Научная статья на тему 'Проблемы кадрового обеспечения предприятий пищевой индустрии'

Проблемы кадрового обеспечения предприятий пищевой индустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадрового обеспечения предприятий пищевой индустрии»

Проблемы кадрового обеспечения предприятий пищевой индустрии

1В.С. Сергунов

Московский государственный университет пищевых производств

16 февраля 2004 г. в Московском государственном университете пищевых производств (МГУПП) прошел однодневный семинар работников кадровых служб предприятий спиртовой, ликеро-водочной, пивобезалкогольной и винно-коньячной промышленности. Семинар был организован Межотраслевым объединением предприятий, организаций и вузов пищевой индустрии «Кадры» в соответствии с планом проведения межотраслевых семинаров-совещаний с работниками пищевых и перерабатывающих предприятий, утвержденным руководством Министерства сельского хозяйства РФ.

На семинаре обсуждались основные вопросы: потребность предприятий спиртовой, ликероводочной,пивобезалкогольной и винно-коньячной промышленности в производственном, инженерно-техническом и управленческом персонале в 2004 г. и в перспективе до 2010 г.; предложения по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке руководителей и специалистов по аттестации и переаттестации кадров; предложения по внутрифирменному обучению.

Предлагаем вашему вниманию некоторые выступления участников семинара.

С докладом выступил председатель Совета МО «Кадры», президент-ректор МГУПП академик В.И. Тужилкин. Прежде всего, он подчеркнул, что образование должно войти в состав основных приоритетов общества и государства, согласно Концепции модернизации образования на период до 2010 г.

В последнее время наблюдается беспрецедентный спрос на высшее образование, которое имеет решающее значение для социально-культурного и экономического развития общества. За период с 1960 по 2003 г. численность студентов во всех странах мира возросла с 13 до 100 млн, или более чем в 7,5 раза.

Образовательная политика России должна учитывать современные тенденции мирового развития, и наша страна не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых тенденций.

Оценивая сегодняшнюю ситуацию, можно уверенно констатировать, что в сложившихся условиях отраслевые вузы не

только выжили, но и продолжают развиваться, благоустраиваться, реконструироваться, внедрять новые направления подготовки специалистов и вносят существенный вклад в решение проблемы кадрового обеспечения отраслей пищевого комплекса квалифицированными специалистами, которые, имея серьезную фундаментальную подготовку, быстро осваивают рыночные механизмы ведения хозяйственных операций на производстве.

Профессорско-преподавательский состав вузов за чрезвычайно короткий период сумел в значительной мере перестроить учебные курсы и программы, создать принципиально новые дисциплины, получая при этом мизерную заработную плату.

Одновременно с этим у пищевых и перерабатывающих предприятий появились проблемы кадрового обеспечения, которые обусловлены следующими причинами:

старением инженерно-технического персонала, связанного с малым притоком молодежи, которая все эти годы стремилась трудоустроиться в так называемые коммерческие структуры;

значительным притоком, особенно в традиционно пищевые и перерабатывающие отрасли, специалистов из других вузов и отраслей народного хозяйства, недостаточно знающих технологическую специфику пищевых и перерабатывающих отраслей;

появлением жесткого законодательства (например, закона о качестве и безопасности пищевой продукции, ужесточающего не только требования относительно стандартизации, сертификации, но и обязывающего руководителей пройти соответствующее обучение для получения гигиенического сертификата; (закон о техническом регулировании и др.);

а также рядом других проблем.

Для реализации современных социальных требований к системе образования, повышения ее социальной роли необходимы, с одной стороны, модернизация самой системы образования, а с другой — изменение отношения государства, общества и личности к образованию. В связи с этим отмечается общее намерение выработать ориентиры для разработки единой политики в области образования в новом столетии между всеми сторонами, а

именно теми, кто дает такое образование будущим специалистам и кто использует труд выпускаемых специалистов.

