Научная статья на тему 'Актуальность непрерывного образования взрослых в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания'

Актуальность непрерывного образования взрослых в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / КРИТЕРИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабутина Наталья Васильевна, Ермолаева Галина Алексеевна, Ли Елена Вадимовна

В Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г., в которой отражены приоритеты государственной политики в этой сфере. Система непрерывного образования охватывает формальное, неформальное и информальное спонтанное образование, взаимосвязанные между собой. Анализ проведен ведущими специалистами Московского государственного университета пищевых производств. Проведена оценка показателей и критериев для образовательных программ по направлениям подготовки, обеспечивающим качество и продовольственную безопасность продуктов питания. Приводятся основные принципы по проектированию модели непрерывного образования взрослых в области обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания: подготовка высокопрофессиональных кадров, призванных производить отечественные продукты питания для оптимального восполнения потребностей человека в жизненно важных нутриентах, энергии с одновременным удовлетворением запросов предприятий, инновационных фирм, научно-исследовательских институтов и вузов в специалистах для рыночной экономики страны. Реализация существующих программ магистратуры направлена на подготовку специалистов-исследователей и управленческой элиты для сферы деятельности хозяйствующих субъектов в рамках приоритетных научных направлений: биокаталитических, биосинтетических, биосенсорных технологий; нано-, био-, информационных технологий, биомедицинских, ветеринарных технологий; технологий снижения потерь от социально значимых заболеваний и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лабутина Наталья Васильевна, Ермолаева Галина Алексеевна, Ли Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Urgency of Continuing Adult Education in the Field of Quality Assurance Food Safety of Foodstuffs

The concept of continuous adult education development in the Russian Federation for the period up to 2025, which reflects the priorities of the state policy in this sphere. Continuing education system covers formal, non-formal and informal spontaneous education, interconnected. The analysis is conducted by leading experts of the Moscow State University of Food Production. The evaluation and criteria for educational programs in areas of training, ensuring quality and food safety of food. The basic principles for designing a model of continuous education for adults in the area of quality assurance and food safety of food products: training of highly qualified personnel, designed to produce domestic foods for optimal fill human needs in vital nutrients, energy at the same time meet the needs of enterprises, innovative companies, scientific research institutes and universities for specialists for a market economy. The implementation of existing graduate programs aimed at training researchers and managerial elite for the sphere of activity of economic entities in the framework of priority scientific directions: biocatalytic, biosynthetic, biosensor technologies; nano-, bio-, information technology, biomedical, veterinary technology; loss reduction technologies from social diseases, and others.

Текст научной работы на тему «Актуальность непрерывного образования взрослых в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 378.046.4; 378.048.2

Актуальность непрерывного образования взрослых

в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания

Н. В. Лабутина, д-р техн. наук, профессор; Г. А. Ермолаева, д-р техн. наук, профессор; Е. В. Ли, канд. биол. наук, доцент

Московский государственный университет пищевых производств

В проекте Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. отражены приоритеты государственной политики в этой сфере. Система непрерывного образования охватывает формальное, неформальное и информальное (за пределами образовательной среды: спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности человека), взаимосвязанные между собой. Законодательная база реализации программ по непрерывному образованию взрослых включает следующие документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3), в котором закреплено понятие непрерывного образования [1];

- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации [2];

- Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г., в которой поставлена задача создания современной системы непрерывного образования [3].

Цель Концепции - развитие условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации.

По оценкам специалистов для реализации непрерывного образования взрослых в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания и достижения цели Концепции предполагается решение комплекса основных задач, структурированных, с одной стороны, по его основным функциям, а с другой - по ключевым участникам системы непрерывного образования взрослых, в интересах которых оно осуществляется (работодатели, государство, человек). Это создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности

взрослого населения; создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения; развитие инфраструктуры и технологий сферы непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения. По результатам мониторинга по проблемам занятости населения в Российской Федерации следует, что доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, не превышает 37% от общего числа занятых граждан данной возрастной группы, прошедших дополнительное обучение [4]. Как правило, в непрерывном образовании участвуют граждане с целью совершенствования знаний в своей профессиональной сфере, для общего развития, профессионального роста, получения работы, смены профессии и специальности.

