Научная статья на тему 'Московский государственный университет пищевых производств: на пути к национальному исследовательскому университету'

Московский государственный университет пищевых производств: на пути к национальному исследовательскому университету Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тырсин Ю.А., Поверин Д.И.

Статья посвящена проблемам трансфера и бизнес-инжиниринга интеллектуальной собственности, создаваемой в условиях высших учебных заведений. На примере создания «Центра трансфера технологий» Московского государственного университета пищевых производств (ЦТТ МГУПП) дается комплексная характеристика способов и методов оптимизации и систематизации данного вида деятельности. Работа представляет интерес для научных и административных работников, занятых в сфере инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московский государственный университет пищевых производств: на пути к национальному исследовательскому университету»

УДК 658.3.012.2:664

Московский государственный университет пищевых производств:

на пути

к национальному исследовательскому университету

Ю.А. Тырсин, д-р техн. наук, проф., Д.И. Поверин, д-р техн. наук Московский государственный университет пищевых производств

Ключевые слова: система высшего образования; национальный исследовательский университет; научно-исследовательский потенциал вузов.

Юрий Александрович Тырсин - проректор по инновационной деятельности Московского государственного университета пищевых производств, доктор технических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН) и Международной академии информатизации (МАИ). Он является членом Европейской федерации пищевой науки и технологии, членом Всемирной организации профессионалов пищевой отрасли, научно-технического комитета Международной федерации производителей соков (!Ри), Ученого совета МГУПП, членом нескольких докторских диссертационных советов, нескольких координационных и головных советов, руководителем органа сертификации «Академсертификат» (ПП-44), руководителем и координатором многих научных

программ и проектов, в том числе международных. Юрий Александрович - автор более 250 публикаций и патентов, под его руководством защищено и подготовлено к защите около 20 кандидатских и докторских диссертаций.

Его научные труды хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Область научных интересов Юрия Александровича очень широка - от биохимии, генной инженерии, биотехнологии до химии жиров, пищевой химии, экологии, сертификации, разработки различных технологий трансформации липидов и биологически активных соединений. Ю.А. Тырсин проводит большую работу по организации научных исследований, их внедрению, инжинирингу и развитию научного сотрудничества с НИИ РАСХН, РАН и с родственными университетами

в России и за рубежом.

От всей души поздравляем Юрия Александровича с 60-летием и желаем ему крепкого здоровья, счастья, благополучия и новых творческих успехов!

Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП) - ведущее высшее учебное заведение страны в структуре пищевой индустрии. Это уникальный по своему назначению, возможностям и сформированным стратегическим задачам научно-технический и учебно-воспитательный комплекс, позволяющий решать сложные проблемы государства в сфере разработки и производства продуктов питания (как традиционных, так и функциональных), а также обеспечения продовольственной и пищевой безопасности государства. В этой связи владение и эффективное управление научно-технической информацией выступает базовой основой в решении поставленных тактических и стратегических задач. Значение национальных исследовательских университетов в комплексном решении вышеуказанных задач трудно переоценить. При этом

речь идет не только о том, чтобы накапливать специальные знания, но и о том, чтобы учиться думать аналитически, системно, уметь видеть взаимосвязи, создавать интеллектуальную продукцию и материализовывать ее в форме инвестиционных продуктов, востребованных рыночной экономикой.

В этих условиях система высшего образования становится одним из факторов формирования наукоемкости отечественной пищевой промышленности и сельского хозяйства. Наиболее действенный способ достижения указанной цели - трансфер и бизнес-инжиниринг интеллектуальной собственности. В развитых странах мира совершенствование образовательной системы уже давно идет по пути синтеза академической широты образования и его прикладной значимости. Для практической реализации такого подхода во многих отечественных и большинстве

зарубежных университетов создаются различные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и другие структуры, позволяющие практически наладить данный вид деятельности.

Учет указанных тенденций - крайне важен и для современной России, так как ее интеграция в мировое экономическое сообщество невозможно без повышения уровня конкурентоспособности большинства отраслей, в том числе и пищевой отрасли. Располагая на первом этапе реформ ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия может и должна выбрать вузовский научно-образовательный сектор в качестве одной из базовых точек роста экономики. Именно эта идея заложена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года», где основная доля ВВП (до

20 %) должна достигаться за счет проводимых в стране НИР и НИОКР, а также их системного и эффективного внедрения. В этой связи, помимо повышения фундаментальности, качества и конкурентной способности научных исследований, высшая школа должна встать во главе процесса формирования инновационной и инжиниринговой деятельности. В стране в настоящее время уже существует 120 активно действующих технопарков и инновационных центров, 86 центров трансфера технологий и 10 аналитических центров для мониторинга мирового и российского потенциала.

