XМеждународная научно-практическая конференция
УДК 342.8
Дигоева Карина Георгиевна, Digoeva Karina Georgievna
студентка 4 курса юридического факультета Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna
научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права ФГБОУ ВО Горский государственный аграрный университет Gorskiy State Agrarian University
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА НА СТАДИИ РЕГИСТРАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ И СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ELECTORAL RIGHT AT THE STAGE OF VOTER REGISTRATION AND COMPILATION
OF VOTER LISTS
Аннотация. Авторами рассмотрены проблемы реализации избирательного права на стадии регистрации избирателей и составления списков избирателей. Выявлены типичные нарушения, допускаемые участниками избирательных правоотношений на конкретной стадии. Внесено предложение проводить перепроверку отказных материалов по заявлениям граждан, которые касаются требований о внесении исправлений в список избирателей (участников референдума). Это объясняется тем, что нарушения при ознакомлении со списком избирателей или при рассмотрении соответствующих заявлений избирателей, хотя и могут казаться менее значительными по сравнению, например, с фальсификацией бюллетеней, но в итоге могут приводить к аналогичным последствиям в виде искажения итогов голосования.
Ключевые слова, демократия, выборы, закон, избирательное право, избирательный процесс, электорат, публичная власть, ответственность, нарушение законодательства.
Abstract: The authors consider the problems of the implementation of the electoral right at the stage of voter registration and compilation of voter lists. Typical violations committed by participants of electoral legal relations at a particular stage are revealed. A proposal was made to re-check the refusal materials for citizens ' applications that relate to the requirements for making corrections to the list of voters (participants in the referendum). This is due to the fact that violations during the
XМеждународная научно-практическая конференция review of the voter list or when considering the relevant applications of voters, although they may seem less significant in comparison, for example, with the falsification of ballots, but in the end can lead to similar consequences in the form of distortion of the voting results.
Key words: guarantees, democracy, elections, law, electoral law, electoral process, electorate, public authority, liability, violation of the law.
Предоставленное нашим гражданам Конституцией всеобщее избирательное право порой сталкивается с рядом проблем в процессе его реализации, в частности, в процессе регистрации и составления списков избирателей. Поскольку выборы и референдум - важнейшие институты организации публичной власти, крайне важно анализировать такие проблемы и прилагать усилия к их устранению [1, с.99].
Перед тем как проанализировать гарантии реализации избирательных прав граждан, следует упомянуть о стадиях избирательного процесса. Как известно, избирательный процесс представляет собой систему форм деятельности уполномоченных органов и групп граждан по организации и проведению выборов. В избирательном процессе выделяют последовательные стадии: 1) назначение выборов в те или иные органы власти; 2) составление списков избирателей; 3) создание избирательных участков и избирательных комиссий; 4) выдвижение и осуществление регистрации кандидатов; 5) предвыборная агитация кандидатов; 6) непосредственно голосование; 7) результат выборов, определяемых путем подсчета голосов.
Принадлежащее гражданам активное избирательное право является по своей природе субъективным, так как оно принадлежит конкретному лицу, охраняется нормами закона и подлежит правовой защите при его нарушении. В процессе реализации активного избирательного права отчетливо прослеживается взаимная связь коллективного и индивидуального начал: являясь правом каждого отдельного гражданина, оно реализуется коллективных волеизъявлением избирателей. Списки избирателей выступают как юридическое оформление признания за конкретными гражданами активного избирательного права.
XМеждународная научно-практическая конференция
Как указано в п. 4 ст. 17 Федерального закона №2 67-ФЗ [2], основанием для
включения в список избирателей на отдельном избирательном участке является нахождение места жительства гражданина на территории данного участка (в отдельных случаях - места временного пребывания). Факт нахождения места проживания или временного пребывания гражданина устанавливается территориальными органами регистрационного учета граждан.
Как известно, активным избирательным правом наделены дееспособные граждане в возрасте 18 и более лет, не содержащиеся в месте лишения свободы, проживающие в пределах избирательного округа. Региональными законами может предоставляться активное избирательное право гражданам, место жительства которых располагается вне пределов избирательного округа. Избирательный округ представляет собой территорию, определенную законом, от которой непосредственно гражданами избираются выборное должностное лицо и депутаты. В этой связи избирательный округ включает все территорию, где проводятся выборы.
