Научная статья на тему 'Предлагаем программы профессиональной переподготовки'

Предлагаем программы профессиональной переподготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proposing programs of professional retraining

Institute of heightening of qualification and professional training and Institute of business and management of agro-industrial complex of Moscow State university of food manufactures propose different programs for professional training of employees of enterprises of food industries.

Текст научной работы на тему «Предлагаем программы профессиональной переподготовки»

Приглашаем к обсуждению

Предлагаем программы профессиональной переподготовки

В.И.Тужилкин, В.С.Сергунов

Московский государственный университет пищевых производств

Institute of heightening of qualification and professional training and Institute of business and management of agro-industrial complex of Moscow State university of food manufactures propose different programs for professional training of employees of enterprises of food industries.

В рыночных условиях потребитель объективно предъявляет повышенные требования к качеству выбираемой им продукции. Высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста служит главным обобщающим критерием качества. Востребованность, мотивация эффективной трудовой деятельности, высокий уровень оплаты труда и морального стимулирования, достойный уровень качества жизни - это главные условия карьерного роста для молодых, а для опытных и зрелых работников - уверенность в будущем и активное трудовое долголетие. Как добиться такого положения?

Решения могут быть разные. Мы постараемся высказать нашу точку зрения и готовы принять участие в дискуссии на страницах журнала или в рамках «круглого стола» в университете и Интернет-журнале «Качество, безопасность и экология пищевых продуктов и производств» (www.ipapk.ru).

Для рассмотрения взяты только две категории работников, хотя наши рекомендации касаются более широких

Cравнительная численность персонала предприятий на этапах развития рыночной экономики, %

Категории персонала Этапы развития рыночной экономики

первый второй третий

Руководители и специалисты-инженеры 4,0 4,5 6,0

Техники 8,5 16,7 58,0

Квалифицированные рабочие 32,0 65,8 36,0

Малоквалифицированные рабочие 55,5 13,0 -

слоев наемных работников, имеющих или желающих получить высшее или среднее профессиональное образование, а также пройти профессиональную переподготовку. Важен также прогноз в изменении структуры категорий персонала.

По данным Минтруда РФ, численность персонала предприятий по этапам развития рыночной экономики в ближайшее время существенно изменится (см. табл.).

Что формирует и обеспечивает высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста? Здесь можно выделить пять основных условий: уровень первоначального высшего и среднего профессионального образования; целевое профессиональное ориентирование в рамках системы «Вуз - промышленность (бизнес) -вуз»; система внутрифирменного профессионального роста; система профессиональной переподготовки и повышения квалификации; система общественного признания.

В настоящее время вузы и техникумы переживают не лучшие времена. Наряду с объективными трудностями, присущими периоду перестройки, имеется ряд субъективных причин, резко снижающих уровень образования.

Главное заключается в том, что промышленность (бизнес) оторвана от образовательных учреждений и, как следствие, не оказывает положительного влияния на совершенствование образовательных стандартов и программ, не стимулирует научную и конструкторскую деятельность студентов старших курсов и преподавателей вузов, не оказывает практической помощи в обновлении материально-технической базы учебно-научного процесса. В первую очередь это касается государственных образовательных учреждений, в которых 70-80 % студентов обучается бесплатно, т. е. за счет бюджетных средств. Кроме этого, закрытость предприятий не позволяет организовать на них результативное прохождение производственных и преддипломных практик.

Практика платного обучения студентов в государственных вузах показала, что качество обучения не улучшилось, а даже снизилось, что порождает новые проблемы. В данном случае не срабатывает условие «если платим за обучение, то и учимся усерднее и лучше». Получается несколько иначе, а именно: «раз мы платим, Вы должны нас учить лучше».

В любом случае смешивание бесплатного и платного обучения ставит новые задачи перед профессорско-преподавательским составом вуза по поиску новых форм и методу обучения.

