Научная статья на тему 'ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ'

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

1620
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демократия / выборы / закон / избирательное право / избирательный процесс / электорат / публичная власть / ответственность / нарушение законодательства. / guarantees / democracy / elections / law / electoral law / electoral process / electorate / public authority / liability / violation of the law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голиева Фариза Олеговна, Лолаева Альбина Славовна

Авторами рассмотрены вопросы ответственности за нарушение законодательства о выборах: конституционно-правовая, административная, уголовная. По мнению авторов, защита избирательных прав граждан – важная задача каждого правового государства. В России эта задача приобрела особое значение ввиду сравнительно недавнего реформирования избирательной системы. Наличие широкой системы гарантий реализации избирательных прав граждан указывает уровень развития избирательной системы и избирательного законодательства. Делается вывод о том, что юридическая ответственность за нарушения прав избирателей – публично-правовое средство обеспечения интересов общества в процессе реализации гражданами активного избирательного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голиева Фариза Олеговна, Лолаева Альбина Славовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIABILITY FOR VIOLATION OF ELECTION LEGISLATION

The authors consider the issues of responsibility for violation of the legislation on elections: constitutional-legal, administrative, criminal. According to the authors, the protection of citizens ' electoral rights is an important task of every state governed by the rule of law. In Russia, this task has become particularly important in view of the relatively recent reform of the electoral system. The existence of a broad system of guarantees for the exercise of citizens ' electoral rights indicates the level of development of the electoral system and electoral legislation. It is concluded that legal liability for violations of the rights of voters is a public legal means of ensuring the interests of society in the process of citizens ' exercise of active electoral rights.

Текст научной работы на тему «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ»

XМеждународная научно-практическая конференция

УДК 342.8

Голиева Фариза Олеговна, Golieva Fariza Olegovna

студентка 4 курса юридического факультета Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna

научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права ФГБОУ ВО Горский государственный аграрный университет Gorskiy State Agrarian University

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ВЫБОРАХ

LIABILITY FOR VIOLATION OF ELECTION LEGISLATION

Аннотация. Авторами рассмотрены вопросы ответственности за нарушение законодательства о выборах: конституционно-правовая, административная, уголовная. По мнению авторов, защита избирательных прав граждан - важная задача каждого правового государства. В России эта задача приобрела особое значение ввиду сравнительно недавнего реформирования избирательной системы. Наличие широкой системы гарантий реализации избирательных прав граждан указывает уровень развития избирательной системы и избирательного законодательства. Делается вывод о том, что юридическая ответственность за нарушения прав избирателей - публично-правовое средство обеспечения интересов общества в процессе реализации гражданами активного избирательного права.

Ключевые слова: демократия, выборы, закон, избирательное право, избирательный процесс, электорат, публичная власть, ответственность, нарушение законодательства.

Abstract: The authors consider the issues of responsibility for violation of the legislation on elections: constitutional-legal, administrative, criminal. According to the authors, the protection of citizens ' electoral rights is an important task of every state governed by the rule of law. In Russia, this task has become particularly important in view of the relatively recent reform of the electoral system. The existence of a broad system of guarantees for the exercise of citizens ' electoral rights indicates the level of development of the electoral system and electoral legislation. It is concluded that legal liability for violations of the rights of voters is a public legal means of ensuring the interests of society in the process of citizens ' exercise of active electoral rights.

XМеждународная научно-практическая конференция Key words: guarantees, democracy, elections, law, electoral law, electoral process, electorate, public authority, liability, violation of the law.

Выборы, как и референдум, в современном демократическом обществе являются одним из важнейших институтов организации публичной власти. Выборы несут не только реализацию политических прав граждан, но и социальное значение. Их социальная ценность заключается в следующем: выборы выступают существенным моментом проявления участия граждан в организации жизни общества, по сути, моментом некоего политического самоутверждения граждан, вовлеченности их в процессы гражданского общества [1, с. 38].

