Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ / ТРУД / ОСВОЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / СИСТЕМА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузиева Нодира Муродовна

В статье рассматриваются проблемы и решения трудового воспитания в современной педагогике. Отмечается, что новая техническая реконструкция производства, ускорение освоения новейших технологий поставили перед системой общеобразовательной и трудовой подготовки студенческой молодежи невиданные по своей новизне задачи. Делается вывод о том, что труд влияет на формирование не одного качества личности не избирательно, а одновременно на все стороны личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND SOLUTIONS OF LABOR EDUCATION IN MODERN PEDAGOGY

The article dwells on the problems and solutions concerned with labor education in modern pedagogy. It is noted that the new technical reconstruction of production, acceleration of the most advanced technologies assimilation have set tasks unprecedented in their novelty for the system of general education and labor training of young students. It is concluded that labor influences the formation of more than one quality of the personality, not selectively, but simultaneously on all aspects of the personality

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

УДК 360.01.

Кузиева Нодира Муродовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры грамматики арабского языка ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова»

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и решения трудового воспитания в современной педагогике. Отмечается, что новая техническая реконструкция производства, ускорение освоения новейших технологий поставили перед системой общеобразовательной и трудовой подготовки студенческой молодежи невиданные по своей новизне задачи. Делается вывод о том, что труд влияет на формирование не одного качества личности не избирательно, а одновременно на все стороны личности.

Ключевые слова:

проблемы и решения, труд, освоение передовых технологий, система общеобразовательной и

трудовой подготовки студенческой молодежи.

Kuzieva Nodira Murodovna,

candidate of philological sciences, Associate Professor of the department of Arabic grammar under the SEI "Khujand State University named after acad. B. Gafurov" Tajikistan, Khujand

PROBLEMS AND SOLUTIONS OF LABOR EDUCATION IN MODERN PEDAGOGY

Annotation

The article dwells on the problems and solutions concerned with labor education in modern pedagogy. It is noted that the new technical reconstruction of production, acceleration of the most advanced technologies assimilation have set tasks unprecedented in their novelty for the system of general education and labor training of young students. It is concluded that labor influences the formation of more than one quality of the personality, not selectively, but simultaneously on all aspects of the personality.

Keywords:

problems and solutions, labour, advanced technologies assimilation, system of general education

and labor training of young students.

Важным условием научной организации трудовой подготовки школьников является соблюдение принципа научности, и исходя из этого возникает необходимость в использовании прогрессивных, передовых идей и положений современной педагогики. Тем более, что новая техническая реконструкция производства, ускорение усвоения самых передовых технологий поставят беспрецедентные по своей новизне задачи перед системой общей и трудовой подготовки учащейся молодежи. Современное производство нуждается в таких кадрах, которые владеют компьютерной и программированной грамотностью, имеют высокую культуру с ранних лет воспитанной привычкой к организованному труду, к сознательной высокой дисциплине [11; 10]. Реформа системы образования, осуществляемая в Республике Таджикистан, основывается на творческом развитии принципов единой трудовой и политехнической школы и направлена на то, чтобы повысить уровень образования, улучшить подготовку школьников к самостоятельной трудовой жизни.

Новая техническая реконструкция производства, ускорение усвоения самых передовых технологий поставили беспрецедентные по своей новизне задачи перед системой общеобразовательной и трудовой подготовки учащейся молодежи. Современное производство нуждается в таких кадрах, которые владеют компьютерной, проблемной и программированной грамотностью, имеют высокую культуру, с ранних лет воспитанной привычкой к организованному труду, к сознательной высокой дисциплине.

Принятые последние законы и постановления по вопросам образования, обучения, воспитания подчеркивают непреходящую роль и значение трудового воспитания школьников в условиях перестройки всей системы образования [7; 8].

