Приглашаем к обсуждению
Предлагаем программы профессиональной переподготовки
В.И.Тужилкин, В.С.Сергунов
Московский государственный университет пищевых производств
Institute of heightening of qualification and professional training and Institute of business and management of agro-industrial complex of Moscow State university of food manufactures propose different programs for professional training of employees of enterprises of food industries.
В рыночных условиях потребитель объективно предъявляет повышенные требования к качеству выбираемой им продукции. Высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста служит главным обобщающим критерием качества. Востребованность, мотивация эффективной трудовой деятельности, высокий уровень оплаты труда и морального стимулирования, достойный уровень качества жизни - это главные условия карьерного роста для молодых, а для опытных и зрелых работников - уверенность в будущем и активное трудовое долголетие. Как добиться такого положения?
Решения могут быть разные. Мы постараемся высказать нашу точку зрения и готовы принять участие в дискуссии на страницах журнала или в рамках «круглого стола» в университете и Интернет-журнале «Качество, безопасность и экология пищевых продуктов и производств» (www.ipapk.ru).
Для рассмотрения взяты только две категории работников, хотя наши рекомендации касаются более широких
Cравнительная численность персонала предприятий на этапах развития рыночной экономики, %
Категории персонала Этапы развития рыночной экономики
первый второй третий
Руководители и специалисты-инженеры 4,0 4,5 6,0
Техники 8,5 16,7 58,0
Квалифицированные рабочие 32,0 65,8 36,0
Малоквалифицированные рабочие 55,5 13,0 -
слоев наемных работников, имеющих или желающих получить высшее или среднее профессиональное образование, а также пройти профессиональную переподготовку. Важен также прогноз в изменении структуры категорий персонала.
По данным Минтруда РФ, численность персонала предприятий по этапам развития рыночной экономики в ближайшее время существенно изменится (см. табл.).
Что формирует и обеспечивает высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста? Здесь можно выделить пять основных условий: уровень первоначального высшего и среднего профессионального образования; целевое профессиональное ориентирование в рамках системы «Вуз - промышленность (бизнес) -вуз»; система внутрифирменного профессионального роста; система профессиональной переподготовки и повышения квалификации; система общественного признания.
В настоящее время вузы и техникумы переживают не лучшие времена. Наряду с объективными трудностями, присущими периоду перестройки, имеется ряд субъективных причин, резко снижающих уровень образования.
Главное заключается в том, что промышленность (бизнес) оторвана от образовательных учреждений и, как следствие, не оказывает положительного влияния на совершенствование образовательных стандартов и программ, не стимулирует научную и конструкторскую деятельность студентов старших курсов и преподавателей вузов, не оказывает практической помощи в обновлении материально-технической базы учебно-научного процесса. В первую очередь это касается государственных образовательных учреждений, в которых 70-80 % студентов обучается бесплатно, т. е. за счет бюджетных средств. Кроме этого, закрытость предприятий не позволяет организовать на них результативное прохождение производственных и преддипломных практик.
Практика платного обучения студентов в государственных вузах показала, что качество обучения не улучшилось, а даже снизилось, что порождает новые проблемы. В данном случае не срабатывает условие «если платим за обучение, то и учимся усерднее и лучше». Получается несколько иначе, а именно: «раз мы платим, Вы должны нас учить лучше».
В любом случае смешивание бесплатного и платного обучения ставит новые задачи перед профессорско-преподавательским составом вуза по поиску новых форм и методу обучения.
Привлечение предприятиями студентов старших курсов и преподавателей вузов и ссузов к научно-исследовательской, конструкторской и консультационной деятельности позволило бы, по нашему мнению, не только активизировать и улучшить учебный процесс, но и в значительной степени повысить заработную плату преподавателям, а главное, обеспечить приток талантливой и профессионально подготовленной молодежи в производственный либо другой бизнес. Последнее не является сверх оригинальным предложением. В любой развитой стране по данной схеме работают и развиваются все высшие государственные и негосударственные образовательные учреждения.
Идея системы непрерывного образования хороша тем, что она предусматривает в рамках образовательных комплексов, включая и региональные, увязывание образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих профессий, техникумов и вузов. Те производственно-технические училища, техникумы, которые выжили в условиях перехода на новые рыночные условия, должны быть включены в образовательные комплексы, в которых реализуется единая методическая политика, а имеющийся дефицит в рабочих кадрах профессий и специальностей должен быть восполнен высшими образовательными учреждениями государственного/него-
ECONOMICS AND MANAGEMENT
сударственного статуса. В этом случае может быть успешно осуществлено целевое профессиональное ориентирование молодежи и лиц среднего возраста. Одновременно поднимается авторитет и престижность обучения рабочим профессиям и среднетехническим специальностям в институтах и университетах.
До конца восьмидесятых годов в стране успешно функционировала система внутрифирменного обучения, известная как техническая и экономическая учеба. За руководителем любого структурного подразделения аппарата управления предприятия нормативно было закреплено обязательное проведение занятий в рабочее время (до 10 %) с подчиненным персоналом с целью повышения их квалификации или профессионального уровня (мастера, начальники смен, цехов и др.)