Избирательное законодательство представляет собой значительную по своему действию область правил и процедур, механизмы ответственности на нарушение правил, установленных законом для организации выборов и проведения голосования. Предусмотренная законом юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства есть публично-правовое средство для обеспечения правовых интересов граждан при реализации ими своих избирательных прав.

В этой связи, как справедливо отмечается, правонарушения в области избирательных правоотношений нужно расценивать как отдельную разновидность общественно опасных деяний, посягающих на права наших граждан избирать представителей в органы власти. В этой связи избирательные права нуждаются в серьезной правовой защите [2, с. 10].

Юридическая ответственность в публично-правовой сфере предполагает применение представителями государства мер принуждения к нарушителю, возлагающими на последнего некие правоограничения имущественного и (или) личного характера. Юридическая ответственность, в том числе ответственность за нарушения прав избирателей, имеет такие признаки как:

1) устанавливается исключительно государством и предусматривает меры государственного принуждения;

XМеждународная научно-практическая конференция

2) она наступает за совершенное правовое нарушение;

3) предусматривает определенные отрицательные последствия для нарушителя;

4) ее меры реализуются в установленной процессуальной форме.

Как известно, предусмотрено несколько видов ответственности за нарушения избирательного законодательства. Так, исходя из отраслевой принадлежности, существует конституционная, уголовная и административная ответственность за такие нарушения. Эти виды ответственности различаются между собой основаниями, по субъектному составу, процессуальной формой, санкциями.

По видам субъектов можно выделить юридическую ответственность за нарушения активного избирательного права граждан, а также ответственность должностных лиц, юридических лиц.

Установление мер и оснований ответственности за нарушения выборного законодательства относится к ведению Российской Федерации и устанавливается федеральными законами, как это указано в ст. 79 Федерального закона № 67-ФЗ [3].

Конституционно-правовая ответственность за нарушения выборного законодательства заключается в применении к нарушителям определенных санкций, в числе которых:

1) предупреждение;

2) отказ в регистрации кандидата;

3) отказ в регистрации группы участников референдума;

4) признание результатов голосования недействительными, отмена решения избирательной комиссии (для референдума - решения комиссии референдума) об итогах голосования;

5) отмена решения о признании избранным кандидата;

6) расформирование комиссии референдума или избирательной комиссии. Указанная мера применяется в особых случаях, предусмотренных ст. 31 Федерального закона № 67-ФЗ.

XМеждународная научно-практическая конференция

Конституционно-правовая ответственность кандидатов по

избирательному праву установлена п. 1 ст. 64 Федерального закона № 67-ФЗ. Мера ответственности кандидата состоит в отмене решения о регистрации избирательной комиссией. Данная мера конституционно-правовой ответственности возможна не позднее дня, предшествующего дню проведения голосования.

При отмене регистрации кандидата избирательная комиссия выполняет юрисдикционную функцию. Ст. 64 устанавливается перечень нарушений, при совершении которых возможна отмена регистрации кандидата (нарушение правил предвыборной агитации, правил выдвижения и правил регистрации кандидата, нарушения при финансировании избирательной кампании, подкуп избирателей, использование кандидатами в целях избрания своего служебного положения). Другими федеральными и региональными законами могут вводиться иные основания для аннулирования регистрации кандидата или списка кандидатов.

Среди наиболее распространенных нарушений избирательных прав граждан кандидатами - нарушения при сборе подписей. Согласно ст. 31 Федерального закона № 67-ФЗ, при сборе подписей в поддержку кандидатов запрещается участие администраций организаций и предприятий любой формы собственности. Установлен запрет на предоставление вознаграждения избирателей или принуждение избирателей в процессе сбора подписей. При неоднократном или грубом нарушении правил сбора подписей избирательная комиссия или суд вправе признать подписи недействительными или отменить регистрацию кандидата.

