Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

487
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демократия / выборы / закон / избирательное право / избирательный процесс / электорат / публичная власть. / democracy / elections / law / electoral law / electoral process / electorate / public authority.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лолаева Альбина Славовна

Автором рассмотрены вопросы правовой регламентации активного избирательного права в Российской Федерации. Подчеркивается очевидность того, что для обеспечения реализации гражданами своего активного избирательного права крайне важным аспектом является наличие гарантий его реализации и эффективных механизмов обеспечения. Делается вывод, что активное избирательное право есть не только и не столько потенциальная возможность, а реальное средство обеспечения прав и интересов граждан. Избиратели могут принимать непосредственное участие на любом этапе выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL BASES OF ACTIVE ELECTORAL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION

The author considers the issues of legal regulation of active electoral law in the Russian Federation. It is emphasized that the existence of guarantees of its implementation and effective mechanisms for ensuring that citizens exercise their active right to vote is an extremely important aspect. It is concluded that active suffrage is not only and not so much a potential opportunity, but a real means of ensuring the rights and interests of citizens. Voters can participate directly at any stage of the election.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

XМеждународная научно-практическая конференция

УДК 342.8

Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права ФГБОУ ВО Горский государственный аграрный университет Gorskiy State Agrarian University

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

CONSTITUTIONAL BASES OF ACTIVE ELECTORAL LAW IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Автором рассмотрены вопросы правовой регламентации активного избирательного права в Российской Федерации. Подчеркивается очевидность того, что для обеспечения реализации гражданами своего активного избирательного права крайне важным аспектом является наличие гарантий его реализации и эффективных механизмов обеспечения. Делается вывод, что активное избирательное право есть не только и не столько потенциальная возможность, а реальное средство обеспечения прав и интересов граждан. Избиратели могут принимать непосредственное участие на любом этапе выборов.

Ключевые слова, демократия, выборы, закон, избирательное право, избирательный процесс, электорат, публичная власть.

Abstract. The author considers the issues of legal regulation of active electoral law in the Russian Federation. It is emphasized that the existence of guarantees of its implementation and effective mechanisms for ensuring that citizens exercise their active right to vote is an extremely important aspect. It is concluded that active suffrage is not only and not so much a potential opportunity, but a real means of ensuring the rights and interests of citizens. Voters can participate directly at any stage of the election.

Key words. democracy, elections, law, electoral law, electoral process, electorate, public authority.

Как следует из Конституции России (ст. 3) [1], российский народ является носителем суверенитета и источником власти в стране, осуществляя свою власть

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» не только через органы власти, но и непосредственно путем участия в свободных

выборах и референдуме. Следовательно, свободные демократические выборы

можно считать высшим выражением народовластия. Не случайно многие

правоведы отмечают, что активное участие в выборах показывает

действительную гражданскую позицию гражданина, при этом максимальная

явка есть залог открытых и действительно честных выборов.

Не менее значимым институтом для публичного управления является местное самоуправление, выступающее в качестве одной из форм самоорганизации населения и одновременно одним из уровней (местным) публичной власти. Эффективное самоуправление на местах чрезвычайно важно для развития гражданского общества.

Очевидно, что для обеспечения реализации гражданами своего активного избирательного права крайне важным аспектом является наличие гарантий его реализации и эффективных механизмов обеспечения. Это обусловливает актуальность темы настоящего исследования: выборы (равно как и референдум) можно рассматривать как один из главных инструментов демократии.

В настоящее время выборный процесс на любом уровне в деталях регламентирован законодательно: правовая база федеральных, региональных и муниципальных выборов включает целый перечень нормативных актов. В условиях такого массива нормативных актов различного уровня, направленных на регулирование одной процедуры, на практике не миновать некоторых противоречий и проблем, которые предстоит решить на современном этапе развития избирательного законодательства.

Это также указывает на актуальность настоящего научного исследования.

Избирательное право есть совокупность правил и норм, которыми урегулирован весь избирательный процесс с начала и до окончания. Понятия избирательного права и избирательной системы имеют собирательный характер и включают несколько подсистем, установивших порядок избрания соответствующих органов власти (Президента, депутатов Государственной

XМеждународная научно-практическая конференция Думы, депутатов законодательных органов регионов, а также местных органов

самоуправления).

Избирательное право следует рассматривать в двух значениях. Так, в объективном смысле избирательное право представляет собой систему норм права, которые регулируют правоотношения, связанные с процессами выборов государственных органов и органом местного самоуправления. Тогда как в субъективном смысле избирательное право есть возможность участия граждан в выборах, гарантированная им государством.

Избирательное право есть конституционное право граждан нашей страны избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти.

Активное избирательное право граждан включает в себя целый ряд правомочий и, в числе прочего, предполагает их участие:

1) в выдвижении кандидатов;

2) в предвыборной агитации в пользу того или иного кандидата;

3) в наблюдении за деятельностью избирательной комиссии, за проведением выборов;

4) в самом процессе голосования;

5) в прочих избирательных действиях.

Иными словами, активное избирательное право есть не только и не столько потенциальная возможность, а реальное средство обеспечения прав и интересов граждан. Избиратели могут принимать непосредственное участие на любом этапе выборов. Как справедливо отметил Р.Ю. Махашев, осуществляя свое право избирать, гражданин прежде всего участвует в выборах как избиратель, который, безусловно, выступает обязательным субъектов избирательных правоотношений. При отсутствии избирателей весь процесс выборов потерял бы свое назначение [2, с. 22].

