Научная статья на тему 'Методология разработки основной образовательной программы по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения»'

Методология разработки основной образовательной программы по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогов И. А., Титов Е. И., Дунченко Н. И., Калинина Л. В., Ионов А. В.

Учебно-методическим объединением по образованию в области технологии сырья и продуктов животного происхождения (базовый вуз Московский государственный университет прикладной биотехнологии) по заданию Минобрнауки РФ разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения». Описана новая методология разработки ФГОС ВПО и основных образовательных программ (ООП) в соответствии с решениями Болонского соглашения. Необходимость институциональной перестройки системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда обусловливает новые подходы к самому обучению и результатам обучения в вузе. Результаты образования в новой парадигме высшего профессионального образования выражаются в терминах компетенций, которые формируются у выпускников вуза в течение всего периода обучения в результате освоения вузовской ООП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогов И. А., Титов Е. И., Дунченко Н. И., Калинина Л. В., Ионов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология разработки основной образовательной программы по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения»»

37.02.378

МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

И.А. РОГОВ, Е.И. ТИТОВ, НИ. ДУНЧЕНКО, Л.В. КАЛИНИНА, А.В. ИОНОВ

Московский государственный университет прикладной биотехнологии,

109316, г. Москва, ул. Талалихина, 33; тел.: (495) 677-07-77, электронная почта: umoko@msaab.ru

Учебно-методическим объединением по образованию в области технологии сырья и продуктов животного происхождения (базовый вуз Московский государственный университет прикладной биотехнологии) по заданию Минобрнауки РФ разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения».

Описана новая методология разработки ФГОС ВПО и основных образовательных программ (ООП) в соответствии с решениями Болонского соглашения. Необходимость институциональной перестройки системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда обусловливает новые подходы к самому обучению и результатам обучения в вузе. Результаты образования в новой парадигме высшего профессионального образования выражаются в терминах компетенций, которые формируются у выпускников вуза в течение всего периода обучения в ре -зультате освоения вузовской ООП.

Ключевые слова: компетентность, компетентностная модель, бакалавр, магистр, основная образовательная программа, направление подготовки «Продукты питания животного происхождения», методология, анкетированный опрос, рабочие программы учебных дисциплин, учебный план.

Важным фактором, стимулирующим эффективность современного европейского образования, является Болонский процесс, основная идея которого -обеспечение гармонизации национальных систем высшего образования в странах Европы и, как следствие, повышение его конкурентоспособности. Для обеспечения гармонизации национальные системы высшего образования должны стать прозрачными, максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет повсеместного распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем зачетных единиц, одинаковых форм фиксирования полученных квалификаций, взаимного признания дипломов и т. п.

Необходимые условия Болонского процесса - введение двухуровневой системы образования и реформирование традиционных национальных программ в программы, отвечающие общеевропейским требованиям.

В целях выполнения условий Болонской декларации и дальнейшего развития высшего профессионального образования в России утвержден Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

Он предусматривает разделение высшего образования на два уровня - бакалавриат и магистратуру.

Учебно-методическим объединением по образованию в области технологии сырья и продуктов животного происхождения (базовый вуз Московский государственный университет прикладной биотехнологии) по заданию Минобрнауки РФ разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты высшего

профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения». Данное направление предполагает подготовку бакалавров и магистров по трем профилям: технология мяса и мясных продуктов; технология молока и молочных продуктов; технология рыбы и рыбных продуктов.

Для реализации ФГОС ВПО нового поколения необходима разработка основной образовательной программы вуза.

При разработке Основных образовательных программ (ООП) на базе новых ФГОС ВПО по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения» руководствовались принципами преемственности, постепенности и узнаваемости относительно ГОС ВПО 2-го поколения (табл. 1).

