«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» 6. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 по делу
№ А19-13679/2010-18 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://base.garant.ru/70153166/ (04.02.2021).
© И.А. Кузнецов, 2021
УДК 342.8
Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права ФГБОУ ВО Горский государственный аграрный университет Gorskiy State Agrarian University
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
LEGAL REGULATION OF CONTROL OVER THE OBSERVANCE OF CITIZENS ' ELECTORAL RIGHTS
Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы регулирования конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными, а также проблемы правового регулирования избирательных отношений. Анализируются изменения избирательного законодательства вследствие принятия Федерального закона № 20-ФЗ. В частности, возвращена смешанную выборную систему, применявшаяся ранее, отменена процедура досрочного голосования и голосования на выборах по открепительным удостоверениям. Изменения затронули также порядка работы наблюдателей. Автор делает вывод, что несмотря на реформу избирательного законодательства, правовое регулирование контроля за соблюдением прав избирателей и сегодня находится в постоянном развитии.
XМеждународная научно-практическая конференция
Ключевые слова, демократия, выборы, закон, избирательное право, избирательный процесс, электорат, публичная власть.
Abstract. The article considers the legal basis for regulating the constitutional rights of citizens of the Russian Federation to elect and be elected, as well as the problems of legal regulation of electoral relations. Changes in the electoral legislation as a result of the adoption of Federal Law No. 20-FZ are analyzed. In particular, the mixed electoral system, which was used earlier, was returned, the procedure of early voting and voting in elections on absentee ballots was canceled. The changes also affected the working order of the observers. The author concludes that despite the reform of the electoral legislation, the legal regulation of monitoring the observance of the rights of voters is still in constant development.
Key words. democracy, elections, law, electoral law, electoral process, electorate, public authority.
В настоящее время выборный процесс на любом уровне в деталях регламентирован законодательно: правовая база федеральных, региональных и муниципальных выборов включает целый перечень нормативных актов. В условиях такого массива нормативных актов различного уровня, направленных на регулирование одной процедуры, на практике не миновать некоторых противоречий и проблем, которые предстоит решить на современном этапе развития избирательного законодательства.
Конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными, включает в себя целый комплекс самостоятельных, но взаимосвязанных между собой прав и свобод: право избирать; быть избранным; участвовать в выдвижении кандидатов; участвовать в предвыборной агитации; участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий; участвовать в иных избирательных действиях. То есть, избирательные права граждан представляют собой сложный комплекс конституционных, а также производных от них иных прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающих свободный характер выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Право избирать и быть избранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер.
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют гражданам уникальную возможность контроля, составляют основу правовой связи гражданина со своим государством и демократизма этого государства. Избирательные права являются одним из стержневых элементов, образующих конституционный статус личности. Они являются самой доступной, эффективной, регулярно повторяемой возможностью непосредственно участвовать в управлении делами государства и решении вопросов местного значения.
Нормы избирательного права в зависимости от специфики регулируемых отношений классифицируют на регулятивные и охранительные. При этом регулятивные нормы в свою очередь разделяются на материальные и процессуальные. Так, материальные нормы устанавливают статус субъектов избирательного процесса, тогда как процессуальные определяют процедуру реализации их прав и обязанностей. Процессуальные нормы содержатся не только в избирательном, но также и в иных отраслях права (в административном, уголовном).
Проанализируем основные нормативные правовые акты в части их действия, направленного на контроль за соблюдением прав избирателей.
Помимо Конституции [1], основным нормативным актом в законодательстве о выборах можно считать Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2], которым устанавливается ряд гарантий политических прав наших граждан.
Как верно отмечается, другие нормативные акты могут расширять гарантии избирательных прав, дополнять их, вводить новые механизмы защиты таких прав, но не могут противоречить указанному Федеральному закону и заменять его положения [3, с. 261]. Указанный Федеральный закон имеет широкое и прямое действие, его нормы применяются в процессе проведения выборов на различных уровнях [4, с. 23].
