Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование возрождается'

Дополнительное профессиональное образование возрождается Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование возрождается»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Дополнительное профессиональное образование возрождается*

В.И.Тужилкин, В.С.Сергунов

Московский государственный университет пищевых производств

Главным звеном в системе НО должен стать вопрос переподготовки и повышении квалификации преподавателей. На основе разработанных программ для системы дополнительного образования составляются квалификационные требования к профессорско-преподавательскому составу.

Должен быть проведен анализ состава ППС, занятых с СНО, и на основе полученных данных разработана долгосрочная программа подготовки и переподготовки ППС.

Кадровое обеспечение системы ДПО должно включать: определение профессиональных знаний преподавателя системы ДПО (по направлениям); аттестацию и подготовку ППС для системы ДПО; в структуре СДПО аспирантуру и докторантуру; формы и источники материального и морального стимулирования ППС и их профессионального роста.

В сферу образовательной деятельности ДПО целесообразно включить реализацию программ высшего профессионального образования в форме экстерната, второго высшего образования для производственников, имеющих среднее специальное образование.

В структуре образовательных учреждений, занимающихся дополнительным профессиональным образованием, должна быть кафедра «Профессиональной переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и ССУЗов».

Основной целью кафедры ПП и ПК ППС вузов и ССУЗов (среднее специальное учебное заведение) должны быть непрерывная переподготовка и повышение профессиональных знаний преподавателей, совершенствования их педагогического мастерства в течение трудовой деятельности, особенно преподавателей региональных вузов, открывающих новые специальности.

Основные задачи кафедры ПП и ПК ППС вузов и ССУЗов заключаются в

* Продолжение. Начало см. в № 4, 2004

осуществлении переподготовки, повышении квалификации и стажировки преподавателей вузов и ССУЗов с выдачей удостоверения, свидетельства или диплома государственного образца; обновлении и углублении знаний преподавателей в научно-профессиональной и психолого-педагогической областях на основе современных достижений науки, техники и технологии, информатизации образования; освоении новых форм, методов и средств обучения и повышения общей культуры преподавателей; реализации системы обучения преподавателей по дополнительным программам; проведении учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, внедрении методов активизации познавательной деятельности, технических средств и интенсивности технологий обучения.

Создание системы непрерывного образования и органов его управления во многом обеспечат достижения качества и эффективности довузовского, вузовского и послевузовского дополнительного образования.

Вместе с тем необходимо разработать и внедрить следующие мероприятия:

• определение критериев оценки качества образования;

• проведение аттестации и сертификации персонала (образовательные учреждения ДПО должны стать органом аттестации и сертификации);

• создание межрегиональных центров СДПО;

• аттестация руководителей и специалистов фирм (предприятий), которая должна быть обязательной при разработке и внедрении последними систем управления качеством ИСО-9000;

• осуществление кооперации в организации внутрифирменного обучения:

• разработка и передача программ и учебно-методических пособий, подготовка и аттестация преподавателей для этого вида обучения из числа специалистов фирмы (предприятия);

• осуществление на долгосрочной основе обмена опытом в сфере СДПО:

семинары, конференции, издание журнала СДПО.

МГУПП разработана и реализуется Программа развития университета до 2010 г., согласно которой факультет повышения квалификации преобразован в Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

ИПК и ПП МГУПП осуществляет профессиональную переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов пищевых и перерабатывающих отраслей АПК по аккредитованным профессиональным программам различной продолжительности.

Кафедра «Послевузовское дополнительное профессиональное образование» совместно с кафедрами МГУПП проводит обучение специалистов по следующим специальностям и направлениям: «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»; «Технология консервов и пи-щеконцентратов»; «Технология бродильных производств и виноделие»; «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»; «Технология консервов и пищеконцентратов»; «Технология бродильных производств и виноделие»; «Технология пива и безалкогольных напитков»; «Пищевая микробиология»; «Технологический менеджмент винодельческих предприятий»; «Технология сахаристых продуктов»; «Технология жиров, эфирных масел и парфюмерно-косметических продуктов»; «Технология жиров и биоорганического синтеза»; «Технология детского и функционального питания»; «Технология продуктов общественного питания»; «Машины и аппараты пищевых производств»; «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»; «Управление качеством»; «Стандартизация, сертификация и метрология»; «Пищевая инженерия»; «Безопасность технологических процессов и производств»; «Эксплуатация и обслуживание транспортных машин и технологического оборудования»; «Энергетика теплотехнологий»; «Технология и дизайн упаковочного оборудования»; «Автоматизация технологических процессов и производств пищевой промышленности»; «Управление и информатика в технических системах»; «Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности»; «Маркетинг» и др.

Кафедра «Переподготовка и повышение квалификации ППС вузов и ССУЗов» реализует программы подготовки и повышения квалификации

профессорско-преподавательского состава вузов, техникумов, колледжей по новым дисциплинам, специализациям, актуальным проблем с учетом основных тенденций и изменений в методике или содержании преподавания изучаемых в вузах, техникумах, и колледжах наук.

