Подготовка кадров
для отраслей АПК
О. Ю. Ясинов, канд. юр. наук; Н.В. Лабутина, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств
Правительством Российской Федерации приняты основополагающие документы, в которых отражены приоритеты государственной политики в сфере высшего образования, сформулированы основные стратегические задачи развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. Основная задача образовательных организаций, занимающихся проектированием, разработкой и реализацией основных и дополнительных образовательных программ, заключается в создании условий для их освоения обучающимися [1, 2, 3].
Развитие наукоемких технологий, модернизация пищевых и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса требуют иного подхода к подготовке специалистов для высокотехнологичных предприятий: такие специалисты должны обладать необходимым производственным и личностным потенциалом, современными знаниями и профессиональными компетенциями. Эти задачи возможно решить только в тесном взаимодействии высшей школы, научных организаций РАН и отраслевой науки, промышленных предприятий, учреждений допол-
нительного профессионального образования.
Программой перспективного развития Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП) на период 2012 - 2020 гг. определена миссия университета, которая заключается в реализации инновационных образовательных технологий, создании научно-образовательной среды, формирующей элитные кадровые ресурсы, способные обеспечить высокую конкурентоспособность отечественной пищевой индустрии, качество и безопасность пищи, здоровье и активное долголетие человека.
Стратегическая цель МГУПП -формирование современного исследовательского университета, выпускающего востребованных специалистов высшей квалификации, способного существенно влиять на инновационное развитие экономики России; завоевание лидерских позиций среди профильных вузов в стране и за рубежом.
Учебные планы и образовательные программы МГУПП по направлениям и специальностям подготовки разработаны с учетом накопленного опыта как базового вуза
Учебно-методического объединения по образованию в области технологии продуктов питания и пищевой инженерии и Учебно-методического объединения по образованию в области переработки сырья и продуктов животного происхождения. УМО разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по направлениям подготовки бакалавров «Продукты питания из растительного сырья», «Продукты питания животного происхождения» и магистров «Высокотехнологичные производства пищевых продуктов, функциональных и специализированных пищевых продуктов».
Сформулированы современные научно-методические подходы к подготовке специалистов в соответствии с основными образовательными программами по реализуемым направлениям и специальностям. Следует отметить, что отличительной особенностью образовательного процесса в университете является усиление практически-ориентированной составляющей, направленной на получение конкретных умений и навыков.
При подготовке специалистов для высокотехнологичных пищевых производств учитываются требования к перечню знаний и компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов и на которые будут ориентированы высшие учебные заведения. Эти требования регламентированы в профессиональных стандартах, определены уровни подготовки специалистов, в которых нуждаются работодатели, а вузы - разработчики федеральных государственных образовательных стандартов смогут вносить изменения в случае необходимости. Разработка профессиональных стандартов осуществляется с участием Ассоциации технических университетов, федеральных учебно-методических объединений вузов России, Торгово-промышленной палаты, Российского совета промышленников и предпринимателей, объединений работодателей.
Наиболее ответственная задача - проектирование компетенций на федеральном уровне, т. е. определение и формулирование набора базовых и наиболее значимых для соответствующих направлений и специальностей компетенций, а также компетенций, являющихся основой для обеспечения качества подготовки специалистов. Эту задачу выполняют федеральные учебно-
методические объединения высших учебных заведений, и базовые компетенции отражены в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Особенно важно согласовать академические и профессиональные параметры с международными программами и стандартами качества, поскольку выпускники российских вузов должны владеть компетенциями, которые позволят им свободно участвовать в международном рынке труда.
Безопасность и полезность пищевых продуктов для здоровья -главные параметры, определяющие потребительские свойства пищевых продуктов. Законодательными ориентирами пищевой индустрии России являются федеральные законы «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «Концепция государственной политики в области здорового питания», которые инициируют эволюционные процессы в сфере производства пищевых продуктов. Они напрямую связаны с инновациями в сфере пищевых технологий и с изменением в широком смысле слова «формулы пищи» общества на конкретном этапе его развития.
В последние годы внимание российских исследователей и производителей пищевых продуктов направлено на разработку нового поколения пищевых продуктов, учитывающих особенности пищевого статуса и структуры питания современного человека - пищевых продуктов функционального и специализированного назначения. В пищевой промышленности России сформировалось новое направление, связанное с производством пищевых продуктов на основе использования нетрадиционных видов сырья, физиологически функциональных пищевых ингредиентов и технологических пищевых добавок, отвечающих требованиям безопасности в соответствии с Международными стандартами ISO и принципами НАССР («Hazard Analysis and Critical Control Points»).
