Проблемы кадрового обеспечения предприятий пищевой индустрии
1В.С. Сергунов
Московский государственный университет пищевых производств
16 февраля 2004 г. в Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП) прошел однодневный семинар работников кадровых служб предприятий спиртовой, ликеро-водочной, пивобезалкогольной и винно-коньячной промышленности. Семинар был организован Межотраслевым объединением предприятий, организаций и вузов пищевой индустрии «Кадры» в соответствии с планом проведения межотраслевых семинаров-совещаний с работниками пищевых и перерабатывающих предприятий, утвержденным руководством Министерства сельского хозяйства РФ.
На семинаре обсуждались основные вопросы: потребность предприятий спиртовой, ликероводочной,пивобезалкогольной и винно-коньячной промышленности в производственном, инженерно-техническом и управленческом персонале в 2004 г. и в перспективе до 2010 г.; предложения по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке руководителей и специалистов по аттестации и переаттестации кадров; предложения по внутрифирменному обучению.
Предлагаем вашему вниманию некоторые выступления участников семинара.
С докладом выступил председатель Совета МО «Кадры», президент-ректор МГУПП академик В.И. Тужилкин. Прежде всего, он подчеркнул, что образование должно войти в состав основных приоритетов общества и государства, согласно Концепции модернизации образования на период до 2010 г.
В последнее время наблюдается беспрецедентный спрос на высшее образование, которое имеет решающее значение для социально-культурного и экономического развития общества. За период с 1960 по 2003 г. численность студентов во всех странах мира возросла с 13 до 100 млн, или более чем в 7,5 раза.
Образовательная политика России должна учитывать современные тенденции мирового развития, и наша страна не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых тенденций.
Оценивая сегодняшнюю ситуацию, можно уверенно констатировать, что в сложившихся условиях отраслевые вузы не
только выжили, но и продолжают развиваться, благоустраиваться, реконструироваться, внедрять новые направления подготовки специалистов и вносят существенный вклад в решение проблемы кадрового обеспечения отраслей пищевого комплекса квалифицированными специалистами, которые, имея серьезную фундаментальную подготовку, быстро осваивают рыночные механизмы ведения хозяйственных операций на производстве.
Профессорско-преподавательский состав вузов за чрезвычайно короткий период сумел в значительной мере перестроить учебные курсы и программы, создать принципиально новые дисциплины, получая при этом мизерную заработную плату.
Одновременно с этим у пищевых и перерабатывающих предприятий появились проблемы кадрового обеспечения, которые обусловлены следующими причинами:
старением инженерно-технического персонала, связанного с малым притоком молодежи, которая все эти годы стремилась трудоустроиться в так называемые коммерческие структуры;
значительным притоком, особенно в традиционно пищевые и перерабатывающие отрасли, специалистов из других вузов и отраслей народного хозяйства, недостаточно знающих технологическую специфику пищевых и перерабатывающих отраслей;
появлением жесткого законодательства (например, закона о качестве и безопасности пищевой продукции, ужесточающего не только требования относительно стандартизации, сертификации, но и обязывающего руководителей пройти соответствующее обучение для получения гигиенического сертификата; (закон о техническом регулировании и др.);
а также рядом других проблем.
Для реализации современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой — изменение отношения государства, общества и личности к образованию. В связи с этим отмечается общее намерение выработать ориентиры для разработки единой политики в области образования в новом столетии между всеми сторонами, а
именно теми, кто дает такое образование будущим специалистам и кто использует труд выпускаемых специалистов.
В переломный период своего развития Россия должна в полной мере использовать свой потенциал в сфере образования, науки и культуры для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств. Страна разрешит свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, исходя из коренных государственно-политических целей и интересов.