В переломный период своего развития Россия должна в полной мере использовать свой потенциал в сфере образования, науки и культуры для скорейшего возвращения в первый эшелон исторически лидирующих государств. Страна разрешит свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, исходя из коренных государственно-политических целей и интересов.

Необходимо сформулировать некоторые тенденции, которые будут определять реформирование профессионального образования, содержания, форм, методов обучения в начале третьего тысячелетия. К ним следует отнести:

повышение качества образования. Оно должно идти по пути обновления профессионального образования за счет создания:

системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации; эффективной системы трудоустройства выпускников; внедрения независимой системы оценки качества образования; укрепления и модернизации материально-технической базы вузов; опережающего развития новых направлений подготовки кадров.

Сюда же следует отнести ряд мероприятий:

• создание новых технологий обучения на принципах ориентированности, направленности, специализации, а также селективности и состязательности, в том числе таких, которые различаются по содержанию, формам и методам преподавания, а именно:

технологии элитного образования, связанные с обучением каждого по своей образовательной траектории, со своей обучающей скоростью;

технологии обучения с применением информационных технологий;

технологии открытого образования; второе образование; дополнительное образование; смешанные формы обучения (альтернативное образование);

• повышение уровня профессионального мастерства ППС, разработка и внедрение новых научно-педагогических и методических разработок, включая организацию рынка образовательных услуг, в том числе дополнительных, и усиление конкурентных механизмов развития и интеграции науки и образования;

• формирование неуниверситетского сектора высшего образования нетрадиционных учебных заведений с обучением на основе новых информационных технологий, новые типы учебных заведений, учебные заведения с кратким циклом обучения (со-

.....тт,и.......

'2•2004

здание ИДО, высшие школы профессионалов и др.);

• нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.

Из других тенденций, определяющих развитие образования в третьем тысячелетии, следует выделить те, которые уже определились либо пробивают себе дорогу в жизнь.

Организационно-управленческие: прогнозирование потребностей рынка труда; ликвидация диспропорций и дублирования в подготовке кадров; создание федеральных исследовательских университетов; развитие негосударственного сектора образования; укрупнение факультетов и придание им статуса института, объединение кафедр в департаменты по принципу научно-технического подобия, принципу переработки сырья и т.п.; формирование служб занятости и трудоустройства.

Дополнительное образование и наука:

проведение аттестации и переаттестации, подготовки и переподготовки ИТР; внедрение системы приема и договорной подготовки студентов; интеграция науки и образования, соединение с прорывными технологиями; вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот; новая инновационная политика; повсеместное внедрение информационных технологий; создание фондов поддержки развития образования и науки.

Одновременно можно выделить некоторые проблемы, присущие современной системе образования. Ключевой остается проблема финансирования высшего образования. На начало XXI в. эта проблема по-прежнему центральная. Поэтому надо продолжить изыскивать такие методы финансирования, при которых наблюдается автономия учебных заведений и которые обеспечивают гибкость управления финансовыми потоками.

С учетом развития высшего образования государство не может рассчитывать на то, что оно будет единственным источником финансирования всей сферы в целом. В любом случае возникает дилемма, сущность которой состоит в том, что, с одной стороны, нужно поощрять дух предпринимательства в тех учебных заведениях, которые стремятся получать доход не только путем традиционной исследовательской и образовательной работы, но и посредством производственно-коммерческой деятельности, только не во вред образовательному процессу.

С другой стороны, образование наладило связи с миром экономики. Рынок — это неотложная реальность. Но не следует подчиняться определяющему воздействию его требований, ибо это приводит к все большему развитию частного сектора в образовании. Отсюда возможности диверсификации чреваты опасностями, которых непременно следует избегать. Наиболее серьезной их них является опасность нанести

ущерб равенству доступа к высшему образованию.

Поэтому формирование эффективных экономических отношений в ходе модернизации образования должно идти как путем постепенного наращивания финансовой поддержки со стороны государства, так и активного формирования образовательными учреждениями внебюджетных фондов развития, но не путем сужения границ экономической самодеятельности, а, наоборот, расширения за счет разнообразия их организационно-правовых форм с одновременной проработкой системы разумных налоговых льгот и преференций, нужных для ресурсного обеспечения образования, путем принятия необходимых дополнений и изменений в бюджетное и налоговое законодательство.

