Научная статья на тему 'Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса'

Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12273
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ACCOUNTING / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА / SIMPLIFIED SYSTEM / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ACCOUNTING POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сырбу А.Н., Епишин С.О.

В статье рассматриваются особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого предпринимательства. Кроме этого, рассматривается важность и значение ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Перечислены рекомендуемые организационные формы учета на предприятиях. Также большое внимание уделяется принципам организации бухгалтерского учета на малых предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сырбу А.Н., Епишин С.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF ACCOUNTING ACCOUNTING AT SMALL BUSINESS ENTERPRISES

In the article features of the organization of book keeping at the enterprises of small business are considered. In addition, the importance and importance of accounting at small businesses is considered. The recommended organizational forms of accounting at the enterprises are listed. Also much attention is paid to the principles of accounting in small enterprises.

Текст научной работы на тему «Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

А.Н. Сырбу, доцент С.О. Епишин, студент

Волгоградский государственный технический университет (Россия, г. Волгоград)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого предпринимательства. Кроме этого, рассматривается важность и значение ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Перечислены рекомендуемые организационные формы учета на предприятиях. Также большое внимание уделяется принципам организации бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, малый бизнес, эффективность, упрощенная система, бухгалтерский учет, учетная политика.

Бухгалтерский учет на любых предприятиях, в том числе малых, должен быть организован в определенном порядке. И это уже можно выделить, как условие, отличное от других. Организация бухгалтерского учета на малых предприятиях начинается с формирования учетной политики. Но, это же условие существует и для других организаций

Да, но малым предприятиям необходимо создать такой порядок учета, реализация которого обеспечит максимальный эффект бухгалтерского учета, своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее надежность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей при минимальных затратах и минимальных трудозатратах. Кроме, того при формировании учетной политики рекомендуется, чтобы малые предприятия уменьшали количество синтетических счетов в рабочем плане используемых учетных записей и при этом набор счетов, должен обеспечить учет всех хозяйственных операций и может быть разовых в отчетном периоде.

В соответствии с принципом стандартного Плана счетов (утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) малые предприятия могут составлять свой план работы счетов, который, в отличие от стандартного, могут содержать только учетные за-

писи, которые организация будет использовать в процессе учета.

Процесс разработки рабочего плана счетов позволит вести учет фондов и источников их формирования на основных счетах и обеспечивать контроль за наличием и безопасностью имущества, выполнением обязательств, а также достоверностью данных бухгалтерского учета. На основе стандартного плана счетов для малого бизнеса рекомендуется организовать рабочий план счетов, чтобы информация из нескольких учетных записей была консолидирована на одной синтетической учетной записи.

Кроме работы над созданием рабочего плана счетов субъектам малого предпринимательства рекомендуются осуществить следующие организационные формы учета (в зависимости от объема учетной работы):

- ввести должность бухгалтера в штат, с учетом финансовых возможностей организации;

- передать, при существующих ограничениях в финансовых и трудовых ресурсах учетные операции на договорной основе специализированной организации или специалиста-бухгалтера;

- учесть возможность вести бухгалтерский учет руководителем предприятия.

При этом Закон № 402-ФЗ позволяет руководителям малого бизнеса вести учет самостоятельно (тогда как в целом

глава хозяйствующего субъекта обязан доверить отчет главному бухгалтеру или другому должностному лицу этого лица или заключить соглашение о предоставлении бухгалтерских услуг).

В последние годы значительное число средних и малых предприятий имеют аутсорсинг бухгалтерского учета. Основным преимуществом аутсорсинга является то, что заказчику в этом случае гарантируется высококачественное обслуживание специализированной организацией. Но при этом следует помнить, что наряду с положительной стороной данного метода ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса, имеется существенный недостаток - снижение скорости регистрации и риск нарушения конфиденциальности.

Еще одна особенность организации бухгалтерского учета, это обеспечение информацией для целей налогообложения. В настоящее время для целей бухгалтерского учета и налогообложения малый бизнес можно разделить на следующие категории:

- предприятия перешли на единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

- предприятия, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для малого бизнеса;

- предприятия, применяющие патентную систему налогообложения;

- малые предприятия, которые ведут бухгалтерский учет и отчетность на общей основе.

Малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей его производства и управления, их сложности и количества сотрудников. В этом случае небольшое предприятие может адаптировать прикладные учетные регистры к специфике своей работы, соблюдая основные принципы бухгалтерского учета.

Согласно информации Министерства финансов России № 113-3 / 2012 «Об упрощенной системе учета и отчетности для малого бизнеса» [3], малые

предприятия для бухгалтерского учета могут использовать следующие принципы:

1. Учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета на основе условий управления и размера организации.

2. Для целей бухгалтерского учета субъект малого бизнеса может уменьшить количество синтетических счетов в своем рабочем плане учетных счетов, но при этом обеспечить накопление информации для налогообложения и анализа.

- производственных запасах -счет 10 «Материалы»;

- расходы, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг) - счет 20 «Основное производство»;

- готовые товары и товары - счет 41 «Товары»;

- дебиторская и кредиторская задолженность - счет 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами».

В рабочем плане счетов можно предусмотреть следующие счета:

- для учета денежных средств в банках - счет 51 «Расчетные счета»;

- для расчетного капитала - счет 80 «Уставный капитал»;

- для учета финансовых результатов, счет 99 «Прибыль и убытки». Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

Субъект малого бизнеса может принять решение не пересматривать основные средства и нематериальные активы для целей бухгалтерского учета.

Субъект малого бизнеса может отражать только в бухгалтерской и финансовой отчетности суммы налога на прибыль за отчетный период без отражения сумм, которые могут влиять на сумму налога на прибыль в последующие периоды. Отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т. д. Не могут быть раскрыты на счетах субъектов малого бизнеса отложенные

налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты.

Кроме, того при организации бухгалтерского учета на малых предприятиях остается актуальным важность анализа бухгалтерской отчетности при принятии управленческих решений.

Таким образом, организация бухгалтерского учета на малых предприятиях

требует соблюдения рядя условий, а именно:

1. Формирование учетной политики с учетом обеспечения хозяйственных операций, финансовых результатов.

2. Разработка рабочего плана счетов.

3. Обеспечение информацией для целей налогообложения и анализа финансового состояния.

Библиографический список

1. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Грибов В.Д., Веснин В.Р. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 357 с.

2. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

4. Информационное письмо Минфина Российской Федерации от 01.11.2012 г. N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

5. Положения по бухгалтерскому учету [Электронный ресурс]: Приказы Минфина России. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс».

6. Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF ACCOUNTING ACCOUNTING AT

SMALL BUSINESS ENTERPRISES

A.N. Sirbu, associate professor S.O. Epishin, student Volgograd state technical university (Russia, Volgograd)

Abstract. In the article features of the organization of book keeping at the enterprises of small business are considered. In addition, the importance and importance of accounting at small businesses is considered. The recommended organizational forms of accounting at the enterprises are listed. Also much attention is paid to the principles of accounting in small enterprises.

Keywords: accounting, small business, efficiency, simplified system, accounting, accounting policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.