Так, закон устанавливает формирование органов государственной и муниципальной власти населением, проживающим на конкретной территории. Как указано в ст. 10 Федерального закона от 06.10.1999 г. №2 184-ФЗ [3], депутаты законодательного органа субъекта Федерации избираются гражданами, которые проживают на территории этого субъекта.
Следовательно, участие в выборах предполагает не просто проживание на территории, но также наличие постоянной регистрации по месту проживания. В этой связи, например, граждане, проживающие в регионе по месту пребывания и имеющие место жительства и регистрации в другом регионе, не могут включаться в списки избирателей наряду с другими избирателями, имеющими регистрацию по месту жительства.
Кроме того, поскольку имеющие постоянную регистрацию в другом регионе граждане не обладают активным избирательным правом, их подписи в поддержку баллотирующегося по данному округу кандидата также следует считать недействительными. С наличием активного избирательного права на
XМеждународная научно-практическая конференция выборах в конкретном округе связано и право обжалования решений
избирательной комиссий.
Федеральным законом № 67-ФЗ (ст. 17) установлено, что списки избирателей составляются на основе сведений, полученных с использованием системы регистрации избирателей. Сведения об избирателях формируются и уточняются главой местной администрации. Сведения об избирателях -военнослужащих и членах их семей формирует командующий воинской частью. В отношении временно пребывающих в избирательном округе граждан сведения о них формирует руководитель организации, где такие граждане пребывают.
При всей кропотливости этой работы она имеет крайне важное значение, так как не включение в списки отдельных избирателей или их групп может повлиять на оценку действительности итогов голосования. В итоге на основе полученных сведений список избирателей составляет избирательная комиссия, применяя в том числе и ГАС «Выборы». Лица, уполномоченные на предоставление сведений об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту таких сведений.
Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном из избирательных участков. При установлении факта включения гражданина в списки на разных избирательных участках соответствующая комиссия проводить работу по устранению данной ошибки до передачи списков в участковые избирательные комиссии. Список избирателей должен быть составлен в двух идентичных экземплярах. Сведения в списке об избирателях могут располагаться в алфавитном порядке или иначе, например, по адресам. В списке в обязательном порядке указываются сведения в отношении каждого избирателя: полное имя, год рождения, адрес места жительства. Для избирателей в возрасте восемнадцати лет дополнительно указывают точную дату рождения.
Правила регистрации избирателей конкретизированы в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением ЦИК РФ от 29.12.2005 г. [4].
Как видно из анализа Положения о регистрации избирателей, под местом жительства может предусматриваться как постоянное проживание, так и
XМеждународная научно-практическая конференция преимущественное проживание гражданина. Под местом жительства Положение
понимает жилой дом или квартиру, служебное жилье, а также
специализированные дома и иные жилые помещения, где гражданин
зарегистрирован по месту жительства соответствующим органов
регистрационного учета, о чем делается отметка в паспорте гражданина. Под
местом пребывания понимается жилое помещение, которое не является для
гражданина местом жительства, но по адресу, которого он зарегистрирован по
месту пребывания.
Положение также исходит из разности понятий регистрации и учета избирателей (п. 1.6). В частности, учет избирателей - это включение граждан в число избирателей на соответствующей территории, а также исключение их из этого числа, внесение изменений в сведения [5, с. 449]. Регистрация избирателей подразумевает формирование сведений об избирателях в установленном Положением порядке.
Обязательный учет всех обладающих активным избирательным правом граждан означает применение в нашей стране императивного метода регистрации избирателей. Императивный (обязательный, публичный) метод регистрации избирателей, в отличие от добровольного (личного), состоит в том, что регистрация избирателей возложена на государство в лице соответствующих органов, а не на самих граждан. Как отмечает Е.О. Кудряшов, реализация такого метода регистрации избирателей в России возможна благодаря возможностям государственной системы регистрации избирателей, под которой понимается «комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума [6, с. 45].
Статья 5.1 КоАП РФ предусматривает наказание за «нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении
XМеждународная научно-практическая конференция исправления в список избирателей, участников референдума» [7]. По данной
статье предусмотрено наказание от 1000 до 1500 руб. Субъектом
правонарушения является член УИК с правом решающего голоса.
Любой российский гражданин, который обладает активным избирательным правом, может заявить в участковую комиссию о не включении его в список избирателей, а также о любой иной ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение суток, а в день голосования в течение двух часов с момента поступления такого обращения, но не позднее момента окончания голосования, должна проверить такое заявление, а также представленные документы. В результате комиссия обязана либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения его заявления.
