XМеждународная научно-практическая конференция
УДК 342.8
Цогоев Казбек Тамерланович, Tcogoev Kazbek Tamerlanovich
студент 4 курса юридического факультета ФГБОУ ВО Горский
государственный аграрный университет Лолаева Альбина Славовна, Lolaeva Albina Slavovna
научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права ФГБОУ ВО Горский государственный аграрный университет Gorskiy State Agrarian University
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СТАДИЯХ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ
PROBLEMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ELECTORAL RIGHT OF CITIZENS AT THE STAGES OF PRE-ELECTION CAMPAIGNING, VOTING AND COUNTING OF VOTES
Аннотация. Авторами рассмотрены проблемы реализации избирательного права граждан на стадиях предвыборной агитации, проведения голосования и подсчета голосов. Выявлены типичные нарушения, допускаемые участниками избирательных правоотношений на конкретной стадии. Делается вывод о том, что низкая активность избирателей действительно является проблемой для самой организации выборов и всего избирательного процесса. И здесь, по нашему мнению, следует прежде всего обеспечить доступность разных видов голосования для избирателей (на своем избирательном участке, на другом участке, электронно путем онлайн голосования), устранить существующие барьеры для голосования.
Ключевые слова, демократия, выборы, закон, избирательное право, избирательный процесс, электорат, публичная власть, ответственность, нарушение законодательства.
Abstract: The authors consider the problems of implementing the electoral right of citizens at the stages of pre-election campaigning, voting and vote counting. Typical violations committed by participants of electoral legal relations at a particular stage are revealed. It is concluded that low voter activity is indeed a problem for the organization of elections and the entire electoral process. And
XМеждународная научно-практическая конференция here, in our opinion, it is necessary first of all to ensure the availability of different types of voting for voters (at their own polling station, at another polling station, electronically by online voting), to eliminate the existing barriers to voting.
Key words: guarantees, democracy, elections, law, electoral law, electoral process, electorate, public authority, liability, violation of the law.
Избирательное право реализуется в нашей стране без особенных проблем. Однако практика организации и проведения выборов позволяет судить о наличии определенных недоработок (иногда - на уровне правового регулирования, иногда - на уровне организации и координации действий в день голосования). Рассмотрим отдельные из них.
В ходе предвыборной агитации кандидаты порой допускают определенные правила ее проведения, и этим так или иначе затрагивают избирательные права граждан. Так, нарушению прав избирателей на свободный выбор среди кандидатов могут быть такие злоупотребления кандидатов и партий: нарушения правил уличной агитации, агитации в СМИ, а также подкуп избирателей и иные нарушения [1, с. 39].
Как указывает проект Карта нарушений на выборах: «агитация на выборах имеет жесткие временные рамки. Поскольку она оплачивается из избирательного фонда, то формально партии и кандидаты должны ее размещать только после старта агитационной кампании и формирования избирательного фонда.
На печатных и в аудиовизуальных агитационных материалах агитации должно быть указание об оплате их изготовления из средств такого избирательного фонда. Кроме того, агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации или физлица-заказчика, данные изготовителя, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, а также на любых поверхностях на расстоянии
XМеждународная научно-практическая конференция менее 50 метров от входа в них. В день голосования на территории помещения
для голосования не должно быть никакой агитации - ни звуковой, ни видео, ни
биллбордов, ни листовок и газет - то есть тех, где избирателя призывают сделать
выбор в пользу того или иного кандидата» [2].
На деле же партии и кандидаты часто идут на хитрость и размещают свою рекламу под видом социальной.
Требования к агитации в печатных СМИ в целом схожи с требованиями, предъявляемыми к уличной агитации. На агитационных материалах всегда должен быть указан тираж и источник оплаты изготовления агитации -кандидаты должны оплачивать их из своих избирательных фондов [1, с. 39].
На деле агитация на телевидении не всегда открыто обозначена как агитация, она может, например, подаваться под видом информационного репортажа, рассказа о работе того или иного кандидата, о его успехах, о внимании к его деятельности населения и т.п. Чтобы не нарушить закон, журналист должен сообщить, что герой его репортажа - участвующий в выборах кандидат. До сих пор встречаются случаи выпуска поддельных агитационных журналов и газет, внешне очень похожих на официальные агитационные СМИ того или иного кандидата, но только с негативным содержанием, противоположным оригиналу по смыслу [3, с. 39].
Крайне нелицеприятным нарушением является подкуп избирателей. Общественная опасность подкупа избирателей состоит в том, что он посягает на фундаментальные основы проведения выборов, искажает действительную волю избирателей. Хотя действующее законодательство не содержит понятие подкупа избирателей, в п. 2 ст. 56 Федерального закона № 67 -ФЗ перечислены его признаки: вручение избирателям подарков, денежных средств, иных ценностей, льготные распродажи товаров, изготовленных для избирательной компании, и пр. [4] Однако перечисленные признаки не вполне отражают все характерные черты подкупа избирателей.
