетной политике.

Малым предприятиям разрешено применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения) в размере, в два раза превышающем нормы. Кроме того, субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет. Следует отметить, что ускоренная амортизация для субъектов малого предпринимательства предусмотрена только для целей бухгалтерского учета. Амортизацию основных средств в целях включения ее сумм в расходы организации при формировании налогооблагаемой прибыли необходимо начислять по нормам, установленным Налоговым кодексом (глава 25).

Малые предприятия вправе все проценты по полученным кредитам и займам учитывать как прочие расходы. То есть независимо от того, потратили заемные средства на покупку инвестиционного актива или нет. Об этом сказано в п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н) [5].

Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.

Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета [6]. Таким образом, субъектам малого предпринимательства позволено все существенные ошибки в бухучете и отчетности исправлять текущим периодом. Иными словами, нет никакой нужды пересчитывать показатели за прошлые периоды.

Корректировки в данном случае проводятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. При этом прибыль или убыток, возникшие в результате ее исправления, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» субъект малого предпринимательства вправе самостоятельно принять решение о формировании бухгалтерской отчетности:

1) по упрощенной системе;

2) в общем порядке.

Упрощенная система бухгалтерской отчетности состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. При этом отчеты могут включать показатели только по группам статей без их детализации по статьям [8].

При необходимости пояснений к ним составляется приложение. В нем приводят только наиболее важную информацию, без которой невозможно оценить финансовое состояние субъекта или результаты его деятельности. В частности, рекомендовано раскрыть те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей баланса и отчета о финансовых результатах (например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывался ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль). Также целесообразно отразить сведения о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемые показателями отчетов (например, о начислении и выплате дивидендов, вкладах в уставный капитал).

Так как малым предприятиям разрешено представлять отчетность в сокращенном виде, в приказе об учетной политике необходимо указать перечень представляемой годовой и промежуточной отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01) устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Поэтому малым предприятиям следует указывать в учетной политике, отражали ли они в бухгалтерской отчетности условные факты хозяйственной деятельности.

Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010, утв. Приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. N 143н) предусмотрена обязанность организаций выделять отчетную информацию по сегментам (операционным или географическим). Но при этом указывается, что Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства. Поэтому его применение (или неприменение) при подготовке бухгалтерской отчетности оговаривается в учетной политике малых предприятий.

Представители малого бизнеса также вправе в принципе не применять такие Положения по бухгалтерскому учету, как:

- "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008, утверждено Приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н);

- "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010, утв. Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н);

- "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н).

Среди прочего это означает, что доходы и расходы по договорам строительного подряда они вправе учитывать в общем порядке, то есть по методу начисления или кассовым методом; кроме того, они могут отказаться от создания в учете резервов предстоящих расходов и не учитывать разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью.

Согласно п. 9 ПБУ 10/99 субъект малого предпринимательства может принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности [9].

В Информации Минфина России N ПЗ-3/2012 даны некоторые рекомендации, согласно которым субъект малого предпринимательства может:

- принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета (Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 15);

- не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета (п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н);

- принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете (п. 22 ПБУ 14/2007)

The paper dwells on the features of accounting policy formation of small businesses. The author discussed in detail the accounting treatment and reporting of small businesses.

Keywords: small enterprises, small businesses, recorded cash position, accounting policy, abbreviated chart ofaccounts, cash method, accounting.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)

3. Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

4. ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н)

5. ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (утв. Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н)

6. ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (утв. Приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. N 63н).

7. Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства"

8. Информация Минфина РФ от 25 апреля 2013 г. "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства"

9. Информация Минфина РФ ПЗ-3/2012 Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства

10. Вайтман Е., Околелов Д. С 1 июня 2014 года организации малого бизнеса и предприниматели могут не устанавливать лимит кассы /Вайтман Е., Околелов Д.)// "Российский налоговый курьер", 2014, N 13-14

11. Петрухина Т.Н. Упрощенные правила бухучета для малого бизнеса / Петрухина Т.Н.// Практическая бухгалтерия, 2013, N 12; "Московский бухгалтер", 2014, N 1

12. Толмачев И.А. Все о малом предпринимательстве"(7-е издание, переработанное и дополненное) (Толмачев И.А.) (под ред. А.В. Касьянова)"ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2013

Об авторе

Гринь М.Г. - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Брянского государственного аграрного университета.

УДК 338

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

А.И. Грищенков, Д.Г. Федотенков, А.А. Падалко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья посвящена изучению вопросов межрегиональной конкуренции и управления конкурентоспособностью региона в современных условиях. Раскрывается сущность конкуренции, как предмета исследования экономической науки и анализируется специфика межрегиональной конкуренции, как относительно нового экономического явления, появившегося как результат процессов глобализации и регионализации, наблюдаемых в мировой экономике.

Ключевые слова: конкуренция, межрегиональная конкуренция, регион, конкурентоспособность региона, региональная экономика, социально-экономическое развитие.

Научное осмысление проблемы конкурентоспособности регионов России, инициированное в последние годы, протекает в условиях сложных трансформационных процессов. Пока методология конкурентоспособности регионов, условия её формирования и понятийный аппарат, а также другие проблемы, связанные с этим экономическим явлением, далеки от своего решения. Это отражено в отсутствии устоявшегося понятия «конкурентоспособность региона», в несовершенстве методического инструментария оценки конкурентоспособности региона, недостаточном внимании к разработке комплексного механизма управления конкурентоспособностью на региональном уровне.

Одной из центральных проблем экономической науки является всестороннее исследование содержания понятия «конкурентоспособность региона», определение характеризующих ее факторов, показателей и разработки на этой основе методики оценки и способов повышения конкурентоспособности субъектов Российской Федерации. Тем не менее, нет общепринятой методики оценки конкурентоспособности регионов, и инструментов ее совершенствования, что требует дополнительных исследований.

Конкурентоспособность это основное условие стабильности функционирования региональных социально-экономических систем, поскольку развитие конкурентных преимуществ способствует ускоренному экономическому росту, что в свою очередь ведет к повышению благосостояния населения.

Для достижения высокого уровня регионального развития можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Главным фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов для достижения определенных целей является конкуренция.

Растущий интерес к проблемам межрегиональной конкуренции обусловлен в первую очередь тем обстоятельством, что регионы, становясь самостоятельными экономическими субъектами национальной экономики, разрабатывают и реализуют стратегии своего развития, масштабно включаются в международные экономические проекты.

Исходной точкой рассмотрения теоретико-методологических основ конкурентоспособности регионов является конкуренция, которая в экономике означает соперничество нескольких субъектов в достижении сходной цели. В отношении стран, а затем и регионов этот термин стал применяться в конце XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.