Привлечение предприятиями студентов старших курсов и преподавателей вузов и ссузов к научно-исследовательской, конструкторской и консультационной деятельности позволило бы, по нашему мнению, не только активизировать и улучшить учебный процесс, но и в значительной степени повысить заработную плату преподавателям, а главное, обеспечить приток талантливой и профессионально подготовленной молодежи в производственный либо другой бизнес. Последнее не является сверх оригинальным предложением. В любой развитой стране по данной схеме работают и развиваются все высшие государственные и негосударственные образовательные учреждения.

Идея системы непрерывного образования хороша тем, что она предусматривает в рамках образовательных комплексов, включая и региональные, увязывание образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих профессий, техникумов и вузов. Те производственно-технические училища, техникумы, которые выжили в условиях перехода на новые рыночные условия, должны быть включены в образовательные комплексы, в которых реализуется единая методическая политика, а имеющийся дефицит в рабочих кадрах профессий и специальностей должен быть восполнен высшими образовательными учреждениями государственного/него-

ECONOMICS AND MANAGEMENT

сударственного статуса. В этом случае может быть успешно осуществлено целевое профессиональное ориентирование молодежи и лиц среднего возраста. Одновременно поднимается авторитет и престижность обучения рабочим профессиям и среднетехническим специальностям в институтах и университетах.

До конца восьмидесятых годов в стране успешно функционировала система внутрифирменного обучения, известная как техническая и экономическая учеба. За руководителем любого структурного подразделения аппарата управления предприятия нормативно было закреплено обязательное проведение занятий в рабочее время (до 10 %) с подчиненным персоналом с целью повышения их квалификации или профессионального уровня (мастера, начальники смен, цехов и др.)

В этом случае повышался профессиональный уровень руководителя, поскольку он должен был следить за всеми новациями в своей области знаний, а также объективно оценивать профессиональный уровень своих подчиненных, что было очень важно при переаттестации или выдвижении работника на более ответственную должность или работу.

Для активизации работы в этом направлении необходимо разработать Положение о внутрифирменном обучении и Договор о сотрудничестве вуза и предприятия (фирмы). Преподаватели вуза могут помочь в решении методических вопросов и участвовать в реализации внутрифирменных образовательных программ.

Важнейшими составляющими, обеспечивающими в нынешних условиях высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста, являются знания, и только потом диплом, т.е. документ, юридически подтверждающий наличие знаний у прошедшего обучение.

Опыт университета в реализации программ профессиональной переподготовки в объеме 1000 ч позволяет специалисту, имеющему непрофильное высшее образование, с частичным отрывом от производственной либо другой предпринимательской деятельности получить нужные знания и при соответствующей аттестации их подтвердить. В данном случае не может быть никаких компромиссов. Подтвердил знания - получи диплом, нет, -проходи повторную аттестацию.

В отличие от технологии обучения для получения второго высшего образования, когда специалист в ряде слу-

чаев стремится изменить сферу деятельности, профессиональная переподготовка необходима специалисту для карьерного роста или закрепления своего статуса и занимаемой должности.

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки и Институт бизнеса и менеджмента агропромышленного комплекса МГУПП предлагают следующие программы профессиональной переподготовки:

• эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления;

• безопасность технологических процессов и производств;

• микробиология и ферменты в технологических процессах пищевых производств;

• технология производства пива и безалкогольных напитков;

• экология производства и окружающей среды;

• контроль и сертификация качества сельхозпродукции и продуктов питания (по группам и видам);

• пищевая инженерия малых производств;

• финансовый менеджмент;

• производственный менеджмент;

• практический маркетинг;

• правовые отношения в бизнесе;

• теплотехнология в пищевых процессах;

• прикладная математика в бизнесе.

