Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ / ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕОРИЯ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузиева Нодира Муродовна

В статье рассматривается вопрос о роли обучения в трудовом воспитании школьников. Подчеркивается, что в революционный период переустройства общественной жизни особенно остро стоит необходимость воспитания организаторов новой жизни и нового общества. Делается вывод, что на основе концептуальных работ о роли труда во всестороннем развитии личности имеются определенные успехи в разработке теории трудового воспитания с учетом потребностей нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRAINING IN LABOR EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article dwells on the issue concerned with the role of training in the labor education of schoolchildren. It is underscored that in the revolutionary period of the reorganization of social life, the need to educate the organizers of a new life and a new society is especially acute. It is concluded that based on conceptual works on the role of labor in the comprehensive development of the individual has some success in the development of theory of labor education in the light of the needs of the new time.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

деятельности учащихся начальных классов. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2018. № 3(56). С.224-228.

11. Рашидова Д.А., Ашрапов Б.П. Вклад лидера нации Эмомали Рахмона во внедрение программы иностранных языков // Вестник Педагогического университета. 2022. № 3(98). С.75-79.

12. Шацкий С.Т Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1980. 304 с.

© Кузиева Н.М., 2022

УДК 360.01.

Кузиева Нодира Муродовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры грамматики арабского языка ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова»

РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о роли обучения в трудовом воспитании школьников. Подчеркивается, что в революционный период переустройства общественной жизни особенно остро стоит необходимость воспитания организаторов новой жизни и нового общества. Делается вывод, что на основе концептуальных работ о роли труда во всестороннем развитии личности имеются определенные успехи в разработке теории трудового воспитания с учетом потребностей нового времени.

Ключевые слова:

трудовое воспитание, проблемы и решения, передовые технологии, теория, трудовое воспитание школьников.

Kuzieva Nodira Murodovna,

candidate of philological sciences, Associate Professor of the department of Arabic grammar under the SEI "Khujand State University named after acad. B. Gafurov" Tajikistan, Khujand

THE ROLE OF TRAINING IN LABOR EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Annotation

The article dwells on the issue concerned with the role of training in the labor education of schoolchildren. It is underscored that in the revolutionary period of the reorganization of social life, the need to educate the organizers of a new life and a new society is especially acute. It is concluded that based on conceptual works on the role of labor in the comprehensive development of the individual has some success in the development of theory of labor education in the light of the needs of the new time.

Keywords:

labor education, problems and solutions, advanced technologies, theory, labor education of schoolchildren.

В ходе развивающегося научно-технического и социального прогресса формируется гражданин

- труженик нового типа, характеризующийся демократической убежденностью, гармоническим сочетанием физического и умственного труда, широким профессиональным и культурным кругозором, мастерством, глубоким знанием основ воспитательной деятельности, творческим сознательным отношением к труду. Результаты наших исследований показали, что если у школьников сформировано положительное отношение к учению, как к труду, то в дальнейшем оно служит фундаментом для перехода к общественно-полезному труду, в соединении обучения с производительным трудом, к осуществлению связи школы с производством.

Известный педагог - П.П. Блонский в работе "Организация труда как учебный предмет в школе" писал: "В век развития техники вполне лишь становится возможной постановка вопроса о рациональной реорганизации труда. В революционный период переустройства общественной жизни особенно остра нужда в воспитании организаторов новой жизни и нового общества. В вполне демократическом обществе стоит задача преодоления контраста между организациями и исполнителями: каждый член общества должен быть способен к организационной деятельности" [1; 6, 10; 11]. При этом справедливо считать, что новая "трудовая школа в отличие от трудовой школы народников, толстовцев, трудовиков, буржуазии-марксистская школа" [12, c.21; 4; 8; 14]. П.П. Блонский особое место отводил общественно полезному труду школьников, имея в виду, он является центром школы. Он неоднократно подчеркивал, что "В воспитании школьников следует исходить из их общественного труда. Такая школа сочетает с действием и образованием с умом, воспитывает волю и интеллект на одном и том же материале и в одном и том же процессе" [5, с.5-7]. При этом особое место в своих произведениях он отводил общественно- полезному труду учащейся молодежи. По его мнению, основная задача трудового воспитания заключается не только в обучении учащихся трудовым умениям, но и в формировании общественной значимости труда. Вопросом труда учащихся, его научной организации, трудовому воспитанию учащихся были посвящены работы А.П. Пинкевича, М.М. Пистрак, В.Сорока-Росинского, А.Рудик, И. Кан и многих других педагогов и психологов. Так, в своих работах, например, А.А. Пинкевич очень резко критиковал сторонников " ручного труда" и ранней профессионализации. Главное, по его мнению, это то, что имеет более действенное влияние на решение вопросов трудового обучения и воспитания - это усиленные связи между производством и школой, которое на современном этапе имеет большое значение.