При сборе подписей в подписных листах должны указываться все предусмотренные сведения о сборщике подписей, об избирателях, в особенности следует обращать внимание на указание сведений о месте жительства в соответствии с установленными законом правилами. Так, при рассмотрении заявлений от кандидатов, в отношении которых избирательная комиссия приняла решение о признании подписей недействительными и отказе в

XМеждународная научно-практическая конференция регистрации кандидата, суды, установив, что часть представленных кандидатами

подписей являются недействительными (по различным причинам, в числе

которых нарушения в заполнении подписных листов), оставляли решения

избирательной комиссии без изменений, а заявление кандидатов - без

удовлетворения (определения Судебной коллегии ВС РФ по административным

делам от 29 августа 2014 г. № 83-АПП4-12, от 29 августа 2014 г. № 83-АПГ14-

13, от 2 сентября № 16-АПГ14-11) [4].

Важным предметом анализа является административная ответственность за нарушения активного избирательного права. Внутри этого вида ответственности по субъектному составу можно также выделить такие разновидности ответственности как ответственность избирательных комиссий, кандидатов, избирательных блоков и других участников избирательных процессов.

Административное правонарушение в области выборов и избирательное правонарушение - не идентичные понятия. Избирательные правонарушения представляют собой часть нарушений избирательного законодательства.

Вообще, как отметила О.Н. Дзюба, особенностью административной ответственности за нарушение законодательства о выборах является то, что данные отношения урегулированы конституционными нормами, а защищаются административными. Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях указаны в основном только бланкетные нормы, а признаки состава правонарушений содержатся в избирательном законодательстве [5].

Среди субъектов административной ответственности за нарушение избирательного законодательства - юридические лица, должностные лица, граждане. Физические лица могут быть подвергнуты административной ответственности не ранее возраста 16 лет. Статьей 28.3 КоАП РФ определяется круг должностных лиц, полномочных возбуждать дело об административном правонарушении в указанной сфере. Производство может быть возбуждено прокурором согласно ст. 28.4 при осуществлении им надзора за законностью. В

XМеждународная научно-практическая конференция любом случае инициировать возбуждение производства может любой гражданин путем обращения к уполномоченному должностному лицу или в прокуратуру.

Особо нужно отметить, что с 2017 года за нарушение избирательного законодательства, предусмотренное ст. 5.6 КоАП РФ, ответственность устанавливается не на основании протокола, составленного сотрудниками полиции, как это было ранее. Теперь дела об административных правонарушениях в рамках составов, указанных в ст. 5.6 КоАП РФ, должны возбуждаться прокурором.

Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, перечислены в главе 5 КоАП РФ (ст. 5.1, 5.3 -5.25, 5.45 - 5.50, 5.52, 5.56, 5.58, 5.69). Анализ норм избирательного законодательства указывает, что ответственность за нарушение законодательства о выборах могут нести лица:

- использующие преимущества своего положения в целях победы на выборах;

- осуществляющие подкуп;

- принуждающие граждан ставить подписи в пользу конкретных кандидатов или иным образом препятствующие свободному волеизъявлению граждан;

- незаконно вмешивающиеся в деятельность избирательных комиссий;

- нарушающие правила финансирования и проведения избирательной кампании, в частности, предвыборной агитации, иные группы нарушителей. Этот перечень не исчерпывающий.

Вопрос привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушения законодательства о выборах часто связан с наличием у этих лиц специального правового статуса. Так, к специальным субъектам ответственности за нарушения избирательного законодательства закон относит: кандидатов, членов избирательной комиссии, уполномоченных избирательных объединений, а также должностных лиц органов и организаций, государственных и

XМеждународная научно-практическая конференция муниципальных служащих. Для привлечения к административной

ответственности за указанные нарушения установлен срок давности - один год

(согласно ст. 4.5 КоАП РФ) [6, с. 227].

Административная ответственность за отдельные правонарушения в сфере избирательного законодательства (установленные ст. 5.16, 5.18, 5.20, 5.46 КоАП РФ) наступает в тех случаях, когда в действиях правонарушителей не имеется признаков уголовно наказуемого деяния. Административные материалы по таким случаям подлежат направлению в правоохранительные органы с целью проверки на наличие (отсутствие) признаков преступления в действиях виновных лиц.