Исключение гражданина РФ из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения или включения его в другой список избирателей, участников референдума. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина РФ из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд по месту нахождения участковой комиссии, которые должны рассмотреть указанную жалобу в трехдневный срок, а за три дня и менее до дня голосования и в день голосования - незамедлительно. Каждый гражданин вправе сообщить в участковую комиссию об изменении сведений об избирателях, участниках референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на соответствующем участке [8, с.261].
XМеждународная научно-практическая конференция
При нарушении прав избирателей на ознакомление с избирательными
списками, а также на своевременное рассмотрение заявлений избирателей субъектом рассматриваемого административного проступка является член участковой избирательной комиссии, член участковой комиссии по проведению референдума, а также иные, в том числе должностные, лица, в деянии которых были выявлены признаки действий (бездействия), указанных в комментируемой статье.
Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме квалифицируется как уголовно наказуемое деяние по ч. 1 ст. 141 УК.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, -мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 и абз. 2, 4 ч. 3 указанной статьи КоАП; о проведении административного расследования см. комментарий к ст. 28.7).
Очевидно, что нарушение прав избирателей на ознакомление с избирательными списками, а также на своевременное рассмотрение заявлений избирателей о наличии ошибок в списке - довольно серьезное нарушение, которое может повлечь невозможность для гражданина реализовать свое активное избирательное право.
В этой связи мера ответственности, установленная ст. 5.1 КоАП РФ, представляется несообразной в сравнении с серьезностью возможных нарушений. Возможно, это можно объяснить недооценкой возможных последствий такого рода нарушений со стороны избирательных комиссий как для отдельных граждан, так и для авторитета института выборов. Считаем, что размер штрафов за административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 КоАП РФ, должен быть увеличен: как минимум до десяти тысяч рублей. Это необходимость следует из двух составляющих.
XМеждународная научно-практическая конференция
Во-первых, составы правонарушений, предусмотренные ст. 5.1, таковы,
что при надлежащей работе территориальных органов, уполномоченных на совершение предусмотренных действий, такие правонарушения не должны быть допущены. Организовав своевременное предоставление гражданам списков и рассмотрение их заявлений, несложно избежать такого рода нарушений.
Во-вторых, такое предложение объясняется тем, что за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан ст. 5.59 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Представляется, что нарушение порядка рассмотрения обращений избирателей - нарушение более серьезное ввиду особой значимости избирательных прав для правового статуса гражданина. Поэтому санкция за такое нарушение должна быть по крайней мере не меньшей, чем за нарушение порядка рассмотрения любого другого обращения.
Кроме того, считаем важным проводить перепроверку отказных материалов по заявлениям граждан, которые касаются требований о внесении исправлений в список избирателей (участников референдума). Это объясняется тем, что нарушения при ознакомлении со списком избирателей или при рассмотрении соответствующих заявлений избирателей, хотя и могут казаться менее значительными по сравнению, например, с фальсификацией бюллетеней, но в итоге могут приводить к аналогичным последствиям в виде искажения итогов голосования.
Библиографический список:
1. Лолаева А.С. Электоральная активность граждан и способы ее повышения // Перспективы развития АПК в современных условиях: 3 -я международная научно-практическая конференция. 10-12 апреля 2012 г. Владикавказ, 2012. С. 99-102.
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон РФ от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ: (в ред. от 29 мая 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
XМеждународная научно-практическая конференция
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
4. О внесении изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации: постановление ЦИК Рос. Федерации от 29.12.2005 г. № 164/1084-4 [Электронный ресурс]. Онлайн-версия правовой системы Гарант. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 30.02.2020).
5. Лолаева А.С. Соотношение федерального и регионального избирательного законодательства в Российской Федерации // Перспективы развития АПК в современных условиях. 7-я Международная научно-практическая конференция (12-14 апреля 2017 г.). Владикавказ, 2017.
6. Кудряшов Е.О. Регистрация избирателей как гарантия права голоса // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 6. С. 45.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 15 апреля 2019 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
8. Маргиева И.Р. Гарантии реализации права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник научных трудов молодых учёных, аспирантов, магистрантов и студентов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет". Владикавказ, 2018. С. 261-263.