Каждая программа включает 8-9

дисциплин объемом от 40 до 100 ч. Половина часов - лекции, другая половина - лабораторные и практические занятия. По каждой дисциплине проводится аттестация в форме экзамена. Обучающийся проходит стажировку, готовит и защищает дипломный проект. По завершении обучения выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке (ф-1). Срок обучения от 6 мес до одного года. В группе обучаются 10-15 человек. Технология обучения гибкая. Московская группа посещает занятия 3 раза в неделю по 4-6 академических часов. Расписание занятий составляется с учетом предложений студентов. Для иногородних процесс обучения предусматривает выездные занятия преподавателей, а также занятия в университете.

Рассмотрим подробно каждую программу.

«Эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления». Данный курс базируется на программах трех специальностей, по которым в МГУПП проходят обучение студенты:

автоматизированные системы обработки информации и управления;

управление и информатика в технических системах;

автоматизация технологических процессов и производств (в пищевой промышленности).

Выпускники МГУПП по данным специальностям особенно востребованы в последние годы. И этому есть причины. Во-первых, программы обучения по данным специальностям весьма насыщены и сложны. Студенты, прошедшие полный курс обучения (программы обучения предусматривают три ступени: бакалавр - 4 года, специалист - 5 лет, магистр - 6 лет) и при аттестации получившие хорошие и отличные оценки, действительно, становятся квалифицированными специалистами и успешно конкурируют при занятии вакантных должностей в организациях и фирмах разного профиля. Во-вторых, за последние 10 лет пищевые и перерабатывающие предприятия внедрили новейшие технологии с современными компьютерными технологиями управления. Много построено новых предприятий, в том числе и иностранными предпринимателями.

Эффективное управление производства, нацеленное на получение высококачественной и конкурентной продукции, требует наличия квалифицированных специалистов и менеджеров.

По данной программе могут проходить обучение инженеры-технологи и механики, а также менеджеры, связанные с управлением производством. Базовыми дисциплинами данной программы служат курсы «Основы технологии пищевых производств» и «Основы производственного менеджмента», поскольку знания данных курсов позволят специалисту находить оптимальные решения в построении элементов АСУП и АСУТП или совершенствовании имеющейся интегрированной системы АСУ. Опыт эксплуатации систем АСУП и АСУТП на предприятии показывает необходимость постоянных корректировок программных продуктов, что связано с большими расходами и постоянной зависимостью от программистов -разработчиков программного обеспечения либо фирм, осуществляющих поддержку программных продуктов. Изучение и освоение специалистами предприятий курсов «Программирование», «Моделирование систем», «Операционные системы» и «Системы управления базами данных» позволят им самостоятельно решать вопросы корректировки программных продук-

тов или выступать перед «договорными исполнителями» в роли компетентного заказчика.

Изучение и освоение курсов «Автоматизированные информационно-управляющие системы пищевой и перерабатывающей промышленности» и «Методы и средства проектирования и эксплуатации автоматизированных систем управления предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности» позволит специалистам не только на более качественном уровне оценить имеющиеся на предприятиях системы АСУТП, но и овладеть знаниями для принятия эффективных решений по совершенствованию систем за счет снижения эксплуатационных расходов и повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Поскольку в настоящее время весьма актуальна проблема защиты экономической информации и новых технических решений в производственном процессе весьма важен курс «Информационная безопасность систем управления». Изучение теоретических курсов сопровождается практическими занятиями в компьютерных лабораториях. Для повышения квалификации и профессионального уровня в целом большое значение имеют лабораторные работы по курсам:

«Программирование» (табулирование функций; создание и обработка одномерных массивов; создание и обработка двумерных массивов; создание и обработка файлов; создание и обработка списков; создание и обработка строк; объективно-ориентированное программирование; программирование на CU++BUILDER);

«Моделирование систем» (разработка программных датчиков случайных чисел; моделирование очередей; разработка модели производственного участка; постановка задачи оптимизации реконструкции производственного участка; разработка программы решения задачи оптимизации реконструкции производственного участка);

«Информационная безопасность систем управления» (организация совместного доступа к ресурсам рабочей станции под управлением OC WINDOWS 95/98/2000; организация совместного использования информации в локальной сети под управлением ОС WINDOWS NT);