Как показывают результаты анализа, в ФГОС ВПО 3-го поколения и, соответственно, в ООП значительно увеличилась доля трудоемкости профессиональных дисциплин и дисциплин, устанавливаемых вузом, что позволит приблизить подготовку выпускника к требованиям рынка конкретного региона.

Новая методология разработки ФГОС ВПО 3-го по -коления потребовала пересмотра в ООП ряда принципов в соответствии с концепциями, разрабатываемыми в рамках Болонского процесса.

Изменились подходы к самому обучению и результатам обучения в вузе.

Для обеспечения качественного образования необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда.

Таблица 1

№ п/п Наименование разделов Общее кол-во Наименование разделов Общее кол-во

ГОС ВПО 2-го поколения часов ФГОС ВПО 3-го поколения часов

1 ГСЭ: Цикл общих гуманитарных и социально - Б 1. Гуманитарный, социальный и экономиче-

экономических дисциплин 1800 ский цикл 1230

Федеральный компонент 1260 Базовая часть 750

Национально-регионал ьный компоне нт 540 Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору 480 120

2 ЕНД: Общие математические и естественно-на- Б 2. Математический и естественно-научный

учные дисциплины 1710 цикл 1980

Федеральный компонент 1420 Базовая часть 1020

Национально-регионал ьный компоне нт 290 Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору 960 270

3 ОПД: Общепрофессиональные дисциплины 2614 Б 3. Профессиональный цикл 3120

В том числе:

Федеральный компонент 2234 Базовая часть 1440

Национально-регионал ьный компоне нт 190 Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору 1680 480

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 190 Б 4. Физическая культура 400

4 СД: Специальные дисциплины 770 Б 5. Учебная и производственная практики 450

5 Факультативы Военная подготовка 450 450 Б 6. Итоговая Государственная аттестация 360

Всего часов теоретического обучения 7344 7200

Ключевые заинтересованные стороны - студенты и потенциальные работодатели. Разработка стандартов высшего образования и ООП велась с учетом мнений этих респондентов путем анкетированного опроса.

В результате проведенного анкетирования работодателей, профессорско-преподавательского состава и выпускников высших учебных заведений по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения» было опрошено более 2 тыс. респондентов. Подавляющая часть респондентов отметила, что сочетание высокого уровня теоретической и практической подготовки по данному направлению обеспечивает высокое качество подготовки выпускников. В настоящее время потребность в выпускниках по данному направлению подготовки имеет устойчивую тенденцию к росту. По отзывам респондентов на проект ФГОС ВПО нового поколения по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения» можно прогнозировать сохранение этой тенденции на ближайшее время, особенно после вступления России в ВТО. Подготовка бакалавров по данному направлению позволит обеспечить хорошие результаты образования в области гуманитарных, социальных и экономических дисциплин; естественно-научных дисциплин и базовое образование в области профессиональных дисциплин, а также возможность дальнейшей углубленной специализации при обучении в магистратуре.

Как показывает опыт выпу ска бакалавро в и магистров за последние 2-3 года, все выпускники востребованы на рынке труда: в большей степени необходима подготовка бакалавров, так как работники среднего управленческого звена (технолог, мастер, заведующий лабораторией, начальник цеха, участка и прочие) будут формироваться из этих специалистов. Магистры будут востребованы в формировании высших структур управления наукой и производством.

Работодатели и ППС вузов УМО участвовали в разработке основных образовательных программ в части: установления профилей образования; по составу ООП;

по компетентностной модели выпускника, в том числе:

по выбранной классификации компетенций; по способам формулирования компетенций; по компетентностно-ориентированному учебному плану, в том числе:

по преемственности с учебным планом действующей ООП;

по видам и средствам итоговых испытаний; по распределению компетенций на весь период обучения по элементам учебного плана; по компетентностно-ориентированным рабочим программам учебных дисциплин и практик:

по преемственности по отношению к действующей ООП;

по используемым образовательным технологиям; по видам и средствам промежуточных испытаний.