Успешное решение задачи непрерывного образования взрослых возможно лишь при консолидации усилий образовательных организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; работодателей и их объединений, и каждого взрослого гражданина Российской Федерации.

Актуальность непрерывного образования взрослых в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания продиктована временем, а также значимостью подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для высокотехнологичных отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивая продовольственную безопасность, реализацию эффективных принципов, форм интеграции науки, образования и бизнеса для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных в стране, за рубежом [5].

Основная задача образовательных организаций, занимающихся проектированием, разработкой и реализацией различных основных и дополнительных образовательных программ, заключается в создании условий для непрерывного образования взрослых предоставлением возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ обучающимися с учетом их образования, квалификации и опыта практической деятельности. Федеральным законом № 273-Ф3 введено дополнительное образование детей и взрослых, как один из подвидов дополнительного образования, и дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые для взрослых.

Для пищевой и перерабатывающей промышленности актуально опережающее развитие системы непрерывного образования при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров как одного из основных ресурсов обновления экономики нашей страны, что определяется интенсивным развитием технологий, обновлением технологического оборудования, потребностью специалистов в повышении своего профессионального уровня.

Программные мероприятия стратегического развития МГУПП до 2020 г. ориентируются на достижение мирового уровня качества образования и научно-исследовательских работ в рамках приоритетного направления развития науки, технологий и техники - «Науки о жизни». Одним из путей достижения целей решения проблем продовольственной безопасности страны служит подготовка высокопрофессиональных кадров, призванных производить отечественные продукты питания для оптимального восполнения потребностей человека в жизненно важных нутриентах, энергии с одновременным удовлетворением запросов предприятий, инновационных фирм, научно-исследовательских институтов и вузов в специалистах для рыночной экономики страны.

Преподавателями Московского государственного университета пищевых производств (далее - МГУПП) накоплен многолетний опыт проектирования программ непрерывной подготовки, включающий довузовскую подготовку, программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, дополнительного и других видов послевузовского образования.

В МГУПП, в рамках многоуровневой системы подготовки, наряду с основными профессиональными образовательными программами подготовки бакалавров, специалистов, магистров, разработаны проекты общеразвиваю-щих и просветительских программ непрерывного образования взрослых в области обеспечения качества и продовольственной безопасности про-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

дуктов питания. В рамках выполнения Международного проекта «TEMPUS» YEP 27166-2008 «Elaboration of Food Safety Educational Two-Programmer» году преподавателями издано 3 учебника, 12 методических комплексов для новой образовательной программы «Качество и безопасность пищевых продуктов», проведена Международная конференция «Инновационная подготовка бакалавров и магистров в контексте решения мировой проблемы безопасности и качества пищи» с участием представителей Великобритании, Бельгии, Португалии, Франции, Польши.

Для эффективного развития непрерывного образования взрослых в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания необходимо создание системы мониторинга потребностей рынка труда, открытие подготовки по новым направлениям, специальностям, в том числе для осуществления целевой подготовки по заказу работодателей. Значимый фактор - это формирование системы показателей качества, позволяющей обеспечить выпускникам требуемый уровень подготовки с учетом прогнозирования перспектив развития высоких технологий и требований международных стандартов. Преподавателями, ведущими методистами МГУПП, решается задача разработки и внедрения новых образовательных программ бакалавров, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров,

с учетом основных профессиональных компетенций, потребностей отраслей экономики, прогнозирования перспектив развития высокотехнологичных производств. Реализация существующих программ магистратуры и их модернизация направлена на подготовку специалистов-исследователей и управленческой элиты для сферы деятельности хозяйствующих субъектов в рамках приоритетных научных направлений: биокаталитических, биосинтетических, биосенсорных технологий; нано-, био-, информационных технологий, биомедицинских, ветеринарных технологий; технологий снижения потерь от социально значимых заболеваний и др.

В МГУПП разработаны новые образовательные программы дополнительного профессионального образования для взрослых с учетом требований работодателей рыночных отраслей экономики по принципу «Вуз - потребителю» с привлечением ведущих специалистов производства и научно-исследовательских институтов отраслей экономики к ведению спецкурсов и стажировок для работников вуза. Программы повышения квалификации, переподготовки специалистов, управленческих работников, разработаны с использованием признанной в мире блочно-модульной системы.