Другая проблема — это попытка вовлечь в образовательный процесс промышленные предприятия, НИИ, предпринимательские структуры и общественные объединения.

Партнерство с промышленностью и другими секторами общества может способствовать более широкой профессионализации образования. Производственная практика, стажировка на предприятиях были и остаются сильным козырем в подготовке кадров, характерным для российского образования. В то же время в ряде случаев создаются административные, консультативные, координационные или попечительские советы, позволяющие предприятиям участвовать в управлении.

Образование не должно замыкаться в самом себе и игнорировать связей с окружающим его миром. В какой-то мере или иным вузам удается продвинуться в решении этой чрезвычайной и жизненно важной проблемы, но в целом здесь много вопросов, хотя и положительного опыта также достаточно.

Учитывая вышесказанное, МГУПП выдвинул предложение работать под девизом «Вузы — промышленности, промышленность — вузам: вместе к возрождению величия России». Для более тесного развития взаимодействия «вуз-промышленность» считаем необходимым:

1. Повысить роль промышленности в образовательном процессе, включая ее представителей в состав соответствующих учебно-методических объединений по направлениям (специальностям) подготовки, административных, консультативных, координационных и попечительских советов;

учитывать мнение представителей промышленности при формировании вузами учебных программ и планов;

вовлекать представителей промышленности к активному обсуждению государственного образовательного стандарта, учебников, учебных пособий, рабочих программ, производственных практик и т.п.;

привлекать ведущих специалистов промышленности, НИИ, корпораций, кон-

цернов и других организаций к чтению проблемных лекций, руководству производственной практикой студентов, курсовым и дипломным проектированием;

формировать совместно с университетами фонды развития вузов и обновления учебно-научной базы.

2. Создать при вузах (факультетах, кафедрах) административные, консультативные, координационные и попечительские советы с участием руководителей или заместителей отраслевых ассоциаций, союзов, гильдий, корпораций, концернов, государственных и общественных организаций, муниципальных и региональных органов управления для обсуждения и принятия решений по вопросам перспективного развития вузов, в том числе обновления научного и учебного оборудования и материально-технической базы.

3. Формировать совместно с промышленными предприятиями общие научно-технические советы и проекты по актуальным проблемам развития пищевой и перерабатывающей индустрии и путем развития высшей школы. Создавать различные совместные научные центры, развивать фундаментальные и прикладные исследования, интеграцию учебного, научного и производственного процессов, кооперацию с научными учреждениями РАН и РАСХН как основы функционирования научных школ, обновления образовательных программ, развития творческих способностей будущих специалистов — прикладной основы подготовки будущих квалифицированных кадров.

Межотраслевому общественному объединению предприятий, Организаций и вузов пищевой индустрии «Кадры» с участием представителей региональных вузов, всех ассоциаций, союзов, гильдий пищевых и перерабатывающих отраслей АПК и других общественных объединений определить реальную потребность в кадрах и на этой основе разработать долгосрочную программу в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации и переаттестации кадров. Создать при объединении Фонд поддержки развития образования.

4. Совместно с промышленными предприятиями, НИИ, корпорациями, концернами, ассоциациями, союзами, гильдиями и другими общественными организациями участвовать в создании совместных научно-образовательных и производственных технопарков, как обязательного элемента фундаментализации и профессионализации подготовки выпускников, а также в организации учебно-научных производственных комплексов и филиалов кафедр на предприятиях, содействовать развитию системы повышения квалификации в вузах, их материально-технической базы и социально-культурной сферы.

5. Рекомендовать руководителям пищевых предприятий, НИИ, корпораций,

2•2004 1

..................