Создание конкурентных продуктов -задача сближения прикладной науки и бизнеса, инновационной деятельности является создание конкурентных продуктов. К сожалению, в настоящее время только 0,5 % мировых продуктов принадлежит российским ноу-хау. Это продукты ядерной, энергетической, космической и частично кавитацион-ной технологий. В то же время США принадлежит 36 %, Японии - 30 %, Германии - 17 %. Для ликвидации отставания в этой области, а также исходя из национальных интересов страны в 2006 г. Правительством РФ был утвержден перечень приоритетных направлений развития отечественного научного комплекса. В реализации этих планов намечено использовать научно-исследовательский потенциал вузов. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время только один из каждых восьми вузов участвует в проведении собственных НИР и НИОКР. Это тем белее странно в связи с тем, что в Российской Федерации в настоящее время функционирует 383 университета, 221 академия, 825 институтов, 2200 филиалов вузов. Для сравнения: в СССР, включая все республики, было всего 625 вузов и практически все из них вели широкие научные исследования и внедренческую работу. Усиливает нежелательные тенденции диспропорция в профессиональной подготовке специалистов с высшим образованием - количество выпускников по гуманитарным специальностям значительно превышает потребности страны, одновременно ощущается дефицит в специалистах инженерных направлений.

Важнейший фактор и инструмент повышения эффективности научно-исследовательской и инновационной деятельности высших учебных заведений - формирование и закрепление в их составе энергичных, высокообразованных ученых и специалистов. Этой проблеме посвящены Федеральные целевые программы, направленные на стимулирование научной и учебно-воспитательной деятельности препо-

давателей вузов, в том числе и переход на новую систему оплаты труда по комплексным критериям. С целью повышения результативности деятельности вузов по всем вышеуказанным направлениям Минобрнауки России подготовил проект Федерального закона о создании «Малых инновационных предприятий» на базе госбюджетных организаций. Конечным результатом реализации государственной научно-технической политики на основе выбранных приоритетов и за счет создания новых инструментов и институтов станет выделение организаций-лидеров в среде генерации знаний, которые способны обеспечить переход российской экономики на инновационный путь развития.

По оценке заместителя министра образования и науки Российской Федерации А.В. Хлунова, современное образование в РФ характеризуется рядом тревожных аспектов. Это перекос профессионального образования в сторону высшего образования; несоответствие структуры подготовки потребностям рынка и государственного сектора экономики; критические отзывы работодателей о компетенциях и уровне подготовки выпускников вузов; невысокая международная конкурентная способность (невысокий уровень экспорта образования, отсутствие вузов в международных рейтингах); недостаточный вклад в научное обеспечение. Инструменты решения проблем в традиционном секторе высшего профессионального образования: изменение аккредитационной и лицензионной политики государства, что приведет к перераспределению контрольных цифр приема в пользу эффективных вузов, реорганизация или ликвидация неэффективных вузов и филиалов. В ближайшее время должны быть созданы системы прогнозирования спроса на выпускников и мониторирования их трудоустройства. Необходимо ускорить разработку комплекса профессиональных стандартов. При реструктуризации вузовского сектора планируется создание федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.

Миссия национальных исследовательских университетов заключается в достижении научно-технологических прорывов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники по реализации программ и проектов национальной значимости. Научная деятельность университетов должна предполагать проведение полного инновационного цикла (от НИР и НИОКР до опытных и опытно-промышленных образцов), создание принципиально новых перспективных стратегических технологий и продуктов и их

внедрение в отечественную промышленность, налаживание международной кооперации при реализации крупных финансовоемких долгосрочных исследовательских проектов.

Учитывая вышеизложенное, МГУПП строит свою инновационную и инжиниринговую политику в соответствии с современными требованиями мировой рыночной экономики. Исторически в нем сложились базовые отечественные научные школы по многим фундаментальным направлениям пищевой индустрии, в том числе биотехнологии, биохимии, биофизике, пищевом машиностроении, автоматизации, информатизации, контролю качества и безопасности продуктов питания, формированию теории и практических подходов к реализации проблем адекватного и функционального питания и ряду других направлений. С учетом современных тенденций и требований миссия МГУПП на рынке товаров и услуг в настоящее время существенно расширена. Помимо основной учебной и научной работы она дополнена активной деятельностью в сфере инжиниринга и трансфера технологий, что на современном этапе развития высшей школы представляет одну из главных целей функционирования вузов, во многом определяющих их целевое предназначение, а также научную, коммерческую и инжиниринговую стратегию [ 1 - 5 ].

