Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН'

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

747
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гарантии / демократия / выборы / закон / избирательное право / избирательный процесс / электорат / публичная власть. / guarantees / democracy / elections / law / electoral law / electoral process / electorate / public authority.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дигоева Карина Альбертовна, Лолаева Альбина Славовна

Авторами рассмотрены механизмы реализации гарантий избирательных прав граждан, которые построены на базовых началах российского права. Особое внимание уделено механизму реализации гарантий избирательных прав инвалидов. Авторы считают, что программа «Мобильный избиратель» расширил границы активного избирательного права, создав весьма удобные условия для реализации права граждан формировать институты публичной власти. Делается вывод, что политические права в сфере избирательного процесса во многом образуют основу статуса современного гражданина. Наличие широкой системы гарантий реализации избирательных прав граждан указывает уровень развития избирательной системы и избирательного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR IMPLEMENTING GUARANTEES OF CITIZENS ' ELECTORAL RIGHTS

The authors consider the mechanisms for the implementation of guarantees of citizens ' electoral rights, which are based on the basic principles of Russian law. Special attention is paid to the mechanism of implementation of guarantees of electoral rights of disabled people. The authors believe that the Mobile Voter program has expanded the boundaries of active suffrage, creating very convenient conditions for the realization of the right of citizens to form public authorities. It is concluded that political rights in the field of the electoral process largely form the basis of the status of a modern citizen. The existence of a broad system of guarantees for the exercise of citizens ' electoral rights indicates the level of development of the electoral system and electoral legislation.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН»

XМеждународная научно-практическая конференция

УДК 342.8

Дигоева Карина Альбертовна, Digoeva Karina Albertovna

студентка 4 курса юридического факультета ФГБОУ ВО Горский

государственный аграрный университет Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna

научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права ФГБОУ ВО Горский государственный аграрный университет Gorskiy State Agrarian University

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ

ПРАВ ГРАЖДАН

MECHANISM FOR IMPLEMENTING GUARANTEES OF CITIZENS ' ELECTORAL RIGHTS

Аннотация. Авторами рассмотрены механизмы реализации гарантий избирательных прав граждан, которые построены на базовых началах российского права. Особое внимание уделено механизму реализации гарантий избирательных прав инвалидов. Авторы считают, что программа «Мобильный избиратель» расширил границы активного избирательного права, создав весьма удобные условия для реализации права граждан формировать институты публичной власти. Делается вывод, что политические права в сфере избирательного процесса во многом образуют основу статуса современного гражданина. Наличие широкой системы гарантий реализации избирательных прав граждан указывает уровень развития избирательной системы и избирательного законодательства.

Ключевые слова: гарантии, демократия, выборы, закон, избирательное право, избирательный процесс, электорат, публичная власть.

Abstract: The authors consider the mechanisms for the implementation of guarantees of citizens ' electoral rights, which are based on the basic principles of Russian law. Special attention is paid to the mechanism of implementation of guarantees of electoral rights of disabled people. The authors believe that the Mobile Voter program has expanded the boundaries of active suffrage, creating very convenient conditions for the realization of the right of citizens to form public authorities. It is concluded that political rights in the field of the electoral process largely form the basis of the status of a modern citizen. The existence of a broad system of guarantees for the exercise

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» of citizens ' electoral rights indicates the level of development of the electoral system and electoral legislation.

Key words: guarantees, democracy, elections, law, electoral law, electoral process, electorate, public authority.

Гарантии избирательных прав составляют основу российской избирательной системы. Базовым началом таких гарантий выступают принципы участия наших граждан в выборах. В числе основных принципов следует указать:

во-первых, принцип всеобщности, означающий право участия в выборах всех достигших установленного возраста вне зависимости от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, пола и пр.;

во-вторых, принцип равенства, означающий недопустимость привилегий отдельных избирателей: каждый обладает лишь одним голосом;

в-третьих, прямого голосования, то есть, граждане выбирают среди кандидатов, а не среди представителей, которые будут избирать на выборную должность;

в-четвертых, принцип тайны голосования, обеспечивающий право на свободное волеизъявление в отсутствие какого-либо давления до или в момент голосования;

в-пятых, принцип свободного участия в выборах.

Вышеуказанные принципы вытекают из конституционного закрепления избирательного права граждан и содержания Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (ст. 3) [1]. Их соблюдение необходимо для обеспечения прав избирателей. В частности, М.В. Баглай уже давно высказал суждение о том, что без соблюдения этих принципов ни одни выборы не могут быть легитимны [2, с. 407].

