г
г
0
I--/1
I-
0
X
IP—
0 X
1
о
о
о
г
□
г
X
9-
66
инструментария проведения проверок членов профессиональных аудиторских объединений, создания института контролеров качества, атак же единого критерия оценки качества работы компаний.
Он позволит проводить наиболее тщательный, а следовательно, эффективный контроль за деятельностью аудиторских фирм-членов профессиональных аудиторских объединений, соблюдением ими правил (стандартов) аудита и других нормативных актов в области аудиторской деятельности.
Литература:
1. Булавина Л.Н., Скляров И.Ю., Бездольная Т.Ю. Аудит: учебное пособие / Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: АГРУС, 2011.- 132 с.
2. Булавина Л.Н., Булавин М.В. Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности // Международный бухгалтерский учет.-2011.- № 45.- С. 35-44.
3. БулавинаЛ.Н., Булавин М.В. Аудит резервного капитала // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 28. - С. 38-46.
4. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ // Собрание законодательных актов Правительства Российской Федерации.2001.
5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФФ // Собрание законодательных актов Правительства Российской Федерации. - 2009.
6. Панков В.В., Акаемова Н.В., Кожухов В.Л. Обеспечение качества аудита: институциальный подход // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 2.- С. 34-39.
7. Официальный сайт Минфина России. - Режим доступа: www.minfin.ru.
LEGAL REGULATION OF ACCOUNTING AT THE ENTERPRISES OF BRICK PRODUCTION Durakova Anna Sergeevna, Assistant, Chair of Administrative Accounting,
Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]
The article reflects the organizational and legal basis for regulation of accounting at the enterprises of brick production.
Keywords: legal and regulatory framework; accounting; brick manufacturing.
удк336.051 правовое регулирование бухгалтерского
учета на предприятиях кирпичного производства
© Дуракова А.С., 2013
ДУРАКОВА Анна Сергеевна,
ассистент, кафедра Бухгалтерского управленческого учета, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь anya-durakova@mail. ru
В статье отражены организационные и правовые основы регулирования бухгалтерского учета на предприятиях кирпичного производства.
Ключевые слова: нормативно-правовая база; бухгалтерский учет; кирпичное производство.
Результатами формирования рыночных отношений в Российской Федерации является значимое повышение роли бухгалтерской информации в управлении финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. Постоянноеувеличение количества потребителей информации, принимающих на ее основе управленческие решения, ведет к изменению требований, предъявляемых к такой информации, а также порядку ее сбора, регистрации, и составления. Возникновение новыхтребований к бухгалтерскому учету и отчетности обусловлено интеграцией российской экономики в международную систему хозяйствования.
Регулирование учета в Российской Федерации осуществляется посредством издания нормативных правовых актов, которые имеют различную юридическую силу, в соответствии с которой распределяются по уровням, образуя совокупность системы правового регулирования учета в стране. Система регулирования бухгалтерского учета основывается на правовом, экономическом, морально-этическом способах регулирования, каждый из которых в разной степени влияет на ее функциональность.
Теоретической и методологической основой определения нормативно-правовой базы организации и ведения бухгалтерского учета в кирпичном производстве являются труды отечественных ученых и специалистов в области реформирования, организации и регулирова-
ральный закон "О бухгалтерском учете" от
06.12.2011 № 402-ФЗ, Федеральный закон от
04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности", Приказ Минсельхоза РФ от 06.06.2003 № 792 "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях", Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 № 3245), Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) I, II части, Постановление Минтруда РФ от 17.05.2001 № 41 (ред. от 12.07.2002) "Об утверждении Еди ного тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 40, раздел "Производство строительных материалов", и другие законодательные документы федерального уровня.
Второй уровень - нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в кото-
гл
о
гч
_л
0
С
□
Я
■ Он
I—
лАтірттЗа /V
"
67
ния бухгалтерского учета, среди которых
A. C. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Г.Волков, М.И. Кутер, A.B. Луговой, С.А. Николаева,
B. Д.Новодворский, В.Ф. Палий, В.И. Петрова, М.Л. Пятов, Я.В. Соколов, О.В. Соловьева,
А.Н. Хорин, Л.З. Шнейдман. В работе также были использованы научные труды российских ученых: Н.Р Вейцмана, A.M. Галагана, А.Я. Локшина, А.П. Рудановского. Среди зарубежных специалистов следует отметить работы М.Р Мэтьюса и М.Х.Б. Перера, Ж. Ришара, Э.С. Хенд-риксена, М.Ф. Ван Бреды и др. Были изучены законы РФ, подзаконные акты Правительства РФ и министерств, международные стандарты финансовой отчетности, материалы периодической печати и научных конференций.