Настоящие концептуальные задачи настоятельно требуют дальнейшего совершенствования системы трудового воспитания школьников как составной части общего и профессионального образования, направленной на формирование всесторонне развитой личности. В нашем же частном случае критерием готовности учащейся молодежи к профессиональной деятельности, к выполнению социальных функций служит системы качеств; выработанных в ходе учебно-воспитательного процесса и в результате самодеятельности в школьные годы. Исходным видом труда для школьника является учебный труд. Поэтому многое здесь зависит от формирования у школьников положительного отношения к учению [1; 2; 3; 4; 5].

Учебный труд в процессе учебно-воспитательной работы, занимая большую часть времени учащихся оказывает огромное влияние на формирование у них нравственно-трудовых качеств, в числе которых ведущее место занимает трудолюбие. Школьные учебники знакомят учащихся с различными видами труда детей. Школьники, особенно на уроках труда и профориентации, получают представление о характере труда в различные времена года. Поэтому наши наблюдения за учащимися в процессе учебной и вне учебной работы показали, что очень хорошо поставленный учебный процесс закладывает основы знаний и формирует познавательный интерес школьников (более подробно об этом говорится в третьей главе). Педагогическая наука проблеме трудового воспитания подрастающего поколения всегда отводила и отводит одно из ведущих мест. Еще в 1918 году Государственная комиссия по просвещению под руководством Н.К. Крупской [6], А.В. Луначарского разработала "Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики" и "Основные принципы трудовой школы". Основой школьной жизни было записано в "Положении" должен служить производственный труд не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только как метод преподавания, но именно как производительный общественно необходимый труд. Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещающим светом всю окружающую жизнь. Постоянно усложняясь и выходя за пределы непосредственной обстановки детской жизни, производительный труд должен знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, вплоть до самых высших".

В примечании к этой статье указывалось, " трудовое начало должно стать мощным педагогическим средством, а труд в школе-творчески радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным" [9, с.135]. Таким образом, соединение обучения с производительным трудом становилось официальной линией в системе воспитания учащихся в общеобразовательной школе. В приобщении детей и молодежи к производительному труду, в тесном общении их с рабочими коллективами представителей отечественной педагогики, занимающиеся проблемами трудового воспитания, видели мощное средство формирования классового самосознания, подготовки к политической борьбе. Значительный теоретический и практический интерес представляют мысли С.Т. Шацского о том, чтобы введение труда помогало детям уже сейчас, (а не когда они станут большими) строит свою жизнь по новому,

чтобы школа стала участницей в переделке быта. Он пришел к выводу о необходимости организации хозяйства, имеющего свой промфинплан, и по его твердому убеждени+ю, это дает действительные возможности превращения труда в воспитывающее начало.

С.Т. Шацский считал, что нам нужен детский труд, полный смысла и подъема, поэтому следует заботится о такой организации детской работы, которая является частью предприятия, колхоза, но в то же время частью посыльной, интересной, доступной детям и, в то же время серьезной. Без труда, как верно замечает этот педагог, невозможно решить проблему организации детского коллектива. А этот коллектив наиболее прочен и целеустремлен именно тогда, когда детский труд общественно полезный и когда эта полезность осознана каждым его участником. " Труд, -утверждал С.Т. Шацский, -может быть основой детской жизни, но именно детской, радостной и бодрый труд" [12, с.62]. М. Бернштейн-редактор сборника "Бюджет времени нашего молодняка" писал: "Причины переутомления, нервности и общего ухудшения здоровья молодежи отнюдь не лежат исключительно и даже преимущественно в количественной стороне трудовой нагрузки, а в общих условиях ее протекания, степени ее организованности (вернее, неорганизованности) и в режиме времяпрепровождения " [12]. "Нужен, - писал С.Т. Шацский -...некрошечный садик с цветами и двумя тремя грядками, где напоказ растут овощи, и не подобие маленького зоологического сада, где бы дети знакомились с животными через решетку или клетку, а ферма с садом, полем, огородом, скотный двор и молочное хозяйство" [12, с. 119]. В связи с тем, что нам нужен детский труд полный смысла и подъема следует говорить о такой организации детской работы, - подчеркивал этот педагог, - которая является частью предприятия, колхоза, но частью посильной, интересной, доступной детям, и в то же время серьезной. Без труда, - отмечал он, - невозможно решить проблему организации труда детского коллектива.