Основным направлением реализации государственной политики в области здорового питания является обеспечение выпуска пищевых продуктов массового спроса, обогащенных витаминами, минеральными веществами и другими незаменимыми компонентами. По мнению ведущих ученых в области пищевых технологий, большинство изделий относится к продуктам с заранее заданными потребительскими свойствами, в каждом единичном изделии важно
соблюдать следующие критерии с точки зрения использования пищевых ингредиентов: безопасность и технологичность. По оценкам специалистов, в стране недопустимо мало производится пищевых продуктов лечебного и профилактического назначения, для питания детей дошкольного и школьного возраста, никто не учитывает потребности людей старшего и пожилого возраста, которым необходим свой ассортимент.
МГУПП осуществляет подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по широкому набору направлений и специальностей для высокотехнологичных перерабатывающих отраслей АПК. С учетом мнения ведущих ученых отрасли определяется перечень ключевых дисциплин, изучение которых позволит заложить фундамент для специалиста инновационного типа. Оно отражено во всех образовательных программах подготовки специалистов.
Первостепенными задачами являются: совершенствование образовательной деятельности путем модернизации образовательных программ и технологий в соответствии с европейскими стандартами; углубление процесса интеграции профессионального образования, фундаментальной и прикладной науки и производства для формирования пространства знаний мирового уровня в области приоритетных направлений развития университета; расширение сотрудничества с производством, бизнесом; развитие кадрового потенциала на базе сохранения преемственности поколений в науке, создании новых научных школ, освоении лучшего мирового опыта; подготовка профессиональной научно-технологической и управленческой элиты для развивающейся инновационной экономики России; формирование современной материально-технической базы для научно-исследовательской и образовательной деятельности, создание инновационной и информационной инфраструктуры, создание условий для привлечения ведущих российских и зарубежных ученых с целью обеспечения мирового уровня проводимых исследований по приоритетным направлениям.
Более 80 лет МГУПП готовит высококвалифицированные кадры для промышленных пищевых и перерабатывающих предприятий, научно-исследовательских институтов, проектных организаций, способных решать государственные
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ АПК
ТЕМА НОМЕРА
задачи в области национальной и продовольственной безопасности страны. Наряду с реализацией существующих образовательных программ МГУПП самостоятельно формирует профессиональные образовательные программы с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.
По инициативе МГУПП разработаны и внедрены в образовательные программы подготовки специалистов для пищевой промышленности новые дисциплины: «Пищевая химия», «Технологические добавки и улучшители», «Безопасность сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов», «Пищевые и биологически активные добавки», «Химия пищи», «Введение в технологии продуктов питания» и др. Учеными университета впервые в России изданы учебники по этим дисциплинам, которые выдержали не одно издание. С учетом мнения работодателей разработано 70 новых дисциплин, среди которых: «История и методология науки о пище»; «Химия пищевых гидроколлоидов»; «Химия пищевого белка»; «Промышленная экология»; «Общие принципы переработки сырья и основы технологии пищевых продуктов»; «Современные проблемы науки в пищевых и перерабатывающих отраслях АПК» и др.
Инновационное развитие МГУПП опирается на многолетние творческие связи на основе договоров с институтами Российской академии наук, отраслевыми научно-исследовательскими институтами РАН, крупными промышленными предприятиями, что способствует взаимодействию фундаментальной и прикладной науки, функционированию научных школ, утверждению авторитета российского образования. МГУПП тесно сотрудничает с ведущими университетами: Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана, Российским государственным химико-технологическим университетом имени Д. И. Менделеева, Кубанским государственным технологическим университетом, Воронежским университетом инженерных технологий, а также крупными предприятиями и фирмами.
Опыт показывает, что корпоративное взаимодействие вузов и предприятий является экономически выгодным для всех его субъектов. Мы рассматриваем такое взаимодействие, как объединение кадровых
и материально-технических ресурсов, создание сетевого информационного обеспечения и управление по всем направлениям деятельности, а также повышение инвестиционной привлекательности образования, обеспечение многоканального финансирования деятельности вуза, реализация многоуровневого непрерывного образования по направлениям и специальностям подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Не следует забывать и про адаптацию образовательных программ к требованиям работодателей и уровню развития науки и технологии, развитию инфраструктуры профессионального образования.