Представляется, было бы целесообразно ввести в ст. 56 легальное определение подкупа избирателей следующего содержания: «под подкупом
XМеждународная научно-практическая конференция избирателей следует понимать виновное деяние, выраженное в предоставлении
или обещании предоставления материальной выгоды избирателям в ходе
предвыборной агитации с целью склонить граждан к реализации ими своего
активного избирательного права не в форме свободного выбора, а в интересах
определенного кандидата или избирательного объединения, интерес которого
заключается в достижении выгодного для него итога голосования или результата
выборов».
Имея легального определение подкупа избирателей, было бы легче квалифицировать такого рода деяния. Сегодня из анализа судебной практики мы понимаем сущность и значение подкупа избирателей, а также какие действия суды признают подкупом избирателей. Так, основные руководящие положения по данному вопросу дал Пленум ВС РФ в Постановлении от 31.03.2011 г. № 5
[5].
Еще одной очень важной и показательной, на наш взгляд, является проблема нарушения тайны голосования.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», голосование должно быть тайным и исключающим какой-либо контроль за волеизъявлением граждан.
Однако, как справедливо отмечается, существуют случаи нарушения тайны голосования. Так, по месту работы у граждан могут затребовать фотографии своих бюллетеней с отметкой за конкретного кандидата. Имеют место и нарушения в день выборов в помещении с оборудованными кабинками для голосования. Когда наплыв избирателей велик, члены комиссии могут допускать голосование открыто, за дополнительными столами. Могут быть и другие проявления нарушения тайны голосования, например, при волеизъявлении вне помещения для голосования. В качестве решения указанной проблемы авторы предлагают введение на всех избирательных участках электронного голосования [6].
XМеждународная научно-практическая конференция
Электронное голосование - совершенно новая область избирательного процесса. Это качественно иной вид голосования с позиции проведения выборов. К.Ю. Матренина указывает на то, что новые электронные технологии существенно изменяют архитектуру и характер политической коммуникации. Темпы развития технологий неизбежно приводят к тому, что должно последовать широкое применение информационных технологий как инструмента взаимодействия государства с гражданами [7, с. 4].
Положительно о применении электронного голосования высказывается и М.Н. Грачев, отмечая, что при тестировании электронных комплексов для голосования ручной подсчет не выявил существенных различий с данными электронного голосования; не было нештатных ситуаций, таких, например, как выход из строя оборудования или каких-либо серьезных технических проблем [8, с. 365].
Действительно, нарушение тайны голосования, а также пофамильный контроль явки для голосования являются крайне неприятными нарушениями правил проведения выборов. Волеизъявление граждан должно быть добровольным, и персональный контроль того, кто из граждан явился для голосования, а кто нет, сопровождающийся к тому же угрозой применения каких-либо санкций за неявку, недопустим.
Еще одной проблемой являются отдельные сложности в реализации своих избирательных прав лицами с физическими недостатками и инвалидами. Граждане с ограниченными возможностями, как и остальные, обладают всеми избирательными правами. Однако, учитывая особенности этой группы избирателей, избирательные комиссии должны уделять им особенно пристальное внимание. Так, барьерами для людей с ограниченными возможностями в реализации ими своих прав могут быть: отсутствие возможности добраться до участка (по причине отсутствие пандуса или лифта в доме, или же плохого зрения и отсутствия посторонней помощи), отсутствие возможности проголосовать на дому (в случаях, когда на дом никто не выехал) и пр.
XМеждународная научно-практическая конференция
Еще одной важной проблемой является правильное оформление
избирательных документов, которые, как мы знаем, играют очень важную роль в процессе выборов. Ими во многом обеспечивается принцип гласности и законности избирательного процесса. Говоря об избирательном документе, мы понимаем под этим определением как избирательные бюллетени, так и списки избирателей, документы об итогах голосования и пр.
Коснемся прежде всего использования избирательных бюллетеней. Одной из проблем является выдача нескольких бюллетеней в одни руки. Чаще всего такое происходит не по невнимательности, а сознательно допускается членами избирательной комиссии с целью предоставить возможность проголосовать одному избирателю вместо другого. Для предотвращения таких ситуаций следует рассмотреть возможность ужесточения мер ответственности для членов избирательных комиссий.
Не менее серьезной проблемой является фальсификация избирательных бюллетеней. Это, пожалуй, одно из самых распространенных нарушений в ходе проведения голосования. В целях противодействия этому явлению Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 249-ФЗ в дополнение к существующей административной была установлена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов.
В этой связи Н.Д. Терещенко и Ю.Г. Агаркова отмечают, что законодатель не установил конкретный перечень таких документов, вследствие чего ч. 1 ст. 142 Уголовного кодекса Российской Федерации нуждается в уточнении [10, с. 37].
Многие высказываются также о такой проблеме как необходимость повышения избирательной активности граждан.