концернов, ассоциаций, союзов, гильдий, общественных организаций, с целью закрепления кадров и соблюдения преемственности поколений содействия государственным и муниципальным органам в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем регионов, шире и активнее использовать для целевого приема абитуриентов возможности, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 942 от 19.09.95 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием». Считать приоритетным в рамках целевого приема и отдавать предпочтение тем организациям, которые направляют финансовую помощь вузам на развитие образовательной и социально-культурной сферы, на модернизацию и обновление материально-технической базы, обеспечивающих проведение производственной практики студентов и активно сотрудничающих с вузами по вопросу трудоустройства выпускников.

В свете изложенного можно считать проблему укреплений связей с промышленностью одной из первостепеннейших задач образовательных учреждений, базирующейся на триединстве: образование — наука — производство.

Характеризуя в целом состояние подготовки кадров, можно констатировать, что интерес молодежи к высшему образованию из года в год растет, о чем свидетельствует рост конкурса не только на бюджетный набор, но и на платное образование. Профессия инженера становится престижной.

Таким образом, основные тенденции развития образования сводятся к следующим вехам: развитие образования стало одной из первостепенных приоритетов национально-государственной политики; признание права граждан на образование как за государственный счет, так и за счет физических лиц, причем решаются задачи общедоступности и его непрерывности, рассчитанные на всю активную жизнь человека; расширение деятельности вузов, направленной на ликвидацию бюджетного дефицита за счет создания ВБФ на основе многоканального и многоуровневого финансирования с активным вовлечением в этот процесс промышленных предприятий; прорыв в материально-техническом оснащении и социальной инфраструктуре вузов; вовлечение промышленных предприятий государственного и негосударственного сектора экономики в образовательный процесс и модернизацию материально-технической базы вузов.

Надо выработать новое видение образования, использовать его приспособляемость, гибкость, вариативность для расширения возможностей в области и решения возникающих проблем в подготовке, аттестации и переаттестации кадров и направить его, в том числе, на решении проблем

продовольственной безопасности России и укрепления здоровья россиян.

С докладом «О состоянии обеспеченности кадрами спиртовой и ликероводочной промышленности» выступил вице-президент МО «Кадры», председатель Совета НТА «Спиртпром», заслуженный работник пищевой индустрии В.И. Ярмош. Он отметил, что в России до перехода экономики на рыночные отношения успешно работали 187 спиртовых и 123 ликероводочных завода. Руководители и инженерно-технические работники имели высшее и среднее профессиональное образование в соотношении 40:60 %.

Однако на спиртовых заводах доля ИТР с высшим образованием оставалась незначительной. Обновляемость кадров в отрасли в целом составляла в среднем около 200 человек в год, и учебные заведения в основном справлялись с этой задачей. В период 1985-1989 гг., когда проводилась антиалкогольная кампания, при перепрофилировании предприятий авторитет отрасли резко упал, начался отток кадров в другие отрасли, и в первую очередь с высшим образованием. Сократилась подготовка специалистов для отрасли в высших учебных заведениях.

После изменения законодательства по производству и сбыту алкогольной продукции количество предприятий в отрасли резко возросло. Так, по состоянию на 1 января 2003 г. в спиртовой отрасли действовало уже 226 спиртовых и 541 ликероводоч-ный завод. В связи с этим обновляемость кадров в отрасли ежегодно должна составлять не менее 500 человек, из них до 70 % необходимо специалистов с высшим образованием, т. е. 350-370 человек.

Кроме этого за 10 лет реформ преобладающее большинство предприятий практически свернули внутрипроизводственную (внутриреформенную) подготовку и повышение квалификации кадров. Устаревшие производственные технологии и оборудование существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации специалистов разного уровня.

По некоторым оценкам, в российской промышленности менее 5 % рабочих высшей квалификации, в то время как в США их 43 %, в Германии — 56 %, во Франции — 38 %. Доля рабочих высшей квалификации на спиртовых заводах составляет 5-8 % и несколько выше на ликероводочных заводах — 10-12 %.