В своей научно-педагогической деятельности М.М. Пистрак отводил общественно-полезному труду учащихся важнейшую роль. По его мнению, общественно-полезный труд учащихся, помимо других качеств личности, активно формирует и такое, как коллективизм. Он считал, что в школе дети и подростки в процессе труда "научаться быть теми коллективистами, которые необходимы для нашего времени, для творчества новых форм общественной жизни" [13, с.103]. С точки зрения другого педагога этого же времени А. Рудика, лучшим методом, с точки зрения НОТ, будет тот, который наиболее экономичным путем приводит к прочному усвоению учащимися знаний и навыков. По мнению И. Кан, обучение школьников на производстве должно преследовать цель ознакомить их с различными хозяйственными системами производства, с организацией производства. Он справедливо считал, что в подобном ознакомлении приобретаются такие ценные качества на наблюдательность, сообразительность, пытливость, растет потребность в расширении знаний, в поставленное на такой основе и с такой целью политехническое и производственное обучение имеет большое социальное значение. Талантливый педагог А.С. Макаренко проблеме трудового воспитания подрастающего поколения придавал особое внимание. Основное его утверждение по настоящее основополагающей проблеме - это то, что труд только тогда становится воспитательным средством, когда связывается с политическим и нравственным воспитанием.

А.С. Макаренко, говоря о воспитании культурного человека, подчеркивал: "Мы должны

воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать свои обязательства перед классом. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным, в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчивым и закаленным, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать коллектив и наказание. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастливым. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день" [11, с.33].

Значительный вклад в разработку вопросов теории трудового воспитания учащихся, затрагивающие такие важнейшие аспекты, как: определение содержания трудового обучения в начальной и средней школе, разработка их форм и методов, реализация принципа политехнизма как в процессе учебной и вне учебной деятельности, так и подготовки старшеклассников к производительному труду, внесли П.Р. Атутов, А.А. Васильков, Ю.К. Васильев, В.Г. Зубов, К.А. Иванов, А.П. Сейтешев, М.Н. Скаткин, П.И. Ставский, Г.А. Уманов, Г.Т. Хайруллин, С.М. Шабанов и другие. Ю.К. Васильев, В.И. Чепелев приводят более полную характеристику трудового воспитания: "Трудовое воспитание - это составная часть воспитания всесторонне развитой личности, система педагогических воздействий, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности трудиться на общую пользу, интереса и любви к труду, сознательного и добросовестного отношения к нему. Оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы, проводимой с учащимися школ, работниками производства, семьей и общественностью" [7, с.2]. И.Д. Чернышенко считает, что "Трудовое воспитание - это многогранный, диалектический процесс, в результате которого подрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт и тем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, общественной деятельности, к управлению производством и государством. Решить эти сложные задачи случайными, не связанными между собой воспитательными средствами, безусловно, невозможно. Необходима эффективная система трудового воспитания, определенная логика воспитательного процесса" [16, с.23]. В работе "Становление личности" В.Н. Столетов пишет: "Трудовое воспитание в широком смысле сводится к подготовке квалифицированного исполнителя с широкой ориентацией в тех областях, которые так или иначе связаны с материальным производством или сферой обслуживания. Узкое понимание такого воспитания противоречит современному уровню развития науки и техники" [17, с.164; 15].

В настоящее время педагогическая наука, опираясь на концептуальные труды о роли труда во всестороннем развитии личности имеет определенные успехи разработки теории трудового воспитания в свете потребности нового времени. Список использованной литературы:

1. Ashrapov B.P. Effectiveness of video materials for foreign language teaching. // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. № 4-1(67). P.74-76.

2. Ashrapov B.P. Some consideration beset with students' communicative culture. // Ростовский научный вестник. 2022. № 5. P. 61-62.

3. Ashrapov B.P., Rizoeva P.S. Empirical research on distance tuition (on the example of a foreign language). // Cognitio Rerum. 2022. № 6. P. 93-95.

4. Rizoeva P.S., Ashrapov B.P. Some consideration beset with the notion of teaching methods in the system of didactical tuition. // Научные известия. 2022. № 28. P. 135-137.

5. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. - М.: Акад. пед. наук, 1961. - 695 с.

6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика, 1979 т.1. - 304 с.

7. Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. - М.: Педагогика? 1978. - 175 с.

8. Дадобоева М.Х., Кузиева Н.М. Некоторые вопросы фонетики в процессе обучения арабскому языку. // Актуальные исследования. 2022. № 16(95). С.78-81.

9. Кузиев М.А., Кузиева Н.М. Родоначальники педагогических идей и мысли таджикского народа. Межвузовский международный конгресс. Высшая школа: Научные исследования. Москва: Инфинити, 2021. - С. 36-41.

10. Кузиева Н.М. Труд является правом и обязанностью каждого трудоспособного человека. // Cognitio Rerum. 2022. № 12. С.111-114.

11. Макаренко А.С. Книга для родителей. - Киев: Рад. шк., 1987. - 382 с.

12. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. -М.: Просвещение, 1978 - 397 с.

13. Пистрак М.М. Очерки политехнической школы переходного периода. - М.: Работник просвещения, 1929. - 179 с.

14. Рахмонова Д.З., Кузиева Н.М. Теоретические основы активизации учебнопознавательной деятельности учащихся начальных классов. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2018. № 3(56). С.224-228.

15. Рашидова Д.А., Ашрапов Б.П. Вклад лидера нации Эмомали Рахмона во внедрение программы иностранных языков // Вестник Педагогического университета. 2022. № 3(98). С.75-79.

16. Столетов В.Н. Становление личности. - М.: Мысль, 1987 - 334 с.

17. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.

© Кузиева Н.М., 2022

Пахомова Дарья Александровна

ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Акчулпанова Альфия Ануровна

ФГБОУ ВО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

г. Уфа, РФ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

Аннотация

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.

Ключевые слова Чтение, книга, детство, мультфильмы, ИКТ

Pakhomova Darya Alexandrovna

Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla Scientific supervisor: Akchulpanova Alfiya Anurovna

Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla

Ufa, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.