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство РФ. Непосредственно эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. Однако в нормативном регулировании бухгалтерского учета принимают участие, в пределах своей компетенции, и другие органы, которым федеральными законами предусмотрено такое право. Это Госкомстат РФ, Центробанк РФ, Государственный таможенный комитет РФ и др.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране сложилась под воздействием факторов исторического развития, требований рыночной экономики и влияния международной практики в этой области. Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня.
Рисунок 1 - Законодательная база бухгалтерского учета
Первый уровень -законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня в кирпичном производстве представляют: Феде-
рых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ):
1. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утверждено Приказом Минфина России от
06.10.2008 № 106н, с изменениями от 27.04.2012 № 55н).
2. Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) (утверждено Приказом Минфина России от
24.11.2008 № 116н, с изменениями от 27.04.2012 № 55н).
3. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утверждено Приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изменениями от 08.11.2010 г. № 142н).
4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) (утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н с изменениями от
25.10.2010 № 132н).
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, с изменениями от 24.12.2010 №186н).
6. Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98) (утверж-
г
г
0
І'-.П
I-
0
X
IP—
0 X
1
о
о
о
г
□
г
X
9-
68
дено Приказом Минфина России от 25.11.1998 № 25н, с изменениями от 20.12.2007 № 143н).
7. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, с изменениями от 27.04.2012 № 55н).
8. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ (10/99) (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, сизменениями от27.04.2012 №55н).
9. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010) (утверждено Приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 143н).
10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" (ПБУ 17/02) (утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н, сизменениями от
18.09.2006 № 116н).
11. Положение по бухгалтерскомуучету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02) (утверждено Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, с изменениями от24.12.2010 № 186н).
12. Положение по бухгалтерскомуучету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011) (утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125нит.д.
Третий уровень - методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативныхдокументов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов (утв. Главной инспекцией Госархстройнадзора РФ 17.11.1993), Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) (утв. решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 22.06.2012 N 5/55) (Том 4. Разделы XIV-XVI. Группы 71 - 84), ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Ростехрегулирования от
22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 14.12.2011) (введен в действие 01.01.2008 на период до
01.01.2013 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред.
1)), Приказ Росстата от 29.08.2012 № 470 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий".
Четвертый уровень - уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам
ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. В процессе организационной деятельности учреждения формируется комплекс организационно-правовых документов, содержащих положения, определяющие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
К организационно-правовым документам относятся:
1) устав организации, положение об организации;
2) положения о структурных подразделениях;
3) положения о коллегиальных и совещательных органах учреждения;
4) регламенты работы коллегиальных и со-вещательныхорганов;
5) регламенты работы аппарата управления (руководства);
6) штатное расписание;
7) инструкции по отдельным видам деятельности (например, инструкция по документационному обеспечению);
8) должностные инструкции работников;
9) правила и др.
Организационно-правовые документы содержат положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения. Эти документы составляют правовую основу деятельности организации.
Организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом:
1) вышестоящей организацией;
2) руководителем данной организации;
3) коллегиальным органом (например, общим собранием акционеров, советом директоров и др.);
4) руководителем структурного подразделения, в зависимости от вида и разновидности документа.
Организационно-распорядительные документы подразделяются на следующие основные группы документов:
- организационно-правовые документы предприятия (устав, учредительный договор, структура и штатная численность, штатное расписание , должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка);
- распорядительные документы предприятия (приказы по основной деятельности, распоряжения, решения);
- документы по личному составу предприятия (приказы по л/с, трудовые контракты (договоры), личные дела, личные карточки ф. Т-2, лицевые счета по зарплате, трудовые книжки);
новый период 2014 - 2015 годов (разработан Минэкономразвития России);
- Стратегия долгосрочного развития производства строительных материалов,изделий и конструкций Ставропольского края на период
2009-2020 годы и др.