Нами установлено, что труд влияет на формирование не одного какого - либо качества личности, не избирательно, а одновременно на все стороны личности. Здесь, как показали наши наблюдения, действует педагогический закон о взаимосвязи. Список использованной литературы:

1. Ashrapov B.P. Effectiveness of video materials for foreign language teaching. // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 4-1(67). P.74-76.

2. Ashrapov B.P. Some consideration beset with students' communicative culture. // Ростовский научный вестник. 2022. № 5. P. 61-62.

3. Ashrapov B.P., Rizoeva P.S. Empirical research on distance tuition (on the example of a foreign language). // Cognitio Rerum. 2022. № 6. P. 93-95.

4. Rizoeva P.S., Ashrapov B.P. Some consideration beset with the notion of teaching methods in the system of didactical tuition. // Научные известия. 2022. № 28. P. 135-137.

5. Дадобоева М.Х., Кузиева Н.М. Некоторые вопросы фонетики в процессе обучения арабскому языку. // Актуальные исследования. 2022. № 16(95). С.78-81.

6. Крупская Н.К. Трудовое воспитание и политехническое обучение // Педагогические сочинения. Выпуск 10-й. - М.: Просвещение, 1989. 223 с.

7. Кузиев М.А., Кузиева Н.М. Родоначальники педагогических идей и мысли таджикского народа. Межвузовский международный конгресс. Высшая школа: Научные исследования. Москва: Инфинити, 2021. - С. 36-41.

8. Кузиева Н.М. Труд является правом и обязанностью каждого трудоспособного человека. // Cognitio Rerum. 2022. № 12. С.111-114.

9. Паначин Ф.Г. Школа и общественный прогресс. - М.: Просвещение, 1983. 253 с.

10. Рахмонова Д.З., Кузиева Н.М. Теоретические основы активизации учебнопознавательной

деятельности учащихся начальных классов. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2018. № 3(56). С.224-228.

11. Рашидова Д.А., Ашрапов Б.П. Вклад лидера нации Эмомали Рахмона во внедрение программы иностранных языков // Вестник Педагогического университета. 2022. № 3(98). С.75-79.

12. Шацкий С.Т Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1980. 304 с.

© Кузиева Н.М., 2022

УДК 360.01.

Кузиева Нодира Муродовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры грамматики арабского языка ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова»

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о роли обучения в трудовом воспитании школьников. Подчеркивается, что в революционный период переустройства общественной жизни особенно остро стоит необходимость воспитания организаторов новой жизни и нового общества. Делается вывод, что на основе концептуальных работ о роли труда во всестороннем развитии личности имеются определенные успехи в разработке теории трудового воспитания с учетом потребностей нового времени.

Ключевые слова:

трудовое воспитание, проблемы и решения, передовые технологии, теория, трудовое воспитание школьников.

Kuzieva Nodira Murodovna,

candidate of philological sciences, Associate Professor of the department of Arabic grammar under the SEI "Khujand State University named after acad. B. Gafurov" Tajikistan, Khujand

THE ROLE OF TRAINING IN LABOR EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Annotation

The article dwells on the issue concerned with the role of training in the labor education of schoolchildren. It is underscored that in the revolutionary period of the reorganization of social life, the need to educate the organizers of a new life and a new society is especially acute. It is concluded that based on conceptual works on the role of labor in the comprehensive development of the individual has some success in the development of theory of labor education in the light of the needs of the new time.

Keywords:

labor education, problems and solutions, advanced technologies, theory, labor education of schoolchildren.

В ходе развивающегося научно-технического и социального прогресса формируется гражданин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.