УДК 657
Л.Ю.Филобокова, З.Р.Исраилова
Организация и регулирование бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в современных условиях
Бухгалтерский учет выступает в качестве функции и информационной подсистемы системного управления материальными системами, в том числе и малым предпринимательством, при этом имеют место отличительные особенности организации учета и методологии учетных процессов. Организации бухгалтерского учета у малого предприятия и у индивидуального предпринимателя, действующей системе регулятивов, определяющей методические подходы к учетным процессам у субъектов малого предпринимательства посвящена данная статья.
Ключевые слова: организация и регулирование бухгалтерского учета, малое предпринимательство
L.Iu.Filobokova, Z.R.Israilova
Organization and regulation of accounting small business in modern
conditions
Accounting serves as the functions and information subsystem system control material systems, including small business, however, there are distinctive features of accounting organization and methodology of accounting processes. Accounting in small enterprises and individual entrepreneurs operating system regulators, defining methodological approaches to accounting processes at small businesses this article.
Keywords: organization and regulation of accounting, small business
едеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» ст.7 закрепил ответственность руководителя экономического субъекта за ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета. Если индивидуальный предприниматель ведет бухгалтерский учет в соответствии с данным Федеральным законом, то он сам организует ведение бухгалтерского учета и хранение документов учета, а также несет иные обязанности, установленные законом для руководителя экономического субъекта.
Руководитель малого предприятия обязан сделать выбор:
- возложить ли ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;
- заключить ли договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета;
- возложить ли обязанность по ведению бухгалтерского учета на себя.
Если малое предприятие имеет статус публичного общества, то главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлага-
ется ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
- иметь высшее образование;
- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
- не иметь непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
При этом статья 66.3. Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет правовое поле публичного общества - общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумаг [1].
Физическое лицо, с которым заключается договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям указанным требованиям, а юри-
дическое лицо, с которым заключается договор об оказании соответствующих услуг, должно иметь не менее одного работника, отвечающего этим же требованиям.
Другие федеральные законы могут устанавливать дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета.
Если между руководителем малого предприятия и главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложена обязанность ведения бухгалтерского учета, возникают разногласия в отношении порядка или методологии ведения бухгалтерского учета, то:
- данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
- объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя малого предприятия, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения, финансового результата деятельности и движения денежных средств.
Статьей 3 Федерального закона закреплены основные понятия по таким категориям, как: бухгалтерская (финансовая) отчетность, уполномоченный федеральный орган, стандарт бухгалтерского учета, международный стандарт, план счетов бухгалтерского учета, отчетный период, руководитель экономического субъекта, факт хозяйственной жизни, организации государственного сектора [2].
Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью следует понимать информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Уполномоченный федеральный орган -федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также
допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Международный стандарт - стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.
План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.
Отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
Факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Организации государственного сектора - государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Субъекты малого предпринимательства должны обеспечить ведение бухгалтерского учета по объектам, закрепленным статьей 5 Федерального закона. Такими объектами бухгалтерского учета являются:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Категория бухгалтерского учета «факты хозяйственной жизни» представляет собой элемент хозяйственного процесса, означающий состояние, а также действие или событие, приводящие к констатации имеющихся в наличии средств и источников предприятия или к изменению в их составе.
В соответствии с «Принципы МСФО», под активами понимают ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых ожидается получение экономических выгод в будущем, а под обязательствами - задолженность, возникающую из событий прошлых периодов, урегули-
рование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономическую выгоду [4].
В отличие от отечественных регулятивов бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, МСФО в определении категории «активы» следуют концепции приоритета экономического содержания над юридической формой, говоря не об имуществе, а о ресурсах. Вместе с тем, понятие «ресурсы» не тождественно понятию «актив». Определяя активы в качестве объекта бухгалтерского учета, Федеральный закон предоставляет право бухгалтерскому учету право на формирование информации о финансовом положении организации, основывающееся исключительно на бухгалтерской методологии, в определенных случаях совершенно самостоятельной от правовой и/или от чисто по-литэкономической трактовки хозяйственных фактов.
В отличие от категории «имущество», гражданско-правовое понятие «обязательство» значительно шире, чем «кредиторская задолженность» и не совпадает с бухгалтерским понятием «пассивы». Значительная часть любой организации не находит отражение в современной бухгалтерской (финансовой) отчетности, а с другой стороны, обязательство, отражаемой в бухгалтерской отчетности, формирует не только пассив, но и актив бухгалтерского баланса (дебиторская задолженность). Также необходимо обратить внимание на то, что в составе кредиторской задолженности в пассиве могут быть отражены не только обязательства организации в чисто правовом понимании (резервы предстоящих расходов и платежей).