Необходимо сформулировать некоторые тенденции, которые будут определять реформирование профессионального образования, содержания, форм, методов обучения в начале третьего тысячелетия. К ним следует отнести:
повышение качества образования. Оно должно идти по пути обновления профессионального образования за счет создания:
системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации; эффективной системы трудоустройства выпускников; внедрения независимой системы оценки качества образования; укрепления и модернизации материально-технической базы вузов; опережающего развития новых направлений подготовки кадров.
Сюда же следует отнести ряд мероприятий:
• создание новых технологий обучения на принципах ориентированности, направленности, специализации, а также селективности и состязательности, в том числе таких, которые различаются по содержанию, формам и методам преподавания, а именно:
технологии элитного образования, связанные с обучением каждого по своей образовательной траектории, со своей обучающей скоростью;
технологии обучения с применением информационных технологий;
технологии открытого образования; второе образование; дополнительное образование; смешанные формы обучения (альтернативное образование);
• повышение уровня профессионального мастерства ППС, разработка и внедрение новых научно-педагогических и методических разработок, включая организацию рынка образовательных услуг, в том числе дополнительных, и усиление конкурентных механизмов развития и интеграции науки и образования;
• формирование неуниверситетского сектора высшего образования нетрадиционных учебных заведений с обучением на основе новых информационных технологий, новые типы учебных заведений, учебные заведения с кратким циклом обучения (со-
.....тт,и.......
'2•2004
здание ИДО, высшие школы профессионалов и др.);
• нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
Из других тенденций, определяющих развитие образования в третьем тысячелетии, следует выделить те, которые уже определились либо пробивают себе дорогу в жизнь.
Организационно-управленческие: прогнозирование потребностей рынка труда; ликвидация диспропорций и дублирования в подготовке кадров; создание федеральных исследовательских университетов; развитие негосударственного сектора образования; укрупнение факультетов и придание им статуса института, объединение кафедр в департаменты по принципу научно-технического подобия, принципу переработки сырья и т.п.; формирование служб занятости и трудоустройства.
Дополнительное образование и наука:
проведение аттестации и переаттестации, подготовки и переподготовки ИТР; внедрение системы приема и договорной подготовки студентов; интеграция науки и образования, соединение с прорывными технологиями; вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот; новая инновационная политика; повсеместное внедрение информационных технологий; создание фондов поддержки развития образования и науки.
Одновременно можно выделить некоторые проблемы, присущие современной системе образования. Ключевой остается проблема финансирования высшего образования. На начало XXI в. эта проблема по-прежнему центральная. Поэтому надо продолжить изыскивать такие методы финансирования, при которых наблюдается автономия учебных заведений и которые обеспечивают гибкость управления финансовыми потоками.
С учетом развития высшего образования государство не может рассчитывать на то, что оно будет единственным источником финансирования всей сферы в целом. В любом случае возникает дилемма, сущность которой состоит в том, что, с одной стороны, нужно поощрять дух предпринимательства в тех учебных заведениях, которые стремятся получать доход не только путем традиционной исследовательской и образовательной работы, но и посредством производственно-коммерческой деятельности, только не во вред образовательному процессу.
С другой стороны, образование наладило связи с миром экономики. Рынок — это неотложная реальность. Но не следует подчиняться определяющему воздействию его требований, ибо это приводит к все большему развитию частного сектора в образовании. Отсюда возможности диверсификации чреваты опасностями, которых непременно следует избегать. Наиболее серьезной их них является опасность нанести
ущерб равенству доступа к высшему образованию.
Поэтому формирование эффективных экономических отношений в ходе модернизации образования должно идти как путем постепенного наращивания финансовой поддержки со стороны государства, так и активного формирования образовательными учреждениями внебюджетных фондов развития, но не путем сужения границ экономической самодеятельности, а, наоборот, расширения за счет разнообразия их организационно-правовых форм с одновременной проработкой системы разумных налоговых льгот и преференций, нужных для ресурсного обеспечения образования, путем принятия необходимых дополнений и изменений в бюджетное и налоговое законодательство.