В свою очередь Е.И. Колюшин отмечает, что принципы избирательного права в первую очередь должны играть роль реальной основы, каркаса выборов, а не только формального показателя демократии [3, с. 282].

XМеждународная научно-практическая конференция

Помимо названных, выделяют также принцип независимости органов,

организующих выборы, принцип допустимости применения разных избирательных систем, принцип состязательности, то есть, наличия альтернативы, принцип обязательности и периодичности проведения выборов [4, с. 13]. Так, например, принцип состязательности не нашел отражения в законодательстве, однако он - один из определяющих в организации выборов. Понятие альтернативы на выборах было дано Конституционным Судом Российской Федерации, который указал, что одним из важнейших условий свободных выборов выступает их альтернативность, то есть, наличие нескольких кандидатов, чем обеспечивается возможность свободного выбора [5]. Указывают также такой принцип как гласность, означающий надлежащее информационное обеспечение выборов, информирование граждан и проведение опросов их мнения [6, с. 14].

Время не стоит на месте, и, учитывая практику проведения выборов в 2017 и 2018 годах, новый порядок подачи избирателями заявления для голосования вне своего места жительства следует считать новой гарантией реализации активного избирательного права. Применявшийся ранее порядок голосования с получением избирателем открепительного удостоверения сегодня уже не соответствует требованиям времени, существенно снижая процент участия электората в выборах [7, с. 449].

Политтехнологи и юристы давно отмечают: «голосование с применением открепительного удостоверения заявленных целей достигло и нуждается в существенной корректировке или полной отмене. Открепительное удостоверение порождает общественное подозрение в манипуляции и снижает уровень общественного участия для достижения социальных целей и доверие избирателей к институту выборов» [8, с. 3].

Действительно, в ранее применявшемся порядке избиратели, проживающие вдали от места регистрации, в скрытой форме фактически были лишены возможности реализовать активное избирательное право. Как известно, немалое число граждан, будучи зарегистрированными в одном регионе,

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» фактически проживают и работают на значительно удаленном расстоянии. Хотя

сам по себе факт отсутствия избирателя по месту его постоянной регистрации не

является формально препятствием его праву, учитывая время и расходы для того,

чтобы получить открепительное удостоверение, далеко не все из таких

избирателей отдавали свой голос на выборах.

В результате данная проблема решилась с принятием в 2017 г. Федерального закона от 1 июня 2017 г. № 104-ФЗ [9], внесшего изменения в Федеральный закон №2 67-ФЗ. Общим термином эти изменения принято называть «мобильный избиратель».

Нововведение заключалось в том, что любой избиратель, который не сможет в день голосования находиться по месту регистрации, вправе обратившись лично или с использованием единого портала «Госуслуги» подать в избирательную комиссию, в том числе через многофункциональный центр (МФЦ), заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения [10, с. 250].

«Мобильный избиратель» расширил границы активного избирательного права, создав весьма удобные условия для реализации права граждан формировать институты публичной власти.

Впервые такое голосование было применено на выборах региональных органов власти в 2017 году. Общее число граждан, которые подали заявление о включении в списки по месту нахождения, составило свыше 201 тысячи. Это показывает, что новый механизм полностью оправдал ожидания. В ходе президентских выборов механизм был применен с учетом анализа замечаний. Учитывая успешный опыт применения, в 2018 году в Федеральный закон № 67 -ФЗ были внесены корректировки, значительно укрепившие порядок голосования по месту нахождения [11].

Так как нововведение получило активное применение, думается, следовало бы четко определить правовую природу данной процедуры голосования. В этой связи считаем, что процедуру «мобильный избиратель» следует отнести к числу

XМеждународная научно-практическая конференция оказываемых гражданину госуслуг, путем внесения соответствующего

дополнения в п. 16 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ.

Крайне важны правовые гарантии реализации активного избирательного права для лиц с ограниченными физическими возможностями. Ведь помимо обычной социализации таких граждан нужда и социализация политическая. Граждане с ограниченными возможностями испытывают особую потребность в защите их прав со стороны государства. Отметим, что статус инвалидов как участников избирательных правоотношений детализирован действующим законодательством.

Одним из важных изменений последних лет стал Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 143-Ф3 [12], которым был существенно расширены возможности инвалидов в области реализации их избирательных прав.

Если избиратель не может подставить подпись в бюллетене на голосовании, за него по его желанию может расписаться другой избиратель. Кроме того, на избирательных участках используются специально оборудованные кабины для голосования, позволяющие сохранить тайну голосования избирателей, передвигающихся при помощи коляски. Для инвалидов зрения на участках должны быть предусмотрены лупы, трафареты для облегчения заполнения бюллетеня.

