Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование возрождается'

Дополнительное профессиональное образование возрождается Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование возрождается»

Дополнительное профессиональное образование возрождается

В.И.Тужилкин, В.С.Сергунов

Московский государственный университет пищевых производств

В конце 60-х годов по решению Правительства РФ были организованы отраслевые институты повышения квалификации руководителей и специалистов, которые сыграли огромную роль в качественном преобразовании системы управления производством. Именно этот период в Советском Союзе и в Российской Федерации характеризовался творческой активностью трудовых кадров и особенно инженерно-технических работников и управленцев.

В ИПК Минпищепрома РФ и Мин-хлебопродуктов РФ ежегодно проходили повышение квалификации более 15 тыс. руководителей и специалистов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, что во многом способствовало не только успешному освоению вновь построенных и реконструируемых предприятий, но и повышению качества продукции и снижению себестоимости на действующих.

Государственная политика, направленная на повышение профессионального уровня кадров, присуща многим индустриально развитым странам. Наилучшим примером может служить Франция, в которой законодательно закреплена система повышения квалификации и переподготовки. Закон, в частности, устанавливает обязанность для предприятий с десятью или более наемными работниками направлять не менее 1,5 % от общего фонда заработной платы на повышение квалификации. Средства на повышение квалификации и переподготовку могут быть также получены из Национального фонда занятости (FNE) и из ЕЭС.

Ежегодно предприятия тратят более 40 млрд франков (около 5 млрд евро) на повышение квалификации и переподготовку. В среднем каждый третий работник проходит повышение квалификации или профессиональную подготовку или переподготовку по образовательным программам длительностью в среднем около 40 ч. Имеются долгосрочные программы до 1000 ч и более. В основном проходят повыше-

ние квалификации среднетехнический персонал и младшие руководители производства (42 %), инженеры и руководящие работники (39 %), квалифицированные и малоквалифицированные рабочие (12 %), а также другие категории (7 %).

Действовавшая более 25 лет в нашей стране государственная централизованная система управления дополнительным профессиональным образованием наряду с существенными недостатками имела и неоспоримые преимущества, среди которых главным была системность, позволяющая осуществлять целевую периодическую подготовку по профессиям и должностям с интервалом не более 5 лет.

Планирование и организация обучения по заранее разработанным и согласованным образовательным программам позволяли обеспечить учебный процесс учебными и методическими пособиями, эффективно внедрять активные и технические методы обучения. Накопление статистического материала о деятельности отраслевых институтов повышения квалификации позволяло прогнозировать процесс обучения с учетом изменяющихся требований производства.

Переход к рыночным условиям в России привел к кризису управления народным хозяйством на длительный срок. Была разрушена система управления, основанная на едином народном хозяйственном плане и жестком контроле за его выполнением. Были разорваны многие организационные связи в системе образования.

В настоящее время на рынке образовательных услуг действует значительное число образовательных учреждений государственного и негосударственного статуса. Их деятельность частично координируется региональными государственными органами образования при лицензировании и аттестации. Однако тенденция ежегодного значительного снижения числа руководителей и специалистов, проходящих повышение квалификации и переподготовку в вузах и других образо-

вательных учреждениях, а также отсутствие на большинстве предприятий внутрифирменного обучения, потребовало от Правительства РФ принять меры по устранению имеющихся упущений в работе с кадрами государственных органов образования.

Постановлением Правительства РФ № 518 от 22 августа 2003 г. в Положение о Министерстве образования РФ внесены изменения в части расширения функций министерства, а именно предусматриваются осуществление Минобразованием РФ общего методического руководства и управления дополнительным профессиональным образованием, разработка и осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ комплекса мер по профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также по профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения. Министерством образования РФ в соответствии с новыми функциями и задачами разрабатывается Концепция непрерывного образования на период до 2007 г.

В связи с данными обстоятельствами и предложением Минобразования необходимо определить концептуальные подходы к решению проблемы в каждой отрасли.

Московский государственный университет пищевых производств рассматривает концепцию создания и эффективного функционирования системы непрерывного образования в пищевой и перерабатывающей промышленности как одну из актуальных проблем, поскольку обеспечение населения страны здоровыми и безопасными продуктами питания без квалифицированных кадров эффективно решить не удается.

В современных условиях, когда общество разделилось на богатых, бедных и нищих, трудовые ресурсы также представляют собой компоненту из высокопрофессиональной элиты, дипломированных руководителей и специалистов, категории граждан, прошедших обучение по программам и курсам, не соответствующим требованиям рыночной экономики и маловос-требованным бизнесом, категории граждан, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Причем к последней категории относятся граждане допенсионного возраста.

Кроме того, существует большая категория молодых граждан со средним и незаконченным средним образованием, которая также мало занята в

ECONOMICS AND MANAGEMENT

бизнесе или имеет низкую оплату труда, а следовательно, и низкий уровень мотивизации эффективной трудовой деятельности и профессионального роста.

В сложившихся условиях крупные предприятия и фирмы пытаются самостоятельно решать вопросы переподготовки и повышения квалификации кадров, создавая в своих структурах образовательные центры. Не рассматривая эффективность и затраты данных фирм, это в любом случае является выходом в решении вопроса кадрового обеспечения. Но для решения проблем повышения квалификации кадров на средних и малых предприятиях необходимо активное вмешательство государства и его органов управления, и в частности Министерства образования РФ.