Другая проблема — это попытка вовлечь в образовательный процесс промышленные предприятия, НИИ, предпринимательские структуры и общественные объединения.
Партнерство с промышленностью и другими секторами общества может способствовать более широкой профессионализации образования. Производственная практика, стажировка на предприятиях были и остаются сильным козырем в подготовке кадров, характерным для российского образования. В то же время в ряде случаев создаются административные, консультативные, координационные или попечительские советы, позволяющие предприятиям участвовать в управлении.
Образование не должно замыкаться в самом себе и игнорировать связей с окружающим его миром. В какой-то мере или иным вузам удается продвинуться в решении этой чрезвычайной и жизненно важной проблемы, но в целом здесь много вопросов, хотя и положительного опыта также достаточно.
Учитывая вышесказанное, МГУПП выдвинул предложение работать под девизом «Вузы — промышленности, промышленность — вузам: вместе к возрождению величия России». Для более тесного развития взаимодействия «вуз-промышленность» считаем необходимым:
1. Повысить роль промышленности в образовательном процессе, включая ее представителей в состав соответствующих учебно-методических объединений по направлениям (специальностям) подготовки, административных, консультативных, координационных и попечительских советов;
учитывать мнение представителей промышленности при формировании вузами учебных программ и планов;
вовлекать представителей промышленности к активному обсуждению государственного образовательного стандарта, учебников, учебных пособий, рабочих программ, производственных практик и т.п.;
привлекать ведущих специалистов промышленности, НИИ, корпораций, кон-
цернов и других организаций к чтению проблемных лекций, руководству производственной практикой студентов, курсовым и дипломным проектированием;
формировать совместно с университетами фонды развития вузов и обновления учебно-научной базы.
2. Создать при вузах (факультетах, кафедрах) административные, консультативные, координационные и попечительские советы с участием руководителей или заместителей отраслевых ассоциаций, союзов, гильдий, корпораций, концернов, государственных и общественных организаций, муниципальных и региональных органов управления для обсуждения и принятия решений по вопросам перспективного развития вузов, в том числе обновления научного и учебного оборудования и материально-технической базы.
3. Формировать совместно с промышленными предприятиями общие научно-технические советы и проекты по актуальным проблемам развития пищевой и перерабатывающей индустрии и путем развития высшей школы. Создавать различные совместные научные центры, развивать фундаментальные и прикладные исследования, интеграцию учебного, научного и производственного процессов, кооперацию с научными учреждениями РАН и РАСХН как основы функционирования научных школ, обновления образовательных программ, развития творческих способностей будущих специалистов — прикладной основы подготовки будущих квалифицированных кадров.
Межотраслевому общественному объединению предприятий, Организаций и вузов пищевой индустрии «Кадры» с участием представителей региональных вузов, всех ассоциаций, союзов, гильдий пищевых и перерабатывающих отраслей АПК и других общественных объединений определить реальную потребность в кадрах и на этой основе разработать долгосрочную программу в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и переаттестации кадров. Создать при объединении Фонд поддержки развития образования.
4. Совместно с промышленными предприятиями, НИИ, корпорациями, концернами, ассоциациями, союзами, гильдиями и другими общественными организациями участвовать в создании совместных научно-образовательных и производственных технопарков, как обязательного элемента фундаментализации и профессионализации подготовки выпускников, а также в организации учебно-научных производственных комплексов и филиалов кафедр на предприятиях, содействовать развитию системы повышения квалификации в вузах, их материально-технической базы и социально-культурной сферы.
5. Рекомендовать руководителям пищевых предприятий, НИИ, корпораций,
2•2004 1
..................
концернов, ассоциаций, союзов, гильдий, общественных организаций, с целью закрепления кадров и соблюдения преемственности поколений содействия государственным и муниципальным органам в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем регионов, шире и активнее использовать для целевого приема абитуриентов возможности, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 942 от 19.09.95 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием». Считать приоритетным в рамках целевого приема и отдавать предпочтение тем организациям, которые направляют финансовую помощь вузам на развитие образовательной и социально-культурной сферы, на модернизацию и обновление материально-технической базы, обеспечивающих проведение производственной практики студентов и активно сотрудничающих с вузами по вопросу трудоустройства выпускников.