Активное избирательное право есть право граждан избирать кандидатов в государственные органы и органы местного самоуправления. Для российских граждан активное избирательное право наступает с возраста восемнадцати лет.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» К муниципальным выборам могут допускаться также иностранные граждане

согласно условиям международных соглашений [3, с. 6].

Как указал еще в 2000 г. в своей позиции Конституционный Суд, избиратели (граждане) выступают единственными субъектами - носителями активного и пассивного избирательного права [4]. Активное избирательное право дает нашим гражданам возможность формировать институты власти разного уровня. Однако важно помнить о том, что не все граждане могут распоряжаться своими избирательными правами. В большинстве государств, как и в России, установлены определенные цензы (иначе называемые избирательными квалификациями), то есть, ограничения избирательных прав. Установление ограничений, как правило, устанавливается в конституции государства [5, с. 99].

В частности, такими цензами являются: возрастной ценз, дееспособность, длительность состояния в гражданстве, проживание на данной территории определенный период времени, владение государственным языком, отсутствие судимости, ненахождение в месте лишения свободы. Конституцией РФ установлен ряд ограничений активного избирательного права (ст. 32, 81, 97).

Так, ч. 3 ст. 32 Основного закона запрещает избирать (равно как и избираться) недееспособным гражданам, а также находящимся в местах лишения свободы. Содержание в местах лишения свободы осуществляется на основании приговора суда.

Данный императивный запрет на реализацию избирательных прав установлен для всех видов учреждений, перечисленных в ст. 74 Уголовно -исполнительного кодекса Российской Федерации [6].

Признание гражданина недееспособным также невозможно без соответствующего решения суда (ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации [7]). Как следует из ст. 24, 281 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [8], такое решение уполномочен принять районный суд общей юрисдикции на основании заявления установленного

XМеждународная научно-практическая конференция законом круга лиц (членов семьи, органа опеки и попечительства, медицинской

организации и др.).

Статьями 81 и 97 Конституции установлены ограничения пассивного избирательного права, которыми предусмотрены возрастной ценз, а также ценз постоянного проживания на территории государства.

Однако являются ли указанные ограничения избирательных прав исчерпывающими, или федеральным законом могут быть установлены иные? Согласно позиции Конституционного Суда, требования ст. 55 Конституции, которая указывает на возможность введения ограничений прав и свобод федеральным законом, распространяется также и на активное избирательное право. Если законодатель посчитает необходимым, он вправе установить и иные ограничения прав избирателей, если это не будет противоречить требованиям нравственности, обеспечения интересов государственного строя, других лиц [9].

По мнению Лолаевой А.С. пока Конституционным Судом не будет установлено иное, предполагается, что дополнительно вводимые законодателем ограничения активного избирательного права не противоречат Основному закону [10, с. 39]. Как отметил А.А. Подмарев, Конституция как сама содержит ограничения избирательных прав граждан, так и не запрещает вводить дополнительные ограничения на законодательном уровне [11, с. 210].

Как можно понять из проведенного выше анализа определения избирательного права, понятия избирательного права и избирательной системы имеют собирательный характер и включают несколько подсистем, установивших порядок избрания соответствующих органов власти (Президента, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных органов регионов, а также местных органов самоуправления). Каждая подсистема урегулирована как общими для всех подсистема правовыми источниками, так и отдельными правовыми актами [12, с. 289].

Таким образом, избирательный процесс урегулирован конституционными нормами и нормами федерального и регионального законодательства, которые в целом образуют собой единую систему российского избирательного права.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря; № 144. 2020. 4 июля.

2. Махашев Р.Ю. Активное избирательное право: понятие и содержание // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 7 (85).

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебное пособие / М.С. Савченко, Т.Ю. Дьякова и др.; под общей ред. М.С. Савченко. Краснодар: КубГАУ, 2015.

4. По делу о проверке конституционности положения п. 11 ст. 51 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2000 г. № 7-П // Собрание законодательства РФ. 2000. № 19. Ст. 2101.

5. Лолаева А.С. Электоральная активность граждан и способы ее повышения // Перспективы развития АПК в современных условиях: 3 -я международная научно-практическая конференция. 10-12 апреля 2012 г. Владикавказ, 2012.

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ: (в ред. от 2 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: (в ред. от 16 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: (в ред. от 2 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

9. По делу о проверке конституционности подпункта «а» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на

XМеждународная научно-практическая конференция участие в референдуме граждан Российской Федерации», части первой статьи 10

и части шестой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с

жалобами граждан Г.Б. Егорова, А.Л. Казакова, И.Ю. Кравцова, А.В.

Куприянова, А.С. Латыпова и В.Ю. Синькова: постановление Конституционного

Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 20-П // Собр.

законодательства РФ. 2013. № 43. Ст. 5622.

10. Лолаева А.С. «Информирование избирателей» и «предвыборная агитация»: к вопросу о разграничении понятий // Информационное право. 2017. № 4.

11. Подмарев А.А. Конституционное регулирование ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 2.

12. Хасиева Н.Г. Институт электронного голосования на выборах в Российской Федерации // Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу». Выпуск 56. Часть 2. Владикавказ, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.