Профессорами МГУПП разработаны более 47 магистерских программ и 80 наукоемких специальных курсов, обеспечивающих подготовку магистров, способных к мыслительной деятельности, исследованию, разработке новых принципов функционирования технологических систем от анализа сырья до выпуска готовой продукции заданного состава. Вот некоторые образовательные программы магистров: «Новые технологии в производстве субтропических и пищевкусовых продуктов»; «Современные криогенные технологии в хлебопечении»; «Биоконверсия растительного сырья в технологии продуктов питания»; «Пищевые добавки и улучшители»; «Инновационные технологии биологически активных веществ, масложиро-вой и парфюмерно-косметической продукции»; «Биотехнология мясных продуктов»; «Биотехнология молочных продуктов»; «Пищевая микробиология»; «Ветеринарно-санитарная экспертиза и безопасность кормов, сырья и продуктов биологического происхождения»; «Информационное программное обеспечение автоматизированных систем»; «Энергоэффективность производственных тепловых процессов»; «Экологически безопасные низкотемпературные системы хла-доснабжения»; «Управление качеством в пищевой отрасли»; «Научные основы развития технологии общественного питания»; «Биотехнологическая конверсия агропромышленного сырья в продуктах целевого назначения» и др.
Профессорско-преподавательским составом МГУПП в последние годы разработаны специальные программы подготовки и переподготовки кадров совместно с предприятиями, ориентированными на кооперированное проведение исследований и разработок. Эти про-
граммы реализованы в 2012 - 2013 гг. в рамках Президентской программы подготовки и переподготовки инженерных кадров. Для успешного развития в условиях конкурентного рынка предприятия должны стремиться к росту эффективности деятельности, использованию ресурсов с максимально возможной отдачей, обеспечению устойчивости в условиях быстро меняющейся рыночной среды. Отметим, что набор профессиональных компетенций, которым должен обладать специалист с точки зрения работодателя, отличается от того набора, который формируется у выпускников вуза в настоящее время. Поэтому оптимальный, с точки зрения всех заинтересованных субъектов, портрет специалиста требует системного взаимодействия всех сторон: предприятий, вуза, студента. Корпоративное взаимодействие вузов и предприятий - это важный ресурс повышения эффективности и качества образования, обеспечения профессионально-ориентированной подготовки специалистов [4]. Главная цель корпоративного взаимодействия для МГУПП является повышение качества и эффективности образовательного процесса, научных и инновационных работ, заинтересованность рынка труда в выпускниках. Для предприятия это повышение эффективности его деятельности, уровня квалификации персонала, качества продукции, инновационной активности; для выпускника - высокая конкурентоспособность.
Совместные разработки, апробация и внедрение в учебный процесс инновационных и педагогических технологий позволят сформировать унифицированную информационно-образовательную среду, повысить качество и доступность образования.
Для обеспечения российских высокотехнологичных пищевых и перерабатывающих предприятий специалистами мирового уровня в вузе сформулированы следующие принципы: ориентация на результат, обеспечивающий достижение главной цели; оценка степени достижения цели, мониторинг эффективности выполнения поставленных задач; программно-целевой подход в создании инфраструктуры высшего и дополнительного профессионального образования по направлениям подготовки, критически важным для пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления в вопросах государственной поддержки подготовки кадров для АПК; интеграция вузов и предприятий АПК для формирования кадрового потенциала, выполнения научно-технических разработок и инноваций с целью управления положительными результатами и тиражирования их для создания конкурентоспособных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». -http:// www. consultant. ru/ document / consdoc LAW 140174/.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. - http://www.consu1tant.ru/ document/ cons_doc_ LAW 123444/.
3. Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. - http:// www.dpo-edu.ru / 7page_id = 13095.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. - http:// www.consu1tant.ru/ document/ cons_ doc_ LAW 180188/.