Решение задач непрерывного образования взрослых в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания позволит:

- расширить возможности взрослого населения в профессиональной и личностной самореализации в данной сфере;

- обеспечить информированность, доступность и развитие инфраструктуры непрерывного образования для взрослых сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания;

- повысить конкурентоспособность взрослого населения за счет формирования профессиональных компетенций сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». - http://www.consu1tant.ru/ document/cons doc LAW 140174/.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. - http://www.consu1tant.ru/ document/cons_doc_ LAW 123444/.

3. Проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. -http:// www.dpo-edu.ru/ 7page_id=13095.

4. Золотарева, Н. М. О приоритетах государственной политики в развитии непрерывного образования взрослых в Российской Федерации/Н. М. Золотарева, Т. В. Рябко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 2. - С. 7-11. DOI: 10.14529/ped160201.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы. - http://www.consu1tant.ru/ document/cons_doc_ LAW 180188/.

Актуальность непрерывного образования взрослых в сфере обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания

Ключевые слова

концепция; критерии; непрерывное образование взрослых; образовательные программы

Реферат

В Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г., в которой отражены приоритеты государственной политики в этой сфере. Система непрерывного образования охватывает формальное, неформальное и ин-формальное - спонтанное - образование, взаимосвязанные между собой. Анализ проведен ведущими специалистами Московского государственного университета пищевых производств. Проведена оценка показателей и критериев для образовательных программ по направлениям подготовки, обеспечивающим качество и продовольственную безопасность продуктов питания. Приводятся основные принципы по проектированию модели непрерывного образования взрослых в области обеспечения качества и продовольственной безопасности продуктов питания: подготовка высокопрофессиональных кадров, призванных производить отечественные продукты питания для оптимального восполнения потребностей человека в жизненно важных ну-триентах, энергии с одновременным удовлетворением запросов предприятий, инновационных фирм, научно-исследовательских институтов и вузов в специалистах для рыночной экономики страны. Реализация существующих программ магистратуры направлена на подготовку специалистов-исследователей и управленческой элиты для сферы деятельности хозяйствующих субъектов в рамках приоритетных научных направлений: биокаталитических, биосинтетических, биосенсорных технологий; нано-, био-, информационных технологий, биомедицинских, ветеринарных технологий; технологий снижения потерь от социально значимых заболеваний и др.

Авторы

Лабутина Наталья Васильевна, д-р техн. наук, профессор; Ермолаева Галина Алексеевна, д-р техн. наук, профессор; Ли Елена Вадимовна, канд. биол. наук, доцент, Московский государственный университет пищевых производств 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, [email protected], [email protected], [email protected]

The Urgency of Continuing Adult Education in the Field of Quality Assurance Food Safety of Foodstuffs

Key words

concept; criteria; adult continuing education; educational programs

Abstracts

The concept of continuous adult education development in the Russian Federation for the period up to 2025, which reflects the priorities of the state policy in this sphere. Continuing education system covers formal, non-formal and informal - spontaneous - education, interconnected. The analysis is conducted by leading experts of the Moscow State University of Food Production. The evaluation and criteria for educational programs in areas of training, ensuring quality and food safety of food. The basic principles for designing a model of continuous education for adults in the area of quality assurance and food safety of food products: training of highly qualified personnel, designed to produce domestic foods for optimal fill human needs in vital nutrients, energy at the same time meet the needs of enterprises, innovative companies, scientific research institutes and universities for specialists for a market economy. The implementation of existing graduate programs aimed at training researchers and managerial elite for the sphere of activity of economic entities in the framework of priority scientific directions: biocatalytic, biosynthetic, biosensor technologies; nano-, bio-, information technology, biomedical, veterinary technology; loss reduction technologies from social diseases, and others.

Authors

Labutina Natalia Vasiljevna, Doctor of Technical Sciences, Professor;

Ermolaeva Galina Alexeevna, Doctor of Technical Sciences, Professor;

Lee Elena Vadimovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor,

Moscow State University of Food Production

11, Volokolamskoye shosse, Moscow, 125080, Russia,

[email protected], [email protected], [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.