Усилия ученых и специалистов МГУПП по формированию своей новой миссии как российского центра инноваций и инжинирига в пищевой отрасли связаны не только с модой на внешние атрибуты бизнеса и появлением новых требований к менеджменту. Все дело в том, что, как говорится, время пришло... Вчера было еще рано этим заниматься, а завтра придется «догонять уходящий поезд». Развитие российского пищевого рынка и его интеграция в мировую экономику, обострив конкурентную борьбу, привели к необходимости пересмотра отношения высшей школы к деятельности в сфере инноваций, инжиниринга и трансфера технологий. Большинство российских высших учебных заведений осознало, что они не могут продолжать эффективно развиваться, используя «героический менеджмент здравого смысла». Переход к профессиональному корпоративному менеджменту, основанному на вышеуказанных процедурах и видах деятельности, принципиально невозможен без разработки новой миссии вузов в этой сфере деятельности, т.е. комплексного, целенаправленного и последовательного формирования целей, стратегий, функций, процессов и т. д.

МГУПП рассматривает современный трансфер и бизнес-инжиниринг пище-

вых технологий как комплексную, наукоемкую задачу системного управления внедренческой деятельностью. Разработка тактики и стратегии данного вида деятельности в университете осуществляется на основе современных информационных моделей и формируется «сверху вниз», начиная с определения новой миссии самого университета, его базовых целей на пищевом рынке Российской Федерации и зарубежных стран. Разработанная таким образом бизнес-модель становится инструментом управления в сфере трансфера и бизнес-инжиниринга пищевых технологий. Она позволяет достичь решающего конкурентного преимущества за счет точной и быстрой реакции на изменения внешней конкурентной среды (или на стратегический прогноз этих изменений).

Разработка миссии МГУПП в данной сфере деятельности представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям университета - с другой. Алгоритм данной разработки следующий.

• Первоначально описывался базисный блок конкурентоспособности университета, т.е. набор его отличительных характеристик как социально-экомической системы: уникальность и конкурентная способность научных разработок; исключительность имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, информационных, человеческих); знания и умения персонала, навыки и опыт менеджеров и т. д. Такое описание дало представление о возможной области деятельности университета, в которой у него есть перспективы на сильную конкурентную позицию. Был сформирован перечень социально значимых потребностей рынка, которые университет намеревается удовлетворять в результате своей деятельности.

• Затем определялось наличие платежеспособного спроса на вышеопределенные научно-технические потребности рынка, а также степень их удовлетворения усилиями работающих на этом рынке конкурентов, наличием возможных партнеров по бизнесу.

• Далее выяснялось наличие способствующих и противодействующих факторов для выбранного вида деятельности со стороны государственных институтов в области политики и экономики.

• Оценивалась перспектива развития науки и техники в выбранной сфере деятельности. Определялась возможность поддержки или противодействия той или иной разработки со стороны сторонних организаций.

• Определялся порядок предстоящих затрат и уровень предполагаемых доходов, а затем эти результаты сравнивались с ожиданиями в части основных бизнес-показателей предполагаемого вида деятельности по уровню рентабельности, устойчивости бизнеса, возможной динамике развития, перспективности развития и другим показателям.

По результатам проведенных исследований и расчетов оценивались параметры и ожидаемые результаты деятельности в сфере трансфера и бизнес-инжиниринга пищевых технологий: перечень инновационных программ; ис-

точники финансирования инновационных программ; перечень потенциальных заказчиков; партнеры университета по бизнесу; отношения с конкурентами (какова, в частности, готовность пойти на временные компромиссы); что получит МГУПП от бизнеса; что получат от бизнеса сотрудники университета.

Для практической реализации вышеуказанных задач в МГУПП в настоящее время создан «Центр трансфера технологий» (ЦТТ МГУПП). В его состав входят отдел интеллектуальной собственности, отдел трансфера технологий, экспериментальная лаборатория, отдел инжиниринга, аналитический отдел, юридический отдел, финансовый отдел и информационный отдел. Трансфер технологий предполагается осуществлять в различных формах, разными способами и по разным каналам, в том числе на коммерческой, некоммерческой, внутриорганизацион-ной, внутригосударственной и международной основе. Основными формами коммерческой передачи информации должны быть: продажа технологии в материализованном виде; прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, производств; портфельные инвестиции; продажа патентов; продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков; продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - ноу-хау, секреты производства, технологический опыт и пр.; совместное проведение опытно-конструкторских работ, научно-производственная кооперация; инжиниринг и т.д. Все коммерческие формы передачи технологии, как внутренние, так и международные, будут оформляться в виде договора (лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-продажи).

Наиболее распространены следующие коммерческие формы передачи и продажи интеллектуальной собственности: экспорт новой техники и технологий в производственных целях; торговля лицензиями, патентами и ноу-хау; инжиниринговые услуги; строительство заводов «под ключ»; франчайзинг; лизинг; проведение совместных НИР и НИОКР на коммерческой основе, промышленная кооперация; совместные предприятия и др.