Источники финансирования деятельности хозяйствующего субъекта представляются пассивами бухгалтерского баланса. Именно как источник финансирования деятельности организации методология построения анализа бухгалтерской отчетности и рассматривает отражаемую в балансе кредиторскую задолженность. Однако категория «источники финансирования деятельности» шире, помимо кредиторской задолженности и приравниваемых к ней пассивов, включает в себя собственные источники финансирования - капитал и резервы.
«Принципы МСФО» определяют капитал как чистые активы - остаточная доля участия в активах организации после вычета всех ее обязательств.
Капитал, таким образом, рассматривается как результат оценок, представляющих текущее состояние активов и обязательств организации. Именно эта идея лежит в основе применения оценки элементов баланса по справедливой стоимости и дисконтированной стоимости будущих денежных потоков.
Идентификация доходов и расходов в качестве самостоятельных объектов бухгалтерского учета связана не только с наличием аналогичного определения МСФО, но и стой важной информацией о доходах и расходах для целей формирования отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках). Национальные ГААП ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» дают определение соответствующих категорий.
Согласно пункту 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», под доходами понимают увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников) имущества.
В соответствии с пунктом 2 ПБУ 10/99, под расходами понимают уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Предметом учета могут выступать и «иные объекты», в случаях, установленных федеральными стандартами. Современная методология бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, как набор финансовых моделей, имеют свои границы. Очевидно, что не вся информация, которая потенциально может заинтересовать внешних пользователей, в ней представлена. С расширением состава ресурсов, информация о которых необходима для выработки управленческих решений, объекты бухгалтерского учета будут дополняться.
Субъект малого предпринимательства каждый факт хозяйственной жизни должен подвергнуть оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и
инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Первичный учетный документ необходимо составлять при совершении факта хозяйственной жизни или непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Допускается формирование первичного учетного документа, как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Формат первичных учетных документов должен найти отражение в учетной политике (ее организационный раздел). В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Данные, отображенные в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъ-
екта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью и в нем не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Все активы и обязательства субъекта малого предпринимательства подлежат инвентаризации, основное предназначение которой состоит в том, чтобы выявить соответствие фактического наличия соответствующих объектов данным регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Малое предприятие, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется посредством системы нормативно-правовых актов, имеющих определенную иерархию (см. рис. 1.)
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации. Каждый отдельный хозяйствующий субъект, руководствуясь действующим законодательством в области бухгалтерского учета, самостоятельно разрабатывает свою учетную политику с учетом заданных целевых установок предпринимательской деятельности, реализуемой стратегии развития, проводимой финансово-экономической политики, состояния и харак-
Рис. 1. Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета в Российской
Федерации
тера воздействия факторов внешней и внутренней бизнес-среды.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИНЬ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Главная задача - создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».
Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 24 Положения (стан-
дарта) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.
Четвертый уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.
В соответствии сост. 71 Конституции Российской Федерации бухгалтерский учет находится в ведении государства. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется Минфином России. Федеральными законами предоставлено право регулирования отдельных аспектов бухгалтерского учета ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др. При этом нормы ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые этими органами, не должны противоречить нормам, устанавливаемым Минфином России. Регулирование
бухгалтерского учета осуществляется посредством издания законодательных, нормативных правовых актов и иных документов.
Важнейшей целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу определено создание условий и предпосылок для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности экономических субъектов, полезной внутренним и внешним пользователям. Основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности:
- повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО:
- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества);
- усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
- существенное повышение квалификации специалистов, занимающихся постановкой и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
При этом бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в стране, включающей статистический, бухгалтерский и оперативно-технический (оперативный) учет. Развитие бухгалтерского учета и отчетности должно осуществляться в тесной взаимосвязи с изменениями экономической ситуации в стране и соответствовать характеру и уровню развития хозяйственного механизма, ибо нарушение такой взаимосвязи может привести к снижению качества учетной информации в экономике. Несмотря на то, что Концепция определяет основы построения и ведения бухгалтерского учета и отчетности для экономических субъектов всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм, она не заменяет нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет.