Нужно отметить, что в течение нескольких последних лет в нашей стране были разработаны ряд проектов, часть которых реализуется государством, часть - общественными организациями. В частности, были запущены такие проекты как:

1) государственная программа «Доступная среда», предусматривающая установку лифтов, пандусов, подъемников, оснащение светофором звуковых сигналов;

2) проект «Дорога на избирательный участок», который начат в 2010 году, выявляет проблемы инвалидов при перемещении от дома до участка для голосования;

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

3) проект «Говорящий участок» реализован в 2014 году в Санкт-

Петербурге и предусматривал специальные кабинеты для людей с серьезным нарушением зрения [13, с. 7]. Однако, в отличие от программы «Доступная среда», последние проекты не получили широкого распространения.

Крайне важной гарантией соблюдения и реализации прав избирателей является информирование избирателей, которое осуществляется различными способами: посредством сообщений в СМИ, путем ответов избирательных комиссий на запросы граждан и пр. [14, с. 39] Основными принципами информирования избирателей законодательство определяет объективность, достоверность, соблюдение равенства кандидатов, свобода СМИ (ст. 45 Федерального закона № 67-ФЗ). Как справедливо отмечает Д.А. Реут, свобода выборов не ограничивается одним только правом свободно решать вопрос об участии в голосовании и о выборе кандидата. Свобода выборов состоит в том, что «избиратель должен достоверно знать и понимать, за кого он голосует, какой путь развития общества, страны, территории внутри страны он выбирает» [15].

Таким образом, политические права в сфере избирательного процесса во многом образуют основу статуса современного гражданина. Наличие широкой системы гарантий реализации избирательных прав граждан указывает уровень развития избирательной системы и избирательного законодательства.

Библиографический список:

1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон РФ от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ: (в ред. от 29 мая 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

2. Баглай М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. С. 409.

3. Колюшин Е.И. Проблемы формирования избирательной системы // Современные проблемы конституционного и муниципального права (опыт России и зарубежных стран): сборник материалов Международной научной

XМеждународная научно-практическая конференция конференции (Москва, 11-13 марта 2010 г.) / Юрид. фак. МГУ им. М.В.

Ломоносова; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: РоЛиКС, 2010. С. 282.

4. Макарцев А.А. Юсубов Э.С. Принципы российского избирательного права: понятие, система и содержание // Избирательное право. 2012. № 3 (23). С. 13-16.

5. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Читинской областной Думы как не соответствующего требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1996 г. № 91-О [Электронный ресурс]. Интернет-версия КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 30.12.2019).

6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник / С.А. Куемжиева, М.С. Савченко, А.В. Красницкая и др. / под общ. ред. М.С. Савченко. Краснодар: КубГАУ, 2018. С. 14.

7. Лолаева А.С. Соотношение федерального и регионального избирательного законодательства в Российской Федерации // Перспективы развития АПК в современных условиях. 7-я Международная научно-практическая конференция (12-14 апреля 2017 г.). Владикавказ, 2017. С. 449-452.

8. Юсубов Э.С., Сизов П.Н. «Мобильный избиратель» как новая гарантия активного избирательного права // Избирательное право. 2018. № 2 (38). С. 3.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон РФ от 1 июня 2017 г. № 104-ФЗ (в ред. от 1 июня 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3227.

10. Лолаева А.С. Понятие и сущность «электронных услуг», предоставляемых органами власти РФ // Вестник научных трудов молодых ученых, аспирантов и магистрантов ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет». Сборник статей. Владикавказ, 2020. С. 250 -251.

11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 3 июля 2018 г. № 184-ФЗ (в ред. от 3 июля 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2018. № 28. Ст. 4148.

12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан: федер. закон Рос. Федерации от 14 июня 2011 г. № 143-Ф3: (в ред. от 22 февраля 2014 г.) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 25. Ст. 3536.

13. Симонова М.А., Терехова И.А. Проблемы реализации избирательного права инвалидами // Право: современные тенденции: материалы V междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2018. С. 7.

14. Лолаева А.С. «Информирование избирателей» и «предвыборная агитация»: к вопросу о разграничении понятий // Информационное право. 2017. № 4. С. 39-44.

15. Реут Д.А. Информирование избирателей как гарантия реализации активного избирательного права граждан в Российской Федерации: автореф. дис. к-та юрид. наук. М., 2015. URL: https://search.rsl.ru/ (дата обращения: 30.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.