XМеждународная научно-практическая конференция
Федеральным законом № 67-ФЗ установлены общие правила смешанной системы при проведении выборов в законодательные органы субъектов Федерации. Закон содержит запрет на использование должностного положения для лиц, замещающих различные государственные и муниципальные должности и не являющихся кандидатами на выборах.
Например, эти лица не имеют права проводить агитацию в пользу кого -либо из кандидатов, быть наблюдателями на выборах, выступать как доверенное лиц кандидата и пр.
Еще одним большим плюсом данного Федерального закона является то, что впервые было введено правило о предоставлении каждым кандидатом информации о своих доходах и имуществе в избирательную комиссию. При предоставлении кандидатом неверных (недостоверных) сведений о своем имущественном положении это может повлечь негативные последствия, вплоть до отказа ему в регистрации в качестве кандидата или отмены такой регистрации [5, с. 227].
Федеральный закон № 67-ФЗ направлен на стимулирование участия в выборах политических партий. Так, выдвинувшим своих кандидатов избирательным блокам может предоставляться дополнительное эфирное время и печатная площадь для организации избирательной компании. Также Федеральный закон устанавливает статус кандидатов, правила финансирования выборов, порядок обжалования нарушений выборного законодательства, гарантии граждан на разных стадиях избирательного процесса.
Помимо прочего, Федеральный закон № 67-ФЗ обеспечивает согласованность правовых норм, так или иначе касающихся участия в выборах общественных объединений, что очень важно ввиду принятия в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», установившего новые требования к ним [6].
Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» закрепил перечень предъявляемых к партиям требований, в частности, требования о том, что политическая партия:
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
- должна иметь численность своих членов не менее 10 тысяч российских
граждан, не менее ста в каждом ее региональном отделении;
- руководство политической партии должно, как и ее структурные подразделения, находиться в России.
Таким образом, Федеральный закон № 95-ФЗ не предусматривает деятельность региональных или местных политических партий и иных политических объединений (одни должны быть всероссийскими). Закон установил порядок регистрации, финансирования и господдержки партий.
Федеральным законом от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [7] также были учтены положения Федерального закона № 95-ФЗ О политических партиях и Федерального закона № 67-ФЗ. Была сохранена действующая мажоритарная избирательная система, согласно которой выборы могут быть проведены в 2 тура.
Нововведения данного Федерального закона связаны с наличием законодательных норм об участии политических партий в процессе выборов.
Так, для избирательных блоков были установлены новые требования: в состав блока должна входить по крайней мере одна политическая партия, в него также могут входить иные объединения. В сравнении с ранее действовавшим правилом, Федеральным законом было установлено значительно большее количество подписей в пользу кандидата на должность Президента - не менее двух миллионов [8, с. 346].
Принятый сравнительно недавно Федеральный закон № 20-ФЗ [9] возвратил смешанную выборную систему, применявшуюся ранее, до 2004 года. Так, половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина по федеральному избирательному округу в зависимости от числа голосов избирателей за федеральные списки.
1 июня 2017 года законодателем были сделаны значимые изменения в ход избирательного процесса. Так, Федеральными законами № 103 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» [10] и № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
XМеждународная научно-практическая конференция законодательные акты Российской Федерации» [11] внесены ряд существенных
изменений в порядок голосования по месту нахождения гражданина, в процесс
формирования избирательных комиссий и избирательных участков, в порядок
заполнения подписных листов и некоторые другие.
Указанными Федеральными законами предусмотрена отмена досрочного голосования и голосования на выборах по открепительным удостоверениям. Взамен введен новый механизм реализации прав граждан, а именно голосование на основе заявления гражданина о включении его в список по месту фактического нахождения. Такой новый механизм подлежит применению на выборах в государственные органы власти РФ и в органы власти субъекта Федерации, если региональным законодательством не предусмотрено иное [12, с. 449].