Рабочие программы учебных дисциплин, практик, программы итоговой аттестации и т. д. представлены в ООП в компетентностном формате с учетом европейской системы перевода и накопления кредитов (в Российских стандартах - зачетные единицы) - БСТ8.

В рабочих учебных планах представлены модули дисциплин (дисциплины), формирующие на протяжении всего периода обучения определенные компетенции будущего специалиста.

Результаты образования в новой парадигме высше -го профессионального образования выражаются в терминах компетенций, которые формируются у выпускников вуза в течение всего периода обучения в результате освоения вузовской ООП.

Основным требованием к разработке квалификационной характеристики бакалавров и магистров в ООП явилось определение уровня профессиональных навыков у выпускников по завершении образования. Решение этой задачи методологически связывается с компе-тентностным подходом или компетентностной моде-

лью выпускника по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения» (табл. 2).

Сформированные у выпускников бакалавриата или магистратуры компетенции позволят им заниматься определенной профессиональной деятельностью (табл. 3).

Таблица 2

Бакалавр

Магистр

Общекультурные

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее дос -тижения;

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, на -метить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

осознает социальную значимость своей будущей профессии, об -ладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

использует основные положения и методы социальных, гумани -тарных и экономических наук при решении социальных и профес -сиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математиче -ского анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требо -вания информационной безопасности, в том числе защиты государ -ственной тайны;

владеет основными методами, способами и средствами получе -ния, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разго -ворного;

владеет основными методами защиты производственного персо -нала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здо -ровья, готов к достижению должного уровня физической подготов -ленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

готов уважительно и бережно относиться к историческому насле -дию и культурным традициям, толерантно воспринимать социаль -ные и культурные различия;

способен понимать движущие силы и закономерности историче -ского процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место челове -ка в историческом процессе, политической организации общества.

компетенции:

способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

способен к самостоятельному обучению новым методам иссле -дования, к изменению научного и научно-производственного про -филя своей профессиональной деятельности;

способен свободно пользоваться русским и иностранным языка -ми, как средством делового общения;

использует на практике умения и навыки в организации исследо -вательских и проектных работ, в управлении коллективом;

способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;

способен самостоятельно приобретать с помощью информаци -онных технологий и использовать в практической деятельности но -вые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

готов к активному общению в научной, производственной и со -циально-общественной сферах деятельности;

готов к преподавательской деятельности по профилю подготов -

ки

Продолжение табл. 2

Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные:

способен использовать нормативную и техническую документацию, регламенты, СанПиН, ХАССП, ОМР, ветеринарные нормы и правила и др. в производственном процессе;

способен осуществлять элементарные меры безопасности при возникновении экстренных ситуаций на тепло-, энергооборудовании и других объектах жизнеобеспечения предприятия;

способен изучать научно-техническую информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

способен применять метрологические принципы инструментальных измерений, характерных для конкретной предметной области.

способен к профессиональной эксплуатации современного обо -рудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы);

способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей коман -ды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности;

способен ориентироваться в постановке задачи и определять, каким образом следует искать средства ее решения;

Производственно-технологическая:

способен организовывать входной контроль качества сырья и вспомогательных материалов, производственный контроль полу -фабрикатов, параметров технологических процессов и контроль ка -чества готовой продукции;

способен обрабатывать текущую производственную информацию, анализировать полученные данные и использовать их в управ -лении качеством продукции;

способен обосновывать нормы расхода сырья и вспомогательных материалов при производстве продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способен разрабатывать нормативную и техническую документацию, технические регламенты и т. п.;

готов осуществлять контроль за соблюдением экологической и биологической безопасности сырья и готовой продукции;

готов осваивать новые виды технологического оборудования при изменении схем технологических процессов, осваивать новые приборные техники и новые методы исследования.