В 2014 году действуют следующие положения по бухгалтерскому учету:
1. ПБУ 1/2008 - «Учетная политика организации» (в ред. приказов Минфина России от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 № 164н);
2. ПБУ 2/2008 - «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2008 № 116н, с изменениями от 23.04.2009 № 35н, от 25.10.2010
№ 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н);
3. ПБУ 3/2006 - «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утверждено приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н, с изменениями от 25.12.2007 № 147н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н);
4. ПБУ 4/99 - «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н);
5. ПБУ 5/01 - «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н с изменениями от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н);
6. ПБУ 6/01 - «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, с изменениями от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от
18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н);
7. ПБУ 7/98 - «События после отчетной даты» (утверждено приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н, с изменениями от
20.12.2007 № 143н);
8. ПБУ 8/2010 - «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утверждено приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н, с изменениями от 14.02.2012 № 23н, от 27.04.2012 № 55н);
9. ПБУ 9/99 - «Доходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н);
10. ПБУ 10/99 - «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, с изменениями от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006№ 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н);
11. ПБУ 11/2008 - «Информация о связанных сторонах» (утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н);
12. ПБУ 12/2010 -«Информация по сегментам» (утверждено приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 143н);
13. ПБУ 13/2000 - «Учет государственной помощи» (утверждено приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н, от 18.09.2006 N 115н);
14. ПБУ 14/2007 - «Учет нематериальных активов» (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н);
15. ПБУ 15/2008 - «Учет расходов по займам и кредитам» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н);
16. ПБУ 16/02 - «Информация по прекращаемой деятельности» (утверждено приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н, от 08.11.2010 № 144н);
17. ПБУ 17/02 - Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские
и технологические работы» (утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, от 18.09.2006 № 116н);
18. ПБУ 18/02 - «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, с изменениями от 11.02.2008 № 23н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н);
19. ПБУ 19/02 - «Учет финансовых вложений» (утверждено приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, с изменениями от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н);
20. ПБУ 20/03 - «Информация об участии в совместной деятельности» (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2003 № 105н, от 18.09.2006 № 116н);
21. ПБУ 21/2008 - «Изменения оценочных значений» (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н);
22. ПБУ 22/2010 - «Исправление ошибок в бухгалтерской отчетности» (утверждено приказом Минфина России от 28.06. 2010 № 63н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н);
23. ПБУ 23/2011 - «Отчет о движении денежных средств» (утверждено приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н );
24. ПБУ 24/2011 - «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н).
Малые предприятия имеют право не использовать в системе бухгалтерского учета следующие нормативные акты, его регулирующие:
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (согласно п.2.1.);
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (согласно п.3);
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (согласно п. 3);
- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (согласно п.2);
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (согласно п. 3.1.);
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (согласно п.2).
В декабре месяце 2013 года Министерство финансов Российской Федерации издало письмо за № 07-01-06/577956 от 27.12. 2013 г. «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность», в соответствии с которым субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации (за исключением некоммерческих организаций, поступления денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) и организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [3].
Индивидуальные предприниматели самостоятельно принимают решения о порядке ведения учета своей деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ч.2ст.6) индивидуальные предприниматели имеют право:
- не вести бухгалтерский учет в порядке, установленном данным Федеральным законом в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах индивидуальный предприниматель ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности;
- вести бухгалтерский учет с использованием упрошенных способов, установленных для субъектов малого предпринимательства;
- вести бухгалтерский учет в полном объеме, предусмотренном названным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона, регулирование бухгалтерского
№°4
The State Counsellor, 2014
учета в России, в том числе и относительно субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- единство системы требований к бухгалтерскому учету;
- установление упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) от-
четность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
- обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 (редакция от 05.05.2014) «Гражданский кодекс Российской Федерации»
2. Феделальный закон № 402-ФЗ от 06.12.11 (с изменениями 2014 г.) «О бухгалтерском учете»
3. Письмо Министерства финансов Российской Федерации № 07-01-06/577956 от 27.12.2013 г. «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность»
4. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
REFERENCES
1. Federal law No. 51-FZ dated 30.11.1994 (revised from 05.05.2014) "Civil code of the Russian Federation"
2. Federally law No. 402-FZ of 06.12.11 (amended 2014) "On accounting"
3. Letter of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 07-01-06/577956 from 27.12.2013, Simplified methods of accounting, including simplified accounting (financial) statements"
4. IAS 1 "Presentation of financial statements"
Информация об авторах:
Филобокова Людмила Юрьевна
(Россия, Московская область, г. Мытищи) Доктор экономических наук, профессор, аттестованный аудитор. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. E-mail: [email protected]
Information about the authors:
Filobokova Liudmila Iur'evna
(Russian Federation, Moscow region, Mytishchi) Doctor of Economical Sciences, Professor, Certified Auditor Bauman Moscow State Technical University. E-mail: [email protected]
Исраилова Залина Руслановна
(Россия, Чеченская Республика, г.Грозный)
Кандидат экономических наук, доцент Чеченский государственный университет e-mail: [email protected]
Israilova Zalina Ruslanovna
(Russia, Chechen Republic, Grozny) PhD in Economics, Associate Professor The Chechen State University e-mail: [email protected]