В свете изложенного можно считать проблему укреплений связей с промышленностью одной из первостепеннейших задач образовательных учреждений, базирующейся на триединстве: образование — наука — производство.
Характеризуя в целом состояние подготовки кадров, можно констатировать, что интерес молодежи к высшему образованию из года в год растет, о чем свидетельствует рост конкурса не только на бюджетный набор, но и на платное образование. Профессия инженера становится престижной.
Таким образом, основные тенденции развития образования сводятся к следующим вехам: развитие образования стало одной из первостепенных приоритетов национально-государственной политики; признание права граждан на образование как за государственный счет, так и за счет физических лиц, причем решаются задачи общедоступности и его непрерывности, рассчитанные на всю активную жизнь человека; расширение деятельности вузов, направленной на ликвидацию бюджетного дефицита за счет создания ВБФ на основе многоканального и многоуровневого финансирования с активным вовлечением в этот процесс промышленных предприятий; прорыв в материально-техническом оснащении и социальной инфраструктуре вузов; вовлечение промышленных предприятий государственного и негосударственного сектора экономики в образовательный процесс и модернизацию материально-технической базы вузов.
Надо выработать новое видение образования, использовать его приспособляемость, гибкость, вариативность для расширения возможностей в области и решения возникающих проблем в подготовке, аттестации и переаттестации кадров и направить его, в том числе, на решении проблем
продовольственной безопасности России и укрепления здоровья россиян.
С докладом «О состоянии обеспеченности кадрами спиртовой и ликероводочной промышленности» выступил вице-президент МО «Кадры», председатель Совета НТА «Спиртпром», заслуженный работник пищевой индустрии В.И. Ярмош. Он отметил, что в России до перехода экономики на рыночные отношения успешно работали 187 спиртовых и 123 ликероводочных завода. Руководители и инженерно-технические работники имели высшее и среднее профессиональное образование в соотношении 40:60 %.
Однако на спиртовых заводах доля ИТР с высшим образованием оставалась незначительной. Обновляемость кадров в отрасли в целом составляла в среднем около 200 человек в год, и учебные заведения в основном справлялись с этой задачей. В период 1985-1989 гг., когда проводилась антиалкогольная кампания, при перепрофилировании предприятий авторитет отрасли резко упал, начался отток кадров в другие отрасли, и в первую очередь с высшим образованием. Сократилась подготовка специалистов для отрасли в высших учебных заведениях.
После изменения законодательства по производству и сбыту алкогольной продукции количество предприятий в отрасли резко возросло. Так, по состоянию на 1 января 2003 г. в спиртовой отрасли действовало уже 226 спиртовых и 541 ликероводоч-ный завод. В связи с этим обновляемость кадров в отрасли ежегодно должна составлять не менее 500 человек, из них до 70 % необходимо специалистов с высшим образованием, т. е. 350-370 человек.
Кроме этого за 10 лет реформ преобладающее большинство предприятий практически свернули внутрипроизводственную (внутриреформенную) подготовку и повышение квалификации кадров. Устаревшие производственные технологии и оборудование существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации специалистов разного уровня.
По некоторым оценкам, в российской промышленности менее 5 % рабочих высшей квалификации, в то время как в США их 43 %, в Германии — 56 %, во Франции — 38 %. Доля рабочих высшей квалификации на спиртовых заводах составляет 5-8 % и несколько выше на ликероводочных заводах — 10-12 %.
Разрушена система базовых предприятий, выполнявших ранее функцию эффективной обратной связи между образовательными учреждениями и рынком труда. Система базовых предприятий давала возможность сформировать у учащихся профессиональные навыки.