Чаще всего за административно-наказуемые деяния в указанной сфере на нарушителей накладывается штраф - разовое взыскание установленной судом суммы в доход соответствующего бюджета. В отдельных случаях за нарушения законодательства о выборах штрафные санкции применяются в совокупности с конфискацией предмета правонарушения. Примером может являться конфискация по решению суда незаконно изготовленного агитационного материала [7, с. 346].

Как показывает практика, в последние годы случаи нарушений членами избирательных комиссии избирательного законодательства нередки. При этом наиболее распространенными среди таких нарушений являются: нарушение организации голосования вне помещений для голосования; незаконное удаление наблюдателей или представителей СМИ из помещения; нарушения в порядке подсчета голосов; непредоставление наблюдателям документов для ознакомления; и др. Среди них наиболее частыми являются случаи привлечения членов комиссий к ответственности за нарушение порядка заверения копий протокола об итогах голосования. Это обусловлено тем, что такое нарушение очевидно подтверждается копией протокола [8, с. 9].

Уголовная ответственность в случае совершения опасных нарушений избирательного законодательства предусмотрена ст. ст. 141, 141.1, 142, 142.1, 142.2 Уголовного кодекса Российской Федерации [9].

XМеждународная научно-практическая конференция

Так, ст. 141 УК РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование

осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Законодатель признает противоправным любое вмешательство в деятельность избирательных комиссий или комиссий референдума с целью повлиять на их действия и решения, в том числе незаконное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов предусмотрена ст. 142 УК РФ. При этом ответственность за фальсификацию итогов голосования наступает по ст. 142.1, за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня - по ст. 142.2. За совершение преступлений, посягающих на избирательные права граждан, могут применяться такие виды уголовного наказания как штраф, исправительные работы, арест или лишение свободы.

Итак, защита избирательных прав граждан - важная задача каждого правового государства. В России эта задача приобрела особое значение ввиду сравнительно недавнего реформирования избирательной системы. Наличие широкой системы гарантий реализации избирательных прав граждан указывает уровень развития избирательной системы и избирательного законодательства.

Юридическая ответственность за нарушения прав избирателей -публично-правовое средство обеспечения интересов общества в процессе реализации гражданами активного избирательного права.

Таким образом, в механизме правового регулирования любой из отраслей права содержатся охранительные средства, без которых механизм не может эффективно действовать. Избирательное законодательство также имеет охранительные механизмы, направленные на защиту активных избирательных прав. Такая защита не сводится лишь к закреплению мер ответственности за нарушения прав избирателей. Законодательство содержит комплекс мер и средств, направленных на обеспечение и защиту активного избирательного права.

XМеждународная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Дзидзоев Р.М., Лолаева А.С. Общенародное голосование как институт прямой демократии // Закон и право. 2020. № 12. С. 38-41.

2. Масловская М.В., Морозова Е.А. Ответственность в российском избирательном праве // Огарёв-Online. 2016. № 8. С. 10. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон РФ от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ: (в ред. от 29 мая 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

3. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: утв. Президиумом Верховного Суда Рос. Федерации 16 марта 2016 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 7.

4. Дзюба О.Н. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдуме: автореф. дис. ... к-та юрид. наук. Екатеринбург, 2004 [Электронный ресурс]. Электронная библиотека диссертаций. URL: https://www.dissercat.com/ (дата обращения: 30.02.2021).

5. Лохов Д.В. Защита избирательных прав граждан органами внутренних дел // Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу». Владикавказ, 2018. С. 227-229.

6. Кучиев А.Х. Проблемы деятельности судов общей юрисдикции по защите избирательных прав граждан Российской Федерации // Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу». Владикавказ, 2017. С. 346-349.

7. Ответственность членов избирательных комиссий за нарушения законодательства о выборах: учебно-методическое пособие для участковых избирательных комиссий. Екатеринбург, 2019. С. 9-10.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: (в ред. от 2 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.