Любой избиратель теперь вправе обратиться в избирательную комиссию заявление о включении его в список по тому месту, где он будет находиться в дату голосования (в пределах избирательного округа). Такое заявление должно быть подано лично, с предъявлением паспорта гражданина РФ. Важно, что его также можно подать путем обращения в МФЦ, а также посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг. Безусловно, это является очередным шагом к доступности реализации гражданами активного избирательного права.
Еще одним крайне важным изменением, которое внесено Федеральными законами № 103-ФЗ и № 104-ФЗ, является действие сформированных на пять лет избирательных участков бессрочно. Что касается изменения порядка формирования избирательных комиссий, то теперь, если срок полномочий соответствующей избирательной комиссии истекает во время избирательной компании, то новый состав комиссии не формируется до даты опубликования итогов выборов (или референдума).
Предложения по новому составу комиссии принимаются в течение тридцати дней.
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
Изменения затронули порядка работы наблюдателей. Так, Федеральным законом № 103-ФЗ было установлено, что на выборах Президента РФ не действует положение, устанавливающее обязательное предоставление в комиссию списка наблюдателей не позднее чем за 3 дня до самого голосования. Также на выборах Президента не применяются нормы о назначении на один участок двух наблюдателей от одного субъекта [8, с. 346].
Коснулись изменения и порядка заполнения подписных листов. Так, теперь адрес места жительства не обязательно должен включать указание всех адресных реквизитов, если это не мешает однозначно понять место жительство избирателя.
Таким образом, избирательное законодательство состоит из конституционно-правовых норм и норм других отраслей и включает в себя, помимо Конституции России, ряд специально разработанных федеральных законов, а также ряд положений отдельных федеральных законов, направленные на регулирование вопросов избирательного процесса и прав избирателей, подзаконных нормативных актов, избирательное законодательство субъектов Федерации.
Однако, несмотря на реформу избирательного законодательства, правовое регулирование контроля за соблюдением прав избирателей и сегодня находится в постоянном развитии. Это обусловлено тем, что с развитием новых технологий в избирательном процессе возникает необходимость регламентации их применения. Кроме того, правовое регулирование контроля за соблюдением избирательных прав преследует цель борьбы с новыми видами нарушений прав избирателей с которыми сталкивается российская избирательная система.
Библиографический список:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря; № 144. 2020. 4 июля.
XМеждународная научно-практическая конференция
2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон РФ от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ: (в ред. от 29 мая 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
3. Лолаева А.С., Маргиева И.Р. Гарантии реализации права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник научных трудов молодых учёных, аспирантов, магистрантов и студентов ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет". Владикавказ, 2018.
4. Пономарева Ю.Ю., Фомина М.Г. Избирательное право и избирательный процесс в России: учебно-методическое пособие. Орел: Издательство ОФ РАНХиГС, 2015. С. 23.
5. Лолаева А.С., Лохов Д.В. Защита избирательных прав граждан органами внутренних дел // Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу». Владикавказ, 2018. С. 227-229. - 0,2 п.л.
6. О политических партиях: федер. закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ: (в ред. от 2 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
7. О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон РФ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ: (в ред. от 11 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
8. Лолаева А.С., Кучиев А.Х. Проблемы деятельности судов общей юрисдикции по защите избирательных прав граждан Российской Федерации // Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу». Владикавказ, 2017. С. 346-349. - 0,25 п.л.
9. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. закон РФ от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ: (в ред. от 29 мая 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 8. Ст. 740.
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента
Российской Федерации: федер. закон РФ от 1 июня 2017 г. № 103-ФЗ (в ред. от 1 июня 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3226.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон РФ от 1 июня 2017 г. № 104-ФЗ (в ред. от 1 июня 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. 2017. № 23. Ст. 3227.
12. Лолаева А.С. Соотношение федерального и регионального избирательного законодательства в Российской Федерации // Перспективы развития АПК в современных условиях. 7-я Международная научно-практическая конференция (12-14 апреля 2017 г.). Владикавказ, 2017.