Организационно-управленческая: готов давать оценку достижениям глобального пищевого рынка, проводить маркетинговые исследования и предлагать новые конку -рентоспособные продукты к освоению производителем;

способен организовать работу небольшого коллектива исполнителей, планировать работу персонала и фондов оплаты труда, про -водить анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений;

способен составлять производственную документацию (графики работ, инструкции, заявки на материалы, оборудование и т. п.), а также установленную отчетность по утвержденным нормам;

готов выполнять работы по стандартизации и подготовке продукции к проведению процедуры подтверждения соответствия;

способен проводить организационно-плановые расчеты по созданию (реорганизации) производственных участков;

способен разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений.

способен и готов применять знания современных методов исследований;

способен осваивать знания в области современных проблем нау -ки, естествознания, молекулярной биологии, микробиологии, техники и технологии продукции животного происхождения;

способен собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходи -мые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;

способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.

По видам деятельности:

Производственно-технологическая: готов проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства продуктов, разрабатывать нормы выработки,

технологические нормативы на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии;

способен оценивать критические контрольные точки и инновационно-технологические риски при внедрении новых технологий продуктов.

Организационно-управленческая: способен организовать работу коллектива исполнителей, принимать решения в условиях спектра мнений, определять порядок выполнения работ;

способен осуществлять поиск и принятие оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;

готов к управлению программами освоения новых технологий, координации работ персонала для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства;

готов адаптировать современные версии систем управления ка -чеством к конкретным условиям производства на основе междуна -родных стандартов;

готов использовать приемы и методы работы с персоналом, методы оценки качества и результативности труда персонала;

готов к проведению маркетинговых исследований и подготовке бизнес-планов выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий и разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии.

Научно-исследовательская:

готов использовать математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;

способен проводить эксперименты по заданной методике и анализировать результаты;

способен измерять, наблюдать и составлять описания проводимых исследований; обобщать данные для составления обзоров, от -четов и научных публикаций; участвовать во внедрении результатов исследований и разработок;

способен организовывать защиту объектов интеллектуальной собственности, результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия.

Проектная:

способен формулировать цели проекта (программы), решать задачи, определять критерии и показатели достижения целей, структурировать их взаимосвязь, определять приоритетные решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;

готов выполнять работу в области научно-технической деятельности по проектированию;

способен разрабатывать порядок выполнения работ, планы раз -мещения оборудования, технического оснащения и организации ра -бочих мест, рассчитывать производственные мощности и загрузку оборудования, участвовать в разработке технически обоснованных норм времени (выработки), рассчитывать нормативы материаль -ных затрат (технические нормы расхода сырья, полуфабрикатов, материалов).

Окончание табл. 2

Научно-педагогическая:

способен использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах;

способен ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований;

способен самостоятельно выполнять исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры и методов исследования свойств сырья, полуфабрикатов и готовой продукции при выполнении исследований в области проектирования новых продуктов;

способен оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемых новых технологий и продуктов;

способен представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.

Проектная:

способен разрабатывать новый ассортимент продуктов и технологий с заданными составом и свойствами;

способен проектировать научно-исследовательские работы по заданной проблеме.

Таблица 3

Бакалавр

Магистр

Область профессиональной деятельности:

участие в организации и проведении технологических процессов;

проведение входного контроля качества сырья и вспомогательных материалов, производственный контроль полуфабрикатов;

участие в разработке технической документации, осуществление контроля качества продукции в соответствии с требованиями сани -тарных, ветеринарных норм и правил, ХАССП, ОМР и стандартов ИСО;

осуществление контроля за соблюдением экологической чистоты производственных процессов;

участие в разработке новых видов продукции и технологий в соответствии с государственной политикой РФ в области здорового питания населения на основе научных исследований;

участие в подготовке проектно-технологической документации с учетом международного опыта.