В этом случае повышался профессиональный уровень руководителя, поскольку он должен был следить за всеми новациями в своей области знаний, а также объективно оценивать профессиональный уровень своих подчиненных, что было очень важно при переаттестации или выдвижении работника на более ответственную должность или работу.
Для активизации работы в этом направлении необходимо разработать Положение о внутрифирменном обучении и Договор о сотрудничестве вуза и предприятия (фирмы). Преподаватели вуза могут помочь в решении методических вопросов и участвовать в реализации внутрифирменных образовательных программ.
Важнейшими составляющими, обеспечивающими в нынешних условиях высокий профессиональный уровень руководителя и специалиста, являются знания, и только потом диплом, т.е. документ, юридически подтверждающий наличие знаний у прошедшего обучение.
Опыт университета в реализации программ профессиональной переподготовки в объеме 1000 ч позволяет специалисту, имеющему непрофильное высшее образование, с частичным отрывом от производственной либо другой предпринимательской деятельности получить нужные знания и при соответствующей аттестации их подтвердить. В данном случае не может быть никаких компромиссов. Подтвердил знания - получи диплом, нет, -проходи повторную аттестацию.
В отличие от технологии обучения для получения второго высшего образования, когда специалист в ряде слу-
чаев стремится изменить сферу деятельности, профессиональная переподготовка необходима специалисту для карьерного роста или закрепления своего статуса и занимаемой должности.
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки и Институт бизнеса и менеджмента агропромышленного комплекса МГУПП предлагают следующие программы профессиональной переподготовки:
• эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления;
• безопасность технологических процессов и производств;
• микробиология и ферменты в технологических процессах пищевых производств;
• технология производства пива и безалкогольных напитков;
• экология производства и окружающей среды;
• контроль и сертификация качества сельхозпродукции и продуктов питания (по группам и видам);
• пищевая инженерия малых производств;
• финансовый менеджмент;
• производственный менеджмент;
• практический маркетинг;
• правовые отношения в бизнесе;
• теплотехнология в пищевых процессах;
• прикладная математика в бизнесе.
Каждая программа включает 8-9
дисциплин объемом от 40 до 100 ч. Половина часов - лекции, другая половина - лабораторные и практические занятия. По каждой дисциплине проводится аттестация в форме экзамена. Обучающийся проходит стажировку, готовит и защищает дипломный проект. По завершении обучения выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке (ф-1). Срок обучения от 6 мес до одного года. В группе обучаются 10-15 человек. Технология обучения гибкая. Московская группа посещает занятия 3 раза в неделю по 4-6 академических часов. Расписание занятий составляется с учетом предложений студентов. Для иногородних процесс обучения предусматривает выездные занятия преподавателей, а также занятия в университете.
Рассмотрим подробно каждую программу.
«Эксплуатация автоматизированных систем обработки информации и управления». Данный курс базируется на программах трех специальностей, по которым в МГУПП проходят обучение студенты:
автоматизированные системы обработки информации и управления;
управление и информатика в технических системах;
автоматизация технологических процессов и производств (в пищевой промышленности).
Выпускники МГУПП по данным специальностям особенно востребованы в последние годы. И этому есть причины. Во-первых, программы обучения по данным специальностям весьма насыщены и сложны. Студенты, прошедшие полный курс обучения (программы обучения предусматривают три ступени: бакалавр - 4 года, специалист - 5 лет, магистр - 6 лет) и при аттестации получившие хорошие и отличные оценки, действительно, становятся квалифицированными специалистами и успешно конкурируют при занятии вакантных должностей в организациях и фирмах разного профиля. Во-вторых, за последние 10 лет пищевые и перерабатывающие предприятия внедрили новейшие технологии с современными компьютерными технологиями управления. Много построено новых предприятий, в том числе и иностранными предпринимателями.
Эффективное управление производства, нацеленное на получение высококачественной и конкурентной продукции, требует наличия квалифицированных специалистов и менеджеров.
По данной программе могут проходить обучение инженеры-технологи и механики, а также менеджеры, связанные с управлением производством. Базовыми дисциплинами данной программы служат курсы «Основы технологии пищевых производств» и «Основы производственного менеджмента», поскольку знания данных курсов позволят специалисту находить оптимальные решения в построении элементов АСУП и АСУТП или совершенствовании имеющейся интегрированной системы АСУ. Опыт эксплуатации систем АСУП и АСУТП на предприятии показывает необходимость постоянных корректировок программных продуктов, что связано с большими расходами и постоянной зависимостью от программистов -разработчиков программного обеспечения либо фирм, осуществляющих поддержку программных продуктов. Изучение и освоение специалистами предприятий курсов «Программирование», «Моделирование систем», «Операционные системы» и «Системы управления базами данных» позволят им самостоятельно решать вопросы корректировки программных продук-
тов или выступать перед «договорными исполнителями» в роли компетентного заказчика.