Должна быть разработана концепция всеобщего обучения граждан трудоспособного возраста по приоритетным разделам знаний механизма рыночной экономики: финансовый и производственный менеджмент; маркетинг; управление персоналом; качество жизни и здоровое питание; экология производства и окружающей среды; правовые отношения в бизнесе; налогообложение и др.

По нашему мнению, система непрерывного образования должна

включать все уровни (рис. 1) от СОУ, ССОУ, ГОУ ВПО, НОУ ВПО, ДПО до производства (внутрифирменное обучение).

Основой функционирования системы непрерывного образования должны быть законодательные и нормативные документы. Во-первых, положение о СНО и оргструктура управления СНО. Предлагаемая нами структура управления СНО (рис. 2) предусматривает взаимосвязь и координацию работ в системе. Анализ, прогнозирование и планирование должны стать основными функциями исполнительных органов в Минобразовании, органах образования субъектов Федерации, образовательных учреждений, объектов бизнеса (предпринимательства) и структур органов госуправления. Важной и необходимой является разработка обновленного перечня рабочих профессий по отраслям, в том числе технология подготовки, повышения квалификации и аттестации. Такой же перечень необходим для специалистов со средним специальным образованием по отраслям. Должен быть составлен каталог-справочник о переподготовке и повышении квалификации рабочих, специалистов и руководителей.

Эффективность системы непрерывного образования во многом обеспе-

чит создание корпоративных университетов - региональных межведомственных центров аттестации и сертификации персонала.

Минобразование РФ должно устанавливать контрольные цифры по переподготовке и повышению квалификации по отраслям на один год, а также на перспективу. С этой же целью необходимо принять Постановление Правительства РФ о переподготовке и повышении квалификации, аттестации и переаттестации кадров с перечнем должностей по отраслям при обеспечении должного уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса. Необходима разработка Положения о межотраслевом сотрудничестве по переподготовке и повышению квалификации, в том числе технология разработки и реализации комплексных программ, а также Положения о международном сотрудничестве и вопросам переподготовки и повышения квалификации.

Для оказания методической помощи в организации на предприятиях (фирмах) повышения квалификации кадров без отрыва от производства необходимо разработать Положение о внутрифирменном обучении.

В основу работы системы непрерывного образования должна быть положена информационная база о состоя-

СОУ

Школы Гимназии Лицеи Другие УЗСО

ПТУ

ССОУ

Техникумы Колледжи Бизнес-школы

Предпринимательство (бизнес)

Производственное

Коммерческое

Финансовое

1 i

ГОУ ВПО

Университеты Академии Институты Ч'. i —

Консультационное

I

НОУ ВПО

Университеты Институты

Послевузовское образование

Аспирантура Докторантура

Органы управления

ФУ РУ МУ

Дополнительное профессиональное образование

ГОУ

НОУ

Рис. 1. Система непрерывного образования

Региональные структуры управления образованием

Рис. 2. Организационная структура управления СНО

нии с кадровым обеспечением и потребности отраслей пищевого комплекса в соответствующих кадрах: руководителях, специалистах, рабочих.

Должны разрабатываться и утверждаться единые требования к образовательным программам профессиональной переподготовки, повышению ква-

лификации и стажировке (структура программы и количество часов по разделам, форма периодической и итоговой аттестации, рекомендуемая литература, включая и учебные пособия по активным методам обучения).

Другое важное условие эффективного функционирования СНО - создание и развитие ее материально-технической базы, включающей учебные аудитории и специализированные классы, соответствующие по площади и оснащенности техническими и компьютерными средствами обучения планируемому контингенту учащихся; подбор для библиотеки учебников и учебных пособий, в том числе иностранных с последующим переводом на русский язык; создание учебно-методических пособий, включая и интерактивные учебники; реконструкцию старых зданий студенческих общежитий или строительство новых зданий гостиниц для размещения иногородних слушателей СНО; транспортное обслуживание для реализации программ практических занятий на передовых предприятиях; организацию питания и культурно-ознакомительные мероприятия; обеспечение безопасности обучающихся.

Продолжение следует.

Продается

ПИЩЕКОМБИНАТ

Г. Волоколамск,

ул. Ново-Солдатская, д.23

100 км от МКАД,

200 м от Ново-Рижского шоссе

2 км от центра города и вокзала

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ОАО «ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПИЩЕКОМБИНАТ»

(год постройки 1988)

1. Здание производственного корпуса (4891 м2)

2. Вспомогательный корпус (1924 м2)

3. Квасоналивная(77 м2)

4. Склад (148 м2)

5. Трансформаторная подстанция (129 м2)

6. Станция перекачки

На предприятии выпускались

• конфеты,

• печенье,

• безалкогольные напитки,

• водка.

Земельная участок около 2 га

Все цеха оснащены бытовыми помещениями, отоплением, горячим и холодным водоснабжением, канализацией и вентиляцией.

Электроснабжение -от собственной подстанции.

Цена договорная. Продавец - ЗАО «Фирма «ЗИС» (095)748-70-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.