знание законодательной базы пищевой промышленности; организация и ведение технологических процессов, организация и анализ полученных данных по входному контролю качества сырья и вспомогательных материалов;

организация производственного контроля полуфабрикатов;

управление качеством готовой продукции с применением методов математического моделирования и оптимизации химического состава, пищевой и биологической ценности готовых продуктов;

разработка технических заданий на проектирование и изготовление нестандартного оборудования и средств технологического оснащения предприятий;

разработка технической документации и технических регламентов;

организация контроля качества продукции в соответствии с требованиями санитарных, ветеринарных норм и правил, ХАССП, ОМР и стандартов ИСО;

организация контроля за соблюдением экологической чистоты производственных процессов;

разработка новых видов продукции и технологий в соответствии с государственной политикой РФ в области здорового питания населения на основе научных исследований;

участие в подготовке проектно-технологической документации с учетом международного опыта;

организация и проведение научно-исследовательских работ в области сырья и продуктов животного происхождения и анализ результатов исследования;

знание основ педагогической деятельности.

Окончание табл. 3

Объекты профессиональной деятельности:

сырье, полуфабрикаты и продукты животного происхождения и гидробионты, продукты переработки (вторичное) и отходы, пище -вые ингредиенты и добавки; технологическое оборудование; приборы;

нормативная, проектно-технологическая документация, санитарные, ветеринарные и строительные нормы и правила; международные стандарты ИСО, НАССР, ОМР; методы и средства контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов;

простые инструменты качества; системы качества;

базы данных технологического, технического характера; данные мониторинга экологической и биологической безопасности продовольствия и окружающей среды.

производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; проектная.

сырье, полуфабрикаты и продукты животного происхождения и гидробионты, продукты переработки (вторичное) и отходы, пищевые ингредиенты и добавки; технологическое оборудование; приборы;

нормативная, проектно-технологическая документация, сани -тарные, ветеринарные и строительные нормы и правила; международные стандарты ИСО, НАССР, ОМР; методы и средства контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов;

простые инструменты качества; системы качества;

базы данных технологического, технического характера; данные мониторинга экологической и биологической безопасно -сти продовольствия и окружающей среды.

Виды профессиональной деятельности:

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

научно-педагогическая;

проектная.

Задачи, стоящие перед отечественным образованием, несомненно, являются масштабными и сложными, но их реализация выступает необходимым и достаточным условием для полноценного участия России в формировании общеевропейского пространства высшего образования. Отчетливо осознавая, что отказ от интеграции связан с риском снижения качества и поте-

ри конкурентоспособности российской системы высшего образования, чрезвычайно важно стремиться к объединению усилий государства, работодателей и педагогического сообщества для реализации целей Болонского процесса.

Поступила 03.07.09 г.

METHODOLOGY OF WORKING OUT OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM IN THE FRAMEWORK DIRECTION ON «FOODSTUFFS OF ANIMAL ORIGIN.»

I.A. ROGOV, E.I. TITOV, N.I. DUNCHENKO, L.V. KALININA, A.V. IONOV

Moscow State University of Applied Biotechnology,

33, Talalihina st., Moscow, 109316; ph.: (495) 677-07-77, e-mail: umoko@msaab.ru

Federal state educational standards on high professional education (FSEHVE) in the framework direction on «Foodstuffs of Animal Origin» were developed by educational-methodical association on education in the field of technology of raw materials and products of animal origin (Moscow State University of Applied Biotechnology asbasic high educational establishment) under the instructions of Ministry of Education and Sciences of Russian Federation.

New methodology for FSESHVE development and the basic educational programs B EP) according to decisions of Bolognese agreement is described. Necessity of institutional reorganization of educational system on the basis of effective interaction of education and labour market, is causes of new approaches to training and results of training in high educational establishment. Results of education in new paradigm of high vocational education are expressed in terms of competence that are being formed at graduates from high educational establishment in all period of training aa> result of high schoolBEP assimilation.

Key words: competence, model of competence, bachelor, master, basic educational program, direction of tuition «Foodstuffs of Animal Origin», methodology, questioned interrogation, academic subject working programs, academic curriculum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.