Разрушена система базовых предприятий, выполнявших ранее функцию эффективной обратной связи между образовательными учреждениями и рынком труда. Система базовых предприятий давала возможность сформировать у учащихся профессиональные навыки.

Со стороны уполномоченных государственных органов практически утрачен контроль за состоянием обеспечения отрасли кадрами специалистов, а также за пере-

подготовкой, повышением квалификации и периодической аттестации на право замещения определенных должностей.

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах. Это приводит к низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу. В отрасли в сравнении с аналогичными предприятиями дальнего зарубежья производительность труда ниже в 3,5 раза, расход энергоресурсов на единицу продукции выше в 3-4 раза, эффективность использования сырья в спиртовой отрасли ниже на 15-20%.

Из-за низкой квалификации кадров среднего звена положение дел в отрасли с внедрением прогрессивных технологий находится на низком уровне и особенно на предприятиях спиртовой отрасли.

В связи с этим не внедряются энергосберегающие технологии, не используются вторичные сырьевые ресурсы, не решаются экологические проблемы. Эффективные научные разработки, созданные за последние годы ВНИИ пищевой биотехнологии, другими научными и учебными учреждениями остаются невостребованными.

Вследствие низкой квалификации кадров слабо используется потенциал научных учреждений военно-промышленного комплекса, внедряющих на заводах прогрессивные технологии и системы автоматизации технологических процессов производства спирта на компьютерной основе. Высококвалифицированные кадры необходимы для проведения комплексных обследований производств с целью выбора оптимальных путей модернизации существующего оборудования и повышения эффективности работы предприятий.

Опыт работы в рыночных условиях показывает, что для обеспечения выпуска качественной и конкурентной продукции и экономического роста предприятиям спиртовой и ликероводочной промышленности нужно внедрять прогрессивные технологии, что возможно при условии обеспечения отрасли специалистами качественно нового уровня.

Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности работы отрасли и решения кадровой проблемы необходимо осуществить:

на каждом предприятии разработать прогноз потребности в рабочих и специалистах по группам профессий и специальностей всех уровней и увязать потребность с источником вакансий, отдав предпочтение выпускникам высших и средних учебных заведений;

восстановить на каждом предприятии внутрипроизводственную подготовку, пе-

.....ипи"".......

'2•2004

реподготовку и повышение квалификации специалистов всех уровней;

разработать систему повышения квалификации и аттестации специалистов всех уровней, увязав это с правом замещения вакансий;

восстановить систему базовых предприятий для прохождения производственной практики студентов средних и высших заведений;

разработать систему льгот для поступления в вузы лиц, имеющих производственный стаж с учетом заинтересованности работодателей и перспективы трудоустройства;

на государственном уровне предусмотреть налоговые льготы по затратам на подготовку и повышение квалификации кадров;

лицензирование производственной деятельности спиртовых и ликероводочных заводов увязывать с уровнем квалификации специалистов независимо от собственности, а исходя из основного понятия, «все, чем располагает страна, является национальным достоянием».

На семинаре выступил также исполнительный директор МО «Кадры», проректор МГУПП по региональной политике и дополнительному образованию д-р техн. наук, профессор В.С. Сергунов. В своем выступлении он отметил, что в рыночных условиях потребитель объективно предъявляет повышенные требования к качеству выбираемой продукции. Высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста — это главный обобщающий критерий качества.

Для формирования и обеспечения высокого профессионального уровня руководителя и специалиста нужны пять основных условий:

уровень первоначального высшего и среднего профессионального образования; целевое профессиональное ориентирование в рамках системы «вуз — промышленность (бизнес) — вуз»; система внутрифирменного роста; система профессиональной переподготовки и повышения квалификации; система общественного признания.

Постановлением Правительства РФ № 518 от 22 августа 2003 г. в Положение о Министерстве образования РФ внесены изменения в части расширения функций министерства, а именно предусматривается осуществление Минобразова-нием РФ общего методического руководства и управления дополнительным профессиональным образованием, разработка и выполнение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ комплекса мер по профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также по профессиональному обучению и переобу-

чению высвобождающегося и незанятого населения.