«Современные вычислительные системы и телекоммуникации» (исследование локальной сети, особенности архитектур и функциональные возможности; изучение интерфейса WINDOWS ХР, особенности и наиболее

необходимые практические навыки; изучение пакета Office ХР; изучение WINDOWS XP);

«Операционные системы» (анализ процессов в операционной системе WINDOWS; анализ организации взаимодействия процессов через Р1РЕ и FIFO в WINDOWS; анализ средств System Interprocess Communications, организации работы с разделенной памятью; исследование семафоров в WINDOWS как средств синхронизации процессов; анализ обработки исключений в WINDOWS; исследование организации файловой системы в WINDOWS; исследование организации ввода-вывода в IBM-совместимых вычислительных машин);

«Системы управления базами данных» (создание контекстной диаграммы; создание диаграммы декомпозиции и узлов; создание FEO-диаг-раммы и IDF-диаграммы; создание сценария. Стоимостный анализ; создание физической модели данных по заранее составленной ER-диаграмме; создание схемы, содержащей все объекты ER-диаграммы; добавление механизма поддержки целостности данных к объектам полученной схемы пользователя, заполнение данными таблиц полученной схемы; предоставление привилегий на доступ к данным другим пользователям, создание представлений для доступа к часто используемым данным, назначение привилегий на доступ к представлениям; создание аналитического отчета по заданию для объектов схемы);

«Автоматизированные информационно-управляющие системы в пищевой промышленности» (мони-тор-управляющая подсистема АИС КХП; подсистема классификации; построитель типовых операций; подсистемы производственно-складского учета; подсистемы бухгалтерского учета; подсистема налогового учета);

«Современные информационные технологии» (разработка технического задания на персональный Wеb-сайт; разработка персонального Web-сайта средствами HTML; испытание персонального Web-сайта; исследование подсистемы ППР автоматизированной информационной системы комбината хлебопродуктов);

«Методы и средства проектирования и эксплуатации автоматизированных систем управления предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности» (разработка структурно-функциональной модели (SADT); разработка модели потоков данных (DFD); разработка информационной модели (ERD); разработка

проекта внедрения системы управления на предприятии; организация эксплуатации системы управления предприятием; сопровождение бизнес-процессов предприятия);

«Проектирование информационных систем» (создание контекстной диаграммы; создание диаграммы декомпозиции и узлов; создание FEO-диаграммы и IDF-диаграммы; создание сценария, стоимостный анализ; создание физической модели данных по заранее составленной ER-диаграм-ме, создание схемы, содержащей все объекты ER-диаграммы; добавление механизма поддержки целостности данных к объектам полученной схемы пользователя, заполнение данными таблиц полученной схемы; предоставление привилегий на доступ к данным другим пользователям, создание представлений для доступа к часто используемым данным, назначение привилегий на доступ к представлениям; создание аналитического отчета по заданию для объектов схемы).

«Основы производственного менеджмента» (тематика практических занятий: функции управления производством - координация, мотивация, контроль и регулирование; координация работ по выполнению производственных программ и мотивация труда работников; оперативное регулирование хода производства; система управления и ее информационное обеспечение; организация автоматизированного управления производством на современном предприятии).

Обучающиеся студенты проходят стажировку на отечественных или зарубежных предприятиях (фирмах) в зависимости от целесообразности и финансовых возможностей. Тема дипломного проекта утверждается руководителем предприятия, направившего специалиста на обучение в университет, и должна иметь исключительно практическое применение. Материалы дипломного проекта могут послужить основой диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Руководители и специалисты предприятий и фирмы, заинтересовавшиеся в нашей программе профессиональной переподготовки, могут обращаться в ИПК и ПП Московского государственного университета пищевых производств по адресу:

125080, Москва,

Волоколамское шоссе, 11;

тел./факс: 158-23-61,158-03-71;

тел.: 158-71-14, 158-70-40;

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.