Абсентеизм представляет собой уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах (на референдуме). Нарастание абсентеизма часто свидетельствует о расхождении интересов между политической элитой и населением, что является признаком политического конфликта. С учетом современной тенденции к увеличению отказа от голосования, политическая
XМеждународная научно-практическая конференция ситуация во всем мире начинает приобретать тревожные черты, что делает
изучение конфликтного потенциала абсентеизма и поиск путей борьбы с ним
актуальным [11, с. 289].
Как и в других странах, в России наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления. Существующая разница объясняется рядом факторов. Так, общенациональные выборы представляются более организованными, наблюдается более организованная работа избирательных комиссий. Предвыборная агитация проходит на высшем уровне.
Незадолго до начала выборов проводят ряд телевизионных передач, посвященных кандидатам и их партиям для того, чтобы донеси до населения политическую программу. Также на улицах страны размещаются баннеры с фотографиями, именами кандидатов и кричащими лозунгами, побуждающие население голосовать. Несомненно, для осуществления контрольной функции за проведением выборов предоставляются лучшие специалисты своего дела, для предотвращения фальсификации, мошенничества и иных правонарушений. То есть, население накануне голосования достаточно информировано, и неявку на голосование при данных обстоятельствах можно объяснить только нежеланием населения участвовать в выборах, незаинтересованностью дальнейшего политического развития страны.
Что же служит причиной уклонения граждан от участия в выборах? По нашему мнению, многие граждане, в частности молодые или люди, которые не обладают достаточными знаниями, не понимают значения выборов, не осознают, что участие в выборах - это право, которое им предоставлено Конституцией. По их мнению, так как это не обязанность, то можно и воздержаться от реализации данного права. Многие граждане не верят в способность воздействовать на власть посредством выборов и считают, что результат выборов предопределен [3, с. 99].
XМеждународная научно-практическая конференция
Также избиратели могут не видеть среди кандидатов человека, который им
импонировал бы, вызывал у них доверие или могут быть информированность населения о списке кандидатов.
Это по существу не есть проблема реализации гражданами своего права. Напротив, речь скорее об отсутствии инициативы такой реализации. Однако низкая активность избирателей действительно является проблемой для самой организации выборов и всего избирательного процесса. И здесь, по нашему мнению, следует прежде всего обеспечить доступность разных видов голосования для избирателей (на своем избирательном участке, на другом участке, электронно путем онлайн голосования), устранить существующие барьеры для голосования.
Для нашего правового государства применение радикальных мер воздействия на избирателей с целью их явки и голосования недопустимо. Избирательное право должно оставаться правом, согласно Конституции Российской Федерации. Необходимо воспитывать политическую культуру населения, политическую заинтересованность, а также заинтересованность в судьбе своего государства, города, района и желание внести вклад в их развитие. Ко всему сказанному, также учить молодежь уметь свободно мыслить, быть ответственными за свой выбор. Разумеется, не нужно забывать о совершенствовании средств агитации и информирования.
Библиографический список:
1. Лолаева А.С. «Информирование избирателей» и «предвыборная агитация»: к вопросу о разграничении понятий // Информационное право. 2017. № 4. С. 39-44.
2. Карта нарушений на выборах [Электронный ресурс]. Официальный сайт проекта. URL: https://www.kartanarusheniy.org/ (дата обращения: 30.02.2021).
3. Лолаева А.С. Электоральная активность граждан и способы ее повышения // Перспективы развития АПК в современных условиях: 3 -я
XМеждународная научно-практическая конференция международная научно-практическая конференция. 10-12 апреля 2012 г.
Владикавказ, 2012. С. 99-102.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федер. закон РФ от 12 июля 2002 г. № 67-ФЗ: (в ред. от 29 мая 2021 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
5. О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: постановление Пленума ВС Рос. Федерации от 31 марта 2011 г. № 5 (в ред. от 9 февраля 2012 г.) // Бюллетень ВС РФ. 2011. № 6. Пузанова О.А., Молтенинова О.А. Некоторые проблемы реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации // https://poisk-ru.ru/ (дата обращения: 30.02.2021).
6. Матренина К.Ю. Становление электронного голосования на выборах в Российской Федерации и перспективы его развития: конституционно-правовое исследование: автореферат диссертации...канд. юр. наук. Тюмень, 2016. С. 4.
7. Грачев М.Н. Электронное голосование: «за» и «против» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 365.
8. Агаркова Ю.Г., Терещенко Н.Д. Оформление и использование избирательных документов: некоторые проблемы и пути их решения с учетом судебной практики // Сборник статей / Избирательная комиссия Краснодарского края; под общ. ред. А.Д. Черненко; отв. ред. Н.Ю. Турищева. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2019. С. 37.
9. Хасиева Н.Г. Институт электронного голосования на выборах в Российской Федерации // Научные труды студентов Горского Государственного аграрного университета «Студенческая наука - агропромышленному комплексу». Выпуск 56. Часть 2. Владикавказ, 2019. С. 289-292.