Со стороны уполномоченных государственных органов практически утрачен контроль за состоянием обеспечения отрасли кадрами специалистов, а также за пере-
подготовкой, повышением квалификации и периодической аттестации на право замещения определенных должностей.
Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах. Это приводит к низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу. В отрасли в сравнении с аналогичными предприятиями дальнего зарубежья производительность труда ниже в 3,5 раза, расход энергоресурсов на единицу продукции выше в 3-4 раза, эффективность использования сырья в спиртовой отрасли ниже на 15-20%.
Из-за низкой квалификации кадров среднего звена положение дел в отрасли с внедрением прогрессивных технологий находится на низком уровне и особенно на предприятиях спиртовой отрасли.
В связи с этим не внедряются энергосберегающие технологии, не используются вторичные сырьевые ресурсы, не решаются экологические проблемы. Эффективные научные разработки, созданные за последние годы ВНИИ пищевой биотехнологии, другими научными и учебными учреждениями остаются невостребованными.
Вследствие низкой квалификации кадров слабо используется потенциал научных учреждений военно-промышленного комплекса, внедряющих на заводах прогрессивные технологии и системы автоматизации технологических процессов производства спирта на компьютерной основе. Высококвалифицированные кадры необходимы для проведения комплексных обследований производств с целью выбора оптимальных путей модернизации существующего оборудования и повышения эффективности работы предприятий.
Опыт работы в рыночных условиях показывает, что для обеспечения выпуска качественной и конкурентной продукции и экономического роста предприятиям спиртовой и ликероводочной промышленности нужно внедрять прогрессивные технологии, что возможно при условии обеспечения отрасли специалистами качественно нового уровня.
Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности работы отрасли и решения кадровой проблемы необходимо осуществить:
на каждом предприятии разработать прогноз потребности в рабочих и специалистах по группам профессий и специальностей всех уровней и увязать потребность с источником вакансий, отдав предпочтение выпускникам высших и средних учебных заведений;
восстановить на каждом предприятии внутрипроизводственную подготовку, пе-
.....ипи"".......
'2•2004
реподготовку и повышение квалификации специалистов всех уровней;
разработать систему повышения квалификации и аттестации специалистов всех уровней, увязав это с правом замещения вакансий;
восстановить систему базовых предприятий для прохождения производственной практики студентов средних и высших заведений;
разработать систему льгот для поступления в вузы лиц, имеющих производственный стаж с учетом заинтересованности работодателей и перспективы трудоустройства;
на государственном уровне предусмотреть налоговые льготы по затратам на подготовку и повышение квалификации кадров;
лицензирование производственной деятельности спиртовых и ликероводочных заводов увязывать с уровнем квалификации специалистов независимо от собственности, а исходя из основного понятия, «все, чем располагает страна, является национальным достоянием».
На семинаре выступил также исполнительный директор МО «Кадры», проректор МГУПП по региональной политике и дополнительному образованию д-р техн. наук, профессор В.С. Сергунов. В своем выступлении он отметил, что в рыночных условиях потребитель объективно предъявляет повышенные требования к качеству выбираемой продукции. Высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста — это главный обобщающий критерий качества.
Для формирования и обеспечения высокого профессионального уровня руководителя и специалиста нужны пять основных условий:
уровень первоначального высшего и среднего профессионального образования; целевое профессиональное ориентирование в рамках системы «вуз — промышленность (бизнес) — вуз»; система внутрифирменного роста; система профессиональной переподготовки и повышения квалификации; система общественного признания.
Постановлением Правительства РФ № 518 от 22 августа 2003 г. в Положение о Министерстве образования РФ внесены изменения в части расширения функций министерства, а именно предусматривается осуществление Минобразова-нием РФ общего методического руководства и управления дополнительным профессиональным образованием, разработка и выполнение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ комплекса мер по профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также по профессиональному обучению и переобу-
чению высвобождающегося и незанятого населения.