Правовое регулирование бухгалтерского уче- ^ та осуществляется путем принятия правовых г\ актов, которые имеют форму нормативных и
ненормативных. Нормативные правовые акты ^_____
представляют собой официальные письменные документы, принимаемые уполномоченным ор- &
ганом, они устанавливают, изменяют или отменяют нормы права.
Нормой права является признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, |__
чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве эталона поведения. Норма права - критерий правомерности поведения.
Все нормативные правовые акты в зависимости от их юридической силы находятся между собой в строгой иерархической подчиненно- KNTC сти и делятся на законы и иные нормативные ^ правовые акты. Последние подразделяются на акты органов государственной власти и федеральных органов исполнительной власти.
Ответственность за нарушение законодатель- 69
ства Российской Федерации о бухгалтерском учете наступает в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации.
- финансово-бухгалтерские документы предприятия (главная книга, годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, акты ревизий, инвентаризаций, планы, отчеты, сметы, счета, кассовые книги и др.);
- информационно-справочные документы предприятия (акты, письма, факсы справки, телефонограммы, докладные записки, протоколы и др.).
Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета.
Также в настоящее время кирпичное производство регулируется нормативными неправовыми актами. Весь кирпич, выпускаемый в России, должен соответствовать требованиям ГОСТов. Длительное и широкое применение кирпича обусловило довольно четкое деление его на виды в зависимости от различных характеристик: способа изготовления,производствен-ного сырья, наполнения, области применения. На изготовление кирпича существуют ГОСТы, описывающие требования к процессу производства, контролю качества, материалам и маркировке.
ГОСТ - государственный стандарт РФ, стандарт, принятый органом по стандартизации России для применения на территории Российской Федерации.
Основным ГОСТом, определяющим общие виды и свойства кирпича, является ГОСТ 5302007 от 01.03.2008 г. В ГОСТ 530-2007 приведены требования к любому керамическому кирпичу (рядовому, лицевому, крупноформатным блокам). Для силикатного кирпича существует ГОСТ 379-95. В некоторых случаях допускается изготавливать материалы в соответствии с техническими условиями предприятия.
Государственные стратегии и программы, являются инструментами регионального развития отраслей, в том числе и кирпичного производства, а также дополнительной информацией для бухгалтерского учета:
- Постановление Правительства РФ от 14 января 2008 г. N 10 "О федеральной целевой программе "Юг России" (2008 - 2013 годы)";
- Распоряжение Правительства РФ от
06.09.2010 № 1485-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года";
- План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. (расп. Правительства РФ от 27.12.2010 № 2444-
р);
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и пла-
Примечания:
1. Российская Федерация. Законы. Федеральиыйзакои от 06.12.2011 № 402-ФЗ "0 бухгалтерском учете".- СПС "Гарант", 2013.
2. Бобрышев А.Н., Гунько Т.И. Перспективная оценка финансового состояния организации / А.Н. Бобрышев, Т.И. Гунько // Конкуренция на российских рынках:теория, методология, практика: сб. науч. тр. - Ставрополь: АГРУС, 2006. - С. 203-207.
3. Волошин Д.А. Проблемы организации систем управленческого учета на производственных предприятиях // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 23.
4. Дуракова А.С. Технологические и экономические аспекты кирпичного производства / А.С.Дуракова // Кант. - Ставрополь: СТАВРОЛИТ, 2011.- № 3.- С.112-115.
5. Манжосова И.Б., Дуракова А.С. Методические аспекты учетазатрат и калькулирования себестоимости продукции в кирпичном производстве // Сборник научных трудов SWorld: материалы Международной научно-практической конференции "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. - 2012. - Выпуск 4.
6. Несветайлов В.Ф. Раскрытие стратегической информации в корпоративной отчетности / В. Ф. Несветайлов // Транспортное дело России.-2010.- № 11 (84).
7. Управленческий учет в различных отраслях: теория и практика: монография / Е.И. Костюкова, А.Н. Бобрышев, В.С. Яковенко, М.Н. Ветрова, С.В. Г ришанова, И. Б. Манжосова, 0. В. Ельчанинова. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 305 с.