Изучение и освоение курсов «Автоматизированные информационно-управляющие системы пищевой и перерабатывающей промышленности» и «Методы и средства проектирования и эксплуатации автоматизированных систем управления предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности» позволит специалистам не только на более качественном уровне оценить имеющиеся на предприятиях системы АСУТП, но и овладеть знаниями для принятия эффективных решений по совершенствованию систем за счет снижения эксплуатационных расходов и повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Поскольку в настоящее время весьма актуальна проблема защиты экономической информации и новых технических решений в производственном процессе весьма важен курс «Информационная безопасность систем управления». Изучение теоретических курсов сопровождается практическими занятиями в компьютерных лабораториях. Для повышения квалификации и профессионального уровня в целом большое значение имеют лабораторные работы по курсам:
«Программирование» (табулирование функций; создание и обработка одномерных массивов; создание и обработка двумерных массивов; создание и обработка файлов; создание и обработка списков; создание и обработка строк; объективно-ориентированное программирование; программирование на CU++BUILDER);
«Моделирование систем» (разработка программных датчиков случайных чисел; моделирование очередей; разработка модели производственного участка; постановка задачи оптимизации реконструкции производственного участка; разработка программы решения задачи оптимизации реконструкции производственного участка);
«Информационная безопасность систем управления» (организация совместного доступа к ресурсам рабочей станции под управлением OC WINDOWS 95/98/2000; организация совместного использования информации в локальной сети под управлением ОС WINDOWS NT);
«Современные вычислительные системы и телекоммуникации» (исследование локальной сети, особенности архитектур и функциональные возможности; изучение интерфейса WINDOWS ХР, особенности и наиболее
необходимые практические навыки; изучение пакета Office ХР; изучение WINDOWS XP);
«Операционные системы» (анализ процессов в операционной системе WINDOWS; анализ организации взаимодействия процессов через Р1РЕ и FIFO в WINDOWS; анализ средств System Interprocess Communications, организации работы с разделенной памятью; исследование семафоров в WINDOWS как средств синхронизации процессов; анализ обработки исключений в WINDOWS; исследование организации файловой системы в WINDOWS; исследование организации ввода-вывода в IBM-совместимых вычислительных машин);
«Системы управления базами данных» (создание контекстной диаграммы; создание диаграммы декомпозиции и узлов; создание FEO-диаг-раммы и IDF-диаграммы; создание сценария. Стоимостный анализ; создание физической модели данных по заранее составленной ER-диаграмме; создание схемы, содержащей все объекты ER-диаграммы; добавление механизма поддержки целостности данных к объектам полученной схемы пользователя, заполнение данными таблиц полученной схемы; предоставление привилегий на доступ к данным другим пользователям, создание представлений для доступа к часто используемым данным, назначение привилегий на доступ к представлениям; создание аналитического отчета по заданию для объектов схемы);
«Автоматизированные информационно-управляющие системы в пищевой промышленности» (мони-тор-управляющая подсистема АИС КХП; подсистема классификации; построитель типовых операций; подсистемы производственно-складского учета; подсистемы бухгалтерского учета; подсистема налогового учета);
«Современные информационные технологии» (разработка технического задания на персональный Wеb-сайт; разработка персонального Web-сайта средствами HTML; испытание персонального Web-сайта; исследование подсистемы ППР автоматизированной информационной системы комбината хлебопродуктов);
«Методы и средства проектирования и эксплуатации автоматизированных систем управления предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности» (разработка структурно-функциональной модели (SADT); разработка модели потоков данных (DFD); разработка информационной модели (ERD); разработка
проекта внедрения системы управления на предприятии; организация эксплуатации системы управления предприятием; сопровождение бизнес-процессов предприятия);
«Проектирование информационных систем» (создание контекстной диаграммы; создание диаграммы декомпозиции и узлов; создание FEO-диаграммы и IDF-диаграммы; создание сценария, стоимостный анализ; создание физической модели данных по заранее составленной ER-диаграм-ме, создание схемы, содержащей все объекты ER-диаграммы; добавление механизма поддержки целостности данных к объектам полученной схемы пользователя, заполнение данными таблиц полученной схемы; предоставление привилегий на доступ к данным другим пользователям, создание представлений для доступа к часто используемым данным, назначение привилегий на доступ к представлениям; создание аналитического отчета по заданию для объектов схемы).
«Основы производственного менеджмента» (тематика практических занятий: функции управления производством - координация, мотивация, контроль и регулирование; координация работ по выполнению производственных программ и мотивация труда работников; оперативное регулирование хода производства; система управления и ее информационное обеспечение; организация автоматизированного управления производством на современном предприятии).
Обучающиеся студенты проходят стажировку на отечественных или зарубежных предприятиях (фирмах) в зависимости от целесообразности и финансовых возможностей. Тема дипломного проекта утверждается руководителем предприятия, направившего специалиста на обучение в университет, и должна иметь исключительно практическое применение. Материалы дипломного проекта могут послужить основой диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Руководители и специалисты предприятий и фирмы, заинтересовавшиеся в нашей программе профессиональной переподготовки, могут обращаться в ИПК и ПП Московского государственного университета пищевых производств по адресу:
125080, Москва,
Волоколамское шоссе, 11;
тел./факс: 158-23-61,158-03-71;
тел.: 158-71-14, 158-70-40;
e-mail: [email protected]