Министерством образования РФ в соответствии с новыми функциями и задачами разрабатывается Концепция непрерывного образования на период до 2007 г.
Московский государственный университет пищевых производств рассматривает концепцию создания и эффективного функционирования системы непрерывного образования в пищевой и перерабатывающей промышленности как одну из актуальных проблем, поскольку обеспечение населения страны здоровыми и безопасными продуктами питания без квалифицированных кадров эффективно решить не удается.
Идея системы непрерывного образования хороша тем, что она в рамках образовательных комплексов, включая и региональные, предусматривает увязать образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих профессий, техникумов и вузов. Те производственно-технические училища, техникумы, которые выжили в условиях перехода на новые рыночные условия, должны быть включены в образовательные комплексы, в которых реализуется единая методическая политика, а имеющийся дефицит в рабочих кадрах и техниках разных профессий и специальностей должен быть закрыт высшими образовательными учреждениями государственного и негосударственного статуса. В этом случае может быть успешно осуществлено целевое профессиональное ориентирование молодежи и лиц среднего возраста. Одновременно поднимаются авторитет и престижность обучения рабочим профессиям и среднетехническим специальностям в институтах и университетах.
До конца 80-х годов XX в. в стране успешно функционировала система внутрифирменного обучения, больше известная как техническая и экономическая учеба. За руководителем любого структурного подразделения аппарата управления предприятия нормативно было закреплено обязательное проведение занятий в рабочее время (до 10 %) с подчиненным персоналом, направленные на повышение их квалификации или профессионального уровня (мастера, начальники смен, цехов и др.).
В этом случае положительно решались две задачи: повышался профессиональный уровень руководителя, поскольку он должен был следить за всеми новациями в своей области знаний, а также объективно оценить профессиональный уровень своих подчиненных, что было очень важным при переаттестации или выдвижении работника на более ответственную должность или работу.
Для активизации работы в этом направлении необходимы Положение о внутрифирменном обучении и Договор о сотрудничестве вуза и предприятия. Преподава-
тели вуза могут помочь в решении методических вопросов, а также участвовать в реализации внутрифирменных образовательных программ.
Одной из важнейших составляющих, обеспечивающих в нынешних условиях высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста, являются знания, получаемые в результате самообразования либо в процессе обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Имеющийся опыт университета в реализации программ профессиональной переподготовки в объеме до 1000 ч позволяет специалисту с непрофильным высшим образованием, с частичным отрывом от производственной либо другой предпринимательской деятельности получить необходимые знания.
В отличие от технологии обучения для получения второго высшего образования, когда специалист в ряде случаев стремится изменить свою сферу деятельности, профессиональная переподготовка необходима специалисту для карьерного роста или закрепления своего статуса и занимаемой должности.
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки и Институт бизнеса и менеджмента агропромышленного комплекса МГУПП предлагают следующие программы профессиональной переподготовки: эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления; безопасность технологических процессов и производств; микробиология и ферменты в технологических процессах пищевых производств; технология производства пива и безалкогольных напитков; экология производства и окружающей среды; контроль и сертификация качества сельхозпродукции и продуктов питания (по группам и видам); финансовый менеджмент; производственный менеджмент; практический маркетинг; правовые отношения в бизнесе; тепло-технология в пищевых процессах.
Каждая программа включает 8-9 дисциплин объемом от 40 до 100 ч каждая. Половину часов занимают лекции, другую — лабораторные и практические занятия. По каждой дисциплине проводится аттестация в форме экзамена. Студент проходит стажировку, подготавливает и защищает дипломный проект. По завершении обучения выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Срок обучения — от 6 мес до одного года. В группе обучаются 10-15 человек. Технология обучения гибкая. Московская группа в вечернее время посещает занятия 3 раза в неделю по 4-6 академических часов. Расписание занятий составляется с учетом предложений студентов.
Для иногородних процесс обучения предусматривает выездные занятия преподавателей, а также занятия в университете.