Центр инновационных проектов обучения предлагает программы повышения квалификации специалистов с выездом за рубеж; участвует в международных программах повышения квалификации и переподготовки специалистов; формирует делегации и организует поездки руководителей и специалистов России для участия в международных выставках, конференциях, симпозиумах за рубежом (посещение ведущих фирм Европы, США, Турции); занимается организацией делового туризма; осуществляет переподготовку военных, уволенных в запас, и других категорий граждан.

Организацией учебного процесса, формированием групп, обеспечением необходимой методической документацией занимается Департамент по дополнительному профессиональному образованию совместно с кафедрами Института ПК и ПП и кафедрами университета.

По окончании обучения в ИПК и ПП слушателям выдаются документы государственного образца (удостоверение, свидетельство, диплом).

Институт готов сотрудничать с предприятиями, фирмами и организовывать обучение по интересующим вас специальностям, программам различной продолжительности обучения.

В соответствии с рекомендациями Первого всероссийского совещания -семинара «Подготовка кадров для пищевой и перерабатывающей индустрии» в ноябре 2002 г. было учреждено Межотраслевое объединение предприятий, организаций и вузов пищевой индустрии - некоммерческое партнерство «Кадры».

Основные цели НП «Кадры»: обеспечение повышения эффективности пищевых и перерабатывающих производств на основе развития кадрового потенциала хозяйственных единиц отраслей АПК; организованное и информационное обеспечение системы планирования и развития кадрового состава отраслей АПК; содействие распространению современных принципов, методов, а также инструментов управления развития персонала на предприятиях агропромышленного комплекса; повышение квалификации, подготовка и переподготовка, аттеста-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

ция и переаттестация; создание системы кадрового обеспечения.

В настоящее время членами партнерства являются девять пищевых вузов и кафедр, пять отраслевых союзов и ассоциаций, шесть отраслевых акционерных обществ, ФГУП «Росспиртпром».

В Совет партнерства входят:

председатель Совета - президент-академик В.И.Тужилкин, президент-ректор МГУПП; 1-й вице-президент -академик И.А.Рогов, ректор МГУПБ; 1-й вице-президент - д-р техн. наук, профессор А.А.Петрик, ректор Кубанского ГТУ;

Вице-президенты: Т.К.Боллоев -президент Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции; В.И.Ярмош - президент НТА «Росспиртпром»; Ю.И.Ковалев -ген.директор ЗАО «Компамос»; А.П. Нечаев - д-р техн. наук, профессор, президент Союза производителей пищевых ингредиентов; А.А.Бочарников - канд. техн. наук, директор БКК «Серебряный бор»; С.М.Носенко - д-р техн. наук, президент ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский»; исполнительный директор Совета В.С. Сергу-нов - д-р техн. наук, профессор, проректор МГУПП.

Членами партнерства являются ведущие пищевые вузы России: Московский государственный университет пищевых производств, Московский государственный университет пищевой биотехнологии, Кубанский государственный технологический университет, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Оренбургский государственный университет, Астраханский технический университет, Тульский государственный университет, Калининградский государственный университет.

Некоммерческое партнерство «Кадры» определило в своей работе три основных приоритетных направления.

Первое - аттестация и переаттестация руководителей и специалистов, занятых в производстве, хранении и продаже продуктов питания. По данному вопросу МГУПП в 2002 г. подготовил и направил в Государственную Думу соответствующие предложения, которые были направлены на рассмотрение в Минсельхоз РФ. Согласно письму МСХ РФ №7-11/ 729 от 5.02.03 г., должна быть создана комиссия.

Второе - оценка потребности кадров для пищевой индустрии и формам их образования на ближайшие 5-10 лет. Для успешной работы вузов необходима информация по всем направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации для руководителей и специалистов пищевых и перерабатывающих предприятий. Совет партнерства считает необходимым проведение отраслевых семинаров с работниками кадровых служб предприятий. План утвержден МСХ РФ.

Третье - пропаганда передового опыта и форм основной и дополнительной образовательной деятельности пищевых вузов России.

Планируется ежеквартально издавать Бюллетень НП «Кадры» в качестве приложения к журналу «Качество, безопасность и экология пищевых продуктов и производств».

Для успешной работы вузов необходима информация по всем направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации для руководителей и специалистов пищевых и перерабатывающих предприятий, т. е. нужно создать развитую систему прогнозирования потребностей отраслей АПК в их кадровом обеспечении, а также образную связь по качеству подготовки и мнению руководителей предприятий по направлениям дальнейшего совершенствования системы подготовки, переподготовки, аттестации и переаттестации кадров.

Мы предлагаем руководителям и специалистам предприятий пищевой индустрии высказать на страницах журнала свои замечания и предложения по проблеме кадрового обеспечения.

В следующей статье мы рассмотрим одно из важнейших направлений программы профессиональной переподготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.