Подготовка кадров для отраслей АПК Ключевые слова
бакалавриат; качество образования; магистратура; непрерывное образование; профессиональные компетенции; специалитет; федеральные государственные образовательные стандарты
Реферат
Развитие наукоемких технологий, модернизация пищевых и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса требуют иного подхода к подготовке специалистов для высокотехнологичных предприятий: такие специалисты должны обладать необходимым производственным и личностным потенциалом, современными знаниями и профессиональными компетенциями. Эти задачи возможно решить только в тесном взаимодействии высшей школы, научных организаций РАН и отраслевой науки, промышленных предприятий, учреждений дополнительного профессионального образования. Стратегическая цель МГУПП -формирование современного исследовательского университета, выпускающего востребованных специалистов высшей квалификации, способного существенно влиять на инновационное развитие экономики России; завоевание лидерских позиций среди профильных вузов в стране и за рубежом. Учебные планы и образовательные программы по направлениям и специальностям подготовки разработаны с учетом накопленного положительного 30-летнего опыта МГУПП как базового вуза Учебно-методического объединения по образованию в области технологии продуктов питания и пищевой инженерии и Учебно-методического объединения по образованию в области переработки сырья и продуктов животного происхождения. В подготовке специалистов для высокотехнологичных пищевых производств важно учитывать требования к перечню знаний и компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов и на которые будут ориентированы высшие учебные заведения. В последние годы внимание российских исследователей и производителей пищевых продуктов направлено на разработку нового поколения пищевых продуктов, учитывающих особенности пищевого статуса и структуры питания современного человека - пищевых продуктов функционального и специализированного назначения. МГУПП осуществляет подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров по широкому набору направлений и специальностей для высокотехнологичных перерабатывающих отраслей АПК, образования, науки с всесторонним охватом междисциплинарных проблем переработки сырья животного и растительного происхождения -от общетехнических до медико-биологических, с приоритетом в области био-, нанотехнологий пищевых продуктов и производств, технологий системного обеспечения безопасности их качества; инновационных технологий создания продуктов питания, включая функциональные и лечебно-профилактические. Совместные разработки, апробация и внедрение в учебный процесс инновационных и педагогических технологий позволит сформировать унифицированную информационно-образовательную среду, повысит качество и доступность образования.
Авторы
Ясинов Олег Юрьевич, канд. юр. наук Лабутина Наталья Васильевна, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств, 125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, [email protected]
Training of Personnel for the AIC Industries Key words
professional competencies, educational program, bachelor's degree, master's degree, specialty, quality of education, continuous education; Federal state educational standards.
Abstract
The development of science-intensive technologies, the modernization of food and processing industries of the agro-industrial complex require a different approach to training specialists for high-tech enterprises: such specialists must possess the necessary production and personal potential, modern knowledge and professional competencies. These tasks can be solved only in close cooperation between the higher school, scientific organizations of the Russian Academy of Sciences and branch science, industrial enterprises, and institutions of additional professional education. The strategic goal of Moscow State University of Food Production is the formation of a modern research university that produces highly qualified specialists in demand, which can significantly influence the innovative development of the Russian economy; gaining leadership positions among specialized universities in the country and abroad. Curricula and educational programs in the areas and specialties of training are developed taking into account the accumulated positive 30 years of experience of the Moscow State University of Food Production as the basic university of the Educational and Methodological Association for Education in the Field of Food Technology and Food Engineering and the Training and Methodological Association for Education in the Processing of Raw Materials and Products of Animal Origin. In the training of specialists for high-technology food production it is important to take into account the requirements for the list of knowledge and competencies that graduates of higher education institutions should possess and on which higher educational institutions will be oriented. In recent years, the attention of Russian researchers and food producers has been directed to the development of a new generation of food products that take into account the features of the nutritional status and nutritional structure of modern humans - functional and specialized food products. Moscow State University of Food Production provides training and retraining of highly qualified personnel on a wide range of directions and specialties for high-technology processing industries of the agro-industrial complex, education, science with comprehensive coverage of interdisciplinary problems of processing raw materials of animal and vegetable origin -from general technical to biomedical, with priority in the field of bio-, nanotechnology and food products and manufactures, technologies of system maintenance of safety of their quality; Innovative technologies for creating food products, including functional and therapeutic and preventive. Joint development, approbation and introduction of innovative and pedagogical technologies in the educational process will allow to form a unified information and educational environment, improve the quality and accessibility of education.
Authors
Yasinov Oleg Yurievich, Candidate of Legal Science; Labutina Natalia Vasilievna, Doctor of Technical Science, Professor Moscow State University of Food Production, 11 Volokolamskoe shosse, Moscow, 125080, Russia, [email protected], [email protected]