Анализ международной практики технологических обменов показывает, что наиболее эффективные и быстро распространяющиеся формы передачи технологии - это те, которые ориентированы на установление постоянных и устойчивых связей между партнерами,

обеспечивают целенаправленную передачу передовой технологии и оптимальное решение актуальных технических и производственных проблем.

Выбор того или иного вида передачи технологии не может осуществляться без анализа и оценки уровня научно-технической и коммерческой значимости передаваемой технологии, а также и учета стадии ее развития. В этой связи имеют значение следующие виды технологий, соответствующие этапам их «жизненного цикла»: уникальная (1-я стадия), прогрессивная (2-я стадия), традиционная (3-я стадия) и морально устаревшая (4-я стадия).

К уникальным технологиям принадлежат изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, делающие невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, изобретательским уровнем и могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Пути создания таких технологий - проведение НИР и НИОКР, а также изобретательская деятельность специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную добавочную прибыль ее покупателю.

К прогрессивным технологиям относят разработки, обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм в зависимости от условий ее применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Путями создания прогрессивной технологии могут быть не только научно-техническая и изобретательская деятельность ученых и инженеров, но и эволюция уникальных нововведений, постепенно теряющих свою новизну и защиту от использования конкурентами.

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень техники, достигнутый большинством производи-

телей продукции в данной отрасли. Такая технология не дает существенных технико-экономических преимуществ и качества продукции, которые обеспечиваются ведущими производителями аналогичных товаров. Покупатель не может рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль при реализации обычной технологии. Ее преимущества для покупателя состоят в сравнительно невысокой стоимости и возможности приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология, как правило, создается не в результате проведения научно-технических исследований, а за счет устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и обеспечивающим получение средней прибыли.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и технико-экономических показателей производства, достигнутых у большинства производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет

технологическую отсталость ее владельцев.

Говоря о международной торговле лицензиями, следует учитывать, что в данном случае мы имеем дело с уникальными технологиями, передаваемыми как в виде чистых, так и сопутствующих лицензий. К чистым лицензиям следует относить продажу-покупку технологий, имеющих самостоятельное целевое назначение, которые оформляются отдельными лицензионными договорами. Продажа таких лицензий нередко сопровождается поставками оборудования, сырья, комплектующих и т.п., необходимых для освоения лицензий. К сопутствующим лицензиям относятся уникальные и прогрессивные технологии, передача которых осуществляется с использованием других рассмотренных выше форм технологического обмена. Из множества форм международного технологического обмена только лицензионная торговля приобрела самостоятельное значение и сформировалась в отдельный мировой рынок лицензий. Вывод о самостоятельной роли лицензионной формы в торговле уникальной и прогрессивной технологией имеет важное практическое значение для участников внешнеторговых операций.

Он подтверждает правомерность получения лицензионного вознаграждения не только при продаже чистых лицензий, но и при передаче уникальной и прогрессивной технологии в составе товаров, подрядных работ, инжиниринговых услуг и при других формах обмена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуршудян С.А. Роль вузов в подготовке кадров для инновационного общества России//Пищевая промышленность 2008. № 10. С 45-48.

2. Поверин Д.И., Тырсин Ю.А. Инвестиционная привлекательность развития производства продуктов функционального и специального производ-ства//Сб. трудов Международной практической конференции «Стратегия развития пищевой промышленности»- М.: МГУТУ, 2004, вып.9, т.1. С. 67-75.

3. Попов А.А., Лындина Е.Н. Основы инновационного менеджмента. -Оренбург: Высшая школа, 2006.

4. Аньшин В.М., Догаев А.А. Инновационный менеджмент. - М.: Интел-Синтез, 2006.

5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. - М.: Юнити-Дана, 2007.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

КАЛЕНДАРЬ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА МАЙ 2009 г.

14-15 мая 2009 года (чт-пт)

27-28 мая 2009 года (ср-чт)

Первая научно-практическая конференция «ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. РЫНОК ТРУДА И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. ПОСЛЕДСТВИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

Первый всероссийский форум молодых ученых АПК

«МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ. НОВЫЕ

ИНИЦИАТИВЫ И ОПЫТ АПК»

Совещание-семинар

«ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СТРУКТУРУ ВПО ДЛЯ СФЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»Ярмарка вакансий

Первая научно-техническая конференция с международным участием «РОЛЬ РОССИЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ПРАКТИКЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Информационная поддержка:

BMupejäyku

Официальная поддержка:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ АССОЦИАЦИЯ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ

Аналитический информационный центр «МГУПП-Медиа»

125080, Россия, г. Москва, ул. Врубеля, д. 12, В-9-7 media@mgupp.ru (499) 158-70-22

WWW.mgupp.rumgupp-media@mail.ru (499) 158-72-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.