Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ'

ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ДЕМОКРАТИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / СВОБОДА СЛОВА / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хугаева Римма Графовна, Лолаева Альбина Славовна

В статье рассматриваются проблемные аспекты механизма реализации конституционного права на информацию. Приведены различные точки зрения относительно основных стадии механизма правового регулирования. Авторы приходят к выводу, что только с помощью активной работы над совершенствованием законодательства можно достичь качественного правового регулирования отношений, связанных с реализаций каждым своего конституционного права на информацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хугаева Римма Графовна, Лолаева Альбина Славовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE MECHANISM OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO INFORMATION

The article deals with the problematic aspects of the mechanism of implementation of the constitutional right to information. Various points of view regarding the main stages of the mechanism of legal regulation are given. The authors come to the conclusion that only with the help of active work on improving the legislation, it is possible to achieve high-quality legal regulation of relations related to the implementation of everyone's constitutional right to information.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ»

DOI 10.47643/1815-1337_2021_7_92 УДК 342.7

ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ

ХУГАЕВА Римма Графовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт» (ГТУ) (г. Владикавказ). 362021, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 42. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

ЛОЛАЕВА Альбина Славовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» (г. Владикавказ) 362021, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 42. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Khugaeva Rimma Grafovna,

associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (GTU) (Vladikavkaz) 42 Nikolaeva str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362021. E-mail: mirag.8184@ya.ru;

Lolaeva Albina Slavovna,

associate Professor of the Department of Constitutional Law of the Gorsky State Agrarian University (Vladikavkaz) 42 Nikolaeva str., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania, 362021. E-mail: mirag.8184@ya.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются проблемные аспекты механизма реализации конституционного права на информацию. Приведены различные точки зрения относительно основных стадии механизма правового регулирования. Авторы приходят к выводу, что только с помощью активной работы над совершенствованием законодательства можно достичь качественного правового регулирования отношений, связанных с реализаций каждым своего конституционного права на информацию.

Abstract. The article deals with the problematic aspects of the mechanism of implementation of the constitutional right to information. Various points of view regarding the main stages of the mechanism of legal regulation are given. The authors come to the conclusion that only with the help of active work on improving the legislation, it is possible to achieve high-quality legal regulation of relations related to the implementation of everyone's constitutional right to information.

Ключевые слова: конституционное право, демократия, права человека, информация, право на информацию, право на доступ к информации, свобода слова, реализация права.

Keywords: constitutional law, democracy, human rights, information, the right to information, right of access to information, freedom of speech, implementation of the right.

Дата направления статьи в редакцию: 25.04.2021

Дата публикации статьи: 30.07.2021

Конституционное право граждан на информацию и его отдельные аспекты регламентируются большим количеством нормативных правовых актов. Стремительно развивающиеся общественные отношения заставляют меняться и существующие правовые нормы. Так как информация, являясь одним из ценных ресурсов жизни общества и государства, она с каждым годом приобретает все большую значимость, следовательно, наблюдаются основные направления, тенденции развития российского законодательства в данной сфере, которые при реализации позволят не допустить нарушения прав и свобод участников информационных правоотношений.

Механизм реализации прав и свобод - это сложный, многогранный процесс, в ходе которого они находят свое практическое применение. Следует отметить, что механизм реализации права входит в механизм правового регулирования.

Выделяют три основных стадии механизма правового регулирования:

1) общего действия юридических норм, на которой происходит регламентация поведения субъектов, определение содержания этого поведения, условий возникновения прав и обязанностей;

2) возникновения субъективных прав и обязанностей;

3) реализации прав и обязанностей, на которой права и обязанности претворяются в фактическом поведении субъектов [1, с. 34].

Некоторые авторы (Корченкова Н.Ю., Изаатов Т.Ш.) традиционно отмечают, что конституционные права и свободы российских граждан можно разделить на две группы:

- нуждающиеся в особом механизме реализации (свобода слова и печати, избирательное право);

- не нуждающиеся в нем (право на жизнь, право указывать свою национальность и др.).

Обязательным и главным условием реализации для второй группы прав, как отмечает Изаатов Т.Ш., является лишь «реальное верховенство закона» [2, с. 102]. Для реализации права на информацию необходимы специальные условия.

В юридической литературе не существует однозначного понятия «механизма реализации права на информацию». Вместе с этим, большое количество исследований в рамках данной темы являются узконаправленными, то есть рассматривают лишь части механизма реализации, а не общий процесс. Поэтому под механизмом реализации конституционного права на информацию можно понимать совокупность конкрет-

Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ных элементов, облеченных в стадии механизма реализации, в ходе функционирования которых гарантируются права и обязанности участников информационных правоотношений, а также обеспечивается государственная охрана обозначенных прав и свобод [3, с. 92].