Министерством образования РФ в соответствии с новыми функциями и задачами разрабатывается Концепция непрерывного образования на период до 2007 г.

Московский государственный университет пищевых производств рассматривает концепцию создания и эффективного функционирования системы непрерывного образования в пищевой и перерабатывающей промышленности как одну из актуальных проблем, поскольку обеспечение населения страны здоровыми и безопасными продуктами питания без квалифицированных кадров эффективно решить не удается.

Идея системы непрерывного образования хороша тем, что она в рамках образовательных комплексов, включая и региональные, предусматривает увязать образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих профессий, техникумов и вузов. Те производственно-технические училища, техникумы, которые выжили в условиях перехода на новые рыночные условия, должны быть включены в образовательные комплексы, в которых реализуется единая методическая политика, а имеющийся дефицит в рабочих кадрах и техниках разных профессий и специальностей должен быть закрыт высшими образовательными учреждениями государственного и негосударственного статуса. В этом случае может быть успешно осуществлено целевое профессиональное ориентирование молодежи и лиц среднего возраста. Одновременно поднимаются авторитет и престижность обучения рабочим профессиям и среднетехническим специальностям в институтах и университетах.

До конца 80-х годов XX в. в стране успешно функционировала система внутрифирменного обучения, больше известная как техническая и экономическая учеба. За руководителем любого структурного подразделения аппарата управления предприятия нормативно было закреплено обязательное проведение занятий в рабочее время (до 10 %) с подчиненным персоналом, направленные на повышение их квалификации или профессионального уровня (мастера, начальники смен, цехов и др.).

В этом случае положительно решались две задачи: повышался профессиональный уровень руководителя, поскольку он должен был следить за всеми новациями в своей области знаний, а также объективно оценить профессиональный уровень своих подчиненных, что было очень важным при переаттестации или выдвижении работника на более ответственную должность или работу.

Для активизации работы в этом направлении необходимы Положение о внутрифирменном обучении и Договор о сотрудничестве вуза и предприятия. Преподава-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тели вуза могут помочь в решении методических вопросов, а также участвовать в реализации внутрифирменных образовательных программ.

Одной из важнейших составляющих, обеспечивающих в нынешних условиях высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста, являются знания, получаемые в результате самообразования либо в процессе обучения по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Имеющийся опыт университета в реализации программ профессиональной переподготовки в объеме до 1000 ч позволяет специалисту с непрофильным высшим образованием, с частичным отрывом от производственной либо другой предпринимательской деятельности получить необходимые знания.

В отличие от технологии обучения для получения второго высшего образования, когда специалист в ряде случаев стремится изменить свою сферу деятельности, профессиональная переподготовка необходима специалисту для карьерного роста или закрепления своего статуса и занимаемой должности.

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки и Институт бизнеса и менеджмента агропромышленного комплекса МГУПП предлагают следующие программы профессиональной переподготовки: эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления; безопасность технологических процессов и производств; микробиология и ферменты в технологических процессах пищевых производств; технология производства пива и безалкогольных напитков; экология производства и окружающей среды; контроль и сертификация качества сельхозпродукции и продуктов питания (по группам и видам); финансовый менеджмент; производственный менеджмент; практический маркетинг; правовые отношения в бизнесе; тепло-технология в пищевых процессах.

Каждая программа включает 8-9 дисциплин объемом от 40 до 100 ч каждая. Половину часов занимают лекции, другую — лабораторные и практические занятия. По каждой дисциплине проводится аттестация в форме экзамена. Студент проходит стажировку, подготавливает и защищает дипломный проект. По завершении обучения выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Срок обучения — от 6 мес до одного года. В группе обучаются 10-15 человек. Технология обучения гибкая. Московская группа в вечернее время посещает занятия 3 раза в неделю по 4-6 академических часов. Расписание занятий составляется с учетом предложений студентов.

Для иногородних процесс обучения предусматривает выездные занятия преподавателей, а также занятия в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.