Что касается элементов механизма реализации и его стадий, то они определяются автором конкретного исследования самостоятельно.

Среди элементов механизма реализации можно перечислить такие, как: норма права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, акты применения права, гарантии, принципы и др.

По мнению Погореловой М.А., механизм реализации включает в себя следующие стадии: «Первой стадией механизма реализации права на информацию, следует считать наличие «общих условий возникновения прав и обязанностей, в частности нормативно-правовых актов, регулирующих указанные правоотношения». Вторая стадия представляет собой сами эти правоотношения, возникшие между субъектами - носителями прав и обязанностей. Третья стадия может иметь место при необходимости защиты нарушенного права» [4, с. 78].

Иначе стадии механизма реализации определяет Хижняк В.С. [5, с. 57]: «Механизм реализации любого права представляет собой многоступенчатый процесс, и отправным моментом (или первой стадией) такого процесса является стадия правового статуса. Именно от этой стадии зависит наличие у человека определенного права, а значит и наличие возможности его реализовать. Например, по отношению к конституционному праву на информацию, в части допуска к сведениям, отнесенным к государственной тайне, будет иметь значение гражданство лица, которое хочет получить данные сведения».

Вторая стадия механизма реализации - стадия правоотношения.

Любое правоотношение обладает конкретными признаками, позволяющие индивидуализировать его. Существенными признаками правоотношений в сфере информации являются:

1) объект правоотношения - информация, то есть сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

2) субъектом данного правоотношения может выступать физическое лицо (в некоторых случаях только гражданин Российской Федерации), а также орган государственной власти или местного самоуправления;

3) субъективное право в основном реализуют физические лица;

4) юридическая обязанность в основном возложена на юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

Третьей стадией механизма реализации исследуемого права можно считать определение организационно-правовой процедуры, подходящей для реализации права. Данная процедура регламентируется нормативными правовыми актами. При определении организационно-правовой процедуры следует обращать внимание на правовую норму, является ли она действующей на данный момент; входит ли создание данной нормы в компетенцию органа ее принявшего; соответствует ли норма масштабам своей деятельности на определенной территории; может ли данная норма быть применена к конкретному лицу или объекту.

Следующая стадия закрепляет принятие решения, которое должно находиться в полном соответствии с индивидуальными особенностями конкретных правоотношений, и в первую очередь в соответствии с нормами законодательства. Но данная стадия не завершает механизм реализации конституционного права на информацию. Для того, чтобы завершить данный процесс, необходимо, чтобы принятое решение реализовалось в поведении людей.

И завершающим этапом реализации рассматриваемого права является проверка правильности выработанного решения. Здесь реализация прав граждан связана с механизмом защиты права (а не включает ее в свою стадию, как выше определяла Погорелова М.А), так как осуществлению этой последней стадии способствуют разнообразные формы контроля и надзора, выполняемые различными государственными органами и органами местного самоуправления, а в случае выявления нарушений при реализации права, в действие вступает механизм защиты прав и свобод [6, с. 233].

Механизм реализации конституционного права на информацию и других прав в целом идентичен. Но существует некоторая специфика, позволяющая выделить особенности механизма реализации рассматриваемого права.

Так как право на информацию аккумулирует в своей структуре множество правомочий, то механизм реализации каждого из них будет обладать своими характерными чертами: будет меняться круг субъектов правоотношений, законодательные акты, последствия реализации и вопросы ответственности и т.д.

Особенностью процесса реализации исследуемого права также является и то, что в нем активно участвуют государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, политические партии и иные юридические лица. В основном они выступают в роли субъектов, чьей обязанностью является предоставление гражданам необходимой информации. Участие физического лица в качестве субъекта-носителя обязанностей по предоставлению информации в принципе невозможно, так как это противоречило бы конституционным нормам [7, с. 75].

Характерной чертой является и то, что процесс реализации права на информацию для различных субъектов, в отличии от реализации, например, права на жизнь, может быть неодинаковым. Это связано с правовым статусом каждого индивида, а также с видом информации, которая является объектом в конкретной ситуации.

Механизм реализации конституционного права на информацию, несмотря на некую организованность его элементов и стадий, обладает рядом проблемных аспектов.

В частности, существуют пробелы, связанные с вопросами экологической информации. Отсутствие закрепленного в законодательстве

термина «экологическая информация», перечня официальных источников информации о состоянии окружающей среды, официальных носителей экологически значимой информации и других важных аспектов не позволяет в полной мере каждым реализовать свое конституционное право на информацию.

Проблема существует и в сфере государственного управления, в части доступа к различным видам информации [8, с. 38]. В первую очередь это связано с нежеланием органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять запрашиваемую информацию. Так как отсутствует регламентированный механизм отнесения тех или иных сведений к информации определенного рода, соответствующие органы без указания конкретных причин могут не предоставлять информацию, и право на доступ к информации не будет реализовано. Это напрямую взаимосвязано и с вопросом доступа к информации, размещенной в сети «Интернет», как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации и на муниципальном уровне.

Вопросы обеспечения информационной безопасности (право на защиту от информации), реализации права на информацию при соблюдении тайны усыновления, механизма ответственности за нарушение конституционного права на информацию и иные проблемы препятствуют механизму реализации рассматриваемого права.

Подводя итог, следует отметить, что конституционное право на информацию и отдельные его элементы нуждаются в особом механизме правового регулирования. Это достигается путем существования правовых норм, качественная реализация которых позволяет всем и каждому эффективно воспользоваться своими конституционными правами, в частности правами в информационной сфере. Государство заинтересованно не только актуализировать законодательство в рамках сложившейся реальности, но также должно определять основные направления развития российского законодательства в области регулирования права на информацию. Поэтому, только с помощью активной работы над совершенствованием законодательства можно достичь качественного правового регулирования отношений, связанных с реализаций каждым своего конституционного права на информацию.

Библиогра фия:

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. - 187 с.

2. Изаатов Т.Ш. Механизм реализации конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М, 2002. - 159 с.

3. Лолаева А.С. Информационная безопасность в свете развития цифровой экономики в Российской Федерации // Междисциплинарные исследования: опыт прошлого, возможности настоящего, стратегии будущего: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - Мельбурн: МЦНИР «Научный взгляд», 2021. С. 90-98.

4. Погорелова М.А. Проблемы реализации конституционного права граждан на получение информации в Российской Федерации // Международная межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов: Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник тезисов. М.: Изд-во МГЮА, 2009. С. 78-80.

5. Хижняк В.С. Право человека на информацию: механизм реализации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. - 68 с.

6. Лолаева А.С., Гогаева А.Л. Преступность в информационной сфере как основная угроза информационной безопасности России // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистров. Выпуск 54. Владикавказ, 2017. С. 231-234.

7. Лолаева А.С. Правовое регулирование информационных технологий // Advances of science 2021: Proceedings of articles the VII International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, February 27-28, 2021. С. 73-79.

8. Лолаева А.С. Право граждан на управление делами государства в условиях цифровой реальности // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Реализация конституционных принципов в современном законодательстве России» (24 апреля 2021 г.). - Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2021. С. 37-41.

References (transliterated):

1. Alekseev S.S. Mekhanizm pravovogo regulirovaniya v socialisticheskom gosudarstve. M., 1966. - 187 c.

2. Izaatov T.SH. Mekhanizm realizacii konstitucionnogo prava grazhdan na informaciyu v Rossijskoj Federacii dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. M, 2002. -

159 c.

3. Lolaeva A.S. Informacionnaya bezopasnost' v svete razvitiya cifrovoj ekonomiki v Rossijskoj Federacii // Mezhdisciplinarnye issledo-vaniya: opyt proshlogo, vozmozhnosti nastoyashchego, strategii budushchego: sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Mel'burn: MCNIR «Nauchnyj vzglyad», 2021. S. 90-98.

4. Pogorelova M.A. Problemy realizacii konstitucionnogo prava grazhdan na poluchenie informacii v Rossijskoj Federacii // Mezhdunarodnaya mezhvu-zovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya studentov i aspirantov: Tradicii i novacii v sisteme sovremennogo rossijskogo prava. Sbornik tezisov. M.: Izd-vo MGYUA, 2009. S. 78-80.

5. Hizhnyak V.S. Pravo cheloveka na informaciyu: mekhanizm realizacii. Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 1998. - 68 c.

6. Lolaeva A.S., Gogaeva A.L. Prestupnost v informacionnoj sfere kak osnovnaya ugroza informacionnoj bezopasnosti Rossii // Vestnik nauchnyh trudov mo-lodyh uchenyh, aspirantov i magistrov. Vypusk 54. Vladikavkaz, 2017. S. 231-234.

7. Lolaeva A.S. Pravovoe regulirovanie informacionnyh tekhnologij // Advances of science 2021: Proceedings of articles the VII International scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, February 27-28, 2021. S. 73-79.

8. Lolaeva A.S. Pravo grazhdan na upravlenie delami gosudarstva v usloviyah cifrovoj real'nosti // Sbornik Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Realizaciya konstitucionnyh principov v sovremennom zakonodatel'stve Rossii» (24 aprelya 2021 g.). - Mahachkala: Izdatel'skij dom «Nauka plyus», 2021. S. 37-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.